Статья 47 ГК

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Граждане » Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

Отказ гражданина от правоспособности или дееспособности считается ничтожным, но есть исключения.

Норма недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина, ее понятие и содержание

Правоспособностью называют способность гражданина иметь права и обязанности, не противоречащие закону. Обладает правоспособностью каждый человек с рождения и до самой смерти. Ни один гражданин не может отказаться от данной способности. Возможен отказ от субъективного права, но правоспособность – это основание для возникновения субъективных прав. Другими словами, если бы отказ от правоспособности был возможен, гражданин автоматически отказался бы и от любых прав, которые положены ему по закону.

Частичный или полный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности по результатам сделки считается ничтожным. Исключения – случаи, когда это не противоречит закону.

Дееспособность отличается от правоспособности тем, что представляет собой не только способность иметь права и обязанности, но и приобретать, осуществлять их в рамках действующего законодательства. Правоспособность равна для всех граждан, дееспособность имеет несколько видов.

Согласно нормам законодательства, ограничение правоспособности и дееспособности возможно только по федеральному закону, при этом – не допускается нарушение Конституции Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса устанавливают, что объем правоспособности равный для всех и провозглашают недопустимость ограничения и лишения прав гражданина без решения уполномоченных органов. В статье 18 приводятся примеры прав, которыми наделены граждане:

  • Наследование и завещание имущества;
  • Право на собственность;
  • Создание юридических лиц;
  • Совершение любых сделок, которые не противоречат нормам права;
  • Право быть автором литературных произведений, научных изобретений, произведений живописи;
  • Право выбрать место жительства.

Это основные права, доступные всем гражданам. Дееспособность также содержит два компонента – сделкоспособность и деликтоспособность. Первое позволяет совершать сделки в рамках норм права, второе – обязует нести ответственность за действия, выполняемые в связи с реализацией определенных прав гражданина.

Дееспособность существует в четырех формах, объем дееспособности может быть разным у граждан, не смотря на то, что объем правоспособности одинаковый:

  • Полная: возникает в 18 лет или, согласно нормам права, в других случаях – в результате эмансипации или брака до 18 лет. Приобретение полной дееспособности в результате брака возможно только в тех субъектах Российской Федерации, где брачный возраст понижен до 16 лет. Эмансипация – возможность приобретения полной дееспособности в результате решения органов опеки или суда по заявлению. Это дает полную дееспособность, право осуществлять различные сделки в рамках закона.
  • Частичная: характерна для несовершеннолетних, которые могут приобретать не все права. Некоторые права доступны несовершеннолетнему только с согласия родителей или опекунов. Объем доступных прав зависит от возраста несовершеннолетнего.
  • Ограниченная: ограничение возможно только в результате решения суда. Ограничение дееспособности может быть предпринято в отношении лиц, злоупотребляющих психотропными средствами, алкоголем. Гражданин, обладающий ограниченной дееспособностью, отвечает за нанесенный им вред, может нести имущественную ответственность, но над ним устанавливают попечительство. Многие действия лицо может осуществлять только с согласия попечителя.
  • Недееспособность: лишение дееспособности, применяемое по отношению граждан с психическими расстройствами. Недееспособность может установить только судебно-медицинская экспертиза. Гражданин, признанный недееспособным, не может самостоятельно отвечать за свои действия. Над ним устанавливается опека, а ответственность за вред, который он нанесет физическим или юридическим лицам, лежит на опекуне или организации, которая осуществляет надзор.

Дееспособность и правоспособность могут быть ограничены только в том случае, когда того требует закон.

Правоспособность является ценностью, которая позволяет любому гражданину иметь права и обязанности. Данная категория позволяет пользоваться субъективными правами в рамках норм действующего законодательства.
Согласно нормам гражданского законодательства, особое внимание уделяется праву гражданина заниматься предпринимательской деятельностью. Это право имеют все лица, достигшие 18 лет. Ограничение его может быть осуществлено только по закону.

Ограничения могут быть связаны с правом заниматься деятельностью, связанной с государственной службой. Также лицо могут ограничить в правоспособности в связи с совершенным нарушением закона или в связи с признанием предпринимателя банкротом.

Порядок установления ограничения правоспособности и дееспособности

Согласно положениям законодательства, ограничение дееспособности возможно в случае, когда человек, в результате употребления спиртных напитков или наркотических веществ поставил семью в тяжелое положение. Данная норма содержится в Гражданском кодексе. Решение об ограничении дееспособности принимает судебная инстанция общей юрисдикции.

Требуется доказать факт наличия вредных привычек, которые вредят положению семьи. Для этого суду должны быть предоставлены вещественные документальные подтверждения того, что лицо необходимо ограничить в дееспособности для блага его и его семьи.

В качестве доказательств могут быть использованы:

  • Акты правоохранительных органов, о том, что данное лицо злоупотребляет наркотическими или спиртными веществами.
  • Справка, выданная наркологом, на основании обследования.
  • Справка о доходах семьи.
  • Письменная характеристика на гражданина, в отношении которого ведется дело об ограничении дееспособности.
  • Документы подтверждающие брак и копии свидетельств о рождении детей.

Также могут быть использованы другие документы и иные доказательства.

Что служит предметом доказательства? Порядок предусматривает в процессе суда доказать различные факты законными способами:

  • Факт злоупотребления спиртных напитков или наркотических веществ. Стоит отметить, что факт наркомании или алкоголизма не является прямой причиной ограничения дееспособности. Признание ограничения дееспособности не стоит в прямой взаимосвязи с вредными привычками, поскольку поставить семью в тяжелое положения могут и другие факторы: например, пристрастие к азартным или компьютерным играм (игромания).
    Для признания ограничения дееспособности не требуется наличие установленного диагноза «хронический алкоголизм». Поскольку это не обязательно, нет необходимости в специальной экспертизе – к этому шагу прибегают по требованию заинтересованных сторон.
  • Факт тяжелого материального положения семьи.
  • Факт наличия самой семьи.
  • Взаимосвязь между тяжелым материальным положением и вредными привычками.
  • Факт принадлежности к определенной семье. Согласно закону, таковыми считаются родители, дети, супруг или супруга лица, в отношении которого предпринимается ограничение дееспособности. Также к членам семьи могут относиться лица, с которыми ведется общее хозяйство, есть факт совместного проживания.

Согласно порядку, важно также установить причины, которые привели к злоупотреблению наркотиками или алкоголем. В список фактов, которые необходимо указывать, входит совокупный доход семьи. Стоит отметить, что наличие доходов у других членов семьи не может отменить факт того, что лицо, злоупотребляющее наркотиками или алкоголем, может быть признано лицом с ограниченной дееспособностью.

По решению суда может быть снято ограничение дееспособности, что вернет полную дееспособность – заниматься любыми законными видами деятельности, право осуществлять сделки. Данные условия предусматривает гражданско-процессуальная система. Если лицо перестает употреблять наркотические вещества или алкоголь, ограничения могут быть сняты. Второй причиной снятия ограничений может быть прекращение существования семьи лица, для которого установлены ограничения. Например, развод, смерти членов семьи.

Указанные обстоятельства не являются единственными возможными. Дела рассматриваются индивидуально, с учетом всех наличных доказательств и особенностей, поскольку законодательная система направлена на защиту прав гражданина

Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности

Правоспособность – понятие, подразумевающее способность гражданина обладать правами и осуществлять их, а также – иметь обязанности. Дееспособность подразумевает возможность приобретать и осуществлять определенные права.

Правоспособность является основой для осуществления субъективных прав личности. Ограничение правоспособности отменяет возможность гражданина иметь какие-либо права, что противоречит Конституции.

Наличие правоспособности — обязательно для всех лиц с рождения до смерти.

При этом, каждый имеет равный объем правоспособности. Дееспособность может быть ограничена из-за факторов возраста (несовершеннолетние имеют не полный спектр прав), наличия психического расстройства (устанавливается недееспособность по результатам экспертизы), наличия вредных привычек, которые вредят положению семьи, или других факторов, согласно нормам законодательства.

Ограничения дееспособности могут касаться определенных видов деятельности. Например, ограничение права выполнять некоторые виды работы, участвовать в хозяйственных обществах, осуществлять некоторые сделки.

Ограничение дееспособности возможно только по решению суда, по закону, при наличии веских оснований. Отказ от правоспособности или дееспособности самим лицом – ничтожен и не признается законным.

1. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Комментарий к статье 1197 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 коммент. ст., носящий императивный характер, устанавливает, что гражданская дееспособность физического лица определяется по его личному закону, который в соответствии со ст. 1195 ГК возможен в шести вариантах в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранцем, апатридом, лицом с двойным гражданством, гражданином Российской Федерации или беженцем (см. коммент. к ст. 1195 ГК).

Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность в цивилистике традиционно складывается из сделкоспособности и деликтоспособности. Однако деликтоспособность, т.е. способность лица самостоятельно нести ответственность за деликт (причинение вреда), определяется не коммент. ст., а ст. ст. 1220 и 1221 ГК. Поэтому коммент. ст. регламентирует только отношения сделкоспособности. Дееспособность в брачных отношениях определяется брачно-семейным законодательством, а дееспособность при занятии предпринимательской деятельностью регламентируется специальной коллизионной нормой, содержащейся в ст. 1201 ГК.

Вопросы дееспособности (момент ее приобретения лицом, объем, основания ограничения и лишения, способы восполнения) по-разному решаются в законодательстве различных государств. В большинстве стран, как и в России, совершеннолетие наступает с 18 лет, однако в некоторых штатах США (Алабама, Небраска) — с 19, а в Миссисипи и Нью-Йорке — с 21 года.

2. Первоначально в международной практике сложилось правило, в соответствии с которым лицо, дееспособное по закону своей страны, признавалось таковым и за границей и, соответственно, лицо, недееспособное по праву своего государства, объявлялось недееспособным во всех других государствах (см.: Международное частное право: Учеб. / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2008. С. 201 — 202). Однако применение такого правила не могло не дестабилизировать торговый оборот в тех случаях, когда лицо, заключившее сделку в другом государстве, могло ставить вопрос о ее недействительности в связи с его недееспособностью по национальному праву. Поэтому на смену этому правилу пришло новое: порядок заключения и исполнения гражданско-правовых сделок определяется по закону места совершения сделки, а не по личному закону физического лица. Физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по праву места совершения сделки (lex loci contractus). Такое правило стало традиционным для европейского права и получило закрепление в российском законодательстве с принятием части третьей ГК.

Коммент. ст. применяется в том случае, если контрагент по сделке является добросовестным. Недобросовестность контрагента, если другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии у него дееспособности, означает, что можно ставить вопрос о недействительности сделки, при этом недобросовестность не предполагается, а должна быть доказана. Подход, основанный на привязке к территориальному закону, сегодня стал преобладающим не только в законодательстве государств, но и в Международных соглашениях. В Женевской конвенции о переводном и простом векселе 1930 г. установлено, что способность лица обязываться по переводному или простому векселю определяется его национальным законом. Лицо, не обладающее дееспособностью согласно национальному закону, тем не менее несет ответственность, если подпись была совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо было бы дееспособно. Аналогичное положение содержится в Единообразном законе о чеках 1931 г., который хотя никогда и не применялся непосредственно на территории России, но оказал значительное влияние на развитие российского чекового законодательства.

3. Коммент. ст. предусматривает одностороннюю коллизионную норму: признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву, т.е. осуществляется по правилам ст. ст. 29 — 31 ГК. Такой подход можно объяснить тем, что признание физического лица ограниченно дееспособным или недееспособным в национальных законодательствах имеет многочисленные различия: например, в определении оснований (алкоголизм, наркомания, расточительство), порядка признания и последствий. Поэтому на территории России признание недееспособными или ограниченно дееспособными как российских граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства должно осуществляться по российскому законодательству.

Это правило не применяется, если международный договор содержит иное. Так, Минская конвенция 1993 г. в п. 1 ст. 24 устанавливает, что по делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным компетентным является суд страны, гражданином которой является это лицо. Поэтому российский суд не вправе решать вопрос о признании граждан государств — участников Минской конвенции недееспособными или ограниченно дееспособными. В то же время в Минской конвенции содержится положение о том, что если суду государства — участника Конвенции станут известны основания признания ограниченно дееспособным или недееспособным лица, проживающего на его территории, но являющегося гражданином другого государства — участника Конвенции, он уведомляет об этом суд государства, гражданином которого является данное лицо. Если суд, получивший такие сведения, в течение трех месяцев не начнет дело или не сообщит свое мнение, дело о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным будет рассматриваться судом государства, на территории которого это лицо имеет место жительства. Решение о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным направляется компетентному суду государства, гражданином которого является это лицо. Эти же нормы применяются и к восстановлению дееспособности (п. п. 2 — 4 ст. 24).

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Комментарий к статье 47 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена государственной регистрации актов гражданского состояния (далее — регистрация, АГС). Она лишь перечисляет АГС (п. 1) и формулирует основные начала их регистрации (п. п. 2, 3), все прочие вопросы подробно регулирует Федеральный закон об АГС, принятый в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК, что объясняется значительным объемом и специальным назначением соответствующих правил (п. 4).

2. АГС — действия граждан или события (т.е. юридические факты), влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей и характеризующие правовое состояние граждан. АГС — наиболее значимые в жизни гражданина факты, прямо указанные в законе в качестве АГС. Таковы: а) рождение; б) заключение и в) расторжение брака; г) усыновление (удочерение); д) установление отцовства; е) перемена имени; ж) смерть. Прочие факты, хотя бы и влияющие на статус гражданина (например, место жительства, приобретение статуса предпринимателя, эмансипация, признание недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим — см. коммент. к ст. ст. 20, 23, 27, 29, 30, 42 ГК), не являются АГС и регистрации в этом качестве не подлежат (п. 1 ст. 47 ГК, п. п. 1, 2 ст. 3 Закона об АГС).

3. Полномочия на регистрацию АГС — полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов РФ с возможностью делегирования органам местного самоуправления. Они финансируются за счет субвенций из федерального бюджета. Регистрацию АГС обеспечивают органы записи актов гражданского состояния (загс). АГС, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, приравниваются к АГС, совершенным в органах загса в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей регистрации. Функции органов загса при их отсутствии могут возлагаться на органы местного самоуправления. Регистрацию АГС россиян, проживающих за рубежом, производят консульские учреждения РФ. Регистрация АГС осуществляется в целях охраны имущественных и личных прав граждан и в интересах государства путем составления записи АГС в двух идентичных экземплярах. Первые и вторые экземпляры записей АГС, составленные в пределах года по каждому типу записей отдельно, собираются в хронологическом порядке в актовые книги. Последние хранятся раздельно: собранные из первых экземпляров записей — в органе загса по месту регистрации данных АГС, собранные из вторых экземпляров записей, а также метрические книги, составленные до образования или восстановления органов загса, — в органе исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по регистрации АГС и на территории которого данные записи АГС были составлены. Актовые книги хранятся 100 лет, после чего составленные из первых экземпляров записей метрические книги передаются в госархивы, составленные из вторых экземпляров записей — уничтожаются. На основании и в удостоверение записи АГС гражданам выдаются свидетельства (о рождении, о смерти, о заключении, о расторжении брака, о перемене имени и др.), в результате и в целом обеспечивается необходимый учет рождаемости, смертности, заключенных и расторгнутых браков и т.д. За регистрацию АГС уплачивается госпошлина (п. 2 ст. 47 ГК, п. 3 ст. 3, п. п. 1 — 3 ст. 4, ст. 5, п. п. 1, 2 ст. 6, п. п. 2, 4 ст. 7, ст. ст. 8, 10, п. п. 1, 2 ст. 76, ст. 77 Закона об АГС).

Регистрация АГС и выдача свидетельства могут не совпадать. Так, регистрации подлежит рождение ребенка, в том числе найденного (подкинутого). Если ребенок родился мертвым, регистрация его рождения производится на основании документа о перинатальной смерти, при этом свидетельство о рождении не выдается (вместо него может быть выдан документ, подтверждающий факт регистрации рождения мертвого ребенка) и не производится регистрация смерти. Если ребенок умер на первой неделе жизни, регистрируются его рождение и смерть, но выдается только свидетельство о смерти (п. п. 1, 2 ст. 20 Закона об АГС). Регистрации подлежит имя, полученное при рождении, а также возможная его перемена впоследствии, при этом гражданину выдается свидетельство о рождении и о перемене имени (ст. 18, п. 3 ст. 19, ст. ст. 22, 23, 58 — 63 Закона об АГС).

4. Органы загса не только регистрируют первичные АГС, но и исправляют, изменяют и аннулируют существующие и восстанавливают прежние записи АГС. Для исправления и изменения записей необходимы два условия — наличие достаточного правового основания и отсутствие спора между заинтересованными лицами. Основания для внесения исправлений и изменений: а) записи актов об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени; б) решение суда; в) решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка; г) заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении; д) заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями); е) документ, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица; ж) документ о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица, в случае если смерть зарегистрирована ранее; з) заключение самого органа загса об исправлении или изменении записи АГС (например, при указании неправильных или неполных сведений, допущенных орфографических ошибках). Всякий спор между заинтересованными лицами или между ними и органом загса по поводу записи или внесения в нее исправлений и изменений разрешает суд, он же решает вопросы восстановления утраченных и аннулирования первичных и восстановленных записей. Поэтому решение суда — одно из оснований для исправления и изменения и необходимое основание для восстановления и аннулирования записей АГС (п. 3 ст. 47 ГК, ст. ст. 69, 70, 74, 75 Закона об АГС).

Комментарии к ст. 27 ГК РФ

1. Эмансипация является одним из способов достижения полной дееспособности несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет. Условиями эмансипации согласно п. 1 комментируемой статьи являются работа несовершеннолетнего по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занятие предпринимательской деятельностью и достижение несовершеннолетним возраста 16 лет.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Эмансипированный несовершеннолетний формально становится полностью дееспособным, однако не обладает полным объемом прав и обязанностей дееспособного совершеннолетнего гражданина. Так, в соответствии с п. 16 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме правами и несет обязанности, за исключением тех из них, для приобретения которых федеральным законом устанавливается возрастной ценз». Так, например, согласно ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации» не может выступать учредителем средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста.

При принятии судом решения об удовлетворении заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным несовершеннолетний становится полностью дееспособным с момента вступления решения суда в законную силу. Выполнение каких-либо формальностей со стороны органов опеки и попечительства в этом случае не требуется.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего. При этом прямо указано, что это касается в том числе обязательств, возникших вследствие причинения им вреда.

Соответственно, при эмансипации не подлежит применению положение п. 2 ст. 1074 ГК РФ, предусматривающее, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Акты гражданского состояния — это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

В целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства осуществляется государственная регистрация актов гражданского состояния. Она производится в порядке и на основаниях, установленных Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (загс), образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов загса решаются субъектами РФ самостоятельно на основании указанного Федерального закона.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом загса посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Для составления записи в орган загса должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, и переведены на русский язык с нотариальным удостоверением верности перевода.

Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.

В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, подписанное руководителем органа загса и скрепляется печатью этого органа.

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если:

— государственная регистрация противоречит Федеральному закону «Об актах гражданского состояния»;

— представленные документы не соответствуют требованиям указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов.

По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа загса обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.

Данный отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.