Статья 165 НК РФ

Статья 164 Налогового кодекса РФ позволяет не облагать реализацию товаров за пределами Российской Федерации налогом на добавленную стоимость, то есть ставка налога по данной операции равна нулю. При этом компания-экспортер одновременно с налоговой декларацией должна в течение 180 дней представить в фискальный орган документы, подтверждающие право использовать ставку в 0%. Далее мы расскажем, как в 1С провести необходимые операции, чтобы удовлетворить все требования действующего законодательства.

Шаг I Настраиваем учетную политику

Для внесения нужных нам изменений в учетной политике компании перейдем в меню «Главная»-«Настройки»-«Учетная политика».

Рис.1 Меню «Главная»-«Настройки»-«Учетная политика»

Далее «Настройка налогов и отчетов».

Рис.2 Настройка налогов и отчетов

Далее напротив строки НДС проставляем галочки в строках «Ведется раздельный учет входящего НДС» и «Раздельный учет НДС по способам учета».

Рис.3 Проставляем галочки в строках «Ведется раздельный учет входящего НДС» и «Раздельный учет НДС по способам учета»

Тут важно помнить, что ранее проведенные документы следует перепровести заново для корректного учета системой.

Шаг II Оприходование товара для экспорта

Приведем пример оприходования товара для последующей перепродажи на экспорт. Перейдем в меню «Покупки»-«Поступления (акты, накладные)».

Рис.4 Оприходование товара для экспорта

Оформим приобретение сыра «Адыгейского» в количестве 5 тонн по цене 300 тысяч рублей за тонну, в том числе НДС (10%) 136 363, 64 рублей.

Рис.5 Оформим приобретение сыра «Адыгейского»

Далее в графе «Способ учета НДС» отметим «Блокируется до подтверждения 0%». Тем самым мы обозначили, что приобрели товар для экспорта на будущее, однако будем иметь возможность на возмещение налога только с того момента, когда подтвердим право на использование нулевой ставки.

Шаг III Оформляем экспортную операцию

Прежде чем сформировать в программе документ, отражающий экспортную операцию, следует создать договор купли-продажи в иностранной валюте, а также ввести новую валюту учета денежных средств. Для этого требуется в меню «Справочники»-«Валюта» ввести новый вид валюты – Евро.

Рис.6 Оформляем экспортную операцию

Открывается журнал валют, в котором нужно также подобрать новую валюту из классификатора.

Рис.7 Открывается журнал валют, в котором нужно также подобрать новую валюту из классификатора

Во вкладке «Курсы валют» при необходимости вводим нужный курс валюты (вообще, курсы валют загружаются автоматически), в нашем случае – 1€ = 74,1 рубль.

Рис.8 Во вкладке «Курсы валют» при необходимости вводим нужный курс валюты

После создания нового вида валюты, формируем новый экспортный договор. Переходим в раздел «Справочники»-«Договоры».

Рис.9 Переходим в раздел «Справочники»-«Договоры»

В журнале регистрации договоров вводим новый Договор №1 от 06.07.2018 года. В разделе «Расчеты» выбираем «Евро», а также указываем, что оплата производится также в данной валюте (в валюте договора).

Рис.10 В разделе «Расчеты» выбираем «Евро», а также указываем, что оплата производится также в данной валюте

Зарегистрировав договор, перейдем к оформлению реализации товара. Для начала в меню «Продажи» найдем раздел «Реализация (акты, накладные)».

Рис.11 «Реализация (акты, накладные)»

Предположим, что мы поставляем сыр «Адыгейский» немецкой компании по цене 5 000,0 € за тонну.

Рис.12 Предположим, что мы поставляем сыр «Адыгейский» немецкой компании по цене 5 000,0 € за тонну

Обращаем внимание, что ставка НДС здесь равна 0%.

Шаг IV Подтверждение нулевой ставки НДС

Осуществить эту операцию в 1С можно через «Помощника по учету НДС», а также «Регламентированные операции НДС». Найти их можно в меню «Операции», далее «Закрытие периода».

Рис.13 Закрытие периода

Откроем «Помощник по учету НДС».

Рис.14 Помощник по учету НДС

Находим документ «Подтверждение нулевой ставки НДС».

Рис.15 Подтверждение нулевой ставки НДС

Жмем на «Заполнить».

Рис.16 Жмем на «Заполнить»

Система автоматически подобрала из всех проведенных операций за период (3 квартал 2018 года) именно экспортную операцию. Проведением данного документа мы подтвердили факт осуществления экспортной операции, дающей нам право на применение ставки налога в размере 0%. Нажимаем кнопку «Провести и закрыть».

При выборе другого способа подтверждения нулевой ставки НДС – через «Регламентные операции НДС», также сформируется документ «Подтверждение нулевой ставки НДС» с датой 30 сентября 2018 года, так как это последнее число рассматриваемого квартала.

Шаг V Формирование книги покупок и книги продаж. Налоговая декларация

Заключительным этапом подтверждения права на нулевую ставку по НДС станет формирование книг покупок и продаж, а также декларации по НДС. Напомним, что эти операции проводятся после закрытия месяца.

Важно! При оформлении операций по приобретению и последующей перепродаже товаров необходимо помнить, что наряду с товарными накладными, как на приобретение, так и на продажу, в 1С надо оформлять соответствующие счета-фактуры, так как именно они являются основанием для внесения сведений в книги.

Для формирования Книги покупок перейдем в меню «Отчеты», далее «НДС», и откроем «Книгу покупок».

Рис.17 Откроем «Книгу покупок»

В верхней строке устанавливаем период – III квартал 2018 года и нажимаем кнопку «Сформировать».

Рис.18 В верхней строке устанавливаем период – III квартал 2018 года

Поскольку мы подтвердили свое право на сниженную ставку НДС, программа сформировала Книгу покупок таким образом, чтобы в ней был показан налоговый вычет по приобретенному ранее товару, равный 136 363,64 руб. (графа 16 Книги покупок).

Теперь заполним Книгу продаж. Переходим в меню «Отчет»-«НДС»-«Книга продаж».

Рис.19 Переходим в меню «Отчет»-«НДС»-«Книга продаж»

Книга продаж сформирована с учетом экспортной операции, по графе 16 (ставка налога 0%) указана вся стоимость реализации товара 1 852 500 руб. = (25 000€ * 74,1 руб.), а НДС по данной операции не начислен.

Рис.20 Книга продаж сформирована с учетом экспортной операции

Теперь перейдем к формированию собственно декларации по НДС за III квартал 2018 года. Перейдем в меню «Отчеты»–»1С-Отчетность»–»Регламентированные отчеты».

Рис.21 Перейдем в меню «Отчеты»–»1С-Отчетность»–»Регламентированные отчеты»

Нажимаем на кнопку «Создать», во всплывшем окне выбираем отчет «Декларация по НДС».

Рис.22 Декларация по НДС

Устанавливаем период – III квартал 2018 года и нажимаем второй раз на кнопку «Создать».

Рис.23 Устанавливаем период – III квартал 2018 года

В сформированной форме декларации воспользуемся кнопкой «Заполнить».

Рис.24 В сформированной форме декларации воспользуемся кнопкой «Заполнить»

Декларация содержит Титульный лист и 12 разделов. В третьем разделе мы увидим сумму налога, подлежащего возмещению – 136 364 руб. Это означает, что программа рассчитала налоговый вычет.

Рис.25 Сумма налога, подлежащего возмещению

В разделе 4 указывается сумма по экспортной операции, НДС по которой рассчитан по ставке 0 процентов.

Рис.26 В разделе 4 указывается сумма по экспортной операции

Разделы 8 и 9 отражают сведения из Книги покупок и Книги продаж соответственно (Рис. 27 и Рис. 28) в разрезе наименований поставщика и покупателя товара.

Рис.27 Книга покупок Рис.28 Книга продаж

Перейдя в Раздел 1, мы увидим, что итоговая сумма НДС за рассматриваемый период равна 136 364 руб. к возмещению из бюджета, контрольные соотношения выдержаны.

Рис.29 Итоговая сумма НДС за рассматриваемый период

Восстановление НДС

Теперь рассмотрим ситуацию, когда мы нарушили сроки и необходимо восстановить НДС по экспортной операции. Через меню «Операции» найдем раздел «Регламентные операции НДС».

Рис.30 Регламентные операции НДС

В журнале регистрации «Регламентных операций НДС» находим кнопку «Создать» и выбираем документ «Подтверждение нулевой ставки НДС».

Рис.31 Подтверждение нулевой ставки НДС

В этом документе в графе «Событие» отметим «Не подтверждена ставка 0».

Рис.32 Не подтверждена ставка 0

При регистрации документа автоматически создается счет-фактура на восстановленную сумму НДС. Тогда же в Книге продаж начисляется налог по ставке 10%.

Рис.33 В Книге продаж начисляется налог по ставке 10%

Учет экспортного НДС в 1С достаточно прост и понятен для пользователя, а также эффективен как для компаний с большим количеством экспортных операций, так и для малых. При этом надо помнить, что норма статьи 165 Налогового кодекса РФ требует, одновременное с Декларацией, направления дополнительного перечня документов (международный договор, грузовая таможенная декларация и пр.).

3 (99). В организацию в феврале 2016 г. с целью получения социального налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), обратился работник (для него организация является местом основной работы).

В этих целях работник представил документы, подтверждающие, что он возместил учреждению образования Республики Беларусь средства, затраченные на обучение его сына (получал первое высшее образование), так как он отказался от работы по распределению.

Вправе ли организация предоставить работнику указанный социальный налоговый вычет на эту сумму?

Вправе.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме:

– средств, уплаченных им за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства, в учреждениях образования Республики Беларусь при получении ими первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

– расходов, произведенных плательщиком по погашению кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).

В приведенном вопросе соблюдены все необходимые условия для получения этого социального налогового вычета. Работник организации понес расходы за обучение лица:

– состоящего с ним в отношениях близкого родства;

– получающего образование в учреждении образования Республики Беларусь;

– получившего в этом учреждении первое высшее образование.

Таким образом, организация вправе предоставить этому работнику социальный налоговый вычет |*|, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, на сумму понесенных им расходов по возмещению учреждению образования Республики Беларусь средств, затраченных на обучение его сына.

* Последовательность применения налоговых вычетов доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

  • 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
  • 2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанного товара (припасов) на счёт налогоплательщика в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчёт наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счёт в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанных товаров (припасов).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее — пограничный таможенный орган).

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменён, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В случаях и порядке, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учётом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

  • копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменён, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • 1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
  • 2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • 3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя товаров (припасов) на счёт налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчёт наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счёт в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя товаров (припасов).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в счёт погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счёт предоставления государственных кредитов иностранным государствам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • 1) копия соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании задолженности бывшего СССР (Российской Федерации) или в счёт предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  • 2) копия соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счёт погашения государственной задолженности или в счёт предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  • 3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров на экспорт из бюджета в валюте Российской Федерации на счёт налогоплательщика в российском банке;
  • 4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

4. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

  • 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  • 2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных работ (услуг) на счёт налогоплательщика в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчёт наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счёт в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных работ (услуг).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учётом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учётом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

5. При реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:

  • реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные работы (услуги) на счёт российского налогоплательщика в российском банке. В случае, если расчеты за указанные в настоящем пункте работы (услуги) осуществляются в соответствии с договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации, в налоговые органы представляются документы, предусмотренные указанными договорами;
  • реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, размера провозной платы, а также вида сообщения.

В случае истребования налоговым органом отдельных перевозочных документов или выписок банка, включенных в реестры, копии указанных документов представляются перевозчиками на железнодорожном транспорте в течение 30 дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перевозочные документы, включенные в реестр, должны иметь отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита.

При реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляются:

  • реестры единых перевозочных документов, оформляемых при перевозках пассажиров и багажа в прямом международном сообщении, определяющих путь следования с указанием пунктов отправления и назначения, или иные документы, предусмотренные договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации.

6. При оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

  • 1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счёт российского налогоплательщика в российском банке с учётом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи;
  • 2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

7. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение работ (оказание услуг);
  • 2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счёт налогоплательщика в российском банке с учётом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи;
  • 3) акты и иные документы (их копии), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) непосредственно в космическом пространстве, а также выполнение работ (оказание услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.

8. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • 1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
  • 2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.

9. Документы (их копии), указанные в пунктах 1 — 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 — 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьёй 176 настоящего Кодекса.

Документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при оказании услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, в срок не позднее 180 дней со дня проставления на перевозочных документах имеющей более позднюю календарную дату отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорт или транзит. Если по истечении 180 дней налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьёй 176 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьёй 145 настоящего Кодекса.

10. Документы, указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.

11. Порядок подтверждения права на получение возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.

Документ

Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ (далее — Закон) внес изменения в порядок документального подтверждения нулевой ставки НДС, упростив его. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Нулевую ставку НДС можно подтвердить, представив реестры таможенных деклараций, транспортных и иных документов в электронной форме

Комментируемый закон позволяет налогоплательщикам для подтверждения нулевой ставки НДС представлять в налоговый орган реестры таможенных деклараций, транспортных и иных документов в электронной форме. Перечень таких документов закреплен в новом п. 15 ст. 165 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона):

  1. Реестры таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров этих деклараций могут быть представлены вместо бумажных копий при:
  • реализации товаров на экспорт, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (пп. 2.6. п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах), связанных с перевозкой от таможенного органа в месте прибытия в РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • реализации вывезенных с территории РФ припасов: топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Реестры транспортных, товаросопроводительных и иных подобных документов в перечисленных случаях могут быть представлены только одновременно с реестром таможенных деклараций.

  1. Реестры транспортных, товаросопроводительных и иных подобных документов могут быть представлены вместо копий этих документов при:
  • международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • выполнении работ (оказании услуги) по хранению и перевалке в портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • предоставлении собственниками (арендаторами) ж/д состава или контейнеров, а также при оказании ими транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки по территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) организаций внутреннего водного транспорта, связанных с перевозкой экспортированного товара в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки (перегрузки) на другие виды транспорта (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозке (транспортировке) вывозимых из РФ или ввозимых в РФ товаров морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) (пп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).
  1. Реестр перевозочных и иных документов вместо их копий при:
  • перевозке товаров российскими авиаперевозчиками между пунктами, расположенными за пределами РФ, в случае, если на территории РФ совершается посадка воздушного судна (пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков, связанных с перевозкой товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита от таможенного органа в месте прибытия в РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке вывозимых из РФ товаров и продуктов переработки и иных связанных с этим работах или услугах (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, вывозимых из РФ в страны ТС, и иных связанных с этим работах или услугах (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, перемещаемых через РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС на территорию другого иностранного государства), а также иных связанны с этим работах (услугах) (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится за пределами России (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • воздушной перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ранее положения НК РФ разрешали представлять реестры данных документов только на бумажном носителе. После вступления в силу комментируемого закона налогоплательщики смогут выбирать, подавать реестры в бумажном виде или в электронной форме. Отметим, что с 01.04.2015 законодатель расширил перечень сведений, которые указываются в таких реестрах. Так, они должны содержать номера перевозочных документов (пп. «а», «в» п. 4, 5, 6, 7 ст. 1 Закона).

  1. Реестр перевозочных документов вместо их копий может быть представлен при предоставлении подвижного состава, контейнеров, а также при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации ж/д перевозки товаров через территорию РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС на территорию другого иностранного государства (пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. Реестры полных таможенных деклараций или реестры документов, подтверждающих оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ) вместо их бумажных копий. Реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефти и продуктов переработки за пределы РФ, вместо их бумажных копий могут быть представлены только при одновременном представлении реестра полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг.

Перечень сведений из документов (в т.ч. об отметках таможенных органов), форматы, порядок заполнения и представления реестров в налоговые органы в электронной форме определит ФНС России. В состав сведений реестра будет входить также информация о размере налоговой базы (п. 11 ст. 1 Закона).

Возможность представить реестры в электронной форме появится у налогоплательщиков при подтверждении нулевой ставки НДС за налоговые периоды, начиная с 1 октября 2015 года (п. 4 ст. 3 Закона).

Истребование налоговым органом документов из реестра, представленного налогоплательщиком в электронной форме

В ходе камеральной проверки декларации, в которой заявлено право на нулевую ставку НДС, налоговый орган может истребовать документы из реестров, представленных налогоплательщиком в электронной форме. В течение 20 календарных дней с даты получения требования налогоплательщик должен представить копии документов (п. 10 ст. 1 Закона). Отметим, что этот срок на 10 дней меньше срока представления документов, истребуемых по реестрам в бумажной форме.

Если документы не будут представлены, то право на нулевую ставку НДС считается неподтвержденным. Однако не вполне ясно, будет ли подтверждена нулевая ставка, если документы представлены в налоговый орган с нарушением срока.

Выборочно истребовать перевозочные документы из реестра налоговый орган может только при подтверждении нулевой ставки при:

  • перевозке пассажиров и багажа, в том числе ж/д перевозчиками, если пункт назначения или отправления находится за пределами России (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • воздушной перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, вывозимых из РФ в страны ТС, и иные связанные с этим работы или услуги (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, перемещаемых через РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС) на территорию другого иностранного государства, а также иных связанных с этим работах (услугах) (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В остальных случаях документы из реестра, представленного в электронной форме, налоговый орган истребует не произвольно, а при условии, что он содержит сведения, которые отсутствуют в информации, переданной ФТС России.

Кроме того, если сведения из реестра не соответствуют информации, переданной ФТС России, то налоговый орган может истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы.

Обязанность ФТС России предоставлять налоговым органам сведения, необходимые для подтверждения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов (в т.ч. по ввезенным товарам) предусмотрена комментируемым законом. Перечень таких сведений и порядок их передачи будет утвержден совместным приказом ФНС России и ФТС России (п. 12 и п. 13 ст. 1 Закона).

Такие правила истребования документов из реестра предусмотрены новым п. 15 ст. 165 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона). Они применяются к операциям, нулевая ставка по которым подтверждается за налоговые периоды, начиная с 1 октября 2015 года (п. 4 ст. 3 Закона).

Скорректирован срок представления документов, подтверждающих нулевую ставку НДС при реализации припасов, вывезенных из РФ

Нулевая ставка НДС применяется при реализации вывезенных с территории РФ припасов: топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Действующая редакция п. 9 ст. 165 НК РФ предусматривает, что подтверждающие нулевую ставку НДС документы нужно представить не позднее 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру перемещения припасов.

С 01.04.2015 законодатель уточняет, что 180-дневный срок исчисляется с даты (пп. «а» п. 8 ст. 1 Закона):

  • отметки таможенных органов на документах, подтверждающей вывоз припасов за пределы РФ, – если таможенное декларирование предусмотрено законодательством Таможенного союза;
  • составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы РФ, – если таможенное декларирование не предусмотрено законодательством ТС.

Уточнены документы, подтверждающие нулевую ставку НДС при переработке иностранных товаров на таможенной территории РФ

Согласно пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, облагаются по ставке НДС 0 процентов. В пп. 3 п. 3.6 ст. 165 НК РФ уточняется, что подтверждающими документами являются (п. 2 ст. 1 Закона):

  • копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении ввозимых иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных за пределы территории ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, законодатель подчеркнул, что применение нулевой ставки к работам (услугам) возможно при условии, что таможенная процедура переработки иностранных товаров завершается их вывозом в таможенной процедуре реэкспорта. Если переработанный товар был помещен под другую таможенную процедуру, то применение нулевой ставки НДС невозможно. Ранее нулевая ставка не зависела от таможенной процедуры, в которой вывозятся товары (см. письмо Минфина России от 14.09.2011 № 03-07-08/279).

  • предоставление собственниками (арендаторами) ж/д состава или контейнеров, а также оказание ими транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки продуктов переработки по территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы (услуги) российских ж/д перевозчиков по транспортировке вывозимых из РФ продуктов переработки и иные связанные с этим работы или услуги (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ранее нулевая ставка НДС применялась только в том случае, если продукты переработки вывозились в режиме таможенного транзита. Для вывоза продуктов переработки в режиме реэкспорта порядок документального подтверждения отсутствовал.

Перечисленные изменения действуют с 1 апреля 2015 года (п. 2 ст. 3 Закона). По нашему мнению, они могут применяться к операциям, нулевая ставка по которым подтверждается за налоговые периоды, начиная с этой даты.