В чем заключается экономическая сущность налогов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

1. Понятие налога и сбора

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.

Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.

Налогообложение – взимание налогов.

Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходство налога и сбора:

  • И налог и сбор обязательны

  • И налог и сбор принудительны

  • И налог и сбор взимаются в пользу государства.

Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:

  • Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы

  • Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.

  • Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.

  • Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.

  • Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

2. Функция налогов

Функция налогов – проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.

Выделяют следующие функции:

  • Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.

  • Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

  • Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

  • Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

  • Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

3. Элементы налогообложения

По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов — организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

  • Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог

  • Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.

  • Налоговый период. Налоговый период – период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – один год.

  • Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

  • Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

  • Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

4. Принципы и методы налогообложения

Принцип – базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные:

  • Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.

  • Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.

  • Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.

  • Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.

  • Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.

  • Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.

  • Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.

Методы налогообложения.

Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения:

  • Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.

  • Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)

  • Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка

  • Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

5. Способы уплаты налога

Существует четыре основных способа уплаты налога:

  • Уплата по декларации. Декларация – документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.

  • Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)

  • Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.

  • Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА

финансов и государственного регулирования экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 5 курса 5476 группы

Антонова Валерия Владимировна

(Ф. И. О.)

Анализ налогообложения в РФ

(название темы)

Научный руководитель

Кандидат экономических наук, доцент

уч. степень, уч. звание

Рябов Олег Васильевич

Ф.И.О.

Санкт-Петербург

2011 г.

Введение

Глава 1. Основные методы и приемы, используемые при анализе налогообложения.

1.1. Основные факторы, оказывающие влияние на объемы и темпы поступления налогов

1.2 Основные методы и приемы прогнозирования поступления налогов

Глава 2. Анализ поступления по отдельным видам налогов и сборов.

2.1. Методы анализа налоговой нагрузки на налогоплательщика — организации.

2.2. Критерии и показатели качества работы налоговых органов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех то­варов, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе­ления. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гра­ждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо­графические процессы, молодежную политику, иные социальные явле­ния.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить методы и показатели используемые в анализе налогообложения в Российской федерации, и узнать в каким образом проводится этот анализ и на чем основывается.

1. Основные методы и приемы, используемые при анализе.

Анализ представляет собой системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующих субъектов и, соответственно, формируемой налогооблагаемой базы и объемов перечисления налогов в бюджет, к выявлению и измерению влияния на эти процессы отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными методами и приемами всей имеющейся информации.

Как следует из определения, первоначальным этапом анализа является сбор всей имеющейся информации. При этом информации как внутренней, так и из внешних источников.

Обработка полученной информации и проведение аналитической работы связано с целенаправленным выбором совокупности методов и приемов, адекватных цели анализа и особенностям анализируемой ситуации.

При этом на выбор методов оказывают влияние следующие факторы:

— цель и глубина анализа;

— существо проблемы, подлежащей решению;

— особенности объекта анализа;

— вид и характер информации, доступной аналитикам;

— требования к результатам анализа;

— технические возможности выполнения расчетов;

— ну и наконец квалификация аналитиков.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что при выборе методов и приемов должна обеспечиваться эффективность или рентабельность анализа в условиях ограниченности затрат времени и средств на его проведение.

Для решения конкретных задач применяются отдельно или в сочетании расчетные и так называемые эвристические методы.

Эвристические методы анализа основаны главным образом на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных и коллективных суждениях. Поэтому залогом надежности и обоснованности выводов анализа является правильный подбор экспертов. Эвристические методы используются в случаях:

— большой неопределенности исходных данных и недостатока информации для анализа;

— отсутствия четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки;

— недостатока времени и технических средств для исследования.

В число основных традиционных расчетных методов и приемов экономического анализа, которые, в частности, применяются для анализа налогооблагаемой базы и поступления налогов, можно включить использование сводки и группировки, абсолютных, относительных и средних величин, сравнений, индексного метода, метода цепных подстановок и другие.

Все эти приемы используются текущей работе при проведении расчетов.

Итак, путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на поступления отдельных налогов, изменение задолженности по ним.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.

С помощью абсолютных величин характеризуются размеры, уровни или объемы различных показателей (например, с одной стороны объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма выручки или прибыли, фонд заработной платы и с другой стороны объем налоговых начислений и поступлений в бюджеты всех уровней). Без абсолютных величин в анализе не обойтись, но они главным образом используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины используются при сравнении плановых и фактических величин, например, характеризуют уровень достижения индикативных показателей по поступлениям налогов. Они незаменимы при анализе процессов динамики, характеризуют изменение того или иного показателя во времени (например, отношение уровня образовавшейся задолженности за ряд лет к базисному году, принятому за единицу).

Относительные величины интенсивности показывают, например, результативность налоговых проверок, перечисление в бюджет денежных средств с каждых ста рублей доначисленных сумм в ходе проверок.

Аналитичность относительных показателей хорошо проявляется при структурном анализе, например, показывает значение каждого из регионов в формировании бюджета.

Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их необходимость выражена в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей и определении общих тенденций и закономерностей в развитии отдельных процессов.

Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение процессов или показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Наиболее простым примером могут служить динамические ряды уровней налоговых поступлений по видам налогов.

Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста. Темп роста дает характеристику степени изменения уровня налоговых поступлений от одного года к другому, от одного месяца к другому.

Индексы – это относительные показатели сравнения таких процессов, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. Например, если сравнить продукцию предприятия за два года, то разница в показателе будет результатом изменения как количества продуктов, так и цен на эти продукты.

Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одинаковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И наоборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.

С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индексы базисные и цепные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предшествующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за сто, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине. Например, динамика налоговых поступлений в ценах 2009 года.

Метод цепных подстановок применяется для анализа роли отдельных факторов. Обычно экономический показатель можно разложить на ряд слагающих его факторов или показателей. Например, сумма начисленного налога есть результат умножения налогооблагаемой базы и установленной ставки. Если все факторы плановые, то в результате будет плановое начисление налога, если они фактические, то фактическое начисление налога. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (или базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним, при этом отклонение есть результат влияния каждого из факторов.

Налогообложе́ние — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Виды налогов по объекту:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

местные.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

земельный налог;

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС;

акцизы;

экспортные тарифы;

налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сборы за парковку автомобилей;

налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая «запретная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новыминвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Отсюда:

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Москва. 24 октября. INTERFAX.RU — Русская православная церковь выразила несогласие с предложением обязать россиян платить налог за бездетность, которое высказала глава общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая.

Она выступила с инициативой обложить налогом бездетных россиян репродуктивного возраста, исключив тех, кто не может иметь детей по медицинским причинам.

Инициативу поддержала глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева.

«Я не разделяю позицию о том, что нужно платить налог за бездетность, в том числе, из личных соображений, так как мне придется этот налог платить и каждому монаху, который дает монашеский обет», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

По мнению архиерея, проблему рождаемости нельзя решить при помощи налогов.

«Я бы лучше подумал, как нам снизить число абортов, как создать в общественном сознании представление об аборте как о преступлении и убийстве, — предложил он. — Вот это гораздо больше бы повлияло на рост демографических показателей, чем введение налога на бездетность».