Учет технического обслуживания

УЧЕТ техническое обслуживание, ремонт и модернизаций АВТОМОБИЛЕЙ

Изучив эту тему, вы должны знать:

— Виды технического обслуживания автотранспорта и их характеристику;

— Какими документами оформляются работы по замене запасных частей, узлов, агрегатов;

— С какой целью и как организуется аналитический учет технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей;

— Порядок синтетического учета технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей и отражение в финансовой отчетности.

На основе полученных знаний вы должны уметь:

— Отличать набор работ при осуществлении различных видов технического обслуживания автотранспортных средств;

— Отличать периодичность видов технического обслуживания на грузовые и легковые автомобили;

— Различать набор работ, относящихся к текущему ремонту, капитальному ремонту, модернизации автотранспортных средств;

— С каких статей расходов состоят прямые расходы автотранспортного предприятия на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию автомобилей;

— Каким первичными документами оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— Какими проводками на счетах финансового и налогового учета оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— В каких формах финансовой и налоговой отчетности отражают расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей.

План

5.1. Виды техобслуживания и состав.

5.2. Первичный и аналитический учет работ.

5.3. Синтетический учет и отчетность.

5.4. Налоговый учет ремонта и улучшений транспортных средств.

Виды техобслуживания и состав

Состав работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (далее — ТС) изложен в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.1998 г.. № 102 (далее — Положение № 102) .

Под техническим обслуживанием транспортных средств

(ТС) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта во время его использования по назначению, хранения и транспортировки. К техническому обслуживанию ТС относятся: ежедневное обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

ЧТО осуществляется после работы с целью подготовки ТС к дальнейшей эксплуатации.

ТО-1 проводится после пробега определенного количества километров, например, легковые автомобили и автобусы — 5 тыс. Км.

ТО-2 проводится после ТО-1 и определенного количества километров пробега, например 20 тыс км.

СО осуществляется два раза в год (весной и осенью), вместе с очередным ТО-2.

К ЧТО относятся:

1) проверка технического состояния;

2) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;

3) заправки эксплуатационными жидкостями;

4) устранение выявленных неисправностей;

5) санитарная обработка ТС.

К ТО-1 относятся:

1) смазки узлов трения и проверка уровней масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверка уровня жидкости в гидроприводе тормозов, выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя стекла;

2) промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, поддона и фильтрующего элемента воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтра грубой очистки топлива;

3) слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

4) в автомобилях с дизелями — слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверка уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

5) в условиях значительного загрязнения пылью — замена масла в поддоне картера двигателя, слив отстоя из корпусов фильтров очистки масла, очистка отложений внутренней поверхности крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла;

6) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов и устройств автомобиля во время движения или на посту диагностирования.

К ТО-2 относятся:

1) очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя, замена фильтрованного элемента фильтра тонкой очистки масла;

2) прочистки сапунов и добавления масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля;

3) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов, устройств автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.

К СО относятся:

1) промывки системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувка трубопроводов (осенью), радиаторов отопителя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверка состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировки плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывка и проверка состояния и работы их на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления, промывка и проверка состояния и работы его на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя-распределителя, очистка, проверка его состояния и при необходимости регулировка на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистка, продувка внутренней полости, замена изношенных деталей и смазки подшипников;

8) замена масла в оборудовании спидометра, проверка правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверка исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверка работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установка (снятие) чехлов утепления;

11) сезонная замена масла в соответствии с химмотологической карты. Положением предусмотрена периодичность проведения технического обслуживания ТС (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Периодичность проведения технического обслуживания ТС

Тип ТС

Периодичность видов технического обслуживания, км

ЧТО ТО-1 ТО-2

Автомобили легковые, автобусы

Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобили полно приводные, прицепы и полуприцепы

+4000

Эта периодичность ориентировочная и может быть изменена в соответствии с требованиями сервисных центров. Несоблюдение периодичности не является тем нарушением, которое влечет за собой налоговые или штрафные последствия — в финансовом учете отражаются фактические, а не нормативные затраты по техобслуживанию.

В соответствии с пунктом 3.8 Положения №102, работы в рамках ЕО, ТО и СО не относятся к реконструкции, модернизации, технического перевооружения и других видов улучшения ТС.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности, восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.

Ремонты бывают текущие и капитальные:

а) текущий ремонт проводится для обеспечения или восстановления работоспособности Тз и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Замена шин и аккумуляторных батарей (п. 3.19 Положения №102) к ремонту (улучшение, модернизации) ТС не относится;

б) капитальный ремонт проводится для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса ТС с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых.

Итак, техническое обслуживание заключается в проверке работы узлов автомобиля и их регулировке, наладке, а также замене технических жидкостей и масел. Если же проводится замена отдельных частей (запчастей) автомобиля (за исключением шин и аккумуляторов) — это уже ремонт.

В финансовом учете расходы на ремонты и другие улучшения ТС относят, согласно П (С) БУ 7, на увеличение балансовой стоимости ТС, если такие расходы приводят к увеличению будущих экономических выгод от его использования. Если же указанные расходы не способствуют увеличению будущих экономических выгод — то на расходы периода.

Для того чтобы не допустить ошибки в этом плане, бухгалтер должен требовать от инженерно-технических служб информацию о том, какие работы в период осуществления ремонта были сделаны и как они повлияли на технические характеристики объекта. А уже исходя из полученной информации, делать выводы об изменениях экономических показателей отремонтированного ТС.

ТО и ремонт ТС могут осуществляться двумя способами: подрядным, с привлечением станции технического обслуживания (далее — СТО), и хозяйственным, то есть силами самого предприятия.

В случае подрядного способа ремонтов в соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 2344, с СТО заключается договор. Фактически выполненные работы на СТО оформляются следующими документами: наряд-заказ, акт выполненных работ, квитанция о техническом обслуживании и ремонте ТС. В договоре с СТО желательно заложить требование выписки счетов (нарядов-заказов, актов и т.д.) с разделением расходов на техническое обслуживание и ремонты ТС. В таком случае обеспечивается раздельный первичный учет текущих расходов и расходов, подлежащих капитализации.

В случае хозяйственного способа затраты на ТО и ремонты также целесообразно дифференцировать. Это обеспечивается применением различных аналитических счетов: 2311 «Расходы по техобслуживанию»,

2 312 «Расходы по текущему и капитальному ремонтам». В свою очередь, на каждом из них аналитический учет может быть обеспечен группировкой прямых затрат на статьи:

1. Стоимость израсходованных запчастей и материалов.

2. Зарплата рабочих на ремонтах и обслуживании (водителей, слесарей-ремонтников) по установленным нормам и расценкам за выполненные работы.

3. Отчисления в фонды соцстрахования и пенсионный фонд.

4. Амортизация используемых средств в процессе осуществления работ по ТО и ремонту ТС.

5. Общепроизводственные расходы (переменные в полной сумме и постоянные распределенные).

В случае подрядного способа работ расходы сторонних организаций группируются на тех же аналитических счетах (2311, 2312) с выделением отдельной статье «Услуги сторонних организаций».

Если на предприятии внедрена управленческий учет, последние группировки затрат могут проводиться в реестрах управленческого учета с последующим переносом итогов к финансовому учету — на счет 23.

Категория: Эксплуатация специальных автомобилей
Публикация: Планирование и учет технического обслуживания и ремонта машин
Читать далее:
Планирование и учет технического обслуживания и ремонта машин

Планирование и учет ведут, исходя из годовой производственной программы, на основании которой определяют число работников, рабочих постов и площадей производственных помещений.

Посты технического обслуживания рассчитывают по суточной производственной программе, выраженной в числе обслуживаний данного вида (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО), посты текущего ремонта, а также производственных участков — по годовой производственной программе. Последнюю устанавливают по каждой группе машин одной viapKH, исходя из списочного состава, среднего годового пробега одной машины и нормативов межремонтных пробегов и пробегов между техническими обслуживаниями. Исходные данные для определения числа технических обслуживании и трудоемкости этих работ принимают с учетом конкретных условий работы специализированного автохозяйства и сезонной работы машин.

Число рабочих по производственным участкам и видам технического обслуживания планируют в соответствии со среднесуточной трудоемкостью технического обслуживания и ремонта машин и оборудования и с таблицами распределения трудоемкости ТО и ремонта по видам работ.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Основные документы планирования и учета: форма учета выпуска, возврата и технического состояния машин, листок учета технического обслуживания и ремонта машин, лицевая карточка машины и карточка на текущий ремонт агрегатов. Форму учета выпуска, возврата и технического состояния машины (см. приложение 6) заполняет дежурный механик контрольного пункта. При выпуске на линию дежурный механик проверяет техническое состояние машины и в форме учета (в соответствующих графах) записывает ее гаражный номер, время выхода машины на линию, показание спидометра и остаток топлива. При возвращении машины с линии в гараж дежурный механик после выполнения контрольно-осмотро-вых работ записывает время возвращения, показание спидометра, остаток топлива и делает соответствующую отметку «Машина исправна» или «Неисправна», по окончании ТО и TP отмечает их выполнение.

Все технически исправные машины дежурный механик направляет на посты ежедневного обслуживания, а номера этих машин сообщает в диспетчерскую, где на них выписывается путевой лист на следующий день, который подписывает дежурный механик. На каждую машину, которая требует обслуживания или ремонта, дежурный механик выписывает листок учета, в котором проставляет гаражный номер машины, дату, время начала работ и вид технического обслуживания и направляет машину в соответствующую зону обслуживания или ремонта. Если машина нуждается в текущем ремонте, то в разделе «Заявка» записывают все работы, необходимость выполнения которых установлена при осмотре машины или по заявлению шофера. После проведения технического обслуживания бригадир или ответственный исполнитель бригады ТО-1 подписывает листок учета или ставит штамп «Выполнено». Если машина нуждается в текущем ремонте, который нецелесообразно выполнять на посту технического обслуживания, в листке учета также указывается перечень работ, необходимых при ремонте.

Листки учета машин, прошедших техническое обслуживание и не нуждающихся в текущем ремонте, передают дежурному механику контрольного пункта, а требующих ремонта — начальнику профилактики, который назначает время постановки машины в ремонт.

Дежурный механик после ознакомления с перечнем и объемом работ, выполненных при техническом обслуживании, делает корректировку списка машин, выезжающих на линию.

Утром шофер осматривает машину и, убедившись в ее исправности, получает в диспетчерской заранее выписанный путевой лист, который предъявляет при выезде из гаража дежурному механику. Если в путевом листе имеется подпись механика, подтверждающая, что машина была осмотрена и признана исправной, дежурный механик контролирует только ее внешний вид; при отсутствии подписи дежурного механика производится повторный технический осмотр машины. Если при осмотре машины перед выездом на линию шофер обнаружил неисправности, он сообщает об этом дежурному механику контрольного пункта. При необходимости ремонта дежурный механик выписывает листок учета, передает его начальнику профилактория, и машина направляется в зону ремонта. Ежедневно по окончании выпуска машин на линию дежурный механик передает все листки учета технику по учету, который (после их обработки) стыкует их с лицевыми карточками, указывая нужные замены агрегатов и узлов, и размещает в ячейки специального шкафа, номера которых соответствуют номерам машин.

После ремонта шофер предъявляет машину вместе с оформленным листком учета механику контрольного пункта, который осматривает ее и при отсутствии неисправностей выпускает на линию, а листок учета передает технику по учету.

При вызове на линию автомобиля технической помощи дежурный механик контрольного пункта выписывает листок учета на ремонт машины на линии. Если в процессе текущего ремонта требуется замена агрегата, бригадир или ответственный исполнитель заполняет карточку на текущий ремонт агрегата, которую вместе с агрегатом сдает на промежуточный склад. По окончании ремонта в листке учета машины записывают снятые и поставленные узлы и агрегаты. Листки учета вместе с карточками на текущий ремонт агрегата передают дежурному механику контрольного пункта, который проверяет качество выполненных работ. Если в процессе выполнения текущего ремонта обнаруживается, что ремонт потребовался в результате поломки или аварии машины, а в листке учета это не отражено, бригадир или ответственный исполнитель сообщает об этом начальнику производства, который проверяет правильность заявления и ставит в листке учета штамп «Авария» или «Поломка» и свою подпись^

Каждую поступающую в эксплуатацию специальную машину закрепляют за шофером или за бригадой шоферов. Это оформляют актом, который подписывают все шоферы бригады и начальник гаража (колонны) и утверждает директор спецавтохозяйства. Если кто-либо из шоферов включился в бригаду позже, составляют дополнительный акт. Если шофер не работал раньше на данной машине, то его предварительно знакомят с особенностями конструкции, правилами эксплуатации и ухода за ней.

Рекламные предложения:

Читать далее: Типовые производственно-ремонтные базы
Категория: — Эксплуатация специальных автомобилей

Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Статья: Расходы на ремонт автомобиля: бухгалтерский и налоговый учет (Паршина Ю.Б.) («Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, n 8)

«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, N 8
РАСХОДЫ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ: БУХГАЛТЕРСКИЙ
И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Транспортные средства организации, как собственные, так и арендованные, подвергаются физическому и моральному износу и нуждаются в восстановлении своих технических характеристик.
В соответствии с п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 27.11.2006), и п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 27.11.2006), основные средства можно восстанавливать как посредством ремонта, так и посредством модернизации или реконструкции.
Ремонт автомобилей осуществляется для того, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии.
Главным отличием ремонта от реконструкции или модернизации является то, что он не улучшает технических характеристик автомобиля, не изменяет его назначения и не придает объекту новых качеств. Отличать ремонт от других видов работ необходимо для того, чтобы правильно отразить затраты на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете. Это очень важно помнить, поскольку затраты на проведение модернизации автомобиля следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 6/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Также необходимо отличать ремонт от технического обслуживания.
Понятия «техническое обслуживание» и «ремонт» определены в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г. Под техническим обслуживанием понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых с целью поддержания автотранспорта в работоспособном состоянии. Ремонт — это совокупность мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния автотранспорта.
Если ремонт связан с устранением как уже возникших неисправностей, так и с заменой деталей до выхода их из строя, то техническое обслуживание не связано с устранением выявленных неисправностей, оно осуществляется лишь с целью поддержать эксплуатационные свойства объекта основных средств (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным (в зависимости от сложности и продолжительности работ).
Текущий и средний ремонт транспортных средств необходим для того, чтобы систематически и своевременно предохранять их от преждевременного износа и поддерживать в рабочем состоянии. Основное отличие этих двух видов ремонта состоит в том, что текущий ремонт проводится чаще, чем средний.
При капитальном ремонте транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
Насколько часто организация проводит капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируется тот или иной автомобиль. Однако, как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду подтверждается соответствующими документами.
Основными документами при ремонте основных средств являются дефектная ведомость, смета и акт приемки выполненных работ. Если организация проводит планово-предупредительный ремонт, то основанием для проведения такого ремонта является предварительно утвержденный план.
Ремонт автомобиля необходимо проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Следует учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Данная система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведения их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Согласно п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств инвентарные карточки по объектам транспортных средств, переданным в ремонт, в картотеке следует переставить в группу «Основные средства в ремонте». Это необходимо сделать для того, чтобы своевременно получить ремонтируемые объекты.
Приемка объектов основных средств по окончании ремонта производится по форме N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ. Что касается инвентарной карточки, при поступлении автомобиля из ремонта ее следует переместить из группы «Основные средства в ремонте».
Здесь необходимо обратить внимание на то, что в бухгалтерском учете, когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения амортизация в этом случае продолжает начисляться в обычном порядке.
Ремонт собственного автомобиля
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ремонт собственных транспортных средств организации отражаются в зависимости от способа их учета, который необходимо предусмотреть в учетной политике.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбрать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
учет расходов на ремонт может вестись с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием на текущие расходы;
организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств с последующим списанием расходов за счет созданного резерва.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из представленных способов учета расходов на ремонт автомобилей исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов транспортных средств, периодичности проведения ремонта.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств уменьшают налогооблагаемую базу согласно п. 1 ст. 260 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В НК РФ предусмотрено два варианта учета расходов на ремонт основных средств:
расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
можно сформировать резерв под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Важно отметить, что избежать ведения двойного учета расходов на ремонт автомобилей можно только одним способом — необходимо выбрать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета единый порядок учета расходов на ремонт: либо путем включения в состав расходов суммы фактических расходов на ремонт, либо путем формирования резерва на ремонт основных средств.
Рассмотрим порядок отражения расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
Как правило, в бухгалтерском учете расходы на ремонт включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат на его проведение в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006). Для целей налогообложения, согласно п. 1 ст. 260 НК РФ, затраты на ремонт относятся в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Стоимость ремонтных работ относится в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. в зависимости от характера использования собственных основных средств. Если организация производит ремонт автомобилей, которые не используются в процессе производства и собственного потребления, то расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Ремонт транспортных средств может быть выполнен как с привлечением сторонних организаций — подрядный способ, так и непосредственно самой организацией — хозяйственный способ.
При осуществлении ремонта подрядным способом основанием для записей в бухгалтерском учете будут:
акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие оплату услуг автосервиса и стоимость запасных частей.
При осуществлении ремонта подрядным способом в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 60
отражена стоимость выполненного ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
Дебет 60 Кредит 51
оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по выполненному ремонту.
Отметим, что, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ, организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный подрядчиком автомобиль используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС. При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
работы подрядчиком выполнены (акт о приеме-сдаче работ подписан обеими сторонами);
сумма НДС уплачена подрядчику;
имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.
Если организация использует автомобиль в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма налога по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если ремонт проводят хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делают записи в бухгалтерском учете, будут:
накладная от поставщика запасных частей;
смета ремонтных работ;
дефектная ведомость ремонта автомобиля;
акт о приемке выполненных работ;
акт о списании израсходованных запасных частей и т.д.
Указанные документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
При осуществлении ремонта собственными силами организации в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 10 Кредит 60
приобретены материалы для проведения ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет 60 Кредит 51
приобретенные материалы оплачены поставщику;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 10
отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 70 (69…)
отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата рабочих, страховые взносы и т.д.).
Вычет НДС по материалам, используемым для ремонта транспортных средств, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов, независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт. При этом должны быть выполнены остальные требования, необходимые для применения вычетов.
Если ремонт транспортных средств производится неравномерно в течение года, то учетной политикой для целей бухгалтерского учета может быть предусмотрено, что суммы, истраченные на ремонт, сначала учитываются в составе расходов будущих периодов на счете 97, а затем равномерно списываются на текущие расходы.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 97 Кредит 23 (69, 70…)
отражены расходы на ремонт основных средств;
Дебет 20 Кредит 97
списаны расходы на ремонт.
При этом в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо предусмотреть порядок списания расходов будущих периодов и текущих расходов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007), порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно.
Однако в налоговом учете такого варианта списания расходов на ремонт не предусмотрено. Именно поэтому для целей сближения бухгалтерского и налогового учета мы не рекомендуем организациям использовать счет 97, а советуем сразу списывать затраты на ремонт в состав текущих расходов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008), если расходы уменьшают прибыль для целей налогообложения в текущем периоде, а для целей бухгалтерского учета распределяются равномерно, то образуются налогооблагаемые временные разницы. Именно поэтому если организация все же использует в бухгалтерском учете для списания затрат на ремонт счет 97, то у нее образуются налогооблагаемые временные разницы — пример 1.
Пример 1. ЗАО «Бальтервиль» в соответствии со своей учетной политикой отражает расходы на ремонт основных средств в составе расходов будущих периодов. Произведенные расходы списываются со счета 97 равномерно в течение года, в котором был произведен ремонт.
В августе 2010 г. ЗАО «Бальтервиль» подрядным способом произвело ремонт автомобиля иностранного производства. Автомобиль используется организацией для производства продукции, облагаемой НДС. Стоимость ремонта — 600 000 руб. (в том числе НДС — 91 525 руб.). Стоимость работ была оплачена в этом же месяце.
В августе 2010 г. в бухгалтерском учете ЗАО «Бальтервиль» выполнение ремонта необходимо отразить следующим образом:
Дебет 97 Кредит 60
508 475 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля в составе расходов будущих

Законодательство о бухгалтерском учете, в частности, ПБУ 6/01, не содержит прямого указания на необходимость капитализации затрат, связанных с ремонтом и обслуживанием объекта основных средств. На практике такие затраты, как правило, признаются расходами того периода, когда они понесены, несмотря на то, что они обеспечивают поступление экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов. Вследствие этого финансовый результат периода, в котором осуществляются такие затраты, оказывается заниженным, а финансовые результаты периодов в отсутствие этих затрат — завышенными.

В соответствии с пунктом 27 ПБУ 6/01: «Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств».

📌 Реклама Отключить

П. 27 ПБУ 6/01 поясняет норму о необходимости капитализации затрат только в части модернизации и реконструкции, не давая прямого указания по вопросу учета затрат на другие формы восстановления основных средств, таких как ремонт и обслуживание.

Ввиду того, что указанные затраты приносят экономические выгоды в течение длительного времени (более одного отчетного периода), требует пояснений фраза «отчетного периода, к которому они относятся». Из данной формулировки и всего п. 27 ПБУ 6/01 сложно сделать вывод, имеется ли ввиду длительный период, с которым соотносятся данные затраты, либо имеется ввиду период, когда затраты понесены.

До 2010 г. порядок учета затрат на ремонт и обслуживание регулировался п.п. 65, 72 ПВБУ № 34н. В частности, в предыдущей редакции п. 65 ПВБУ 34н звучал следующим образом: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся».

📌 Реклама Отключить

Норма в отношении ремонтов и обслуживания в п. 72 звучала следующим образом:

«В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на … ремонт основных средств … покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета».

После изменения п. 65 ПВБУ 34н и исключения п. 72 из ПВБУ 34н порядок учета ремонтов и обслуживания стал неясным.

Решение

Существенные затраты на ремонт и обслуживание объектов основных средств, проводимые с периодичностью свыше 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе внеоборотных активов, в составе показателя, детализирующего строку «Основные средства», например, «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств» (см. Иллюстративный пример № 1). Данная норма относится к затратам, не связанным с заменой частей основных средств (п. 8 настоящей Рекомендации). 📌 Реклама Отключить

В случае, когда в ходе ремонта и обслуживания происходит замена частей, рекомендуется использовать схему учета частичной ликвидации объекта основных средств. В частности, необходимо произвести уменьшение стоимости основного средства на сумму остаточной стоимости выбывающей части и увеличить стоимость основного средства на сумму затрат по приобретению новой части, а также на сумму иных связанных затрат (например, затраты на монтаж этой части) (см. Иллюстративный пример № 3). Затраты на замену частей основных средств включаются в стоимость объектов основных средств.

Затраты на ремонт и обслуживание основных средств, осуществляемые с целью восстановления их полезных свойств и продления возможностей их эксплуатации в будущем, проводимые с периодичностью менее 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются текущими расходами периода, в котором они были понесены.

📌 Реклама Отключить

Затраты на ремонт и обслуживание в случае их несущественности по отдельности или в совокупности, рекомендуется учитывать в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей Рекомендации.

Порядок отражения затрат на ремонт и обслуживание основных средств на счетах бухгалтерского учета устанавливается экономическим субъектом самостоятельно.

Основа для выводов

Пункт 27 ПБУ 6/01, устанавливая необходимость отражения затрат на восстановление объекта основных средств в том отчетном периоде, к которому они относятся, не раскрывает порядок такого отражения (за исключением реконструкции и модернизации).

В п. 14 ПБУ 6/01 предусмотрено, что «стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

📌 Реклама Отключить

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств».

Статьей 3 Закона 402-ФЗ установлены определения стандартов и международных стандартов по бухгалтерскому учету:

«стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

В пункте 7 ПБУ 1/08 указано, что: «…Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности…».Таким образом, порядок ведения бухгалтерского учета затрат на ремонт и обслуживание объектов основных средств является вопросом, требующим детализации в учетной политике организации на основе МСФО.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 IAS 16 «цель настоящего стандарта состоит в определении порядка учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций. Основными аспектами учета основных средств являются признание активов, определение их балансовой стоимости, а также соответствующих амортизационных отчислений и убытков от обесценения, подлежащих признанию». Балансовая стоимость (в трактовке п. 6 IAS 16) — это стоимость, в которой актив признается в отчетности.

Указанный международный стандарт регламентирует порядок формирования отчетности экономического субъекта. Из ст. 3 Закона 402-ФЗ следует, что под случаями «установленными настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету», подразумеваются:

📌 Реклама Отключить В то же время, применимость норм РСБУ (ПБУ 6/01) распространяется на формирование первоначальной стоимости инвентарных объектов основных средств, а применимость норм МСФО (IAS 16) — к балансовой стоимости (отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности), отражаемой по строке «Основные средства».

Пунктами 13, 70 IAS 16 предусмотрено включение затрат на регулярную замену частей объекта основных средств в балансовую стоимость указанного объекта, причем стоимость заменяемых частей подлежит списанию. Если для предприятия «практически невозможно» провести расчет стоимости заменяемой части, то оно может использовать первоначальную стоимость заменяющей части в качестве стоимости заменяемой части на момент ее приобретения.

📌 Реклама Отключить

Данные положения корреспондируют схожей норме п. 29 ПБУ 6/01, согласно которой выбытие объекта основных средств может иметь место в случае «частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции». Такая формулировка подразумевает выбытие частично ликвидируемой части и увеличение стоимости основного средства на сумму затрат по его реконструкции. При соотнесении данной нормы с МСФО, она соответствует той части нормы предыдущего абзаца, согласно которой при регулярной замене частей объекта основных средств сумма затрат по замене (например, стоимость самой части и затраты на монтаж) включается в стоимость объекта основных средств, а стоимость заменяемых частей подлежит списанию.

Таким образом, во всех случаях:

  • частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции,
  • замены частей при выполнении работ по ремонту,
  • замены частей при выполнении работ по реконструкции

будет правильным использовать единый подход, в рамках которого стоимость выбывающих частей списывается, а новые части и стоимость работ по их установке (работ по монтажу, реконструкции, а при выполнении условий п. 7 настоящего Толкования — и работ по ремонту) капитализируется. В п. 14 IAS 16 предусмотрено, что «условием продолжения эксплуатации объекта основных средств может быть проведение регулярных масштабных технических осмотров на предмет наличия дефектов вне зависимости от того, производится ли при этом замена элементов объекта. При выполнении каждого масштабного технического осмотра связанные с ним затраты признаются в балансовой стоимости объекта основных средств в качестве замены при условии соблюдения критериев признания. Любая оставшаяся в балансовой стоимости сумма затрат на проведение предыдущего технического осмотра подлежит прекращению признания. Это происходит вне зависимости от того, указывались или нет затраты, связанные с предыдущим техническим осмотром, в операции по приобретению или строительству объекта. При необходимости сумма предварительной оценки затрат на предстоящий аналогичный технический осмотр может служить показателем суммы затрат на технический осмотр, включенных в состав балансовой стоимости объекта на момент его приобретения или строительства». 📌 Реклама Отключить

С экономической точки зрения затраты на восстановление полезных свойств основных средств (ремонты и обслуживание) направлены на продление срока их эксплуатации и обеспечивают поступление экономических выгод от таких затрат в будущем. В случаях осуществления таких затрат с периодичностью более 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), экономические выгоды от их осуществления будут поступать в организацию в течение нескольких отчетных периодов. В этой связи оправданным методологическим подходом представляется признание в бухгалтерском учете внеоборотного актива в размере понесенных затрат с последующим списанием такого актива на расходы в течение периода поступления выгод, то есть до проведения следующего аналогичного мероприятия.

📌 Реклама Отключить

В п. 19. ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах в том числе «путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем».

В соответствии с п.65 ПВБУ № 34н: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчётным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».

📌 Реклама Отключить

Активами признаются ресурсы, контролируемые экономическим субъектом в результате прошлых событий, способные приносить ему экономические выгоды в будущем, стоимость которых может быть надежно оценена.

Таким образом, поскольку затраты на проведение ремонтов и обслуживания в общем случае удовлетворяют критериям признания актива, а также с учетом п. 17-18 настоящего Толкования, их необходимо учитывать в составе внеоборотных активов, а не в текущих расходах. Пунктом 6 ПБУ 1/08 предусмотрено, что бухгалтерский учет организации должен отвечать требованиям рациональности. В связи с этим признание в качестве объекта внеоборотных активов представляется целесообразным только для существенных затрат на ремонт и обслуживание. Несущественные затраты на ремонт и обслуживание (в том числе, проводимые с периодичностью более 12 месяцев) рекомендуется списывать на расходы текущего отчетного периода. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В соответствии с п.3 Приказа № 66н: «…организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов…».

В таком случае, при обособлении рассматриваемых затрат в случае их существенности в бухгалтерском балансе смысл наименования показателя должен отражать сущность этого актива, то есть смысл наименования должен быть ясен пользователю бухгалтерской отчетности. Рекомендуемое наименование показателя — «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств». Поскольку согласно нормам МСФО рассматриваемые затраты капитализируются в составе основных средств, данный показатель расшифровывает группу статей «Основные средства» (см. Иллюстративный пример № 1).

📌 Реклама Отключить

Согласно Рекомендациям аудиторам «регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I „Внеоборотные активы“ как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей „Основные средства“. С учетом пункта 7 ПБУ 1/2008 такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала».

Таким образом, порядок признания затрат на ремонт и обслуживание, изложенный выше, соответствует подходу Минфина РФ к отражению рассматриваемых хозяйственных операций в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

📌 Реклама Отключить

Иллюстративные примеры

Пример № 1

Отражение в отчетности существенных затрат на проведение ремонта и обслуживания основных средств, проводимых с периодичностью более 12 месяцев

Пример № 2

Признание в учете существенных затрат на проведение периодического ремонта и обслуживания основных средств

Пусть первоначальная стоимость основного средства (самолет) составляет 1 000 000 тыс. руб., срок полезного использования — 20 лет, периодичность проведения ремонта и обслуживания — каждые 5 лет. Затраты на ремонт и обслуживание составляют 200 000 тыс. руб.

При признании в составе объекта основных средств «Самолет» выделяются 2 амортизируемых компонента:

📌 Реклама Отключить

Компонент 1 — «Самолет» = 800 000 тыс. руб. со сроком амортизации 20 лет. Сумма амортизации за год 40 000 тыс. руб.

Компонент 2 — «Периодический ремонт и техническое обслуживание самолета» = 200 000 тыс. руб. со сроком амортизации 5 лет. Сумма амортизации за год 40 000 тыс. руб.

Сумма амортизации всего самолета за год — 80 000 тыс. руб.

Пример № 3

Замена частей объекта основных средств

Пусть первоначальная стоимость основного средства (трактор) составляет 1 000 000 руб., срок полезного использования — 20 лет. В составе трактора имеется часть «двигатель», которая в силу поломки пришла в негодность через 10 лет после начала эксплуатации трактора (срок службы первого двигателя по паспорту — 20 лет). На момент выбытия двигателя рыночная стоимость нового трактора составляет 2 000 000 руб., двигателя — 500 000 руб. Согласно паспорту вновь приобретенного двигателя его срок полезного использования составляет 10 лет. Стоимость услуг по установке двигателя составляет 50 000 руб.

📌 Реклама Отключить

Доля двигателя в первоначальной стоимости трактора определяется расчетным путем: 1 000 000 * 500 000 / 2 000 000 = 250 000 руб. На момент выбытия доля начисленной амортизации составляет 50%. Стоимость выбывающей части составляет 250 000 * 50% = 125 000 руб.

Остаточная (балансовая) стоимость трактора после ремонта составляет 500 000 — 125 000 500 000 50 000 = 925 000 руб. (в том числе двигатель 550 000 руб.).

Стоимость трактора, учитываемая на счете 01 «Основные средства», составляет 1 000 000 — 250 000 500 000 50 000 = 1 300 000 руб. (в том числе двигатель 550 000 руб.)

Сумма амортизации трактора, учитываемая на счете 02 «Амортизация основных средств», составляет 500 000 — 125 000 = 375 000 руб. (в том числе двигатель 0 руб.).

Годовая амортизация после замены части:

📌 Реклама Отключить

Трактор (без двигателя): 750 000 руб. / 20 = 37 500 руб.

Двигатель: 550 000 руб. / 10 = 55 000 руб.

Итого: 92 500 руб.

Контроль — способность экономического субъекта, возникшая в силу закона или договора, принимать решения об использовании актива способом, который, с точки зрения экономического субъекта и с учетом ограничений, налагаемых законом или договором, обеспечивает значительный приток экономических выгод, а также ограничивать доступ иных лиц к таким экономическим выгодам.