Ст 52 НК РФ

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 21 апреля 2017 г.

В числе основных обязанностей налогоплательщиков в соответствии с НК РФ – обязанность по уплате налогов (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для плательщиков страховых взносов и сборов такой обязанностью является соответственно уплата взносов и сборов (пп. 1 п. 3.4, п. 4 ст. 23 НК РФ). Когда обязанность по уплате налога возникает, а когда прекращается, расскажем в нашей консультации.

Возникновение обязанности по уплате налогов

Обязанность по уплате налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и иными актами налогового законодательства. Если у налогоплательщика возникли обстоятельства, предусматривающие уплату конкретного налога, то, следовательно, возникает и связанная с этим обязанность (п. 2 ст. 44 НК РФ). К примеру, применительно к НДС, если по итогам квартала у организации сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога, превышает сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Когда обязанность по уплате налога (сбора) прекращается?

Налоговый кодекс предусматривает случаи, когда обязанность по уплате налога прекращается.

Так, обязанность по уплате налога прекращается в случаях (п. 3 ст. 44 НК РФ):

  • его уплаты;
  • смерти налогоплательщика-физического лица или объявления его умершим. При этом транспортный налог, а также задолженность по местным налогам погашаются наследниками;
  • ликвидации налогоплательщика-организации;
  • иных обстоятельств, когда налоговое законодательство признает обязанность прекращенной (к примеру, при истечении срока исковой давности по взысканию налоговых платежей).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов – самый распространенный способ прекращения налоговой обязанности. При этом с 30.11.2016 обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от того, уплатил налог сам налогоплательщик или за него это сделало третье лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ).

СТ 91 НК РФ.

1. Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и «решения» руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 настоящего Кодекса. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку,
могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности
территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для
определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным,
представленным проверяемым лицом.

3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих
налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых
помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им
и проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице
или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая
запись.

4. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые
помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Комментарий к Ст. 91 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает правила доступа должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, на территории или в нежилые помещения лиц для проведения налоговой проверки. Названные правила сводятся к следующему.

Во-первых, должностные лица налоговых органов наделены правом доступа на территории или в помещения лиц — налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков для осуществления мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках выездной налоговой проверки (подробнее о выездной налоговой проверке и порядке ее проведения смотри комментарий к ст. 89 НК РФ). К таким мероприятиям относятся инвентаризация, осмотр территорий, помещений, а также объектов налогообложения, истребование документов, выемка документов и предметов.

Во-вторых, правом доступа на территории, в помещения лиц, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка, обладают должностные лица налоговых органов, которым непосредственно поручено проведение такой налоговой проверки.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

В-третьих, в комментируемой статье речь идет о праве доступа должностных лиц налоговых органов на территории или в нежилые помещения (производственные, складские и иные), используемые для осуществления предпринимательской деятельности либо связанные с содержанием объектов налогообложения. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения строго регламентирован: это возможно только с согласия проживающих в них физических лиц, а помимо или против их воли — только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (п. 5 комментируемой статьи).

Контролирующие органы придерживаются позиции о возможности государственной регистрации юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя (письмо ФНС России от 23.09.2011 N ПА-21-6/293; письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля»). Поэтому на практике часто встречаются ситуации, когда юридическое лицо регистрируется по адресу места жительства одного из ее учредителей. При этом, как указано ранее, законодательство о налогах и сборах запрещает доступ должностных лиц, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц. В соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. В связи с этим возникает вопрос о законности проведения выездной налоговой проверки по такому адресу юридического лица и, соответственно, доступа должностных лиц в такие помещения в целях собирания доказательств.

Налоговый кодекс прямого ответа на данный вопрос не содержит, вместе с тем есть судебное решение, вынесенное в пользу налогового органа. ФАС Уральского округа в Постановлении от 24.09.2013 N Ф09-8732/13 обосновал принятое решение следующими аргументами. Во-первых, использование налогоплательщиком помещения в качестве офиса без соблюдения процедуры перевода данного помещения в категорию «нежилое» не может являться основанием для предоставления ему гарантий, предусмотренных п. 5 ст. 91 НК РФ в отношении жилых помещений. Во-вторых, поскольку данное помещение используется в качестве офиса, то физические лица в нем не проживали.

И, наконец, в-четвертых, законным является требование должностных лиц налоговых органов обеспечить им доступ на территории, в помещения при условии предъявления ими определенных документов. До 01.01.2015 — при предъявлении решения о проведении выездной налоговой проверки и служебных удостоверений. С 01.01.2015 — при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки либо служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 статьи 88 НК РФ. Указанное Постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа .
———————————
П. 6.4, 6.4.1 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) знакомится с решением о проведении в отношении его выездной налоговой проверки, в том числе сопоставляет данные о лицах, непосредственно уполномоченных на проведение такой проверки, содержащиеся в решении и предъявленных ему служебных удостоверениях должностных лиц налоговых органов. Предъявление должностными лицами налоговых органов решения о проведении налоговой проверки и своих служебных удостоверений является действием, определяющим начало проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

Праву названных выше должностных лиц налоговых органов беспрепятственного доступа на территории, в помещения для проведения налоговой проверки корреспондирует обязанность лица, в отношении которого проводится проверка, обеспечить такой доступ. Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ («Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»). Размер административного штрафа, предусмотренного названной статьей, для граждан в размере от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей; для юридических лиц — от 5000 до 10 000 рублей.

Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную статьей 19.7.6 КоАП РФ.

Помимо привлечения к административной ответственности воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории и в помещения может иметь и иные неблагоприятные последствия для лица. Так, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи в рассматриваемом случае руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. Если налогоплательщик отказывается подписать названный акт, в нем делается соответствующая запись. Таким образом, возможна ситуация, когда имеющиеся у налогового органа данные будут расходиться с реальным положением налогоплательщика, и сумма налогов, начисленная ему, может существенно отличаться не в его пользу.

Строгое неукоснительное соблюдение процессуальных положений НК РФ, регламентирующих порядок проведения налоговых проверок, в том числе порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территории, в помещения проверяемых лиц, крайне важен как для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, так и для должностных лиц указанных органов, поскольку является важной гарантией соблюдения прав первых и законности действий вторых.

Через четыре месяца после принятия Верховной Радой Закона (проекта №1210) о внесении изменений в Налоговый кодекс его подписал Президент и 22 мая официально опубликовал Голос Украины. Теперь это Закон № 466-IX и большинство его норм вступили в силу с уже 23 мая.

С текстом Закона № 466-IX и обновленной актуальной редакцией Налогового кодекса можно ознакомиться в ИПС ЛІГА:ЗАКОН.

Вся информация о текущих налоговых изменениях доступна в новом модуле НАЛОГИ-2020 много из материалов которого открыты для свободного доступа. Больше информации о том, как предупредить кризисные ситуации бизнеса уже сегодня получайте в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Среди изменений в Налоговый кодекс следующие:

Местные налоги и сборы. Решение органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов, а также налоговых льгот будут действовать бессрочно, то есть пока не будет принято новое решение.
Не считаются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности субъекта малого и среднего бизнеса, но промышленные строения, которые сдаются их владельцами в аренду, лизинг, заем будут облагаться налогом. Также упрощенцу придется платить земельный налог в случае предоставления земельных участков и/или недвижимого имущества, которое находится на таких земельных участках, в аренду (найм, заем).

Контролируемые иностранные компании (КИК) и трансфертное ценообразование (ТЦО). С 2021 года изменятся правила налогообложения прибылей иностранных КИК (компаний, которые зарегистрированы в иностранном государстве и контролируются резидентами Украины).

Автор Закона Даниил Гетманцев в интервью Минфину разъяснил основные новации документа относительно налогообложения прибыли КИК. В частности, вводится две ставки налогообложения: первая составит 9% — при распределении прибыли, вторая — 18%, если прибыль распределяться не будет. Иностранная компания будет считаться контролируемой, если часть резидента Украины в ее капитале в 2021-2022 г. будет представлять 25%, а доход до 2 млн евро не будет облагаться налогом.

Как раньше объяснили в пресс-службе Министерства финансов, в части имплементации положений Плана действий BEPS законом введена трехуровневая структура документации для международных групп компаний, которая включает у себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country — by — country reporting). Также введена концепция налогообложения приравненных к дивидендам платежей, которая предусматривает корректировку по методологии и процедурам, предусмотренным для контроля за трансфертным ценообразованием, при осуществлении операций с нерезидентами.

Налог на прибыль предприятий. Плательщиками налога станут ФЛП, в том числе упрощенцы и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, относительно выплаченных нерезиденту доходов (прибылей) с источником их происхождения из Украины, которые облагаются налогом в порядке, определенном пунктом 141.4 статьи 141 НК.

Годовой отчетный период смогут применять все плательщики, у которых доход за предыдущий отчетный год не превышает 40 млн грн (было 20 млн грн).

Новации в корректировке финансового результата к налогообложению. Так, уже в 2020 году финансовый результат отчетного периода придется увеличить на на сумму расходов, понесенных плательщиком при осуществлении операций с нерезидентами, если такие операции не имеют деловой цели. Подробнее о таком нововведении читайте

Повышен стоимостный порог для основных средств. Увеличен стоимостный порог основных средств с 6 000 грн до 20 000 грн. То есть большее количество активов можно будет квалифицировать как малоценные и списывать на расходы быстрее.

НДС. Меняется срок для подачи заявления о добровольной регистрации плательщика НДС. Вместо 20 календарных дней такое заявление должно быть подано не позже, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого субъект хочет быть зарегистрирован плательщиком налога. Заявление о регистрации подается только в электронной форме.

Отчетность — не проблема из REPORT. Сервис онлайн-отчетности содержит актуальные формы, подсказки к заполнению, а также самую удобную систему управления НДС. Заказывайте тестовый доступ на 7 дней но убедитесь сами.

НДФЛ. За продажу третьего и следующих на протяжении года автомобиля придется оплатить 18%, а не 5%. Освобождение от уплаты 5% НДФЛ при продаже объекта незавершенного строительства.

Налоговые проверки. Установлено, что изменения в план-график проведение документальных плановых проверок на текущий год допускается не чаще одного раза в первом и одного во втором квартале такого года, кроме случаев когда изменения связанные с изменениями наименования налогоплательщика, который уже был включен в план-графику, и/или исправления технических ошибок.

Для привлечения к ответственности будут учитывать умысел совершенного налогового правонарушения. Деяния считаются совершенными преднамеренно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, которые свидетельствуют, что налогоплательщик притворно, целеустремленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как невыполнение или неподобающее выполнение требований, установленных этим кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Подробнее об об изменениях налогового законодательства читайте в следующих публикациях.

Чтобы держать в фокусе важные для вашего бизнеса изменения, заказывайте тестовый доступ к решению LIGA360. Мониторинг изменений законодательства, судебных решений, контроль изменений в деятельности партнеров и конкурентов, настройки персональной ленты новостей из источников, которым доверяете вы и еще 10 инструментов для командного управления рисками и возможностями во время кризиса.

Перевод Оригинал

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

С изменениями и дополнениями, внесенными
Указом Президента Украины
от 28 июня 1999 года N 746/99
(Указом Президента Украины от 28 июня 1999 года
N 746/99 данный Указ изложен в новой редакции)

Действие Указа прекращено
(согласно Закону Украины
от 4 ноября 2011 года N 4014 — VI)

(Установлено, что с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения» этот Указ применяется с учетом отдельных особенностей, изложенных в пункте 4 раздела II Закона Украины от 25 марта 2005 года N 2505-IV, учитывая изменения внесенные Законом Украины от 3 июня 2005 года N 2642-IV)

(Установлено, что с 1 января 2011 года до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса Украины в части налогообложения субъектов малого предпринимательства этот Указ применяется с учетом отдельных особенностей, изложенных в пункте 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года N 2755-VI)

1. Установить, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности внедряется для таких субъектов малого предпринимательства:

физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;

юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднесписочная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

Среднесписочная численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех работников, в том числе тех, которые работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

2. Субъекты малого предпринимательства — физические лица имеют право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого налога.

Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 гривен и более 200 гривен в месяц.

В случае, когда физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им будет приобретаться одно свидетельство и уплачиваться единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки.

В случае, когда плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда или с участием в предпринимательской деятельности членов его семьи, ставка единого налога увеличивается на 50 процентов за каждое лицо.

Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо, которое уплачивает единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисления и перечисления в государственные целевые фонды сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.

Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо уплачивает единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины.

Отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств перечисляют суммы единого налога в таких размерах:

в местный бюджет — 43 процента;

в Пенсионный фонд Украины — 42 процента;

на обязательное социальное страхование — 15 процентов (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения — 4 процента) для возмещения расходов, которые осуществляются в соответствии с законодательством в связи с временной утратой трудоспособности, а также расходов, предопределенных рождением и захоронением.

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не включаются в состав совокупного облагаемого налогом дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, а оплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в пересчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности.

3. Субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога:

6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»;

10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица уплачивают единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины.

Отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств перечисляют суммы единого налога в таких размерах:

в Государственный бюджет Украины — 20 процентов;

в местный бюджет — 23 процента;

в Пенсионный фонд Украины — 42 процента;

на обязательное социальное страхование — 15 процентов (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения — 4 процента) для возмещения расходов, которые осуществляются в соответствии с законодательством в связи с временной утратой трудоспособности, а также расходов, предопределенных рождением и захоронением.

Плательщики единого налога — юридические лица ведут налоговый учет по тем налогам, плательщиками которых они являются согласно данному Указу.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться вместе с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, на выбор субъекта малого предпринимательства.

Форма и порядок выдачи свидетельства о праве уплаты единого налога устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины и являются едиными на всей территории Украины.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации. Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязательно отмечает ставку единого налога им избранную.

Заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период.

Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности может быть принято не более одного раза в календарный год.

Орган государственной налоговой службы обязан в течение десяти рабочих дней выдать безвозмездно свидетельство о праве уплаты единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвращение к ранее установленной системе налогообложения субъекты малого предпринимательства могут осуществлять с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае представления соответствующего заявления в органы государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

Форма книги учета доходов и расходов, которые подлежат налогообложению в соответствии с данным Указом, и порядок ее ведения субъектами малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.

По результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) субъекты малого предпринимательства — юридические лица подают в орган государственной налоговой службы до 20 числа месяца, который наступает за отчетным (налоговым) периодом, расчеты об уплате единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6 процентов, расчет об уплате налога на добавленную стоимость, а также платежные поручения по уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств.

Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязано вести книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу.

5. В случае нарушения требований, установленных статьей 1 данного Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность представления расчетов и уплаты сумм единого налога согласно законодательству Украины.

6. Субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком таких видов налогов и сборов (обязательных платежей):

налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов;

налога на прибыль предприятий;

налога на доходы физических лиц (для физических лиц — субъектов малого предпринимательства);

платы (налога) за землю;

сбора на специальное использование природных ресурсов;

сбора в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

сбора в Государственный инновационный фонд;

сбора на обязательное социальное страхование;

отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

коммунального налога;

налога на промысел;

сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

платы за патенты согласно Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые подали в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.

Субъекты предпринимательской деятельности — физические лица — плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.

Порядок ведения упрощенного учета и отчетности субъектами малого предпринимательства в соответствии с данным Указом утверждается Министерством финансов Украины.

7. Действие данного Указа не распространяется на:

субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;

доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;

физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;

общую деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Президент Украины

Л. КУЧМА

г. Киев
3 июля 1998 года
N 727/98