Срок действия договора как правильно прописать

Предисловие

1. Структура договора

2. Преамбула

3. Предмет договора

4. Права и обязанности сторон

5. Цены и порядок расчетов

6. Ответственность сторон

7. Срок действия договора

8. Прочие условия

9. Реквизиты и подписи сторон

10. Приложения и дополнительные соглашения к договору

11. Исполнение договора

Ст. 425 ГК РФ предусматривает, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (то есть, подписания обеими сторонами), но стороны вправе установить в договоре, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

То есть, договор заключаем сегодня, но в нем предусматриваем, что все, что было (фигурально выражаясь) вчера и позавчера, этим же договором регулируется. Очень удобно для торопыг (дело горит, а бумажки терпят) и разгильдяев (уж натворил что-то, а договор все-то лень изготовить).

Если начало срока действия договора в его тексте не оговорено, а дата подписания его каждой из сторон не указана, то он начнет действовать с даты, указанной в преамбуле.

Срок действия договора может быть неопределенным (уходящим в бесконечность до его расторжения) или определенным – ограниченным.

Неопределенный срок имеет место быть, когда:

1. В договоре по поводу срока действия договора (за исключением договоров, для которых в соответствии с ГК срок действия договора является существенным условием и без указания срока договор считается незаключенным, например, договора страхования, договора доверительного управления имуществом) ничего не сказано;

2. Когда в договоре прямо указано, что он заключен на неопределенный срок;

3. Когда договором предусмотрена его автоматическая пролонгация;

4. Когда в договоре предусмотрена очень расплывчатая и не очень удачная, но весьма распространенная на сегодняшний день формулировка типа «до исполнения сторонами всех обязательство по нему».

Чем хороши договоры с неопределенным сроком действия? Только одним — работаешь себе и работаешь по схеме, а договор все действует и действует. По договорам аренды недвижимости есть особый плюс – они, в отличие от договоров заключенных на определенный срок более года, не требуют государственной регистрации (см. п.11 Информационного письма ВАС от 16 февраля 2001 года № 59 «ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ»).

А нехороши чем?

Да тем, что если понадобится ужесточить условия для контрагента (цены там повысить по причине инфляции или другая какая нужда), то внести изменения без его согласия не удастся, придется расторгать, и возможность его расторжения по желанию одной из сторон должна быть этим договором предусмотрена.

Другое дело, когда срок действия договора истек. Хочешь продолжать совместную работу – изволь принять новые условия.

И даже если контрагент приемлет вносимые изменения, то за длительный период их может накопиться столько, что запутаешься в допсоглашениях. Кстати и заключение нового договора без расторжения старого тоже не есть хорошо, поскольку возникают два одновременно действующих договора, которые тоже способны внести в работу разброд и шатание. В таких случаях во вновь заключаемом договоре стоит сделать оговорку о том, что с момента его заключения все ранее заключенные сторонами договоры, соглашения и т.п. утрачивают силу.

Основное неудобство договоров с ограниченным сроком действия заключается в том, что в случае долгосрочного сотрудничества они требуют постоянного контроля. А то выскочив за срок действия, и закон нарушил – простую письменную форму не соблюл, и за то, что вне срока действия договора содеяно, по договору с контрагента по всей строгости не спросишь – внедоговорные у вас отношения. Опять же расходы кое-какие к налоговому учету может статься принять будет проблематично – при отсутствии действующего договора они то ли документально не вполне подтвержденные, то ли экономически не вполне обоснованные.

Проще всего уследить за сроком действия договоров, когда срок их окончания для всех контрагентов един, например, любимое всеми 31 декабря текущего года. Конец года превращается в аврал, но зато проанализировал результаты работы, с учетом имевших место быть неприятностей или вновь возникших обстоятельств и идей подправил договор на будущее, разом в новой редакции поперезаключал, с кем надо, и до конца следующего года работай спокойно, новых клиентов привлекай.

Если Вы считаете необходимой доработку и издание самоучителя в книжном формате, дайте знать — проголосуйте денежкой .

Полный текст Краткого самоучителя по составлению договоров

Разделы Краткого самоучителя по составлению договоров:

Предисловие

1. Структура договора

2. Преамбула

3. Предмет договора

4. Права и обязанности сторон

5. Цены и порядок расчетов

6. Ответственность сторон

7. Срок действия договора

8. Прочие условия

9. Реквизиты и подписи сторон

10. Приложения и дополнительные соглашения к договору

11. Исполнение договора

А теперь шпаргалки, дамы и господа:

Агентирование

Аренда

Заем

Комиссия

Купля-продажа

Подряд

Поставка

Услуги

Классификация документов по различным признакам

Документ, который создан в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации.

Важнейшим признаком для классификации документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам.

По наименованию существует множество разновидностей документов. Приведем лишь некоторые: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые — это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально”.

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные — обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.

Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования. Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер. Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т.к. экономят время на подготовку. Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

Новая редакция Ст. 48 ТК РФ

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Статье 48 ТК РФ

Статья 48 Трудового кодекса РФ рассказывает о нюансах действия соглашения. В соответствии с нынешней редакцией данной статьи за сторонами соглашения сохраняется право на его продление на срок до трех лет, однако отныне такой возможностью стороны могут воспользоваться лишь однократно.

Кроме того, в статье уточнен порядок действия сторон в случае отказа работодателя от присоединения к соглашению, чего до определенного момента сделано не было. В подобной ситуации под эгидой руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области труда, организуются дополнительные консультации с участием представителей сторон соглашения.

Другой комментарий к Ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ N 91 (см. п. 1 комментария к ст. 43 ТК РФ).

2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели — государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления (об этом см. ст. 34 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения.

5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.).

6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру — распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 «О коллективных договорах». В ней определено, что «в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора».

В соответствии с Рекомендацией для распространения действия договора необходимо, чтобы:

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда — Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения.

Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению.

7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в «Российской газете» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).