Суд общей юрисдикции

  • Судебные акты судов общей юрисдикции Российской Федерации
  • Адреса судов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации
  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по уголовным делам

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
— верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
— районные суды, городские суды, межрайонные суды;
-военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
-специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, в соответствии с нормой установленной частью 2 статьи 118 Конституции РФ, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства:
— все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
— все уголовные дела;
— иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
Подведомственность гражданских дел судам определяется статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации N 138-ФЗ от 14.11.2002.
Подсудность уголовных дел судам определяется статьей 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации N 174-ФЗ от 18.12.2001.
Подсудность дел об административных правонарушениях судам определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» N 195-ФЗ от 30.12.2001.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Выберите букву

Суды общей юрисдикции появились под таким названием в связи с принятием Конституции РФ в 1993 г. Суды общей юрисдикции образуют самостоятельную сложную подсистему в судебной системе РФ. В нее включаются самостоятельные виды судов: федеральные суды в сложной разветвленной подсистеме и суды субъектов — мировые судьи.

Юрисдикция это пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.

Что такое суд общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции это в соответствии с ФКЗ №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» представляет собой орган судебной власти осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Что такое Суд. Справочно: Список районных судов города Москвы.

Что понимают под судом общей юрисдикции?

Согласно 1 статьи конституционного федерального закона государства «О судах общей юрисдикции» систему таких судов составляют 2 группы судов: суды общей юрисдикции субъекта и федеральные суды общей юрисдикции. В основе такой дифференциации лежит способ для формирования судебных органов разного рода.

К федеральным судам относятся правовые органы, созданные при помощи федерального законодательства, а к судам субъектов РФ — суды или судебные должностные лица, назначение которых осуществляется в установленном законодательством порядке того или другого субъекта государства.

Суды общей юрисдикции рассматривают

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся

  1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  2. районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  3. военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  4. специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Поделиться с друзьями

УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 3 октября 2001 года N 135

Инструкция о порядке отбора кандидатов на должность судьи федерального суда общей юрисдикции

Инструкция
о порядке отбора кандидатов на должность судьи федерального суда общей юрисдикции*

________________
* С учетом специфики комплектования военных судов в настоящую Инструкцию не включены положения, касающиеся отбора кандидатов на должность судьи военного суда. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда, изложены в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Настоящая Инструкция в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» устанавливает порядок отбора кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, а также районного суда.
В Инструкции сформулированы требования к подготовке учетно-характеризующих материалов, определен перечень документов, подлежащих представлению в назначающие инстанции.

Порядок отбора кандидатов на должность судьи

1.1. Отбор кандидатов на должность судьи федерального суда осуществляют:
для верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов — эти суды совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
для районных судов — управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по согласованию с председателем районного и соответствующего вышестоящего суда.

1.2. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды должны располагать необходимым резервом кандидатов на должность судьи федерального суда, сведениями о потребностях в судейских кадрах, вести учет движения кадров судей, а также заблаговременно определять количество судей, у которых истекает срок полномочий.
Сведения о потребности судов в кадрах представляются в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, в компетенцию которого, помимо определения потребности в судейских кадрах, входит обеспечение работы по подбору и подготовке кандидатов на должность судьи федерального суда.
При осуществлении контроля за истечением срока полномочий у судей, избранных (назначенных) на определенный срок, необходимо учитывать следующее:
судьи федеральных судов общей юрисдикции, избранные в период с 13 декабря 1988 года по 11 января 1993 года включительно, наделены 10-летним сроком полномочий. Согласно пункту 5 раздела 2 Конституции Российской Федерации они сохраняют свои полномочия до истечения указанного 10-летнего срока;
срок полномочий судей, избранных (назначенных) в период с 12 января по 27 апреля 1993 года, не ограничивался;
судьи районных судов, избранные (назначенные) впервые в период с 28 апреля 1993 года по 26 июня 1995 года включительно, наделялись полномочиями сроком на 5 лет, а назначаемые впервые после 26 июня 1995 года и по настоящее время наделяются полномочиями сроком на три года;
судьи районных судов, имеющие опыт судейской работы, и независимо от этого все судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов начиная с 12 января 1993 года избирались без ограничения срока полномочий; а с 27 июня 1995 года назначаются без ограничения срока полномочий;
судьи, работавшие в бывших республиках СССР до 1991 года свыше 3 лет, назначаются без ограничения срока полномочий;
судьи, действовавшие с января 1991 года в тех же республиках, впервые назначаемые в Российской Федерации, наделяются полномочиями сроком на 3 года.
В число кандидатов на должность судьи федерального суда включаются и лица, самостоятельно обратившиеся в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта Российской Федерации за рекомендацией для назначения на должность судьи.

1.3. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Квалификационная коллегия судей по каждому кандидату на должность судьи дает заключение, которое направляет вместе с учетно-характеризующими материалами председателю вышестоящего суда. Выбор одного из кандидатов на должность судьи возможен на любой подготовительной стадии.

1.4. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обеспечивают кандидату на должность судьи возможность сдачи квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции, созданной при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции (приказ Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31 мая 1999 года N 54).
Экзаменационная комиссия выдает лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца. Результаты экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. При отрицательном результате квалификационного экзамена кандидат вправе сдать его повторно в срок, определяемый комиссией, но не ранее чем через шесть месяцев.
Решение комиссии окончательно и обжалованию не подлежит (п.3.8 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции).

1.5. Квалификационный экзамен сдают все лица, отвечающие требованиям кандидата на должность судьи, в том числе:
лица, ранее не избиравшиеся судьями (временное исполнение обязанностей судьи народным заседателем не освобождает кандидата на должность судьи от сдачи квалификационного экзамена);
бывшие судьи, ушедшие с должности (независимо от времени прекращения их полномочий), за исключением судей, пребывающих в отставке;
судьи конституционных (уставных) судов, претендующие на должность судьи федерального суда общей юрисдикции;
действующие судьи бывших республик СССР, претендующие на должность судьи федерального суда общей юрисдикции в Российской Федерации.
Освобождаются от сдачи квалификационного экзамена действующие на территории Российской Федерации судьи при переводе в другой суд.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи федерального суда

2.1. Кандидаты на должность судьи федерального суда общей юрисдикции отбираются из числа лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, имеющих высшее юридическое образование, не совершавших порочащих их поступков и достигших возраста:
для работы в районных судах — 25 лет;
для работы в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов — 30 лет.
Стаж работы по юридической профессии для кандидата на должность судьи федерального суда должен составлять не менее 5 лет.
Для допуска к сдаче квалификационного экзамена кандидат на должность судьи представляет следующие документы:
заявление с просьбой допустить его к сдаче квалификационного экзамена;
документ (паспорт), удостоверяющий его возраст и гражданство;
характеристику с места работы за последние 5 лет;
копию трудовой книжки;
медицинскую справку о состоянии здоровья;
копию диплома о высшем юридическом образовании.
Отказ в выдаче направления на сдачу квалификационного экзамена возможен лишь при условии несоответствия кандидата на должность судьи указанным выше требованиям, а также в случае непредставления им перечисленных документов.

2.2. После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность судьи представляет личный листок по учету кадров, автобиографию, дает согласие на проверку его и близких родственников на наличие (отсутствие) судимости.
Отказ от данного вида проверки может служить препятствием для решения вопроса о даче рекомендации к назначению на должность судьи, поскольку на судей распространяется действие Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», согласно которому должность судьи отнесена к государственным должностям категории «А» (ст.1).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» кандидат на должность судьи обязан представить сведения о своих доходах и принадлежащем ему имуществе.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» организация проверки сведений, сообщенных кандидатом на должность судьи о себе, возлагается:
в отношении кандидатов на должность судьи районного суда — на кадровые службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
в отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — на работников аппарата соответствующего суда, ответственных за кадровые вопросы.
Пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 641 не распространяется на кандидатов на должность судьи, так как на момент проверки сведений, относящихся к его личности, кандидат еще не является судьей федерального суда.
Получаемые материалы о результатах проверки приобщаются к личному делу.
По окончании проверки начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации уведомляет об этом председателя соответствующего районного суда.

2.3. В отношении кандидата на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа свое мнение выражает в письменной форме председатель соответствующего суда при направлении учетно-характеризующих материалов Председателю Верховного Суда Российской Федерации.
Возражения председателя суда против назначения кандидата должны быть обоснованными (мотивированными). Указанные возражения не являются препятствием для направления заявления кандидата и материалов в отношении него в соответствующую квалификационную коллегию судей.

2.4. После получения и изучения всех учетно-характеризующих материалов начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а в отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа — председатель соответствующего суда направляет в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации заявление кандидата о рекомендации его к назначению на должность судьи и прилагает следующие учетно-характеризующие материалы:
личный листок по учету кадров;
автобиографию;
копию документа (паспорта), удостоверяющего возраст и гражданство Российской Федерации;
копию трудовой книжки;
медицинскую справку о состоянии здоровья*;
________________
* Медицинская справка действительна в течение 6 месяцев.
характеристику с места работы за последние 5 лет;
справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
удостоверение о сдаче квалификационного экзамена по форме, установленной Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции (для кандидатов, которые согласно названному Положению должны сдавать такой экзамен);
документ о высшем юридическом образовании. Не признаются таковыми документы, выданные учебными заведениями, не имеющими государственной аккредитации и лицензии по специальности 021100 или направлению 521400 «Юриспруденция» со степенью бакалавра. К документам иностранных государств об образовании, в том числе об окончании после 1991 года высших юридических учебных заведений государств, ранее входивших в состав СССР, прилагаются свидетельства об их признании и установлении эквивалентности. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден приказом Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 года N 15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств»;
две фотографии по форме, предусмотренной для заграничного паспорта (размером 4×6 см, с размытыми краями, в черно-белом изображении, на матовой бумаге, фотографироваться необходимо в строгом костюме). На обороте каждой фотографии указываются четко карандашом фамилия, имя и отчество кандидата (полностью); наименование суда, в который он рекомендуется; наименование субъекта Российской Федерации.
Вторые экземпляры документов на кандидатов на должность судьи районного суда остаются в управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а на кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа — в соответствующем суде. Из них впоследствии формируется личное дело судьи.

2.5. Для сверки документов от каждого кандидата на должность судьи истребуются подлинники паспорта, диплома и трудовой книжки.

2.6. Квалификационная коллегия судей при необходимости полного и всестороннего изучения кандидата на должность судьи вправе истребовать дополнительную информацию в соответствии со ст.14 Положения о квалификационных коллегиях судей.

2.7. Кандидат на должность судьи должен быть ознакомлен с текстом присяги и Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к учетно-характеризующим материалам

3.1. При оформлении учетно-характеризующих материалов необходимо строго соблюдать установленные формы документов, не допускать неточности и небрежности в заполнении их реквизитов.

3.2. В соответствии с п.6 ст.13 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» должности председателя, заместителя председателя районного суда охватываются понятием «судья федерального суда». Поэтому учетно-характеризующие материалы на кандидата на должность председателя, заместителя председателя районного суда оформляются в том же порядке, что и на кандидата на должность судьи федерального суда, но с обозначением должности («председатель суда», «заместитель председателя суда»)*.
________________
* Подготовка пакета документов на кандидатов на должность председателя, заместителя председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа осуществляется Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Заключение по их кандидатурам принимается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

3.3. Кадровым службам необходимо уделять особое внимание составлению справок (справок-объективок), в которых обобщаются сведения о кандидате (приложение N 1 и 2).
Справка должна содержать, помимо биографических сведений о кандидате и его прежней работе, сведения о периодах работы в должности судьи с указанием сроков полномочий по каждому избранию (назначению).
Справка представляется в отпечатанном виде (подготавливается на компьютере или пишущей машинке); исправления не допускаются. Справка составляется на основании свидетельства о рождении, паспорта, записей в личном деле, трудовой книжке и других официальных документах. Объясняются длительные перерывы в трудовом стаже.
Справка на кандидата на должность судьи районного суда подписывается начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и председателем вышестоящего суда; на кандидата на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа — председателем соответствующего суда.
Перед подписями производится запись:

«Заключением квалификационной коллегии судей

(республики, края, области, округа)

от «_» ___________ ____г. рекомендован(а) к назначению на должность судьи сроком на 3 года (без ограничения срока полномочий)».

Порядок представления кандидата на вакантную должность судьи федерального суда

4.1. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена, анализа всех имеющихся данных о кандидате дает заключение о рекомендации к назначению на должность судьи либо об отказе в ней. В случае отказа в даче рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня получения отрицательного заключения.

4.2. После рассмотрения вопроса о кандидате на должность судьи на заседании квалификационной коллегии судей учетно-характеризующие материалы дополняются справкой, отражающей биографические сведения о кандидате и данные о его прежней работе (справкой-объективкой).

4.3. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации после рассмотрения заявления кандидата на должность судьи представляет заключение на него (вместе со всеми учетно-характеризующими материалами) председателю верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения суда автономной области, автономного округа. В случае несогласия председателя суда с положительным заключением оно возвращается с указанием мотивов отклонения кандидатуры для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.
При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации для согласования. Форма согласования устанавливается этими законодательными (представительными) органами.

4.4. К представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, направленному в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на рекомендуемого кандидата прилагаются документы, указанные в п.2.4 настоящей Инструкции, а также заключение квалификационной коллегии судей.

4.5. В случае получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа направляет свое представление, решение законодательного (представительного) органа государственной власти и заключение квалификационной коллегии судей, а также пакет учетно-характеризующих документов на кандидата на должность судьи Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

4.6. Начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации отслеживают прохождение документов кандидатов на должность судьи районного суда, а председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов — прохождение документов на должность судьи соответствующего суда вплоть до назначения кандидата на должность судьи.

Назначение на должность судьи без ограничения срока полномочий

5.1. Судьи федеральных судов, избранные (назначенные) с ограничением срока полномочий, сохраняют полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены) (см.п.1.2 настоящей Инструкции), после чего рассматривается вопрос о бессрочном назначении их на должность судьи соответствующего суда.
Такие судьи квалификационный экзамен не сдают, а обращаются с заявлением о рекомендации их к назначению на должность судьи без ограничения срока полномочий в квалификационную коллегию судей: на должность судьи районного суда — с уведомлением управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации; на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — с уведомлением руководства соответствующего суда.

5.2. Обязанности по подготовке материалов, необходимых для процедуры бессрочного наделения полномочиями судей районных судов, возложены на кадровые службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов — на работников аппаратов этих судов, ответственных за кадровые вопросы.

5.3. Председатель соответствующего суда выдает характеристику на судью, подлежащего назначению без ограничения срока полномочий, которая должна быть составлена в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей (п. 6), т.е. должна содержать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, сведения об имевших место случаях нарушения присяги судьи и Кодекса чести судьи Российской Федерации и принятых в связи с этим мерах, а также выводы о возможности рекомендации судьи к назначению на должность без ограничения срока полномочий.
Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до заседания квалификационной коллегии судей.
Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в отношении районных судей, а верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов в отношении судей, подлежащих назначению в эти суды, дополняют материалы другими необходимыми документами, указанными в п.2.4 настоящей Инструкции, а также выпиской из указа Президента Российской Федерации или решения законодательного (представительного) органа государственной власти, осуществившего последнее избрание (назначение) судьи на определенный срок, и представляют материалы в квалификационную коллегию судей.

5.4. Дальнейшая процедура назначения на должность судьи без ограничения срока полномочий осуществляется в общем порядке.

5.5. Материалы в отношении судей, срок полномочий которых заканчивается и которые представляются к новому назначению, должны поступить в Верховный Суд Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока их полномочий в соответствии с приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 января 1999 года N 4 «Об организации работы по кадровому обеспечению деятельности судов».

Заключительные положения

6.1. В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, назначенные на должность впервые, приносят присягу в торжественной обстановке на съезде (конференции) либо собрании судей.

6.2. Выдача удостоверений судьям производится в соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 июня 2000 года N 89-ФЗ) и Положением о порядке выдачи удостоверений судьи судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судьям, назначаемым Президентом Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года N 1624.

6.3. На основании указа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в отношении районных судей, а председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в отношении судей этих судов издают приказ о зачислении вновь назначенного федерального судьи в штат соответствующего суда.
Копия приказа вместе с учетной карточкой судьи незамедлительно направляется в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

СОГЛАСОВАНО
Председатель Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.Сидоренко
04.09.2001

Председатель
Высшей квалификационной коллегии
судей Российской Федерации

В.В.Кузнецов 26.09.2001

Приложение N 1. Справка

Приложение N 1
(заполняется на кандидата
на должность судьи,
заместителя председателя и
председателя районного суда)

(фамилия, имя, отчество)

2. Представляется к назначению

(должность, название суда, название субъекта РФ)

3. Дата рождения

(число, месяц, год)

4. Место рождения

(село, деревня, город, район, область, республика)

5. Гражданство

6. Образование

(когда, какое учебное заведение окончил (а)

7. Специальность по диплому

8. Ученая степень, ученое звание

9. Государственные награды, почетные звания

10. Квалификационный класс судьи

11 . Квалификационный разряд (классный чин)

12. Стаж работы по юридической профессии

13. Дата предыдущего назначения на должность судьи

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(заполняется в соответствии с записями в трудовой книжке)

Месяц и год

Должность с указанием учреждения, организации, предприятия, министерства (ведомства)

Местонахождение учреждения, организации, предприятия

Поступления

Ухода

Квалификационный экзамен сдан
(для кандидатов, впервые представляемых к назначению)

(число, месяц, год, N свидетельства)

Заключением квалификационной коллегии судей

(название субъекта)

от «

«

г.

(Ф.И.О.)

рекомендован(а) к назначению

(на какую должность, наименование суда)

на

срок полномочий

МП

Начальник управления (отдела)
Судебного департамента при
Верховном Суде
Российской Федерации

в

(наименование субъекта РФ)

(фамилия и инициалы)

(подпись)

«

«

г.

МП

Председатель верховного суда
республики (краевого, областного
суда, суда города федерального
значения, суда автономной области

и автономного округа)

(фамилия и инициалы)

(подпись)

«

«

г.

Приложение N 2

(заполняется на кандидата
на должность судьи верховного
суда республики, краевого,
областного суда, суда города
федерального значения, суда
автономной области и
автономного округа)

СПРАВКА

(фамилия, имя, отчество)

2. Представляется к назначению

(должность, название суда, название субъекта РФ)

3. Дата рождения

(число, месяц, год)

4. Место рождения

(село, деревня, город, район, область, республика)

5. Гражданство

6. Образование

(когда, какое учебное заведение окончил (а)

7. Специальность по диплому

8. Ученая степень, ученое звание

9. Государственные награды, почетные звания

10. Квалификационный класс судьи

11. Квалификационный разряд (классный чин)

12. Стаж работы по юридической профессии

13. Дата предыдущего назначения на должность судьи

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(заполняется в соответствии с записями в трудовой книжке)

Месяц и год

Должность с указанием учреждения, организации, предприятия, министерства (ведомства)

Местонахождение учреждения, организации, предприятия

Поступления

Ухода

Заключением квалификационной коллегии судей

(название субъекта)

от «

«

г.

(фамилия, имя, отчество)

рекомендован(а) к назначению

(на какую должность, наименование суда)

на

срок полномочий

Председатель верховного суда
республики (краевого, областного
суда, суда города федерального
значения, суда автономной области

и автономного округа)

(фамилия и инициалы)

(подпись)

«

«

г.

Согласие законодательного (представительного) органа

(полное наименование)

получено.

Решение от «

«

г.

С содержанием справки ознакомлен(а), достоверность
сведений подтверждаю

(фамилия, имя, отчество кандидата на должность судьи полностью) (подпись)

«

«

г.

Текст документа сверен по:
«Сборник нормативных актов о суде
и статусе судей Российской Федерации»,
2004 год