Сточные воды это определение федеральный закон

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

1) статью 1 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.»;

2) статью 2:

а) дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

«11.1) локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);»;

б) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

«13.1) нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);»;

в) дополнить пунктом 28.1 следующего содержания:

«28.1) централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;»;

3) пункт 14 части 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«14) утверждение правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов;»;

4) в части 1 статьи 6:

а) пункт 7 признать утратившим силу;

б) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

«9.1) установление нормативов состава сточных вод;»;

5) в части 11 статьи 7:

а) пункт 3 дополнить словами «(далее — требования к составу и свойствам сточных вод)»;

б) дополнить пунктами 8.1 и 8.2 следующего содержания:

«8.1) порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;

8.2) порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов;»;

6) в статье 14:

а) в части 1 слова «требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации» заменить словами «нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод», дополнить словами «, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований»;

б) пункт 6 части 5 изложить в следующей редакции:

«6) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод;»;

7) в пункте 9 части 2 статьи 17 слова «допустимых сбросов (лимитов на сбросы) и информирования о превышении установленных нормативов (лимитов)» заменить словами «состава сточных вод, показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод»;

8) в статье 21:

а) пункт 4 части 1 изложить в следующей редакции:

«4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;»;

б) пункты 3 и 4 части 3 изложить в следующей редакции:

«3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее — неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее — неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;»;

в) в части 7 слова «неоднократного грубого нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы» заменить словами «неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод»;

9) главу 5 признать утратившей силу;

10) дополнить главой 5.1 следующего содержания:

«

Глава 5.1. Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)

Статья 30.1. Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации)

1. В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

2. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

5. Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании плана снижения сбросов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. План снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, указанное в части 4 настоящей статьи, должен обеспечить предотвращение превышений указанным абонентом нормативов состава сточных вод по всем веществам, по которым были допущены превышения нормативов состава сточных вод, посредством реализации одного или нескольких из следующих мероприятий:

1) строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

2) создание систем оборотного водоснабжения;

3) внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов

1. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

2. Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы устанавливаются с учетом необходимости обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, расходов организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, а также расходов на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонента, допустившего сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иного лица, допустившего сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту.

3. В случае проведения абонентом организации, осуществляющей водоотведение, мероприятий по обеспечению предотвращения превышения им нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов, указанный в части 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, плата абонента за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод уменьшается на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Статья 30.3. Контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов

1. Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонентов абоненты, категории которых определены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), в которой, в частности, указываются фактические состав и свойства сточных вод абонента, определяемые в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в иных случаях) вправе использовать данные анализа проб сточных вод при проведении проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора).

4. В случае, если у абонента, указанного в части 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, по истечении 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о превышении нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения или об однократном превышении нормативов состава сточных вод в три и более раза отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов, а также в случае неисполнения таким абонентом плана снижения сбросов в установленный этим планом срок или в случае неоднократного (два раза в течение одного года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение пятнадцати календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в иных случаях).

5. Информация, указанная в части 4 настоящей статьи, является основанием для проведения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверки абонента, привлечения его к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

11) в статье 37:

а) пункт 1 части 2 дополнить словами «, а также установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

б) часть 6 после слов «плана снижения сбросов,» дополнить словами «программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды,»;

12) часть 3 статьи 38 после слов «планы снижения сбросов,» дополнить словами «программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды,»;

13) в статье 40:

а) пункт 4 части 1 дополнить словами «, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды»;

б) часть 4 дополнить словами «, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды».

Статья 2

1) статью 16.3:

а) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.»;

б) дополнить пунктом 12.1 следующего содержания:

«12.1. Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также сумма, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Указанные затраты организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в том числе за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.»;

2) в статье 22:

а) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.»;

3) в статье 23:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»;

4) пункт 7 статьи 23.1 изложить в следующей редакции:

«7. При невозможности соблюдения технологических нормативов (нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ) для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).»;

5) пункт 2 статьи 44 после слов «отходов производства и потребления,» дополнить словами «обеспечению, в том числе с использованием централизованных систем водоотведения, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений,»;

6) статью 67.1 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.

Сведения об очистке сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, указанных в абзаце первом настоящего пункта, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в средствах массовой информации и размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).»;

7) дополнить статьей 78.1 следующего содержания:

«Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов

1. При причинении вреда окружающей среде в результате сброса объектами централизованных систем водоотведения поселений или городских округов технологически нормируемых веществ (за исключением случая, установленного пунктом 2 настоящей статьи), а также в случае причинения вреда окружающей среде в результате сброса в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам и образовавшихся в результате хозяйственной или иной деятельности объектов организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотвед

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отнесение отходов к конкретному классу опасности, составление и утверждение паспорта отходов осуществляется только в отношении отходов производства и потребления, только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются такие отходы I-IV классов опасности (части 1 и 3 статьи 14).

Согласно статье 18 данного Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы. При этом в соответствии с пунктом 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обосновывается предлагаемое обращение только с отходами.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, осуществляемая в отношении отходов I — IV классов опасности.

В соответствии с письмом Минприроды России от 13.07.2015 № 12-59/16226 отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам производства и потребления зависит от способа их удаления. Так в случае, если такие жидкие фракции планируются к удалению путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Таким образом, принимая во внимание положения упомянутых Федеральных законов и руководствуясь письмом Минприроды России, от организации водопроводно-канализационного хозяйства, если она осуществляет удаление жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект, не требуется их отнесение к отходам конкретного класса опасности, составление и утверждение на них паспорта отхода, включение их в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и обезвреживанию отходов для их удаления.

Приведенная в письме позиция Минприроды России нашла отражение в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора № 445 от 18.07.2014, который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков. Так, приказом Росприроднадзора от 22.10.2015 № 841, в частности, переименован блок 7 00 000 00 00 0 Каталога, наименование «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» дополнено словами «(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».

Таким образом, из блока 7 00 000 00 00 0, а вместе с тем и из Каталога в целом, фактически исключены воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. В связи с этим, отходами из подтипа 7 32 000 00 00 0 «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы» Каталога, являются только те фракции из выгребных ям и подобных им устройств, что удаляются способом, исключающим их сброс в водные объекты после очистки.

Согласно правовой позиции Седьмого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.12.2015 № 07АП-8820/2015, а также позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях № Ф04-24833/2015 от 24.11.2015 и № Ф04-26141/2015 от 17.12.2015), основанной на указанном письме, сам факт отсутствия присоединения выгребных ям абонента к централизованной системе водоснабжения с учетом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения, присоединенные к централизованной системе водоснабжения, не исключает оценки таких жидких бытовых отходов как сточных вод со всеми вытекающими из этого последствиями.

Правовая позиция Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление № А72-19538/2016 от 16 июня 2017 г.) подтвердила вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Росприроднадзора о привлечении водоканала к ответственности за отсутствие лицензии ввиду того, что он не осуществляет деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку как гарантирующая организация в рамках Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» транспортирует сточные воды, которые в дальнейшем поступают в очистные сооружения системы централизованного водоотведения города.

По запросу Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения Минприроды России в письме от 04.04.2017 № 12-47/9678 дало официальное разъяснение по вопросу обращения с жидкими фракциями, выкачиваемыми из выгребных ям.

Материалы предоставлены Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения

Из письма Минприроды России от 13.07.2015 № 12−59/16 226 следует, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Отсутствие присоединения находящихся на территории объекта выгребных ям к централизованной системе водоотведения с учетом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения ответчика, присоединенные к централизованной системе водоотведения, не исключает оценки таких жидких бытовых отходов как сточных вод.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 07.09.2009 № 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывавший сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации ВКХ должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались иными, отличными от водоканала, организациями ВКХ.

— Реклама —

Вывоз жидких бытовых отходов на очистные сооружения организации ВКХ означает вовлечение жидких бытовых отходов в систему водоотведения и, как следствие, имеет место оказание данной организацией услуг по водоотведению абоненту.

Отсутствие подключения объекта абонента к централизованной системе водоотведения при осуществлении им вывоза жидких бытовых отходов на очистные сооружения компании (гарантирующая организация) самостоятельно или силами третьих лиц не освобождает такого абонента от платы, взимаемой по правилам, предусмотренным действующим законодательством по водоотведению.

Смотреть постановление.

Документы

Что такое ЖБО

Жидкими бытовыми отходами (ЖБО) принято называть отходы, образовавшиеся в домах, не оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией и хранящиеся в сливных (выгребных) ямах.

ЖБО являются прямым следствием жизни человека. Составляющие ЖБО:

  • канализационные стоки (душ, ванна, кухня);
  • фекальные отходы.

В жидких бытовых отходах нет компонентов, пригодных для дальнейшего использования в быту. Вследствие выделения неприятных специфических запахов ЖБО не должны храниться в жилых помещениях. Если жилой дом не подключен к канализационной системе, ЖБО должны сбрасываться в специально оборудованную выгребную яму. При накоплении отходов в выгребной яме выделение сильно концентрированного специфического запаха они сопровождается интенсивно образованием:

  • серного газа;
  • метана;
  • аммиака;
  • ядовитых газов.

При обустройстве не огражденных по бокам и снизу выгребных ям существует опасность заражения:

  • грунта;
  • грунтовых и сточных вод;
  • питьевых колодцев;
  • водоемов.

Поэтому периодически (по мере накопления) отходы из ямы следует откачивать и утилизировать.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 , классифицирующего вредные вещества, ЖБО относятся к IV классу опасности и по степени опасности — к малоопасным веществам.

*Выгребные ямы бывают двух видов – обычные (с одним резервуаром) и с переливом (с двумя резервуарами), отличительная особенность второй является разделение фекальных отходов на две фракции: жидкая и твердая.

Сначала наполняется одна, в которой оседают более тяжелые частицы, а потом наполняется вторая, в нее перетекает жидкая фракция.

Схема выгребной ямы с переливом

Фото выгребной ямы

Вывоз и утилизация ЖБО

Процедуру выкачки и вывоза ЖБО следует поручить специализированной компании. Такая компания должна иметь:

  • лицензию на транспортировку ЖБО;
  • специализированный автотранспорт.

Если компания берет на себя обязанности по утилизации жидких отходов, она должна дополнительно иметь соответствующую лицензию. Это касается как Москвы, так и других регионов РФ.

Все машины для вывоза ЖБО работают по одной принципиальной схеме: в выгребной яме создается разряжение, за счет которого фекальные массы по всасывающему рукаву поступают в закрепленную на машине емкость. За степенью заполнения емкости следят по расположенному в ее верхней части водоуказательному стеклу. После заполнения емкости закрывают заслонку и выключают вакуум-насос. По приезду на отстойник рукав, выполняющий теперь роль сбросного шланга, направляют в нужную сторону и открывают клапан. Емкость на машине смонтирована под уклоном к задней части, поэтому отходы из нее сливаются самотеком.

Наибольшее распространение получила машина КО-503, созданная на основе ГАЗ-53А. Она оборудована:

  • цистерной;
  • вакуум-насосом;
  • трубопроводами;
  • заборным рукавом;
  • насосным приводом.

За один раз автомобилем КО-503 можно перевести к месту утилизации или отстойнику 3,25 м3 ЖБО.

Автомобиль КО-503

Повышенным спросом пользуется модификация КО-503 — УК-19. Ее назначение — совместное откачивание ЖБО и ТБО. Для этих целей диаметр всасывающего рукава увеличен до 200-250 мм. Для удобства работы с таким громоздким и тяжелым шлангом в задней части машины расположен механизированный барабан.

Спецавтомобиль КО-505, созданный на базе КамАЗ-53213 и предназначенный для перевозки 10 м3 отходов из-за больших габаритов в широких слоях населения популярностью не пользуется.

Автомобиль КО-505

Даже при регулярной откачке ЖБИ на днище выгребной ямы скапливаются илистые отложения. То же происходит и в канализационных колодцах. Если ил своевременно не убирать, он может затруднять откачку ЖБО и канализационных стоков, сначала илом заносится прилегающая к днищу область, а затем и канализационные стоки, вплоть до полного их закупоривания. Для откачки и транспортировки ила предназначен специально оборудованный автомобиль — илосос.

Септик (С) — это автономный комплекс оборудования по очистке ЖБО и стоков. Назначение С — очистка до подключения к централизованной канализации. К С может быть подключено одновременно несколько домов или хозяйств. Конструкция С напоминает цистерну, оборудованную фильтрами и отдушинами. По сути С является гравитационным отстойником. Откачку С следует также поручить специализированной организации.

Услуги ассенизации — выкачка и очистка выгребных ям, отстойников

Конечно, ЖБО можно очищать и самостоятельно. Но для этого необходимо четко себе представлять, что делать с отходами дальше, как их утилизировать. Если собственник отходов такими знаниями и навыками не обладает и не может самостоятельно выполнить утилизацию жидких отходов — ему целесообразно заключить договор на вывоз ЖБО с компанией, предоставляющей услуги ассенизации по выкачке и очистке отстойников и выгребных ям. С момента заключения договора проблемы утилизации или захоронения ЖБО переходят в область компании-ассенизатора. Она может делать это как самостоятельно, так и передавая ЖБО другим организациям.

Утилизация иловых осадков

Вопрос переработки ила оборачивается:

  • тяжелым финансовым бременем для местных властей;
  • головной болью для экологов.

Однако уже существуют технологии, позволяющие извлекать из ила тепловую и электроэнергию. Рассмотрим наиболее эффективные. Ил обезвоживают под фильтр-прессом или центрифугой (степень отжима 75-80%).Далее:

  1. Полученную массу сжигают в паровом котле и получают насыщенный пар и горячую воду. С 1 т ила получают 17000000 ккал/час тепловой энергии.
  2. При использовании парового котла в комплекте с турбиной с противодавлением со 100т ила дополнительно получают 100 кВт электроэнергии.
  3. Если использовать турбину с регулируемым отбором пара, количество выработанной электроэнергии можно увеличить в 3 раза.

В очевидности экономического эффекта, полученного от внедрения таких технологий, даже не приходится сомневаться.