Средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

При размещении парикмахерских в жилых домах, помещения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений учреждений общественного назначения, размещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади не более 300 м2 и числе работающих не более 15 человек.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

В каждой организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

При единовременном нахождении в помещениях более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Работники организаций должны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (далее ?ЛВЖ) и горючими (далее ?ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;

в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

В организаций запрещается:

хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся в организации, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения из расчета 1 порошковый 2-х литровый огнетушитель на 100 кв. м. помещений и не менее 1-ог на помещение.

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.):

незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Нормативные ссылки:

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация».

СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».

НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».

ГОСТ Р 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования».

ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля».

ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

ГОСТ 28130-89 (СТ СЭВ 6301-88) «Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».

ГОСТ 12.1.033-81 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения».

ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

N ЦПО-28П

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.* Настоящие Технические требования распространяются с 01.10.02 г. в полном объеме на специальный подвижной состав (СПС) новой постройки, а также при выполнении капитального ремонта в объеме КР-2. Объем противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта специального подвижного состава с внесенными в них изменениями и дополнениями.
____________________
* В письме МПС России от 19.11.02 N ЦУОП-7/119 пункт излагается в следующей редакции: «Пункт 1.1 N ЦПО-28П следует читать в редакции: «1.1. Настоящие Технические требования распространяются в полном объеме на специальный подвижной состав (СПС) новой постройки, технические задания на который утверждены после 01.10.02 г., а также на СПС, проходящий капитальный ремонт в объеме КР-2″, далее по тексту». — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. С введением в действие настоящих Технических требований «Противопожарные требования к путевым машинам», утвержденные ЦП МПС России от 02.08.95 г., ЦПО-28/1 не применяются.

1.3. Термины и определения, перечень огнезащитных материалов для изготовления внутренних конструкций СПС, нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В специального подвижного состава приведены в приложениях 1-3.

1.4. В приложении 4 приведены расчеты и обоснование выбора требуемого количества модулей порошкового пожаротушения и огнетушителей для защиты дизельного помещения и пожароопасных зон головного и концевого вагонов снегоуборочного поезда СМ-2 и динамического стабилизатора пути ДСП-5С.

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1. Требования к материалам конструкций и оборудованию

2.1.1. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании кабины машинистов и помещения отдыха бригад, независимо от типа специального подвижного состава, должны быть:
негорючими — для изготовления потолков, подшивки крыш, воздуховода вентиляционной установки;
негорючими или трудногорючими — для изготовления перегородок, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки (для выполнения огнезащитных функций). Их необходимо защищать огнезащитными составами (антипиренами), обеспечивающими требуемую степень защиты в соответствии с ГОСТ 3191-93 «Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия»;
трудновоспламеняемыми — для гидро- и звукоизоляции. Допускается использование огнезащитных винилискож, нетканого материала из ПВХ, волокон и пленки ПВХ типа марки Г;
медленно распространяемыми пламя — шторы, чехлы кресел машиниста. Материалы отделки стен и перегородок кабины машинистов (операторов) и помещения отдыха бригад должны соответствовать показателям, согласно ГОСТ 12.1.044-89 «ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».

2.1.2. Материалы отделки дизельного помещения (машинного отделения с электростанциями) должны быть негорючими или трудногорючими.

2.1.3. Материалы отделки и конструкции помещений отдыха бригад и пассажирских салонов вагонов, входящих в состав СПС, должны соответствовать техническим требованиям ВНПБ-97 «Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности».

2.2. Требования к огнестойкости огнепреграждающих конструкций

2.2.1. Кабина машиниста и помещение отдыха бригад на СПС должны быть отделены от дизельного помещения (машинного отделения с электростанцией) вертикальными огнезадерживающими перегородками.
При установке дизеля под полом кабины машиниста конструкция пола должна быть защищена горизонтальной огнезадерживающей перегородкой.

2.2.2. Предел огнестойкости огнезадерживающих перегородок должен быть не менее 0,5 часа.

2.2.3. Огнезадерживающая перегородка по наружному контуру должна быть доведена до металлической обшивки кузова. Допускается перегородку доводить до деревянных брусков обрешетки боковых стен и пола, обработанных методом глубокой пропитки или огнезащитными покрытиями и примыкающих к металлической обшивке кузова. По контуру крыши зазор между металлом крыши и перегородкой необходимо перекрывать по обе стороны от перегородки негорючей изоляцией.

2.2.4. Заделка отверстий в местах прохода труб и кабельных коробов, вентиляционных каналов через огнезадерживающие перегородки должен удовлетворять требованиям п.2.2.2.

2.2.5. Конструкция дверей и дверных рам в огнезадерживающих перегородках должна обладать такой же огнестойкостью, как и сама перегородка (см. п.2.2.2) и обеспечивать непроницаемость для пламени.

2.3 Требования к устройствам аварийных выходов

2.3. Требования к устройствам аварийных выходов

2.3.1. Кабина машиниста вновь проектируемого СПС должна быть оборудована аварийным выходом с использованием боковых оконных проемов.

2.3.2. Аварийный выход должен быть обеспечен веревочной лестницей, длина которой должна достигать головки рельса.
Примечание. Требование п.2.3.2 не распространяется на выносные кабины управления рабочими органами СПС.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДИЗЕЛЯМ

3.1. В дизельном помещении (машинном отделении с электростанцией) должен быть организован централизованный сбор протечек масла и топлива в резервуар, расположенный вне дизельного помещения.

3.2. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвращающими попадание капель или струй топлива (масел) на горячие поверхности, электрические устройства.

3.3. Выпускная система, глушители и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы температура наружной поверхности не достигала температуры воспламенения топлива при утечке.

3.4. Выхлопные трубопроводы дизелей с турбокомпрессорами должны быть обеспечены сливными (дренажными) трубами для удаления несгоревшего топлива, масла.

3.5. В местах прохода выхлопной трубы дизеля через конструкции дизельного помещения (машинного отделения) должны устраиваться противопожарные разделки, соответствующие требованиям к устройству дымовых труб в пассажирских вагонах согласно пунктам 3.4-3.7 ВНТПБ-97 «Ведомственные нормы пожарной безопасности. Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности».

3.6. Глушитель дизеля должен быть сконструирован таким образом, чтобы частицы сажи (искры) охлаждались в нем до температуры не выше 400 °С, установлен под углом к горизонту и иметь в нижней части дренажные отверстия.

3.7. Топливные баки должны располагаться вне дизельных помещений (машинных отделений) и иметь устройства контроля уровня топлива.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ

4.1. Все контактные поверхности клемм, наконечников, шин должны быть гладкими, чистыми, без трещин, выбоин, раковин.
Контактные соединения должны быть плотно затянуты и иметь защиту от самоотвинчивания и ослабления.

4.2. К одному контакту клеммной рейки допускается подключать не более трех проводов цепи управления с установкой промежуточной гайки и шайбы и не более двух проводов в тяговых и вспомогательных цепях.

4.3. Значение сопротивления изоляции электрических цепей в эксплуатации не должно снижаться ниже предельно допустимых значений. Значения сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В приведены в приложении 3.

4.4. Электрические цепи должны иметь встроенные диагностические устройства, позволяющие проверять изоляцию цепей.

4.5. Защита высоковольтных и низковольтных цепей от коротких замыканий и перегрузок, а также при отказах оборудования должна предотвращать появление пожароопасных режимов и повреждение оборудования.

4.6. Принудительное охлаждение оборудования, размещенного в кузове СПС, должно контролироваться защитными устройствами с воздухоструйными или температурными датчиками.

4.7. Предохранители не должны являться источниками выделения тепла, которое может привести к появлению очагов загорания. При перегорании плавкой вставки корпус предохранителя не должен разрушаться.

4.8. Желоба, камеры, короба с электрооборудованием должны быть выполнены из несгораемых материалов по ГОСТ 12.1.044-89.

4.9. Внутренние поверхности шкафов, ниш электрощитов, аппаратных отсеков не должны распространять пламя.

4.10. Изготовление жгутов, монтаж электропроводов и электрооборудования должны осуществляться в соответствии с утвержденной технической документацией.

4.11. Монтаж электрических цепей СПС должен выполняться проводами и кабелями по ТУ 16.705.289-83 «Провода силовые с кремнийорганической изоляцией во фторсилоксановой оболочке», ТУ 16-705.347-84 «Провода и кабели из поливинилхлоридного пластика в лакированной отметке* для тепловозов», ТУ 16-705.348-84 «Провода и кабели для тепловозов» и ТУ 16-705.465-87 «Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов».

_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

4.12. Металлические короба, трубы, металлорукава, в которых прокладываются электропровода, должны изолироваться от деревянных конструкций негорючими материалами толщиной 2,8-3,0 мм.

4.13. Провода внутри аппаратов, пультов, ящиков и соединительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не должны мешать работе оборудования, проведению осмотров и ремонту.

4.14. Провода должны быть удалены от мест образования, выхлопа и выброса электрической дуги в коммутирующих аппаратах (выключателях, автоматах, разъединителях) с целью предотвращения возгорания изоляции проводов и элементов оборудования.

4.15. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать нормативного изоляционного расстояния по воздуху от токоведущих до заземленных частей.

4.16. Монтаж и крепление кабелей, проводов и жгутов должны исключать возможность их перетирания и повреждения изоляции.

4.17. Трубы, металлорукава, короба ответвительные (соединительные), коробки, в которых проложены провода, должны быть надежно закреплены на конструкциях СПС.

4.18. Кабельные каналы в кузове СПС должны быть защищены от попадания и скопления жидкостей во внутренние полости.

4.19. Радиус изгиба труб, в которых проложены провода, должен быть не менее трех наружных диаметров этих труб. В местах изгиба допускается овальность до 15% от наружного диаметра трубы.

4.20. На концах труб с электропроводкой должны быть установлены защитные элементы, исключающие возможность повреждения изоляции проводов о кромки труб.

4.21. Внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнение, исключающее возможность повреждения изоляции проводов, как при нормальном состоянии, так и при отказе отдельных элементов крепления.

4.22. Контактные соединения по согласованному с заказчиком перечню должны быть покрыты термоиндикаторной краской.

4.23. Величина тока в кабелях и проводах, проложенных в жгутах, не должна превышать 85% допустимого значения тока провода, проложенного отдельно. Сечение проводов и защита должны быть выбраны таким образом, чтобы исключить отказы оборудования, а аварийные режимы не приводили к пожароопасным перегревам проводов и оборудования.

4.24. В местах прохода проводов и кабелей через металлоконструкции должно быть установлено защитное устройство (из диэлектрического материала).

4.25. Монтаж проводов должен выполняться с исключением возможности внешнего перегрева от рядом расположенных резисторов, полупроводниковых элементов, шин, аппаратов. При монтаже проводов в опасных от перегрева местах их следует защищать термоизоляционными трубками.

4.26. Клицы крепления проводов, клеммные рейки и другие устройства для монтажа должны выполняться из негорючих или трудногорючих материалов.

4.27. Защитные чехлы и оболочки для электропроводов должны изготавливаться из трудногорючих материалов.

4.28. Соединение проводов силовых цепей с наконечниками должно осуществляться методами сварки или холодной опрессовки. Наращивание проводов пайкой не разрешается.

4.29. Аккумуляторные батареи должны быть размещены в аккумуляторном ящике вне дизельного помещения (машинного отделения с электростанцией). Конструкция аккумуляторных ящиков (отсеков) должна обеспечивать взрывобезопасность.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

5.1. Расположение нагревательных приборов должно соответствовать требованиям «Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» (ЦУО-3725) и техническим условиям на СПС.

5.2. Ограждающие конструкции помещений (отсеков) СПС и вагонов, в которых размещается оборудование систем отопления, кондиционирования и вентиляции, должны иметь предел огнестойкости не менее 0,25 ч.

5.3. Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры должны быть изготовлены из негорючих материалов.

5.4. В местах пересечения вентиляционными воздуховодами огнепреграждающих перегородок должны быть установлены огнезадерживающие устройства. Огнезадерживающие устройства следует предусматривать по обе стороны противопожарной перегородки с автоматическим или ручным управлением.

5.5. На стенках воздуховодов не допускается монтаж электропроводов. Подводка проводов к приборам и аппаратам, установленным внутри воздуховода, должна быть выполнена с соблюдением требований Правил устройств электроустановок (ПУЭ).

5.6. Части воздуховода, воздушные камеры, где установлено оборудование вентиляционной системы, должны иметь люки для обеспечения осмотра и устранения неисправностей.

5.7. Электрокалориферы (электропечи) должны быть оборудованы автоматическими устройствами (терморегуляторами), исключающими их перегрев.

5.8. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей) не должна превышать +60 °С. Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.

5.9. Сгораемые конструкции, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, электропечи), должны быть изолированы металлическим листом толщиной 0,5 мм по негорючему изоляционному материалу толщиной слоя 15-20 мм. При этом расстояние от края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм.

5.10. Все отопительные электронагревательные приборы должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжений, допускаемых для данного типа СПС.

5.11. Теплогенераторы и отопительные котлы, работающие на жидком топливе, и отопительные приборы, работающие на твердом топливе, должны размещаться на СПС с соблюдением требований п.5.2.

5.12. Теплогенераторы и отопительные котлы, работающие на жидком топливе, должны иметь автоматику контроля пламени, обеспечивающую закрытие питающего топливопровода в случаях обрыва пламени на горелках.

5.13. В помещениях (отсеках) размещения теплогенераторов и отопительных котлов, работающих на жидком топливе, сбор протечек топлива должен соответствовать требованиям п.3.1.

5.14. Отопительные приборы (печи), работающие на твердом топливе, должны располагаться на расстоянии не ближе 280 мм от стены и перегородок. При этом стены и перегородки по всей высоте кузова должны быть защищены кровельной сталью по несгораемому изоляционному материалу в соответствии с требованиями п.5.2.

5.15. Вблизи стен и перегородок (на высоте печи) должны быть установлены металлические экраны с воздушной прослойкой в 35 мм и отверстиями для обмена воздуха (внизу и вверху).

5.16. Пол на месте установки печи должен быть изолирован кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм. На эту изоляцию следует выложить фундамент, соответствующий по теплотехническим характеристикам четырем рядам кирпичей, с устройством продольных и поперечных отверстий в нижнем ряду для постоянного обмена воздуха. Изоляция пола должна выступать за периметр печи на 250 мм, а перед топочным отверстием — на 500 мм.

5.17. Дымовая труба от печи на всю высоту должна быть заключена в металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха.

5.18. В потолке (крыше) выполняется типовая противопожарная разделка. Прилегающие к разделке деревянные конструкции полностью изолируются кровельной сталью по асбесту толщиной 10 мм. Печная труба должна возвышаться над крышей на 300-400 мм и заканчиваться искрогасителем.

5.19. На установку газовых плит в СПС, выполненном на базе пассажирских вагонов, а также в турных пассажирских вагонах, приписанных к тяжелым путевым машинам, должна разрабатываться документация, согласованная с органами пожарной охраны МПС России. При этом газовый баллон должен быть установлен в наружном тамбуре, а трубопровод для газа должен проходить под вагоном.

5.20. Электроплиты и микроволновые печи, предназначенные для приготовления пищи, должны иметь закрепляющие устройства.

5.21. Перегородки и стены в местах установки электроплит и микроволновых печей должны быть защищены в соответствии с выше перечисленными требованиями, изложенными в пунктах 5.2, 5.9, 5.14.

5.22. Отопительные котлы, кипятильники, бойлеры, электрокалориферы, теплогенераторы должны быть оборудованы автоматическими устройствами, исключающими перегрев.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

6.1. Установка пожарной сигнализации (УПС)

6.1.1. Пожарные извещатели (датчики) УПС должны реагировать на тепловые и (или) дымовые признаки пожара, иметь температуру и время срабатывания, чувствительность, инерционность, вибростойкость, помехозащищенность, соответствующие значениям этих показателей в действующей нормативно-технической документации.
В дизельных помещениях и машинных отделениях должны устанавливаться тепловые, а в электрошкафах — дымовые пожарные извещатели (ПИ).

6.1.2. ПИ должны защищать пожароопасные отсеки по площади пола, а оборудование, требующее принудительного охлаждения, — по допустимой температуре его нагрева.
Конкретный перечень оборудования, подлежащего защите пожарными извещателями, должен согласовываться с заказчиком.

6.1.3. Установка пожарной сигнализации должна выдавать сигнал на пульт, установленный в кабине машиниста. Сигнал о пожаре должен дублироваться звуковым и световым сигналами.

6.1.4. Устройство передачи сообщения о пожаре дежурному по станции (ПМС) в автоматическом режиме по радиоканалу, при нахождении СПС в отстое, должно согласовываться с заказчиком.

6.1.5. УПС должны автоматически определить неисправность (обрыв, КЗ) на линиях подключения пожарных извещателей.

6.1.6. ПИ и электропроводка к ним должны быть смонтированы таким образом, чтобы исключить воздействие на них опасных факторов пожара в течение времени, достаточного для передачи информации о пожаре в недоступных отсеках.

6.1.7. УПС должны обеспечивать контроль и проверку их неисправности в эксплуатации без специального обслуживающего персонала.

6.1.8. Число ПИ и места их размещения должны обеспечивать надежное обнаружение признаков возникновения пожара в соответствии с настоящими Техническими требованиями. В отсеках, в которых невозможно обеспечить визуальный контроль за состоянием среды, должно быть предусмотрено дублирование пожарных извещателей.

6.1.9. При единой системе обнаружения и тушения пожара схема пожарной сигнализации должна обеспечивать возможность контроля целостности питания цепей систем пожаротушения.

6.2. Установка пожаротушения (УПТ)

6.2.1. Дизельные помещения (машинные отделения с электростанцией), котельные отделения вагонов, отсеки с теплогенераторами должны быть оборудованы установками пожаротушения (УПТ). Выбор установок осуществляется заказчиком и согласовывается с Управлением ведомственной охраны МПС России.

6.2.2. Выбираемые огнетушащие вещества УПТ (порошковые, газовые или аэрозольные огнетушащие составы) должны надежно ликвидировать очаги пожара классов А и В по ГОСТ 27331-87 «Пожарная техника. Классификация пожаров».

6.2.3. Установка пожаротушения должна обеспечивать ее дистанционное включение (вручную) и автоматическое. Порядок включения генераторов (модулей) пожаротушения определяется заказчиком на стадии разработки ТЗ.
Включение установки пожаротушения на многосекционных СПС должно осуществляться из любой кабины машиниста и дизельного помещения (машинного отделения).
При включении установки пожаротушения силовые цепи и цепи управления должны обесточиваться, а дизель-генераторная установка останавливаться.

6.2.4. Расположение и число пультов дистанционного включения установок пожаротушения должны определяться по согласованию между изготовителем и заказчиком.

6.2.5. Расположение и число постов установки пожаротушения должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих средств в любую защищаемую точку кузова СПС.

6.2.6. СПС должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения — переносными огнетушителями. Их тип, количество и размещение должны определяться в соответствии с существующими нормами, утвержденными МПС России.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ

7.1. При тушении пожара на СПС, обслуживающие бригады должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и глаз. Выбор индивидуальных средств защиты обслуживающих бригад уточняется при разработке технических требований к противопожарной защите для конкретного вида СПС согласно рекомендациям ЦУО МПС России.

7.2. На СПС должно быть предусмотрено место для размещения индивидуальных средств защиты. Комплектование средствами индивидуальной защиты производится эксплуатирующими организациями.

Приложение 1. Основные термины и определения

Приложение 1

Горючесть — способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-76).
По горючести материалы подразделяются на три группы:
горючие — материалы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из группы горючих материалов выделяют подгруппы трудновоспламеняемых материалов, средней воспламеняемости и легковоспламеняемых.
негорючие — материалы, не способные к горению в воздухе;
трудногорючие — материалы, не способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.
Дым — видимая в воздухе взвесь твердых или жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383-76).
Индекс распространения пламени — условный безразмерный показатель, характеризующий способность воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло.
По способности распространять пламя по поверхности материалы подразделяются на три группы:
нераспространяющие пламя (=0);
медленно распространяющие пламя (<20);
быстро распространяющие пламя (>20).
Коэффициент дымообразования — показатель (м/кг), характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции определенного количества твердого материала в условиях специальных испытаний.
По дымообразующей способности материалы подразделяются на три группы:
с малой дымообразующей способностью — коэффициент дымообразования до 50;
с умеренной дымообразующей способностью — коэффициент дымообразования от 50 до 500;
с высокой дымообразующей способностью — коэффициент дымообразования свыше 500.
Пожарная безопасность объекта — состояние, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей. ГОСТ 12.1.033-81 «ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения».
Пожарная нагрузка — общий тепловой потенциал, учитывающий количество сгораемых материалов, отнесенных на 1 м площади пола. СТ СЭВ 383-76 «Противопожарные нормы строительного проектирования. Термины и определения».
Пожарная опасность объекта — состояние объекта, заключающееся в возможности возникновения пожара и его последствий. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».
Показатель пожарной опасности — величина, количественно характеризующая какое-либо свойство пожарной опасности. ГОСТ 12.1.033-81 «ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения».
Показатель токсичности продукта горения — отношение количества материала к единице объема замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материала газообразные продукты вызывают гибель 50% подопытных животных.
По величине показателя токсичности, в зависимости от времени экспозиции, материалы подразделяются на четыре группы:
чрезвычайно опасные;
высокоопасные;
умеренноопасные;
малоопасные.
Специальный подвижной состав (объект защиты) — несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу:
специальный самоходный подвижной состав — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;
специальный несамоходный подвижной состав — железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.

Приложение 2. Перечень огнезащитных материалов для внутренних конструкций специального подвижного состава

Приложение 2

N п/п

Наименование элементов конструкций

Наименование материала

Техническая характеристика

Завод-изготовитель

Облицовка потолка

Металлопласт

ТУ-14-116-35-93

г.Лысьва

Облицовка стен и перегородок

Декоративный бумажно-слоистый пластик «Манминт»

ТУ 400-1-18-84

ПО «Стройпластмасс» г.Мытищи

Перегородки тамбуров и настил пола

Огнезащищенная фанерная плита толщиной 20 мм

ТУ 5518-002-00-27-32-35-96

Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат

Покрытие пола

Линолеум огнезащитный для вагоностроения

ТУ 38.605-150у-8-95

АО «Одиссей» РТИ, г.Москва

Линолеум «Транслин» 2,5 мм

ТУ 5770-008-1800-9705-96

г.Хлюпино Московской обл.

Прессованные жесткие сиденья

Комбинированный материал, облицованный трудногорючим шпоном

ПАСИ 3-24-327-001 ТУ
ТУ 17-003-00-144-49-96

ПО «Авангард», г.Сафоново Смоленской обл.

Изоляция кузова вагона

Теплоизоляционное штапельное волокно «URSA» (в пленке ТАФ)

ТУ 5763-002-0028-7697-97

г.Чудово Ленинградской обл.

Плиты из минерального волокна марки П-50

ТУ 5762-010-04901495-96

Сидения диванов

Винилискожа-Т

ТУ 1700300-144-49-96

г.Тверь

Подкладка между латексной резиной и обивкой диванов

Стеклоткань:
Э 1/1-1000×95
Э 3/1-200×100

ГОСТ 19.901-83
ТУ 00-05808008-304-96

з-д «Стекловолокно» г.Тверь

Пропиточный состав для деревянных конструкций

«Купола» г.Москва

Окрасочный состав марки «Нон-Файе»

«Тиккурила» (Финляндия)

Приложение 3. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования напряжением до 1000 В специального подвижного состава

Приложение 3

1. Настоящие нормы распространяются на электрооборудование вагонов напряжением до 1000 В.

2. Сопротивление изоляции каждой отдельной цепи* (за исключением аккумуляторной батареи) с подключенными токоприемниками, измеренное относительно корпуса СПС, должно быть не менее, указанного в таблице П.3.1.
________________
* Под отдельной цепью следует понимать отдельный токоприемник или их комплекс, защищаемый от одного коммутирующего аппарата или предохранителя.

Таблица П.3.1

Минимальная величина сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В

N п/п

Наименование цепей

Нормальные климатические условия

Климатические условия с повышенной влажностью

Цепи электрооборудования до 110 В