Ст 23 31 НК РФ

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Ст. 52 НК РФ

Налогоплательщик (организация и (или) физическое лицо), в соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Так, согласно п. 5 ст. 52 НК РФ сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, представленные иными участниками консолидированной группы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному или нескольким налогам, подлежащим уплате.

К уведомлению прилагаются платежные документы на оплату налога. Количество платежных документов, направляемых вместе с налоговым уведомлением, соответствует количеству налогов, которые необходимо уплатить.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@. Форма уведомления на уплату налога на доходы физических лиц утверждена Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-04/440@.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю (ст. ст. 27 — 29 НК РФ)) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формирование налогового уведомления производится налоговыми органами на основании информации, полученной из разных источников:

1) информация о налоговых ставках, о не облагаемой налогом сумме, о коэффициенте для индивидуального жилищного строительства указывается на основании норм НК Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Информацию о налоговых ставках и льготах по имущественным налогам можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Имущественные налоги: ставки и льготы»;

2) информация об объекте налогообложения, его характеристиках, зарегистрированных правах и правообладателях указывается на основании сведений, предоставленных органами, регистрирующими транспортные средства (ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавиация), органами Росреестра, а также органами ФМС России.

Порядок заполнения налогового уведомления можно посмотреть в разделе «Формы и бланки».

Вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверной информации об объектах налогообложения в уведомлении.

Вместе с тем ФНС России сообщила, что налоговые органы Российской Федерации завершают работу по направлению уведомлений гражданам на уплату имущественных налогов.

Полностью работа по направлению налоговых уведомлений должна была завершиться уже в августе — сентябре 2013 г.

Информацию о периодах направления уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов в конкретной налоговой инспекции можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Сроки направления налоговых уведомлений».

Начиная с 2013 г. в 65 субъектах Российской Федерации печать и направление налоговой корреспонденции осуществляются через ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы (за исключением республик Дагестан, Саха (Якутия), Татарстан, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского, Камчатского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Орловской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Ульяновской областей, Чукотского АО).

ФНС России обращает внимание, что исчисление имущественных налогов производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, а централизованную печать и рассылку документов производят ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, поэтому на конвертах с налоговым уведомлением в качестве отправителя указывается именно ФКУ «Налог-сервис» и его филиалы, а в самом уведомлении будут указаны координаты налоговой инспекции, в которой произведено исчисление налогов.

Кроме того, на сайте ФНС России www.nalog.ru размещен интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий налогоплательщику получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговое уведомление, обращаться в налоговые органы без личного визита.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России (независимо от места постановки на учет) или направить онлайн-заявление на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке (Информация ФНС России «О завершении рассылки налоговых уведомлений», текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 6 августа 2013 г.).

Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Положения п. 6 ст. 52 НК РФ начали действовать с 1 января 2014 г.

До этого момента аналогичные положения, установленные Налоговым кодексом РФ, действовали в отношении:

а) НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;

б) ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Этим пунктом было установлено, что значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

Кроме того, положения, аналогичные п. 6 ст. 52 НК РФ, установленные иными нормативно-правовыми актами, действовали до 1 января 2014 г. и продолжают действовать после 1 января 2014 г. в отношении:

а) НДС (п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»);

б) ЕСХН (п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 57н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения»);

в) транспортного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

г) налога на прибыль организаций (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения»);

д) налога на игорный бизнес (п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, утвержденного Приказом ФНС России от 28 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде»);

е) земельного налога (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и Формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»);

ж) акцизов (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утвержденного Приказом ФНС России от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/369@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения»);

з) налога на имущество организаций (п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»).

Отметим, что вышеуказанное вступало в противоречие с положениями тех глав НК РФ, которыми были урегулирован порядок уплаты конкретного налога и которыми не было установлено правило об округлении суммы налога, подлежащей уплате.

Указанное приводило к спорам с налоговыми органами. Спор о порядке округления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, стал предметом рассмотрения ВАС РФ.

Так, в п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения», было предусмотрено, что все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 8116/12 п. 2.11 вышеуказанного Порядка был признан не соответствующим Налоговому кодексу РФ. ВАС РФ указал, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Налоговым кодексом РФ непосредственно для определения налоговой базы по НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ) и ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ), а для УСН такого порядка исчисления налога Налоговым кодексом РФ не было предусмотрено.

Таким образом, с 1 января 2014 г. вопрос о порядке округления сумм остальных налогов, помимо НДФЛ и уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, был решен.

Однако Минфин России дал некоторые разъяснения, связанные с порядком применения п. 6 ст. 52 НК РФ.

Минфин России обратил внимание, что п. 6 ст. 52 НК РФ регулируется порядок исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет за налоговый период, которые отражаются в налоговых декларациях.

В отношении применения НДС, по мнению Минфина России, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Пунктом 2 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.

В соответствии с пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, должна быть указана сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. При этом согласно п. 8 ст. 169 НК РФ порядок заполнения счета-фактуры устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», стоимостные показатели счета-фактуры, в том числе в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю», указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте).

Учитывая изложенное, Минфин России пришел к выводу, что правило об округлении суммы налога, предусмотренное п. 6 ст. 52 НК РФ, в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых продавцами покупателям товаров (работ, услуг) и указываемых в счетах-фактурах, не применяется.

Отметим, что с 1 января 2015 г. некоторые положения ст. 52 НК РФ начнут действовать в новой редакции.

Так, п. 2 ст. 52 НК РФ будет изложен в редакции Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

«В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором пункта 2 статьи 52 НК РФ, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 НК, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность».

Напомним, что согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Вышеуказанные положения п. 2.1 ст. 23 НК РФ также начинают действовать с 1 января 2015 г.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. налоговое уведомление может передаваться руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), помимо уже указанных в п. 4 ст. 52 НК РФ способов передачи, также через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Комментарии к ст. 59 НК РФ

Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.

Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.

Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списании обязательного наличия судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

В акте сверки объективной информации о состоянии расчетов должна содержаться достоверная информация об обязанности общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

При таких обстоятельствах суд указал на то, что поскольку налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у налогового органа отсутствовали основания для указания спорных сумм пеней в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.

В Постановлении от 14.06.2012 N А78-8254/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в том числе судебного акта.

Также необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что установленный в статье 59 НК РФ механизм давности, влекущий за собой признание числящейся за налогоплательщиком недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, непосредственно не связан со сроком, предусмотренным пунктом 3 статьи 46 НК РФ, поскольку срок давности взыскания недоимки определяется как совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных НК РФ, для совершения налоговыми органами отдельных действий, направленных в целом на взыскание налога (статья 70, пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2012 N А26-4003/2011.

В Постановлении от 05.12.2012 N А63-2711/2012 ФАС Северо-Кавказского округа разъяснил, что статья 59 НК РФ, равно как и иные нормы налогового законодательства, не содержит положений о признании невозможной к взысканию задолженности по штрафам на основании истечения срока предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного по решению суда о взыскании налоговых санкций.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение всеми субъектами предпринимательской деятельности.

Исходя из смысла данных правовых норм обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения организации от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8893/10.

ФАС Московского округа в Постановлении от 18.01.2013 N А40-49924/12-115-293 указал, что Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Как отметил суд, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам утратившей возможность взыскания спорной задолженности в соответствии с указанной нормой.

Требование о признании задолженности безнадежной и ее списании организацией не заявлялось.

В инспекцию с заявлением о списании безнадежной к взысканию задолженности организация не обращалась и не могла обратиться исходя из положений статьи 59 НК РФ и вышеуказанных нормативных актов ФНС России, поскольку судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания спорной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, отсутствует.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью действующим законодательством не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах требование о признании инспекции утратившей возможность взыскания задолженности подлежало рассмотрению арбитражным судом.

Ст. 23 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 23 НК РФ

Ст. 23 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 23 НК РФ посвящена обязанностям налогоплательщиков. О каких обязательных действиях не следует забывать, чтобы не попасть под налоговые санкции, расскажем в нашем материале.

Кто обязан выполнять требования статьи 23 НК РФ?

Большинству из нас рано или поздно приходится платить установленные законодательством налоги и сборы. Физлица — собственники транспорта, земли или недвижимости — ежегодно уплачивают имущественные налоги, а при реализации этого имущества обязаны отчитаться в ИФНС и уплатить налог с полученных доходов.

Юрлица и ИП помимо имущественных уплачивают ряд других налогов и сборов (налог на прибыль или НДФЛ, НДПИ, НДС и др.), а также обязаны отчитываться об этом в налоговые органы.

С 2017 года работодатели, имеющие наемных работников, начисление и уплату страховых взносов также осуществляют по правилам НК РФ.

Об этих и ряде других налоговых обязанностей рассказывает ст. 23 НК РФ. Ниже поговорим об этом подробнее.

О том, по какой форме и в какие сроки сдается первая отчетность по страховым взносам в ИФНС, читайте в публикации «Официально опубликован расчет по взносам – 2017».

Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов, а с 2017 года – и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено обязательное представление контролерам годовой бухотчетности (если налогоплательщик обязан вести бухучет), а также книги доходов и расходов (их ведут ИП, частные нотариусы и адвокаты) — в случае поступления от налоговиков соответствующего запроса.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

О том, какие документы по взносам будет запрашивать ИФНС, читайте в материале «Налоговая сможет истребовать документы по взносам для камералок».

В случае если контролеры выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обязан устранить их и выполнить все требования налоговиков, если они не противоречат закону (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Еще одна обязанность налогоплательщика — сохранять в течение 4-х лет бухгалтерские и налоговые документы, содержащие информацию о том, как рассчитаны налоги и подтверждающие их уплату (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для страховых взносов аналогичный срок установлен в большем размере: он равен 6 годам (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кроме перечисленных, налогоплательщик несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах (подп. 9 п. 1 и подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрел дополнительные обязанности для ИП и организаций, то п. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Подробнее об этой обязанности физлиц читайте в статье «Ст. 31 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы».

Какие обязанности предусматривает ст. 23 НК РФ для российского налогоплательщика, если он приобрел долю участия в иностранной компании?

В этом случае он обязан сообщить налоговикам о своем участии, если его доля в иностранной компании более 10% (п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Сроки для подачи сведений указаны в ст. 25.14 НК РФ.

Важно! Расчет доли участия в иностранной компании определяется с учетом требований, установленных ст. 105.2 НК РФ.

П. 3.1. ст. 23 НК РФ обязывает также сообщать налоговикам следующую информацию:

  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, контроле над ними или праве на доход, получаемый такой структурой;
  • о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Важно! На отношения, возникшие с 01.01.2015, применяется обновленное понятие КИК и расширенное определение контролирующего лица в связи с изменениями, внесенными в ст. 25.13 НК РФ законом от 08.06.15 № 150-ФЗ.

Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?

В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ те налогоплательщики, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций в электронной форме, должны осуществлять электронное взаимодействие с налоговыми органами в следующем порядке:

  • В течение 10 дней после возникновения такой обязанности обеспечить возможность получения информации от налоговиков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если подобное взаимодействие происходит через представителя налогоплательщика, то на представителя должен быть оформлен соответствующий ключ электронной подписи, а документ, подтверждающий полномочия представителя, необходимо направить в ИФНС в бумажном виде или по ТКС не позже 3-х дней с даты возникновения таких полномочий.
  • Передавать инспекторам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

Если эти обязанности игнорировать, возможно приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Важно! Отчитываться в электронном виде по налогам обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), а также налогоплательщики НДС (в том числе налоговые агенты) и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Отчетность по страховым взносам в электронном виде должны представлять их плательщики, имеющие среднесписочную численность более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

О процедуре блокировки счетов читайте в публикации «Ст. 76 НК РФ (2016): вопросы и ответы».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Помимо перечисления обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, ст. 23 НК РФ (п. 5) определяет, что невыполнение этих обязанностей повлечет законодательно установленную ответственность.

Неуплата или неполная уплата налогов — одно из самых распространенных нарушений, за которое предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ). С 2017 года этот штраф касается и страховых взносов.

Вторым по распространенности является штраф за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) — эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Ответственность за это названа в п. 1 ст. 119 НК РФ. В этом случае штраф может составить 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.).

Нередки случаи применения санкций по п. 1 ст. 116 НК РФ — за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае штраф составит 10 000 руб. А по п. 2 ст. 116 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность без постановки на учет, будет обязан уплатить 10% от доходов за всё время такой деятельности (но не менее 40 000 руб.).

И это не исчерпывающий список штрафов при невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если налогоплательщик не представил контролерам предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах сведения (при отсутствии признаков других налоговых правонарушений), ему грозит штраф по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление лицом сведений налоговому органу (кроме случаев, описанных в ст. 126) предусмотрен штраф 5 000 руб., при повторном нарушении в течение календарного года — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). С 01.01.2017 применяется ответственность в виде 20%-ного штрафа от суммы неуплаченного налога по имуществу, о наличии которого физлицо, не получившее уведомление о его уплате, должно было уведомить ИФНС (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Министерство финансов и Государственный налоговый комитет (ГНК) Узбекистана сообщили о введении в действие с 1 января 2020 года Налогового кодекса в новой редакции. Ведомства перечислили основные изменения, произошедшие в порядке налогообложения юридических и физических лиц. Электронная версия Налогового кодекса опубликована в Telegram-каналах Минфина и ГНК.

В связи с принятием нового Налогового кодекса будут разработаны новые формы налоговой отчетности, которые доведут до всех налогоплательщиков после проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспорта, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Узбекистана автотранспорта иностранных государств утверждены законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.
За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом в новой редакции.

Что изменилось в налоговом законодательстве

Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа — налог с оборота, фиксированного налога — налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженные ставки по налогам:

  • предоставленные Налоговым кодексом от 25 декабря 2007 года, — действуют до 1 апреля 2020 года;
  • решениями президента Узбекистана и Кабинета Министров, — действуют до истечения срока их действия.

Из состава Налогового кодекса выведены разделы государственной пошлины и сборов за право продажи алкогольной продукции, которые будут предусмотрены в отдельном законе «О государственной пошлине».

Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в закон «О недрах».

До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.

Отменены специальные налоговые режимы для:

  • рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50% от доходов), будут уплачивать:
  • общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов) — земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20%;
  • налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;
  • физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц. Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов). При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;
  • сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо уплаты налога в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25%.

Налоговым кодексом в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме. С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию. Отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года бесплатно.

В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.

ГНК и Минфин позже сообщат подробно о новом порядке оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге. До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году.

Аналогичный порядок применяется и в отношении онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.

Вопросы налогового администрирования

Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

Внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и ее зачета. При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания этих сумм.

Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.

Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных Налоговым кодексом и регулирующих порядок их проведения.

В частности, новым Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. Камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.

Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.

По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени.

2. Выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.

По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится.

3. Налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.

По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.

Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита.

Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В новой редакции Налогового кодекса предусмотрены:

  • внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
  • установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.

Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом. При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента Узбекистана только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.

Льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при ввозе (импорте) на территорию Республики Узбекистан, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года, и по ним регулярно будут публиковаться разъяснительные материалы.

СТ 48 НК РФ.

1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Комментарий к Ст. 48 Налогового кодекса

1. Особенный порядок взыскания налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика — физического лица установлен ст. 48 НК РФ. Данный порядок устанавливает принудительный способ взыскания недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Такое взыскание обращается на имущество должника. В отличие от взыскания имущества организации или индивидуального предпринимателя взыскание с физического лица не может происходить во внесудебном порядке.

Аналогичное положение содержится в ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который устанавливает, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Исключение из данного правила, согласно части 3 ст. 154 указанного Закона, составляет удержание денежного залога в случае неуплаты таможенных платежей.

Устанавливая судебный порядок обращения взыскания на имущество недоимщика — физического лица, законодатель последовательно реализует принцип неприкосновенности собственности, закрепленный в ст. 35 Конституции РФ, п. 3 которой предполагает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании решения суда.

Взыскание недоимки, а также пени и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может происходить на основании решения налогового или таможенного органа. Вынесению такого решения предшествует направление в адрес должника (плательщика сборов) требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которое представляет собой извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налоговый или таможенный орган в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств физического лица.

Заявление в суд о взыскании за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Указанная сумма периодически корректируется в связи с ростом потребительских цен и показателями инфляции.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, заявление о взыскании подается налоговым или таможенным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Здесь же установлены некоторые особенности течения срока исковой давности в отношении взыскания недоимки, пеней и штрафов. В частности, введено правило суммирования всех требований к физическому лицу за три года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если за трехлетний период сумма требований превысила 3000 рублей, налоговый или таможенный орган получает право обращения в суд о взыскании совокупной суммы по всем выставленным требованиям в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган или таможенный орган также вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании, но шестимесячный срок исковой давности начинает считаться со дня истечения трехлетнего срока. Данное право налогового органа является исключением из общего порядка, установленного в пункте 1 ст. 48 НК РФ, согласно которому обращение налогового или таможенного органа в суд о взыскании с физического лица недоимки, пеней и штрафов допускается только в случае, если задолженность превысила 3000 руб.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. О восстановлении пропущенного налоговым или таможенным органом срока взыскания недоимки неоднократно давалось разъяснение со стороны высших судебных инстанций.

Например, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указывалось, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Таким образом, судебная практика сложилась так, что суды отказывают в удовлетворении заявлений налоговых органов о восстановлении сроков исковой давности о взыскании недоимки, пени и штрафов с физических лиц. Такой подход связан с поиском баланса между публичным интересом и защитой прав налогоплательщиков и выступает как дополнительная гарантия при осуществлении взыскания с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это компенсирует упрощенный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства.

3. Заявления налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафов уполномочены рассматривать суды общей юрисдикции, к которым, в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», относятся федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то есть мировые судьи.

Порядок рассмотрения заявлений налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафа судами общей юрисдикции регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ). Как правило, указанные заявления рассматриваются в упрощенном порядке приказного производства, которое завершается вынесением судебного приказа, что вытекает из ст. 122 ГПК РФ, согласно которой судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Судебный приказ, согласно ст. 121 ГПК РФ, представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, и одновременно является исполнительным документом.

Требования к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа установлены ст. 124 ГПК РФ, а его содержание — ст. 127 ГПК РФ.

ГПК РФ предусматривает также исковое производство, в рамках которого, согласно п. 3 комментируемой статьи, рассматриваются заявления налоговых и таможенных органов в том случае, если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, но не позднее шести месяцев со дня вынесения данного определения.

В порядке искового производства требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Кроме того, налоговый орган и таможенный орган могут обратиться в суд только в порядке искового производства в том случае, если физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями, то есть имеется спор о праве. Иначе говоря, при поступлении в установленный срок в суд заявления налогоплательщика — физического лица о несогласии с предъявленными требованиями суд обязан прекратить приказное производство и перейти к рассмотрению дела в порядке искового производства. На это обращалось внимание, например, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 г.).

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит специальную главу, посвященную обращению взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на имущество должника, согласно ст. 69 указанного Закона, включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. В том случае, если перечисленных видов имущества (наиболее ликвидных) недостаточно для исполнения решения суда, взыскание обращается на иное имущество. Данное положение соответствует п. 5 ст. 48 НК, которая разделяет имущество на группы в зависимости от последовательности взыскания.

5. Согласно пункту 5 ст. 48 НК РФ, взыскание недоимки по налогу, сбору, пеням, штрафам за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Одним из принципов исполнительного производства, закрепленным в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, что соответствуют положению комментируемой статьи о запрете обращения взыскания на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи.

В ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ установлен перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Это:

— жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

— земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части;

— предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

— имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

— используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

— семена, необходимые для очередного посева;

— продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

— топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

— средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

— призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Отдельными федеральными законами также установлены запреты на обращение взыскания в отношении отдельных видов имущества.

Например, ст. 1405 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается, а согласно ст. 1018 обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения.

6. Согласно пункту 6 комментируемой статьи, в случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.

Данная статья находится в системной взаимосвязи с пунктом 3 ст. 75 НК РФ, согласно которому пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества. На это указал КС РФ в Определении от 25 февраля 2013 г. N 152-О.

7. Пункт 7 ст. 48 НК РФ содержит запрет на приобретение должностными лицами налоговых и таможенных органов имущества налогоплательщика — физического лица, реализуемого в порядке исполнения решения о взыскании налога.

Данный запрет направлен на устранение возможного конфликта интересов и коррупционным рисков.

Согласно ст. 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Должностные лица налоговых и таможенных органов являются государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 19 данного Закона, случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.