Списание бытовой техники

Содержание

Акт списания оборудования, пришедшего в негодность

По этой ссылке можно бесплатно скачать «Образец акта списания оборудования» в формате doc, размером 12,0 КБ

Все организации сталкиваются с необходимостью списания старого оборудования. Компьютеры, оргтехника и другое имущество должны быть утилизированы по акту списания. Для правильного списания требуется экспертное заключение о состоянии оборудования, в котором содержится оценка, подтверждающая невозможность дальнейшего использования. Специально созданная комиссия или приглашенная экспертная организация составляют акт технического обследования, на основе которого можно проводить списание основных средств с баланса и утилизацию.

Имущественный налог приходится платить за несписанное, но вышедшее из строя или морально устаревшее оборудование. Можно списывать основные средства постепенно – через амортизацию, но существует более короткий путь – составление акта списания оборудования. Списывать рекомендуется материальные ценности, которые:

  • не могут использоваться, так как пришли в негодность;
  • не существуют по результатам инвентаризации;
  • морально устарели;
  • крайне изношены;
  • повреждены при невозможности или экономической нецелесообразности ремонта.

Ежегодно руководитель организации должен издавать приказ о назначении комиссии для списания основных средств. Председателем такой комиссии становится, как правило, заместитель директора, а членами комиссии – главный бухгалтер, экономисты и инженерно-технические работники.

Основания для списания оборудования

В большинстве случаев основные средства подлежать списанию в следующих случаях:

  • Имущество пришло в негодность.
  • Восстановить объект невозможно или экономически нецелесообразно.
  • Оборудование не существует как цельный объект.

Все три обстоятельства должны присутствовать, иначе списание будет незаконным.

Например, нельзя списывать компьютер на том основании, что его производительности не хватает для работы в какой-либо программе. Оборудование остается пригодным для программ с меньшим объемом производительности, таких как текстовый редактор или электронная почта. Необоснованным будет считаться списание принтера, если в составе комиссии нет технического специалиста, который может подтвердить, что основное средство не подлежит ремонту. Также не будет правомерным списание оборудования без решения о его утилизации.

Если в организации нет технической службы, которая может компетентно подтвердить невозможность восстановления оборудования, следует обращаться к сторонним специалистам. В перечне видов деятельности приглашенной организации должна быть экспертиза технического состояния оборудования, документально подтвержденный уровень квалификации специалистов для проведения диагностики соответствующих основных средств.

С выбранной организацией заключается договор с формулировкой «Проведение диагностики оборудования для оценки затрат на ремонт». Если в акте выполненных работ, выданном приглашенной организацией, будет содержаться заключение о неисправности и невозможности восстановления оборудования, организация – собственник основных средств получит достаточные основания для списания.

Чтобы принять обоснованное решение о целесообразности восстановления оборудования следует:

  • сравнить стоимость ремонта с ценой нового оборудования;
  • оценить последствия с учетом продолжительности ремонта;
  • сравнить гарантийный срок нового и отремонтированного оборудования.

При принятии решения об утилизации оборудования должен составляться соответствующий акт с приложением фотоматериалов, фиксирующих разобранный (разрушенный) объект. На фотографиях должны быть видны марка и заводской номер оборудования.

Акт списания оборудования

Под оборудованием обычно понимается применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, которое необходимо для выполнения ее основных или дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему (п. 1 ст. 2 Технического регламента, утв. Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 823). В бухгалтерском учете оборудованием обычно считается имущество, которому необходим монтаж, прежде чем оно станет способным выполнять свои основные функции.

О том, как документально оформляется поступление в организацию оборудования, требующего монтажа, мы рассказывали в нашей консультации, где приводили образец заполнения унифицированной формы № ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (утв. Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7). В дальнейшем предполагается, что оборудование передается в монтаж, что сопровождается обычно оформлением унифицированной формы № ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж» (утв. Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7). Однако возможна ситуация, когда оприходованное оборудование так и не будет введено в эксплуатацию в составе основных средств, а в силу разных причин будет списано. Как оформить акт списания оборудования, расскажем в нашей консультации.

Составляем акт на списание оборудования

Если оборудование не пригодно к использованию в силу физического или морального износа, допущенных повреждений при монтаже или вообще было утрачено по любой причине, оно подлежит списанию. Обязательной к применению формы акта для такого случая нет. Поэтому организация может разработать такой первичный учетный документ самостоятельно и закрепить его в своей Учетной политике в целях бухгалтерского учета. Составлению акта на списание обычно предшествует проведение инвентаризации и составление инвентаризационной описи и сличительной ведомости (если выявлена недостача оборудования). Если необходимо подтвердить непригодность оборудования к использованию, может быть предварительно составлен акт технического состояния оборудования для списания. Акт технического состояния в данном случае являлся бы документом-основанием для списания. Он может быть составлен по образцу дефектной ведомости, который мы приводили .

Акт списания оборудования обычно составляется специально созданной для этих целей комиссией и утверждается руководителем организации. В акте указываются, в частности, наименование оборудования, его стоимость, причина списания.

Приведем для акта списания оборудования образец заполнения.

Пред. / След. Скачать для акта на списание оборудования, пришедшего в негодность, образец бланка можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Бухгалтерский и налоговый учет списания оборудования

Стоимость оборудования, по которой оно было отражено по дебету счета 07 «Оборудование к установке», при списании переносится в общем случае на счет учета финансовых результатов (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 07

Если оборудование списывается по итогам проведенной инвентаризации и выявленной недостачи, его стоимость предварительно относится в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а уже затем – на счет учета источника, из которого недостача будет покрываться:

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — Кредит счета 94 – если было выявлено виновное лицо

или

Дебет счета 91 – Кредит счета 94 – при отсутствии виновных лиц либо если во взыскании с работника было отказано судом

Если оборудование уже было передано в монтаж, но после этого списывается, в указанных выше проводках вместо счета 07 будет использоваться счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, равно как расходы на ликвидацию иного имущества, монтаж которого не завершен, учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если оборудование было утрачено, то факт отсутствия виновных лиц необходимо подтвердить документально (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Порядок списания оргтехники

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия1, состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии — в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее — Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении — копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Драгметаллы

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов». Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) — по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Пример 1

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость — 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС — 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле «Назначение платежа» платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле «Назначение платежа» указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: «Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении». В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: «Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета».
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
— 7000 руб. — списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 4000 руб. — оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 105 06 340 (склад)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
— 4000 руб. — переданы детали аффинажной организации (основание — акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание — паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
Кредит 2 205 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— 534 руб. — начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 500 руб. — произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом «красное сторно»;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
— 3500 руб. — произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— 3500 руб. — начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 534 руб. — перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 3500 руб. — перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Пример 2

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 09 660
«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.
Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 7 июль 2010

1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.

Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы

Необходимое списание средств бюджетных и казенных организаций считается наиболее трудоемкой и длительной по времени процедурой. Эта операция находит свое отражение в очередном бухгалтерском учете. У бюджетных и автономно развивающихся организаций существуют свои нюансы списания имеющихся основных средств.

Вносить основные средства в декларацию сейчас нужно с особой осторожностью, поскольку за правильностью отражения этой статьи доходов пристально следят налоговики и иные проверяющие органы.

Если отсутствует опыт оформления списания, то желательно ознакомиться со всеми особенностями процедуры заранее. Допущенные ошибки и опечатки могут привести к определенным штрафам и иного рода трудностям. Действующие законодательные акты регламентируют порядок списания основного денежного актива организаций.

Общее определение

Процесс списания предполагает снятие ОС (основных средств) действующего предприятия с учета. Повод для этого действия не должен быть волей организатора, он должен быть объективным, связанным с внешними факторами.

Списание возможно на основании следующих объективных причин:

  • При установленном факте кражи;
  • Во время физического либо морального износа;
  • В момент выставления на продажу;
  • При обмене на равноценное имущество;
  • В момент внесения определенных взносов в уставной капитал.

При этом важно осознавать, что существует определенная разница между непосредственным списанием и передачей средств другому развивающемуся предприятию. В документальном отражении процедур также присутствуют определенные отличия.

Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений

На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.

Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:

  • Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
  • Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
  • Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
  • Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
  • Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

После того как определены виды используемого имущества, стоит уточнить цели и основания для проведения списания.

Основные цели проведения

Списание основного финансового портфеля позволяет решать следующие задачи любого действующего предприятия независимо от его формы:

  • Систематизация данных основных средств;
  • Представление полной и реальной картины основных средств;
  • Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
  • Оптимизация важных производственных процессов;
  • Рост доходности предприятия;
  • Формирование филиалов дочерних подразделений;
  • Упорядочивание всей финансовой информации.

Это краткий список задач, которые может решить процедура списания основного капитала.

Регулирующая база

Все имеющиеся в компании основные средства должны отражаться на основании принятых нормативных актов по бухгалтерской отчетности. Все процедуры отражения основных средств проводится на основании принятого Приказа Минфина РФ №26н от 30.03.01. К принятому документу внушительный список различных приложений связанных с регулированием отражения ОС в периодической бухгалтерской отчетности. Все эти особенности и нюансы стоит просмотреть заранее, ведь эта информация потребуется с целью стратегического планирования, поэтому допускать ошибку в последовательности действий нельзя. Неверные действия повлекут за собой нежеланный результат, который может привести к определенным убыткам.

Важные правила списания ОС в бюджетных организациях

Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.

Чтобы выполнить списание, нужны основательные причины для этого. Вот несколько объективных причин для этой процедуры:

  • Если ОС утратило некоторые важные свойства, не может функционировать должным способом;
  • ОС больше не находит своего применения из его уничтожения либо полной утраты.

Чтобы избежать многих сложностей, нужно изучить все важные моменты этого процесса.

Заранее нужно проштудировать следующие вопросы:

  • Требуемая документация;
  • Создание нужного приказа;
  • Поэтапная инструкция;
  • Документальное отражение проводками.

Требуемая документация

Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:

  • Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
  • Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
  • Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, — ОС-2;
  • Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
  • Инвентарная карточка – ОС-6;
  • Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.

Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.

Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.

Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.

Выпуск соответствующего приказа

В сети имеется достаточное количество образцов специального приказа для отражения списания накопленных средств. В качестве источников стоит отдавать предпочтение тем ресурсам, которые себя отлично зарекомендовали. Чтобы избежать различных проблем и нарушений, нужно следить за тем, чтобы в приказе были отражены достоверно следующие личные данные:

  • Полное наименование официального приказа;
  • Текущая дата составления;
  • Дата списания ОС;
  • Причины для списания ОС;
  • Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
  • Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
  • Подпись главного руководителя;
  • Дата официального подписания.

На практике допускаются небольшие отклонения от предложенного алгоритма составления приказа.

Поэтапная инструкция

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.

Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:

  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
  • Осуществление подробного осмотра имущества;
  • Установление конкретных причин для выполнения списания;
  • Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
  • В итоге составляет официальный акт списания средств.

По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.

Порядок списания ценного имущества в ООО

Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

  • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
  • Оформление нужной регламентирующей документации;
  • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
  • Проведение демонтажа и разборки техники;
  • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

Чтобы не было ошибок в последовательности действий и оформлении документов, нужно соблюдать принятый порядок списания ценного оборудования.

Оценка технического состояния

Организации не обязаны привлекать с целью оценки технического состояния списываемой техники сторонние учреждения. Подобное решение о списании может принять организованная комиссия, состоящая из действующих сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией. В их компетентность входят:

  • Подробная диагностика объекта, подлежащего списанию;
  • Оценка целесообразности дальнейшего применения объекта;
  • Выяснение точных причин для дальнейшего списания технического объекта;
  • Подготовка официальных актов о списании важных технических объектов ОС.

Если в штате нет сотрудников, которые в состоянии выполнять эти обязанности, то организация вправе воспользоваться сторонними услугами фирмы, с которой нужно заключить договор сотрудничества.

Процесс согласования

По итогам тщательной проверки созданная комиссия готовит бумаги для согласования списания ОС. Чтобы списать устаревшую оргтехнику, потребуется:

  • Приказ директора предприятия о формировании специальной комиссии для списания ОС;
  • Инвентарные карточки учета ОС;
  • Официальное техническое заключение, которое можно получить у специальной организации, оно подтверждает дальнейшую непригодность техники к ремонту и дальнейшему применению;
  • Технический паспорт устаревшей техники;
  • Официальная выписка из имеющегося реестра муниципального имущества.

Чтобы усвоить процесс списания основного бюджета, изучите краткую инструкцию.

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.

Для чего производится списание ОС?

Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.

В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.

Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.