Учет подарочных сертификатов в розничной торговле проводки

Мы шесть лет общаемся с владельцами магазинов. По нашему опыту, вести учёт в маленьком розничном магазине не так уж и сложно: нужен лишь контроль и оперативное обновление информации о бизнес-процессах. В конце материала вы увидите инструкцию, которая поможет вести учёт товаров в магазине за четыре шага.

Суммовой и аналитический товарный учёт в розничном магазине

Суммовой способ учёта продаж позволит следить за суммой движений денег. Вести суммовой учёт можно в тетради или в таблице Excel. Способ позволит следить за работой магазина по периодам. Запишите в первый столбик расходы за период, во втором фиксируйте данные о продажах. В третий пойдёт сумма приходов — выручка. В четвёртом столбце по формуле «выручка минус расходы» вы рассчитаете прибыль.

Суммовой способ учёта товаров подойдёт на старте, если ассортимент и объёмы продаж невелики. Минус способа в том, что вы увидите только общую информацию о доходах и расходах, но не увидите, какой товар принёс больше прибыли, какая статья расходов тормозит развитие, как меняется прибыль в зависимости от сезона.

Аналитический способ учёта продаж подойдёт, если важно не только видеть прибыль, но и представлять, как влиять на эффективность компании. В этом поможет разделение учета на товары: фиксируйте расходы на закупки и приходы от продаж по товарам и магазинам. В конце периода вы увидите, какой товар показал наивысшую маржинальность и принёс больше прибыли. Если вы усложните аналитику и будете фиксировать не только продажи товаров, но и магазин, сотрудника, который провёл продажу, то в конце периода вы увидите самый маржинальный и самый нерентабельный товар, в каком магазине лучше продаётся тот или иной товар, какой сотрудник сделал больше продаж.

К минусам аналитического способа учёта продаж относится то, что его сложно вести. Требуется контролировать множество деталей. Справиться с этой задачей поможет специальная программа автоматизации систему учёта продаж.

Как вести учет в магазине: Excel или программа для учёта?

Справиться с учётом количества сырья и материалов помогут таблица Excel или специальное ПО для учёта продаж. Таблица для учёта продаж подойдёт для малых предприятий. Сейчас в свободном доступе находятся десятки шаблонов таблиц для учёта продаж в магазине, для работы с ними не требуется установка дополнительного программного обеспечения, кроме привычного Excel. Вся база данных магазина сохранится на компьютере без возможности подключиться удалённо.

Справиться поможет специальная программа для учёта продаж в розничном магазине. То, что готовые решения разрабатываются для крупных фирм, — миф. Программы для учёта розничных продаж доступны и для небольших магазинов. Онлайн-сервисы позволяют настроить систему учёта со взглядом в будущее: магазин и обороты будут расти, и для их обработки потребуется больше возможностей, которые недоступны в простых таблицах Excel. К тому же к базе данных, которая находится в облачном хранилище, можно подключить всех сотрудников и отслеживать работу со смартфона или планшета — был бы интернет.

Как вести учёт продаж в магазине вручную

  • Первый шаг. Создайте базу товаров. Внесите в неё все наименования, оформите закупку и укажите начальные остатки. Так вы увидите положение дел на начало продаж.
  • Второй шаг — создайте базу покупателей и вносите данные: имена, контакты, покупки и их сумму. Она покажет вам самых преданных покупателей, тех, кто давно не приходил за покупками и кого нужно снова пригласить в магазин, поможет настроить скидки, акции и систему лояльности.
  • Третий шаг — приступайте к занесению продаж. Фиксируйте проданные товары, суммы приходов и расходов.
  • Четвёртый — смотрите аналитику продаж. Опираясь на отчёты по продажам вы увидите, на что нужно сделать упор в следующем периоде.

Начать вести учёт магазине весьма несложно. Трудности могут возникнуть в самом начале — в выборе способа системы учёта продаж и в занесении начальных данных. Специальные программы для учёта продаж позволяют фиксировать все данные о закупках, продажах и товарно-денежных движений на компьютере и на смартфоне, показывают аналитику продаж на любом устройстве. Автоматизированное ПО для учёта продаж заберёт учёт товаров и продаж в магазине, а вы отдадите все силы на развитие бизнеса.

Как только все проблемы, связанные с открытием собственного магазина позади — улажены проблемы аренды, избрана система налогообложения, зарегистрирован ИП, определены поставщики и первые партии товара должны с минуты на минуту поступить на склад — перед начинающим предпринимателем возникает еще один очень важный вопрос: как вести учет товара в магазине? Легче всего поручить эту задачу бухгалтеру, состоящему в штате, и оптимистично ждать первой прибыли, пребывая в неведении относительно реального состояния дел. Однако для успешного старта и последующего развития необходим постоянный контроль, в основе которого будет лежать оперативная и достоверная информация обо всех бизнес-процессах и, прежде всего, о движении товаров и денежных потоков. Вряд ли все это обеспечит бухгалтер, который ведет учет и отчетность для фискальных органов, к тому же на первоначальном этапе нелишним будет сэкономить на постоянном бухгалтере и вместо введения штатной единицы желательно пригласить приходящего специалиста.

Способы ведения учета товара в торговле

Всю поступающую продукцию необходимо оприходовать на склад, то есть записать что, в каком количестве, и по какой цене мы имеем. После этого каждая операция с данным товаром должна быть отражена в учете — надежном и легкодоступном для участвующих в процессе лиц месте. Стоит отметить, что для бухгалтерского и налогового учета любая операция с товаром должна оформляться соответствующими документами — приходными и расходными накладными, кассовыми чеками или квитанциями. Именно при помощи этих первичных документов бухгалтер в дальнейшем сможет рассчитать налоги и составить отчетность, в соответствии с выбранной системой налогообложения и действующим законодательством.

Итак, учет товаров можно вести двумя способами — суммовым и потоварным (аналитическим). Но в любом случае результат выводится путем проведения ревизии по магазину или передачи товара. Первый способ, суммовой, ведется по сумме документов. В этом случае все очень легко, вполне можно обойтись без компьютера, а воспользоваться тетрадкой и калькулятором. Вы закупили товар, расценили, посчитали приход по цене продажи и записали в плюс. Далее забрали выручку из магазина и записали в минус: «приход» – «выручка» = «остаток расчетный». Затем сделали ревизию и посчитали недостачу: «остаток расчетный» – «остаток фактический» = «недостача».

Самым главным недостатком данного способа является то, что мы не видим ассортимента, который за этими суммами скрывается, то есть анализ по товару невозможен. Также нельзя оценить точную прибыль, только среднюю. При большом ассортименте достаточно сложно отслеживать правильность цены товара. Кроме того, возможны ошибки калькуляции, а еще сложно оценивать подставной товар (кто больше продает — Вы или Ваш работник).

У аналитического способа нет всех этих недостатков, при этом он практически такой же легкий. Следует завести в своем компьютере файл в Word Excel, на каждый месяц — отдельная страничка. В первый столбец нужно выписать все наименования товаров из ассортимента магазина, включая вес, фирму-производителя и упаковку. Во втором столбце следует писать лишь количество единиц, завезенных в этом месяце. Если Вы делаете закупки чаще одного раза в месяц, то каждый раз дописывайте новую цифру. Третий столбец предназначен для количества проданного товара — его добавляйте каждый день в конце рабочего дня. В четвертой графе пишите остаток. Кроме того, сегодня есть множество специальных компьютерных программ, с помощью которых можно вести учет. Их можно приобрести в специальных магазинах или поискать в интернете.

Когда поставщик привозит заказ, нужно пересчитать все и убедиться, что количество сходится с цифрой в документах поставщика. Обязательно отмечайте количество товарных единиц в компьютерном файле. В конце каждого месяца рекомендуется проводить ревизию. Нужно пересчитывать весь товар на полках прилавков и на складе и заодно проверять срок годности каждого продукта.

Чтобы не потерять прибыль с испорченных продуктов, следует заранее договариваться с поставщиками, что не проданный товар они обменяют на свежий.

Но, все же, желательно вести учет в магазине с помощью автоматизации торговли. При возможности установите на кассе специальный сканер, и программа по считыванию штрихкодов сама будет считать, сколько продано товара, а сколько осталось не реализованного.

Учет с расчетом на будущее

Выращивая в домашних условиях небольшое деревце, мы сначала укореняем его саженец в маленьком горшочке, зная, что через некоторое время ему потребуется пересадка в новый попросторнее. Так же и с бизнесом, каждый предприниматель, открывая маленький магазинчик, мечтает со временем превратить его в большой, а то и развить целую сеть.

Задумываясь о том, как вести учет товаров в магазине, нужно понимать, что сегодняшняя сотня-другая наименований завтра может превратиться в тысячу, и Вам, помимо розницы и склада, нужно будет куда-то фиксировать поставщиков, покупателей, работу персонала, также желательно будет анализировать движение товаров и денежных средств в различных разрезах. И в этом случае не помогут громоздкие, с обширным функционалом, сложные настольные программы типа 1С, которые в основном рассчитаны на средний бизнес. Для маленького предприятия необходима простая и доступная система ведения учета товаров, которую можно открыть с любого компьютера, подключенного к интернету. В такой системе можно было бы выполнять все торговые операции, создавать, хранить и печатать документы и, самое главное, в любое время представлять все необходимые отчеты руководителю.

На сегодняшний день существует огромное разнообразие учетных программ, созданных специально для нужд малого бизнеса, доступ к которым осуществляется через веб-сайты за совсем смешную абонентскую плату. Такой системой онлайн-учета является «Большая Птица». Она имеет привычный для пользователей понятный интерфейс. С ее помощью можно с легкостью вести учет товаров в рознице, печатать ценники и этикетки, создавать необходимую документацию, пользоваться сканером штрихкодов. К тому же эта программа поддерживает многопользовательский режим, то есть она снабжена специальным интерфейсом продавца, что позволяет оптимизировать процесс продаж и контролировать работу персонала. В системе, помимо прочего, реализованы многочисленные и разнообразные аналитические отчеты, с помощью которых руководитель сможет не только отслеживать текущее положение дел, но и прогнозировать дальнейшее развитие.

Система «Большая Птица» изначально была разработана для малого бизнеса. Для тех, кто находится в начале предпринимательского пути, в системе есть бесплатный тариф «Колибри», который позволяет развивать маленький бизнес в пределах одного склада. Кроме того, имеются тысячи наименований товаров, чтобы в недалеком будущем перейти на новый уровень в рамках тарифа «Альбатрос» — вести неограниченное количество складов, партнеров, товаров.

Как видите, автоматизация магазина является реальным способом повысить его эффективность.