Ст 38 НК

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo — Consulting & audit

Действовавший более 20 лет Закон РФ от 9.12.91 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) канул в лету. С 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ (далее – Закон № 284-ФЗ).

С этого года налог на недвижимость физических лиц будет рассчитываться по новым правилам. Проанализируем, как нововведения скажутся на бюджете граждан.

Объект налогообложения

Физические лица признаются налогоплательщиками, если владеют на праве собственности имуществом, которое является объектом налогообложения. Перечень облагаемого имущества приведен в ст. 401 НК РФ. К такому имуществу законодателем отнесены:

— жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

— квартира, комната;

— гараж, машино-место;

— единый недвижимый комплекс;

— объект незавершенного строительства;

— иные объекты (здание, строение, сооружение, помещение).

При этом имущество, которое входит в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Налоговая база

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ, письмо ФНС России от 16.10.14 г. № БС-4-11/21489@).

По данным, опубликованным на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru), таких субъектов на сегодняшний день 28. То есть пока в большинстве субъектов РФ налог на имущество физических лиц будет считаться по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Однако с 1 января 2020 г. налог на имущество будет рассчитываться только исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 3 ст. 5 Закона № 284-ФЗ).

Для налогоплательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел введение так называемых налоговых вычетов. Размер таких вычетов зависит от вида недвижимого имущества (см. таблицу).

Налоговые вычеты для плательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости

Виды объектов налогообложения

Налоговые вычеты

Жилой дом

В размере кадастровой стоимости 50 кв.м от общей площади (п. 5 ст. 403 НК РФ)

Квартира

В размере кадастровой стоимости 20 кв.м от общей площади (п. 3 ст. 403 НК РФ)

Комната

В размере кадастровой стоимости 10 кв.м от общей площади (п. 4 ст. 403 НК РФ)

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

В размере 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ)

В случае если физическое лицо при расчете налога применит указанные в таблице налоговые вычеты и налоговая база будет иметь отрицательное значение, то в целях исчисления имущественного налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Следует отметить, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры приведенных в таблице налоговых вычетов.

По данным, опубликованным на сайте ФНС России, налоговые вычеты увеличены только в одном субъекте – Ямало-Ненецком автономной округе (для жилых домов вычеты увеличены до 75 кв.м).

Где получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости?

Такие сведения можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в подразделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Однако по тем или иным причинам сведений может не быть в электронной базе.

В этом случае сведения о кадастровой стоимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), физические лица могут бесплатно получить в виде справки о кадастровой стоимости недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с запросом.

Налоговые льготы

Отметим, что перечень льготных категорий не уменьшился. Например, полностью освобождены от имущественного налога пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ, Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 407 НК РФ).

Пример 1

В собственности пенсионера, которому назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством, имеются следующие объекты недвижимости:

— жилой дом;

— квартира.

В этом случае пенсионер в полном объеме освобождается от уплаты налога на имущество.

Следует отметить, что если льгота предоставлялась по действовавшему до 1.01.2015 г. Закону № 2003-1, то такая льгота автоматически пролонгируется налоговым органом. Это означает, что физическому лицу нет необходимости представлять в налоговый орган подтверждающие льготу документы (часть 4 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

Обращаем внимание еще на один существенный момент. Налоговая льгота может быть предоставлена только в части одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Пример 2

В собственности пенсионера, которому назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством, имеются следующие объекты недвижимости:

— жилой дом;

— две квартиры.

Пенсионер полностью освобождается от уплаты налога на имущество в отношении жилого дома и одной квартиры.

В отношении второй квартиры пенсионер вправе воспользоваться налоговым вычетом. В этом случае пенсионер должен представить в налоговую инспекцию заявление с указанием одной из двух квартир, в отношении которой будет применяться налоговая льгота (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если физическое лицо не сделает выбор самостоятельно, то в отсутствии заявления налоговый вычет будет предоставлен в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимально исчисленной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (п. 5 ст. 407 НК РФ). Например, если на пенсионера оформить дорогую элитную недвижимость, то такой пенсионер будет уплачивать налог на имущество по ставке 2% независимо от того, что он относится к льготной категории.

Налоговые ставки

Пунктом 2 ст. 406 НК РФ установлены базовые налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

При этом базовые налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Такое право предоставляет п. 3 ст. 406 НК РФ.

Законом г. Москвы от 19.11.14 г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц» предусмотрена ставка налога при кадастровой стоимости объекта недвижимости:

— до 10 млн руб. (включительно) – 0,1%;

— свыше 10 млн до 20 млн руб. (включительно) – 0,15%;

— для гаражей и машино-мест (независимо от кадастровой стоимости) – 0,1%.

Для объектов, в отношении которых налоговая база рассчитывается по старым правилам (т.е. на основе инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор), налоговые ставки по сравнению с Законом № 2003-1 не изменились (п. 4 ст. 406 НК РФ).

Возникновение (прекращение) права собственности в течение налогового периода

Как будет рассчитан налог, если объект недвижимости приобретен (продан) в течение года? Отметим, что п. 5 ст. 408 НК РФ (по аналогии расчета земельного налога) предусмотрен расчет коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности физического лица, к 12 (т.е. к числу месяцев налогового периода). Аналогичный порядок действует и в отношении налоговой льготы, возникшей не с начала налогового периода (т.е. календарного года).

Порядок исчисления и уплаты налога

Формула для расчета налога на имущество приведена в п. 8 ст. 408 НК РФ:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2,

где Н – сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 – сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы (ст. 404 НК РФ), либо сумма налога на имущество, исчисленная за 2014 г. по Закону № 2003-1 и приходящаяся на указанный объект налогообложения.

Для снижения социальной напряженности законодателем предусмотрены так называемые временные повышающие коэффициенты, которые будут действовать в переходный период в течение четырех лет;

К – коэффициент, который будет разным в зависимости от года расчета:

0,2 – применительно к первому налоговому периоду, т.е. за 2015 г.;

0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, т.е. за 2016 г.;

0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, т.е. за 2017 г.;

0,8 – применительно к четвертому периоду, т.е. за 2018 г.

При расчете имущественного налога за 2019 г. коэффициент применяться уже не будет.

Переходный период не применяется к административно-деловым и торговым центрам, а также к нежилым помещениям, которые используются для размещения офисов, торговых павильонов и объектов общественного питания, а также объектов бытового обслуживания. По таким объектам налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Покажем на примере расчет имущественного налога.

Пример 3

Физическое лицо владеет двухкомнатной квартирой на праве собственности в г.Москве. Общая площадь квартиры составляет 60 кв.м.

По данным БТИ, инвентаризационная стоимость составляет 200 000 руб. Налог на имущество за 2014 г. составил 210 руб.

С 1 января 2015 г. налог на имущество в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта. По данным Росреестра, кадастровая стоимость квартиры оценена в 8 млн руб.

Предположим, что собственник квартиры не имеет никаких льгот, предусмотренных п. 1 ст. 407 НК РФ.

Стоимость 1 кв. м исходя из кадастровой стоимости составит:

8 млн руб./60 кв.м = 133 333,33 руб.

Размер налогового вычета в денежном выражении составит:

20 кв. м х 133 333,33 руб. = 2 666 666,67 руб.

Налоговая ставка – 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.14 г. № 51).

Воспользуемся формулой для расчета налога:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2

Н1 = (8 000 000 руб. – 2 666 666,67 руб.) х 0,1% = 5 333,33 руб. – это сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости;

Н2 = 210 руб. – это сумма налога, исчисленная за 2014 г.

Рассчитаем сумму налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет за 2015 г.:

Н = (5 333,33 руб. – 210 руб.) х 0,2 + 210 руб. = 1234,67 руб.

Исчисленный (на основании полученного уведомления от налогового органа) налог на имущество подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налог на имущество за 2015 г. должен быть уплачен до 3 октября 2016 г. (так как 1, 2 октября выпадают на выходные дни).

Оспаривание кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой оценки могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой комиссии. Порядок создания и работы такой комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.05.12 г. № 263.

Правилами предусмотрено, что для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Такие комиссии созданы в субъектах РФ при каждом управлении Росреестра.

Для обращения в комиссию лицу необходимо оформить заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. К заявлению должен быть приложен пакет документов (кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, отчет оценщика на бумажном носителе и в электронном виде, положительное экспертное заключение, подготовленное специалистами СРО, и иные документы).

В течение семи рабочих дней физическому лицу обязаны предоставить запрошенные сведения.

В заключение статьи отметим, что на многих сайтах Интернета (например, на сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы – http://depr.mos.ru) размещаются налоговые калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму имущественного налога за 2015 г.

Статья актуальна на 15.04.15

Сноска. Заголовок статьи 214 в редакции Закона РК от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).
1. Осуществление предпринимательской деятельности, банковской деятельности (банковских операций) , микрофинансовой или коллекторской деятельности без регистрации, а равно без обязательной для такой деятельности лицензии либо с нарушением законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, –
наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.
2. Те же деяния:
1) совершенные преступной группой;
2) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;
3) совершенные неоднократно, –
наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.
Примечание. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.
Сноска. Статья 214 с изменениями, внесенными законами РК от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.07.2018 № 180-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

СТ 38 НК РФ.

1. Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в
соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав
(за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.

3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием
таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с
таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле.

4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют
материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не
имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой
деятельности.

6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются
товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При
определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут
не учитываться.
При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики,
качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая
репутация на рынке и используемый товарный знак.
При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика
(исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не
являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что
позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При
определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак,
страна происхождения.
Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь
идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или)
функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их
качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и
коммерческая взаимозаменяемость.

Комментарий к Ст. 38 Налогового кодекса

1. Название комментируемой статьи почти тождественно названию главы седьмой НК РФ, которая посвящена объектам налогообложения. Определения объекта налогообложения в статье не приводится, его понятие раскрывается через перечисление возможных предметов, которые могут выступать в качестве объектов налогообложения, с указанием их признаков и свойств. Объектом налогообложения могут быть:

— реализация товаров (работ, услуг);

— имущество;

— прибыль;

— доход;

— расход.

Данный перечень не является исчерпывающим и допускается существование в качестве объекта налогообложения любого обстоятельства. Указанное обстоятельство должно соответствовать двум критериям: во-первых, иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику и, во-вторых, должно быть предусмотрено законодательством о налогах и сборах как основание возникновения обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения относится к обязательным элементам налогообложения, без которых, в соответствии с п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ, налог не может быть установлен. Объект налогообложения по всем видам налогов (федеральным, региональным и местным) определяется только НК РФ. Законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при реализации в соответствии со ст. 12 НК РФ своего права на установление региональных и местных налогов объект налогообложения определяться не может.

Следует отметить, что из перечисленных в ст. 17 НК РФ обязательных элементов налогообложения (в их числе объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога) только объекту налогообложения посвящена отдельная глава в первой части НК РФ.

Из смысла комментируемой статьи можно вывести следующее общее определение объекта налогообложения: это обязательный элемент налогообложения, имеющий стоимостные, количественные или физические характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Перечисленные в комментируемой статье виды объектов налогообложения имеют разнообразную природу. Например, прибыль представляет собой бухгалтерскую запись и может формироваться только по окончании отчетного периода. Имущество — предмет материального мира, оно должно иметь собственника, при отсутствии которого в качестве объекта налогообложения рассматриваться не может.

В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Данное положение подтверждает соблюдение в налоговом законодательстве принципа однократности налогообложения, в соответствии с которым один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

Из части второй НК РФ можно извлечь перечень объектов налогообложения по видам налогов (федеральных, региональных и местных). По федеральным налогам это:

— реализация товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, а также передача прав собственности на безвозмездной основе — для налога на добавленную стоимость (далее — НДС), в соответствии со ст. 146 НК РФ;

— реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров — для акцизов, в соответствии со ст. 182 НК РФ;

— полученный налогоплательщиком доход — для налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 209 НК РФ;

— полученная налогоплательщиком прибыль — для налога на прибыль, в соответствии со ст. 247 НК РФ;

— пользование водными объектами, в числе которых забор воды, использование акватории, использование для целей гидроэнергетики, использование для сплава древесины — для водного налога, в соответствии со ст. 333.9 НК РФ;

— полезные ископаемые, в том числе: добытые на участке недр на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, арендуемых ею у иностранных государств или используемых на основании международного договора; извлеченные из отходов добывающего производства; минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; дренажные подземные воды; метан угольных пластов — для налога на добычу полезных ископаемых, в соответствии со ст. 336 НК РФ.

По региональным налогам объектами налогообложения могут быть:

— транспортные средства, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства — для транспортного налога, в соответствии со ст. 358 НК РФ;

— игровой стол, автомат, процессинговый центр и пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы — для налога на игорный бизнес, в соответствии со ст. 366 НК РФ;

— движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, — для налога на имущество, в соответствии со ст. 374 НК РФ.

По местным налогам объектами налогообложения могут быть:

— земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, — по земельному налогу, в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Сборы (в том числе государственная пошлина) не являются налогами и не подпадают под требование НК РФ об установлении всех обязательных элементов налогообложения. Под сбором, в отличие от налога, понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков со стороны органов публичной власти юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Тем не менее в ст. 333.2 НК РФ установлен объект обложения для федерального сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которым признаются определенные объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов по специальным перечням. Законодатель не уточняет, чем отличается объект обложения от объекта налогообложения. Применив к объекту обложения сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов приведенное выше определение объекта налогообложения, можно отметить аналогию между объектом обложения и объектом налогообложения.

Доход и прибыль выступают как виды объектов налогообложения. Понятие дохода связано с получением экономической выгоды физическим лицом (заработной платы, ренты, дивидендов, процентов и иных доходов), что связано с налогообложением налогом на доходы физических лиц. Данное понятие связано с коммерческой деятельностью и его не следует путать с понятием бюджетного дохода, закрепленного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), который представляет собой поступающие в бюджет денежные средства. Кроме того, доход является одной из групп классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1 БК РФ). Здесь доход представляет собой такие поступления в бюджет, которые не влекут изменения финансовых активов, нефинансовых активов или обязательств публично-правового образования.

Прибыль представляет собой доход от предпринимательской деятельности, под которой п. 1 ст. 2 ГК РФ понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Прибыль является объектом налогообложения для налога на прибыль организаций. В целом прибыль можно рассматривать как вид дохода, который представляет собой более общее понятие.

Особенности доходов и отдельных их видов как объектов налогообложения закреплены в ст. 41 — 43 НК РФ.

Расход как объект налогообложения непосредственно связан с понятиями дохода и прибыли. В частности, прибыль как объект налогообложения представляет собой превышение суммы доходов над расходами. Отнесение тех или иных выплат на расходы влияет на размер налоговой базы для исчисления налогов.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи под имуществом как объектом налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В состав имущества по налоговому законодательству включаются не все объекты гражданских прав, а только те из них, которые имеют характер материальных благ. Таким образом, к имуществу, согласно НК РФ, из всего спектра объектов гражданских прав, указанных в ГК РФ, относятся только вещи, включая деньги и ценные бумаги. Имущественные права, согласно п. 2 комментируемой статьи, самостоятельными объектами налогообложения не признаются.

Понятие имущества тесно связано с понятием вещи, которая выступает предметом права собственности и иных вещных прав. Теория права под вещами понимает предмет материального мира, предназначенный удовлетворять определенные потребности и могущий быть в обладании человека. Вещи имеют различные физические и экономические характеристики и делятся на: движимые и недвижимые; делимые и неделимые; сложные и простые вещи; вещи и принадлежности; основные вещи и плоды, продукцию, доходы.

В зависимости от правового статуса вещи делятся на полностью оборотоспособные, ограниченные в гражданском обороте и изъятые из гражданского оборота. Вещи, обладающие полной оборотоспособностью, могут без ограничения принадлежать любым лицам, которые вправе совершать любые сделки с ними. Вещи, ограниченные в обороте, могут принадлежать только определенным лицам, либо для обладания ими и/или совершения сделок с ними необходимо получение специального разрешения (лицензии). Вещи, изъятые из гражданского оборота, не могут принадлежать субъектам гражданского права, совершение с ними сделок не допускается. Объектами налогообложения могут быть только полностью оборотоспособные вещи и вещи, ограниченные в обороте. Вещи, изъятые из гражданского оборота, объектами налогообложения являться не могут.

К недвижимым вещам, согласно ст. 130 ГК РФ, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход, прекращение и ограничение подлежат государственной регистрации уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав на гражданские воздушные суда, которые являются объектом налогообложения для транспортного налога, осуществляется в соответствии со специальным Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Территориальные органы Росреестра созданы по субъектам Российской Федерации, а технические функции по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, и выдаче соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.

В состав имущества для целей налогообложения включаются деньги. В действительности категория «деньги» имеет гораздо более широкое значение и сферу употребления. Деньги как символы обозначают тип социальных отношений, в этом качестве рассматриваются в социологии, философии. Деньги, принявшие определенную форму, выступают как знаки и связаны с экономическими отношениями. Деньги как денежные единицы (средство платежа) появляются в результате государственного регулирования и соответствуют правовым отношениям . Именно в этом (последнем) случае мы сталкиваемся с деньгами как вещью. Когда речь заходит о деньгах, включенных в международные экономические отношения, то мы сталкиваемся с понятием валюты.
———————————
Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб., 2008. С. 31.

Деньги чаще всего выступают в качестве средства платежа, которое представляет собой одну из экономических функций денег наряду с функциями всеобщего эквивалента, меры стоимости, средства накопления и мировых денег. Наличные деньги существуют в вещественном (бумажном и металлическом) состоянии, однако с большой условностью, так как их внутренняя стоимость не соответствует нарицательной стоимости. Безналичные деньги полностью дематериализованы, однако теория права и законодательство основываются на фикции, что деньги продолжают оставаться вещью.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) также установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Согласно ст. 29, 30 Закона о Банке России, банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Аналогично, согласно ст. 140 ГК РФ, законным платежным средством в Российской Федерации признается рубль, состоящий из ста копеек. Если иное не установлено законом, все расчеты на территории Российской Федерации должны осуществляться в рублях. Расчеты могут осуществляться в наличной и безналичной формах. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ценные бумаги как объекты гражданских прав являются имуществом и, так же как и деньги, существуют в вещественной и в дематериализованной форме.

Согласно ст. 142 ГК РФ, ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги). Документарные ценные бумаги относятся к вещам, бездокументарные ценные бумаги не являются вещами, представляют собой не документ, а способ фиксации имущественных прав.

Выпуск ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.

Ценными бумагами являются: акция; вексель; закладная; инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда; коносамент; облигация; чек; иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. Иными ценными бумагами могут быть, например, депозитарная расписка, опцион эмитента, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), или облигация с ипотечным покрытием, ипотечный сертификат участия, в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», и иные.

Документарные ценные бумаги могут быть на предъявителя, ордерные и именные. Предъявительской является ценная бумага, правом требования по которой обладает ее владелец (держатель). Правом требования по ордерной ценной бумаге обладает ее держатель, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов. Правами требования по именной ценной бумаге обладает владелец или лицо, которому перешло это право в результате непрерывного ряда цессий.

Требования к форме и реквизитам ценных бумаг определяются в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Например, Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341, устанавливает признаки векселя. Ст. 878 ГК РФ содержит требования к чеку. Особенности эмиссии и обращения инвестиционных паев установлены Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и рядом других законов, например Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», Федеральным законом от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах».

3. Товар также представляет собой один из видов объектов налогообложения. С понятием товара мы сталкиваемся, когда речь идет о торговой деятельности. Такая деятельность определяется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Для целей налогообложения под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Товаром по договору купли-продажи выступают любые вещи, обладающие оборотоспособностью, то есть возможностью отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (ст. 129, 455 ГК РФ). ГОСТ Р 51303-99, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст (утратило силу), также определял товар как любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. Комментируемая статья НК РФ не рассматривает в качестве объекта налогообложения имущественные права, в то время как согласно гражданскому законодательству имущественные права тоже могут выступать в качестве товара по договору купли-продажи (п. 4 ст. 454 ГК РФ).

Таможенное законодательство в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, может относить к товарам и иное имущество. Таможенный кодекс таможенного союза ЕврАзЭС, который является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденному решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 17 (далее — ТК ТС), определяет товар как любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюту государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую энергию и другие виды энергии, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

ТК ТС выделяет товары для личного пользования (предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц) и товары таможенного союза — находящиеся на таможенной территории таможенного союза.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяет товары как любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.

Отдельные товары могут иметь особый режим налогообложения. Например, продовольственные товары в отношении налога на добавленную стоимость. Такой режим, согласно арбитражной практике, применяется вне зависимости от цели их приобретения — для личного употребления или для перепродажи (см., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2005 по делу N А65-12445/2004-СА2-8).

4. Работой (для целей налогообложения) признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Как деятельность работа (а также услуга) уже не может рассматриваться в качестве товара и отделена от него. Материальный результат выполненной работы может выражаться не только в создании некоей вещи (например, в постройке здания, сооружения), но и в улучшении ее качеств, например при ремонте.

Под работой НК РФ подразумевает предпринимательскую деятельность. Не является предпринимательской деятельностью и не служит объектом налогообложения работа, выполняемая в рамках трудового договора, который представляет собой соглашение между работником и работодателем. Согласно трудовому договору работодатель предоставляет работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивает условия труда и выплачивает заработную плату, а работник выполняет данную работу с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка (ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работа как предпринимательская деятельность может выполняться в рамках договора подряда, который имеет много разновидностей (гл. 37 ГК РФ). Например, по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или иные личные потребности заказчика, который обязан принять и оплатить работу. Кроме того, работа может выполняться в рамках договора о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах (гл. 38 ГК РФ).

5. Под услугой (в целях налогообложения) признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в результате такой деятельности. Так же как работа, услуга не является имуществом, так как представляет собой деятельность, но, в отличие от работы, результат услуги не может быть отдельно реализован.

Услуги могут предоставляться в рамках договоров возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), перевозки (гл. 40 ГК РФ), транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) и иных.

Особенности операций по реализации товаров, работ и услуг как объектов налогообложения закреплены в ст. 39 — 40 НК РФ.

6. НК РФ в целях определения объекта налогообложения дает легальные определения однородных и идентичных товаров. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородные товары имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Признаками идентичных товаров являются физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения, производитель, его деловая репутации на рынке и используемый товарный знак. При определении идентичности работ и услуг учитываются характеристики подрядчика, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

Однородность товаров определяется по меньшему числу признаков, в числе которых: качество, товарный знак, репутация на рынке, а для работ и услуг — вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Так, в целях определения идентичности товаров, являющихся углеводородными ресурсами, учитывают физические характеристики и качество, функциональное назначение, страну происхождения и производителя, товарный знак и деловую репутацию на рынке.

При признании товаров однородными допускаются некоторые различия в их физических характеристиках. Такие различия не должны влиять на возможность товаров выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Аналогичное определение однородных и идентичных товаров, но для цели определения цены товаров, работ и услуг закреплено в ст. 40 НК РФ.

Кроме того, понятия однородных и идентичных товаров для цели определения начальной или максимальной цены государственного или муниципального контракта закреплено в ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Здесь также идентичными признаются товары, работы и услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, а однородными — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Вопрос: ООО заключило договор авторского заказа с гражданином Белоруссии на создание иллюстраций. Гражданин постоянно зарегистрирован и проживает на территории Республики Беларусь, работу выполняет удаленно на территории своего государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный только от источников в Российской Федерации (Письма Минфина России от 20.02.2016 N 03-04-06/9783, от 10.02.2017 N 03-04-06/7832).

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации. С учетом этого доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение удаленной работы за пределами Российской Федерации не подлежат обложению НДФЛ в Российской Федерации (Письма Минфина России от 24.01.2017 N 03-04-06/3270, от 22.12.2016 N 03-04-06/76921, от 07.09.2016 N 03-04-09/52418, от 06.09.2016 N 03-04-06/52159).

📌 Реклама

В то же время ст. 7 НК РФ установлено преимущество норм международных договоров по вопросам налогообложения над российскими.

Так, согласно ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (г. Москва, 21.04.1995) (далее — Соглашение от 21.04.1995) вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (Белоруссии) в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве (России), если вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве (России), или если расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве (Белоруссии), имеет в другом Договаривающемся Государстве (России).

📌 Реклама

Таким образом, ст. 14 Соглашения от 21.04.1995 допускает возможность налогообложения доходов физических лиц от работы по найму в рассматриваемой ситуации в России. Фактически ст. 14 Соглашения от 21.04.1995 отсылает к нормам НК РФ, положениями которого не предусмотрено обложение НДФЛ вознаграждений, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам за выполнение работы за пределами РФ иностранным гражданам, не являющимся налоговыми резидентам РФ.

Таким образом, доходы физического лица — резидента Республики Беларусь в виде оплаты за работу, местом выполнения которой является территория Белоруссии, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 02.04.2015 N 03-04-06/18203).

Верно ли, что не облагаются НДФЛ выплаты физическому лицу, работающему за пределами Российской Федерации, за выполнение услуг по гражданско-правовому договору?

📌 Реклама

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 03.09.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц вознаграждения физического лица — гражданина Республики Беларусь, оказывающего услуги по гражданско-правовому договору на территории Республики Беларусь, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

📌 Реклама

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

При оказании физическим лицом организации услуг по гражданско-правовому договору на территории иностранного государства получаемое им вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных данным гражданско-правовым договором, относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

📌 Реклама

Если физическое лицо — получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Если такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, то его доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде вознаграждения по указанному гражданско-правовому договору, с учетом пункта 2 статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

📌 Реклама

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Теория налогового обязательства

З. Илимжанова, начальник Налогового управления

по г. Текели, кандидат экономических наук

Содержание принципов построения системы налогообложения сводится к тому, что налоги платят налогоплательщики, извлекающие доход. Но категория «доход» подразумевает и «доход», который обеспечивает лишь поддержание жизни, соответственно, возможность платить налоги появляется при условии превышения дохода над расходами. Отсюда необходимость экзистенцминимума (необходимого) минимума или освобождения от налога.

«Способность платить налог» обозначает теоретическую сумму налога, которую налогоплательщик может внести в доход бюджета, причем, как правило, лица с более высокой доходностью должны платить больший налог. Исходя из этого, «способность платить налоги» зависит от экономического положения налогоплательщика, что видно при обосновании и введении прогрессивных ставок налогообложения, определенных скидок и льгот соответствующим категориям лиц, и т.д. Далее, для правового регулирования этих правоотношений начала использоваться категория «обязательства», так как налоги практически формируют и опосредуют финансовые отношения в обществе. Причем характерной и специфической чертой налогов является обязательность уплаты налога, носящая безвозмездный характер. В редакции Налогового кодекса 2001 г. впервые появляется определение налогового обязательства, подразумевающее собой четкое определение прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений, влекущее за собой установление способов обеспечения исполнения налогового обязательства. Более того, нарушение каждой нормы налогового обязательства влечет за собой юридическую ответственность согласно налоговому и иному законодательству РК, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны должностных лиц налоговых органов.

Таким образом, сформирован юридический инструментарий исполнения налогового обязательства.

Согласно ст. 26 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством РК, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Согласно ст. 31 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет;

4) составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы органам налоговой службы в установленном порядке;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством РК.

Налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пеней и штрафов, исполняемые в безналичной форме, считаются исполненными со дня получения акцепта платежного поручения на сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, или со дня осуществления платежа через банкоматы или иные электронные устройства, а в наличной форме — со дня внесения налогоплательщиком указанных сумм в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, уполномоченный государственный орган, местный исполнительный орган.

При уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений, перечислении обязательных пенсионных взносов уполномоченным представителем налогоплательщика в случаях, установленных настоящим Кодексом, в платежных документах отправителем денег указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование налогоплательщика и его идентификационный номер.

Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налога, исполняемое налоговым агентом, считается исполненным со дня удержания налога.

Налоговое обязательство по уплате налогов, платы, а также обязательство по уплате пеней могут быть исполнены путем проведения зачетов в порядке, установленном ст. 599 настоящего Кодекса.

Налоговое обязательство по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пеней и штрафов исполняются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом, законодательными актами РК, регулирующими деятельность акционерных обществ, а также случаев, когда законодательством РК и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте.

Таким образом, Налоговым кодексом установлены определенные действия налогоплательщика по исполнению налогового обязательства.

Следует отметить, что понятие «налоговое обязательство», кроме налогового законодательства нашей страны, закреплено в законодательных актах Германии, Австрии, Белоруссии, Узбекистана и др. Данная категория фактически регулирует налоговые отношения и впервые общее понятие «обязательство» ввели юристы Древнего Рима. Смысл обязательства состоял в том, что существует некая обязанность что-то произвести, сделать, предоставить, как того требовало развитие товарных отношений.

Однако считалось, что категория «обязательство» может применяться только в гражданском праве, но никак не в налоговых отношениях, что, конечно, было спорно.

Налоговое обязательство, как и гражданское, — это активная форма правоотношений. На наш взгляд, более сложное, чем в гражданских отношениях. Если посредством контрактов и других форм должник или кредитор может не только в обязательном порядке совершать определенное действие, но и воздержаться от него, то в налоговом обязательстве это исключено согласно ст. 1 Налогового кодекса, так как Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства. Характерной особенностью налогового обязательства является непременное участие государства (кредитора) при работе налогового «должника» над исполнением своих обязанностей. Возьмем операции, связанные с учетом исполнения налогового обязательства, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений. Согласно действующему Налоговому кодексу (ст. 558 «Общие положения»), учет исполнения налогового обязательства, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений осуществляются налоговым органом путем ведения лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). Ведение лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) налоговым органом включает:

— открытие лицевого счета;

— последующее отражение в лицевом счете исчисленных, начисленных, уменьшенных, уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм налога, другого обязательного платежа в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений;

— закрытие лицевого счета.

Ведение лицевого счета осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом.

То есть функции отражения в лицевом счете налогового обязательства, более того, зачеты и возвраты в установленном порядке и сроки являются участием государства при исполнении налогоплательщиком налогового обязательства.

Механизм обязательного исполнения налогового обязательства защищен «способами обеспечения исполнения налогового обязательства» и «мерами принудительного взыскания налоговой задолженности». Безусловно, исключительно важный характер налоговых обязательных отношений для общества повлек за собой право налоговых органов на применение способов обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскание налоговой задолженности налогоплательщика в принудительном порядке без обращения в судебные органы, а в случаях несостоятельности налогоплательщика — с обращением в судебные органы.

Характерной особенностью детализации налоговых правоотношений является срочность исполнения налогового обязательства или обязательность применения установленных сроков исполнения налогового обязательства по каждому его пункту в Налоговом кодексе, что, в свою очередь, является гарантией бесперебойного поступления налогов в доход соответствующего бюджета. Так как исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, то проблема отражения реальных доходов и использования контрольно-кассовых машин актуальна. Положение налогового обязательства «исчисляет исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базе и налоговых ставок, суммы налогов, и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет» можно условно разделить на две части.

В части исполнения налогового обязательства по объектам, связанным с налогообложением, преобладает имущественная форма налогового обязательства, практика показывает успешность его исполнения на основе совместной работы органов налоговой службы с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами. В другой части «исчисляет исходя из объектов налогообложения» преобладает денежная форма, прямо не закрепленная в соответствующей норме статьи, необходимым атрибутом налогового контроля, а именно обязательным применением контрольно-кассовых машин при исчислении налогового обязательства. Но нормой ст. 14 Налогового кодекса налогоплательщик обязан применять контрольно-кассовые машины и соблюдать порядок их применения Налоговым кодексом. В настоящее время государственный реестр контрольно-кассовых машин формируется уполномоченным органом, существуют определенные контрольные функции, но дальнейшая деятельность по продаже, техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин бизнеса возложена на бизнес. Этот пробел не способствует прозрачности применения налогоплательщиками контрольно-кассовых машин, так как хозяйствующие субъекты при деятельности по обслуживанию контрольно-кассовых машин могут допустить технические ошибки, которые могут привести к нарушениям с их стороны.

В свою очередь, создание государственных предприятий, в функции которых будет входить работа по разработке, внедрению, бесплатному или частично платному распространению (налоговый кредит) и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин с одновременной отменой неприменения контрольно-кассовых машин индивидуальными предпринимателями, работающими по патенту, осуществляющими деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских и фермерских хозяйств, возможно, позволило бы централизовать эту сферу. Тем более существующий порядок обложения размера дохода, в частности порядок представления расчета увеличения или уменьшения, субъективен, так как он производится после хронометражного обследования, то есть априори не фиксируется обсуждаемый объем продаж с помощью контрольно-кассовых машин. На правах уполномоченного органа государственное предприятие предоставляло бы сведения для камерального контроля в органы налоговой службы, что послужит, несомненно, превентивной формой налогового контроля, повысит фискальную дисциплину налогоплательщиков и увеличению налоговых поступлений. Так как существующий порядок, согласно ст. 652 Налогового кодекса, позволяет использовать данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти контрольно-кассовых машин, при проведении налоговых проверок по исполнению налоговых обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а это практически репрессивная форма налогового контроля.

Таким образом, налоговое обязательство является элементом налоговых — финансовых — правоотношений, преимущественно имущественного и денежного характера, формирующегося при установлении, введении и порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком в части государственного принуждения исполнения налогового обязательства.