Технико внедренческие особые экономические зоны

УДК 332 УДК 338 ББК 65.050.2

Кулиш Е.С.

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И КЛАСТЕРЫ, КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Kulish E.S.

TECHNICAL-INNOVATIVE SPECIAL AREAS AND CLUSTERS AS OBJECTS OF INFRASTRUCTURE OF THE INNOVATIVE SYSTEM

Ключевые слова: инновации, субъекты РФ, кластер, технико-внедренческие особые экономические зоны.

Key words: Innovations, subjects of the Russian Federation, cluster, technical-innovative special areas.

Аннотация

В статье представлены основные цели создания технико-внедренческих зон и кластеров, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент.

Правительство Российской Федерации в последние годы активно работает над развитием национальной инновационной системы (далее — НИС) и ее инфраструктуры. Существенно расширена институциональная база (НИС) — принят ряд новых законов, постановлений Правительства Российской Федерации, других регламентов, которые призваны стимулировать инновационную активность участников рынка. Основными документами, регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации в области управления инновациями, являются:

— Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года №Пр-576 (далее — Основы политики);

— Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005года №2473п-П7 (далее — Основные направления).

Данными документами введены отдельные понятия и определения.

Инновационная деятельность — выполнение работ и оказание услуг, направленных:

— на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

— на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

— на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновационная продукция — результат инновационной деятельности (в виде товаров, работ, услуг), предназначенный для реализации.

Инфраструктура инновационной системы — совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации

инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды.

1. Технико-внедренческие особые экономические зоны

Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ).

Создание технико-внедренческих ОЭЗ направлено прежде всего на новое качественное развитие экономики регионов и Российской Федерации в целом путем улучшения условий для инновационного бизнеса и создания устойчивых конкурентных преимуществ для субъектов, действующих в сфере науки, образования и передовых технологий.

Основные цели создания особых экономических зон ТВТ:

— содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

— развитие производства новых видов продукции;

— сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научнотехнических и рабочих кадров;

— коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные задачи функционирования особых экономических зон ТВТ:

— развитие территорий новой экономики, создание инновационной среды;

— содействие реализации стратегических конкурентных преимуществ для сектора исследований и разработок на прорывных направлениях технологического развития;

— развитие эффективной инновационной инфраструктуры и содействие комплексному научно-техническому развитию и технологическому перевооружению экономики на основе государственно-частного партнерства;

— создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств;

— создание дружественной среды администрирования, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;

— создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи;

— создание комфортных условий для работы и отдыха.

Основными условиями создания технико-внедренческих особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

— размещение (ОЭЗ) не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает трех квадратных километров;

— особая экономическая зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;

— территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

— срок существования ОЭЗ — не более 20 лет. Механизм функционирования техниковнедренческих зон предполагает предоставление для их резидентов преференций по трем направлениям, важным для ведения инновационного бизнеса:

— предоставление налоговых и таможенных льгот;

— государственное финансирование строительства объектов внешней и внутренней инфраструктуры;

— формирование дружественной среды администрирования.

Законодательством Российской Федерации для резидентов ОЭЗ ТВТ предусмотрено освобождение на определенный срок от налогов на имущество, от транспортного и земельного налогов.

Резиденты ОЭЗ могут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ).

В технико-внедренческих особых экономических зонах действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Для них внедряется система предоставления государственных услуг резидентам ОЭЗ по системе «одно окно». Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ТВЗ производится на средства, выделенные из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена технико-внедренческая зона. Резидентами технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением государственного унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. Резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ только технико-внедренческую деятельность, в том числе:

— создание и реализацию научно-технической продукции, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

— создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию программных продуктов и систем.

Технико-внедренческие зоны должны стать ключевыми элементами развития

инновационного потенциала сектора исследований и разработок, а также его реализации в производственном секторе экономики.

2. Особенности кластерной политики.

Кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года №249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ.

Предпосылки для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки»,

осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 года №166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ.

Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

— приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

— получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

— получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки.

Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импорто-замещению и росту локализации сборочных производств, а также — повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

2.1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

2.2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

— поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

— инновационной и технологической политики;

— образовательной политики;

— политики привлечения инвестиций;

— политики развития экспорта;

— развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

— развития отраслей экономики.

2.3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Результатами реализации кластерной политики должны стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социальноэкономического развития регионов базирования кластеров.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

3. Инновационный портрет России. / Комитет Совета Федерации по образованию и науке. — М., 2008.