Услуги нерезиденту НДС

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03‑07‑11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

– строительные работы;

– монтажные работы;

По месту нахождения имущества

– строительно-монтажные работы;

– ремонтные работы;

– реставрационные работы;

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– монтаж;

– сборка;

– переработка;

– обработка;

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

– консультационные услуги;

– юридические услуги;

– рекламные услуги;

– маркетинговые услуги

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Рекламные услуги.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03‑07‑08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03‑07‑08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03‑07‑08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Пример

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ. Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Обратите внимание:

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63‑ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03‑07‑08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63‑ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Судьи заняли сторону налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о суммах НДС по приобретенным услугам, используемым только для не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения) операций, к которым не могут быть применены правила, установленные абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы НДС на основании п. 2 указанной статьи подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Обратите внимание:

Спор относится к периоду, когда действовала прежняя редакция п. 4 ст. 170 НК РФ, в которой правило «пяти процентов» было зафиксировано в абз. 9 (с 01.01.2018 – в абз. 7). Некорректная на тот момент формулировка давала налогоплательщикам возможность заявить вычет НДС, приходящийся на прямые расходы по необлагаемым операциям. Были случаи, когда судьи поддерживали налогоплательщика, однако перелом произошел еще до изменений в законодательстве – в 2016 году.

Кассационная инстанция (Постановление АС МО от 06.07.2018 № Ф05-7827/2018) подчеркнула, что позиция арбитров соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305‑КГ16-9537, Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11.

Стоит отметить, что и ВС РФ поддержал своих коллег, не найдя оснований для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (Определение от 30.10.2018 № 305‑КГ18-17278).

К вопросу о пропорциональном делении НДС.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

=

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

х

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Выручка от продаж, облагаемых НДС

+

Выручка от оказания рекламных услуг

+

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

=

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

+

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

+

Общие расходы

х

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям.

* * *

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Соответственно, исполнитель – российская организация НДС не начисляет (отсутствует объект налогообложения).

Вместе с тем «входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам – по приобретению в целях исполнения заказа он вправе по общим правилам заявить к вычету, если такая покупка совершена после 01.07.2019. Значит, и раздельный учет «входного» НДС вести не нужно.

Но если среди названных налогоплательщик осуществляет и другие операции, в связи с чем у него возникает обязанность ведения раздельного учета «входного» НДС, ему не нужно забывать, что при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и в не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Дополнительно можно ознакомиться со статьей «Июль 2019‑го: НДС-нормы скорректированы», № 5, 2019.

См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335‑ФЗ.

НДС: проблемы и решения, №7, 2019 год

В соответствии со ст. 161 НК РФ налоговыми агентами по НДС признаются:

  • организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 1, 2);
  • арендаторы федерального и муниципального имущества, имущества субъектов РФ (п. 3);
  • покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) государственного имущества, (п. 3);
  • органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4);
  • с 01.10.2011 покупатели имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 4.1);
  • состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков иностранными лицами (п. 5).

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Исчислять НДС необходимо рас-четным методом по ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Удержанную сумму НДС налоговый агент обязан в полном объеме перечислить в бюджет по месту своего нахождения (п. 4 ст. 173 НК РФ).

В том случае, если налоговый агент не является плательщиком НДС, то уплаченный НДС учитывается в стоимости то-вара (работ, услуг) (п. 7 ст. 170 НК).

Таким образом, обязанность налогового агента по НДС (ст. 174 НК РФ) означает уплату суммы налога по месту своего нахождения, а также предоставление в налоговые органы по месту своего учета соответствующей налоговой декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако НК РФ не запрещает уплачивать в бюджет сумму удержанного НДС одновременно с перечислением арендной платы арендодателю.

Налоговый агент может уплатить удержанную им сумму НДС в бюджет в любое время в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ (равными долями до 20-го числа каждого из трех месяцев квартала, следующего за тем кварталом, в котором была уплачена арендная плата).

Книги покупок и продаж. Условия получения налоговых вычетов.

Выступая в роли налогового агента, компания обязана выписать счет-фактуру сама себе. Его оформляют в 2 экземплярах. Первый регистрируют в книге продаж. Он является основанием для начисления налога к уплате в бюджет. Второй — в книге покупок. Он служит основанием для налогового вычета. Однако для регистрации такого счета–фактуры в книге покупок, а значит для по-лучения права на вычет необходимо исполнение ряда определенных условий:

  • товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ), что должно быть подтверждено соответствующими документами;
  • товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или предназначены для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, организация (ИП) вправе предъявить к вычету НДС только при выполнении всех условий, предусмотренных в ст. 171, ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 12.08.2010 N 03-07-11/355).

Из каждого правила всегда есть исключения. Так суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами, поименованными в п. 4.1 ст. 161 Кодекса, принимаются к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога в качестве налогового агента, т. е. в данном случае составление счета-фактуры не является обязательным. Этой обязанности нет и у налоговых агентов — покупателей имущества банкротов. В этих случаях уплаченные покупателем суммы НДС принимаются к вычету на основании документов, подтверждающих уплату им налога в качестве налогового агента.

В то же время необходимо отметить, что составление указанными налоговыми агентами счетов-фактур в отношении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими при приобретении имущества и (или) имущественных прав банкротов или конфиската, в целях применения налоговых вычетов не является основанием для отказа налоговых органов в осуществлении такого вычета.

Порядок оформления счета– фактура налоговым агентом

При заполнении счета-фактуры реквизиты продавца указываются налоговым агентом на основании данных, отраженных в соответствующем договоре.

В строке 5 счета-фактуры налоговые агенты указывают реквизиты (номер и дату) следующих платежно-расчетных документов (Приложение N 1 к Правилам ведения книг покупок и книг продаж):

  • налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных лиц — реквизиты платежного поручения на перечисление удержанной суммы НДС в бюджет;
  • налоговые агенты, арендующие и приобретающие гос. имущество — реквизиты платежного поручения на перечисление арендной платы (стоимости приобретаемого имущества);
  • налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц — реквизиты платежного поручения на оплату товаров.
  • Графы 5, 7-9 счета-фактуры заполняются следующим образом (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@):
  • в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего без налога» указывается сумма произведенной по договору оплаты без учета НДС;
  • в графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка налога (10/110 или 18/118);
  • в графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога» указывается суммарный итог показателей: показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки в размере, соответственно, 10 или 18%, деленное на 100;
  • в графе 8 «Сумма налога» указывается сумма на-лога, рассчитанная как произведение граф 9 и 7, соответствующая сумме налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом.

Счет-фактура, составленная налоговым агентом в указанном выше порядке, подписывается налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными в установленном порядке лицами, либо индивидуальным предпринимателем).

Счет-фактура составляется в течение пяти дней с момента выплаты дохода.

Особенности налоговой декларации

Пунктом 5 ст. 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 2011 года действуют форма налоговой декларации по НДС (далее — Декларация) и порядок заполнения налоговой декларации по НДС (далее — Поря-док), которые были утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» в редакции приказа Минфина от 21.04.2010 г № 36 н.

Декларация состоит из Титульного листа, 7 разделов и приложения.

Титульный лист подлежит заполнению в обязательном порядке всеми налогоплательщиками и налоговыми агентами.

В соответствии с п. 37.6 Порядка исчисленная к уплате в бюджет сумма налога должна отражаться по строке 060 раздела 2 Декларации.

Пунктом 38.13 Порядка установлено, что в графе 3 по строке 210 Раздела 3 Декларации налогоплательщиком отражается подлежащая вычету сумма налога, фактически перечисленная им в бюджет в качестве покупателя — налогового агента в порядке, определенном п.п. 1, 3-5 ст. 174 РФ, и отраженная по строке 060 раз-дела 2 декларации, по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения операций, являющихся объектом обложения налогом.

Обратите внимание!

Необходимо отметить, что из прежней формулировки п. 3 ст. 171 Налогового кодекса следовало, что принять к вычету НДС налоговый агент может при условии, что он удержал его из доходов налогоплательщика и перечислил в бюджет. В но-вой редакции слово «удержал» не упоминается. А значит, агент может принимать к вычету налог, даже если он уплатил его за счет собственных средств.

Такая ситуация, к при-меру, возникает, когда сумма контракта, заключенного с иностранным лицом, не включает в себя НДС. Формально в этом случае налоговый агент мог лишиться права на вычет, поскольку отсутствовал факт удержания налога из доходов. В настоящее же время повода для споров по этому вопросу нет.

Достаточно часто в случае приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных лиц налоговые агенты, указанные в п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, при определении места реализации данных товаров (работ, услуг) сталкиваются с проблемами. Ведь объект налогообложения, а, следовательно, и обязанность по исполнению функций налогового агента возникает только в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В данном случае действу-ют правила, установленные в ст. 147 и 148 НК РФ.

Пунктом 180.2 ст. 180 Налогового кодекса лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет в случае поставки услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Датой возникновения налоговых обязательств по операциям по поставке услуг нерезидентами, место предоставления которых — таможенная территория Украины, является дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога на оплату услуг или дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг нерезидентом, в зависимости от того, какое из событий произошло раньше (п. 187.8 ст. 187 указанного Кодекса).

Для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины датой возникновения права плательщика на отнесение сумм налога к налоговому кредиту является дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам, включенным получателем таких услуг в налоговую декларацию по НДС предыдущего периода (п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса).

Согласно п. 3.8 раздела V Порядка № 1492 в строке 7 декларации указываются объемы услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины. Пунктом 4.4 раздела V этого Порядка предусмотрено, что в строке 15 (колонка А) декларации указывается объем приобретения (изготовление, строительство, сооружение, ввоз) с НДС товаров/услуг и необоротных активов, используемых частично в налогооблагаемых операциях, а частично в операциях, которые не являются объектом налогообложения (ст. 196 Налогового кодекса) и/или освобождены от налогообложения (ст. 197, подраздел 2 раздела XX этого Кодекса, международные договоры (соглашения)), и/или не облагаются налогом (поставка услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами 186.2, 186.3 ст. 186 Налогового кодекса за пределами таможенной территории Украины).

Соответствующее распределение суммы НДС для определения части налогового кредита осуществляется согласно определенной в табл. 1 «Розрахунок частки використання товарів/послуг та необоротних активів в оподатковуваних операціях» приложения 7 (Д7) к налоговой декларации по НДС доле использования товаров/услуг и необоротных активов в налогооблагаемых операциях.

Определенная доля использования применяется в течение текущего календарного года при определении налогового кредита и заполнении строки 15.1 (колонка Б) декларации.

Таким образом, операция по получению плательщиком НДС от нерезидента на таможенной территории Украины услуг, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности и при этом частично используемых в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, на дату возникновения налоговых обязательств подлежит отражению в строке 7 декларации, а в декларации следующего отчетного периода в соответствии с определенной долей использования — в строке 15 такой декларации.

При этом налоговая накладная по такой операции отражается в налоговой декларации по НДС с учетом доли использования товаров/услуг и необоротных активов в налогооблагаемых операциях, в частности в строке 15.1 декларации отражаются операции по приобретению с НДС, которые дают право на формирование налогового кредита, а в строке 15.2 — операции по приобретению с НДС, которые не дают такого права.

Российская фирма-покупатель должна выступить в роли налогового агента и уплатить НДС за иностранного продавца, если он реализует товары на территории РФ, не состоит на учете в российской налоговой инспекции, а операции по продаже являются объектом обложения НДС.

Довольно часто российские фирмы приобретают товары (работы, услуги) у иностранных компаний на территории нашего государства. При этом не все «иностранцы» состоят на налоговом учете в РФ и являются плательщиками НДС. Может возникнуть вопрос: когда покупатель должен перечислить НДС в бюджет за иностранного продавца?

Когда НДС за «иностранца» нужно уплатить

Если «иностранец» продает товары (выполняет работы, оказывает услуги) на территории РФ*(1) и при этом не состоит на учете в российских налоговых органах (не имеет ИНН), то определять налоговую базу, исчислять и уплачивать НДС за него должен налоговый агент (российская организация-покупатель)*(2). Данное условие не зависит от того, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС*(3). При этом операции по реализации «иностранцем» товаров, выполнению работ, оказанию услуг (в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав) должны быть объектом обложения НДС*(4). Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом налога*(5).

Необходимо включить НДС в цену договора

На практике сложился следующий подход. Если в договоре не указана сумма НДС либо прописано, что она не включается в цену договора, то налоговый агент должен увеличить данную цену на сумму налога (18% или 10% соответственно) (см. таблицу на с. 75). Это так называемые положения договоров grossup provision, обязывающие получателя товара (работ, услуг) перечислить указанную в договоре сумму контрагенту, а все необходимые налоги доначислить сверх нее. В этом случае российская компания платит сумму НДС в бюджет за счет собственных средств*(6). При значительной цене договора это временно приведет к оттоку оборотных средств. Временно потому, что по существу указанная в договоре сумма НДС является суммой налога, удержанной из дохода иностранного лица. Покупатель вправе применить налоговый вычет в отношении таких сумм*(7) вне зависимости от отражения их в договоре и от того, за чей счет (за свой или «иностранца») произведена уплата*(8). При этом должно соблюдаться условие, что приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы в облагаемых НДС операциях*(9).

Обратите внимание, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные в рублях по курсу Банка России на дату несения налоговым агентом расходов и фактически уплаченные в бюджет. Норму о пересчете иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав)*(10) в данном случае не применяют.

Покупатель должен перечислить НДС в бюджет одновременно с выплатой денежных средств «иностранцу» (см. пример ниже)*(11). При этом банк, обслуживающий покупателя, не вправе принимать от последнего поручение на перевод денег в пользу иностранной компании, если он не представил поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета (при достаточности денег для уплаты всей суммы налога)*(12). После уплаты НДС в качестве налогового агента российская организация оформляет счет-фактуру, регистрируемый как в книге продаж, так и в книге покупок *(13).

Пример
LLC «Service» — иностранная компания, не состоящая на учете в налоговых органах РФ, предоставляет российской компании «Актив» высококвалифицированный персонал для оказания сервисных услуг в отеле, расположенном в городе Сочи. Цена договора определена сторонами в размере 2 000 000 руб. в месяц (без учета НДС).

Оказание таких услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС*(14). Компания «Актив» признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить соответствующую сумму НДС в бюджет*(15).

Компания «Актив» самостоятельно исчислила налоговую базу по НДС, увеличив стоимость договора:
2 000 000 руб. + 2 000 000 руб. х 18% = 2 360 000 руб.

Сумма НДС, подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет, составила*(16):
2 360 000 руб. х 18/118 = 360 000 руб.
Бухгалтер компании «Актив» сделал следующие записи в бухучете:
Дебет 26 Кредит 60
— 2 000 000 руб. — признаны расходы по услугам аутстаффинга на основании акта оказания услуг за отчетный период;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «НДС»
— 360 000 руб. — отражена сумма НДС по услугам аутстаффинга, подлежащая удержанию из дохода LLC «Service»;
Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 51
— 360 000 руб. — перечислена сумма НДС в бюджет за иностранного контрагента LLC «Service»;
Дебет 60 Кредит 52
— 2 000 000 руб. — перечислена оплата по договору с LLC «Service» в иностранной валюте;
Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19
— 360 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный за иностранного контрагента.

Таким образом, при заключении договора с продавцом-«иностранцем» рекомендуем включать сумму НДС в цену договора. Во-первых, это полностью соответствует основным принципам налогообложения: налог удерживается из дохода, выплачиваемого исполнителю. Во-вторых, не отвлекает из оборота собственные средства российской организации — налогового агента.

Если НДС не был включен в цену договора, его следует удержать за счет собственных средств фирмы-покупателя и предъявить к вычету на общих основаниях*(17). При использовании такого варианта установления цены в договоре желательно предусмотреть оговорку, что цена подлежит увеличению на сумму налогов, которые российская сторона обязана уплатить в бюджет РФ. Рекомендуем также выделять сумму НДС в счетах на оплату.

Когда цена в договоре установлена без учета НДС и российский покупатель его не исчислил и не уплатил в бюджет (в т.ч. и за счет собственных средств), к нему могут быть применены штрафные санкции*(18) — 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Риск претензий со стороны контролеров в данном случае велик. Хотя еще в недавнем прошлом возможность уплаты НДС налоговым агентом за счет собственных средств вызывала споры*(19). Однако с 1 января 2006 года пункт 4 статьи 173 Налогового кодекса был принят в новой редакции*(20). Законодатели исключили из него положения об исчислении и уплате налоговыми агентами НДС только за счет средств продавца. С этого момента уплата НДС за счет собственных средств налогового агента стала легитимна*(21). Следовательно, отсутствие в договоре упоминания об НДС не освобождает российскую фирму-покупателя от обязанностей по исчислению и уплате данного налога за иностранного продавца*(22). В то же время заметим, что подпункт 1 пункта 3 статьи 24 и пункты 2, 3 статьи 161 Налогового кодекса не изменены. А из совокупности данных норм следует, что налог должен быть удержан из выплачиваемых доходов налогоплательщика — иностранного лица.