Ценовая политика предприятия в условиях рынка

  • Авторы
  • Файлы

Атласкирова М.Н. 321 KB

Ценовая политика предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важней­ших элементов механизма конкурентоспособно­сти. В условиях свободной конкуренции цена продукции выравнивается автоматически под действием законов рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стре­мится к получению максимально возможной прибыли. И здесь помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки неумолимо выдви­гается проблема снижения затрат на производ­ство и реализацию этой продукции, снижение издержек производства.

Для того, чтобы предприятие могло обе­спечить достижение поставленной цели необ­ходимо проводить соответствующую ценовую политику. Ценовая политика позволяет решить следующие задачи:

  1. Расширение присутствия предприятия на рынках сбыта.
  2. Получить максимально возможную при­быль.
  3. Расширить экспортные возможности.
  4. 0беспечить платежеспособность предпри­ятия.

Для решения данных задач предприятию необходимы следующие мероприятия. Во первых, во главу своей деятельности поста­вить маркетинговую службу. Достаточно одной должности маркетолога, который должен быть хорошим специалистом в маркетинговой дея­тельности и обладать необходимыми знаниями в мировом производстве и сбыте продукции. Рас­ширение рынка сбыта должно быть напрямую связано с учетом географического фактора, т.е. кроме установления цены на месте производ­ства, учитывать расходы на доставку и опреде­литься в установлении цены .

Предприятию необходимо во главу развития политики ценообразования поставить качество продукта и качество менеджмента. Необходимо учитывать, что главные критерии качества про­дукции не только техникоэкономические пара­метры продукции, отражающие ее качество, но и предпочтения реального потребителя. 0сновными направлениями и функциями должны стать:

1. 0бщее руководство качеством, включаю­щее определение необходимого уровня качества на основе маркетинговых исследований, орга­низация работ по обеспечению качества, обуче­ния персонала.

2. 0перативное управление качеством, т. е. контроль качества продукции и принятия опера­тивных решений.

Для этого руководству необходимо провести самооценку деятельности управления, обновить технические и технологические параметры, нормы и нормативы. Необходимо также изучить международный маркетинг, провести исследо­вание спроса и цены на продукт, выпускаемый предприятием.

При формировании политики ценообразо­вания необходимо решить, на сколько придет­ся увеличить объемы продаж, чтобы при более низкой цене обеспечить получение большей прибыли. При этом необходимо учесть, чтобы цена устраивала как продавца, так и покупателя, т. е. ввести ценностный подход к образованию цены .

Перерабатывающие предприятия мо­гут идти на инициативное уменьшение цен при недогрузке производственных мощно­стей, сокращении доли рынка под давлением агрессивной ценовой конкуренции со сторо­ны других перерабатывающих предприятий и т. д. Однако при проведении политики ини­циативного снижения цен следует учитывать реакцию потребителей, которые могут вос­принимать снижение цен как свидетельство низкого качества товара или его снижения, низкого спроса на товар, плохого финансового положения перерабатывающего предприятия. В результате потребитель может неадекватно отреагировать на снижение цен и не только не расширить свои покупки, а наоборот, даже их снизить.

При определении ценовой стратегии целе­сообразно учитывать многочисленные факторы. К ним следует отнести, например уровень спро­са, его объём и динамику, экономические воз­можности покупателя, полные издержки пере­рабатывающего предприятия на производство и продажу данного пищевого продукта, цены аналогичных продуктов предприятийконкурен­тов и т.д.

Перерабатывающие предприятия применя­ют ценовые стратегии в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегиче­ских проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биншток, Ф.И. Ценообразование / Ф.И. Биншток. М.: ИНФРА, 2001. 234 с.

2. Воронин, В.Г. Менеджмент в пищевой промышленности / В.Г. Воронин. М.: Колосс, 2003. 324 с.

Библиографическая ссылка

Атласкирова М.Н. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 82-83;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26125 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В настоящее время выделяют следующие типы ценовой политики:

  1. Дифференцированное ценообразование
  2. Конкурентное ценообразование
  3. Ассортиментное ценообразование

Выбор того или иного типа ценовой политики определяется целями предприятия, степенью неоднородности клиентов, из-за чего одинаковый товар может продаваться по различным ценам.

Дифференцированное ценообразование

Замечание 1

Дифференцированные цены могут применяться для различных географических районов, внутреннего и внешнего рынка.

Примером является стратегия сезонной скидки, которая основана на неоднородности спроса среди покупателей во времени и используется для стимулирования спроса. Такие цены могут использоваться для сезонных товаров, а также для товаров, вышедших из моды. Сезонные (периодические) скидки позволяют предприятию обеспечивать более равномерную загрузку и увеличить объем продаж.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для сформированного товарного рынка может быть использована стратегия «случайных» скидок, при которой продавец устанавливает скидку по случайным признакам и не очень часто. Это позволяет привлекать больше покупателей, которые заинтересованы в низких ценах.

Конкурентное ценообразование

Замечание 2

Конкурентное ценообразование подходит для самых конкурентоспособных предприятий, имеющих положительный имидж на рынке, при выпуске принципиально новых изделий, не имеющих аналогов и находящихся на начальном этапе жизненного цикла, либо в случае формирования нового рынка.

Непременное условие реализации стратегии снятия сливок заключается в наличии определенного рыночного сегмента, который представлен покупателями, способными и готовыми платить высокую цену за продукт, имеющий для них ценность по параметрам качества или престижа.

В данном случае изначально на товар определяется высокая цена, из-за которой компания получает сверхприбыль до того, как на рынке начнется конкурентная борьба или будут насыщены потребности элитных покупателей. Через определенное время предприятие может снизить цену и перейти на рынок массового покупателя.

Еще одним видом конкурентного ценообразования является стратегия проникновения на рынок, предполагающая установление изначально низкой цены на продукт. Подобная стратегия бывает продиктована желанием предприятия нарастить свою долю на рынке и обеспечить себе прибыль в перспективе.

Стратегия сигнализирования основана на использовании некоторыми покупателями цены в роли показателя качества. Эту стратегию часто используют для товаров длительного пользования, где качеству отводится большая роль. Степень информированности покупателей относительно качества зачастую недостаточна по причинам сложности его установления при осмотре или высокой обновляемости продукции. Поэтому неопытный, случайный или недостаточно информированный покупатель может использовать цену в роли показателя качества.

Ассортиментное ценообразование

Замечание 3

Ассортиментное ценообразование применяют компании, реализующие определенный ассортимент взаимодополняемых или взаимозаменяемых товаров.

Наиболее распространена стратегия товарных наборов, которая сводится к тому, что цена на набор устанавливается ниже суммы цен включенных в него компонентов. В данном случае более низкая цена устанавливается на основное изделие, а более высокая – на дополняющие и сопутствующие товары.

Стратегия разной прибыльности применяется при установлении цен на взаимозаменяемые товары или услуги. Модели товаров, различающиеся по цене и качественным параметрам, предназначаются для разных категорий покупателей. При этом фирма на аналогичные товары устанавливает цены так, что получает больше прибыли от дорогостоящих моделей и иногда убыток от более дешевых, получая в целом средний уровень прибыли. Стратегия разной прибыльности дает предприятию возможность работать на разных сегментах рынка и за счет этого иметь устойчивое положение.