Учет уставного фонда унитарного предприятия

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Александровой (г. Павловск)

Муниципальное унитарное предприятие: здание числится на балансе в составе основных средств, на его стоимость увеличивается уставный капитал, какие сделать проводки?

Унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

Уставным фондом унитарного предприятия (в т.ч. муниципального) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) сведения о размере его уставного фонда должен содержать устав государственного или муниципального предприятия.

📌 Реклама Отключить

Решение об увеличении уставного фонда унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия. Документы для государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение его уставного фонда, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Какого-либо специального порядка отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с увеличением уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерскими нормативными документами не предусмотрено. Поэтому, учитывая правовой статус имущества унитарного предприятия, этому предприятию рекомендуется самостоятельно разрабатывать порядок отражения операций, связанных с увеличением уставного фонда, в зависимости от условий его формирования.

📌 Реклама Отключить

В любом случае согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, увеличение уставного фонда унитарного предприятия за счет вклада учредителя отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с органом управления, учредившего унитарное предприятие, для расчетов с которым Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен субсчет 75-1 «Расчеты по выделенному имуществу», на сумму увеличения уставного фонда.

Что касается дальнейшей корреспонденции счетов по конкретной ситуации, то в вопросе не указано, на каких основаниях у унитарного предприятия на балансе оказалось здание – было ли оно приобретено за счет доходов предприятия от его деятельности или здание было передано учредителем сверх уставного фонда. Кроме того из содержания вопроса не представляется возможным определить производственную направленность здания – жилое или не жилое, помещения сдаются в аренду с разрешения собственника или используются как, например, заводские помещения в деятельности унитарного предприятия, порядок обложения деятельности предприятия НДС и т.д.

📌 Реклама Отключить

Учитывая множественность возможных вариантов, ответ будет основан на предположении, что в свое время унитарное предприятие за счет доходов от деятельности приобрело здание и использует его в деятельности, облагаемой НДС, как до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда предприятия, так и после передачи здания в его уставный фонд. Амортизация начисляется линейным методом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обозначения субсчетов, используемые в таблицах проводок.
К балансовому счету 01 «Основные средства»:
01.1 «Основные средства в эксплуатации»;
01.2 «Выбытие основных средств».
К балансовому счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19.1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»:
19.1.1 «НДС по приобретенным ОС, подлежащий вычету»;
19.1.3 «Восстановленный НДС».
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:
68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
68.4 «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

📌 Реклама Отключить

Учитывая условия примера, до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда в бухгалтерском учете унитарного предприятия должны быть сделаны нижеследующие учетные записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражены вложения в приобретенное здание 08.4 60 Отгрузочные документы продавца
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом 19.1.1 60 Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС 68.2 19.1.1 Счет-фактура
Здание введено в эксплуатацию 01.1 08.4 Свидетельство о праве хозяйственного ведения*,
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Произведена оплата стоимости здания 60 51 Выписка банка по расчетному счету
Начислены амортизационные отчисления 20 (26 и др.) 02 Бухгалтерская справка-расчет

* — Имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору купли-продажи или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). В этом случае возникает право хозяйственного ведения предприятия, которое влечет возникновение права публичной собственности на это имущество. 📌 Реклама Отключить

Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты (п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).

В то же время Закон N 161-ФЗ предусматривает только два источника для увеличения уставного фонда: имущество, вносимое собственником, и чистую прибыль (п.2 ст.14).

Для справки.

В бухгалтерском учете унитарного предприятия, как у любой коммерческой организации, прибыль формируется полностью по окончании года. Поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.

📌 Реклама Отключить

После принятия собственником решения об увеличении уставного фонда у права хозяйственного ведения на здание, находящееся на балансе унитарного предприятия изменится статус – с права, приобретенного в ходе хозяйственной деятельности, на право, внесенное в уставный фонд, т.е. в отношении описываемого здания одно право прекратится, а другое возникает.

Для справки

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемой ситуации собственник распорядился принадлежащим ему имуществом (зданием) следующим образом – сначала «изъял» его у унитарного предприятия, а затем передал этому же унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения то же здание для увеличения уставного фонда.

Передача учредителю имущества по его распоряжению не признается объектом налогообложения по НДС на основании п.п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В связи с этим часть суммы НДС, принятой к вычету после покупки здания, организация обязана восстановить. Восстановлению подлежит НДС, относящийся к остаточной стоимости переданного основного средства, которая определяется по данным бухгалтерского учета (п.п. 4 п. 2, ст. 170 НК РФ).

При прекращении права хозяйственного ведения объект основных средств списывается с баланса организации. Остаточная стоимость здания, передаваемого собственнику, в бухгалтерском учете унитарного предприятия признается в составе прочих расходов и отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 01 (п. п. 29, 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99, см. также Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11). Также в составе прочих расходов учитывается восстановленная сумма НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с передачей объекта ОС собственнику.

📌 Реклама Отключить

При безвозмездной передаче объекта ОС учредителю расходы, связанные с передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такими расходами в данном случае являются остаточная стоимость передаваемого здания, а также сумма восстановленного НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с этой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 20.02.2007 N 03-03-06/4/16).

Расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, приводят к возникновению постоянной разницы (ПР) и соответствующего ей постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Списана первоначальная стоимость здания 01.2 01.1 Распоряжение собственника,
Акт передачи здания собственнику
Списана сумма амортизации, начислен-ная за время эксплуатации здания 02 01.2
Списана остаточная стоимость здания 91.2 01.2
Восстановлена сумма НДС в части, относящейся к остаточной стоимости здания 19.1.3 68.2 Бухгалтерская справка-расчет
Восстановленная сумма НДС признана в составе прочих расходов 91.2 19.1.3 Бухгалтерская справка
Отражено ПНО 99 68.4 Бухгалтерская справка-расчет

Зафиксированный в уставе размер уставного фонда унитарного предприятия на дату государственной регистрации изменений в устав отражается, как уже отмечалось выше, по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу», и кредиту счета 80 «Уставный капитал» 📌 Реклама Отключить

При поступлении объекта ОС в счет вклада в уставный фонд объект ОС принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, установленная учредителем унитарного предприятия. При вводе объекта ОС в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08, субсчет 08.4, в дебет счета 01 «Основные средства» (п. п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01, п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов).

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний) одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01).
Для целей налогового учета амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у этого предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Срок полезного использования объектов основных средств определяется организацией с учетом положений ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Амортизация при линейном методе начисления рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 259.1 НК РФ.

Для справки.

Если унитарное предприятие получило от собственника объекты основных средств, бывшие в употреблении, то в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам оно вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

При этом данные объекты основных средств включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34.
В то же время, по мнению Минфина России (Письмо от 10.10.2005 N 03-03-04/4/60), унитарное предприятие не может воспользоваться правом на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации, если исходить из предположения, что по данным налогового учета передающей стороны стоимость объектов ОС соответствует их стоимости, указанной собственником в передаточных документах, т.е. суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то у организации не будет возникать разниц, определяемых в порядке, установленном ПБУ 18/02.

Учитывая изложенное, при передаче здания в уставный фонд в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

📌 Реклама Отключить

Учет уставного капитала (фонда) в государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам или долям.

Имущество УП находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит УП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников.

Минимальный размер уставного фонда муниципального предприятия составляет не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда на момент представления учредительных документов для государственной регистрации муниципального предприятия.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия формируется путем выделения организации имущества в виде денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд УП должен быть полностью сформирован собственником имущества в течение трех месяцев с момента их государственной регистрации.

В унитарных предприятиях для учета расчетов с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу и распределению доходов используют счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

* 1 «Расчеты по выделенному имуществу»;

* 2 «Расчеты по выплате доходов».

На день регистрации УП оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

К-т сч. 80 «Уставный капитал», субсчет » Уставный фонд».

При поступлении имущества и денежных средств на основе соответствующих документов оформляются бухгалтерские записи:

на стоимость вносимых материальных ценностей(акт приема-передачи, накладная) —

Д-т счетов 07,08,10,41,58

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»;

На сумму внесенных денежных средств (приходный кассовый ордер, выписка с расчетного счета) —

Д-т счетов 50 «Касса»,51 «Расчетные счета»

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»;

Увеличение уставного фонда УП допускается только после его формирования в полном объеме и осуществляется за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности.

Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником только на основе данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Уменьшение уставного фонда обязательно, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера его уставного фонда. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении уставного фонда и его новом размере, а также опубликовать информацию в органе печати.

Уменьшение уставного фонда может быть связано с решением соответствующих органов и отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 80 «Уставный капитал»», субсчет «Уставный фонд»

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»;

Выбытие имущества —

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

К-т счетов 01,04,10,41,43 и т д.;

на основе первичных документов (акта приема-передачи ОС, накладной на отпуск материалов на сторону, акта приема-передачи НМА и др.), составляемых на выбываемое имущество;

при изъятии денежных средств —

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

К-т сч. 50 «Касса» (51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета») на основе расходного кассового ордера, и выписок с расчетного и валютного счетов.

Глава IV. Собственное имущество фонда

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

1. У фонда в собственности кроме имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, находятся пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Эти средства имеют целевое назначение:

— пенсионные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками;

— пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

Формирование, управление и использование пенсионных резервов и пенсионных накоплений регламентируется законодательством Российской Федерации.

Для совершения операции со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений фонд открывает отдельные банковские счета.

2. Пенсионные резервы состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Средства резервов покрытия пенсионных обязательств предназначены непосредственно для финансирования выплат вкладчикам, участникам и их правопреемникам в соответствии с пенсионными договорами. Средства страхового резерва предназначены для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками и могут быть использованы для финансирования указанных выплат только в случае недостаточности резервов покрытия пенсионных обязательств.

Комментируемый пункт относит к источникам формирования пенсионных резервов:

— пенсионные взносы,

— доход от размещения пенсионных резервов,

— целевые поступления.

Пенсионными взносами называются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком непосредственно в фонд в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного вкладчиком с фондом. Внесение пенсионных взносов является необходимым условием для выполнения фондом условий пенсионного договора и выплаты негосударственной пенсии участнику после наступления пенсионных оснований. Комментируемый закон устанавливает единственную возможную форму оплаты пенсионных взносов — денежную форму. Внесение вкладчиком пенсионных взносов в натуральной форме, например, в виде недвижимого имущества, не допускается. Не допускается внесение в счет уплаты пенсионных взносов и ценных бумаг. Денежные средства могут быть наличные и безналичные. Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваемые всеми его активами. Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах, основные из которых приведены в главе 46 ГК РФ: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и др.

Размер и порядок перечисления пенсионных взносов согласовывается сторонами пенсионного договора. Пенсионные взносы могут вноситься вкладчиком единовременно или в течение какого-то срока (ежемесячно, ежеквартально и т.д.). Размер пенсионного взноса определяется вкладчиком, но внесенные им пенсионные взносы должны обеспечивать минимальный размер негосударственной пенсии участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Поступившие пенсионные взносы зачисляются на отдельный счет фонда, открытый им для осуществления операций с пенсионными резервами.

Доход фонда от размещения пенсионных резервов относится на счет пенсионных резервов. К таким доходам относятся дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату. Не менее 85% от дохода от размещения пенсионных резервов относится на пополнение пенсионных резервов. За счет дохода могут пополняться имущество, предназначенное для уставной деятельности фонда.

Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения.

Совокупная стоимость пенсионных резервов фонда рассчитывается исходя из рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, суммы дебиторской задолженности за вычетом суммы обязательств в составе кредиторской задолженности. Стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, определяется исходя из количества указанных активов в пенсионных резервах негосударственного пенсионного фонда и их рыночной цены.

Средства пенсионных резервов могут быть размещены в ценные бумаги, денежные средства и недвижимое имущество.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется исходя из:

— количества ценных бумаг в составе пенсионных резервов фонда на расчетную дату;

— рыночной цены ценной бумаги на расчетную дату.

Для определения рыночной цены ценной бумаги установлено следующее правило. В случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге (паю) было совершено десять и более сделок через организатора торговли, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если число совершенных сделок меньше десяти, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по последним десяти сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли. Рыночная стоимость не рассчитывается, если по ценной бумаге в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли было совершено менее десяти сделок. В этом случае рыночной ценой признается последняя по времени рыночная цена, рассчитанная организатором торговли, установленная в течение 90 торговых дней.

Оценка депозитов (депозитных сертификатов), в которые размещены средства пенсионных резервов, осуществляется на расчетную дату исходя из суммы денежных средств, размещенных в депозиты (депозиты по сертификатам), и суммы начисленных, но не выплаченных процентов.

Сумма денежных средств и обязательств в иностранной валюте, а также рыночная стоимость ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на расчетную дату.

Рыночная стоимость иного имущества признается равной итоговой величине рыночной стоимости этого имущества, указанной в отчете независимого оценщика, составленном в порядке, предусмотренном Федеральным законом 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В отчете указывается рыночная стоимость объекта оценки, т.е. наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

— объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

— платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Дебиторской задолженностью называется денежное выражение задолженности юридических и физических лиц данному фонду. Сумма дебиторской задолженности признается равной сумме:

— дебиторской задолженности, возникшей в результате доверительного управления средствами пенсионных резервов фонда;

— дебиторской задолженности, возникшей в результате самостоятельного размещения фондом средств пенсионных резервов.

Кредиторской задолженностью называются денежные средства, которые фонд задолжал физическим или юридическим лицам за поставленные товары, оказанные услуги. Сумма обязательств в составе кредиторской задолженности признается равной сумме:

— размера кредиторской задолженности на расчетную дату, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов фонда, находящихся в доверительном управлении;

— размера кредиторской задолженности фонда на расчетную дату, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов, за исключением задолженности по выплате пенсий.

Пенсионные резервы могут формироваться за счет целевых поступлений. Целевые поступления — это денежные средства, использование которых определяется целью, указанной их плательщиком. Плательщиком указанных поступлений могут быть как физические, так и юридические лица — учредители, вкладчики, третьи лица. Указанные средства предоставляются на безвозмездной основе. Примером целевых поступлений служат пенсионные взносы при условии, что они в размере не менее 97% направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда.

Фонд формирует страховой резерв после формирования резерва покрытия пенсионных обязательств (см. комментарий к ст. 20 комментируемого закона). Не допускается зачисление в страховой резерв взносов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств.

3. Фонд формирует пенсионные резервы для исполнения обязательств в соответствии с пенсионными договорами. Средств пенсионных резервов должно быть достаточно для осуществления выплат негосударственных пенсий участникам, а также выплат выкупных сумм в соответствии с заключенными договорами. Выплаты за счет пенсионных резервов могут осуществляться как в настоящий момент, так и в будущем.

Для обеспечения платежеспособности фонда по своим обязательствам по пенсионным договорам пенсионные резервы разделены на две части — резервы покрытия пенсионных обязательств и страховые резервы.

Резерв покрытия пенсионных обязательств предназначен для выплаты негосударственных пенсий участникам, выкупных сумм вкладчикам, участникам и их правопреемникам. Очевидно, что размер резерва покрытия пенсионных обязательств должен обеспечивать покрытие пенсионных обязательств фонда.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается ФСФР России и равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим пенсионным договорам, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами. Определение современной стоимости обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении производится по методике, приведенной в пенсионных правилах фонда.

Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств.

Страховые резервы обеспечивают дополнительные гарантии исполнения фондом обязательств. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 26.04.2004 г. N 55 «Об утверждении Положения о нормативном размере страхового резерва и порядке его формирования и использования» устанавливает нормативный размер страхового резерва фонда. Размер не может быть менее 5% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств. Страховой резерв не должен превышать по величине резервы покрытия пенсионных обязательств.

Пенсионными правилами может быть предусмотрено формирование резерва покрытия пенсионных обязательств отдельно по пенсионным схемам или объединено по всем пенсионным схемам. В случае отдельного формирования резерва покрытия, учет и размещение указанных средств производится также раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. В случае формирование резерва покрытия пенсионных обязательств по всем пенсионным схемам сформированные средства используются на покрытие всех обязательств фонда не зависимо от используемых схем.

Средства страхового резерва используются на покрытие обязательств фонда по пенсионным договорам только в случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств. Страховой резерв формируется фондом по всем пенсионным схемам одновременно, т.е. является общим. В случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств, сформированного отдельно по каждой пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) не могут быть использованы средства резерва покрытия пенсионных обязательств по другой пенсионной схеме, только средства страхового резерва.

4. Основанием для формирования фондом пенсионных накоплений является заключение договора обязательного пенсионного страхования. Ст. 3 комментируемого закона определяет договор об обязательном пенсионном страховании как соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Формирование пенсионных накоплений фондом происходит в течение действия договора об обязательном пенсионном страховании. В случае расторжения договора не по причине смерти застрахованного лица происходит передача средств пенсионных накоплений, учтенных на счету застрахованного лица. Поэтому к источникам формирования средств пенсионных накоплений относятся следующие:

— досрочно выплаченных из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поступившие в ПФР для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

— средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Средства, досрочно выплаченные из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица, включают в себя средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в т.ч.:

— страховые взносы;

— дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

— взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица;

— взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Страховые взносы уплачиваются страхователями в бюджет ПФР в целях обеспечения права застрахованного лица на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются застрахованными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, исчисляемые, удерживаемые и перечисляемые работодателями указанных застрахованных лиц. Размер дополнительных страховых взносов определяется застрахованным лицом самостоятельно.

В случае уплаты дополнительных страховых взносов в размере не менее 2000 руб. за год, застрахованное лицо приобретает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, осуществляемую в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Взнос на софинансирование формирования пенсионных накоплений — это средства Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР в целях реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется в сумме, равной сумме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более 10000 рублей в год.

Фонд в течение месяца после поступления средств пенсионных накоплений из ПФР или другого фонда передает их управляющей компании в доверительное управление. Переданные фондом в доверительное управление управляющей компании средства в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату, являются источником формирования пенсионных накоплений. Переоценка рыночной стоимости инвестиционного портфеля при инвестировании средств пенсионных накоплений производится на основании текущей рыночной стоимости активов, в которые инвестированы указанные средства. Расчет рыночной стоимости активов осуществляется отдельно по каждому инвестиционному портфелю исходя из его составляющих сумм денежных средств на счетах и депозитах в кредитных организациях, рыночной стоимости ценных бумаг, а также суммы дебиторской задолженности.

Управляющая компания в порядке, определенном договором доверительного управления обеспечивает передачу необходимых средств пенсионных накоплений для исполнения фондом своих обязательств перед застрахованными лицами и их правопреемниками. Комментируемый пункт определяет еще два источника формирования пенсионных накоплений фонда:

— средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии;

— средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для передачи в ПФР или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданные в ПФР или другие фонды.

5. Комментируемая статья устанавливает особый правовой режим пенсионных резервов. Являясь собственностью фонда, эти средства предназначены исключительно для выполнения обязательств фонда перед вкладчиками, участниками фонда и их правопреемниками в соответствии с заключенными пенсионными договорами. Комментируемый пункт устанавливает запрет на обращение взыскания на пенсионные резервы по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. Допускается обращение взыскания на указанные средства только по долгам фонда перед его участниками.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Ст. 237 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что взыскание на имущество должника может быть обращено по решению суда, если иное не установлено договором, законом.

Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет порядок обращения взыскания на имущество должника. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

— реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

— фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

Так как фонд использует для операций со средствами пенсионных резервов отдельный счет, то судебный пристав-исполнитель должен в постановлении указать с какого именно счета производится взыскание.

При отсутствии или недостаточности у должника средств пенсионных резервов взыскание только по долгам фонда перед его участниками обращается на имущество, предназначенное для выполнения уставной деятельности.

6. Пенсионные накопления предназначены для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы. Аналогично пенсионным резервам, на эти средства не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников.

Законодательством предусмотрена возможность применения мер по обеспечению заявленных требований по решению судом по заявлению лица, участвующего в деле, и иного лица, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). К числу возможных мер относятся:

— наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

— запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

— возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

— передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

— приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Комментируемая статья запрещает применять меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества, к пенсионным резервам фонда.

Комментируемый пункт предусматривает возможность на основании решения суда взыскивать по долгам застрахованных лиц и участников с выплат, осуществляемых фондом в пользу соответствующих лиц.

7. Ст. 3.1 комментируемого закона к субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению относит фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчиков и участников.

Основной обязанностью вкладчика является перечисление пенсионных взносов в фонд. Участник — лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Обязанностью управляющей компании является осуществление доверительного управления пенсионными резервами, своевременное перечисление необходимых средств в фонд для выполнения последним своих обязательств по пенсионным договорам. Обязанностью специализированного депозитария является контроль за соблюдением требований законодательства при совершении операций с пенсионными резервами.

Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению запрещается осуществлять за счет средств пенсионных накоплений.

8. Ст. 3.1 комментируемого закона к субъектам отношений по обязательному пенсионному страхованию относит фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, застрахованные лица и страхователи. Комментируемый пункт аналогично п. 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию за счет средств пенсионных резервов.

Фонды — некоммерческие унитарные организации

  1. Основные положения об фондах

  2. Имущество фонда

  3. Особенности управления в фонде

  4. Изменение устава и ликвидация фонда

Понятие и основные положения о фонде

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 «Некоммерческие унитарные организации» Гражданского кодекса РФ целый раздел 1 «Фонды» (статьи 12317 — 12320), в том числе — понятие и основные положения о такой организационно-правовой форме, как фонд:

Статья 12317. Основные положения о фонде

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

  2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

  3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
    (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

  4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 12318 — 12320 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

  5. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 — 123.20-3 настоящего Кодекса.
    (п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ и действует с 01.09.2018)

Комментарий к статье 12317 ГК

Из данного в статье 12317 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что фонд — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, фонд представляет собой не объединение лиц, а объединение имущества.

Характерными признаками фонда как некоммерческой унитарной организации являются:

  • отсутствие системы членства;

  • не ограниченный субъектный состав участников;

  • основан на добровольных имущественных взносах;

  • учредители не сохраняют прав на переданное фонду имущество;

  • учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

  • публичная отчетность фонда об использовании имущества;

  • особый орган управления и надзора фонда — Попечительский совет;

  • преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Новая редакция ГК не устанавливает новое минимальное количество учредителей фонда, следовательно, учредителем фонда может быть одно физическое или юридическое лицо.

Статья также устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа фонда — устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименование фонда должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе фонда должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Устав фонда должен содержать помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также:

  • наименование фонда, включающее слово «фонд»;

  • о месте нахождения фонда;

  • сведения о предмете и целях деятельности фонда;

  • указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;

  • о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Статьей предусмотрено создание специального органа — попечительского совета фонда, который является органом фонда и осуществляет:

  • надзор за деятельностью фонда;

  • принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения;

  • использование средств фонда;

  • соблюдение фондом законодательства.

Причем попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах, то есть не оплачивается фондом.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Регламентируя деятельность попечительского совета, закон оставляет на усмотрение учредителей полномочия и порядок деятельности других органов фонда, а также механизмы их взаимодействия между собой и с попечительским советом.

Имущество фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к имуществу фонда:

Статья 12318. Имущество фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

  2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

  3. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Комментарий к статье 12318 ГК

В соответствии со статей 48 Гражданского кодекса РФ фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Согласно статье 213 ГК фонды являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

По общему правилу пункта 3 статьи 56 ГК учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Использование фондом его имущества предопределено его уставными целями и задачами. Вместе с тем поскольку фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, на практике бывает достаточно сложно отграничить коммерческую деятельность, соответствующую уставным целям, от не соответствующей этим целям.

В целях обеспечения контроля за использованием имущества фонда предусмотрена его обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Но не определены требования к печатным средствам массовой информации, в которых такие отчеты должны опубликовываться. Представляется, что это должны быть средства массовой информации по месту регистрации фонда.

Управление в фонде

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в фонде:

Статья 12319. Управление фондом

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

    • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

    • образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

    • утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

    • принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

    • принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

    • изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

    • одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

  2. Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

  3. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

  4. К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

  5. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 531 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

  6. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Изменение устава и ликвидация фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов изменения устава и ликвидации фонда:

Статья 12320. Изменение устава и ликвидация фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

  2. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

  3. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  4. 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

    2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

    3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

    4) в других случаях, предусмотренных законом.

  5. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Фонды»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • Представительство. Доверенность (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: фонд, некоммерческая, унитарная, организация, унитарные организации, некоммерческие унитарные организации

    Фонды

    Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Фонды создаются для материального обеспечения социально — культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а поэтому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для названных целей имущество аккумулируется в них с помощью добровольных пожертвований (взносов).

    Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями, которые не приобретают никаких прав на имущество. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

    Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о наименование фонда, включающее слово «фонд», о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета) и судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (ибо в ином случае открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п.1 ст.119ГК РФ)

    В качестве учредителей фондов могут выступать физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Важной обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда (хотя требования к минимальному размеру такого взноса, как и минимальному размеру его уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондов имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей (их представителей) либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет, который, будучи его волеобразующим органом, осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

    Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками (учредителями) или учредителями. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз.2 п.2 ст.118ГК РФ; п.5 ст.19 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Наряду с взносами учредителей и другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. Речь, следовательно, может идти лишь о тех же формах предпринимательства, которые разрешено осуществлять общественным организациям. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п.4 ст.12 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.

    Фонды могут быть реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон также предусматривает особый порядок ликвидации фонда. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондом имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п.2 ст.18 ФЗ » О некоммерческих организациях»). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п.1 ст.20 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда. Фонд может быть объявлен банкротом.