Субъектами государственной собственности в российской федерации являются

Новая редакция Ст. 214 ГК РФ

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Статье 214 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи имеет большое практическое значение.

Государство продолжает играть очень существенную роль в современной российской экономике, является собственником значительного имущества, включающего объекты промышленности и социально-культурной сферы.

В законодательстве сохраняются многие юридические механизмы, созданные в условиях преобладания государственной собственности, что оказывает заметное влияние как на экономику, так и на систему права.

2. В ст. 214 выделяется федеральная государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, собственность субъекта РФ, принадлежащая республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Таким образом, государственная собственность, указанная в ст. 212 ГК в качестве одной из форм собственности, выступает и как федеральная, и как собственность субъектов Федерации. Следовательно, поскольку не указано иное, законы, относящиеся к государственной собственности, равно относятся и к федеральной собственности, и к собственности субъектов Федерации.

Взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов регулируются преимущественно нормами публичного права. Само по себе это не исключает начал возмездности, которые все в большей мере внедряются в отношения, связанные с передачей имущества от одного субъекта государственной собственности другому.

В то же время органы и лица, указанные в ст. 125 ГК и реализующие права собственника, вступают в имущественные отношения и с третьими лицами, и друг с другом как равные субъекты права, и эти отношения регулируются гражданским правом.

3. Статья 214 ввела правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной собственности или собственности муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Эти положения развиваются Земельным кодексом, Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами, Законом о соглашениях о разделе продукции и другими законами, регулирующими права на землю и природные ресурсы.

4. Нередко высказывается мнение о том, что норма п. 2 ст. 214 исключает приобретение права собственности на землю по приобретательной давности (подробнее см. комментарий к ст. 234). На самом деле значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным). Но по приобретательной давности имущество приобретается не только и не столько потому, что оно утратило собственника, сколько потому, что вследствие ряда недействительных сделок попало к незаконному добросовестному владельцу, от которого собственник уже не может истребовать свою вещь в порядке ст. 301 ГК. Очевидно, что постольку, поскольку земельные участки являются предметом оборота, они могут оказаться в незаконном, но добросовестном владении. В этом случае возникает и возможность приобретения земельного участка в собственность по приобретательной давности.

5. Все государственное имущество делится на две группы. В первую группу входит имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Это имущество принадлежит Российской Федерации или ее субъектам на праве собственности, но непосредственно управляют им на определенном вещном праве юридические лица — государственные предприятия и учреждения.

Во вторую группу входит имущество, не переданное на вещном праве юридическим лицам и тем самым непосредственно принадлежащее Российской Федерации или ее субъектам. Это имущество, в том числе средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну РФ, казну субъекта Федерации. Казна выступает и как основание ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Процедура обращения взыскания на бюджетные средства регулируется нормами бюджетного законодательства, при недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

6. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должно осуществляться в порядке, установленном законом. В настоящее время специальный закон, регулирующий основания возникновения, прекращения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, передачу имущества от Российской Федерации ее субъектам и наоборот, не принят. Юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации является внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта Федерации. Порядок учета федерального имущества определяется Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354). Сведения об учтенном имуществе являются доступными и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством, в частности Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167).

Термин «казна» в отечественном гражданском праве представляет собой сложное явление. При этом ни правовые источники, ни юридическая литература не содержат однозначного его понимания. Полагаю, что восполнение этого теоретического пробела имеет также важное значение и для практики.

Некоторое понимание в данном вопросе дает пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), из которого следует, что государственную казну Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичная норма также содержится и в статье 215 ГК РФ в отношении муниципальной казны. То есть государственная казна, в том смысле, который ей придается названными правовыми нормами, является объектом гражданских отношений, что полностью соответствует пониманию объектов гражданских прав, данным в статье 128 ГК РФ.

Однако, в то же время, исходя из анализа статей 1069, 1070, 1071 ГК РФ казна понимается не как объект правоотношений, а как субъект. Например, законодатель указывает: «В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы». То есть, в отношениях, связанных с возмещением вреда, когда источником погашения задолженности является казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального района, от её имени (казны) выступает уполномоченное лицо – финансовый орган. При этом возникает справедливый вопрос о наличии правосубъектности у казны, как у участника отношений, так как отсутствие таковой противоречит классическому пониманию субъекта правоотношений.

На сущность казны-субъекта гражданских правоотношений указывает также ряд ученых- цивилистов.

Так, по мнению А.П. Гринкевича «под участием государства-казны в гражданском обороте следует понимать выступление в нем в качестве самостоятельных субъектов Российской Федерации, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов».

И.И. Королев указывает, что «особенность гражданско-правового положения казны государства как субъекта гражданского права в современном гражданском праве Российской Федерации состоит в том, что она участвует в гражданских правоотношениях через систему государственных органов, предприятия и учреждения, наделенные, как правило, правами юридического лица».

Ю.Н. Андреев предлагает возрождение понимания казны как государства – участника частных и публичных правоотношений.

В пользу взгляда на казну, как на объект правоотношений, также указывает ряд ученых.

Так, Х.В. Пешкова пишет: «Наряду с этим важно учитывать, что установление и реализация компетенции участников бюджетных отношений, как и необходимость формирования бюджетных процессуальных правоотношений, обусловлены наличием бюджета. В материальном аспекте он является денежным фондом, с позиции гражданского права — казной, объектом государственной и муниципальной собственности».

А.В. Карачев в разрезе темы об ответственности государства за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам, государственными органами и их должностными лицами указывает, что казначейство — это субъект, уполномоченный на определенные действия в отношении такого специфического объекта гражданского права, как казна.

По мнению А.А. Нуртдинова, поскольку казна — это совокупность имущества, то в соответствии со статьей 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права.

Трактуя положения статьи 214 ГК РФ, В.Г. Голубцов указывает: «Современный российский законодатель, используя в абзац второй части 4 статьи 214 ГК РФ термин «казна», имеет в виду не государство-казну, участвующее в гражданско-правовых отношениях как юридическое лицо, а казну как объект прав, имущество, которое принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ и не закреплено за государственными предприятиями, учреждениями, организациям».

Учитывая вышеназванные положения законодательства, а также мнения ученых отметим следующее.

По смыслу общих нормы статей 214, 215 ГК РФ казна действительно выступает объектом прав собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. В полной мере такое утверждение подтверждается и не юридическим, а чисто лингвистическим толкованием данного термина. Например, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовской, Е.Б. Стародубцева пишут: «Казна (от тюрк. — хранилище денег) — финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями». Примечательно, что и законодатель, и доктрина указывают на бюджет, как на составляющую казны. По нашему мнению, бюджет в данном случае отождествляется с пониманием денег как таковых, что придает ему оборотоспособность в смысле статьи 128 ГК РФ. Однако, полагаем, что такое отождествление не в полной мере соответствует бюджетному законодательству.

Легально определяя бюджет, законодатель указывает, что бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Разделяя мнение М.В. Романовского, указывающего, что «бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций», заключим, что по своей сути бюджет не является имуществом в смысле ГК РФ, а является скорее: 1) объектом публичного интереса; 2) особой процедурой установления рамок имущественной ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В самом общем понимании под бюджетом понимаем совокупность расходных обязательств и доходных статей. В данном случае подразумевается выход за сферу действия гражданского в пользу бюджетного законодательства, поскольку имеет место объем и пределы публичного интереса, но никак не объект гражданских прав. В связи с чем, возникает также вопрос об относимости понятия «бюджет» к объему понятия «казна» в случае признания её объектом прав.

Однако отметим, что бюджет в некотором роде можно признать документом об имущественном праве, но при этом выделим еще раз публичную природу такого права.

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим, что казна является объектом гражданских прав только в части указания на незакрепленного за государственными либо муниципальными предприятиями и учреждениями имущества. В части же указания бюджета казна есть своего рода имущественный интерес, являющийся исключительно государственным или муниципальным, при этом выходящим за пределы ведения гражданского права. Не соглашаясь с мнением ряда ученых, укажем, что казна не может являться субъектом правоотношений, так как не обладает необходимыми для этого свойствами.

1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ//»Российская газета», № 238-239, 08.12.1994

2 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ

3 Гринкевич А.П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 9.

5 Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. № 3. С. 29 — 35.

6 Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 27 — 29.

7 Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны//»Финансовое право», 2007, № 10.

9 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. -М.»(ИНФРА-М, 2011)

10 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ// «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.

11 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000. С. 155 — 157

Список литературы

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ// «Российская газета», № 153- 154, 12.08.1998.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ//»Российская газета», № 238-239, 08.12.1994

3. Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. № 3. С. 29 — 35.

5. Гринкевич А.П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 9.

6. Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 27 — 29.

8. Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны//»Финансовое право», 2007, № 10.

10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000. С. 155 – 157.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

мер, направленных на достаточно радикальную реформу судебной системы, так как наш современный российский суд уже давно не является независимым, скорым и справедливым, а увеличение материального содержания судей уже не может рассматриваться в качестве критерия повышения эффективности российского судопроизводства.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

2. В.В. Осин. В ближайшие восемь лет в России не будет даже попыток установить правосудие. // СПС «КонсультантПлюс»

3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.

© Латышева М.В., Баранов М. Ю. 2016

УДК 342

Д.Е. Батраева

Магистрант 2 курса института государства и права Сургутского государственного университета Научный руководитель: Н.И. Чарковская кандидат юридических наук, доцент, Сургутский государственный университет г. Сургут, Российская Федерация

ПРАВО ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ОБЪЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию права публичной собственности. В тексте рассматриваются объекты такого права, механизмы его возникновения и прекращения.

Ключевые слова Объект публичной собственности, право публичной собственности.

Object of public property, the right of public property.

Согласно ст.212 п.1 Гражданского кодекса, в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ).

Право государственной собственности, или, иными словами, право публичной собственности представляет собой по мнению Андрея Владимировича Винницкого, «особое, видоизмененное право собственности по сравнению с правом частной собственности. Подобное видоизменение, происходит вследствие внедрения в частноправовую конструкцию права собственности, закрепленной гражданским законодательством, категории публичных интересов и идеи «общего блага», которые получают детальное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

развитие применительно к государственному и муниципальному имуществу в рамках публичного и прежде всего административного законодательства» .

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты публичной собственности были поделены на объекты исключительной федеральной собственности, объекты собственности субъектов федерации и объекты муниципальной собственности. К объектам исключительной федеральной собственности указанное Постановление относит: объекты, составляющие основу национального богатства страны (объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, др.); объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооруженных сил, вузов, научно-исследовательских учреждений и иное имущество); объекты оборонного производства (предприятия, производящие системы и элементы вооружения, др.); объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России (предприятия добывающей промышленности, предприятия топливно-энергетического комплекса, др.). К объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов федерации, Постановление Верховного Совета относит, например, зверосовхозы, предприятия автомобильного транспорта, рыбопромысловой промышленности, атомного и энергетического машиностроения, средние специальные и профессиональные учебные заведения и прочее. В муниципальную собственность могут быть переданы жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры городов и прочее.

Следует отметить, что земля как публичная собственность, имеет особый правовой режим и порядок разграничения земельных объектов устанавливается иными нормативными актами, такими как Земельный кодекс РФ, некоторыми положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Конституцией РФ.

В своей монографии «Публичная собственность» выше упомянутый Андрей Владимирович Винницкий предлагает следующую классификацию объектов публичной собственности, основануе. на целевом назначении публичного имущества, которое продиктовано возложенными на государство функциями:

1) публичное имущество общего пользования, к которому относятся объекты государственной и муниципальной собственности, свободно используемые (в установленных рамках) неопределенным кругом лиц без специального разрешения публичной администрации или договора с ней. Подобное специфическое имущество, вписанное в публичное пространство, призвано обеспечивать реализацию неотъемлемых прав и свобод личности:

— автомобильные дороги общего пользования;

— земельные участки и территории общего пользования;

— лесные участки (в части пребывания граждан в лесах и общего лесопользования);

— водные объекты общего пользования (в части доступа к водным объектам и использования их для личных и бытовых нужд);

— объекты животного мира в рамках установленных видов свободного пользования и т.д.;

2) публичное имущество, обеспечивающее индивидуальные экономические потребности, — объекты государственной и муниципальной собственности, специально предназначенные для предоставления частным лицам для удовлетворения их экономических потребностей в соответствующем имуществе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— объекты государственной и муниципальной собственности, изъятые или ограниченные в обороте в силу особого публичного значения, способные удовлетворять частные экономические потребности за счет ограниченного использования (участки лесного фонда, водные объекты и другие природные ресурсы в рамках специального природопользования, и др.);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

— не подлежащая отчуждению имущественная инфраструктура поддержки определенных категорий лиц (нуждающихся, субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и т.п.);

— объекты, временно не обеспечивающие другие государственные и муниципальные функции и потому направленные на удовлетворение экономических потребностей частных лиц, и т.д.;

3) публичное имущество, обеспечивающее предоставление публичных услуг, — находящиеся в государственной и муниципальной собственности объекты социальной инфраструктуры (имущественные комплексы учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, социального обеспечения и т.д.), функционирование и финансирование которых обязаны обеспечить Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования независимо от наличия объектов сопоставимого назначения в частном секторе;

4) публичное имущество, обеспечивающее общезначимую экономическую деятельность, -находящиеся в государственной и муниципальной собственности пакеты акций, имущественные комплексы унитарных предприятий и учреждений, объекты, переданные иным подконтрольным публичному образованию организациям, на основе которых осуществляются публично значимые виды деятельности общеэкономического значения, не относящиеся к государственным и муниципальным услугам:

— энергетическая, транспортная, финансовая, информационная и иная инфраструктура;

— финансовая инфраструктура;

— объекты оборонной промышленности;

— ядерный энергопромышленный комплекс;

— нефтегазовый комплекс и т.д.;

5) публичное имущество, обеспечивающее иную публично значимую деятельность (имущество военного назначения, государственные материальные резервы, публичное имущество «аппаратного» назначения и т.д.) .

Указанное Постановление Верховного Совета РФ о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, собственность субъектов и муниципальную, принятое в 1991 году, с течением времени, несомненно, утратило свою актуальность так же еще и потому, что в последующих 1992, 1993 и др. годах был принят ряд нормативно-правовых актов о приватизации объектов государственного имущества, а именно государственных и муниципальных предприятий с целью формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. В связи с этим, на мой взгляд, более информативной и конструктивной представляется классификация А.В. Винницкого. Основанием для возникновения права государственной собственности может служить:

1) изъятие имущества для государственных и муниципальных нужд (закреплено в ст.35 Конституции РФ, гарантируя при этом предварительное и равноценное возмещение, а также судебное разбирательство и, соответственно, решение суда, определяющее факт лишения собственности);

2) реквизиция (изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 ГК РФ);

3) разграничение государственного имущества;

4) перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий;

5) поступление денежных средств в бюджет в качестве налогов, сборов, пени, штрафов;

6) приобретение и создание объектов в рамках государственных закупок;

7) создание имущества в рамках концессионных соглашений — особой формы государственно-частного партнёрства, представляющей собой вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях;

8) поступление вымороченного имущества (согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 UК РФ), либо никто из наследников не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным и такое имущество переходит в собственность Российской Федерации, субъекта РФ, или муниципального образования);

9) конфискация (изъятие имущества в виде санкции).

Основания прекращения права публичной собственности также носят специфичный характер. К указанному праву собственности неприменимы такие основания, как отказ от права собственности (который характерен для частных формы собственности), а также принудительное изъятие имущества. К действительным основаниям прекращения права публичной собственности можно отнести: приватизацию, бесплатное предоставление государственного или муниципального имущества в собственность частных лиц в установленных законом случаях, перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий, а также финансирование расходных обязательств бюджета.

Публичная собственность обеспечивает государство теми экономическими ресурсами, в которых оно нуждается для выполнения своих основополагающих задачи и функций. Интерес к исследованиям в этой области сохраняется на протяжении уже долгого времени, что связано и с развитием самого государства в целом, и с непрерывной трансформацией его политико-правового и экономического строя. Ряд проблем, возникающих в процессе оптимизации состава публичного имущества, его приватизации, перераспределения государственной и муниципальной собственности обеспечивают постоянную необходимость совершенствования нормативно правовой базы, регулирующей правоотношения, возникающие в ходе управления публичной собственностью. Список использованной литературы:

1. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013;

2. Саурин А.А. Разграничение публичной собственности как один из пределов распространения права собственности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 47 — 49.

© Батраева Д.Е., 2016.

УДК 343.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Борченко

к.ю.н., доцент кафедры гражданско — правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г.Самара, Российская Федерация А.В. Китаева

к.ю.н., доцент кафедры гражданско — правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г.Самара, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Право осужденных на обращения является производным от аналогичного права каждого гражданина на обращения. В статье анализируется сущность конституционного права осужденных на обращения за защитой нарушенных прав и свобод, которое заключается в том, что осужденный может подать обращения о нарушении его прав и свобод в соответствующий орган, а последний обязан принять обращения, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение. Исходя из действующего законодательства, содержание права осужденных на обращения составляет право осужденных на жалобу,

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 15.07.1998) в казну России входят золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов.

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

На территории Орловской области нормативно-правовое определение понятия «казна Орловской области» было установлено Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 17.03.2003 № 43 «О создании казны Орловской области». Данным постановлением были определены цели, порядок формирования, структура и режим использования объектов казны Орловской области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· движимое имущество;

· материальные и нематериальные активы;

· историко-культурные ценности;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.

В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).

Библиография