Ст 11 12 гражданского кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи раскрывается применительно к нарушенным или оспоренным гражданским правам содержание ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В частности, в нем сказано, что судебная защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом. По непонятной причине в нем не указан Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ. В данном случае речь идет о том, что в случаях, когда конституционные права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане и организации обладают правом на обращение в КС.

При осуществлении судебной защиты необходимо учитывать подведомственность дел, установленную гражданским процессуальным законодательством (ГПК РФ, АПК РФ, Закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»).

Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается судами общей юрисдикции, т.е. федеральными районными, городскими и областными судами, а также мировыми судьями. Наряду с ними судебную защиту гражданских прав осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» «дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ, статьи 17 Закона о защите прав потребителей, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) подведомственны судам общей юрисдикции».

По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. Однако следует учитывать, что согласно п. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормы Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Помимо указанного Закона организация и деятельность третейских судов определяются также Законом о международном коммерческом арбитраже,

Кроме того, поскольку Россия является членом Совета Европы, граждане вправе обратиться в Европейский суд по правам человека, компетенция которого определяется Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. Указание п. 2 комментируемой статьи на возможность обжалования в суде любого решения, принятого в административном порядке, носит общий характер. Иными словами, данная возможность имеется во всех случаях независимо от того, что в конкретном правовом акте об этом ничего не сказано или даже подчеркнуто, что принятое в административном порядке решение является окончательным.

Защита гражданских прав в административном порядке обусловлена необходимостью соблюдения государственных и (или) общественных интересов.

Так, согласно ч. ч. 2, 3 ст. 1248 ГК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке.

Другим примером защиты гражданских прав в административном порядке является обращение с жалобой в антимонопольный орган (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).

С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон»). Основные новеллы, изложенные в Законе, представлены ниже.

  • Деление юридических лиц на корпоративные (основанные на праве членства) и унитарные.
  • Деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные, упразднение ОАО, ЗАО и ОДО:

­-ОАО подлежит переименованию в публичное акционерное общество (ПАО), если (а) оно публично размещает акции (облигации) или (б) его акции (облигации) публично обращаются, или (в) в его уставе и наименовании указан публичный статус;
­-ЗАО будет считаться непубличным акционерным обществом (НАО), если оно не отвечает признакам ПАО, указанным выше, ЗАО подлежит переименованию в АО;
­-ООО считается непубличным обществом, его наименование остается без изменений.

  • Введение новых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с ГК РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).
  • Жесткие требования к ПАО:

-обязательно создание коллегиального органа управления (КОУ) — наблюдательного или иного совета (не менее 5 членов);
­-единоличные исполнительные органы (ЕИО) и члены коллегиальных исполнительных органов (КИО) не могут председательствовать и составлять более ¼ членов в КОУ;
-компетенция общего собрания не может быть расширена;
­-функции счетной комиссии должны исполняться независимым регистратором.

  • Принцип диспозитивности в отношении НАО и ООО:

­-некоторые вопросы компетенции общего собрания могут быть переданы КОУ и/или КИО;
­-КОУ или ЕИО могут исполнять функции КИО;
­-возможность закрепления в уставе особого порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания;
­-компетенция общего собрания может быть расширена;
­-ревизионная комиссия может не формироваться;
­-в уставе или корпоративном договоре может предусматриваться объем прав участника, не пропорционально его доле, при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

  • Все АО обязаны привлекать независимого аудитора для проверки годовой отчетности.
  • Возможность использования типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
  • Существенное изменение института ЕИО, функции которого могут исполняться:

-несколькими лицами, действующими совместно как один ЕИО;
-несколькими ЕИО, действующими независимо друг от друга.

  • Ужесточение требований к оформлению решений общих собраний – обязательно подтверждение состава участников и принятого решения:

-в ПАО – регистратором в качестве счетной комиссии;
­-в НАО – либо регистратором, либо нотариусом;
-в ООО – нотариусом, если иной порядок (например, подписание всеми или частью участников) не установлен уставом.

  • Введено понятие корпоративного договора (КД), заключающегося в письменной форме:

-КД заключается всеми или частью участников, стороной КД могут быть третьи лица;
-Противоречие уставу не влечет недействительность КД;
­-КД не может обязывать голосовать участников по указанию органов общества, определять структуру и компетенцию органов управления;
­-содержание КД НАО и ООО конфиденциально, но о его заключении уведомляется общество; в ПАО – дополнительно требуется раскрытие информации о заключении КД;
­-если КД заключен всеми участниками, сторона КД может оспорить решение органа управления общества;
-сделка, нарушающая КД, может быть оспорена стороной КД, если другая сторона должна была знать об ограничениях, содержащихся к КД.

  • Не только ЕИО, но и члены КОИ и КИО (за исключением тех, кто голосовал против решения, повлекшего убытки), а также контролирующие лица несут ответственность за убытки общества, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (бездействием). При этом:

-в ПАО соглашение об ограничении ответственности ЕИО, членов КОИ и КИО ничтожно;
-в НАО допускается заключение такого соглашения в отношении неразумных действий.

  • Основное общество несет солидарную ответственность не только по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного, но и по сделкам, совершенным с согласия основного общества.
  • Доработаны положения о реорганизации юридических лиц:

-установлена возможность смешанной реорганизации (например, выделение ООО из АО с одновременным присоединением этого ООО к другому ООО в рамках одной процедуры) а также реорганизации с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм (например, присоединение к АО нескольких ООО);
-раскрыты последствия признания недействительным решения о реорганизации и порядок признания реорганизации несостоявшейся.

В заключение следует отметить существенность принятых поправок. С одной стороны, они призваны урегулировать и где-то даже упростить процедуру создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. С другой стороны, Закон предусматривает более жесткое регулирование некоторых вопросов деятельности ПАО, которые придут на смену ОАО. Диспозитивность в отношении ООО практически не изменилась, так как она уже содержалась в специальном законодательстве, но теперь диспозитивные нормы распространятся на НАО. С вступлением Закона в силу особенно важно проверить, чтобы новые положения, по которым возможна диспозитивность, были четко прописаны в уставе. К примеру, если порядок заверения решения общего собрания участников ООО не закреплен в уставе, то протоколы общих собраний необходимо будет подписывать у нотариуса. Важными являются и поправки в отношении КД и ЕИО, которые, безусловно, предоставят больший спектр возможностей для корпоративного структурирования.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (ГК), систематизированный законодательный акт, регулирующий: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности; договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения.

Одним из древнейших кодексов, содержавших гражданско-правовые нормы, являются Двенадцати таблиц законы, в которых разрозненные обычаи рим­ско­го пра­ва были систематизированы и объединены в едином акте. Большое значение для последующей рецепции римского частного права имел Ко­декс Юс­ти­ниа­на. Обособление и систематизация гражданского законодательства в форме кодексов (уложений, сводов) получили широкое распространение с XVIII века. Старейший из ныне действующих — французский ГК (Code Civil, 1804) объединил в строгой и логичной системе достижения гражданского права предшествующих исторических эпох с завоеваниями Французской революции 18 века — равенство участников гражданско-правовых отношений, приоритет частной собственности, свобода договора, — оказав существенное влияние на гражданское законодательство Италии, Бельгии, Голландии, Польши и многих других стран (смотри Кодекс Наполеона). В Германии кодификация местного гражданского права — Баварский ГК (1756), Прусское земское право (1794), Саксонское гражданское уложение (1863) — предшествовала изданию единого Гражданского уложения (1896). Из других действующих ГК наиболее известными являются Общее гражданское уложение Австрии (1811), Швейцарский ГК (1907-11), Итальянский ГК (1942), ГК Нидерландов (1970-92), ГК Квебека (1991).

В России до 1922 года единого ГК не было. Отдельные нормы гражданского права включались во все кодификации (начиная от Русской правды, Судебников Ивана III Васильевича и Ива­на IV Гроз­но­го, Соборного уложения 1649). В 18-19 веках предпринимались попытки создания единого уложения. Однако неудачи кодификационных работ предопределили содержание действовавшего с 1835 года Свода законов гражданских (ч. 1 т. 10 Свода законов Российской империи), представлявшего собой неисчерпывающую инкорпорацию гражданско-правовых норм.

Первый ГК (ГК РСФСР 1922) был принят в условиях НЭПа. Он содержал развёрнутую систему гражданско-правовых норм и в то же время обеспечивал всемерное укрепление социалистического сектора экономики за счёт ограничения частной собственности. Работы по созданию ГК СССР завершились принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961) — кодифицированного акта, содержавшего основополагающие и единые для всей страны гражданско-правовые нормы. Второй ГК РСФСР (1964) был принят в условиях безраздельного господства государственной собственности, составлявшей экономическую основу страны. Среди участников оборота главное место занимали так называемые социалистические организации (прежде всего — государственные предприятия), а среди обязательств — плановые договоры, что предопределяло приоритет административных методов регулирования над гражданско-правовыми. Принятые в период перехода к рыночной экономике Основы гражданского законодательства СССР и республик (1991) были призваны, прежде всего, освободить правовое регулирование гражданского оборота от несвойственных ему наслоений социалистической экономики. Основы закрепили такие основополагающие принципы гражданского права, как равенство участников имущественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, предопределившие содержание современного гражданского законодательства.

Действующий ГК Российской Федерации принимался по частям (первая часть принята в 1994 году, вторая — в 1995, третья — в 2001, четвёртая — в 2006), состоит из 7 разделов, 77 глав, 1551 статьи. ГК Российской Федерации является системообразующим актом гражданского законодательства. Однако в отношении юридических лиц, некоторых объектов гражданских прав, отдельных видов обязательств наряду с ГК действуют иные федеральные законы, которые должны соответствовать ГК.

Раздел I (общие положения) посвящён основным началам гражданского законодательства, условиям возникновения гражданских прав и обязанностей, правовому положению основных участников гражданского оборота — граждан и юридических лиц; общим положениям об объектах гражданских прав; определению понятия, видов и форм сделок, условий и последствий их недействительности; исчислению гражданско-правовых сроков и исковой давности.

Раздел II (право собственности и другие вещные права) регулирует понятие, содержание и виды права собственности, устанавливает основания приобретения, прекращения и защиты права собственности, правила осуществления права общей собственности, права собственности и иных вещных прав на землю и на жилые помещения, а также ограниченных вещных прав — права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Раздел III (общая часть обязательственного права) устанавливает понятие обязательства и условия его надлежащего исполнения и прекращения. В числе способов обеспечения исполнения обязательств выделяются неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Устанавливается порядок перемены лиц в обязательстве (уступка требования и перевод долга), а также условия установления и основные виды ответственности за нарушение обязательств. К числу общих положений о договоре относятся условия заключения, изменения и расторжения договора.

Раздел IV (отдельные виды обязательств) устанавливает правила о 26 типах договоров, в том числе купле-продаже, аренде, подряде, перевозке, хранении, страховании, а также о 5 типах внедоговорных обязательств, в том числе действиях в чужом интересе без поручения, обязательствах вследствие причинения вреда и вследствие неосновательного обогащения.

Раздел V (наследственное право) регулирует основания и порядок наследования по закону и по завещанию, порядку охраны и раздела наследства, а также особенности наследования отдельных видов имущества.

Раздел VI (ме­ж­ду­народного ча­ст­ное пра­во) содержит правила определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложнённым иным иностранным элементом.

Раздел VII (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) устанавливает порядок возникновения, осуществления и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, смежные права, патентное право, право на селекционные достижения, право на топологии интегральных микросхем) и средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, место происхождения товара, коммерческое обозначение).

Комментарии к статье 1. Правоспособность, которой все граждане наделяются с момента рождения и обладают на протяжении всей жизни, характеризует пассивные возможности физических лиц, заложенные в норме ст. 18 ГК.
Дееспособность, означающая способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, характеризует активные возможности физических лиц. Это юридическое свойство человек приобретает лишь по достижении определенного уровня умственной и психической зрелости, когда становится способным принимать осмысленные решения. Поскольку все люди достигают этого уровня в разном возрасте, законодатель был вынужден остановиться на какой-то оптимальной для большинства индивидов возрастной границе. По законодательству РФ полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.
Приобретение полной гражданской дееспособности означает, во-первых, что с этого момента лицо вправе самостоятельно участвовать в гражданском обороте без посредничества законных представителей либо каких-либо органов, а во-вторых, способно нести самостоятельную гражданско-правовую ответственность. Сделкоспособность (способность совершать сделки) и деликтоспособность (способность самостоятельно отвечать за вред, причиненный противоправными действиями) являются основными элементами дееспособности.
2. Из общего правила о возникновении полной гражданской дееспособности лишь по достижении совершеннолетия есть два исключения. Первое из них связано с эмансипацией несовершеннолетнего (см. ст. 27 и коммент. к ней). Второе — с возможностью вступления в брак до достижения совершеннолетия. В соответствии со ст. 13 СК брачный возраст устанавливается в 18 лет. Однако органы местного самоуправления вправе по просьбе несовершеннолетних лиц разрешить им вступление в брак по достижении 16 лет. В основе принятия подобного решения должны лежать уважительные причины (беременность невесты, рождение ребенка и т. д.). Законами субъектов РФ могут быть определены условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено и до достижения возраста 16 лет. К настоящему моменту такие законы приняты в целом ряде субъектов РФ.
Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Эта норма направлена в первую очередь на обеспечение равенства имущественных прав супругов (в противном случае совершеннолетний супруг имел бы возможность совершать сделки, в том числе и с общесупружеским имуществом, самостоятельно, а несовершеннолетний — только с согласия законных представителей).
3. Полная дееспособность у этих лиц сохраняется и в случае расторжения брака до достижения ими совершеннолетия. Если же брак между этими лицами будет признан недействительным, решение о сохранении либо об утрате дееспособности будет приниматься судом с учетом конкретных обстоятельств, исходя из интересов несовершеннолетнего супруга.
4. Нерешенным остается вопрос об объеме дееспособности несовершеннолетних родителей. В соответствии с п. 2 ст. 62 СК несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет независимо от того, состоят они при этом в браке или нет. Следовательно, по достижении указанного возраста родители ребенка становятся его законными представителями со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, они приобретают право совершать от имени своих малолетних детей гражданско-правовые сделки. При этом сами несовершеннолетние родители, являясь недееспособными, вправе совершать сделки от своего имени только с письменного согласия своих законных представителей.