Учет и анализ расходов на продажу

Приложение……………………………………………………………………………45

Введение

Анализ расходов на продажу в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Это вытекает из того, что прибыль является основополагающим стимулом деятельности любого предприятия, а также повышает покупательский спрос населения на продукцию предприятия.

Серьезной проблемой издержек обращения является необходимость их снижения, что тесно связано с решением вопросов повышения эффективности работы и улучшения качества обслуживания покупателей. Поэтому анализ расходов на продажу должен быть направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торговых предприятий за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Расходы на продажу – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий. Расходами на продажу являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.

Целью работы является анализ расходов на продажу предприятия, а также выработка рекомендаций по их снижению для укрепления позиций предприятия на рынке.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  1. определить систему показателей издержек обращения предприятия;

  2. рассмотреть факторы, влияющие на уровень и сумму издержек обращения;

  3. оценить динамику расходов на продажу;

  4. провести факторный анализ издержек;

  1. выявить резервы снижения издержек обращения предприятия;

  2. предложить направления оптимизации структуры издержек обращения предприятия.

Объектом исследования служит ООО «Текстильный домик», который расположен в городе Новосибирске на ул. Гоголя,19 и осуществляющий розничную торговлю текстилем для дома: подушки, одеяла, пледы, матрасы, шторы, полотенца, скатерти и т.д.

Периодом исследования служат 2 квартала: IV квартал 2007г. и I квартал 2008г.

1. Теоретические основы анализа расходов на продажу товаров, работ, услуг.

1.1 Понятие, сущность, классификация, состав анализа расходов на продажу

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Все расходы включаются в стоимость активов и относятся на счет прибылей и убытков.

Для учета расходов на продажу Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». На этом счете отражаются все расходы торговой организации, которые не формируют первоначальную стоимость товаров в бухгалтерском учете.

Согласно п.8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности, в том числе издержек обращения, должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  1. Материальные затраты;

  2. Затраты на оплату труда;

  3. Отчисления она социальные нужды;

  4. Амортизация;

  5. Прочие затраты.1

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организации, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счет 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, отгрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы производственных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, услуг и работ. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списанию подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую или иную посредническую деятельность,- расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Традиционное название счета 44 «Расходы на продажу» — «Издержки производства». Раньше он применялся только в торговле. Новое название позволяет его трактовать как счет расходов, которые можно продать, однако составители в виду расходов, связанные с продажей товаров.

Идея переименования имеет собой некоторые основания, так как теперь этот счет предназначен для всех организаций (не только торговые), которые продают ценности и в связи с этим несут определенные расходы.

Новым в характеристике счета 44 «Расходы на продажу» является указание, что на нем обобщаются расходы, связанные с продажей не только продукции и товаров, но и работ и услуг.

Природа счета сложна. Различные комментаторы его относят к счетам:

  1. операционным, ибо расходы нельзя проинветаризировать, на нем временно выделяются определенные текущие расходы с тем, чтобы администрации было легче их контролировать. На самом деле все, что учитывается на этом счете, должно быть отражено по дебету счета 90 «Продажи», на который, кстати, и переносятся суммы произведенных в течение отчетного периода расходов;

  2. результатным, ибо на этом счете сконцентрированы расходы, влияющие самым непосредственным образом на финансовый результат предприятия;

  3. материальным, так как на этом счете фиксируются расходы, которые имеют прямое отношение к товарным запасам, и счет, по определению, должен иметь сальдо, которое характеризует издержки обращения на остаток товаров.

Расходы, сконцентрированные на счете 44 «Расходы на продажу», относятся как к проданным товарам, так и к товарам, находящихся в запасе. По окончанию отчетного периода обычно делают расчет суммы расходов на продажу, падающих на остаток товаров. Она остается на счете 44 «Расходы на продажу» (это материальная часть счета). Остальная сумма списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи». Однако в п.9 ПБУ 10/99 указано, что «коммерческие…расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров…полностью в отчетном году их признания…». Это означает, что торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет издержек обращения на остаток товаров для целей бухгалтерского учета. Организации, составляющие данный расчет, должны принимать во внимание только расходы на транспортировку. Это впервые было отмечено в п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.06.2000 №60н. Это же отражено в пояснениях к счету 44 «Расходы на продажу» новой Инструкции по применению Плана счетов.

Для целей налогообложения прибыли ст. 320 НК РФ подразделяет все расходы по торговым операциям на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы на доставку товаров до склада покупателя (транспортные расходы) в случае, если они не включены в цену товаров. Все остальные расходы признаются косвенными, и они в полной сумме уменьшают доходы от реализации товаров.

Прямые расходы распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца (методика составления расчета издержки обращения на остаток товаров приведена в ст. 320 НК РФ). Налоговая база уменьшается только на сумму транспортных расходов, приходящихся на реализованные товары.2

По характеру зависимости от объема оборота в краткосрочном периоде все издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Сумма постоянных расходов не зависит от объемов оборота, к ним относится аренда, содержание зданий, машин, оборудования, транспортных средств, амортизация основных средств, оплата труда. С ростом объема оборота уровень постоянных издержек не понижается.

Сумма переменных расходов обычно увеличивается в соответствии с ростом объемов оборота. Эти расходы по транспортировке, хранению, сортировке, доработке, упаковке, основная часть оплаты труда.3

Состав расходов на продажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В составе расходов на продажу выделяются:

  1. расходы организации, непосредственно связанные с торговой деятельностью, которые не подлежат лимитированию и в полном объеме относятся на издержки обращения;

  1. лимитируемые расходы, связанные с торговой деятельностью, которые полностью относятся на издержки обращения, но при расчете налога на прибыль подлежат корректировке в пределах лимитов, норм и нормативов. К ним относятся:

 компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;

 представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью торговой организации;