Ставка земельного налога сельскохозяйственного назначения

Содержание

Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

А. Б. Сухов

Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве» № 4/2017

Как изменяется ставка земельного налога при неиспользовании сельскохозяйственного участка? Что если такое нарушение было недолгим?

В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.

При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается.

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства>.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению:

Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

  • на сенокосах не производится сенокошение;

  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

  • на пастбищах не производится выпас скота;

  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений

  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879> указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03-05-04-02/32131).

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример.

В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.

Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.

За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.

За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.

Если нарушение было недолгим.

Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03-05-04-02/54186 отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

Каковы перспективы?

Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03-05-04-02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

См. статью Н. К. Сенина «О пониженной ставке по земельному налогу для сельхозземель», № 4, 2016, стр. 66.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.

Как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки?

Законодательная база

Основные элементы налогообложения земельных участков установлены главой 31 Налогового кодекса РФ, в частности:

  1. лица, входящие в категорию плательщиков (статья 388);
  2. что является объектом налогообложения, и с каких земель не взимаются платежи (статья 389);
  3. как рассчитать сумму, с которой будет удерживаться налог (статья 391);
  4. какова налоговая ставка (статья 394);
  5. перечень лиц и ситуаций, когда можно не платить налог (статья 395);
  6. периодичность уплаты (статья 397).

Вместе с тем пунктом 1 статьи 387 НК РФ оговорено, что земельный налог действует на основе не только кодекса, но и решений местных депутатов или законов субъектов федерации (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Также пункт 2 статьи 387 НК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления и законодательные органы власти городов федерального значения правом утверждать:

  • размеры налоговых ставок в пределах, обозначенных кодексом;
  • дополнительные преференции;
  • сроки перечисления налога предприятиями.

В каждом муниципальном образовании или городе федерального значения действует своё решение депутатов или закон города. Например, Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 года № 74,Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 14/3.

От чего зависит размер?

Для того чтобы определить размер налогового платежа, необходимо установить все данные, влияющие на него.

  1. Площадь участка сельскохозяйственного назначения и его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством проведения государственной оценки земель и фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Чтобы узнать конкретное значение кадастровой стоимости, следует обратиться в МФЦ, кадастровую палату или посмотреть на сайте Росреестра. Необходимо обратить внимание на то, что сведения предоставляются на бесплатной основе.
  2. Местоположение сельхоз земли. Во-первых, властями каждого населённого пункта могут быть установлены свои значения налоговых ставок (в пределах, установленных законом). Во-вторых, пункт 2 статьи 394 позволяет местным органам дифференцировать ставки в зависимости от нахождения земли в пределах города (села, посёлка и т.д.).
  3. Наличие льгот и освобождений, применяемых в отношении налогоплательщика. Одной из льгот являются вычеты, закреплённые пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Размер вычета соответствует кадастровой стоимости 600 кв. м участка. Предоставляется таким социальным группам, как инвалиды, герои СССР и РФ, ветераны, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии ЧАЭС, пенсионеры.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам! Задать вопрос

Показатель ставки в зависимости от региона

Плата за земли, используемые в сельскохозяйственных целях, взимается по налоговой ставке, оговоренной частью первой подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Предельное значение ставки составляет 0,3%.

При этом власти населённого пункта вправе уменьшить величину налоговой ставки или оставить её на максимальном уровне.

К примеру, наивысшая ставка, которая может применяться по земельному налогу, установлена в отношении прочих категорий земель и равна 1,5% (в 5 раз выше, чем для земель сельхоз назначения).

Учитывая, что размер ставки зависит от того, какое решение принимается местными советами депутатов (законодательными органами госвласти городов федерального значения), конкретные размеры ставок можно узнать в нормативных правовых актах, действующих на территории города или села.

Удобный сервис для поиска документов, регламентирующих ставки налога на землю, размещён на официальном сайте Федеральной налоговой службы России: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Приведём в следующей таблице ставки, применяемые в некоторых городах.

Город Ставка, %
Москва 0,3
Московская область:
Королёв 0,3
Балашиха 0,3
Подольск 0,1 для научно-опытных и экспериментальных сельхоз предприятий; 0,3 для остальных
Санкт-Петербург 0,3
Ленинградская область:
Выборг 0,3
Гатчина 0,3
Отрадное 0,3
Краснодарский край:
Краснодар 0,3
Сочи 0,03 для земель в составе зон сельхоз использования в населённых пунктах; 0,3
Геленджик 0,05; 0,3 (в зависимости от того, чем заняты земли)
Армавир 0,1
Новосибирская область:
Новосибирск 0,3
Куйбышев 0,3
Бердск 0,3
Обь 0,3
Республика Адыгея:
Майкоп 0,15
Адыгейск 0,3

Надо констатировать факт, что во многих населённых пунктах России предпочитают не уменьшать ставку, предусмотренную НК РФ, а оставлять на уровне 0,3%.

Если земли сельскохозяйственные земли используются не по назначению, то в их отношении будет применяться налоговая ставка на уровне 1,5%, как для прочих категорий земель (о том, что грозит за нецелевое использование земель или за неиспользование таких участков, говорится ). Многие официальные документы, принятые местными органами власти, это прямо оговаривают.

Как рассчитать платеж за земельный с/х участок?

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ физические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог. Это входит в обязанности налогового органа.

Однако гражданам следует знать, как рассчитывается налог, чтобы не допустить ошибки налоговиков.

Для расчёта налога на сельхоз земли необходимо руководствоваться формулой:

Н = (КС – В) * НС, где:

  • Н – сумма налога.
  • КС – кадастровая стоимость участка.
  • В – налоговый вычет.
  • НС – налоговая ставка.

Пример 1.

Гражданин Быков Л.И. распоряжается земельным участком сельхоз назначения в размере 0,5 га (или 5 000 кв. м), кадастровая стоимость которого на 1 января 2018 года составляет 800 тыс. руб. Быков Л.И. является пенсионером и имеет право на вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м (96 тыс. руб.). Налоговая ставка равна 0,3%. Рассчитаем сумму налога по формуле: (800 – 96) * 0,3% = 2,112 тыс. руб. Значит, за 2018 год гражданин обязан заплатить 2 112 рублей.

Пример 2.

Сосед Быкова также имеет сельскохозяйственные земли площадью 1 га. Кадастровая стоимость равна 1,3 млн руб. При этом соседу льготы по закону не полагаются. Объём налоговых платежей за год составит: 1,3 * 0,3% = 0,0039 млн руб. или 3 900 руб.

Если налоговый вычет выше стоимости земельного участка, то для расчёта налога применяется налоговая база в размере 0. Соответственно, сумма налога составит 0 руб.

Расчёт налога юридическими лицами происходит несколько сложнее. На основании пункта 2 статьи 397 НК РФ предприятия рассчитывают и уплачивают не только годовые платежи, но и авансовые 1 раз в квартал.

Формула расчёта авансовых платежей:

АП = КС * НС / 4, где:

  • АП – авансовый платёж.
  • КС – кадастровая стоимость сельхоз земли.
  • НС – ставка налога.

По данной формуле организации рассчитывают авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы. По итогам года окончательный платёж определяется так:

Н = КС * НС – АП * 3, где:

  • Н – сумма налога.ю
  • КС – кадастровая стоимость.
  • НС – ставка.
  • АП * 3 – уплаченные в течение года авансовые платежи.

Пример 3.

Сроки и порядок внесения денежных средств

Физическое лицо обязуется заплатить налог за земли сельхоз назначения до 1 декабря следующего года. Налог уплачивается 1 раз в год на основании уведомления, присылаемого налоговым органом.

Юридические лица в течение года перечисляют квартальные авансовые платежи. Срок внесения авансов определяется местными органами власти.

Например, в г. Москве установлены следующие периоды:

  1. за I квартал – до 30 апреля текущего года;
  2. за II квартал – до 31 июля;
  3. за III квартал – до 31 октября.

Годовой платёж также вносится в соответствии со сроками, оговоренными местными нормативными правовыми актами, но не раньше 1 февраля следующего года.

Следует помнить, что за неуплату или неполную уплату обязательных платежей налоговые органы на основании пунктов 1 и 3 статьи 122 НК РФ вправе наложить следующие взыскания:

  • штраф в размере 20% от неуплаченной суммы земельного налога;
  • штраф в размере 40% за умышленную неуплату.

Всем, кто интересуется землями сельскохозяйственного назначения, будет полезно знать не только о налогообложении таких участков, но и о том:

  • Каковы виды разрешенного использования таких земель и как их изменить?
  • Как проходит рекультивация данных участков?
  • Как приватизировать такую землю?
  • Как оформить аренду земли данной категории и заключить договор аренды?
  • Можно ли и как осуществить перевод таких земель в другую категорию?

Таким образом, как физические, так и юридические лица при наличии у них земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения обязаны платить налог. Расчёт налога осуществляется в соответствии с нормами главы 31 НК РФ, но в каждом регионе, городе, муниципальном образовании действуют свои правила. При этом местные депутаты не могут ужесточить нормы Налогового кодекса, а напротив, имеют право снизить ставки или предусмотреть дополнительные льготы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавлено в закладки: 0

Фермерские хозяйства имеют ряд существенных отличий от любых других субъектов предпринимательства. Помимо ряда организационных особенностей КФХ выделяют правила расчета и уплаты налога на землю. О том, как начисляется налог на землю для КФХ, знают не все начинающие фермеры, поэтому важно предварительно обратиться к соответствующим нормативным актам.

КФХ и система налогообложения

Крестьянско-фермерские хозяйства – субъекты предпринимательства, принципиально отличные от обычных компаний – физических или юридических лиц. Род их деятельности строго ограничен законодательством: фермерское хозяйство должно заниматься изготовлением, переработкой и продажей продукции сельскохозяйственного направления, в том числе частично предоставлять сопутствующие услуги. Такое хозяйство часто представлено коллективом, состоящим из главы учреждения и нескольких его членов. Нередко КФХ представляет собой семейное предприятие, участниками и основными сотрудниками которого являются члены одной семьи. Если фермерское хозяйство имеет минимальный размер и не нуждается в широком штате, заниматься его деятельностью может и один человек, зарегистрированный как его глава, либо с помощью нескольких наемных работников.

На видео: Как открыть КФХ юридическое лицо с нуля

При этом для того чтобы иметь возможность быть официально оформленным как КФХ, предприятие должно отвечать определенным правилам – к примеру, не меньше 70 процентов прибыли оно должно получать от реализации сельскохозяйственной продукции. Существует и ряд других отличительных качеств, в том числе фермерские хозяйства могут работать по более щадящей налоговой системе с применением специальных режимов налогообложения. Помимо применяемого исключительно для фермерских хозяйств налогового режима ЕСНХ, отличным будет и процесс уплаты налога на землю для предприятий такого типа.

Формат крестьянско-фермерских хозяйств относительно новый, а потому с позиции законодательства многие вопросы пока не продуманы. Из наиболее актуальных вопросов – проблема вычисления рентабельности того или иного вида деятельности и определение прочих статистических показателей.

На видео: Особенности единого сельскохозяйственного налога

Основных систем налогообложения, доступных для фермеров, три: ОСН, или основная, УСН (упрощенная система) и ЕСХН. Если первые два вида по своему действию и условиям применения не отличаются от традиционных субъектов предпринимательства – ИП и ООО, то третья разновидность предназначена исключительно для сельскохозяйственных предприятий. Полное название таких выплат – единый сельскохозяйственный налог, говорит о том, что эта система разработана специально для предприятий аграрного сектора с целью развития соответствующего сегмента рынка и привлечения новых его участников.

В последние годы правительство предусмотрело ряд льгот и программ лояльности для фермеров, в особенности начинающих предпринимателей. Прежде всего это касается упрощенной отчетности, которую главы фермерских хозяйств могут подавать значительно реже в сравнении с другими предпринимателями и сниженной налоговой ставкой.

На видео: Как получить землю от государства

Земельный налог: особенности для фермерских хозяйств

Одним из обязательных условий организации любого предприятия, занимающегося сельским хозяйством, независимо от того, является ли его специализацией разведение животных или выращивание растительных культур, будет эксплуатация надела земли. Вне зависимости от его площади и способа использования такой надел подлежит уплате специального налога на землю, который актуален для любого предпринимателя или организации, использующих для ведения бизнеса земельные участки.

Уплата налога на землю – обязательный пункт в налоговой отчетности большинства предприятий независимо от того, имеют ли они статус юридического или физического лица. В самом начале деятельности следует изучить этот вопрос, обратившись к действующему Налоговому кодексу. Вопрос налогообложения в связи с использованием земельных участков рассматривается в главе 31 этого нормативного акта(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3e9f1c202800e8bc7adecd0fc2ac88ad3207771c/). В том числе в отдельной статье документа (http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/fd2ac88b2311a6053a128cfa43aa07672e826213/) уделяется внимание вопросу налоговых ставок, действующих для различных субъектов предпринимательства с отсылкой к соответствующим нормативным актам.

В соответствии с Налоговым кодексом, размер земельного налога будут определять несколько факторов, в числе которых наиболее важное значение имеет кадастровая стоимость конкретного надела. Определяется данный показатель в соответствии с данными Росреестра, занимающегося регистрацией земли. Расчет земельного налога производится за весь год и независимо от территориального расположения участка оплата производится по окончании налогового периода.

В статье 395 этого же нормативного акта перечислены категории субъектов предпринимательства, в отношении которых действуют налоговые льготы. Под них при наличии определенных условий могут подпадать и КФХ.

Важно знать, что масштаб деятельности компании, количество его полноценных членов и работников не будут влиять на размер и процесс уплаты налога на землю – этот показатель зависит только от размера и предназначения надела и от наличия тех или иных льгот, предоставляемых государством.

На видео: Что такое личное подсобное хозяйство ЛПХ? Крестьянское фермерское хозяйство КФХ.

Особенности уплаты земельного налога КФХ

Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.

Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.

Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.

Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.

Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.

На видео: Как уменьшить налог на землю законными методами

Порядок уплаты налога на землю

Подобно любым другим выплатам налог на землю уплачивается при непосредственном визите ответственного лица (обычно это сам глава КФХ или его официальный представитель) в отделение ФНС в конце отчетного периода. Там необходимо заполнить декларацию в соответствии со своим родом деятельности, указав все предложенные параметры. Эту процедуру можно выполнить и онлайн, воспользовавшись услугами специализированного сайта Федеральной налоговой службы и заполнив декларацию в электронном виде (https://service.nalog.ru/payment/tax-fl.html). Все, что нужно сделать в этом случае – заполнить реквизиты плательщика и провести оплату требуемой суммы.

Расчетом налога на землю должно заниматься квалифицированное лицо, поэтому в том случае если сам глава КФХ не имеет соответствующего образования, желательно иметь в штате квалифицированного бухгалтера. Расчет суммы будет определяться сразу несколькими факторами: общей площадью земельного надела, установленной ставкой по коэффициенту, а также кадастровой стоимостью каждого квадратного метра земли. Что касается последнего показателя, стоимость земли по кадастру обновляется ежегодно и зависит от многочисленных факторов, включая рыночную стоимость наделов в данном регионе, месторасположения участка, его назначения, качества самой земли и уровня коммуникаций и социального развития конкретного региона. Стоимость по кадастру фактически отображает ценность земли в общем и его перспективы для деятельности того или иного рода. Как известно, в прошлом году произошел скачок этого показателя, что проявляется как подорожание земли в целом, а значит – и увеличение налоговых выплат.

Всем руководителям крестьянско-фермерских хозяйств необходимо помнить, что несвоевременная уплата налога на землю или уплата не в положенном объеме чреваты теми же санкциями, что и для других плательщиков. Им будет начисляться пеня за каждый просроченный день, исчисляемая в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка. По нормам, действующим для года, выплаты должны быть осуществлены до 1 декабря отчетного периода.

Таким образом, налог на землю для крестьянско-фермерских хозяйств представляет собой одну из обязательных налоговых выплат, которая для предприятий сельскохозяйственного значения имеет некоторые существенные отличия и льготные условия.

Какие налоги платит КФХ — секреты фермерского хозяйства

Процедура налоговой оплаты определяется тем, каким образом крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) осуществляет работу. Представители КФХ могут зарегистрировать хозяйство, а могут обойтись без этого, попросту заключив договор о создании КФХ. В этом случае руководителю КФХ достаточно выполнить регистрацию в качестве предпринимателя.

Особенности налогообложения

Специфика использования системы налогового обложения для КФХ состоит в конкретных моментах.

Группа оплачиваемых налоговых платежей целиком соответствует группе налоговых платежей ИП и никак не относится к налоговому обложению юрлиц. Они оплачивают НДФЛ (13 %), НДС (10–18 %), транспортный налог, земельный налог, взносы страхования в соответствующие ведомства. Первые 5 лет после госрегистрации КФХ не уплачивает НДФЛ.

Отличительная черта оплаты взносов страхования заключается в том, что разграничены ставки для представителей предприятия и для наемных сотрудников. Для представителей КФХ существуют зафиксированные ставки, которые рассчитываются в зависимости от МРОТ и актуальны для индивидуального предпринимателя.

Основные моменты

Множество КФХ не отказываются от общей системы налогового обложения, чтобы сохранить заказчиков товаров. Это объясняется тем, что почти все покупатели оптом осуществляют работу на ОСНО, и для уменьшения собственной нагрузки по налогам им нужно приобретать товары у хозяйств (КФХ, ИП), работающих с НДС. Ведь лишь в таком случае они могут компенсировать из госказны оплаченный за товары НДС и в результате дополнительно получить прибыль от сделки.

Не существует особенностей использования агрохозяйством «упрощенки», если сравнивать с другими организационно-правовыми формами. Тут все обычно. Для использования УСН 6 % или 15 % (в некоторых регионах ставка уменьшена) нужно подать заявление налоговикам во время госрегистрации.

Особенно интересно выглядит использование ЕСХН. Практика показывает, что налоги ЕСХН считаются самым выгодным способом налогообложения работы агрохозяйства. Чтобы его использовать, тоже надо выполнить подачу заявления о переходе на ЕСХН.

КФХ может использовать одну из трех форм налогового обложения:

  • общую — это налоговая система, при которой ИП уплачивают налоги в бюджет;
  • упрощенка — в этом случае применяется ставка 6 % или 15 %, исходя из типа налоговой облагаемой базы;
  • единый сельхозналог — применяется ставка 6 %.

Если две первые налоговые системы лучше всего знакомы юрлицам и бизнесменам, то третью выбирают не очень часто.

Налоговая отчетность по фермерству

При использовании общего режима налогового обложения КФХ показывает отчетность, как и иные предприятия. Что касается периодов представления документации, то для хозяйства они традиционны, как и для всех.

Когда агрохозяйство применяет упрощенку, следует подавать декларацию по УСН, а также книгу учета прибыли и расходов в случае, если налоговики ее потребуют.

Ответственность за нарушение

Ответственен за представление отчетов и оплату налоговых платежей и взносов руководитель крестьянского хозяйства. Поэтому он персонально отвечает за то, чтобы все законодательные нормы соблюдались своевременно. Если же хозяйство не успеет сдать отчет или оплатить налоги, то к нему применяют штрафные санкции.

В частности, используя ЕСХН и не представляя своевременно отчеты, можно ждать штрафных санкций в суме от 5 до 30 % от размера налога. Причем их устанавливают за все месяцы просрочки, независимо от того, полные они или нет. При этом величина штрафных санкций не может быть меньше тысячи рублей.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

ОСНО

При ОСНО крестьянское хозяйство оплачивает:

  • налог на имущество (если есть соответствующие объекты);
  • земельный налог (если имеются соответствующие объекты и если на территории, на которой работает агрохозяйство, для него отсутствуют льготы по такому налогу);
  • транспортный налог (при наличии соответствующих объектов);
  • НДФЛ.

Если говорить о налоге на прибыль, то хозяйство от него не освобождено. Но если соблюсти конкретные условия, то его уплачивать не нужно. Так, для производителей, не перешедших на ЕСХН, определена сниженная ставка — ноль процентов. Такую ставку возможно использовать по работе, которая связана с продажей произведенной сельхозпродукции, а заодно с продажей своей переработанной сельскохозяйственной продукции.

УСН

Когда агрохозяйство использует упрощенку, то какой-либо специфики его налогового обложения на таком спецрежиме нет. Потому налоги рассчитываются в общем порядке.

При этом хозяйство на УСН может снизить единый налог на весь размер страховых взносов за руководителя и за всех представителей агрохозяйства в 50 %. Но это возможно, лишь когда хозяйство не использует наемных работников. Это относится как к предприятию, которое зарегистрировано в качестве юрлица, так и без его госрегистрации.

ЕСХН

Используя ЕСХН, налоговые платежи следует вносить в том же порядке, что и иные организации.

Налогообложение без регистрации организации

Когда предприятие не осуществило регистрацию в качестве организации, то это означает, что его руководитель работает как бизнесмен. В таком случае он может использовать общую систему налогового обложения (ОСНО).

Если руководитель хозяйства использует ОСНО, то он оплачивает земельный налог, если на территории, где работает агрохозяйство, отсутствуют льготы по такому налогу.

Процедура оплаты НДФЛ имеет свои отличительные черты.

С прибыли, которая получена представителями хозяйства от производственной деятельности (переработки) и продажи аграрной продукции, на протяжении 5 лет нет необходимости оплачивать НДФЛ.

Подобную льготу возможно использовать к прибыли представителя предприятия, лишь когда он применяет ее в первый раз и раньше не использовал. Для применения льготы не нужно обращаться к налоговикам с заявлением.

Когда пройдут эти 5 лет, то с таких доходов, а заодно первоначально с остальных доходов представителей хозяйства, его руководитель оплачивает НДФЛ в общем порядке как налоговый агент.

В случае если руководитель КФХ использует упрощенку, то какие-нибудь отличительные черты его налогового обложения на таком специальном режиме отсутствуют. Поэтому как бизнесмен он выполняет расчет налоговых платежей в общем порядке.

Руководители агрохозяйства на ЕСХН вносят налоговые платежи в общем порядке, как и бизнесмены на этом специальном режиме.

Страховые взносы

Страховые взносы оплачиваются руководителем КФХ. Здесь применяется труд наемных сотрудников и представителей КФХ. В последнем случае исчисляются и уплачиваются фиксированные взносы за каждого представителя агрохозяйства, исходя из величины МРОТ. В первом случае страховые взносы оплачиваются в традиционном порядке, благодаря использованию ставок к размеру прибыли.

Специфика оплаты взносов агрохозяйством состоит в возможности относить работников к обеим группам. Если представитель хозяйства — одновременно и бизнесмен, то он самостоятельно уплачивает фиксированные взносы в качестве ИП и выполняет отчисления с помощью руководителей хозяйств как за представителя КФХ.

Когда исчисляются взносы, то учитывается величина МРОТ и количество сотрудников агрохозяйства. Расчетом размера таких платежей является произведение размера МРОТ, ставки отчисления на определенный тип страхования, двенадцать месяцев и количества лиц. Если величина МРОТ изменяется, то это не отображается на размере взносов. Чтобы рассчитать сумму, используется величина, которая действительна на начало года.

Руководителям агрохозяйства, зарегистрированным как бизнесмены, дополнительно оплачивать пенсионные взносы с прибыли более 300 тысяч рублей нет необходимости. Следует учитывать, что когда руководитель хозяйства является ИП, ведет работу вне рамок своего предприятия, то и взносы он должен оплачивать и как руководитель агрохозяйства, и как ИП.

Последнее обновление: 31.10.2019 г., количество просмотров: 683 Сообщить об ошибке

Налог на земли сельскохозяйственного назначения

Земли, которые предназначаются и предоставляются для покрытия сельскохозяйственных нужд, а также располагаются за пределами территории населенных пунктов, называются землями сельскохозяйственного назначения. В составе таких земель выделяются здания и сооружения, целевое назначение которых — производство, хранение и первичная переработка с/х продукции, защитные лесные насаждения, внутрихозяйственные дороги и коммуникации (ст.77 ЗК РФ).

Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований служат основанием начала и прекращения действия земельного налога на сельскохозяйственные земли. К тому же эти органы определяют размер налоговой ставки и регулируют — в каком порядке и в какие сроки этот налог обязан быть выплачен. На территории данных муниципальных образований (МО) оплата земельного налога является обязательной. Упомянутые нормативно-правовые акты регулируют вопрос налоговых льгот, одновременно определяя порядок и основания их применения (ст.387 НК РФ).

Согласно НК РФ, налогоплательщиками признаются физические лица или организации, обладающие землями сельхозназначения на правах:

  • собственности;
  • бессрочного, постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Если земли с/х назначения являются частью имущества, которым обладает паевой инвестиционный фонд, то налогоплательщиком является управляющая компания. И в таком случае налог уплачивается за счет имущества, принадлежащего этому фонду. Физические лица или организации не признаются налогоплательщиками, если сельскохозяйственные участки принадлежат им на правах:

  • безвозмездного пользования;
  • безвозмездного срочного пользования;
  • договора аренды (ст.388 НК РФ).

Налоговая база и порядок ее определения

Налоговая база (НБ) тех сельхоз земельных участков, которые признаны объектом налогообложения, определяется на основании их кадастровой стоимости. Последняя, в свою очередь, определяется земельным законодательством РФ (ст.390 НК РФ). Отправной точкой расчета является кадастровая стоимость по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом. Если земельный участок был сформирован позднее, когда налоговый период уже начался, то его налоговая база определяется кадастровой стоимостью по состоянию на день внесения необходимых данных о нем (участке) в ЕГРН.

Если с/х участок находится одновременно на территории нескольких МО, то его налоговая база высчитывается по следующему принципу:

  1. Налоговая база определяется для каждого муниципального образования отдельно.
  2. Определяется кадастровая стоимость всего земельного участка для каждого МО.
  3. Высчитывается доля кадастровой стоимости пропорционально той территории, которая находится на данном МО.
  4. По получившемуся результату производится расчет налоговой базы.

Если кадастровая стоимость изменяется в течение налогового периода, то это никак не отображается на налоговой базе текущего и предыдущих налоговых периодов. Однако, если такая стоимость была определена ошибочно, то налоговая база будет изменена, и эти изменения будут применены на все налоговые периоды, по которым рассчитывался налог на земли сельхозназначения.

Если на земельный участок установлено право общей собственности, то налоговая база определяется для каждого налогоплательщика отдельно, соответственно его доле. Юридические лица определяют налоговую базу на основании ЕГРН самостоятельно, для физических лиц — эту функцию выполняют налоговые органы на основании сведений, предоставляемых органами, которые осуществляют государственный кадастровый учет (ст.391 НК РФ).

Для кого может быть уменьшена налоговая база

Согласно НК РФ уменьшение НБ на 10 000 рублей (сумма не облагается налогом) для следующих категорий граждан:

  • Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды с детства, а также I и II группы;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • лица, пострадавшие вследствие воздействия радиации на ЧАЭС, производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне, и имеющие право на получение соц.поддержки в соответствии с федеральными законами;
  • участники испытаний ядерных установок, ликвидации аварий на ядерных установках, приобретшие вследствие этого заболевания и ставшие инвалидами.

Если сумма 10 000 рублей превышает величину налоговой базы, то последняя приравнивается нулю (ст.391 НК РФ).

Налоговая ставка и льготы для с/х земель

Налоговой ставкой называется величина налоговых начислений на единицу измерения НБ. В отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения она приравнивается 0.3%. Данную величину устанавливают нормативно-правовые акты представительных органов МО (ст.394 НК РФ).

Освобождаются от уплаты налогов за сельскохозяйственные земли освобождаются организации, соответствующие следующим совокупным требованиям:

  • уставной капитал состоит целиком из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ОООИ);
  • численность инвалидов в коллективе работников составляет не менее 50%;
  • доля инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

Земельный налог вычисляется как процент (налоговая ставка) от налоговой базы (ст.396 ч.1 НК РФ).

Порядок исчисления и оплаты налога

Календарный год является налоговым периодом. Существуют также отчетные периоды, устанавливаемые законодательными органами МО. Они же могут отчетные периоды не устанавливать. Для организаций, которые являются налогоплательщиками эти отчетные периоды — 1, 2 и 3-й кварталы налогового периода (ст.393 НК РФ). Если плательщик налогов выплачивает их ежеквартально, то в конце налогового периода эти суммы вычитаются из полной суммы налога, и он доплачивает лишь остаток.

Если в течении налогового периода у налогоплательщика возникло/прекратилось право собственности, то ему налог насчитывается с учетом коэффициента:

К=число месяцев во владении/число календарных месяцев,

месяц учитывается в расчетах если:

  • право собственности (ПС) возникло до 15 числа текущего месяца;
  • ПС прекратилось после 15 числа.

месяц не учитывается, если:

  • ПС возникло после 15 числа;
  • ПС прекратилось до 15 числа.

Если возникло/прекратилось право на налоговую льготу, то расчет происходит аналогично с учетом коэффициента. Однако месяц засчитывается полный независимо от числа. В ситуации наследования с/х участка, налог начинает начисляться с месяца открытия наследства (ст.396 НК РФ).

Сроки выплаты налогов и штрафы за их нарушение

Оплата налогов происходит путем подачи налоговой декларации в налоговые органы. Физические лица должны сделать это не позднее 1 декабря года, который следует за годом истекшего налогового периода. Для юридических лиц должны оплатить налоги в бюджет не позже 1 февраля того же года. Для физических лиц приходит налоговое уведомление из соответствующих органов (ст.397, 398 НК РФ).

Величина штрафа за неполную или полную неуплату налогов зависит от того, было это сделано умышленно или нет. Если виновник докажет, что занижение налоговой базы, исчисление величины налога произошло по ошибке, тогда ему предстоит компенсировать 20% от невыплаченной суммы. За аналогичное нарушение, совершенное осознанно — штраф 40% от аналогичной суммы (ст.122 НК РФ).