Транспортный налог юридические лица

Содержание

Транспортный налог для юридических лиц в 2020 году

Как ясно из названия налога, его плательщиками являются владельцы транспортных средств. Какой формулой воспользоваться для расчета, в какие сроки перечислить транспортный налог — эту информацию вы найдете в статье.

Налог на транспорт платят собственники транспорта. Налог является региональным, то есть ставка транспортного сбора зависит от решения региональных властей.

Все нюансы, касающиеся транспортного налога для юридических лиц, есть в гл. 28 НК РФ.

Чаще всего налог исчисляют с автомобилей и автобусов, которые есть на балансе компании. Однако при специфической деятельности налог платится и с другого вида транспорта. Например, яхт-клуб, сдающий в аренду лодки, катера или яхты, будет платить налог с этого водного транспорта. Но следует учитывать, что не все виды транспорта попадают под налогообложение. Их перечень можно найти в ст. 358 НК РФ.

В 2020 году были введены изменения в части налогообложения моторных лодок до 5 л.с. Теперь за них также нужно уплачивать налог.

Ставка транспортного налога для юридических лиц в 2020 году

Главный критерий, исходя из которого устанавливается ставка на тот или иной вид транспорта, — мощность двигателя. Чем мощнее транспорт, тем выше налог.

Все ставки указаны в рублях на 1 л. с. В ст. 361 НК РФ ставки по видам транспорта представлены в виде таблицы.

Важно помнить, что чаще всего регионы меняют значение ставок. Им разрешено делать их меньше или больше. Но итоговое значение не должно отличаться от федеральных ставок более чем в 10 раз.

Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами в 2020 году

Срок уплаты транспортного налога для юридических лиц зависит от региона.

Чаще всего налог нужно платить раз в год до 1 февраля года, следующего за отчетным. Таким образом, налог за 2019 год компании платят до 03.02.2020. Но регионы вправе установить отчетные периоды. Тогда транспортный налог придется платить ежеквартально.

Расчет транспортного налога для юридических лиц

В 2020 году нужно сдать последнюю декларацию по транспортному налогу за 2019 год. С 2021 года сдавать отчетность больше не нужно. ИФНС самостоятельно будет рассчитывать сумму налога и направлять вам уведомление с расчетом — аналогично тому, как это делается у физических лиц.

В 2020 году юридические лица все еще должны рассчитывать налог за 2019 год самостоятельно, не дожидаясь требования ФНС.

Для вычисления суммы налога компании потребуется знать три величины: мощность, ставку налога и время владения транспортом. Для дорогих машин полученное значение следует умножить на специальный коэффициент (ст. 362 НК РФ).

Пример № 1. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi А3 мощностью 102 л. с. Машина Audi А3 куплена в 2016 году. Стоимость автомобиля 1 230 000 рублей, поэтому повышающий коэффициент не применяется. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2019 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2019 год: 9,4 х 102 = 958,80 рубля.

Пример № 2. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi мощностью 140 л. с. Audi куплена и поставлена на учет 03.03.2018. Стоимость автомобиля 3 270 000 рублей, год выпуска 2018, поэтому применяется повышающий коэффициент 1,5. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2019 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2019 год: 9,4 х 140 х 1,5 х (10/12) = 1 645 рублей.

Отчетность

До 1 февраля 2020 года сдайте декларацию по транспортному налогу за 2019 год. Это будет последняя отчетность. В 2021 и последующих годах отчитываться не нужно. Налоговая сама рассчитает сумму и направит уведомление с ее расчетом.

Транспортный налог для юридических лиц: рассчитываем сумму налога самостоятельно

Из названия налогового сбора ясно, что платят его фирмы, обладающие транспортными средствами. Это местный, региональный налог, и именно местные власти устанавливают на него соответствующую ставку. Своевременно уплачивать пошлину необходимо всем собственникам транспорта – и лица физическим, и юридическим. В главе №28 НК РФ собраны все правила, касающиеся уплаты сбора на транспорт. В статье мы расскажем как рассчитать транспортный налог для юридических лиц, коэффициенты, сроки, в которые необходимо деньги перечислить и так далее.

Транспортный налог для юридических лиц

Кто должен платить транспортный налог?

Плательщиками транспортного налога являются фирмы, на которых зарегистрированы транспортные средства. То есть, налоги платят компании, на которых в Госавтоинспекции зарегистрирован автомобиль или другой транспорт. Обязанность перечислять в государственную казну деньги сохраняется в любом случае, даже если машина не используется для прямых нужд компании и не приносит доход.

Обычно налог исчисляется с легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, находящихся на балансе фирмы. Но если компания отличается специфическим родом деятельности, она будет платить сбор и с другого типа транспорта, например, водного. Яхт-клуб, владеющий лодками, катерами и яхтами, и предлагающий их для аренды, имеет обязанность перед государством в уплате сбора.

Подчеркнём, что только компании-собственники транспорта платят сбор. Если автомобильный парк арендуется, а строительная автотехника взята в лизинг, обязанность выплачивать транспортный сбор возлагается на хозяина автомобилей или техники.

Как посчитать и заплатить?

По сравнению с лицами физическими, которым по окончании годового налогового срока приходит уведомление о необходимости уплатить транспортный сбор и его сумма, лица юридические обязаны самостоятельно рассчитать сумму к уплате. Произведённые расчёты вписываются в декларацию, которую нужно подать в инспекцию по месту регистрации ООО. Документы, фиксирующие отчётность по транспортному сбору от юрлиц в инспекции принимают не позже, чем первый рабочий февральский день года, идущего за отчётным. Налог, как мы уже говорили, местный, значит региональные власти могут предусмотреть уплату предварительных (авансовых) платежей. Они выплачиваются в казну ежеквартально, но в инспекцию подавать по ним декларацию не нужно.

Так же, как и для обычных граждан, для юрлиц транспортный сбор считается по простой формуле: база налогообложения, умноженная на ставку. Разберёмся, откуда брать эти показатели. Ставка устанавливается на конкретный вид транспорта согласно важному критерию – мощности его двигателя. Сумма налога связана с этим показателем напрямую – чем мощнее транспорт, тем ставка на него выше, а налог – больше. Мощность двигателя выясняется элементарно – она указана в паспорте транспорта (ПТС).

Ставка же не является фиксированной для всей страны – каждый регион имеет право менять значение, делая его меньше или больше. Но местные власти несколько ограничены в этом вопросе, так как не имеют права повышать или понижать ставку более, чем в десять раз по сравнению с федеральной. Чтобы узнать, по какой ставке рассчитывается налог в конкретном субъекте страны, достаточно обратиться в интернет или связаться с налоговой инспекцией.

К формуле расчета могут быть добавлены коэффициенты повышения или понижения. Повышающий коэффициент (Кп) относится к дорогостоящим автомобилям, цена которых выше трёх миллионов рублей. Коэффициент также зависит от срока использования автомобиля после его выпуска – чем старше «элитная» машина, тем меньше будет повышаться налог.

Таблица коэффициентов, повышающих налог на транспорт

Более подробно о транспортном налоге и о том, как его рассчитать, читайте в нашей статье.

Расчёт транспортного налога для юрлиц

Мы уже разобрались, что компании должны сами считать сумму сбора, не дожидаясь, когда ФНС потребует от них предоставление декларации. На каждое транспортное средства, находящееся во владении фирмы, налог рассчитывается отдельно. Нужно знать четыре момента:

  • ставку налога;
  • мощность двигателя;
  • время, которое компания владеет транспортом;
  • необходимо ли применение коэффициентов понижения или повышения.

Таблица 1. Примеры расчета транспортного налога

Пример №1 Пример №2 Пример №3
ООО «Круг» владеет автомобилем «БМВ» 2015 года выпуска с мощностью двигателя в сто две лошадиные силы. Машина стоила полтора миллиона, поэтому не нужно применять коэффициент повышения. ООО функционирует в Свердловске, где ставка на 2017 год составляет 9,4 рубля. Соответственно, при умножении мощности двигателя на ставку получается сумма годового налога – 958,8 рублей. Согласно налоговым правилам цифра округлится до 959. Фирма «Треугольник» приобретает в марте 2017 года автомобиль «Мерседес» из салона, мощность которого составляет сто сорок лошадиных сил. Это новая машина, цена её – 3,2 миллиона рублей, по этой причине коэффициент повышения вступает в силу. Фирма также работает в Свердловске, где властями утверждена ставка по транспортному сбору в 9,4 рубля. Таким образом, налог за 2017 год (не забываем, что машина куплена в марте), составит 1645 рублей.
Следовательно, компания, владеющая транспортом не полный год, должна определить коэффициент для расчёта налогового сбора. Для этого нужно разделить количество месяцев, в которые фирма владеет ТС, на количество месяцев в налоговом периоде – 12. это называется «коэффициент Кв».
Если ООО «Треугольник» владеет «Мерседесом» десять месяцев, то коэффициент Кв составит 0,83.

Видео — Рассчитать и уплатить транспортный налог на автомобиль

Расчёт предварительных платежей

Чтобы рассчитать авансовый ежеквартальный платёж по налогу, нужно воспользоваться формулой, указанной в статье №362 НК РФ. Она выглядит следующим образом:

База налога х ставка налога х коэффициент КП (если есть) х коэффициент Кв / 4 (количество кварталов в году).

Рассмотрим пример. Московское ООО «Квадрат» рассчитывает авансовый платёж на автомобиль «Хонда» стоимостью в шестьсот тысяч рублей и мощностью сто двадцать пять лошадиных сил. Поскольку коэффициент Кп не применим, а ставка по транспортному сбору для Москвы составляет 25 рублей, формула выглядит так: (125 х 25 х 1) / 4 = 781 рубль.

Сроки уплаты транспортного сбора

Региональные власти вправе самостоятельно устанавливать сроки, в которые владельцы транспорта будут перечислять платежи. Но, согласно главе №362 НК РФ, срок этот не может быть назначен ранее, чем первый рабочий день февраля (чаще всего это первое число месяца). Авансовые выплаты, как мы уже разобрались, наступают ежеквартально. Но предварительные платежи не являются обязательными для установки в регионах. Если власти не требуют уплаты налога четыре раза в год, то вся сумма выплачивается едино.

ООО, владеющие большегрузами, могут претендовать на льготу

Транспортный сбор: изменения

С начала 2016 года в России произошёл ряд изменений, касающихся уплаты налога на транспортные средства для ООО:

  1. Согласно главе №362 НК РФ, список дорогостоящих автомобилей, размещённый на сайте Минпромторга, применяется только к тому периоду, в котором он размещён. За предшествующие годы пересчитывать сумму сбора не требуется.
  2. Порядок расчёта коэффициента владения (Кв) уточнился согласно информации, которую мы указали выше (полные месяцы владения к количеству месяцев в году). Теперь полным месяцем принимается тот, когда транспортное средство было куплено до пятнадцатого числа или снято с учёта после пятнадцатого числа.
  3. Для большегрузных автомобилей появился налоговый вычет, размер которого равен выплатам за вред, причиняемый автодорогам тяжёлыми машинами. Таким образом, налоговый сбор для «тяжелогрузов» может быть уменьшен полностью, до нуля.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года

Подведём итоги

ООО, которые владеют транспортными средствами, зарегистрированными на них в ГИБДД, обязаны платить транспортный налог. Сумма налога рассчитывается самостоятельно бухгалтерским отделом фирмы. Ежегодно, до 1 февраля в инспекцию должна быть передана декларация, фиксирующая сумму налога. Подавать документы нужно в ту налоговую, где плательщик зарегистрирован.

Калькулятор расчёта транспортного налога для юрлиц

В данном калькуляторе применяются конкретные ставки и величины, прописанные в Налоговом Кодексе России.

Транспортный налог 2019. Ставки по регионам РФ

Транспортный налог (ТН) – это налог, предназначенный для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду. Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (при федеральных рассчетах), так законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных рассчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налогу, поряд и сроки оплаты и так далее.

Рассмотрим подробнее информацию по налоговым ставкам на автомобильный транспорт, которые будут действовать в 2019 году.

Ставки транспортного налога в 2019 году

По нашему налоговому законодательству рассматриаемые ставки подразделяются на федеральные (они устанавливаются в качестве базовых на федеральном уровне) и региональные (они устанавливаются в каждом отдельном регионе). Налогоплательщикам следует опираться при оплате данного вида налогового сбора на тариф, установленный в регионе (региональную ставку). Если в регионе они не установлены, то налогоплательщику следует руководствоваться федеральными значениями. Стоит отметить, что федеральные значения регламентированы статьей 361 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таблица. Ставки транспортного налога 2019 по регионам России (в рублях за 1 лошадиную силу)

Наименование субъекта РФ Для легковушек Для грузовиков
< 100 л.с. 100-150 л.с. 150-200 л.с. 200-250 л.с. > 250 л.с. < 100 л.с. 100-150 л.с. 150-200 л.с. 200-250 л.с. > 250 л.с.
Республика Адыгея 10 20 40 70 130 15 25 40 60 80
Республика Башкортостан 25 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Республика Бурятия
(возраст авто):
до 5 лет;
от 5 до 10;
от 10 лет
10,30;
9,20;
8,00
19-19,5;
16,9-17,6;
15,7-16
27,8;
25,2;
22,9
41,7;
37,8;
34,3
83,4;
75,5;
68,7
16,7;
15,1;
13,7
33,4;
30,2;
27,5
38,9;
35,2;
32
44,4;
40,3;
36,6
59,5-61,2; 53,2-55,4; 48,1-50,4
Республика Алтай <90 л.с.:
8;
90 — 100 л.с.: 10
14 20 45 120 15 20 25 30 40
Республика Дагестан 8 10 35 50 105 14 20 27 40 50
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40 5 8 10 13 15
Кабардино-Балкарская Республика <10 лет:
7;
≥10 лет:
0
15 35 65 130 7 15 20 25 35
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150 20 27 38 60 71
Карачаево-Черкесская Республика 7 14 25 50 100 10 16 20 30 50
Республика Карелия 10 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Республика Коми 10,15 или 20 30 50 75 150 20 30 50 65 85
Республика Марий Эл 25 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Республика Мордовия <15 лет:
17,3;
≥15 лет:
15
28 45 75 150 25 40 50 65 85
Республика Саха (Якутия) 8 13 17 30 60 25 40 50 65 85
Республика Северная Осетия — Алания 7 15 20 45 90 10 16 20 27 37
Республика Татарстан (Татарстан) физлица:
10;
юрлица:
25
35 50 75 150 25 40 50 65 85
Республика Тыва 7 11 27 46 98 6 12 15 25 45
Удмуртская Республика 8 20 50 75 100 25 40 50 55 85
Республика Хакасия 6 15 29 50 104 15 25 33 45 85
Чеченская Республика 7 11 24 48 91 9 15 19 26 34
Чувашская Республика 16 28 50 75 150 25 40 50 65 85
Алтайский край 10 20 25 60 120 25 40 50 65 85
Краснодарский край 12 25 50 75 150 15 30 50 60 80
Красноярский край 5 14,5 29 51 102 15 26 33 58 85
Приморский край:
до 3 лет;
3 — 10 лет;
> 10 лет
18;
8,4;
6
19,1;
15,6;
26
42;
28;
14
75;
45;
18
150;
112,5;
45
25;
18;
9,6
40;
32,5;
13
50;
42;
28
65;
45;
30
75;
60;
45
Ставропольский край 7 15 36 75 120 10 20 25 30 50
Хабаровский край 12 16 30 60 150 25 40 50 62 67
Амурская область 15 21 30 75 150 15 24 30 65 85
Архангельская область 14 25 50 75 150 25 40 50 65 85
Астраханская область 14 27 48 75 150 14 32 40 52 68
Белгородская область 15 25 50 75 150 25 40 50 65 85
Брянская область 7 или 10 18 40 75 130 15 20 40 50 60
Владимирская область 20 30 40 75 150 25 40 50 60 80
Волгоградская область 9 20 40 75 150 16 32 50 63 75
Вологодская область 25 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Воронежская область 20 30 50 75 150 25 40 50 65 85
Ивановская область 10 20 35 60 120 20 22 25 43 55
Иркутская область 10,5 14,5 35 52,5 105 15 25 35 50 85
Калининградская область 2,5 15 35 66 147 25 40 50 65 85
Калужская область <80 л.с.:
5;
80 — 100 л.с.:
10
<125 л.с.:
20;
≥125 л.с.:
25
<175 л.с.:
45; ≥175 л.с.: 50
75 150 11 18 24 34 50
Камчатский край 10 32 45 75 150 23 40 50 65 85
Кемеровская область 5,5 или 8 14 45 68 135 25 40 50 65 85
Кировская область от 15 до 20 20 или 30 44 60 120 25 40 50 65 85
Костромская область 13 или 15 30 42 66 132 25 40 50 65 81
Курганская область 10 27 50 75 150 25 40 50 65 85
Курская область 25 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Ленинградская область 18 35 50 75 150 25 40 50 65 <3 лет:
85;
3 — 5 лет:
65;
>5 лет:
45
Липецкая область 15 28 50 75 150 25 40 50 65 85
Магаданская область 7 10 15 23 45 25 40 50 65 68
Московская область 10 34 49 75 150 20 25 33 45 58
Мурманская область 10 15 25 40 80 12 19 24 24 24
Нижегородская область 13,5 или 22,5 31,5 45 75 150 22,5 36 45 58,5 76,5
Новгородская область 18 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Новосибирская область:
до 5 лет;
от 5 до 10 лет;
свыше 10 лет
6 10 30;
22,5;
15
60;
45;
30
150;
112,5;
75
25 40 50 65 85
Омская область 7 15 30 45 90 20 30 40 50 60
Оренбургская область 0 15 50 75 150 25 40 50 65 85
Орловская область 15 35 50 75 150 25 40 50 65 85
Пензенская область <15 лет:
21;
≥15 лет:
15
30 45 75 150 25 40 50 65 85
Пермский край 25 30 50 58 58 25 40 48 58 58
Псковская область <75 л.с.:
13;
≥75 л.с.:
15
27 50 75 150 25 40 50 65 85
Ростовская область <10 лет:
12;
≥10 лет:
8
15 45 75 150 15 25 30 35 55
Рязанская область 10 20 45 75 150 23 32 40 60 85
Самарская область 16 <120 л.с.:
24;
≥120 л.с.:
33
43 75 150 24 40 50 65 85
Саратовская область <3 лет:
16;
≥3 лет:
14
<3 лет:
32;
≥3 лет:
30
50 75 150 22 37 50 65 85
Сахалинская область 10 21 35 75 150 25 40 50 65 85
Свердловская область 0 9,4 32,7 49,6 99,2 7,3 11,7 14,7 19,1 56,2
Смоленская область 10 20 40 70 150 20 31 39 47 52
Тамбовская область 20 30 50 75 150 25 40 50 65 85
Тверская область 10 21 30 45 90 25 40 50 65 85
Томская область 8 14 28 47 110 20 30 40 55 70
Тульская область 10 25,4 50 75 150 25 40 50 65 85
Тюменская область 10 30 38 55 100 25 40 50 65 85
Ульяновская область 12 30 45 70 130 25 40 45 65 85
Челябинская область 7,7 20 50 75 150 25 40 50 65 85
Забайкальский край 7 10 20 33 65 13 19 26 32 52
Ярославская область <81 л.с.:
13,1;
≥81 л.с.:
15,8
28,1 45 68 145 25 38 46 60 73
Москва 12 <125 л.с.:
25;
125 — 150 л.с.:
35
<175 л.с.:
45;
≥175 л.с.:
50
<225 л.с.:
65;
≥225 л.с.:
75
150 15 26 38 55 70
Санкт-Петербург 24 35 50 75 150 25 40 50 55 <3 лет:
45;
3 — 5 лет:
65;
≥5 лет:
85
Еврейская автономная область <80 л.с.:
6,6;
≥80 л.с.:
8,8
<130 л.с.:
14;
≥130 л.с.:
16
<180 л.с.:
32,4;
≥180 л.с.:
44
<230 л.с.:
52;
≥230 л.с.:
64,8
109,2 >0,5 тонн:
13;
0,5 — 1,5 тонн:
17,4;
≥1,5 тонн:
18
>130 л.с.:
20;
130-150 л.с.:
40
50 65 85
Ненецкий автономный округ 10 15 25 30 50 15 24 30 45 60
Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 5 7 40 60 120 20 40 50 65 85
Чукотский автономный округ 10 14 20 30 60 5 8 10 13 17
Ямало-Ненецкий автономный округ 15 24,5 25 37,5 75 25 40 50 65 85
Республика Крым 5 7 15 20 50 12 20 25 30 40
Севастополь 5 7 25 75 100 5 8 10 13 17

Информация представлена на основании опубликованных Минпромторгом данных.

От чего зависят ставки?

Согласно статье 358 (пункт 1) НК Российской Федерации данным видом налогового сбора облагаются не только автомашины, но и катера, самолёты и так далее. Налоговый сбор начисляется физическим или юридическим лицам, на которые зарегистировано транспортное средство.

Региональное правительство имеет право увеличить или уменьшить федеральное значение транспортного налого в несколько раз, но согласно законодательству не более чем в 10 раз. Региональные значения могут различаться в зависимости от экологичности ТС и от его года выпуска.

При расчёте транспортного сбора в качестве основы вычисления берётся мощность движка ТС. Приведём пример. Если движок легковушки имеет 100 л.с. и к нему применяется ставка 2,5 руб., то собственник данного ТС должен будет заплатить:
100 л.с. * 2,5 рублей = 2500 рублей.

Согласно статье 362 (пункт 2) НК РФ собственники автомобилей, имеющих высокую стоимость (более 3 млн. рублей), должны платить транспортный налог с некоторым повышающим коэффициентом. При этом в расчете учитывается год производства автомашины. Весь перечень дорогих автомобилей обычно публикуется на официальном сайте Минпромторга.

Цена легковушки Сколько лет со дня выпуска берется налог на роскошь Коэффициент налога на роскошь
3-5 млн. включительно до 3 лет 1,1
5-10 млн. включительно до 5 лет 2
10-15 млн. включительно до 10 лет 3
свыше 15 млн. до 20 лет 3

Стоит также отметить, что если собственик ТС владел им не полный год после покупки или продажи, то ставки налогого транспортного сбора также в рассчете участвует еще и спецкоэффициент владения транспортом, равный отношению числа месяцев владения к 12 месяцам. Приведем пример. Если собственник владел ТС 5 месяцев, то спецкоэффициент будет равен:
5 : 12 = 0,42.

Для физических и юридических лиц ставки по налогам на транспорт не отличаются, так как во внимание берутся характеристики их ТС. Однако, физические лица и индивидуальные предприниматели получают из налоговой уже рассчитаный ТН в квитанции, а организации должны выполнять подобный расчет своими силами.

Транспортный налог в 2019 — 2020 годах для юридических лиц

Особенности транспортного налога для юрлиц

Изменения 2019–2020 по транспортному налогу для юридических лиц

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

Итоги

Особенности транспортного налога для юрлиц

Транспортный налог для юридических лиц, как и для физлиц, рассчитывается по простой формуле:

База налогообложения × ставка налога.

Кроме того, в эту формулу могут также добавляться понижающие/повышающие коэффициенты, а ставка налога в регионе может быть уменьшена или увеличена по отношению к базовым величинам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но установленные в субъектах федерации ставки налога не могут отличаться от базовых больше чем в 10 раз — такое ограничение указано в п. 2 ст. 361 НК РФ.

Подробнее о порядке расчета транспортного налога для автомобилей читайте в нашей статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В отношении дорогих авто, стоимость которых превышает 3 млн руб., применяется повышающий коэффициент. Этот коэффициент можно найти в п. 2 ст. 362 НК РФ. Его величина зависит не только от стоимости авто, но и от срока его использования после выпуска. Цены на элитные автомобили ежегодно обновляются и доступны для знакомства с ними на официальном сайте Минпромторга.

Налогоплательщики-юрлица в отличие от физлиц должны самостоятельно рассчитывать налог. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой, считать налог юрлица все так же должны сами. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

За налог 2019 года компаниям придется в последний раз отчитаться в ИФНС путем подачи декларации. Крайний срок — 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля).

О том, как отчитаться по транспортному налогу, можно узнать из этой статьи .

Все подробности представления и заполнения декларации по транспортному налогу за 2019 год вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс.

Изменения 2019–2020 по транспортному налогу для юридических лиц

За последние годы в порядок уплаты транспортного налога были внесены такие изменения:

  • С 2021 года меняется порядок и сроки уплаты авансов по нему.
  • С 2020 года, как мы уже говорили выше, отменено декларирование налога, а налоговики должны присылать компаниям сообщение о сумме ТН. В этой связи у компаний появилась обязанность сообщать инспекторам о ТС, по которым такое сообщение не получено. За неотправку сообщений будут штрафовать. Кроме того, из-за отмены деклараций юрлицам потребуется подавать в налоговую заявления на льготы.
  • В 2019 году уточнен перечень дорогих автомобилей. Машины перегруппированы в зависимости от года выпуска и цены.
  • Изменен бланк декларации. Применять его следует с отчетности за 2019 год (утв. приказом ФНС от 26.11.2018 №ММВ-7-21/664@).
  • Отменена дифференциация повышающего коэффициента для легковых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. руб. С 03.08.2018 вступили в действие изменения в п.2 ст.362 НК РФ, которыми установлен коэффициент 1,1% для всех машин данной ценовой категории. Напомним ранее величина коэффициента зависела от года выпуска автомобиля: менее 12 месяцев назад, коэффициент был равен 1,5%, от 1 до 2 лет — 1,3%, от 2 до 3-х лет — 1,1%.
  • Уточнен порядок расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, согласно которому этот коэффициент при поступлении (выбытии) ТС в этом периоде определяют как отношение числа полных месяцев владения к полному количеству месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором ТС приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Установлены правила о том, что перечень дорогих автомобилей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга (п. 2 ст. 362 НК РФ), т. е. с изменением этого списка пересчитывать налог за предшествующие годы не нужно.
  • Региональными законами периодически корректируются ставки транспортного налога.

О том, какие ставки применяют регионы, читайте в этой статье.

  • Другие изменения.

Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс.

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

Сроки уплаты как самого транспортного налога, так и авансовых платежей (если решение об их уплате принято в регионе) устанавливаются законодательными органами субъектов федерации. Однако срок оплаты налога по итогам года не может быть назначен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Размер квартального аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам текущего налогового периода определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и суммарным значением уплаченных ранее авансов (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Установление оплаты авансовых платежей для регионов не обязательно (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если авансы не установлены, то юридические лица должны уплатить всю сумму налога сразу в полной сумме, начисленной за год, в установленный законом региона срок.

Все эти правила сохраняют свое действие и в 2020 году.

Порядок оформления платежки на уплату транспортного налога, включая образец ее заполнения, приведены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Итоги

Юридические лица – владельцы зарегистрированных в регистрационных органах ТС должны уплачивать транспортный налог. Он не платится лишь в отношении транспорта, который упомянут в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Сумму налога налогоплательщикам-юрлицам надлежит рассчитывать самостоятельно. Итоги этих расчетов ежегодно оформляются в виде налоговой декларации, подаваемой в ИФНС в срок до 1 февраля года, наступающего за отчетным. Декларацию представляют в ту ИФНС, где зарегистрирован налогоплательщик (это утверждение справедливо для владельцев ТС, указанных в подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ оплаты налога не определен в региональном законодательстве. Авансовые платежи платят ежеквартально по окончании очередного квартала. В этом случае окончательная сумма транспортного налога, которую надлежит оплатить после 1 февраля года, следующего за отчетным, определяется как разность рассчитанного за год налога и сумм авансов, уплаченных за этот налоговый период.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Особенности исчисления транспортного налога организациями

Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:

  • НК РФ;

  • законами субъектов РФ об этом налоге.

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

  • налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);

  • порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

  • в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

  • в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

  • в отношении каждой категории ТС;

  • с учетом экологического класса ТС;

  • с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

Не более 3 лет

1,1

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

Не более 5 лет

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

От 15 млн руб.

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

  • ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

  • АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

Регистрация ТС

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Пример.

Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

Авансовые платежи:

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

  • для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

  • для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

  • для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

  • в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

  • в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.