В каких формах могут создаваться религиозные объединения?

Правовой статус религиозных объединений
в Российской Федерации

Загребина И.В.

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживает множество народов со своими традициями и верованиями, и, как следствие, религиозный фактор оказывает заметное влияние на общественные процессы и занимает важное место в жизни общества. В связи с этим в последнее время звучит все больше вопросов. Закреплен ли в законодательстве термин «секта» и кто такие «сектанты»? Существует ли в России «главенствующая» религия и есть ли в законе понятие «традиционные религии»? Каким религиозным организациям дано право исповедовать свою религию и распространять свои религиозные убеждения, а каким запрещено? Градация конфессий: правовая норма или исторический пережиток прошлого?

Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте обратимся, в первую очередь, к основному закону нашей страны – Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, у каждого человека, независимо от принадлежности к какой-либо религии, есть право исповедовать свою веру, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, как индивидуально так и совместно с другими.

Право на совместное вероисповедание реализуется гражданами путем создания религиозных объединений.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

При этом религиозные объединения могут создаваться только в форме религиозных групп или религиозных организаций. Каких-либо других установленных законодательством форм, например «секта» или «традиционная религия» не существует.

Религиозная группа

В соответствии со ст. п. 1 ст.7 указанного выше Закона религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации.

Таким образом, добровольное объединение граждан, осуществляющее свою деятельность без образования юридического лица в соответствии с вышеуказанным законом признается религиозной группой.

Существенным признаком религиозной группы является то, что это религиозное объединение действует без государственной регистрации.

При этом Закон не устанавливает и не ограничивает численность группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.

Исходя из указанной выше нормы – закон не содержит требования об обязательной регистрации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения.

Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28 Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией.

Так же следует особо отметить, что в силу все пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Помещения, предоставляемые религиозной группе могут быть как жилые, так и нежилые, находящиеся в собственности, пользовании ее участников.

Следует иметь в виду, что поскольку религиозная группа не является юридическим лицом, то она не может быть стороной в гражданском правоотношении. То есть не может от своего имени заключать какие-либо договоры. Поэтому в данном случае договор может быть заключен от имени одного или нескольких участников религиозной группы.

Соответственно, группа, не являющаяся юридическим лицом, не может иметь имущества находящегося в ее обособленной собственности. Имущество, необходимое для деятельности группы, может находиться в собственности одного либо нескольких ее участников.

Религиозная группа имеет право беспрепятственно совершать богослужения и другие церемонии, обучение религии своих последователей и для этого никакого уведомления не требуется. Как показывает практика, религиозные группы часто сталкиваются с требованиями правоохранительных органов указывать свое вероисповедание при осуществлении своей деятельности. В п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено, что сведения о вероисповедании должно содержаться в наименовании религиозной организации и религиозная организация обязана указывать свое полное наименование (включающее в себя указание о вероисповедании) при осуществлении своей деятельности.

Стоит обратить внимание, что требование адресовано к религиозным организациям, а не к религиозным объединениям вообще. И подобные требования к религиозным группам закон не предъявляет. Поэтому требования правоохранительных органов следует рассматривать как необоснованные. Однако в целях предупреждения возможных конфликтных ситуаций религиозной группе не следует уповать на подобный пробел в законодательстве и при осуществлении своей деятельности стоит указывать свое вероисповедание. По крайней мере, из-за того, чтобы не было возможности обвинить религиозную группу в обмане или сокрытии своего вероисповедания.

Религиозная организация

В соответствии со ст. 8 Закон,а религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Законодательством установлены следующие виды религиозных организаций:

1. Местная религиозная организация — религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

2. Централизованная религиозная организация — религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

3. Учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Процедура создания религиозной организации подробно регламентирована. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Особо стоит отметить, что право на учреждение местной религиозной организации признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут являться только участниками религиозной организации.

Согласно ст. 10 Закона религиозная организация действует на основании Устава, который утверждается ее учредителями или централизованной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.

Касаясь прав и условий деятельности религиозных организаций, в первую очередь необходимо отметить, что статья 15 Закона о свободе совести закрепляет общее правило о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Особо оговаривается, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Особо отметим так называемые исключительные права религиозных организаций:

  • согласно п. 2 ст. 17 Закона религиозные организации имеют право учреждать организаций, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения;

  • согласно п. 1 ст. 19 Закона религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют право создавать учреждения профессионального образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности в установленном законом порядке;

    • в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона религиозные организации имеют право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной, деятельностью в данных организациях;

    • Следует отметить, что в силу указания п. 5 ст. 21 Закона на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Также религиозные организации вправе:

  • основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

  • беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;

  • по просьбам граждан, находящихся в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в специально отведенных администрацией названных учреждений помещениях. При этом проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства;

  • в порядке, допускаемом законом осуществлять богослужения, другие религиозные обряды и церемонии для военнослужащих;

  • производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

  • осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;

  • создавать для реализации своих уставных целей и задач культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

  • устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан;

  • иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры;

  • осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ;

Стоит отметить, что поскольку религиозные организации являются некоммерческими организациями то законодательством предусмотрены следующие ограничения: в соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль, получаемая религиозной организацией от предпринимательской деятельности не может распределяться между членами организации, а используется лишь на уставные цели; в соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 14 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» религиозные организации не могут быть учредителями и членами товарных бирж;

  • в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры с работниками.

В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, закрепленных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», необходимо отметить:

  • запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3)

  • указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3);

  • запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания (ч. 6 ст. 3);

  • освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ч. 7 ст. 3), и др.

Особо стоит отметить, что воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса РФ. Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, проделав небольшой анализ законодательства регулирующего права на свободу совести, мы нигде не встретились с термином «секта» или «традиционные религии». Но, более того, мы увидели, что законодательством закреплено только две формы религиозных объединений: религиозные организации и религиозные группы. А это означает, что все религиозные организации будь то организация православного, католического, протестантского или какого иного толка, не имеют какого либо привилегированного статуса. Но все без исключения отделены от государства и равны перед законом. И исключений в законе нет.

На прошлой неделе в журнале Lancet появилась серия из трех статей, посвященная здравоохранению на базе религиозных структур. Она подчеркивает важность религиозных организаций в обеспечении доступа к качественной медицинской помощи для всех людей, особенно для жителей территорий с ограниченными ресурсами и представителей маргинализированных групп.

Статьи анализируют медицинские услуги, которые оказывают религиозные организации, и рассматривают противоречивые отношения веры, религии и медицины. Презентация серии состоялась в офисе Всемирного банка на международной конференции под названием «Религия и устойчивое развитие: партнерские отношения против условий крайней бедности».

Публикации отстаивают точку зрения, согласно которой обширный опыт и значительные ресурсы религиозных организаций создают уникальную возможность для улучшения здоровья людей, а религиозные медицинские учреждения уже сейчас играют важную роль в обеспечении нужд здравоохранительной системы.

Кэтрин Маршалл, старший научный сотрудник в Центре Беркли по изучению религии, мира и международных дел при Джорджтаунском университете, а также Салли Смит, советник ЮНЭЙДС по религиозным организациям, прокомментировали серию статей в журнале Lancet в контексте ситуации с религией и вирусом Эбола. Они рассказали, как сложные взаимосвязи между культурой, традициями, религией, стигмой и дискриминацией влияют на обращение людей за медицинскими услугами и успех взаимодействия системы здравоохранения с сообществами. По их словам, годы противодействия ВИЧ, а также критическая ситуация с вирусом Эбола четко показали, что решающим фактором успеха являются междисциплинарные подходы к здравоохранению.

На конференции с докладом об эпидемии Эбола выступил Шейх Абу Бакарр Контех, президент Межконфессионального совета Сьерра-Леоне. Он рассказал о работе по поддержке выздоровевших от лихорадки Эбола и преодолению стигмы и дискриминации, которую провела Межконфессиональная сеть противодействия СПИДу в Сьерра-Леоне (SLIRAN). Сеть была создана по инициативе Совета для поддержки людей, живущих с ВИЧ. Опираясь на их богатый опыт, работникам SLIRAN удалось повысить осведомленность общественности и мобилизовать религиозные объединения на оказание услуг, связанных с ВИЧ, а также на оказание поддержки и медицинского ухода людям, живущим с этой инфекцией.

Докладчики на конференции сосредоточили основное внимание на анализе накопленных фактов и разработке конкретных рекомендаций по укреплению эффективного партнерства между религиозными организациями и государственным сектором. Рекомендации по дальнейшей работе и развитию отношений были предложены как в журнале Lancet, так и на самой конференции.

ЮНЭЙДС приняла активное участие в разработке серии и подборе материалов, а также в организации основных сессий конференции. Организация предоставила участникам информационные материалы о масштабе и характере партнерских отношений с религиозным сообществом в сфере оказания услуг против ВИЧ. ЮНЭЙДС также организовала обсуждение того, как навыки и партнерские отношения, развитые за 30 лет противодействия ВИЧ, удалось быстро и эффективно мобилизовать для поддержки мер в ответ на эпидемию Эбола.

Контроль за уставной деятельностью религиозной организации

Инна Загребина адвокат, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Следует особо обратить внимание, что согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (статья 6) основной целью религиозного объединения является совместное исповедание и распространение веры, а соответствующей этой цели признаками являются: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт1 статьи 6).

Неправильное понимание руководителями религиозных организаций этого, казалось бы, простого вопроса, зачастую приводит к нарушениям законодательства. Так, например, юридическая неграмотность сотрудников одной из централизованных религиозных организаций спровоцировала подачу иска Минюстом России о ликвидации организации. Причина — неправильное заполнение форм ежегодной отчетности. Так, в своих отчетах религиозная организация в разделе «виды деятельности в отчетном периоде в соответствии с уставом», в котором, по сути, перечисляются признаки религиозной организации, везде поставила прочерки. Таким образом, получилось, что организация в течение года занималась чем угодно, но только не уставной деятельностью. Повод ничтожный и формальный, но он был дан.

Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей ее цели. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе.

Что же подразумевается под деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям?

1. Утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.).

Например, на практике приходиться сталкиваться с тем, что руководители религиозных организаций, помимо религиозной деятельности занимаются и другими видами деятельности, например, оказанием помощи лицам, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. При этом забывая об основных целях создания религиозной организации, деятельность по реабилитации ставят на первый план. При проведении проверки выявляется, что протоколы данной организации отражают исключительно деятельность по профилактике и реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, и в протоколах практически отсутствует деятельность, ради которой и создана религиозная организация — совместное исповедание и распространение веры. Что и может послужить доказательством утраты признаков и характера религиозной организации и повлечь за собой ликвидацию.

Однако стоит обратить внимание и на другую сторону «медали», когда органы юстиции незаконно пытаются препятствовать благотворительной деятельности религиозных организаций. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.

Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Между тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со статьи 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Однако, еще раз обратим внимание читателя, что благотворительная деятельность религиозной организации не должна становится на первый план и подменять собой основные цели деятельности религиозного объединения.

2. Осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности.

В качестве примера можно привести участие религиозных организаций в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных, не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной помощи и т.д.

3. Осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии).

Руководителям религиозных организаций стоит особо обратить внимание на данный пункт. Если Вы хотите при религиозной организации создать образовательное учреждение с последующей выдачей дипломов, не забудьте получить лицензию на образовательную деятельность. В противном случае за грубое нарушение закона религиозная организация как юридическое лицо может быть ликвидирована по решению суда. Тем более не стоит создавать на базе местной религиозной организации «высшие духовные учебные заведения», так называемые «институты», «университеты» и т.п., создание которых является компетенцией централизованной религиозной организации и требует получения лицензии. Помните, что не знание закона не освобождает от ответственности.

Между тем, следует особо подчеркнуть, что в силу действия пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. В качестве примера можно привести деятельность воскресных школ, курсов катехизации и различных духовных программ не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов о духовном образовании.

4. Осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации.

5. Осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации (конфессиональная анонимность).

Последнее, пожалуй, это наиболее часто нарушаемое требование закона. Напомним, что в силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

В частности, под полным наименованием следует понимать наименование организации, указанное на титульном листе устава религиозной организации. При этом сокращенная аббревиатура не допускается. Несмотря на то, что данная тема неоднократно поднималась на страницах печати и в различных методических рекомендациях, но, к сожалению, приходится констатировать факт, что отдельные религиозные организации продолжают нарушать это требование закона.

Данный перечень нарушений не является исчерпывающим и может включать в себя и другие правонарушения.

Контроль за соблюдением устава религиозной организацией относительно порядка ее деятельности.

Согласно Письму Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97 при осуществлении данного вида контроля регистрирующим органам следует обращать особое внимание на:

  • соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации;
  • деятельности ее руководящих органов;
  • правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;
  • соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;
  • своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пункт 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозная организация обязана информировать орган принявший решение о ее государственной регистрации об изменении сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех дней с момента таких изменений.

При перепечатке материалов ссылка на сайт http://hve.ru/ обязательна.