Субъект налога и объект налогообложения

Статья 38. Объект налогообложения
1. Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
2. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов); 4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Абзац исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
10. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации , и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 — 11 настоящей статьи.
13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса «Налог на прибыль (доход) организаций».
Статья 41. Принципы определения доходов В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса. , от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статья 42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
1. Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» настоящего Кодекса.
2. Если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Статья 43. Дивиденды и проценты
1. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
2. Не признаются дивидендами:
1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
3. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Предмет налогообложения — это реальная вещь ( земля автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю.

Объект налогообложения— это юридический факт (действие событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.).

Масштаб и единица налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

Налоговая база и налоговая ставка. Налоговый оклад.

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. накопительный метод – доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;

3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4. Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливается соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

1. равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2. твердые ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

3. процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости ставок различают:

  • общие ставки – 13% (НДФЛ)4
  • повышенные ставки – 30 и 35%4
  • пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общей ставке 18%).

В зависимости от содержания различают ставки:

1. Маргинальные – представляют налоговый оклад по данному налогу. (Например, 200 000 х 13% : 100% = 26 000 руб.);

2. Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 000 : 200 000 х 100% = 13%);

3. Экономическая – определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу (26 000: 268 000 х 100% = 9,7%, где 68 000 – налоговые вычеты).

Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Порядок исчисления единого налога (расчет налогового оклада) разрешено устанавливать нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148 – ФЗ

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Предмет и объект налога.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Предмет и объект налога.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Предмет и объект налога.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Элементы налога

  1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

  2. Предмет и объект налогообложения.

  3. Масштаб налога и единица налога.

  4. Налоговая база.

  5. Налоговый период.

  6. Налоговая ставка и метод налогообложения.

  7. Налоговые льготы.

  8. Порядок и способы исчисления налога.

  9. Порядок и способы уплаты налога.

  10. Сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения.

По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. К иным категориям налогоплательщиков относятся обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства), самостоятельно реализующие товары и услуги, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц.

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возмож­­ностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.

В налоговых правоотношениях также следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. В качестве второго вида представительства выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году, а с 1 января 2007 г. – не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство, а также по договоренности налоговых органов.

Для определения налогового статуса юридических лиц используют тесты инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления компанией и др., а также их комбинации. Например, в соответствии с тестом инкорпорации, лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано.

В целях стабильности экономической и налоговой политики государства юридические лица различаются не только по принципу резидентства, но и по другим основаниям. С позиций налогоплательщика важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности, подчиненность предприятия.

Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.

Следовательно, объект и предмет налогообложения – понятия не тождественные. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объектом же налога является право собственности на землю.

Необходимость четкого разделения этих понятий вызвана, в частности, потребностью вычленить среди сходных предметов тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия. Например, совокупным доходом физических лиц можно считать не только получение денег и материальных благ, но и различных льгот и привилегий как особых предметов налогообложения. Поэтому неоднозначные трактовки понятия дохода могут привести к ущемлению прав налогоплательщика или к использованию различных лазеек для уклонения от уплаты налога.

Объект налогообложения также необходимо отличать от источника налога. Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Существует два источника – доход и капитал налогоплательщика.

В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды: 1) права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности); 2) действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны); 3) результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Это – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Из приведенного списка явствуют те правовые ограничения, которые заложены в отношении объектов налогообложения. Достаточно «общий» характер имеют поименованные объекты налогообложения: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он согласно ГК РФ является неограниченным.

Для того чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка чего-либо требует выбора соответствующего масштаба.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масштаб налога.

Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога – мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель в этом качестве выступают гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости – рубль; при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

В Кратком курсе финансовой науки (1929 г.) Д. Боголепов отметил, что «разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка, а не с рабочего, не с дохода, не с капитала и т. д.), единица обложения берется как мера (с каждого станка столько-то)».

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов выступает в качестве объекта налога, а базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название – метод присвоения;

2. накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В российском налоговом законодательстве кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, а также доходов физических лиц. В некоторых случаях налогоплательщик может самостоятельно выбирать метод признания доходов и расходов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:

1. прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль;

2. косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

3. условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

4. паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода). Например, за рубежом иногда взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению или юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

В качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества сделки купли-продажи, займа, наследство и дарение и др.); ввоз и вывоз товара (пошлины на экспортные и импортные товары).

Для налогообложения оборотов по реализации товаров, работ, услуг в НК РБ дается четкое определение понятия реализации, доходов, дивидендов и процентов.

Согласно НК РБ:

  • Статья 31. Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения и иные операции в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

  • Статья 34. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Кодекса или актами Президента Республики Беларусь.

  • Статья 35. . Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Источник налога – это доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится сумма налога.

Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит и объектом и источником исчисления и уплаты налога на прибыль. А налог на недвижимость, например, исчисляется исходя из остаточной стоимости основных средств, а уплачивается за счет прибыль организации.

База налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.

Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; добавленная стоимость; выручка от реализации; доход физического лица и т.д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

  1. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;

  • безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.

  1. Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

— освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

— дополнительных налоговых вычетов или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

— в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.

Снижение ставки налогообложения ведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Таким образом, противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь — налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям — хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.

Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.

Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее — налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) — на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер — на срок от одного месяца до одного года;

Размер налогового кредита не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.

При не целевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.

  1. Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

По способу изъятия (методу установления) налоги подразделяют на:

  1. Прямые – налоги установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платёжеспособности налогоплательщика – налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения – имущества, денежного капитала – налог на недвижимость).

  2. Косвенные – налоги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу — налог на добавленную стоимость , акцизы.

В зависимости от органов власти, устанавливающих налог, выделяют:

1. Государственные (республиканские)- налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, земельный налог и др.).

2. Местные – налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (налог с заготовителей, курортный сбор, налог с владельцев собак и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

  1. Закреплённые налоги – налоги, которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другие).

  2. Регулирующие налоги – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.).

При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь).

В зависимости от порядка использования налоги делятся на:

        1. Общие – предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги);

        2. Специальные – имеющие целевое назначение.

Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников их уплаты. Так, такими источниками могут выступать:

  • себестоимость (земельный налог, экологический налог),

  • прибыль (налог на прибыль, налог на недвижимость),

  • выручка от реализации (акцизы, налог на добавочную стоимость)

  • заработная плата (подоходный налог).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог, налог на недвижимость; земельный налог; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся:

Сбор с заготовителей, курортный сбор, налог за владение собаками.

  1. Виды налоговых нарушений. Ответственность плательщиков за налоговые нарушения.

Налоговая дисциплина – это полное, своевременное соблюдение и выполнение плательщиками налогов, сборов (пошлин) или иными обязанными лицами (налоговыми агентами, законными и уполномоченными представителями плательщиков) норм, содержащихся в нормативно-правовых актах налогового законодательства и их непосредственно касающихся.

В первую очередь налоговая дисциплина касается исполнения налогового обязательства. В Налоговом кодексе Республики Беларусь указано, что налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Поэтому каждому субъекту хозяйствования необходимо соблюдать налоговую дисциплину, так как её несоблюдение влечёт для правонарушителя ряд неблагоприятных последствий в виде штрафа, пеней, привлечения к административной и уголовной ответственности.

Применительно к деятельности налогоплательщиков (физических или юридических лиц) можно выделить следующие виды налоговых правонарушений:

1. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов, т.е. неуплата или несвоевременная уплата налога, незаконное использование льготы по данному виду налога, сокрытие объекта налогообложения.

2. Правонарушения против контрольной функции налоговых органов, связанные с несвоевременной регистрацией в государственных органах или уклонением от такой регистрации, воспрепятствованием осуществлению контрольной деятельности, налоговым проверкам, неповиновением законным требованиям или распоряжениям налоговых органов, угрозами и оскорблениями в адрес сотрудников налоговых служб.

3. Правонарушения против ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, такие как нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, недостоверность данных финансовой документации, нарушение порядка составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, уклонение от предоставления данных отчетности.

4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, в частности, незаконное открытие банковских счетов, совершение незаконных расчетов (включая расчеты наличными деньгами), незаконная выдача финансовых документов, нарушение кассовой дисциплины.

При выявлении случаев нарушения налогового законодательства по отношению к неплательщикам налогов могут быть применены следующие санкции:

• меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства данного физического/юридического лица в финансово-кредитных учреждениях;

• финансово-правовые санкции’, взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения;

• меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства;

• меры уголовной ответственности : штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщика налогов.

Меры экономической ответственности для юридических лиц за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 24.04.2003 г., вступившим в силу с 1 марта 2007 г., и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006г.

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум–интернат»

Минтруда России.

Зачетный тест

два варианта

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт

(экономика)»

2012г.

Инструкция по выполнению зачетного теста

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

На выполнение зачетного теста дается два часа.

Зачетный тест состоит из двух вариантов.

Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые.

На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов, вам необходимо выбрать один правильный и записать нужную букву в контрольный лист под соответствующим вопросу номером.

Задания выполнять в том порядке, в котором даны вопросы.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь ответить на как можно большее количество вопросов.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, подсчитывается количество правильных ответов и выставляется оценка.

Для оценивания работы разработана шкала с указанием количества правильных ответов. Оценка выставляется согласно критериям.

Критерии оценивания работы:

Оценка : Количество правильных ответов:

«отлично» 23,24,25.

«хорошо» 20,21,22.

«удовлетворительно» 16,17,18,19.

» неудовлетворительно» менее 15.

1 вариант

  1. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

  1. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

  1. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

  1. Объектами налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

  1. Налоговый период – это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год и квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой государства.

  1. Недоимка – это:

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена в установленный и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога ил сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога ил сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

  1. Сущность принципа удобства состоит в том, что:

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

  1. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:

а) могут устанавливаться только на один налоговый период;

б) не могут устанавливаться;

в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований;

г) могут устанавливаться по согласованию с Федеральной налоговой службой.

  1. К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на прибыль организации;

в) транспортный налог;

г) земельный налог.

  1. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится:

а) в период обнаружения ошибки;

б) в период обнаружения или совершения ошибки при условии согласования с налоговыми органами;

в) в период совершения ошибки;

г) на последнюю дату календарного года, в котором совершена ошибка.

  1. Безнадежные долги по региональным и местным налогам и сборам списываются в порядке, установленном:

а) Правительством РФ;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в) Правительством РФ по согласованию с исполнительными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

г) по решению арбитражного суда.

  1. Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов:

а) в течение месяца;

б) в течение 15 календарных дней;

в) в течение 7 дней;

г) срок не установлен.

  1. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк:

а) не вправе открывать этой организации новые счета;

б) вправе открывать этой организации новые счета;

в) вправе открывать этой организации новые счета по согласованию с налоговым органом;

г) вправе открывать новые счета по месту нахождения обособленных подразделений организации.

  1. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано со дня уплаты указанной суммы:

а) в течение одного календарного года;

б) в течение 2 лет или срока, установленного арбитражным судом;

в) в течение 3 лет;

г) в течение налогового периода, следующего за периодом, в котором образовалась переплата.

  1. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право присутствовать:

а) при проведении выездной налоговой проверки;

б) при проведении камеральной налоговой проверки;

в)при составлении акта по выездной налоговой проверке;

г) при принятии решения по акту выездной налоговой проверки.

  1. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение:

а) 5 лет;

б) 4 лет;

в) 5 налоговых периодов;

г) 3 календарных лет.

  1. Участниками налогового контроля являются:

а) налоговые органы;

б) налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов;

в) налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы;

г) налоговые органы, органы внутренних дел, Федеральное казначейство.

  1. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется:

а) по месту юридического адреса организации;

б) по месту жительства одного из учредителей организации;

в) месту нахождения организации или месту жительства физического лица;

г) по месту жительства руководителя организации.

  1. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:

а) с 16-го возраста;

б) с 18-го возраста;

в) с момента получения дохода;

г) момента начала предпринимательской деятельности, носящий регулярный характер.

  1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:

а) налоговых органов только на основе анализа представленных налоговых деклараций;

б) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;

в) налогоплательщика только на основе анализа представленных налоговых деклараций и регистров бухгалтерского учета;

г) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов в присутствии налогоплательщика.

  1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признается совершение правонарушения:

а) под влиянием угрозы;

б) вследствие нахождения гражданина за пределами территории Российской Федерации, что создало невозможность контроля за его деятельностью;

в) под влиянием личных отношений;

г) для получения личной выгоды.

  1. Банки обязаны сообщить в налоговый орган о закрытии или открытии счета организации, индивидуального предпринимателя:

а) в 5-дневный срок со дня осуществления действия;

б) в 10-дневный срок со дня осуществления действия;

в) в 5- дневный срок – по счетам организаций и в 10- дневный срок – по счетам индивидуального предпринимателя;

г) в срок, устанавливаемый по согласованию между банком и налоговыми органами.

  1. Налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на налоговый учет:

а) в течение 5 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

б) в течение 10 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

в) в течение 30 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

г) в соответствии с принятым этим органом решением.

  1. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:

а) по почте;

б) лично налогоплательщиком;

в) по почте или лично налогоплательщиком либо через его представителя или передана по телекоммуникационным каналам связи;

г) по почте или лично налогоплательщиком.

  1. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций после мотивированного запроса налогового органа:

а) не позднее 10 дней;

б) в течение 5 дней;

в) в течение 3 дней;

г) в срок, который устанавливается в зависимости от сложности запрашиваемой информации.

2 вариант

  1. Сбор – это:

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

  1. Сущность налога – это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

  1. Субъект налогообложения – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

  1. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный год.

  1. Налоговая база — это:

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.

  1. Не признается реализацией товаров, работ, услуг:

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;

г) передача товаров для собственного потребления.

  1. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом, является:

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности:

в) принцип эластичности;

принцип достаточности.

  1. Пошлина – это:

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических и юридических лиц;

  1. Дивидендами признается любой доход, полученный:

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом Российской Федерации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения , по принадлежащим этому резиденту акциям.

10. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:

а) соответствующих муниципальных образований;

б) соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) соответствующих имущественных образований или субъектов

Российской Федерации;

г) соответствующих экономических районов Российской Федерации.

  1. К региональным налогам относятся:

а) водный налог;

б) земельный налог;

в) налог на игорный бизнес;

г) налог на добавленную стоимость.

  1. к специальным налоговым режимам относятся:

а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;

б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) предоставление инвестиционного налогового кредита;

г) создание оффшорных зон.

  1. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

а) с подачи заявления о ликвидации организации;

б) с уплатой налога (сбора);

в) со смертью учредителя организации;

г) с подачей заявления о реорганизации организации.

  1. Арест на все имущество налогоплательщика – организации:

а) не может быть наложен;

б) может быть наложен;

в) может быть наложен по согласованию руководителя организации с руководителем налогового или таможенного органа;

г) может быть наложен только по решению арбитражного суда.

  1. Налоговая проверка может проводиться за три календарных деятельности налогоплательщика:

а) непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;

б) за исключением случаев проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика;

в) непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, за исключением случаев повторной выездной проверки;

г) в срок, устанавливаемый по согласованию между банком и налоговым органом.

  1. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении:

а) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

б) только организаций и индивидуальных предпринимателей;

в) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;

г) плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов.

  1. За совершение одного и того же налогового правонарушения налогоплательщик:

а) может быть привлечен к ответственности повторно;

б) не может привлечен к ответственности повторно;

в) может быть привлечен к ответственности повторно в некоторых случаях, установленных налоговой инспекцией;

г) может быть привлечен к ответственности повторно по решению суда.

  1. Обстоятельствами, исключающими вину в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения:

а) физическим лицом вследствие отсутствия его на рабочем месте без уважительной причине;

б) вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

в) физическим лицом вследствие сговора с взаимозависимыми лицами;

г) физическим лицом в целях семейных интересов.

  1. Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщиков:

а) в бесспорном порядке;

б) в бесспорном порядке, если на счете налогоплательщика зафиксирован остаток денежных средств на момент взыскания;

в) в бесспорном порядке при согласовании с налогоплательщиком;

г) только в судебном порядке.

  1. Убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов:

а) возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;

б) возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду;

в) возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

г) возмещаются в размере 50% суммы причиненных убытков.

  1. Налоговый орган обязан осуществлять постановку на учет организаций и физических лиц по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества в течение:

а) 10 дней со дня регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) 30 дней со дня регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) 10 дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) 5 дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  1. Налогоплательщик обязан подать заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

а) в течение 3 месяцев после создания обособленного подразделения;

б) в течение одного месяца после создания обособленного подразделения;

в) до 10-го числа месяца, следующего за месяцем создания обособленного подразделения;

г) в течение 10 дней после создания обособленного подразделения.

  1. Налоговый орган поставить отметку на копии налоговой декларации:

а) обязан;

б) обязан по просьбе налогоплательщика;

в) обязан в случае отправления налогоплательщиком декларации по почте;

г) обязан в случае подачи декларации в налоговый орган через представителя организации.

  1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии одного из обстоятельств:

а) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 18- летнего возраста;

б) отсутствие облагаемой налогом базы;

в) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

г) отсутствие денежных средств на счетах банках.

  1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

а) федеральные налоги и сборы;

б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

в) местные налоги и сборы;

г) таможенные пошлины.