Ст 60 273 ФЗ

Содержание

Статья 33. Обучающиеся

1. Обучающийся, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществ, то есть обладает правовым статусом. В этом контексте можно отметить, что правовой статус обучающегося регулируется нормами конституционного, гражданского и образовательного отраслей права. В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ) каждый имеет право на образование. В соответствии с частью 2 этой же статьи в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В части 3 статьи 43 Конституции РФ указывается на право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а в части 4 на конституционную обязанность каждого получить основное общее образование. Получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Как известно, положения Конституции РФ конкретизируются в отраслевых нормативных правовых актах. Так, например, статья 43 Конституции РФ конкретизируется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Семейном кодексе Российской Федерации и других актах.

Определение общеродового понятия «обучающийся» содержится в пункте 15 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Согласно части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделены 9 категорий обучающихся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры. Согласно части 9 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. Обучение по таким программам осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными Минобрнауки России, по согласованию с Минздравом России (часть 10 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Как отмечается в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2014 года по делу № 33-11330/14 «статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения»;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Выделение названных категорий обучающихся зависит от уровня осваиваемой ими образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации. При этом необходимо отметить, что приведенный перечень обучающихся не является закрытым, так как в соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций. Чаще всего для целей военной подготовки обучающихся именуют курсантами.

Для подтверждения своего статуса студентам и курсантам в соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» бесплатно предоставляются зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетных книжек и студенческих билетов в зависимости от получаемого уровня образования регламентированы:

1) Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2013 года № 203 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры»;

2) Приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2013 года № 240 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования» .

Подчеркивая незакрытость перечня обучающихся, законодатель в части 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указал, что документы, подтверждающие обучение иных категорий обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами таких организаций.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».
Российская газета. № 119. 2013.
Российская газета. № 119. 2013.

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

Со дня вступления в силу закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273-ФЗ) 1 сентября 2013 года Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.
Это означает, что ряд понятий и требований, предусмотренных ныне действующим Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон N 3266-1) либо также утрачивают силу, либо приобретают новые значения.

1. Дополнительное образование

В Законе N 3266-1 дополнительному образованию посвящена ст.26, в ч. 2 которой установлено, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые, в том числе, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и т.п.).

Законом 273-ФЗ дополнительное образование разделено на две категории: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. ст. 75 и 76 Закона 273-ФЗ).

В отличие от действующего закона требования к дополнительному профессиональному образованию детализированы, например ч. 8 ст.76 предусмотрено, что порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

В соответствии с ч. 14 ст.76 Закона 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, а затем на основании ч. 15. ст.76 Закона 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

2. Понятие федеральные государственные требования

Согласно ст. 9 Закона N 3266-1 к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могли устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Такие требования были установлены к программам повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, специалистов по таможенным операциям, гражданский служащих и переподготовки государственных служащих.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона 273-ФЗ федеральные государственные требования устанавливаются только для дополнительных предпрофессиональных программ.

Как установлено п. 2 ст. 73 Закона 273-ФЗ дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей, а их содержание определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, понятие федеральные государственные требования для дополнительного профессионального образования утрачивает силу.

Новым законом предусмотрено лишь, что уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (ч.14 ст.12 Закона 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы устанавливаются в области обороны и безопасности государства и обеспечении законности и правопорядка, а также медицины. Типовые — в области международных авто- и авиаперевозок.

3. Государственная аккредитация

Для образовательных учреждений всех типов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, была предусмотрена государственная аккредитация, а соответственно возможность выдачи дипломов государственного образца (ст. 27 и п. 1 ст.33.2 Закона N 3266-1).

Требованиями Закона 273-ФЗ предусмотрена государственная аккредитация только по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами (п. 1 ст.92 Закона 273-ФЗ).

Кроме того, ч. 8 ст. 108 Закона 273-ФЗ, предусмотрено, что свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, отменяется государственная аккредитация для всех образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Соответственно итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ч.4 ст. 59 Закона 273-ФЗ).

4. Документы об образовании

Согласно ст. 27 Закона N 3266-1 документы государственного образца выдаются только аккредитованными учреждениями, а в соответствии со п.1 ст.33.2 Закона государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст.7 Закона N 3266-1, и в отношении указанных образовательных программ.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке) (ч.10 ст.60 Закона 273-ФЗ).

Согласно ч. 11 ст. 60 Закона 273-ФЗ квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено Законом 273-ФЗ, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Дистанционное обучение

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона 273-ФЗ образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В Законе 273-ФЗ предусмотрена отдельная ст. 16, согласно которой реализуются образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; в ней приведены основания, требования и условия для применения дистанционного обучения. В отличие от старого закона в ч. 3 этой статьи предусмотрен перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Этот перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Правовой статус и требования к руководителю образовательной организации и педсоставу

Согласно ч.1 ст. 51 Закона 273-ФЗ, если образовательная организация не является муниципальной или федеральной, то ее руководитель в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Требования об обязательной аттестации относятся только к руководителям государственной или муниципальной образовательной организации

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

Требования к педсоставу определены в ст. 46-ст. 50 Закона 273-ФЗ. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Общий вывод: Вступление в силу Закона 273-ФЗ приведет к необходимости внести изменения в другие законодательные акты, так как принципиально меняет понятия дополнительного профессионального образования и отменяет государственный контроль в этой области.

29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 56. Целевое обучение

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Глава 8. Профессиональное образование

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Статья 69. Высшее образование

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Глава 9. Профессиональное обучение

Статья 73. Организация профессионального обучения

Статья 74. Квалификационный экзамен

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Статья 104. Образовательное кредитование

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Дошкольные образовательные организации являются типом образовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми, под которыми Федеральным законом понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно — бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2; пункт 1 части 2 статьи
23 Федерального закона).

К иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, которые вправе наряду с дошкольными образовательными организациями осуществлять присмотр и уход за детьми, относятся образовательные организации: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного образования (пункты 2,3,4, 5 части 4 статьи 23 Федерального закона), а также организации, осуществляющие обучение, к которым относятся: организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных), межправительственных организациях (загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации), иные юридические лица. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (части 3,4,5,6 статьи 31 Федерального закона).

Присмотр и уход за детьми может быть организован в различных формах, как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций.

Так, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут создаваться группы по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, и семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации общеобразовательной программы дошкольного образования (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (Зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038) — «Российская газета» , № 238, 23.10.2013).

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми может осуществляться в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах.

Рекомендации об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений содержаться в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 27 сентября 2012 г. № 08-406.

Организация различных форм присмотра и ухода за детьми способствует реализации права каждого человека на общедоступное и бесплатное дошкольное образование – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми», «Вестник образования», № 2, январь 2014 г.).

2. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П — «Собрание законодательства Российской Федерации» , 2006, № 22, ст. 2375).

В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. При этом, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивается учредителем, родительская плата не устанавливается.

Присмотр и уход за детьми, то есть комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона) осуществляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

В соответствии с Федеральным законом в регионах были установлены размеры платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком и порядок взимания такой платы. Так, постановлением администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 27 октября 2014 г. № 915-ПА — «Официальный Краснознаменск», №22, 7 ноября 2014 г.) с 1 января 2015 года установлена плата, взимаемая с родителей за присмотр и уход за одного ребенка в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях, в размере 2500 рублей в месяц. Согласно пункту 3.2 Положения о порядке взимания и использования родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в городском округе Краснознаменск Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 20 октября 2014 г. № 897-ПА («Официальный Краснознаменск», № 22, 07.11.2014), родительская плата в размере 50% установлена для одиноких малообеспеченных матерей, родителей (законных представителей), один из которых является работником дошкольной образовательной организации (за исключением педагогических работников), родителей (законных представителей), один из которых является работником пищеблоков дошкольных образовательных организаций (за исключением заведующих производством, поваров). При этом за присмотр и уход за детьми – инвалидами, детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона родительская плата не взимается.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Брянской области, зависит от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация (постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 751-п- информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 37, 24 декабря 2013 г.). А размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа «Город Чита», зависит от длительности пребывания детей в группах (постановление администрации городского округа «Город Чита» от 27 июля 2016 г. № 239 – официальный сайт Администрации городского округа «Город Чита» http://www.admin.chita.ru, 01.08.2016). В других регионах родительская плата за присмотр и уход за детьми зависит не только от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация, но и от количества групп в этой организации (постановление Правительства Республики Алтай от
31 декабря 2015 г. № 462 — официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 31.12.2015).

3. Положения части 3 статьи 65 Федерального закона являются нормой прямого действия, подлежат безусловному выполнению и не нуждаются в подтверждении в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления (см. решение Совета народных депутатов Селивановского района Владимирской области от 28 августа 2013 г. № 74 – «Селивановский вестник», № 55, 6 сентября 2013 г.; постановление администрации Адыге –Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 23 июля 2014 г. № 263). В данном случае повторение нормы Федерального закона в правовых актах органов местного самоуправления скорее направлено на доведение до сведения жителей муниципального образования исчерпывающей информации.

4. Федеральный закон запрещает включать в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Органы местного самоуправления, являясь учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают перечень затрат, которые учитываются при установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми. Так, согласно решению Слободской районной Думы Кировской области от 31 января 2014 г. № 50/450 («Информационный бюллетень органов местного самоуправления Слободского муниципального района Кировской области», № 2 (70), 14.02.2014) утвержден перечень таких затрат, в который вошли: оплата труда и начисления на оплату труда в части оплаты персоналу, осуществляемому присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях управления образования администрации Слободского района; приобретение услуг, за исключением расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования; увеличение стоимости основных средств, материальных запасов в части организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения норм личной гигиены и режима дня.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация, размер которой устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации в основном зависит от муниципального образования, в котором расположена образовательная организация (см. постановление Правительства Калининградской области от
23 декабря 2013 г. № 985 – «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»), № 237, 28. 12. 2013).

5. Родителям (законным представителям) предоставляется компенсация в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости (часть 5 статьи 65 Федерального закона). Так, согласно части 5 статьи 18 Закона Республики Ингушетия от 3 февраля 2014 г. № 5-РЗ «Об образовании в Республике Ингушетия» при предоставлении компенсации Правительству Республики Ингушетия предоставлено право устанавливать критерии нуждаемости своими нормативными правовыми актами. Установление критериев нуждаемости при предоставлении компенсации также отнесено к полномочиям Правительства Республики Тыва (пункт 8.1 статьи 6 Закона Республики Тыва от 21 июня 2014 г. № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» — «Нормативные акты Республики Тыва», Приложение к газете «Тувинская правда», № 24, 03.07.2014).

6. Установление порядка обращения за получением указанной компенсации и порядка ее выплаты отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Федерального закона).

Для назначения компенсации один из родителей (законных представителей) подает заявление с приложением соответствующих документов в образовательную организацию, которую посещает его ребенок (дети), государственные казенные учреждения по социальной защите населения, в зависимости от установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка (см. постановление Администрации Курской области от 6 декабря 2013 г. № 914-па — официальный сайт Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 06.12.2013; постановление Правительства Республики Мордовия от 18 мая 2009 г. № 204 — «Известия Мордовии», № 74-17, 26.05.2009; постановление Правительства Московской области от 26 мая 2014 г. № 378/17- «Информационный вестник Правительства Московской области», № 13, 31.10.2014; постановление Правительства Калининградской области от 23 декабря 2013 г. № 985- «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»),
№ 237, 28.12.2013).

7. Расходным обязательством субъектов Российской Федерации является финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой согласно части 5 статьи 65 Федерального закона компенсации родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.