Утилизационный сбор на минитрактор

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 апреля 2018 г.

Об утилизационном сборе на автомобили в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. О том, в каком размере уплачивается такой сбор на мотоциклы и квадроциклы, расскажем в этом материале.

Утилизационный сбор на мотоциклы с 2018 года

Поскольку мотоциклы относятся к колесным транспортным средствам, то по вопросам размера утилизационного сбора по ним необходимо обращаться к Постановлению Правительства от 26.12.2013 № 1291.

Напомним, что в указанном Постановлении коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора установлены в зависимости от вида и категории транспортных средств. Такие категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877).

В соответствии с таким Регламентом мотоциклы отнесены к объектам технического регулирования категории L.

Однако в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 не установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для такой категории транспортных средств. Поэтому утилизационный сбор на мотоциклы в 2018 году не уплачивается. К слову, такой сбор на мотоциклы не уплачивался и ранее.

Утилизационный сбор на квадроциклы

Что касается квадроциклов, то они относятся к самоходным машинам. Коэффициенты расчета размера утилизационного сбора по самоходным машинам установлены Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.

Для квадроциклов, которые классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, коэффициенты утилизационного сбора установлены такие:

Объем двигателя Коэффициент в зависимости от «возраста» квадроцикла:
Для новых (до 3 лет) Для квадроциклов, с даты выпуска которых прошло более 3 лет
Не более 299 куб.см 0,4 0,7
Не менее 300 куб.см и не более 1500 куб.см 0,7 1,3

Размер утилизационного сбора на квадроцикл определяется в результате произведения базовой ставки и приведенного в таблице коэффициента.

Учитывая, что базовая ставка для квадроциклов составляет 150 000 рублей, размер утилизационного сбора, скажем, для нового квадроцикла с объемом двигателя до 299 куб.см включительно составит 60 000 рублей (150 000 рублей * 0,4).

Российский рынок спецтехники – это огромный сегмент, где оборот исчисляется миллиардами рублей. Значительная часть рынка составляет импорт поддержанной спецтехники, которая в своих странах должна была утилизироваться. Но вместо этого, «косяками» гонится на Восток, и реализуется на территории нашей страны. Только по данным Союза производителей стройтехники, ввоз поддержанной строительно-дорожной техники, ежегодно, превышает 1,2 миллиона единиц.

Первые тревожные звоночки, стали поступать от отечественных производителей, еще в 2002 году. Правительство осторожно «прощупывало почву», пытаясь найти приемлемое решение. И только в 2012 г. был введен утилизационный сбор на поддержанные автомобили, с целью улучшения экологической обстановки.

А в 2016 г такой пошлиной стали облагать и спецтехнику, в том числе и сельскохозяйственную: косилки, комбайны, тракторы и минитракторы и др. Все виды самоходных машин и прицепов к ним, производимых или ввозимых в страну, после 1 января 2016 года, облагаются этим сбором.

Частных лиц закон коснулся незначительно, если не учитывать общее подорожание на автомобильном рынке. В большей степени, он отразился на компаниях, занимающихся закупками спецтехники за рубежом, и использующие их в коммерческих целях.

Цель введения утилизационного сбора.

Из-за членства России в ВТО, позиции зарубежных производителей спецтехники на отечественном рынке, усилились. Причиной этому стало уменьшение таможенных пошлин на ввоз товара. Для компенсации потерь и ослабления позиций заграничных автопроизводителей, был введен этот сбор.

На самом деле, преследуется не одна цель. Есть формальные поводы, и основные мотивы, которые стали катализатором принятия таких мер правительством. Среди них:

  1. улучшение экологии. По принятым правилам, деньги от сборов, могут выделяться на стимулирование производства двигателей класса ЕВРО 5 и 6, с уменьшенной токсичностью выхлопов;
  2. обновление парка спецтехники. Стало затратным содержание поддержанной импортной техники;
  3. изыскание средств на утилизацию бесхозной техники;
  4. стимулирование экономики страны, в том числе и машиностроения. Увеличились субсидии, госзакупки, продажи, и т.д.;
  5. поддержка отечественного производителя спецтехники. (Такова была идея. Однако, значительная доля комплектующих, по-прежнему, ввозится из-за границы. В России их нет, так как нет налаженного производства необходимых деталей. По факту, цены выросли не только на зарубежную продукцию, но и отечественную);
  6. пополнение бюджета.

Суть утилизационного сбора и его расчет.

Утилизационный сбор – единожды начисленная пошлина владельцу или производителю транспортного средства.

6 февраля 2016, были утверждены правила уплаты этого сбора, где четко прописано, кто и сколько должен платить.

  • Минимальную ставку начисляют лицам, эксплуатирующим новую технику, не старше 3-х лет.
  • Всем остальным начисляется пошлина, размер которой вычисляется по формуле:

УтСб = БазСт * К

где:

УтСб – величина утилизационного сбора;

БазСт – базовая ставка – для спецтехники. На сегодняшний день, она составляет 172 500 рублей;

К – коэффициент – величина корректировки стоимости, которая вычисляется следующим образом:

год выпуска+ масса автомобиля/ мощность двигателя

В общем, все не сложно, тем более есть таблицы, где внесены коэффициенты базовых групп транспорта. А так же, калькуляторы расчета величины сбора, есть на многих специализированных сайтах. Уметь заранее вычислять величину утилизационного сбора, должен и производитель, и потенциальный покупатель спецтехники, для понимания того, как увеличится конечная стоимость транспорта.

Кто платит утилизационный сбор.

Пошлина распространяется на 19 видов транспорта специального назначения. Автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры, перегружатели колесные, тракторы и минитракторы, комбайны, и другие.

Бремя выплат на отечественную технику, ложится на плечи производителей. А за право обладания импортной спецмашиной, придется платить владельцу – как физическому, так и юридическому лицу. Платить нужно и в случае покупки из-за границы, и если бывший владелец не уплатил этот сбор (даже если тот был освобожден от уплаты).

При ввозе в страну, сбор изымает таможня. В случае совершения сделки купли/продажи на территории страны, за сбор отвечает налоговая служба.

После выплаты, в ПСМ (паспорт самоходной машины) ставится отметка. Без этого, технику не поставят на учет.

В налоговые органы предоставляются следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора, по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;
  • технический паспорт (бланк);
  • копии сертификатов и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • квитанция оплаты пошлины. Ее нужно хранить до продажи или утилизации техники.

Не освобождается от уплаты, даже самостоятельно собранная, из частей других машин, автотехника. ФНС необходимо предоставить копию ПТС того транспортного средства, которое использовалось как прототип при конструировании собранной машины.

Покупать менее функциональную отечественную технику, либо мощный, но дорогой зарубежный аналог, каждый фермер решает сам, исходя из своих реальных потребностей

Стоит отметить, что никакой ответственности, непосредственно, за неуплату утиль.сбора, законом не предусмотрено. Однако, без уплаты этой пошлины, вам откажут в регистрации вашей техники и постановке на учет в ГИБДД. Эксплуатация незарегистрированной техники, карается штрафом. В первый раз, за «несвоевременную регистрацию», физические лица штрафуются на 2000 р, юридические лица – 10000 р. Дальнейшие санкции будут суровыми, вплоть до лишения водительских прав.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора.

Правило об обязательном утилизационном сборе, как и любое другое правило, имеет исключения. Есть обстоятельства, наличие которых полностью освобождает от выплаты сбора:

  1. транспорт принадлежит международным службам – МИД, генконсульства, диппредставительства, и т.д.;
  2. срок эксплуатации данного транспортного средства превышает 30 лет. При том, все детали оригинальные, и не используется для получения коммерческой выгоды. За такую машину платить не придется;
  3. ввоз в страну спецтехники, происходит по программе переселения российских граждан на родину. Эта категория, также, получает полное освобождение;
  4. транспорт был куплен до выхода и вступления в силу, закона об обязательном утилизационном сборе;
  5. производитель, который берет на себя утилизацию техники, после окончания срока службы, также, получает дозволение, не платить утилизационный сбор.

Некоторые предприятия, добросовестно, начинают строительство утилькомплексов. Другие же заняли выжидательную позицию, надеясь найти способ уклонения от, взятых на себя, обязательств.

Порядок выплаты.

Сначала необходимо узнать код вашего транспорта, согласно классификации банка. Это можно сделать на порталах налоговой и таможенной служб, также, в банке, где будет производиться оплата. Физическое лицо может это сделать в любом отделении, любого банка или переводом необходимой суммы на счет.

Юридические лица производят выплату только со своего расчетного счета, получая платежный документ, для предъявления в ГИБДД, при постановке техники на учет.

В случае если расчет величины пошлины был некорректным, надо это исправлять. При недоплате – доплатить. Если же вы переплатили, придется писать заявление на возвращение избыточной части оплаты. Заявление подается в той структуре, на чье имя производилась оплата – налоговая или таможенная служба. В пятидневный срок, со дня принятия решения о возврате (налоговой или таможенной службой), деньги вам вернут. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

При регистрации транспорта, можно получить отказ, если недостающая сумма не была доплачена.

Изменения в правилах оплаты утилизационного сбора в 2018.

С июля 2018г действуют новые ставки утилизационного сбора для спецтехники, утвержденные правительством. Согласно принятому постановлению, ставки повышаются следующим образом:

  1. Базовая ставка составляет 172 500 руб. или 203 550 руб. с НДС (18%)
  2. Коэффициент вычисляется, исходя из мощности мотора.
  3. Срок представления документов об оплате 15 дней. Дальше будут начисляться пенни
  4. Отныне, под утиль подпадают самоходные погрузчики с электродвигателями.

Изменение величины пошлины произошло, в основном, в сторону увеличения. Среднее значение увеличения – 15%, в денежном эквиваленте – от 14 тыс. (до 2,5 т), до 83 тыс. (для техники до 50 т).

Например: Размер утилизационного сбора для категории «Тракторы колесные, с мощностью силовой установки не более 30 л.с» составит:

  1. с момента выпуска которых прошло не более 3 лет – 69 000 руб.

(базовая ставка 172 500 руб * К 0,4);

  1. с момента выпуска которых прошло более 3 лет – 310 500 руб.

(базовая ставка 172 500 руб * К 1,8).

Удивительно, но изменения произошли и в сторону уменьшения величины сбора. Например:

  • погрузчики фронтальные, грузоподъемностью 6-7 т. – уменьшение на 26%;
  • гусеничные экскаваторы (20-22 т.) – уменьшение на 23%.

Последствия введения утилизационного сбора.

Глубокий анализ сложившейся ситуации, породил некоторые сомнения, относительно абсолютной пользы введения этой пошлины. В частности, по мнению некоторых экспертов, могут возникнуть следующие осложнения:

  1. повышение конечной стоимости спецтехники;
  2. постепенное сокращение, вплоть до полного ухода с рынка, функциональной и качественной техники. Рынок спецтехники существенно «просядет»;
  3. большие сложности для малого и среднего бизнеса, связанные с сокращением уровня продаж;
  4. увеличение цен на сельхозтехнику, спровоцирует рост цен на сельхозпродукцию;
  5. обновление парков спецтехники значительно затормозится;

Отношение к утилизационному сбору двоякое: с одной стороны, в казну поступают значительные средства, которые пойдут на оздоровление экономики. Но, с другого боку, он сильно бьет по бюджету, как частного лица, так и среднего и малого бизнеса. Как правительство будет осуществлять поддержку среднего слоя населения, насколько действенными будут принятые меры – покажет время!

Вступило в силу постановление Правительства РФ по увеличению утилизационного сбора по снегоходам и мотовездеходам на 15%. Базовая ставка со 150 000 рублей выросла до 172 500 рублей.

Размер утилизационного сбора рассчитывают исходя из технических характеристик транспорта и физического износа. Мотоциклы и малокубатурные модели с объемом двигателей меньше 50 см³ пока освобождены от утилизационного сбора.

Коэффициенты расчета сбора за новые cнегоходы/мотовездеходы ниже тех, которые эксплуатируются более трех лет.

Коэффициенты расчета утилизационного сбора на снегоходы и мотовездеходы составляют:

для двигателей с объемом до 300 см3:
новые – 0,4
бывшие в употреблении более 3-х лет – 0,7
для двигателей свыше 300 см3:
новые – 0,7
бывшие в употреблении более 3-х лет – 1,3

Сумма платежа определяется по формуле:
Утилизационный сбор = Базовая ставка х Коэффициент сбора.

Соответственно:
За новый снегоход с двигателем «кубатурой» больше 300 см3 придется в счет казны государства
в кассу продавцу отдать 120 750 (руб.)
120 750 (руб.) = 172 500 (руб.)x 0,7

Напомним, ранее «утильсбор» по базовой ставке 150 000 рублей за новый квадроцикл и снегоход составлял 105 000 рублей.

За снегоход/квадроцикл старше трех лет теперь придется отдать «сверху» 224 500 рублей.

Для сравнения, с 1 апреля 2018 года в России начали действовать повышенные ставки утилизационного сбора и на автомобили. Размер индексации ставок составил так же 15%, однако в сегменте легковых автомобилей, наиболее популярном в России, он вырос до 84 тыс. руб.

Базовая ставка сбора для легковых машин составляет 20 тыс. руб., а за грузовую машину или автобус — 150 тыс. руб. В зависимости от мощности и класса автомобиля при расчете суммы сбора используются повышающие коэффициенты.

Целью повышения ставок, как отметили в правительстве, является «создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов».

Однако над вопросом, почему ставка «утильсбора» на квадроциклы и снегоходы выше, чем на автомобили, судя по всему в Минпромторге особо и не задумываются. Или задумываются, но когда принимают решения, руководствуются отнюдь не здравым смыслом или искренним желанием помочь отечественным производителям снегоходов/квадроциклов.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Т.е. он направлен на защиту нашего здоровья, окружающей среды и использование отходов в последующем воспроизводстве.
ст. 24.1 Определен сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Утилизационный сбор.
Разделом V Постановления Правительства Российской Федерации № 1291 от 26 декабря 2013 года установлен Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
Так вот вопрос заключается в следующем:
По скольку весь смысл утилизационного сбора заключается в компенсации вреда наносимого ввезенными транспортными средствами на здоровье человека и окружающей среде и использовании отходов в дальнейшем производстве, то при экспорте ранее ввезенных транспортных средств (за которые был уплачен утилизационный сбор при импорте) данный сбор должен быть возвращен. Но в ПП РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года про это расписано слабо.
1.Каким образом на основании каких ещё НПА (письма ФНС, ФТС разъясняющие данное положение) осуществляется возврат утилизационного сбора, ранее уплаченного при ввозе транспортных средств, в случае если данное транспортное средство экспортируется в третьи страны ТС?
2.В соответствии с п. 24 ПП РФ № 1291 от 26 декабря 2013 24. «…утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику)…»
Может ли утилизационный сбор возвращаться не лицу его уплатившему, а лицу осуществляющему экспорт, т.е. правопреемнику, при условии что это будет прописано в договоре?

Убедительная просьба, если данный вопрос не входит в компетенцию Федеральной таможенной службы, перенаправить его в соответствующий государственный орган по принадлежности в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ: Рассмотрев обращение по вопросам уплаты утилизационного сбора в отношении прицепов, сообщаем следующее.

Колесные транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним подлежат оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза в форме подтверждения соответствия.

Оценка колесных транспортных средств и прицепов к ним осуществляется в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.

Оценка самоходных машин и прицепов ним осуществляется в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним», утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики представляют в таможенный орган документы, в том числе, копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа.

В соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 6 февраля 2016 г. N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно.

Таким образом, для целей исчисления утилизационного сбора следует руководствоваться подлежащими применению нормами технического регулирования.

Для получения более подробной информации Вы можете обратиться в таможенный орган . в порядке, установленным Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденным приказом ФТС России от 9 июня 2012 г. N 1128 (далее — Административный регламент).

В соответствии с пунктом 14 Административного регламента консультирование по вопросам таможенного дела и другим вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляют региональные таможенные управления и таможни.