Торговля ювелирными изделиями требования

Интернет-торговлю ювелирными изделиями в России разрешили, но есть особенности

06.12.2019 События

Долгие годы дистанционная ювелирная торговля была формально под запретом. Хотя многие ювелиры нарушили этот запрет и торговали ювелирными изделиями через интернет: желание не отставать от рынка была выше страхов перед возможными штрафами и блокировками сайтов.

Наконец, чаяния ювелиров были услышаны. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление от 30 ноября 2019 года №1542 «О внесении изменения в правила продажи товаров дистанционным способом».

Пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» был дополнен новым абзацем следующего содержания:

«На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.»

Таким образом, Правительство прямо закрепило возможность дистанционной продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней.

Однако, ювелирам не стоит расслабляться и забывать о некоторых особенностях такой торговли, о которых Правительство прямо напоминает в новой норме.

Так, главные особенности установлены законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и заключаются в обязательном наличии оттиска пробирных клейм на ювелирных изделиях и сертификата на каждый драгоценный камень при их продаже. Об этой особенности в частности говорилось в пояснительной записке к документу.

Но те, кто знаком с ПОД/ФТ, думая об особенностях продажи ювелирных изделий онланй, справедливо вспоминают и еще одну особенность — идентификацию клиентов. И действительно, одной особенностью продажи ювелирных изделий является то, что ювелиры обязаны ДО вступления в договорные отношения с клиентом провести его идентификацию, а также идентификацию представителя, выгодоприобретателя и бенефициара. Такая идентификация, напомним, проводится в случае продаж ювелирных изделий физическим лицам на сумму, превышающую 40 000 рублей при расчете наличными денежными средствами или 100 000 рублей при расчете банковской картой.

Поэтому в случае превышения указанных пороговых значений ювелиры, осуществляющие онлайн-торговлю своим товаром, будут обязаны до момента оплаты покупки и передачи товара провести полную идентификацию покупателя. На практике это может стать для отдельных ювелиров существенным камнем преткновения, который может быть разрешен путем, например, разрешения ювелирам проводить упрощенную идентификацию физических лиц или поднятия порогового значения по идентификации еще до более высоких значений.

Тем не менее, мы поздравляем ювелиров с очередным нормативным актом, который отрасль ждала на протяжении последних многих лет.

Павел Смыслов
юрист, ведущий эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30 НОЯБРЯ 2019 Г. N 1542
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Дополнить пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4894), абзацем следующего содержания:
«На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.».

Председатель Правительства
Российской Федерации

В России легализовали онлайн-продажу ювелирных изделий

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Правительство России легализовало онлайн-продажу ювелирных украшений, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Из текста документа, копия которого имеется в распоряжении агентства, следует, что онлайн-продажа будет разрешена при условии обязательной сертификации драгоценных камней и наличия пробирного клейма на каждом изделии из драгоценного металла.

Прямого запрета на онлайн-продажу украшений в стране нет. Указом от 1992 года изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней включены в перечень товаров, свободная реализация которых запрещена. Одновременно в законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 1998 года не содержится ограничений на оборот ювелирных изделий. В то же время постановление правительства от 2007 года, которое определяло правила дистанционной продажи товаров, не допускает ее в отношении товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Документ, подписанный 30 ноября 2019 года Медведевым, дополняет правила дистанционной продажи от 2007 года новой графой. «На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством РФ», — говорится в документе.

Работа над устранением правовой коллизии в отношении онлайн-торговли ювелирными изделиями велась несколько лет. Еще в ноябре прошлого года Ассоциация компаний интернет-торговли просила президента ускорить реализацию дистанционной торговли этого вида товаров.

Ювелирную розницу ждут большие перемены

Ин­те­ре­сы част­но­го роз­ни­ч­но­го биз­не­са и го­су­дар­ства по­чти все­г­да про­ти­во­по­ло­ж­ны, ко­г­да речь идет о день­гах. И пре­тен­зии обо­юд­ны: роз­ни­ч­но­му биз­не­су не хва­та­ет пла­те­же­с­по­соб­но­го спро­са на­се­ле­ния, и это пре­тен­зия го­су­дар­ству. А го­су­дар­ству, по­нят­но, не хва­та­ет на­ло­гов с биз­не­са. Но ес­ли пре­тен­зии биз­не­са на­с­чет бед­но­ты гра­ж­дан срод­ни го­ло­су во­пи­ю­ще­го в пу­сты­не, то за­про­сы го­су­дар­ства по на­ло­гам оно же, го­су­дар­ство, стре­ми­т­ся удо­в­ле­тво­рять все­г­да. Не все­г­да, прав­да, у го­су­дар­ства это по­лу­ча­ет­ся. Но что­бы точ­но по­лу­чи­лось на этот раз, об­но­в­ле­ние пра­вил ве­де­ния юве­ли­р­ной тор­го­в­ли бу­дет со­про­во­ж­дать­ся тех­но­ло­ги­че­ски­ми но­в­ше­ства­ми.

В­се всe уже дав­но зна­ют, но ли­ш­ний раз со­брать ожи­да­ю­щи­е­ся со­бы­тия «в куч­ку» не по­ме­ша­ет. Юве­ли­р­ную от­расль Рос­сии, и роз­ни­ч­ную тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми в част­но­сти, ждет лишь один, са­мый по­след­ний год «при­вы­ч­ной жиз­ни».

Пер­вое ожи­да­ю­щее юве­ли­р­ную роз­ни­цу но­в­ше­ство, ко­то­рое га­ран­ти­ро­ван­но со­сто­и­т­ся – это тре­бо­ва­ние с ян­ва­ря 2021 го­да обя­за­тель­но­го на­ли­чия ли­цен­зии на де­я­тель­ность по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ло­ма та­ких из­де­лий. Ес­ли, ко­неч­но, тор­го­вая точ­ка та­кую де­я­тель­ность на­ме­ре­на ве­сти и даль­ше. Ли­бо до ян­ва­ря 2021 го­да пре­кра­тить осу­ще­ств­ле­ние ску­п­ки. Но эта от­сроч­ка для тех, кто уже осу­ще­ств­лял та­кую де­я­тель­ность на 2 ав­гу­ста 2019 го­да, а но­ви­ч­кам без ли­цен­зии на ску­п­ку ра­бо­тать в дан­ном ви­де де­я­тель­но­сти без ли­цен­зии нель­зя уже се­год­ня. Ана­ло­ги­ч­но, с ян­ва­ря 2021 го­да спро­сят ли­цен­зию и на об­ра­бо­т­ку (пе­ре­ра­бо­т­ку) ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Ес­ли кто не счи­та­ет это со­бы­тие ва­ж­ным, то сто­ит на­по­м­нить, что об­мен ста­рых юве­ли­р­ных из­де­лий на но­вые с до­пла­той – это как раз и есть ску­п­ка и пе­ре­ра­бо­т­ка. Т.е. те­перь эта де­я­тель­ность ли­цен­зи­ру­ет­ся.

По­нят­но, что за пре­до­став­ле­ние ли­цен­зи­ру­ю­щим ор­га­ном ли­цен­зии, ее пе­ре­о­фор­м­ле­ние и вы­да­чу дуб­ли­ка­та при­дет­ся упла­чи­вать го­су­дар­ствен­ную по­ш­ли­ну, но уда­ст­ся ли всем за­яви­те­лям по­лу­чить со­о­т­вет­ству­ю­щие ли­цен­зии – во­прос, на ко­то­рый от­ве­тит вре­мя.

По­ря­док ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти по ску­п­ке и об­ра­бо­т­ке (пе­ре­ра­бо­т­ке) ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов еще не го­тов, он бу­дет уста­но­в­лен по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ, утвер­ж­да­ю­щих два со­о­т­вет­ству­ю­щих По­ло­же­ния о ли­цен­зи­ро­ва­нии. По­ка они на­хо­дят­ся в ста­дии раз­ра­бо­т­ки, со­гла­со­ва­ния с об­ще­рос­сий­ски­ми и от­рас­ле­вы­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. И Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», и про­филь­ный ко­ми­тет «Де­ло­вой Рос­сии» свои за­ме­ча­ния по этим до­ку­мен­там под­го­то­ви­ли и ото­сла­ли «ку­да на­до».
Во­об­ще-то Фе­де­раль­ный за­кон №99-ФЗ от 04 мая 2011 го­да «О ли­цен­зи­ро­ва­нии от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти» опи­сы­ва­ет це­ли ли­цен­зи­ро­ва­ния так:

«1. Ли­цен­зи­ро­ва­ние от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти осу­ще­ств­ля­ет­ся в це­лях пре­до­т­вра­ще­ния ущер­ба пра­вам, за­кон­ным ин­те­ре­сам, жиз­ни или здо­ро­вью гра­ж­дан, окру­жа­ю­щей сре­де, объ­ек­там куль­тур­но­го на­сле­дия (па­мят­ни­кам ис­то­рии и куль­ту­ры) на­ро­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, обо­ро­не и без­о­пас­но­сти го­су­дар­ства, воз­мо­ж­ность на­не­се­ния ко­то­ро­го свя­за­на с осу­ще­ств­ле­ни­ем юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти. Осу­ще­ств­ле­ние ли­цен­зи­ро­ва­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти в иных це­лях не до­пус­ка­ет­ся».

Че­му или ко­му из вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го угро­жа­ла ску­п­ка и об­ра­бо­т­ка (пе­ре­ра­бо­т­ка) юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма, роз­ни­ч­но­му юве­ли­р­но­му биз­не­су не рас­ска­за­ли. Но оби­жать­ся на ре­гу­ля­тор не сто­ит – за­да­ча «со­вер­шен­ство­ва­ния по­ряд­ка ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, в том чис­ле и в ча­сти, ка­са­ю­щей­ся ли­цен­зи­ро­ва­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ной с их обо­ро­том» бы­ла спу­ще­на с са­мо­го «вер­ха». И еще хо­ро­шо, что ли­цен­зи­ро­ва­ние не кос­ну­лось ни про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, ни юве­ли­р­ной тор­го­в­ли. Есть по­вод хо­тя бы это­му по­ра­до­вать­ся. И за­од­но по­хва­лить об­ще­ствен­ные от­рас­ле­вые струк­ту­ры – не зря свой хлеб еди­м…

В­про­чем, в упо­мя­ну­том за­ко­не при­ве­де­ны и за­да­чи ли­цен­зи­ро­ва­ния: «2. За­да­ча­ми ли­цен­зи­ро­ва­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся пре­ду­пре­ж­де­ние, вы­яв­ле­ние и пре­се­че­ние на­ру­ше­ний юри­ди­че­ским ли­цом, его ру­ко­во­ди­те­лем и ины­ми дол­ж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем, его упол­но­мо­чен­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми (да­лее — юри­ди­че­ское ли­цо, ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель) тре­бо­ва­ний, ко­то­рые уста­но­в­ле­ны на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном, дру­ги­ми фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и при­ни­ма­е­мы­ми в со­о­т­вет­ствии с ни­ми ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.»

На­до по­ла­гать, вво­ди­мое в юве­ли­р­ной сфе­ре ли­цен­зи­ро­ва­ние ес­ли и не ста­нет филь­тром, то, как ми­ни­мум, бу­дет чем-то ти­па на­зи­да­ния ре­бен­ку от стро­го­го па­пы «Ве­ди се­бя пра­виль­но, а то от­бе­ру иг­ру­ш­ку».

Вто­рым (не по зна­чи­мо­сти, а по ве­ро­ят­но­сти) со­бы­ти­ем для юве­ли­р­ной роз­ни­цы уже в но­вом 2020 го­ду мо­жет стать вве­де­ние мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий. Мо­жет и не стать в 2020, но уж в 2021 го­ду – на­вер­ня­ка ста­нет. Лю­бо­пы­т­но, что не­смо­т­ря на, ка­за­лось бы, од­но­з­на­ч­ное ре­ше­ние о вво­де так на­зы­ва­е­мой ГИИС ДМДК (фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы, пред­на­з­на­чен­ная для сбо­ра, хра­не­ния, об­ра­бо­т­ки и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и дви­же­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них, а та­к­же для ор­га­ни­за­ции спе­ци­аль­но­го уче­та), ка­кая имен­но си­сте­ма бу­дет ис­поль­зо­вать­ся для кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий, до сих пор не ре­ше­но окон­ча­тель­но.

Во­прос этот на­столь­ко се­рьез­ный и зна­чи­мый для юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства, что опи­са­нию те­ку­щей си­ту­а­ции по это­му во­про­су сто­ит по­свя­тить еще мно­го вни­ма­ния. Вы­би­рать юве­ли­р­но­му со­об­ще­ству осо­бен­но не да­дут – все ре­шит Пра­ви­тель­ство РФ. Но вот по­в­ли­ять на это ре­ше­ние в сто­ро­ну смя­г­че­ния пред­сто­я­ще­го стрес­са, пред­став­ля­ет­ся, еще мо­ж­но, что и пы­та­ют­ся сде­лать упо­мя­ну­тые вы­ше об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции. По­ка же за­ме­чу, что ес­ли вы­бор бу­дет сде­лан в поль­зу ЦРПТ, то юве­ли­р­ное со­об­ще­ство ис­пы­та­ет на­сто­я­щий шок. Ма­ло не по­ка­жет­ся ни­ко­му. Но об этом бу­дет от­дель­ная ста­тья в бли­жай­шее вре­мя.

Да­лее, при­з­на­ние клейм дру­же­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей из стран Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. Не то, что­бы этот во­прос осо­бо силь­но ка­сал­ся роз­ни­цы – это боль­ше го­ло­в­ная боль рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей. Тем не ме­нее, от роз­ни­цы за­ви­сит, как бу­дут по­зи­ци­о­ни­ро­вать­ся (о­ди­на­ко­во или по-раз­но­му) из­де­лия рос­сий­ско­го про­из­вод­ства и из­де­лия из брат­ских стран ЕАЭС. Про­ще, бу­дут ли на при­лав­ках мас­со­во по­яв­лять­ся из­де­лия из стран даль­не­го за­ру­бе­жья с про­би­р­ны­ми клей­ма­ми брат­ских стран ЕАЭС. И ка­кая при этом для та­ких из­де­лий бу­дет це­но­вая по­ли­ти­ка про­дав­цов. Не ис­клю­че­но не­ко­то­рое пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ры­н­ка и из­ме­не­ние ас­сор­ти­мен­та в юве­ли­р­ной тор­го­в­ле…

На­ко­нец, о глав­ном. То, что со­глас­но На­ло­го­во­го ко­дек­са РФ с 2021 го­да бу­дет от­ме­нен один из спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов – ЕНВД – во­прос дав­но ре­шен­ный, при­чем на 100%. Но это не толь­ко для юве­ли­ров – для всех. Что ма­ло ра­ду­ет, но за­то не так обид­но. А вот оста­нет­ся ли у юве­ли­ров пра­во на упро­щен­ную си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния (УСН) – по­ка во­прос не ре­шен­ный. По край­ней ме­ре, ин­те­ре­сан­ты за­пус­ка ре­а­ли­за­ции аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та гра­ж­да­нам (толь­ко фи­зи­че­ским ли­цам), не­смо­т­ря на про­ме­жу­точ­ное по­ра­же­ние в Го­су­дар­ствен­ной ду­ме (за­кон был от­к­ло­нен), от сво­ей идеи еще не от­ка­за­лись. Но и ФНС не от­ка­за­лась от усло­вия ре­а­ли­за­ции зо­ло­та физ­ли­цам без НДС при усло­вии от­ме­ны УСН для юри­ди­че­ских лиц и ИП, за­ни­ма­ю­щих­ся де­я­тель­но­стью в сфе­ре ДМДК. Ка­кой при этом бу­дет двой­ной удар по роз­ни­ч­но­му юве­ли­р­но­му биз­не­су, ФНС, по­нят­но, вол­ну­ет ма­ло. Опять же, мы ра­бо­та­ем, сто­им на стра­же ин­те­ре­сов юве­ли­ров (и­мею в ви­ду Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», Ко­ми­тет по ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии», «Клуб юве­ли­р­ной тор­го­в­ли»). Ско­рее все­го, си­ту­а­ция раз­ре­ши­т­ся уже в 2020 го­ду.

В­про­чем, в боч­ку с де­г­тем мо­ж­но до­ба­вить и ло­ж­ку ме­да: в ра­м­ках про­ек­та Пра­ви­тель­ства Рос­сии «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на» на­чи­на­ет дей­ство­вать ра­бо­чая груп­па «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни», воз­глав­ля­е­мая дву­мя со­пред­се­да­те­ля­ми – За­ме­сти­те­лем ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Рос­сии А.В.Мо­и­се­е­вым и из­бран­ным чле­на­ми ра­бо­чей груп­пы Ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Э.Ю.Ут­ки­ным. На­ме­ре­ния у ра­бо­чей груп­пы са­мые ре­ши­тель­ные – убрать из нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­расль ДМДК, всю глу­по­сть, не­су­раз­но­сть, про­ти­во­ре­чия и из­бы­точ­ность тре­бо­ва­ний. Это за­ме­ча­тель­но, все­ля­ет на­де­ж­ду на про­дук­тив­ность де­я­тель­но­сти ра­бо­чей груп­пы, осо­бен­но – с уче­том не­ве­ро­ят­но­го пра­ва ее со­пред­се­да­те­лей бло­ки­ро­вать при­ня­тие лю­бо­го нор­ма­тив­но­го ак­та, ухуд­ша­ю­ще­го по­ло­же­ние биз­не­са в сфе­ре ДМДК. Так что за­кан­чи­ваю за­мет­ку на по­зи­ти­ве — на­де­ж­да на хо­ро­шее есть, и ло­ж­ка ме­да тео­ре­ти­че­ски мо­жет ес­ли не за­ме­стить в боч­ке весь де­готь, то, хо­тя бы, силь­но его раз­ба­вить… Оста­ет­ся по­же­лать ра­бо­чей груп­пе и ее со­пред­се­да­те­лю уда­чи!

Розничная торговля ювелирными изделиями

Рассмотрим требования, предъявляемые к торговле ювелирными изделиями.

Ювелирные изделия являются на протяжении всей истории человеческого общества показателем благосостояния и высокого положения их владельца. Исторически сложилась и ситуация с различного рода ухищрениями некоторой части ювелиров как можно меньше затратить драгоценного металла и драгоценных камней на изготовление ювелирных изделий и как можно больше запросить с покупателя денег за свое украшение. Многим известен исторический факт, как Архимед вычислил содержание золота в короне правителя. А началось все с того, что правитель усомнился в честности ювелира и оказался прав.
Мошенничество на ювелирном рынке не потеряло своей актуальности и по сей день. Ювелирные магазины предоставляют огромный выбор украшений из драгоценных металлов и драгоценных камней. Покупателю легко растеряться и упустить важные моменты при покупке ювелирных изделий. Для того, чтобы после походов по ювелирным магазинам вас не ждали разочарования, необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми требованиями законодательства к тем, кто торгует ювелирными изделиями.

Торговлю ювелирными изделиями регламентируют:

  1. Федеральный закон от 26 марта 1998г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
  2. Закон РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
  3. Инструкция Минфина РФ от 29.08.2001 №68н «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»
  4. Постановление Правительства РФ от 28.09.2000г. №731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»
  5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
  6. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»
  7. Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В магазине или торговом отделе, реализующем ювелирные изделия, вышеперечисленные законодательные акты должны быть изучены работниками, и все требования законодательных актов должны выполняться.

В месте доступном для ознакомления покупателей, должны быть размещены:

— Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

— Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.
Если покупатель засомневался в правильности оформления покупки ювелирных изделий продавцом и не обнаружил в информации для потребителей вышеназванные законодательные акты для ознакомления, то он может их потребовать у продавца. Если таковых не имеется, то сделать запись в книге отзывов и предложений.

Все реализуемые ювелирные изделия отечественного производства должны иметь оттиск именника изготовителя и российского государственного пробирного клейма, ювелирные изделия импортного производства должны иметь также оттиск российского государственного пробирного клейма.

Реализация ювелирных изделий без оттисков российских государственных пробирных клейм, с фальшивыми оттисками, с нечетко видимыми оттисками пробирных клейм не допускается.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов (бриллиантов), и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор ( партию) продаваемых камней.
Товарные ярлыки ювелирных изделий должны содержать:

— наименование товара;

— фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт;

— наименование драгоценного металла;

— артикул;

— пробу;

— массу;

— вид и характеристики вставок из драгоценных камней;

— цену изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок и при необходимости – из серебра);

— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар (на ювелирные изделия – ОСТ 117-3-002-95);
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (наименование и адрес изготовителя и поставщика (продавца), артикул, массу изделий, пробу).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При проведении ревизий в торговых организациях зачастую выявляются нарушения связанные с неправильным оформлением товарных ярлыков на ювелирных изделиях. Например, такие как: на товарном ярлыке не указано наименование товара, наименование и проба драгоценного металла, артикул, наименование ОСТа, отсутствие адреса изготовителя, либо недостоверная информация об изготовителе. Ювелирное изделие имеет одного изготовителя (определяется по именнику), а адрес и наименование производителя на товарном ярлыке указаны совсем другие (зачастую указывают наименование и адрес фирмы, осуществляющей только оптовую продажу ювелирных изделий находящуюся, например, в Москве, а не наименование изготовившего изделие предпринимателя, находящегося в поселке Красное на Волге. Например: именник ГВСМ – зарегистрирован в регионе действия Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора, а адрес производителя указанный на товарном ярлыке – г. Москва, Каширское шоссе,6 – регион действия Центральной государственной инспекции пробирного надзора).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации и именников изготовителей (для изделий российского производства) или сертификатов, для драгоценных камней, а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.
Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные товарные ярлыки (бирки).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень. Для этого используется лупа десятикратного увеличения.

По требованию покупателя, в его присутствии, производится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01г, и массой от 1кг до 10кг на весах, обеспечивающих точность взвешивания 0,1г.
Результаты ревизий показывают, что предпродажная подготовка в торговых организациях проводится не качественно, в результате чего в продаже имеются ювелирные изделия с фальшивыми оттисками пробирных клейм, без оттисков пробирных клейм, с товарными ярлыками, не соответствующими требованиям законодательных актов.

Это доказывает реализацию контрабандной и подпольно изготовленной продукции. Очень часто реализуются ювелирные изделия с трудночитаемым оттиском пробирного клейма (заполированным ювелиром в результате финишной доработки или умышленно), что затрудняет идентификацию оттиска клейма и возможность квалифицировать его как подлинное. Весы в торговом зале отсутствуют, и покупатель не имеет возможности проверить вес изделия. Часто продавец отказывает покупателю в контрольном взвешивании, мотивируя тем, что придется открепить товарный ярлык производителя. Эту ситуацию предусматривает законодательство, а именно: если в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.
Продавцы обязаны передать покупателю вместе с товаром товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Покупателю необходимо обратить внимание на оформление товарного чека, так как зачастую продавец в товарном чеке указывает не всю информацию о приобретаемом товаре. Если приобретается ювелирное украшение со вставками из драгоценных камней, то на товарном ярлыке и в товарном чеке должны быть указаны характеристики драгоценных камней и их полное наименование. В ювелирном магазине можно проверить действительно ли камни в приобретаемом вами украшении – бриллианты, для этого нужно попросить продавца провести проверку диамант-тестером. При приобретении дорогостоящих украшений не надо стесняться перепроверять товар, а особенно драгоценные камни, так как иногда даже продавец не может гарантировать, что вместо обещанных бриллиантов в ювелирное изделие не вставлены дешевые имитации.