Срок резины

Каждый водитель, покупая комплект резины, будь то зима или лето, сталкивается с тем фактом, что резина не всегда может быть «свежая». Понятия «свежести», разумеется, у каждого человека свое. Зачастую авторезина залеживается на складах по разным причинам. В практике нашего интернет-магазина есть подобные случаи, которые ведут к тем или иным не всегда приятным дискуссиям с клиентом или поставщиком. Поэтому мы обратились к ведущим, на наш взгляд, производителям на территории восточноевропейского сегмента шинного рынка. Выбрали мы четырех производителей, в каждой ценовой категории:

  • Бюджетные шины – Росава;

  • Средняя ценовая категория (Европа) – Нокиан (Нордман);

  • Средняя ценовая категория (Дальний Восток) – Нексен;

  • Шины премиального класса – Гудиер.

Следует отметить, что компания Нексен-Роадстоун (вернее представительство) попросила не публиковать свой ответ в этой статье.

Корме того, мы заглянули в ГОСТы Украины, РФ и обратились к стандартам качества Европейского Союза.

Бюджетные шины (Росава)

Конечно, есть случаи, когда резина служит и более пяти лет, но в таких случаях крупнейший отечественный завод-изготовитель Росава не гарантирует сохранение всех эксплуатационных норм и преимуществ.

То есть, грубо говоря, если Вы планируете использовать шины 3 года, то обязательно удостоверьтесь, что покупаемые автошины моложе 2 лет. Остальное – на Ваш риск.

Шины средней ценовой категории Нокиан

Так как шины Нокиан делаются преимущественно в России, то в этом случае мы обратились к местному представительству.Ответ был предоставлен следующий:

По поводу же конкретных сроков, ответ был таков:

Грубо говоря, производитель утверждает, что в течение 5 лет шины Нокиан практически не теряют свои свойства, после этого срока автошины, увы уже не соответствуют первоначальному стандарту. То есть резина среднего ценового сегмента используется куда дольше, чем бюджетники.

Премиальные шины Гудиер

Компания Goodyear, славившаяся не только своей продукцией, но и автошинами своих суб-брендов (Dunlop, Sava, Barum, Fulda и т.д.) не указала точных сроков службы своих колес, но предоставила несколько признаков, когда резина производства данной компании требует замены.

Касательно срока службы был предоставлен довольно расплывчатый ответ:

Если же обращаться к цифрам, сроки хранения резины премиального класса не может быть ниже сроков службы авторезины среднего ценового сегмента, поэтому можно ориентировать на 5-10 лет спокойно. Например, компания Тойо, у себя на официальном сайте, дает нам цифру в 10 лет безопасного использования. Грубо говоря, купив пятилетнюю резину можно смело ее использовать еще 5.

Полученную нами информацию, в ходе анализа, Вы можете увидеть на следующем графике:

Конечно же, представленная выше информация не является истинной в последней инстанции, и большую роль играют условия хранения резины. Тем не менее, надеемся, данная статья даст Вам хотя бы представления о сроках службы шин и в общих чертах покажет какая разница между шинами разных классов.

Споры потребителей по поводу возраста шин не утихают уже несколько сезонов. Покупатели взволнованы тем, что гарантийный срок годности шин ограничен 5-6 годами согласно ГОСТу, а после окончания этого срока резина становится непригодной для использования.

Так ли это на самом деле, читайте в этой статье.

Срок хранения шин

Производители большинства брендов на свою продукцию устанавливают срок хранения – 5 лет и срок эксплуатации тоже 5 лет.
Срок хранения шин – это период, в течение которого они сохраняют свои характеристики при условии правильного хранения.

Завершение этого периода не означает, что шины стали непригодными. Срок хранения продолжительностью 5 лет дается производителями потому, что по закону они не могут устанавливать срок хранения выше срока эксплуатации. Автошины свыше 5 лет хранения нельзя назвать испорченными или бракованными, их технические характеристики могут быть немного снижены. Американские исследователи утверждают, что период хранения «обувки» обязан составлять не менее 10 лет. Эксперты из Германии уверены, что он не может превышать 6 лет.

Срок годности шин

Сроком годности шин называют гарантийный период, в течение которого производитель отвественен за качество и состояние шины, если она использовалась по назначению без нарушения правил эксплуатации.

Согласно российскому законодательству (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754-97) эксплуатационный срок службы шин составляет 5 лет со дня изготовления.

Как узнать дату изготовления шин?

Узнать возраст авторезины можно по специальному DOT-коду. Покрышки, произведенные после 2000 года в ДОТ-коде содержат две пары чисел, где первая пара обозначают номер недели в году, а вторая – год. Более ранние покрышки до 2000 года имеют в своем составе 3 числа, где первые две цифры – номер недели, а последняя – год (смотрите расшифровку на фото).

Определение среднего периода годности покрышки по ГОСТу и условиям эксплуатации.

— Символом ZR обозначаются шины для скоростных машин. Их рекомендуется эксплуатировать при скорости свыше 240 км/ч. сроком до 6 лет

— Автошины со значком H применяют при max скорости 210 км/ч. в течение 5 лет.

— Знак S символизирует о максимально допустимой скорости 180 км/ч. и эксплуатационном сроке 4-5 лет.

Срок годности по оценкам производителей

Большинство производителей шин не согласны с тем, что срок годности шин ограничен 5 годами. Каждая компания имеет на этот счет свое устоявшееся мнение. Мы проанализировали несколько из них и ту информацию, которую они выложили на своих официальных сайтах.

Французский производитель шин — компания Michelin прославилась своей активной борьбой против мнения о быстром старении шин, как о скоропортящемся товаре. Ее информационная кампания «Шины – это не бананы» (Tyres Are Not Bananas) произвела много шума в автомобильной среде. По словам представительства, было произведено несколько тестовых испытаний в Саудовской Аравии, Южной Корее и Германии. В результате испытаний разницы между новыми шинами и шинами, хранящимися 3 года, не было обнаружено. Их проверяли по различным характеристикам, таким как сопротивление качению, прочность на больших скоростях и т.д. Покрышки с годовым сроком эксплуатации по своим характеристикам были приблизительно равны 10-летним неиспользованным шинам.

Michelin акцентирует внимание автовладельцев на том, что шины – это не скоропортящийся продукт, их срок хранения не настолько важен, насколько важен срок эксплуатации, начинающий отсчет с даты установки шин на диски. Именно с этого момента покрышка подвергается всем испытаниям: давлению, перепадам температур, износу, соприкосновению с неровными и острыми покрытиями и т.д.

На российском официальном сайте Continental мы обнаружили следующую информацию по срокам годности авторезины.

«Когда шина хранится в верном положении и рекомендуемых условиях, она не теряет свои оригинальные сбалансированные технические характеристики в течение 5 лет с даты производства шины.

Должным образом сохраненная, неиспользованная шина возрастом до 5 лет может быть продана в качестве новой шины и использоваться в обычном режиме.

Continental рекомендует менять на новые все шины (включая запасные), имеющие на боковине дату производства более 10-лет.»

На официальном сайте Nokian выложена следующая информация:

«Срок службы покрышек не определяется законом, однако шины можно считать «новыми», только если они были изготовлены в течение последних пяти лет. Рекомендуемый срок службы авторезины составляет шесть лет, а рекомендуемый максимальный период составляет 10 лет.»

Мнение наших специалистов, основанное на многолетнем опыте, совпадает с мнением производителей: срок хранения составляет 5 лет + срок эксплуатации до 10 лет. Причем, более «взрослые» шины на наш взгляд более качественные.

Чтобы срок службы шин оставался максимально долгим, их хранят с соблюдением всех правил и рекомендаций. Главное условие – прохладное, проветриваемое, затемненное помещение вдали от масел, красок, озона, источников тепла.

Условия хранения шин

Резиновые изделия имеют свойство терять с годами свои эксплуатационные качества. Чтобы предотвратить и замедлить этот процесс, производители добавляют в состав резиновой смеси полимеры. Они предупреждают окислительные процессы, возникающие из-за взаимодействия протекторов с кислородом и озоном.

Ниже перечислены основные условия правильного хранения шин согласно ГОСТу 24779-81:

  • Поддержание постоянного режима без резких скачков, допускаются небольшие температурные колебания от -30°С до +35°С;

  • Обеспечить низкий уровень влажности 50-80% в сухом, проветриваемом прохладном помещении;

  • Не допускать попадания прямых солнечных лучей, использовать затемненные ангары, источники тепла экранировать;

  • Беречь от источников тепла;

  • Покрышки не должны контактировать с коррозийными, медными материалами.

  • Не допускать перегибов, нагрузки или положения на неровной поверхности.

  • Не допускать попадания масел, орграстворителей, кислот, щелочей, топливных и смазочных материалов на поверхность шин. Запрещено укладывать покрышки на мокрую и грязную поверхность.

  • В теплое время года при хранении автопокрышек на улице, их следует накрыть светонепроницаемым материалом и приподнять над уровнем земли, чтобы обеспечить вентиляцию и не допустить возникновение парникового эффекта.

  • Запрещено хранение на светоотражающих, свето- и теплопоглощающих плоскостях.

  • Держать вдали от химикатов, масел, красок, открытых источников огня, электромоторов, выделяющих озон.

  • Эксплуатируемые шины должны быть вымыты и высушены.

  • Шины без дисков хранить в вертикальном положении.

Эксплуатационный срок зависит от многих факторов: нагрузки на автомобиль, качества дорог, стиля вождения, пройденного километража, повреждений покрышек и т.д. Чтобы увеличить их срок службы, придерживайтесь следующих правил:

Как увеличить эксплуатационный срок шин:

  1. Проверять давление в шинах каждые 2-3 недели. При сниженном давлении износ покрышки увеличивается эквивалентно % снижения. Например, снижение давления на 15% может привести падению эксплуатационного срока на 15%. Перекачанные шины менее страшны.

  2. Износ передних шин всегда значительно выше задних, поэтому рекомендуется через какое-то время менять их местами, внимательно следя за направлением рисунка протектора и направлением вращения.

  3. Правильная установка покрышек по отношению к колесным дискам. Если направление не совпадает, то эксплуатационные характеристики значительно снижаются.

  4. Для предотвращения повреждения боковин автопокрышек избегайте близкого расположения с бордюрами и высокими выступами.

  5. Смывать грязь с поверхности резины и из глубоких канавок специальными очищающими средствами.

  6. Придерживаться ровного стиля вождения без резких тормозов и быстрого старта.

  7. Не перегружать автомобиль свыше нормы. 20% лишнего веса ведет к потере срока эксплуатации резины на 30%.

  8. Следить за балансировкой колес и ежегодно проверять установочные углы.

Вывод:

Главным условием длительного срока службы шин является:
— высокое качество продукции,
— бережная эксплуатация,
— правильное хранение резины в межсезонье,
— своевременная диагностика.

Возраст шин при стандартном хранении – малозначительный неопределяющий фактор, на который не следует ориентироваться при их покупке.

О состоянии автомобильной резины не задумываешься до тех пор, пока не столкнешься с серьезными проблемами, с ней связанными. Обычно они обнаруживаются, когда решаешь переходить с зимней резины на летнюю, – казалось бы, покупал новый комплект на зиму сезон назад, а на будущий год он уже не сгодится. Кстати, после «переобувки» мы категорически рекомендуем воспользоваться услугой развала-схождения.

Уход за авторезиной начинается сразу же после ее покупки: каковы правила эксплуатации шин, как долго можно пользоваться одним комплектом и как лучше производить замену шин – сейчас разберемся.

Срок эксплуатации шин – когда менять

Точный срок эксплуатации шин не в состоянии озвучить никто. Производители редко когда обещают, что зимняя резина прослужит больше четырех сезонов, и ограничивают время ее жизни пробегом в 100-120 тыс. км. В действительности же все зависит исключительно от вашего стиля езды: так, размеренная езда позволит пользоваться хорошей резиной вплоть до отметки в 150 тыс. км пробега, и наоборот – резкие старты со светофоров и прохождение поворотов на скорости срок эксплуатации шин уменьшат.

Законодательные нормы запрещают эксплуатацию шин в следующих случаях:

  • высота рисунка протектора – меньше 1,6 мм;
  • наличествуют внешние повреждения шины – разрывы, пробои, порезы, а также расслоение каркаса и отслоение протектора и боковины;
  • есть трещины на ободьях колес или дисков.

Можем добавить к этому трещины на боковой части резины – это явный след уже начавшегося естественного старения материала.

Обнаружение одного или нескольких из перечисленных признаков означает одно: срок эксплуатации ваших шин подошел к концу, пора искать новые. Что тоже не так просто, как хотелось бы.

Выбор шин на замену

Просто так взять и купить в магазине понравившийся комплект шин на замену не выйдет — далеко не всякие подойдут, а часть тех, что могут подойти, в перспективе только навредят машине. Как выбрать автомобильную резину:

  1. Размер шин должен соответствовать требованиям завода-производителя автомобиля. Последние прописаны в инструкции к авто, их же может подсказать вам автодилер.
  2. Индекс нагрузки и индекс скорости новой автомобильной резины должны быть не меньше предусмотренного автопроизводителем (больше – можно). Эту информацию также можно почерпнуть из инструкции, а о том, как разбираться в маркировке шин, мы расскажем чуть ниже.
  3. Неверно выставленное давление в шинах может сказаться на управляемости автомобиля и его устойчивости на дороге. Оптимальный показатель давления также зависит от автомобиля, конкретная цифра рекомендована производителем машины.

Считать информацию с автошины неподготовленному человеку практически нереально – в цифрах и индексах запутаться очень просто. Сложного на самом деле немного.

Внешний круг содержит информацию о марке-производителе автомобильной резины, ее модели, ширине и высоте профиля через дробь, типе конструкции (радиальная или диагональная), диаметре обода (в дюймах), индексах нагрузки и скорости, дополнительные данные о наличии усиливающего элемента в боковине шины (его может и не быть), особенностях проектировки и типе камеры, например: Michelin Energy — 195/65 R15 — 91T – Reinforced – M&S – Tubeless.

Следующий круг ближе к центру зачастую дублирует информацию о конструкции шины и отмечает, где находится наружная сторона, в случае с асимметричной автомобильной резиной: Radial – Outside.

Наконец, из последнего круга мы можем узнать страну-производителя автомобильной резины, отметки о соответствии определенным стандартам, детали конструкции и требования по максимальной нагрузке и давлению на шины.

В общем и целом шины на замену можно подобрать, ориентируясь только на рекомендации автопроизводителя и информацию на внешнем круге, откуда можно понять, насколько та или иная автомобильная резина вам подойдет.

Правила эксплуатации шин

Теперь, когда вы обзавелись новым комплектом автомобильной резины и пообещали себе, что к этому-то вы будете относиться очень бережно, самое время узнать, какие правила эксплуатации шин помогут увеличить срок их жизни.

  1. На одну ось автомобиля можно устанавливать только одинаковые шины – вплоть до состояния протектора. Если вы непоправимо повредили одно колесо – придется производить замену сразу пары шин.
  2. Возьмите за правило регулярно проверять давление внутри шин, причем делать это «на холодную»: во время движения внутреннее давление в шинах увеличивается.
  3. Еще одна полезная привычка, которую важно заиметь, – проверка состояния автомобильной резины перед началом движения: износ, дефекты покрытия, застрявшие предметы лучше выявить заранее.
  4. Перегруз авто или неравномерно распределенный груз могут сказаться на состоянии резины.
  5. Передвижение по неровному покрытию и грунтовым или гравийным дорогам на скорости может привести к образованию грыжи и привести к замене шины.

Хранение автошин

Правильная эксплуатация шин не ограничивается временем, когда вы их используете: об автомобильной резине нужно позаботиться и в то время, когда она дожидается своего сезона.

Оптимальным местом хранения зимней резины летом (и наоборот) является гараж или дачный сарай, где она будет защищена от солнца, никому не будет мешать и спокойно пролежит до наступления своего часа. В случае если покрышки – на дисках или штамповке, можно смело складывать их стопкой, одну на другую. Внутреннее давление в шинах будет препятствовать деформации. При наличии соответствующего оснащения колеса можно подвесить, зацепив крюками за диски.

Резину без дисков, напротив, можно хранить только вертикально, в противном случае шины за время хранения могут деформироваться настолько, что установить их обратно на диски не получится. К деформации же приведет их хранение в подвешенном состоянии.

Соблюдение правил эксплуатации шин – залог их долговечности, а уже это напрямую сказывается на безопасности вашего движения. «Доступный сервис» не рекомендует пренебрегать ни одним из этих правил и напоминает, что у нас вы можете воспользоваться всем спектром услуг шиномонтажа: от технологической мойки колес до сезонной замены резины, во время которой шиномонтаж работает в усиленном режиме.

ГОСТ 24779-81
(СТ СЭВ 1492-79)
Группа Л69

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Упаковка, транспортирование, хранение
Pneumatic tyres. Packing,
transportation, storage

ОКСТУ 2508

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ

С.П.Захаров, В.Н.Мартынова, Э.И.Грачева, Ю.С.Мендус, В.И.Трусова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.05.81 N 2543

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1492-79

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ТУ 38.104101-87

6. Срок действия продлен до 01.01.96 Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.88 N 4651

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1991 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в декабре 1988 г., мае 1990 г. (ИУС 4-89, 8-90)
Настоящий стандарт устанавливает правила и нормы, регламентирующие упаковку, транспортирование и хранение пневматических шин (покрышек, камер и ободных лент) различного назначение.
Стандарт не распространяется на авиационные шины и шины специального назначения, а также на шины, хранящиеся в государственных резервах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При хранении и транспортировании на шины не должны влиять следующие факторы:
кислород, озон, свет, тепло, органические растворители, минеральные масла, смазочные материалы, топливо, кислоты, щелочи;
длительное соприкосновение с медными или корродирующими веществами;
продолжительная односторонняя нагрузка, перегибы, нагромождение изделий друг на друга, опора изделий на резко выступающие неровности поверхности.

1.2. Камеры перед закладкой в покрышки пропудривают тальком или промазывают веществом, заменяющим тальк.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Камеры, вложенные в покрышки, поддувают до размеров, исключающих их выпадение.

УПАКОВКА

2.1. Упаковыванию подлежат:
шелковые шины для спортивных велосипедов;
камеры для шин велосипедов и мотоциклов, транспортируемых не в комплекте с покрышками;
шины, предназначенные для экспорта.

2.2. Все остальные шины не упаковывают.
Допускается не упаковывать шины и камеры, указанные в п.2.1, транспортируемые в контейнерах.
Для шин, предназначенных для экспорта, допускается устанавливать другие правила упаковки, соответствующие требованиям внешнеэкономических организаций.

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3. Шины и покрышки для велосипедов связывают пачками не более 10 шт. таким образом, чтобы исключить деформирование бортов.

2.4. Ободные ленты связывают пачками не более:

50 шт. — для шин велосипедов и мотоциклов;

20 шт. — для шин с условным обозначением посадочного диаметра до 16″ включ.;

10 шт. — для шин с условным обозначением посадочного диаметра св. 16″ до 22″ включ.;

5 шт. — для шин с условным обозначением посадочного диаметра св. 22″.

2.5. Шины упаковывают в плотную или крепированную бумагу, полиэтиленовую пленку, полиэтиленовые или бумажные мешки, картонные коробки, дощатые ящики и т.п., изготовляемые по нормативно-технической документации.
Допускается по согласованию с потребителем транспортировать детали вентилей, упакованными отдельно от шин.
(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.6. Каждая упаковочная единица должна быть снабжена ярлыком, этикеткой или четкими надписями непосредственно на упаковке.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Шины и пакеты шин, сформированные по ТУ 38.104101, транспортируют транспортом любого вида в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте каждого вида.
При транспортировании пакетов шины должны находиться в вертикальном положении.

3.2. При транспортировании на открытых машинах и открытом подвижном составе свыше 5 сут шины и пакеты шин должны быть защищены от воздействия солнца и влаги брезентом или полиэтиленовой пленкой.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3. Камеры, транспортируемые не в комплекте с покрышками, транспортируют в свернутом виде (вентилем внутрь).
Допускается транспортировать камеры со спущенным воздухом, сложенные стопами, без свертывания.

3.4. При размещении бескамерных шин в транспортных средствах должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

3.5. Шины и пакеты шин, транспортируемые при температурах ниже минус 45 °С, должны быть предохранены от механических воздействий.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

ХРАНЕНИЕ

4.1. Шины должны храниться в закрытых складских помещениях.
Складские помещения должны быть свободными от посторонних предметов, затемненными, соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать возможность применения грузоподъемных механизмов.
При наличии в складских помещениях окон стекла должны быть окрашены красной или оранжевой краской.
Отопительные устройства, находящиеся в складских помещениях, следует экранировать.

4.2. При хранении шин допускаются колебания температуры воздуха от минус 30 до плюс 35 °С и относительной влажности 50-80%.
Шины при хранении должны быть не ближе 1 м от отопительных устройств.

4.3. Шины, пакеты шин, бескамерные шины и покрышки должны храниться в вертикальном положении на стеллажах, поддонах или ровном полу.
Грузонесущая поверхность стеллажа должна быть ровной, без острых ребер.
Допускается хранить шины сроком не более 1 мес в штабелях высотой не более 2 м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
При хранении бескамерных шин должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

4.5. Через каждые 3 мес шины и пакеты шин поворачивают, меняя зону опоры.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6. Камеры хранят в слегка поддутом состоянии на кронштейнах с полукруглой поверхностью или в покрышках.
Через каждые 3 мес камеры поворачивают на кронштейнах, меняя зону опоры.
Допускается хранить камеры в упаковке или на поддонах сложенными стопками или свернутыми.
В свернутом виде камеры должны храниться не более 3 мес.

4.7. Ободные ленты хранят на кронштейнах с полукруглой поверхностью.
Допускается хранить ободные ленты пачками.

4.8. Покрышки, бывшие в эксплуатации и пригодные для дальнейшего использования, перед хранением должны быть тщательно очищены.

4.9. Допускается хранить шины и пакеты шин на открытом воздухе сроком не более 1 мес. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1992