Ценообразование в строительстве

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр

«Об утверждении сметных нормативов»

(в редакции, актуальной с 31 марта 2017 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 29.03.2017 г. № 660/пр)

В соответствии с подпунктами 5.4.5, 5.4.23.1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, приказываю:

1. Утвердить:

государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы согласно приложению 1 к настоящему приказу;

государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования согласно приложению 2 к настоящему приказу;

государственные элементные сметные нормы на капитальный ремонт оборудования согласно приложению 3 к настоящему приказу;

государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы согласно приложению 4 к настоящему приказу;

государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы согласно приложению 5 к настоящему приказу.

2. Департаменту ценообразования и градостроительного зонирования включить в раздел 1 «Государственные сметные нормативы» федерального реестра сметных нормативов государственные элементные сметные нормы, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

3. Признать не подлежащими применению:

государственные элементные сметные нормы, внесенные в реестр приказом Минстроя России от 30 января 2014 г. № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» под регистрационным номером 181;

государственные элементные сметные нормы, внесенные в реестр приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. № 634/пр «О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» под регистрационным номером 187;

государственные элементные сметные нормы, внесенные в реестр приказом Минстроя России от 12 ноября 2014 г. № 703/пр «О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» под регистрационным номером 188;

изменения в государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, внесенные в реестр приказом Минстроя России от 11 декабря 2015 г. № 899/пр «О внесении изменений в сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета под регистрационным номером 202;

изменения в государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования, внесенные в реестр приказом Минстроя России от 11 декабря 2015 г. № 899/пр «О внесении изменений в сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета под регистрационным номером 203.

изменения в государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, внесенные в раздел 1 федерального реестра сметных нормативов согласно приложению № 1 к приказу Минстроя России от 27 января 2017 г. № 41/пр «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов», под регистрационным номером 228;

изменения в государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования, внесенные в раздел 1 федерального реестра сметных нормативов согласно приложению № 2 к приказу Минстроя России от 27 января 2017 г. № 41/пр «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов», под регистрационным номером 229;

изменения в государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы, внесенные в раздел 1 федерального реестра сметных нормативов согласно приложению № 3 к приказу Минстроя России от 27 января 2017 г. № 41/пр «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов», под регистрационным номером 230.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Порядок применения в 2019 году видов расходов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления утверждён приказами Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Приказ N 132н) и от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Приказ N 209н).

Согласно требованиям Приказа N 132н и Приказа N 209н расходы (операции), включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта подлежат отражению по соответствующим элементам видов расходов подгруппы 410 «Бюджетные инвестиции», увязанным в целях бухгалтерского учета с подстатьей 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Вместе с тем расходы, не предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта капитального строительства, по консервации объекта незавершенного строительства отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бухгалтерского учета с подстатьей 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Увязка вышеуказанных вида расходов и подстатей КОСГУ предусмотрена Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2019 года, размещенной на сайте Минфина России.

Формирование первоначальной стоимости создаваемого объекта учета основных средств осуществляется в соответствии с положениями пункта 15 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»), положения которого применяются одновременно с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Первоначальная стоимость объекта основных средств определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, которые включают в том числе любые фактические затраты на создание объекта основных средств.

В соответствии с пунктом 30 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, бюджетный учет операций по формированию вложений в объекты основных средств при их создании ведется на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество».

Согласно пункту 19 СГС «Основные средства» признание затрат в составе фактически произведенных капитальных вложений, формирующих стоимость объекта основных средств, прекращается, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению.

Кроме того обращаем внимание, что нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не предусмотрен термин «первоначальная стоимость объектов незавершенного строительства».

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Ценообразование в строительстве — механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

Особенности ценообразования в строительстве

1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.

4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

6. Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

Механизм ценообразования в строительстве

Условно систему ценообразования в строительстве можно классифицировать: по числу элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (издержки и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).

Прямые затраты (ПЗ) складываются из стоимости строительных материалов (М), потребных для выполнения данного вида СМР, основной заработной платы строительных рабочих (ЗП) и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов (ЭМ), применяемых при выполнении данной СМР. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ. К прямым затратам относятся: основная заработная плата рабочих (без подсобных производств и обслуживающих хозяйств); затраты на строительные материалы и конструкции; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и прочие затраты.

К расходам по эксплуатации строительных машин и механизмов относятся расходы по: транспортированию; погрузке и разгрузке; монтажу и демонтажу; перестановке машин в пределах строительной площадки, их амортизации; заработная плата; расходы на электроэнергию или горючее и т. п. То есть, ЭМ включают в себя заработную плату машинистов и амортизационные начисления.

К прочим прямым затратам относятся расходы на транспортирование лишнего грунта, на вывозку земли, мусора и снега с территории строительства. Удельный вес каждого из элементов изменяется в широких пределах в зависимости от вида работ и применяемых материалов, конструкций и механизмов. В среднем, зарплата составляет 15-20 %, материалы и конструкции 60-70 %, эксплуатация строительных машин и механизмов — 10-15 %, прочие 1-5 % от общей суммы всех прямых расходов.

Накладные расходы (HP) — это затраты, непосредственно не связанные с процессом создания строительной продукции, а направленные на создание общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Это расходы на содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала, содержание складских или ремонтных баз и т. д. Накладные расходы в отличие от прямых затрат непосредственно не связаны с изготовлением или монтажом отдельных конструктивных элементов и с производством отдельных видов работ, эти расходы не дают прямого прироста объема выполненных работ, но косвенно этому способствуют. К накладным расходам относятся затраты на организацию строительного процесса, его обслуживание и управление этим процессом в целом. Накладные расходы содержат следующие статьи затрат: административно-хозяйственные расходы строительной организации; расходы по обслуживанию рабочих: дополнительная заработная плата производственных рабочих, к которой относится оплата простоев по атмосферных условиям, оплата отпусков, доплата бригадам за руководство работой бригад, отчисления по социальному страхованию рабочих, затраты по содержанию пожарной и сторожевой охраны строительства, по организованному набору рабочих, по содержанию производственного оборудования и инвентаря, на благоустройство строительных площадок и подготовку объектов строительства к сдаче и другие. Накладные расходы исчисляются в процентах от полной суммы прямых затрат и колеблются в значительных пределах (12-23 %). На монтажные работы нормы накладных расходов установлены в процентах только к основной заработной плате рабочих, содержащейся в составе прямых затрат. В частности, на монтаж оборудования — 70 %, электромонтажные работы — 76 % и т. д. Сокращение продолжительности строительства приводит к экономии накладных расходов, так называемые условно-постоянные накладные расходы. К ним относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных сооружений и приспособлений, содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание проектной группы и т. п. При укрупнённых расчётах доля этих расходов составляет 50 % от накладных расходов по общестроительным работам и 30 % по специализированным организациям. Сокращение трудоёмкости строительства ведет к экономии накладных расходов в среднем 6-15 руб. на 1 час в день (норматив устанавливается соответствующими министерствами). Кроме того накладные расходы составляют в среднем 15 % от суммы основной заработной платы в прямых затратах и учитываются при сокращении затрат.

сметная прибыль (СП) — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта. Накладные расходы и плановые накопления могут быть договорными или нормативными величинами. Как правило, их нормативное значение определяется заказчиком или инвестором. На практике накладные расходы составляют 12-27 % от прямых затрат, плановые накопления — 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. Плановые накопления являются планируемой прибылью строительно-монтажной организации, источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений. Кроме того, плановые накопления используются на улучшение культурно-бытовых условий рабочих и инженерно-технического персонала. Размер плановых накоплений строительно-монтажных организаций установлен 8 % суммы прямых затрат и накладных расходов. Таким образом,

С смр = ПЗ + HP + СП.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

1. государственные сметные нормативы — ГСН;

2. отраслевые сметные нормативы — ОСН;

3. территориальные сметные нормативы — ТСН;

4. фирменные сметные нормативы — ФСН;

5. индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

Приказ Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 19 марта 2015 г. № 36

«Об утверждении Методических рекомендаций по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование»

На основании пункта 4.2.5 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 20 марта 2015 г. Методические рекомендации по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование.

2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель

В.В. Леонов

Приложение

Методические рекомендации по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование

Общие положения

1.1. Методические рекомендации по ведению мониторинга отпускных цен на строительные материалы, изделия и конструкции (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП) и определяют порядок сбора, обработки информации о ценах поставщиков на строительные материалы, изделия и конструкции (далее — строительные материалы), а также принципы формирования текущих средних отпускных цен, применяемых при строительстве, реконструкции, ремонте объектов за счет средств бюджета города Москвы.

1.2. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы проводится для обеспечения объективности расчетов за строительные материалы по объектам городского заказа и повышения эффективности использования бюджетных средств, в целях анализа тенденции изменения отпускных цен на строительные материалы на территории города Москвы. Данные мониторинга отпускных цен должны быть использованы при формировании сметных цен строительных материалов.

1.3. Принципами проведения мониторинга являются:

актуальность — информация должна отражать действующие на момент проведения мониторинга цены;

достоверность — информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть официально подтверждена производителем/поставщиком;

доступность — информация о результатах мониторинга должна быть доступной для заинтересованных лиц;

постоянство — мониторинг должен осуществляться на постоянной основе с ежемесячной периодичностью.

1.4. Термины, используемые в Рекомендациях:

мониторинг — систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов за строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование;

строительные материалы, изделия и конструкции — совокупность определенных видов материалов, изделий и конструкций с конкретными потребительскими свойствами, применяемых при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ;

отпускная цена на строительный материал — цена строительного материала (денежное выражение стоимости) в текущем уровне цен, в рублях, по которой производители и поставщики строительного материала отпускают его потребителям, зафиксированная на основании информации, полученной от производителей и поставщиков;

текущий уровень цен — уровень цен месяца, в котором производится сбор информации;

производители строительных материалов — организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие производство строительных материалов;

поставщики строительных материалов — организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм (сбытовые подразделения производителей, торговые дома, дилеры), осуществляющие поставку строительных материалов в городе Москве;

дилер — юридическое или физическое лицо, закупающее строительные материалы оптом у производителя строительных материалов и торгующее ими на территории города Москвы оптом, мелким оптом или в розницу;

материал-представитель — наиболее часто применяемая марка строительного материала с определенными свойствами в пределах группы однородных материалов;

однородная группа материалов — совокупность определенных строительных материалов, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (маркой, толщиной, плотностью, сечением и т.д.), но однородны по своему потребительскому назначению;

материальные ресурсы — это материалы, необходимые для выполнения производственной программы предприятия, которые расходуются с изменением формы, состава или состояния, при изготовлении изделий, производстве строительных работ.

Рекомендации проведения мониторинга за отпускными ценами на строительные материалы

2.1. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы осуществляется либо проверкой предоставленных производителями строительных материалов расчетных калькуляций отпускных цен, либо прямым наблюдением за отпускными ценами производителей и поставщиков строительных материалов. Для наблюдения используются отпускные цены, указанные в договорах поставки, счетах, каталогах, прайс-листах поставщиков, в том числе размещенных на сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), котировки на товарно-сырьевых биржах, а также результаты конкурсов и аукционов. Полученная прямым наблюдением информация о текущих отпускных ценах подвергается анализу на актуальность, достоверность и корректность, приводится к сопоставимому виду, после чего заносится в протоколы проведения мониторинга стоимости строительных материалов в соответствии с п. 2.4.5 настоящих рекомендаций.

2.2. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы осуществляется без учета НДС и других налогов, не входящих в себестоимость.

2.3. При проверке предоставленных производителями расчетных калькуляций отпускных цен на строительные материалы необходимо учитывать следующее:

2.3.1. Расчетная калькуляция отпускных цен должна содержать следующие статьи затрат: затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов и транспортно-заготовительные расходы для них, затраты на оплату труда с учетом страховых взносов, затраты на приобретение энергоресурсов (газ, водоснабжение, теплоэнергия, электроэнергия), амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др., а также прибыль.

2.3.2. Затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов должны учитываться по минимальным ценам города Москвы на момент составления калькуляций. Транспортно-заготовительные расходы должны быть подтверждены фактическими данными на момент составления калькуляций.

Для расчета энергоресурсов применяются тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ (газ, железнодорожные перевозки) и Региональной энергетической комиссией города Москвы (водоснабжение, водоотведение).

2.3.3. Размер средств на оплату труда основных производственных рабочих учитывается исходя из норм времени, действующих на предприятии-изготовителе, с поправкой на среднеотраслевые (ЕНИРы) затраты труда и тарифные ставки на уровне, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ определяются на основе действующей редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2.3.4. Результаты расчетов калькуляции отпускной цены на единицу измерения материала могут быть оформлены в свободной форме, но должны содержать статьи затрат, указанные в п. 2.3.1 — 2.3.2 настоящих рекомендаций.

2.3.5. Прибыль учитывается как необходимая для дальнейшего воспроизводства в разных отраслях.

2.3.6. Результаты рассмотрения расчетно-калькуляционных материалов предприятий-изготовителей строительных материалов для участников инвестиционно-строительного процесса, финансируемого из бюджета города Москвы заносятся в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в соответствии с п. 2.4.6 настоящих рекомендаций.

2.4. Мониторинг прямым наблюдением за отпускными ценами производителей (поставщиков) строительных материалов рекомендуется осуществлять следующим образом:

2.4.1. За основу определения перечня наблюдаемых строительных материалов принимается номенклатура строительных материалов, имеющаяся в действующей редакции ТСН-2001.1 «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции». Отобранные для наблюдения строительные материалы (по разделам и группам) вносятся в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций (форма протокола представлена в п. 2.4.5).

2.4.2. Номенклатура наблюдаемых строительных материалов должна расширяться новыми видами материалов, применяемыми в строительстве города Москвы. Новые материалы, согласованные Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, должны включаться в ТСН-2001.1 «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции».

2.4.3. Мониторинг текущих отпускных цен одного строительного материала рекомендуется проводить не менее, чем по трем поставщикам. В качестве поставщиков рекомендуется выбирать крупные или средние организации производителей или региональных дилеров, осуществляющих прямые поставки в Москве. У выбранных поставщиков строительных материалов должен быть неизменный ассортимент, по которому ведется мониторинг, ассортимент не должен носить разовый или случайный характер.

Для мониторинга уникального, специфического (изготовленного по индивидуальному заказу) или выпускаемого только одним предприятием материала (изделия, конструкции), разрешается осуществлять мониторинг менее, чем по трем поставщикам. При данном мониторинге цена принимается по прайс-листу, выставленному счету поставщика или проводится проверка расчетно-калькуляционных материалов, при предоставлении их производителем.

Реестр производителей (поставщиков) формируется в начале отчетного года. По всем производителям (поставщикам) в реестре предоставляется информация о наименовании, форме собственности, адресе и контактной информации (сайт, телефон). Реестр оформляется протоколом регистрации организаций по нижеприведенной форме:

В случае если поставщик прекращает поставки строительных материалов на территории города Москвы или на его сайте нет информации о стоимости строительных материалов в текущем месяце, и он отказывается давать информацию о ценах, то он исключается из списка отобранных для мониторинга поставщиков, начиная с текущего месяца, организацией, формирующей реестр. Исключение оформляется протоколом (протокол составляется в свободной форме).

2.4.4. Мониторингу подлежат строительные материалы российского производства, за исключением случаев, когда необходимая продукция не имеет отечественных аналогов или применение продукции зарубежного производства имеет технико-экономическое обоснование.

2.4.5. Полученная информация о текущих ценах вносится в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций по следующей форме:

2.4.6. Полученные данные в результате проверки расчетно-калькуляционных материалов о текущих ценах заносятся в протокол мониторинга текущих отпускных цен предприятия-изготовителя по следующей форме:

2.4.7. Информация по стоимости строительных материалов для модернизации и строительства Московского метрополитена после рассмотрения предоставленных обосновывающих материалов оформляется письмами Москомэкспертизы.

2.4.8. Текущая отпускная цена строительного материала каждого поставщика определяется на основании прайс-листа за текущий месяц. В случае если на сайте у прайс-листа не указана дата текущего месяца, то данные включаются только после уточняющего запроса организации, ведущей мониторинг (официальное письмо, факс, электронная почта), поставщику о действительности прайс-листа в текущем месяце.

Наблюдение за отпускными ценами на строительные материалы производится на единицу измерения, указываемую в прайс-листе производителя (поставщика). Если единица измерения отличается от единицы измерения в ТСН-2001.1 «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции», то организацией ведущей мониторинг производится расчет приведенной текущей отпускной цены за единицу измерения из ТСН-2001.

2.4.9. Для получения более точной информации о ценах по каждой однородной группе материалов следует выбирать несколько материалов-представителей, по которым будет осуществляться мониторинг цен.

2.4.10. Для формирования сметных цен на строительные материалы берется минимальная цена по данным мониторинга.

2.4.11. Отчет в виде сборника «Информация о ценах на строительные материалы, изделия и конструкции, изготавливаемые предприятиями строительного комплекса города» формируется ежеквартально — в электронном (форматы Excel, PDF) и печатном вариантах. Отчет в виде сборника «Информация по стоимости материалов, изделий и конструкций для модернизации и строительства Московского метрополитена» формируется еженедельно — в электронном (формат PDF) и печатном вариантах.

Отчеты в электронном виде о результатах мониторинга цен на строительные материалы размещаются на официальном сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для свободного доступа всех заинтересованных лиц.

Электронный и печатный варианты отчетов хранятся в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Часть II. Мониторинг отпускных цен на оборудование

1.1. Методические рекомендации проведения мониторинга отпускных цен на оборудование (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП) и определяет порядок сбора и обработки информации о ценах производителей и поставщиков оборудования.

1.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование проводится для обеспечения объективности расчетов за оборудование по объектам городского заказа и повышения эффективности использования средств бюджета города Москвы, в целях анализа тенденции изменения отпускных цен на оборудование на территории города Москвы. Данные мониторинга отпускных цен должны быть использованы при формировании сметных цен оборудования.

1.3. Принципами проведения мониторинга являются:

актуальность — информация должна отражать действующие на момент проведения мониторинга цены;

достоверность — информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть официально подтверждена производителем/поставщиком;

доступность — информация о результатах мониторинга должна быть доступной для заинтересованных лиц;

постоянство — мониторинг должен осуществляться на постоянной основе с ежеквартальной периодичностью.

1.4. Термины, используемые в Рекомендациях:

мониторинг — систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов за строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование;

оборудование — станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы, технологические линии и т.п. устройства, монтируемые и не требующие монтажа, предназначенные для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения;

производители оборудования — организации (предприятия) независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие производство оборудования;

поставщики оборудования — организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм (сбытовые подразделения производителей, торговые дома, дилеры), осуществляющие поставку оборудования в городе Москве;

дилер — юридическое или физическое лицо, закупающее оборудование оптом и торгующее им на территории города Москвы оптом, мелким оптом или в розницу;

отпускная цена на оборудование — цена оборудования (денежное выражение стоимости) в текущем уровне цен, в рублях, по которой производители и поставщики оборудования отпускают его потребителям, зафиксированная на основании информации, полученной от производителей и поставщиков;

текущий уровень цен — уровень цен месяца, в котором производится сбор информации.

Порядок мониторинга за отпускными ценами на оборудование

2.1. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется прямым наблюдением за фактически сложившимися отпускными ценами на поставляемую продукцию производителей (перечень цен или предоставление калькуляций) или за ценами дилеров на территории города Москвы. Для наблюдения используются отпускные цены, указанные в договорах поставки (с учетом условий договора), счетах, каталогах, прайс-листах поставщиков, в том числе размещенных на официальных сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), а также результаты конкурсов и аукционов.

Полученная информация о текущих ценах подвергается анализу на актуальность, достоверность и корректность, приводится к сопоставимому виду, после чего заносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования в соответствии с п. 2.9.1 настоящих рекомендаций.

2.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется без учета НДС и других налогов, не входящих в себестоимость. Также не учитываются другие расходы, оплачиваемые отдельно, сверх цены производства. Если стоимость тары входит в стоимость оборудования, то цены на такие виды оборудования рассматриваются, включая затраты на упаковку.

2.3. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 «Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности».

Номенклатура наблюдаемого оборудования может дополняться новыми видами, модификациями, применяемыми в строительстве города Москвы, учитывая правила отнесения к оборудованию, установленные Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 359 и СНиП IV-11-84 «Правила определения сметной стоимости оборудования». Новое оборудование включается в банк данных Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

2.4. Мониторингу подлежит оборудование российского производства, за исключением случаев, когда оборудование не имеет отечественных аналогов и его применение имеет технико-экономическое обоснование.

2.5. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура оборудования имеющаяся в действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 «Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности». Отобранное для наблюдения оборудование (по разделам и группам) вносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования (п. 2.9.1).

2.6. Мониторинг текущих отпускных цен одного вида (наименования) оборудования рекомендуется проводить не менее чем по трем поставщикам. В качестве поставщиков рекомендуется выбирать крупные или средние организации производителей или региональных дилеров, осуществляющих прямые поставки в городе Москве. У выбранных поставщиков оборудования должен быть неизменный ассортимент оборудования, по которому ведется мониторинг, ассортимент не должен носить разовый или случайный характер.

Для мониторинга уникального, специфического (изготовленного по индивидуальному заказу) или выпускаемого только одним предприятием оборудования разрешается осуществлять мониторинг менее, чем по трем поставщикам. При данном мониторинге цена принимается по прайс-листу, выставленному счету поставщика или проводится проверка расчетно-калькуляционных материалов, при предоставлении их производителем.

2.7. При проверке предоставленных производителями расчетных калькуляций отпускных цен на оборудование необходимо учитывать следующее:

2.7.1. Расчетная калькуляция отпускных цен должна содержать следующие статьи затрат: затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов и транспортно-заготовительные расходы для них, затраты на оплату труда с учетом страховых взносов, затраты на приобретение энергоресурсов (газ, водоснабжение, теплоэнергия, электроэнергия), амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др., а также прибыль.

2.7.2. Затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов должны учитываться по минимальным ценам города Москвы на момент составления калькуляций. Транспортно-заготовительные расходы должны быть подтверждены фактическими данными на момент составления калькуляций.

Для расчета энергоресурсов применяются тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ (газ, железнодорожные перевозки) и Региональной энергетической комиссией города Москвы (водоснабжение, водоотведение).

2.7.3. Размер средств на оплату труда основных производственных рабочих учитывается исходя из норм времени, действующих на предприятии-изготовителе, с поправкой на среднеотраслевые (ЕНИРы) затраты труда и тарифные ставки на уровне, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ определяются на основе действующей редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2.7.4. Результаты расчетов калькуляции отпускной цены на единицу измерения оборудования могут быть оформлены в свободной форме, но должны содержать статьи затрат, указанные в п. 2.7.1 — 2.7.2 настоящих рекомендаций.

2.7.5. Прибыль учитывается как необходимая для дальнейшего воспроизводства в разных отраслях.

2.8. Реестр производителей (поставщиков) формируется в начале отчетного года организацией, проводящей мониторинг. По всем производителям (поставщикам) в реестре предоставляется информация о наименовании, форме собственности, адресе и контактной информации (сайт, телефон).

Реестр оформляется протоколом регистрации организаций по нижеприведенной форме:

В случае если поставщик прекращает поставки оборудования на территории города Москвы или на его сайте нет информации о стоимости оборудования в текущем месяце и он отказывается давать информацию о ценах, то он исключается из списка отобранных для мониторинга поставщиков, начиная с текущего месяца, организацией, формирующей реестр. Исключение оформляется протоколом (протокол составляется в свободной форме).

2.9. Наблюдение и учет отпускных цен производителей (поставщиков) оборудования рекомендуется осуществлять следующим образом:

2.9.1. Результаты мониторинга вносятся в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования по следующей форме:

2.9.2. Информация по стоимости оборудования для модернизации и строительства Московского метрополитена после рассмотрения предоставленных обосновывающих материалов оформляется письмами Москомэкспертизы.

2.9.3. Текущая отпускная цена оборудования каждого производителя (поставщика) определяется на основании его прайс-листа, счетов, возможно калькуляций, полученных по официальному запросу производителю (поставщику) или с его официального сайта. В случае если на сайте у прайс-листа не указана дата текущего месяца, то данные включаются только после уточняющего запроса организации, ведущей мониторинг (официальное письмо, факс, электронная почта), поставщику о действительности прайс-листа в текущем месяце.

2.9.4. Для формирования сметных цен на вид оборудования берется минимальная цена по данным мониторинга.

2.9.5. Отчет в виде сборника «Информация по стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования для модернизации и строительства Московского метрополитена» формируется еженедельно — в электронном (формат PDF) и печатном вариантах.

Отчет в электронном виде о результатах мониторинга цен на оборудование размещается на официальном сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для свободного доступа всех заинтересованных лиц.

Электронный и печатный варианты отчета хранятся в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Часть III. Перечень используемых нормативно-методических документов

3.1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3.2. МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ.

3.3. Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001. Глава 13. Правила определения сметной стоимости оборудования.

3.4. Методологическое руководство по регистрации цен производителей промышленной продукции. Госкомстат России 2002 год.

3.5. Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен. Госкомстат России 2008 год.

3.6. Методологические разработки Росстата. Госкомстат России 2010 год.

3.7. Порядок наблюдения за ценами производителей и определение системы индексов цен на промышленную продукцию. Госкомстат России 2010 год.

3.8. Рекомендации по организации наблюдения за уровнем и динамикой цен на материально-технические ресурсы (цен приобретения). Госкомстат России 2010 год.