Увеличение НДФЛ в 2018 году

В правительстве обсуждают повышение НДФЛ до 15% для людей с годовыми зарплатами на уровне 7–10 млн руб., сообщили источники РБК. Но пока расчеты показывают неэффективность этой меры из-за выпадающих доходов бедных регионов Читать в полной версии Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ. В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. «По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Сам по себе факт доначисления налогов, конечно же, неприятен. Но если налог, по которому произведены доначисления, включается в налоговые расходы, такой удар по финансовому положению компании можно смягчить путем уменьшения обязательств по налогу на прибыль. И против этого специалисты Минфина России не возражают. Но вот кто — налогоплательщик или налоговики — и в какой момент должен откорректировать налоговую базу по налогу на прибыль? За ответом обратимся к письму Минфина России от 18.06.2019 № 03-03-06/1/44236.

Содержание

Минфин: сначала проверка, потом корректировка

Суммы налогов и сборов, а также таможенных пошлин и страховых взносов на обязательное страхование, начисленных в соответствии с НК РФ, при расчете налога на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Исключение — налоги, перечисленные в ст. 270 НК РФ. Такой порядок прямо предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этом случае согласно п. 7 ст. 272 НК РФ расходы признаются в момент начисления налогов (сборов, таможенных пошлин и страховых взносов).

Достаточно распространенная ситуация: налоговики в ходе проверки доначислили организации, к примеру, налог на имущество. Понятно, что изначально компания включила в состав расходов по налогу на прибыль именно начисленную сумму налога на имущество, то есть в меньшем размере, чем надо было сделать. Соответственно, налоговая база по налогу на прибыль получилась завышенной и компания имеет полное право на ее корректировку. Но в какой момент это можно сделать — в периоде, когда организация отразила неправильную сумму налога на имущество, или же в периоде, когда было вынесено решение проверяющих о доначислении налога?

В комментируемом письме финансисты пришли к выводу, что доначисленные по результатам проверки суммы налога на имущество признаются для целей налогообложения прибыли на дату вступления в силу соответствующего решения налогового органа. В обоснование такой позиции ведомство привело следующие положения Налогового кодекса.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Данное решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). То есть налог фактически будет доначислен только после того, как указанное решение начнет действовать.

Итак, из приведенных разъяснений следует, что организация на основании вердикта, вынесенного налоговиками, сама должна скорректировать свои обязательства по налогу на прибыль. Однако анализ арбитражной практики показывает, что такой алгоритм действий применяется не всегда.

Есть и другой вариант

Ситуация в корне меняется, если предметом налоговой проверки был не только тот налог, по которому произведены доначисления, но и налог на прибыль. В этом случае обязанность по корректировке налоговой базы по налогу на прибыль ложится на плечи налоговиков. К такому выводу неоднократно приходили высшие арбитры (см., например, определения ВС РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478, от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138, постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 17152/09) и нижестоящие суды (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 23.08.2018 № Ф04-3583/2018, от 23.05.2018 № Ф04-1610/2018, Уральского округа от 20.08.2018 № Ф09-4593/18, Московского округа от 04.07.2016 № Ф05-8959/2016). Чем руководствуются суды, покажем на примере Определения Верховного суда РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ в решении о назначении выездной проверки налоговый орган определяет предмет проверки, то есть налоги, которые подлежат проверке, а также периоды, за которые проводится проверка.

Таким образом, в обязанность налогового органа входит установление размера всех налоговых обязательств налогоплательщика за проверяемые периоды.

Для целей налогообложения прибыли суммы начисленных налогов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, в силу указанных норм Налогового кодекса на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ходе выездной проверки начисления по соответствующим налогам и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что правильность исчисления налога на прибыль входила в предмет проводимой проверки.

Как правило, налоговики редко выходят на проверку одного налога. Проведение комплексных контрольных мероприятий гораздо интереснее для ревизоров. Поэтому в большинстве случаев обязанность по корректировке налоговой базы по налогу на прибыль лежит на налоговом органе.

Открывая коллегию, глава ФНС отметил, что за прошедший год налоговые органы обеспечили рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны – более 17,3 трлн руб. Это на 2,9 трлн руб. (почти 20%) больше, чем годом ранее. При этом увеличение поступлений в федеральный бюджет составило целых 32%. Основными «драйверами» такого роста стали налог на прибыль (показал рост на 18,8%) и НДС (15,5%). Доходы бюджета с акцизов увеличились на 17,6% и составили 1,5 трлн руб. Имущественные налоги принесли казне 1,2 трлн руб., а налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) – 3,3 трлн руб.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов, заявил Мишустин. Так, по итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 483 млрд руб. больше, чем годом ранее. При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9% превысил темп роста зарплат в стране – 9,1% против 7,2% соответственно.

Мишустин рассказал, что внедрение в работу службы инновационных технологий позволило «концептуально поменять парадигму контрольной работы». «Выездные проверки стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства», – отметил глава ФНС. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 000 до 20 000), но при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Всего же за прошедшие 5 лет число выездных проверок снизилось более чем в 2 раза, заверил Мишустин.

Напомнил он и новеллах, которые вступят в силу в этом году. Например, система tax free, которая 6 февраля начала свою работу в некоторых регионах страны. Она позволяет иностранным покупателям вернуть НДС, включенный в состав суммы покупки на территории России. При этом и продавцы, которые участвуют в системе tax free, смогут получить к вычету НДС, который вернули иностранцу.

Кроме того, на октябрь 2018 года намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС. Он заменит 6400 разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС, что позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и заложить фундамент для создания реестра населения России.

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Принят ряд федеральных законов, которыми подготовлены значительные изменения в Налоговом кодексе. В основном эти изменения вступят в силу с 1 января 2019 года, но есть и те, которые начнут действовать уже в 2018 году. Предлагаем ознакомиться с новшествами, которые необходимо учитывать государственным (муниципальным) учреждениям культуры.

С движимого имущества налог уплачиваться не будет

С 1 января 2019 года движимое имущество не является объектом обложения налогом на имущество. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 374 НК РФ.

Таким образом, с указанной даты налогом на имущество будет облагаться только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не преду– смотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 376 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

В связи с этим с 2019 года отпадает необходимость в налоговых льготах и прочих налоговых преференциях, ныне действующих в отношении движимого имущества (исключаются п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1, п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

С учетом принятых новшеств учреждениям следует с особой ответственностью подходить к распределению объектов на движимое и недвижимое имущество. Как правило, такое распределение осуществляется в момент принятия объектов имущества к учету. Решение об определении вида имущества принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, причем оно должно быть обосновано. Сам по себе оформленный протокол заседания комиссии не является правовым основанием для признания объекта движимым или недвижимым имуществом.

При принятии решения члены комиссии прежде всего должны исходить из норм гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом. К таким нормам относятся ст. 130 и 131 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Исходя из изложенного правовым основанием для отнесения объекта имущества к недвижимости являются, в частности, следующие обстоятельства:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;

  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства это наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках – Письмо ФНС РФ от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@).

Ставка НДС поднимется с 18 до 20%

Основная ставка НДС с 1 января 2019 года составит 20% (вместо 18%). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ в п. 3 ст. 164 НК РФ.

Госпошлины за регистрацию юрлиц и внесение изменений в учредительные документы можно будет избежать

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ в п. 3 ст. 333.35 НК РФ, с 1 января 2019 года при направлении в регистрирующий орган электронных документов отменяется госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц (в настоящее время размер госпошлины составляет 4 000 руб.);

  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (800 руб.);

  • за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства (800 руб.).

Таким образом, подав на регистрацию документы в электронной форме, организации смогут прилично сэкономить. Отмена госпошлины связана с привлечением организаций к использованию электронных сервисов и расширением сферы электронного взаимодействия.

Закреплен бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

В целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки установлен бессрочный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере:

  • 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования;

  • 10 % свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования.

Такой тариф закреплен в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ с 1 января 2019 года Федеральным законом № 303-ФЗ.

Согласно действующей редакции данной статьи тариф страховых взносов на ОПС составляет 26%, однако применять его планировалось с 2021 года. В 2018 году основные категории плательщиков уплачивают страховые взносы в соответствии с тарифами, приведенными в ст. 426 НК РФ. Вот такая запутанная схема тарифов существует в настоящее время.

С 2019 года применять тарифы страховых взносов будет намного проще. Статья 426 НК РФ будет исключена. Все основные тарифы будут отражены в ст. 425 НК РФ, и они не будут меняться из года в год.

Бессрочный период применения тарифа страховых взносов на ОПС (22%) будет закреплен и в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2019 года).

Отменяются права регионов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль

С 2019 года регионы будут лишены возможности в общем порядке понижать ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет. Пониженные ставки могут быть введены только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков – резидентов (участников) особой экономической зоны, участников региональных инвестиционных проектов (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ до 1 января 2018 года, будут применяться налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов (абз. 5 добавлен в п. 1 ст. 284 НК РФ Федеральным законом № 302-ФЗ).

Изменения по совершенствованию налогового администрирования

Такие поправки внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ. В основном они касаются администрирования налогов, взимаемых с физических лиц. Мы приведем лишь те изменения, которые будут интересны налогоплательщикам-организациям.

Право налоговых органов блокировать счета организации с 30 августа 2018 года распространяется на случаи несвоевременной сдачи расчета по страховым взносам.

Ранее такие санкции применялись в случае задержки представления расчета 6-НДФЛ и налоговых деклараций.

Согласно обновленной редакции п. 3.2 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

На следующий день после поступления указанных расчетов в налоговые органы блокировка счетов снимается.

При зачете переплаты по налогам в счет недоимки берутся во внимание переплаты, возникшие за последние три года.

Такое уточнение внесено Федеральным законом № 232-ФЗ в п. 5 ст. 78 НК РФ с 30 августа 2018 года.

Согласно новой редакции данного пункта зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Для осуществления таких зачетов заявления от налогоплательщиков не требуются. Однако это не лишает налогоплательщиков права подавать заявления о зачете излишне уплаченных налоговых сумм в общем порядке.

Новшества, связанные с проведением налоговых проверок

Федеральным законом № 302-ФЗ в ч. 1 НК РФ внесены следующие новшества, связанные с проведением налоговых проверок.

Сокращен срок камеральной проверки на основе декларации по НДС.

По общим правилам камеральная проверка налоговых деклараций осуществляется налоговыми органами в течение трех месяцев со дня их представления (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом по декларации по НДС «камералка» будет проводиться быстрее – в течение двух месяцев. На это указывает абз. 2, добавленный в п. 2 ст. 88 НК РФ. Уточняется, что если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС.

Конкретизирован предмет повторной выездной налоговой проверки.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, налоговый орган вправе инициировать повторную выездную проверку. Согласно действующим положениям пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в рамках такой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Изменения, внесенные в данный пункт, определяют, что предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Установлена обязанность налоговых органов вручать копию протокола допроса свидетеля, привлекаемого в рамках налогового контроля.

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Согласно п. 6, введенному в указанную статью, копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Уточнен порядок повторного представления документов в налоговые органы.

Сейчас в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Согласно новой редакции п. 5 ст. 93 НК РФ ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Предусмотрено право проверяемых лиц знакомиться с материалами проверки до рассмотрения ее материалов.

В силу действующих положений п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений, а именно:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;

  • в течение десяти дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного предполагается, что проверяемое лицо знакомится с материалами проверки уже после их рассмотрения.

В новой редакции п. 2 ст. 101 НК РФ прямо установлено право проверяемого лица (его представителя) знакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов проверки.

Установлен документ, применяемый для оформления результатов проведенных допмероприятий налогового контроля.

До сих пор не было четкого понимания, как должны быть оформлены результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о таких мероприятиях, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом или его представителем (если не предусмотрено иное).

Таким образом, теперь организациям, в отношении которых инициированы дополнительные мероприятия налогового контроля, будет проще понять, в чем суть проводимых мероприятий и каковы претензии проверяющих.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества вступают в силу с 3 сентября 2018 года.

* * *

Обобщая рассмотренные поправки в налоговом законодательстве, укажем, что основные изменения вносятся федеральными законами № 302-ФЗ, № 303-ФЗ, № 232-ФЗ и № 234-ФЗ. Согласно этим изменениям с 1 января 2019 года учреждения:

  • не будут платить налог на имущество с движимого имущества;

  • будут платить НДС по ставке 20 % (вместо 18 %);

  • смогут сэкономить на госпошлине за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, если подадут на регистрацию документы в электронной форме.

Новшества, связанные с совершенствованием налогового администрирования и с проведением налоговых проверок, вступают в силу с 30 августа и 3 сентября 2018 года соответственно.