Сравнение ПБУ 23 и МСФО 7

Относительно новый российский стандарт «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011 (утв. приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н) за небольшим исключением практически во всех аспектах соответствует требованиям международного аналога — МСБУ (IAS) 7. Впервые в указанном российском стандарте появилось определение денежных эквивалентов, вполне соответствующее МСФО, только менее подробно раскрытое.

В российском стандарте не упоминается о методах получения показателей первого раздела отчета, посвященного текущей (операционной) деятельности, в то время как МСБУ (MS) 7 предусматривает два метода: прямой и косвенный.

Косвенный метод более распространен в мировой практике как метод составления отчета о движении денежных средств. Он включает в себя элементы анализа, так как базируется на сопоставлении изменений различных статей бухгалтерского баланса за отчетный период, характеризующих имущественное и финансовое положение организации, а также включает анализ движения основных средств, их амортизацию и другие показатели, которые невозможно получить исключительно из данных бухгалтерского баланса. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец отчетного периода.

Необходимо отметить, что при подготовке консолидированной отчетности прямой метод малоприменим, так как требует больших затрат на получение необходимой информации по каждой из консолидируемых организаций.

Согласно МСБУ (IAS) 7 при отражении денежных потоков в иностранной валюте их величина пересчитывается в валюту отчетности по курсу, принятому на дату движения денежных средств. Требования нового российского стандарта в отношении денежных потоков в иностранной валюте приблизились к МСФО: пересчет теперь производится на дату осуществления или поступления платежа и лишь как исключение допускается использование среднего курса, исчисленного за месяц или более короткий период.

Таким образом, в отношении отчета о движении денежных средств имеются несущественные различия между российскими и международными стандартами финансовой отчетности.

Рассмотрим пример компании, которая владеет несколькими складами в разных местах и ​​сдает их в аренду другим компаниям.

В прошлом году сменились владельцы компании, и в результате произошли изменения в работе компании.

Ранее сотрудники были приписаны к конкретному складу и работали только на этом складе. Теперь сотрудники разных складов взаимозаменяемы и поэтому могут обслуживать больше складов в течение определенного периода времени.

Кроме того, несколько административных сотрудников были уволены, и сотрудники склада теперь также занимаются административными задачами.

В этой ситуации возникает проблема с классификацией затрат.

Ранее все зарплаты работников склада классифицировались как себестоимость продаж, поскольку они работали на складе.

Теперь, после изменения, эти зарплаты классифицируются просто как расходы на персонал (расходы на содержание персонала и административные расходы), и, как следствие, себестоимость продаж резко снизилась.

Как решить эту проблему? Правильно ли это?

Эта проблема касается двух вопросов:

  • Классификация расходов в составе прибыли или убытков, и
  • Изменение в представлении вашей прибыли или убытка в отчетности.

Классификация расходов в составе прибылей или убытков.

При классификации затрат в соответствии с МСФО у вас есть выбор.

Стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» НЕ определяет порядок представления ваших расходов.

На самом деле, НЕТ обязательного формата.

Причина в том, что каждая отдельная организация отличается в своей деятельности и показывает различный профиль расходов, необходимых для получения доходов.

Следовательно, стандарт требует представления расходов в составе прибыли или убытка таким образом, чтобы обеспечить более надежную и актуальную информацию о деятельности вашей компании.

Тем не менее, стандарт IAS 1 предлагает 2 разных формата классификации:

Классификация по характеру затрат.

Когда вы представляете затраты в зависимости от их характера, вы просто группируете расходы по их характеру независимо от роли, которую они играют в деятельности вашей компании.

При этом вы НЕ распределяете расходы между различными функциями вашей компании.

Например, заработная плата работников склада и зарплата административных работников будут представлены как расходы на персонал.

Аналогичным образом, амортизация склада и амортизация административного здания будут представлены как расходы на амортизацию.

Большим преимуществом этого метода является то, что он очень прост, потому что вам не нужно беспокоиться о распределении затрат.

Классификация по функции затрат.

Здесь вы группируете свои расходы по функциям вашей компании.

Например, заработная плата работников склада и амортизация склада представлены как себестоимость продаж.

Заработная плата административных работников и амортизация административного здания представлены как административные расходы.

Этот метод более требователен, потому что он требует определенной работы и осмысленности при перераспределении ваших расходов между различными функциями, но он, вероятно, более актуален для некоторых типов компаний.

Какую классификацию использовать?

А теперь сделаем важное уточнение:

МСФО (IAS) 1 НЕ требует анализа затрат по функциям или по характеру с точки зрения отчета о прибылях и убытках — это предложение.

На самом деле, вам разрешается раскрывать классификацию в отчете о прибылях и убытках на смешанной основе.

Например, вы представляете себестоимость продаж как функцию, затем вы представляете валовую прибыль, а затем вы представляете амортизационные расходы — как статью, классифицированную по характеру.

Это иллюстрация смешанной основы классификации.

Изменение в представлении затрат в финансовой отчетности.

Вернемся к проблеме, описанной в примере:

Можно ли представить заработную плату складских работников в составе себестоимости продаж в той мере, в которой она связана с работой на складе?

Правильно ли представлять эту зарплату как расходы на персонал, если это более уместно для деятельности компании?

Проблема заключается также в изменении представления затрат в отчетности.

В один отчетный период расходы представлены как себестоимость продаж, а на следующий год они представлены как расходы на персонал.

Это не разрешено.

Вместо этого вы должны руководствоваться еще двумя требованиями МСФО (IAS) 1:

Последовательность представления (англ. ‘consistency of presentation’, см. параграфы 45-46).

Вам необходимо сохранить в неизменном виде представление и классификацию статей в финансовой отчетности от одного периода к другому.

Вы можете изменить представление, но только в том случае, если произошли изменения в характере деятельности компании, и новый способ представления является более уместным.

Вторым исключением, позволяющим отступить от принципа последовательности в представлении, является ситуация, когда меняются сами стандарты МСФО. То есть, если изменения стандартов требуют изменения в представлении.

Сравнительная информация (англ. ‘comparative information’, см. параграфы 41-44).

Если вы вносите изменения в представление, вам также необходимо реклассифицировать свою сравнительную информацию (см. параграф 41).

Это означает, что если вы представляли заработную плату работников склада как себестоимость продаж в предыдущем периоде, а теперь хотите представить ее как расходы на персонал — вы можете это сделать, но вам необходимо также реклассифицировать эти зарплаты в предыдущем отчетном периоде в расходы на персонал, чтобы сделать предыдущие и текущие цифры сопоставимыми.

Таким образом, компания в рассмотренном примере должна представить прибыль или убыток за предыдущий период в новом формате, и, таким образом, себестоимость продаж существенно не уменьшится, и эти два отчета будут полностью сопоставимы.