Стандарт педагога 2018

Читайте в нашей статье:

Профстандарт педагога дополнительного образования: последние новости

Профстандарт педагога дополнительного образования (ППДО) содержится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и зарегистрирован в Минюсте 24 сентября 2015 г. Однако его ввод в действие был отложен до 1 января 2018 года решением министра образования Ольги Васильевой. С этой даты профстандарт должен использоваться повсеместно.

Скачать документы из статьи:

Профстандарт педагога допобразования.DOC

Термин «педагог дополнительного образования» применяется с 1992 года. К этой группе сфере просвещения отнесены все дисциплины, ставящие своей целью «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Так сказано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

Основные цели и задачи профстандарта

Внедрение педагогических профстандартов, в том числе ППДО, призвано систематизировать требования к учителям, ввести единые квалификационные требования. Тем самым общий уровень образования в Российской Федерации должен возрасти – так как каждый преподаватель должен соответствовать стандартам.

ППДО декларирует своими основными целями и задачами организацию оптимальных условий для всестороннего развития учеников, освоения ими программ, помощи в профориентации, личностному росту. Существует около 44 000 программ дополнительного образования. Они делятся на такие группы: социальные, художественные, естественнонаучные, физкультурные, краеведческие, спортивные, педагогические и спортивные.

Структура и содержание

ППДО состоит из 4 частей.

1 часть посвящена целям и задачам внедряемого профстандарта, также в ней даются коды ОКВЭД и ОКЗ для педагогов допобразования.

2 часть — это описание трудовых функций, составляющих данный стандарт. Их три: непосредственно преподавание дополнительных общеобразовательных программ, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение осуществления этих программ. ППДО дает подробные объяснения по каждой из трех функций, относя конкретные трудовые обязанности к конкретной функции. Проделанная составителями ППДО колоссальная работа по систематизированию всей сферы дополнительного образования позволяет легко определить, чем должен заниматься учитель дополнительного образования и какую роль в общем процессе обучения несет та или иная функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! Курс повышения квалификации «Внедрение профстандартов в работу компании». Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение — удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно .

3 раздел посвящен конкретным требованиям к педагогам, работающим по ППДО. По каждой отдельной функции дается перечень возможных должностей, требования к преподавателю, в том числе по стажу и условиям допуска к работе. Например, старший тренер-преподаватель должен иметь опыт практической работы не менее 2 лет, среднее специальное или высшее образование, при отсутствии педподготовки – дополнительное образование и т.д. ППДО в числе прочего дает рекомендации по графику профессиональной переподготовки.

В 4 разделе сообщаются сведения о разработчиках ППДО. Ответственным разработчиком стандарта стал ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), команда составителей представлена 4 учреждениями из разных городов России.

Обязанности педагога и оценка его соответствия профстандарту

ППДО не использует слова «обязанность», описывая требования к претендентам на вакансию педагога дополнительного образования. Вместо этого стандарт предлагает ориентироваться на такие структурные составляющие его деятельности:

  • трудовая функция,
  • необходимые умения,
  • необходимые знания (в том числе законодательной базы),
  • другие характеристики.

Обратите внимание

Непосредственные должностные обязанности специалиста определяет администрация учебного заведения, фиксируя их в трудовом договоре и прочих документах. Ориентируясь на стандарт и применяя его в конкретных условиях, можно быть уверенным в квалификации педагога и целенаправленности его деятельности.

Рассмотрим, например, должность педагога-организатора. ППДО дает полный перечень требований к его образованию, умениям и навыкам. Он может быть бакалавром с дополнительным специальным тематическим образованием. В таком случае требуется как минимум2-летний стаж работы педагогом допобразования. Если же претендент на вакансию имеет магистратуру по организационно-педагогической деятельности, опыт работы не требуется. Раз в 3 года данный работник должен проходить обучение..

► Реестр профстандартов: проблемы и решения

Задача педагога-организатора – «организация и проведение массовых досуговых мероприятий». Следовательно, он должен уметь придумывать мероприятия, выявлять общественные инициативы, уметь создать мероприятие «под ключ» (от репетиций до афиш), привлекать родителей, других учителей, а также одаренных особых детей. Такие трудовые функции требуют множества знаний, в том числе санитарных-гигиенических норм, требований охраны труда, безопасности детей, привлечения внебюджетных средств и т.д.

Главная новость Сезон отпусков-2019: от чего по новым правилам придется отказаться

Тема номера Шесть поправок в ТК. Как их планирует Минтруд и что делать кадровикам

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Возможно ли скорое внедрение

Вступление в силу ППДО осложняется объективными обстоятельствами. В первую очередь это недостаточное материальное оснащение сферы дополнительного образования. Во вторую – слабая обратная связь от родительской общественности и местного самоуправления, относящихся к допобразованию как к факультативному, необязательному. В-третьих, не могут не сказываться недостатки в части профессиональной подготовки: слабая теоретическая и контролирующая (аттестации) база образования учителей, проблемы в систематизации узкопрофессиональных знаний.

И, конечно, имеет значение недостаток кадров, во многом вызванный материальной заинтересованностью в высокооплачиваемой работе.

Немаловажно, что в настоящее время происходит реформа управления сферой образования, она реструктуризируется и обновляется. Так, на днях министр образования Ольга Васильева была назначена министром просвещения (18 мая 2018 года). Очевидно, что педагогов ждут большие перемены, в том числе это коснется и работников дополнительного образования. Окончательное внедрение «образовательных» профстандартов закончится к 1 января 2020 году, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 N 584.

Профстандарт педагога дополнительного образования вступает в силу 1 января 2020 г. Когда и зачем вводится проект профстандарта, который претерпел изменения, можно узнать из статьи, где доступны рекомендации экспертов и файлы для скачивания.

Описание комплекса специальных знаний и компетенций, необходимых педработнику для выполнения профессиональной деятельности по реализации вспомогательного программного содержания комплекса школьного обучения, определяет профстандарт педагога дополнительного образования. Профессиональные стандарты, в отличие от квалификационных справочников, утративших актуальность в связи с социально-экономическими изменениями последних десятилетий, полностью охватывают парадигму учебно-воспитательной среды, и комплекс дополнительного образования не является исключением. Применение профстандарта педагога допобразования необходимо при:

  • установлении квалификационных требований к работнику на этапе принятия управленческого решения о соответствии должности;
  • выделении должностных функций, полномочий и уровня ответственности для конкретной категории педработников с учетом специфики образовательного учреждения;
  • определении списка трудовых обязанностей;
  • организации мероприятий, направленных на обеспечение права и обязанностей работников по повышению квалификационного уровня упорядочивании вопросов оплаты труда.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Актуальную информацию о порядке применения профстандартов в школе читайте в журнале «Нормативные документы образовательного учреждения»:

— Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта (чек-лист с комментариями)
— Как изменился профстандарт педагога дополнительного образования (изменения в законодательстве!)

Профстандарт педагога дополнительного образования

Векторы государственной политики сферы образования, определившие необходимость отказа от квалификационных справочников в пользу профстандартов — описания квалификационный характеристик, необходимых педработникам для успешного выполнения профессиональных функций — были инициированы еще в 1997 г. посредством принятия Программы социальных реформ в РФ на 1996-2000 гг. На протяжении многих лет проект оставался в стадии заморозки или доработки, но в последние годы нормативно-правовая, а следом — и управленческо-организационная деятельность по направлению была активизирована. В преддверии 1 января 2020 г., когда вступят в силу изменения Минтруда, каждому руководителю ОУ важно еще раз актуализировать вопрос, зачем нужен профстандарт педагога дополнительного образования, и проверить, все ли изменения нашли отражение в локальной документации учреждения и реализуются в школе.

Напомним, применение профессиональных стандартов в образовании, как и других сферах народного хозяйства, обусловлено необходимостью наличия теоретической основы, утвержденной на государственном уровне, для актуализации требований к претендентам на должность и разработке должностных инструкций, соответствующих реалиям рынка и ожиданиям потребителей образовательных услуг.

Профстандарт педагога дополнительного образования прошел значительный путь эволюции: данный нормативно-правовой акт действовал с 1 января 2017г, но ввиду необходимости в доработке был отозван на два года. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, предусматривающем завершение всех мероприятий по внедрению профессиональных стандартов до 1.01.2020г, проект профстандарта педагога дополнительного образования вновь вступает в силу. Изучение и анализ профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», проведенные экспертами, дает право утверждать, что представленное описание трудовых функций позволит директорам образовательных учреждений упорядочить отдельные аспекты локального документационного обеспечения и кадровой работы в ОУ.

Концептуально проект профстандарта педагога допобразования соответствует аналогичным нормативно-правовым актам, разработанным с целью определения квалификационных характеристик для представителей других педагогических должностей. В разделе «Общие сведения» представлен полное наименование вида профессиональной деятельности («Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых») и код (01.003). В качестве основной цели работы сотрудников, подчиняющихся профстандарту педагога дополнительного образования, указана организация деятельности по усвоению комплекса знаний и компетенций, создание педагогических условий для развития творческого потенциала, удовлетворения комплекса личных потребностей в самореализации и укреплении здоровья, организации содержательного досуга, а также обеспечении доступными средствами достижения школьниками результатов дополнительного программного содержания.

В разделе, посвященном обобщенным трудовым функциям, представлены все возможные наименования должностей по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  1. Преподавание (возможное наименование должностей — педагог допобразования, старший педагог допобразования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель).
  2. Организационно-методическое обеспечение (методист, старший методист).
  3. Организационно-педагогическое обеспечение деятельности по направлению (педагог-организатор).

Сразу хочется акцентировать внимание на том факте, что до введения последней редакции профстандарта педагога дополнительного образования присвоение должности «преподаватель» разрешалось осуществлять только в организациях, реализующих предпрофессиональное программное содержание, но теперь данное наименование можно использовать применимо только к сотрудникам детских школ искусств (к педагогам, осуществляющим обучение по разным видам искусств). Что касается должностного наименования «тренер-преподаватель», то его применение рекомендовано при организации реализации предпрофессиональным образовательным программам в области физкультуры и спорта.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и эффективной организации документооборота в школе рекомендуем пройти обучение по программе «Документы образовательной организации».

В перечне необходимых знаний и умений, дифференцированных согласно наименованиям трудовых функций, представлены описания области знаний и компетенций, без которых невозможно успешное выполнение должностных обязанностей. Содержание данных разделов должно учитываться при принятии управленческих решений о соответствии соискателя должности, на которую он претендует, целесообразности создания условий для срочного повышения квалификации работника или издании распоряжения о его повышении. Таким образом, использование проекта профстандарта гарантирует возможность построение грамотной управленческой стратегии по направлению дошкольного образования в границах отдельной школы и системы в целом, а также способствует созданию условий для активного профессионального развития представителей профессии.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту

Профессиональный стандарт меняет систему требований к содержанию профессионально-педагогической деятельности в сфере дополнительного образования. Соответственно должна измениться и система работы с кадрами, что обусловливает необходимость пересмотра должностных инструкций. На момент, когда вводится профстандарт педагога дополнительного образования, а именно 1 января 2020 г., в локальной документации школы должна быть проведена корректировка, в частности, в должностных инструкциях — изменены формулировки по отдельным пунктам.

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Формулировки в устаревшей и обновленной версии профстандарта педагога допобразования
Преподавание по программам допобразования Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих дополнительное программное содержание, при решении текущих задач учебно-воспитательного процесса. В числе обязанностей сотрудника необходимо указать обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав несовершеннолетнего, прав и ответственности мам и пап за воспитание и развитие детей (вместо «… выполнения взрослыми своих обязанностей»).
Педагогический контроль и оценивание освоения учебного содержания по программам допобразования. В должностную инструкцию педагога дополнительного образования по профстандарту рекомендуется внести контроль изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения программного содержания (вместо «Фиксации и оценки динамики подготовленности…»).
Организационно-методические обеспечение реализации программам допобразования школьников Мониторинг и оценивание качества реализации педработниками дополнительного программного содержания. Организация дополнительного профобразования педработников под руководством уполномоченного руководителя (вместо «… и повышения квалификации и переподготовки…».

Следует отметить, что должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту корректируется только в части требований к квалификации. В остальных частях локального документа, основываясь на проекте профессионального стандарта, можно указать только те требования и компетенции работника, которые действительно нужны для выполнения профессиональных обязанностей с учетом специфики функционирования конкретного образовательного учреждения. Так, п. 9 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 указывает на возможность распределения списка обязанностей и уровня ответственности, представленных в обновленной версии профстандарта педагога допобразования, между несколькими сотрудниками ОУ, что позволяет обеспечить реализацию комплекса местодической, организационной и педагогической деятельности по направлению на должном уровне.

Автоматическая замена положений должностной инструкции, составленной на основе утративших актуальность квалификационных справочников, ввиду приближения срока вступления в силу профстандарта педагога дополнительного образования, является неправомерной. После внесения изменений в локальную документацию, регламентирующую порядок и содержание работы по направлению (трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание), необходимо работников ОУ необходимо ознакомить с новыми версиями актов под подпись.

План внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

Регулятор рекомендовал поэтапное внедрение профессиональных стандартов в образовательную среду с целью комфортного замещения устаревших положений квалификационных справочников. Но в свете того, что сроки введения профстандарта педагога дополнительного образования подходят к концу (напомним, до 1 января 2020 г. все мероприятия по внедрению профстандартов должны быть завершены), руководителям ОУ, пока не успевшим обеспечить выполнение требований в данной сфере, необходимо активизировать усилия. В первую очередь, создать рабочую группу, включив в нее не только педработников, но и бухгалтера, юриста или специалиста по кадровым вопросам.

Согласно п. 1 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584, рабочая группа обязана разработать план по введению профстандарта педагогов допобразования, включив в него следующие пункты:

  1. Наименование профстандартов, которые будут применяться в ОУ, с учетом кадрового состава организации.
  2. Перечень локальных актов и постановлений, в которые необходимо внести изменения.
  3. Сведения о необходимости повышения квалификационного уровня работников, зачисленных в штат. Согласно актуальной версии профстандартов, педагог допобразования должен пройти обучение по специальности «Образование и педагогические науки». При этом методистов сферы, на должность которых не могут претендовать с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» и «Науки об обществе», приравняли по статусу к преподавателям.
  4. Список сотрудников, которые уже прошли обучение для соответствия требованиям стандарта. Поскольку в обновленной версии документа, регламентирующего требования к профессиональному уровню педагогов допобразования, отсутствует требование об обязанности работодателя обучать работников по профпрограммам, согласно ст. 196 ТК РФ принимать решение о необходимости переподготовки должна комиссия при проведении аттестации. В исполнение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ раз в три года педагогов допобразования рекомендуется направлять на курсы повышения квалификации.
  5. Этапы внедрения профстандарта (например, подготовительный и основной).

После разработки плана внедрения профстандарта педагога дополнительного образования, продумав пошагово дальнейшие действия, необходимо, прежде всего, проявить заботу о работниках учреждения. В первую очередь коллектив должен быть проинформирован о том, какие изменения происходят в документообороте школы. Пошагово, гласно, объясняя коллективу каждый свой шаг, необходимо действовать в этом направлении, чтобы не было паники, слухов, домыслов.

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Руководитель физического воспитания

Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год. Руководит работой преподавателей физкультуры. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания, правила охраны жизни и здоровья обучающихся, методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах, формы составления отчетной документации, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями, педагогическими работниками, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

Вакансии для должности Руководитель физического воспитания по общероссийской базе вакансий -> Найти