Трансграничные персональные данные

Трансграничная передача персональных данных

На сегодняшний день много вопросов у специалистов по информационной безопасности вызывает трансграничная передача персональных данных.

Для начала определимся с понятиями. Трансграничная передача персональных данных — это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

Вообще вопрос трансграничной передачи данных возник, когда начался процесс объединения Европы. Необходимо было, во-первых, унифицировать единое законодательство, а во-вторых, перевести трансграничную передачу в узаконенные рамки. Так была создана Конвенция, но вопрос о том, как государство сможет защитить персональные данные своего гражданина после того, как они оказываются за территорией страны, — остался открытым. Гражданин имеет право отстоять свои интересы в своей собственной стране, но если нарушение его прав произошло за ее пределами, обеспечить полноценную защиту своих интересов для него было практически невозможно.

Как же должна осуществляться трансграничная передача данных, какие документы необходимо получить от субъекта персональных данных? Какая ответственность предусмотрена для операторов за осуществление незаконной трансграничной передачи персональных данных?

На данный момент законодательно закреплена только «общая» ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (статья 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

По информации Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении во втором и третьем чтении находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Среди таких изменений — дополнение его статьей, предусматривающей ответственность за нарушение законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных». По всей видимости, внесение дополнений было продиктовано неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

Федеральный закон № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных», принятый в соответствии с международным законодательством, гласит:

«…Статья 12. Трансграничная передача персональных данных.

  1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
    1. наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
    2. предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;
    3. предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    4. исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
    5. защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных…»

Приведенные в законодательстве исключения вопросов не вызывают, они вполне обоснованы, поэтому попробуем проанализировать действия оператора ПДн по трансграничной передаче ПДн при отсутствии таких обстоятельств. Тем более, что основные споры по поводу трансграничной передачи данных возникают в результате вопросов, связанных с различием законодательств стран и передачи данных без вышеперечисленных обязательств.

По мнению экспертов компании ReignVox, обеспечение защиты ПДн при их трансграничной передаче является составной частью работ по комплексной защите персональных данных на предприятии. Для обоснования адекватности защиты ПДн при передаче данных в за-рубежный филиал компании необходима реализация ряда мероприятий, включая разработку документа (или нескольких документов), который отражает следующие основные моменты:

  • Общие положения (организационная структура компании; страна (страны), в которую передаются ПДн; цель передачи и обработки ПДн за границей);
  • Правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно – правовых документов, на основании которых осуществляется передача и обработка ПДн);
  • Описание объекта защиты;
  • Характеристики передаваемых ПДн (категории ПДн, передаваемых за границу; категории субъектов ПДн; способы обработки ПДн (автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная обработка));
  • Регламент обеспечения безопасного информационного обмена персональными данными с зарубежными филиалами (представительствами) (описание ИСПДн из которой (которых) передаются ПДн; описание ИСПДн, куда передаются ПДн; каналы передачи данных; стандарты и протоколы передачи данных и т.д.); Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых ПДн (организационные мероприятия; технические средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации);
  • Состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты ПДн;
  • Заключительные положения (зарубежный филиал обязуется соблюдать законодательство по обработке ПДн страны, в которой он находится; обязуется обеспечить соответствующую защиту полученных и обрабатываемых ПДн; подписи ответственных лиц головной организации и зарубежного филиала под вышеперечисленными положениями).

Преимущества такого подхода в том, что он позволяет минимизировать риски реализации угроз персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдение установленных норм информационной безопасности.

Статья предоставлена компанией ReignVox

Политика в отношении обработки персональных данных
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО «Эдисонэнерго» (далее – Оператор).
1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://www.adggroup.ru.
2. Основные понятия, используемые в Политике
1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://www.adggroup.ru;
4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://www.adggroup.ru;
9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://www.adggroup.ru;
10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
13.Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
1. Фамилия, имя, отчество;
2. Электронный адрес;
3. Номера телефонов;
4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных
1. Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем.
2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты m.khramov@adggroup.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных
1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://www.adggroup.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора m.khramov@adggroup.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора m.khramov@adggroup.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных
1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
8. Заключительные положения
1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты m.khramov@adggroup.ru.
2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.
3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://www.adggroup.ru/privacy.

Защита прав субъектов персональных данных

Пресечение распространения персональных данных в Интернете

Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных

Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

Ответ: Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?

Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?

Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?

Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?

Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефона указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?

Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.

Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?

Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее – Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Австралия, Аргентинская Республика, Государство Израиль, Канада, Королевство Марокко, Малайзия, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Новая Зеландия, Республика Ангола, Республика Бенин, Республика Кабо-Верде, Республика Корея, Республика Перу, Республика Сенегал, Тунисская Республика, Республика Чили.»

Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?

Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

Ответ: Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» операторами?

Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»:

— стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России — http://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/;

— концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи — http://minsvyaz.ru/ru/documents/5132/;

— методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости — https://www.rosminzdrav.ru/documents/7570-recomendatsii.

Оцените содержание раздела:

В Общем регламенте защиты персональных данных (General Data Protection Regulation — GDPR) Европейский союз закрепил ограничение на экспорт персональных данных за пределы ЕС. Трансграничная передача в третьи страны возможна лишь при соблюдении Главы V Регламента. Она содержит ограниченное количество механизмов, направленных на то, чтобы передача в третьи страны не ослабляла уровень защиты персональных данных, гарантированный Регламентом.

Прежде чем разбирать механизмы трансграничной передачи по GDPR, необходимо определиться с понятием трансграничной передачи, а также выяснить, что ею не является.

Тезис 1. Сбор — не передача

На практике очень часто встречается заблуждение, что получение не европейским контролером данных от субъекта, находящимся в Европейском Союзе (далее – ЕС), является трансграничной передачей. В результате делается ошибочный вывод о необходимости выполнять требования Главы V GDPR «Передача персональных данных в третьи страны или международным организациям”. Однако получение данных от субъекта не является трансграничной передачей данных и представляет собой не что иное, как сбор данных (data collection).

Британский надзорный орган ICO определяет передачу данных как «намеренную отправку персональных данных или предоставление к ним доступа” («intentional sending personal data, or making it accessible”).

Data transfer is an intentional sending personal data to another party or making the data accessible by it, where neither sender nor recipient is a data subject. Передача данных — это намеренная отправка иному лицу чьих-то персональных данных или предоставление этому лицу к ним доступа.

При этом также очевидно, что передачей данных (data transfer) не является сбор данных (data collection). Об этом свидетельствует и то, что обе эти операции перечислены отдельно друг от друга в определении «обработка персональных данных” в ст. 4(2) GDPR.

Тезис 2. Трансграничный сбор оформлять как передачу не надо

Согласно ст. 44 GDPR и относящейся к ней преамбуле 101 правила Главы V GDPR распространяются именно на передачу. Следовательно, при «трансграничном сборе” данных от субъектов из Европейского союза компанией, находящейся за пределами союза, ей не нужно выполнять требования Главы V GDPR «Передача персональных данных в третьи страны или международным организациям”.

Тезис 3. Оформляются только передачи за границу ЕС

Если данные передаются компании (а не собираются ей), например, она получает персональные сведения из ЕС от своего партнера или заказчика, то Глава V становится обязательной к выполнению благодаря ст. 44 GDPR, которая говорит о передаче в третью страну или международную организацию”.

Следует обратить внимание на направление передачи: из ЕС в третью страну или международную организацию, то есть когда данные экспортируются через внешнюю границу Евросоюза. Будучи запущенной, глава V продолжит действовать на последующие передачи без учета направления: «уровень защиты физических лиц, гарантированный в Союзе настоящим Регламентом, не должен ослабляться, в том числе в случаях последующей передачи персональных данных из данной третьей страны или международной организации контролёрам, процессорам в той же или другой третьей стране или международной организации” (Преамбула 111 GDPR)

Если же данные, наоборот, передаются в ЕС, требования данной главы Регламента не применяются, хоть на европейского импортера и продолжат действовать требования из других глав GDPR.

Разбор действия Главы V на конкретных примерах

1. Субъект данных и контролер находятся в ЕС. Данные от субъекта напрямую попадают контролеру, например через анкету, заполненную субъектом, на сайте контролера. Здесь не происходит передачи данных по смыслу Главы V GDPR, так как приведенное в примере движение информации представляет собой сбор данных (data collection). Следовательно, Глава V не применима.

2. Субъект предоставляет данные контролеру, находящемуся вне ЕС. Как и в прошлом примере имеет место не передача данных, а, если можно так выразиться, «трансграничный сбор данных» . Следовательно, Глава V также не применима.

3. Собрав данные у европейских субъектов, компания-контролер (data controller — «C”), находящаяся за пределами ЕС, передает данные процессору 1-го уровня (data processor — «Р1”), который также находится вне ЕС.Имеет место передача данных, однако данные не движутся через границу ЕС. Следовательно, Глава V также не будет применяться к данной передаче.

4. Предположим, что процессор Р1 из примера выше пользуется европейским облачным сервисом Р2. Как и предыдущем примере имеет место передача данных, но на этот раз они пересекают границу ЕС. Тем не менее направление, в котором передаются данные: из третьей страны в ЕС. То есть европейская компания является импортером, а не экспортером данных. Следовательно, Глава V опять не применяется, поскольку она регулирует передачи, где европейская компания выступает в качестве экспортера данных.

5. Процессор второго уровня Р2 (cубпроцессор) решил воспользоваться услугами процессора третьего уровня P3 (суб-суб-процессора), который находится в третьей стране

Данные передаются от Р2 к Р3, то есть с территории Европейского союза — за его пределы. Следовательно, для процессора Р2 начинают действовать правила передачи данных за пределы ЕС из Главы V GDPR.

В частности, действует статья 46 GDPR, в соответствии с которой процессору P2 необходимо найти механизм подходящий для такой передачи. Скорее всего, это будут Standard Contracrual Clauses (далее – SCC), хотя есть и другие механизмы трансграничной передачи, которые будут рассмотрены в других частях этой статьи. (В следующей статье я также напишу, почему нынешние редакции SCC для подобных ситуаций не предназначены, но используются).

С этого момента на все дальнейшие передачи данных, где бы она ни происходили, распространяются требования, установленные главой V GDPR. Соответственно, даже если после передачи данных из ЕС в 3-ю страну информация будет передаваться внутри этой 3-ей страны, необходимо будет применять один из механизмов трансграничной передачи данных из ст. 46 GDPR.

(c) Сергей Воронкевич CIPP/E, CIPM, MBA — 12.10.2020

Примечания:

В соответствии с руководством ICO передачу данных (transfer) также следует отличать от транзита данных (transit), когда данные отправляются через какого-то посредника (например, узел сети Интернет) без намерения предоставить посреднику доступ и возможность проводить над данными действия во время данной передачи.

Вместе с тем в соответствии со ст. 3(2a) GDPR в на эту обработку по-прежнему будут действовать применимые нормы GDPR, в том числе ст. 28 GDPR, которая обязывает контролера и процессора подписывать Data Processing Agreement (далее – DPA).

Как и в предыдущем кейсе, это не отменяет действия GDPR, в частности, потребуется выполнить ст. 28 GDPR, в соответствии с которой необходимо заключение DPA.

При выполнении правил ст. 28 GDPR подключение суб-процессора осуществляется с предварительной авторизации (предварительного разрешения) или поставторизации, т.е. процессор каждый раз запрашивает «разрешение» у контролера на такую передачу.