Требования к средствам технического диагностирования и измерения

1.4. Общие требования к средствам технического диагностирования

Классификация СТД. Средства технического диагностирования автомобилей классифицируют по конструктивному исполнению, функциональному назначению, степени охвата автомобиля диагностированием, степени автоматизации, виду источника питания и другим признакам.

По конструктивному исполнению СТД подразделяют на внешние и бортовые. К числу первых относят традиционно применяемые на АТП и СТО средства диагностирования, включающие в себя датчики сигналов, преобразователи сигналов, программные и другие устройства и индикаторы, Сюда же относят СТД со специализированными штекерными разъемами для подключения к автомобилям, оснащенным системой встроенных датчиков (СВД). В состав бортовых систем контроля входят датчики, преобразователи их сигналов, индикаторы и элементы коммутации. СТД первой группы подразделяют на переносные, передвижные и стационарные.

По функциональному назначению СТД подразделяют на комплексные для диагностирования автомобиля в целом или ряда его агрегатов, на средства диагностирования двигателей и системы электрооборудования; трансмиссии; тормозных систем; рулевого управления и элементов передней подвески; светотехнических приборов; рабочего и специального оборудования и др.

По степени охвата автомобилей диагностированием и виду применяемых систем диагностирования различают СТД, входящие в общие системы диагностирования автомобилей в целом; входящие в локальные системы диагностирования отдельных агрегатов, систем и узлов и отдельно применяемые средства диагностирования.

По степени автоматизации СТД с диагностируемым объектом подразделяют на автоматические, полуавтоматические, неавтоматические (с ручным или ножным управлением), комбинированные,

По виду энергии носителя сигналов в канале связи различают электрические, магнитные, механические, оптические, пневматические, гидравлические, электронные, комбинированные и другие СТД. По виду источника питания: от бортовой сети автомобиля, от внешней сети, механические, пневматические.

Общие требования к СТД. Средства технического диагностирования автомобилей, как правило, используют на АТП и СТО в отапливаемых помещениях при температуре окружающего воздуха (20±10) °С, относительной влажности воздуха (65±15)% и атмосферном давлении (100±4) кПа.

СТД должны обеспечивать измерение диагностических параметров на всех режимах работы автомобиля, а также на режимах, оговоренных технологическими документами по диагностированию.

СТД должны обеспечивать диагностирование объектов с минимальной трудоемкостью, как правило, без их разборки, Для обеспечения непосредственного измерения диагностического параметра, а также для установки, крепления и съема диагностической аппаратуры допускается частичная разборка диагностируемого объекта.

Выходные сигналы СТД, предназначенные для информационной связи с другими СТД и системами обработки данных, а также выходные сигналы датчиков должны соответствовать требованиям ГОСТ 12997-76 и задаваться в соответствующей нормативно-технической документации (НТД) на СТД.

Метрологические характеристики СТД должны соответствовать значениям, обеспечивающим минимальные эксплуатационные издержки на диагностирование автомобилей. Классы точности СТД или пределы допускаемых погрешностей на конкретные диагностические параметры устанавливаются в стандартах или в технических условиях.

Питание СТД должно осуществляться от однофазной сети напряжением 220 В и частотой 50 Гц, от трехфазной сети напряжением 220/380 В и частотой 50 Гц, от источников постоянного тока напряжением 12 и 24 В, включая питание от аккумуляторной батареи диагностируемого автомобиля.

СТД должны быть вибро- и ударопрочными и выдерживать без повреждений воздействия вибрации и периодических ударов (ГОСТ 22261-82). После прекращения внешних воздействий должны сохранять свои характеристики в пределах норм, установленных НТД на СТД.

Масса переносных приборов не должна превышать 25 кг. В случае превышения указанной массы и выполнения СТД в моноблоке их устанавливают на подвижных стойках, шкафах или на тележках.

СТД, имеющие одинаковый принцип работы и предназначенные для измерения однотипных диагностических параметров, должны быть унифицированы.

Основным показателем надежности СТД является наработка на отказ, которую выбирают и задают в НТД из ряда 500, 600, 700, 800, 900, 1000 ч и далее через каждые 250 ч. Нормируемые показатели надежности СТД устанавливаются в соответствии с действующими стандартами.

СТД должны укомплектовываться запасными частями по номенклатуре, обеспечивающей надежность их работы в заданном интервале наработки.

В зависимости от необходимой точности измерения диагностического параметра и динамики изменения последнего результат измерения выдается на одном или нескольких индикаторах: аналоговом, цифровом, на экране осциллографа или дисплея, на цифропечатающем устройстве.

На первом этапе развития электронных СТД в преобладающем большинстве использовалась аналоговая индикация. Объясняется это низкой ее стоимостью, неплохими метрологическими характеристиками, возможностью получения не только количественной, но и качественной информации о контролируемом процессе, о динамике протекания этих процессов и т. д. На шкалах аналоговых индикаторов для облегчения работы оператора наносят вспомогательные метки, обозначают и выделяют рабочие и нерабочие зоны.

Аналоговая индикация наиболее эффективна при измерении диагностических параметров быстро меняющихся процессов. При измерении параметров медленно меняющихся процессов, в которых за 8-10 последовательных циклов измерений значение параметра меняется не более чем на ±2 единицы младшего разряда индикатора, преимущества цифровой индикации явно выражены.

Практика показала, что, если основными составляющими погрешности измерения являются погрешности датчика и блока преобразования, существенного метрологического выигрыша при переходе на цифровую индикацию нет.

В приборах с аналоговой индикацией, когда индикатор перегружен шкалами (т. е. на один индикатор поочередно выводятся результаты измерений нескольких параметров), считывание результатов измерений усложняется, увеличиваются время и вероятность ошибки считывания результата оператором-диагностом.

Резкое снижение стоимости приборов с цифровой индикацией (в Ряде случаев они дешевле аналоговых) привело к широкому внедрению их при создании СТД нового поколения.

Цифровая индикация обеспечивает большую скорость и высокую точность измерения и считывания. Эти преимущества наиболее полно проявляются в многопредельных и многофункциональных измерительных приборах, так как в них результаты измерений индицируются непосредственно с положением запятой, с указанием вида и размерности измеряемой величины. В свою очередь, цифровая индикация, обладая рядом существенных недостатков, не может быть признанна единственно эффективной.

В современных СТД применяют и комбинированную индикацию, когда результаты измерений одних параметров выдаются на аналоговых индикаторах, других — на цифровых индикаторах, а третьих — на экранах осциллографа.

В ряде случаев применяют параллельную индикацию, когда результаты измерений выдаются на индикатора различных видов, например, угол замкнутого состояния контактов прерывателя выдается иногда на экране осциллографа и на аналоговом или цифровом индикаторе.

В настоящее время широко применяют дисплеи, которые позволяют выводить алфавитно-цифровую и графическую информации.

На современных СТД результаты измерений часто выводят на специально встроенные в них (или подключаемые к ним) цифропечатающие устройства или самописцы.

Контроль технического состояния ВВТ проводится с целью определения фактического технического состояния машины с последующим устранением выявленных недостатков.

Контроль технического состояния ВВТ осуществляется: перед выходом из парка, в пути (на привалах и остановках) и по возвращении в парк; при осмотрах машин должностными лицами; при проведении смотров вооружения и военной техники; при проверках ВВТ в ходе инспектирования войск, проведения контрольных и итоговых проверок; при проведением планового технического обслуживания и ремонта машин.

Устанавливаются следующие виды контроля технического состояния ВВТ (Приложение № ):

  • контрольный осмотр;

  • контрольно-технический осмотр;

  • техническое диагностирование;

  • инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей в ходе ремонта машины.

Контрольный осмотр ВВТ организуется командиром подразделения и проводится экипажами (расчётами), механиками-водителями (водителями) с целью проверки и подготовки машин к выполнению предстоящей задачи, определения степени готовности машин к использованию по назначению при хранении.

Контрольный осмотр проводится: при использовании – перед выходом машин из парка, на остановках и привалах (при совершении марша) и по возвращению в парк, при хранении – ежемесячно.

Контрольный осмотр машин осуществляется внешним осмотром с использованием одиночного комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей, штатных контрольно-измерительных приборов и включает:

  • проверку комплектности машины;

  • наличия (при необходимости) горючего, масла, охлаждающей жидкости;

  • исправности агрегатов, узлов, систем и механизмов, обеспечивающих работоспособность машины в целом и обеспечивающих безопасность движения;

  • выполнение регулировочных работ;

  • устранение выявленных недостатков.

Результаты контрольного осмотра машин, находящихся на хранении, заносятся в Журнал учета недостатков технического состояния и содержания машины.

Контрольно-технический осмотр ВВТ организуется заместителем командира подразделения части (подразделения) по вооружению (начальником службы), проводится специалистами ремонтного подразделения с участием экипажей (расчетов) механиков-водителей (водителей) с целью определения технического состояния машин и объема работ по их техническому обслуживанию или ремонту.

Контрольно-технический осмотр проводится:

  • для машин учебно-боевой (учебно-строевой) группы — перед проведением каждого сезонного, номерного технического обслуживания, но не реже одного раза в месяц;

  • для машин боевой (строевой) группы эксплуатации содержащихся на кратковременном хранении – перед проведением сезонного, номерного технического обслуживания, а также перед постановкой на хранение и после снятия с хранения, но не реже двух раз в год;

  • для машин боевой (строевой) группы эксплуатации содержащихся на длительном хранении — перед проведением номерного технического обслуживания, а также перед постановкой на хранение и после снятия с хранения, но не реже одного раза в год.

По результатам контрольно-технического осмотра машин оформляется дефектовочная ведомость. Кроме того, результаты контрольно-технического осмотра машин записывается в Книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники, боеприпасов роты.

По завершению контрольно-технического осмотра определяется фактический объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, организуется устранение выявленных отказов и повреждений, недостатков в содержании.

При проверке состояния вооружения и техники определяются их укомплектованность составными частями, техническое состояние, наличие и состояние боекомплекта, наличие и качество горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, укомплектованность ЗИП, светотехническими устройствами, средствами повышения проходимости и самовытаскивания, табельными средствами и имуществом, а также проверяются наличие и правильность ведения эксплуатационной документации.

Проверка комплексных образцов включает проверку состояния всех составных частей (комплектующих изделий), входящих в данный образец (комплекс), а проверка прицепных (транспортируемых) образцов — состояние средств тяги (транспортирования).

При проверке состояния образца в первую очередь определяется его готовность к использованию (боевому применению) в соответствии с нормативно-технической (эксплуатационной) документацией путем проверки функционирования всех систем, агрегатов и приборов образца, а при наличии времени и возможностей проводится испытание контрольным пробегом. Объем проверки в каждом конкретном случае определяется командиром части.

Проверка проводится с участием экипажа (расчета), механика-водителя (водителя), за которыми закреплен образец. При этом проверяется и подготовленность личного состава к эксплуатации закрепленных за ним вооружения и техники.

Все выявленные при проверке недостатки, неисправности и повреждения немедленно устраняются. Контроль за их устранением осуществляет командир подразделения, который докладывает о проделанной работе непосредственному начальнику.

В условиях боевых действий осуществляются следующие виды контроля технического состояния вооружения и техники: контрольный осмотр; контрольно-технический осмотр; техническое диагностирование; инструментальная дефектовка агрегатов, узлов и деталей.

Контрольный осмотр осуществляется с целью проверки готовности вооружения и техники к использованию (боевому применению). Он включает внешний осмотр вооружения и техники с проверкой на функционирование и проведение контрольно-регулировочных операций, установленных нормативно-технической (эксплуатационной) документацией, а также обусловленных использованием (боевым применением) вооружения и техники в конкретной местности с учетом времени года и суток, с одновременным устранением выявленных недостатков и неисправностей.

Контрольный осмотр вооружения и техники проводится экипажами (расчетами), механиками-водителями (водителями) и должностными лицами подразделений, за которыми закреплены вооружение и техника.

Контрольно-технический осмотр проводится с целью определения технического состояния образца и объема технического обслуживания и ремонта по техническому состоянию.

Контрольно-технический осмотр вооружения и техники организуется командиром части (подразделения), проводится соответствующими специалистами части (подразделений) с участием личного состава, закрепленного за вооружением и техникой, в объеме операций и периодичностью, указанных в нормативно-технической (эксплуатационной) документации.

По результатам контрольно-технического осмотра составляется дефектовочная ведомость образца с последующим устранением выявленных повреждений, неисправностей и недостатков.

Техническое диагностирование проводится с целью определения технического состояния образца, видов его технического обслуживания и ремонта, момента их начала и места проведения. Техническое диагностирование организуется и проводится комплексной технической комиссией соединения (части) с привлечением специалистов ремонтно-восстановительного батальона соединения (ремонтной роты части). Техническое диагностирование проводится в объеме операций и с периодичностью, указанной в нормативно-технической (эксплуатационной) документации, как правило, в период сезонного обслуживания, а также при наработке межремонтных сроков эксплуатации вооружения и техники с применением диагностического оборудования и контрольно-проверочных (специальных) машин.

По результатам технического диагностирования составляется дефектовочная ведомость образца с последующим устранением выявленных повреждений, неисправностей и недостатков личным составом подразделений и специалистами отдельного ремонтно-восстановительного батальона соединения (ремонтной роты части) в ходе проведения технического диагностирования.

Кроме того, в условиях, исключающих участие соединения (части) в боевых действиях длительное время, контрольно-технический осмотр и техническое диагностирование проводятся по плану, утвержденному командиром соединения (части).

Инструментальная дефектовка агрегатов, узлов и деталей проводится с целью определения их остаточного ресурса для принятия решения об их использовании или ремонте. Инструментальная дефектовка может проводиться при ремонте образца, как правило, в ремонтно-восстановительных (ремонтных) органах объединения, а при необходимости — в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне соединения.