Учебная нагрузка

Индивидуальная нагрузка преподавателя

«Нагрузка — объем работы, который приходится на одного работника и который необходимо выполнить за определенный период времени» Современный экономический словарь

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с главным экспертом Управления организации учебного процесса;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя нормы времени по видам контактной работы, установленные ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ»; утвержденные рабочие учебные планы (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей хранятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и в иных случаях, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Кафедра физвоспитания

Средний объем

Верхний предел

Средний объем

Верхний предел

Декан

Пониженная

Профессор

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Доцент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Старший преподаватель

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Преподаватель, ассистент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Шаг второй «Подписание индивидуального учебного плана»

Претендент на должность подписывает индивидуальный учебный план, указывает дату подписания и визирует его у заведующего кафедрой/руководителя департамента.

Шаг третий «Проверка индивидуального учебного плана»

Претендент на должность или менеджер кафедры/департамента представляет подписанный индивидуальный учебный план, заявление о приеме на работу, резюме и список трудов а проверку для проверки главному эксперту Управления организации учебного процесса Чекмаревой Татьяне Алексеевне (тел. внутр. 27850 с 10.00 до 17.00 в будние дни, адрес: Покровский бульвар, 11, к.L — 406).

Полный комплект документов представляется в Управление персонала при оформлении на работу в первый раз http://www.hse.ru/org/hse/handbook/new_job.

КАФЕДРАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сроки подготовки расчетов планируемой учебной нагрузки ППС кафедр (факультетов, департаментов, школ) на 2019-2020 учебный год в АСАВ до 30 мая 2020 г.

Расчет планируемой нагрузки делается в системе АСАВ на основании утвержденных рабочих учебных планов и нормативов для расчета учебной нагрузки по видам учебной работы, утвержденных ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ».

Для формирования планируемой учебной нагрузки ознакомьтесь с руководством: http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html
После окончания формирования расчета нагрузки ознакомьтесь с инструкцией, как согласовать расчет: Согласование планов нагрузки

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося, прочее:
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 1 к приказу от 30.09.2019 № 6.18.1-01/3009-13 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год (с изменениями, приказ от 18.12.2019 г. № 6.18.1-01/1812-09 О внесении изменений в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год) (далее — Пиказ).
Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками НИУ ВШЭ на 2019/2020 учебный год — Приложение 3 к Приказу.
Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2019/2020 учебный год — Приложение 4 к Приказу.

Приказ об организации присутственных часов 2016

Как рассчитать годовую нагрузку педагогам дополнительного образования?

Цитата (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва):Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709
В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).
Министр А. Фурсенко
Приложение
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работниковПродолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:
1. Продолжительность рабочего времени:
36 часов в неделю:
работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;
методистам, старшим методистам образовательных учреждений;
тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;
инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).
2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):
18 часов в неделю:
учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);
преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;
24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.
3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:
20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;
24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;
25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;
30 часов в неделю:
инструкторам по физической культуре;
воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.
Примечания.
1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;
учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:
заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.
Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Как снизить учебную нагрузку и сохранить здоровье ребёнка

Нормативы учебной нагрузки в обычной школе

Учебная нагрузка российских школьников регламентирована СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В документе установлено максимальное количество академических часов для учащихся разных классов.

Максимальная учебная нагрузка в неделю в общеобразовательных организациях (в академических часах)

Начиная со средней школы дети проводят в школе по 5–6 часов ежедневно. По нормам, у пяти-, шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а у 7–11 классов — не больше семи, включая факультативные занятия.

В действительности нагрузки гораздо выше. Помимо занятий по обязательным предметам, дети посещают факультативы, ходят к репетиторам и тратят минимум два часа в день на домашнюю работу.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объёмам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий.

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения средняя рабочая неделя длится 40 часов.

Учебная нагрузка обычного школьника сопоставима с занятостью взрослого работающего человека.

Прибавьте к этому переполненные плохо проветриваемые классы, неудобную классную мебель и несъедобную еду в столовых и вы поймёте, почему 90% выпускников школ имеют подорванное здоровье.

Последствия перегрузок

Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному отсутствию учебной мотивации. Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.

По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Наиболее распространены заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.

Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.

<<Форма с консультацией>>

Признаки переутомления

Непосильная учебная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка. Случаи, когда родителям стоит насторожиться и задуматься о сокращении учебной нагрузки:

  • Ребёнок днём чувствует сонливость, а вечером, наоборот, подолгу не может заснуть.
  • У него плохой аппетит.
  • Ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает и не испытывает никакого интереса к учёбе.
  • Младшеклассник становится импульсивным или плаксивым, а подросток — раздражительным, у него постоянно меняется настроение.
  • Ребёнок часто жалуется на головную боль, у него периодически поднимается артериальное давление.

Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит речь идёт о переутомлении и образ жизни школьника пора менять.

Нагрузка в онлайн-школе

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Законом это разрешается. Получить образование можно без посещения школы. Организовать полноценный учебный процесс в домашних условиях помогают онлайн-школы.

В онлайн-школе «Фоксфорд» есть курсы по всем основным предметам школьной программы, но нагрузка значительно снижается. У учеников нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет долго сидеть за уроками.

Максимально возможная недельная нагрузка в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше нагрузки без потери качества знаний.

Ученики, желающие больше изучать любимые предметы и участвовать в олимпиадах, могут дополнить базовую программу углублёнными и олимпиадными курсами. Старшеклассникам доступны также курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Но даже если посещать все дополнительные курсы, нагрузка в большинстве классов будет меньше, чем в обычной школе.

Преимущества онлайн-обучения

Переход на домашнее обучение возвращает школьникам беззаботное весёлое детство. Вздохнув свободно, хоумскулеры вновь жаждут знаний!

Учебный процесс на домашнем обучении организован по индивидуальному плану, что позволяет освободить время на творчество, кружки по интересам и спортивные секции. Одно из главных преимуществ онлайн-школы, в том, что дети, наконец, могут заниматься тем, что им нравится. Шестиклассник Степан Павловских перешёл в «Домашнюю школу Фоксфорда» по рекомендации врача, обучение в онлайн-школе позволило ему вернуться к своим любимым увлечениям.

«С трёх лет я занимался хореографией, тхэквондо и художкой. Но в 7 лет про кружки пришлось практически забыть (осталась только хореография). Я пошёл в школу, и на дорогу до неё уходило почти два часа. В конце прошлого года у меня упал сахар в крови. Врач посоветовал перейти на семейное обучение, чтобы поддерживать правильный режим питания. Среди нескольких онлайн-школ мы выбрали «Фоксфорд» и не ошиблись! Здесь действительно хорошее расписание, оно позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».

Читать целиком интервью со Степаном Павловских →

При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.

«Меня совершенно не устраивала ситуация, когда Егор приходил домой, кидал рюкзак и заявлял, что ненавидит школу. Его подавленное настроение отражалось на атмосфере в семье. сын гораздо больше замотивирован на учёбу, потому что ему интересно (я сама иногда с удовольствием слушаю вебинары). Вовремя делает домашние работы. Сам! Егор стал намного спокойнее и радостнее. Он высыпается и ест нормальную домашнюю еду, а для подростков это мегаважно. Мы стали гораздо больше общаться в течение дня. Атмосфера в семье стала более лёгкой. Для нас это в приоритете».

Читать целиком историю хоумскулинга семьи Воронковых →

Когда фактор стресса окончательно уходит из жизни ребёнка, начинает выправлять ситуация со здоровьем. Ирина Фомичёва рассказала, как с переходом в «Экстернат и домашнюю школу Фоксфорда» у её дочери улучшилось зрение.

«У Светы даже зрение улучшилось, так как режим дня стал более естественным и пропал фактор стресса. Она девушка принципиальная, и всякий раз, когда сталкивалась в школе с лицемерием или несправедливостью, приходила домой и от негодования швыряла сумку в угол. С переходом на самообразование полёты портфеля по квартире прекратились».

‍Читать целиком историю хоумскулинга семьи Фомичёвых →

Выводы

  • Учебная нагрузка современных школьников — слишком велика. Эксперты бьют тревогу, так как физическая усталость и психическое истощение приводят к негативным последствиям для здоровья неокрепших организмов.
  • Семейное обучение помогает избежать чрезмерных нагрузок и оптимизировать график.
  • В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше нагрузки без потери качества знаний. При необходимости базовую программу можно дополнить углублёнными и олимпиадными курсами.
  • При обучении на дому ребёнок может высыпаться, правильно питаться, заниматься спортом или творчеством. Учёба в онлайн-школе проходит в комфортной обстановке и удобном темпе, это позволяет минимизировать стресс, улучшить самочувствие и атмосферу в семье.