В каком случае проводится инициативный экологический аудит

Экологический аудит — что это?

Аудит обычно проводится в бухгалтерской сфере с целью проверки финансовой отчетности организации — о нем мы писали в соответствующей статье. Однако это не единственный вид проверки, т. к. возможны и иные ее разновидности, в том числе аудит экологический.

Экологический аудит — это комплекс мер, направленных на проверку степени соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным нормативными документами, федеральными нормами и правилами, а также международным стандартами в области охраны окружающей среды.

По итогам проведения процедуры составляется перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности функционирования компании (ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7).

Принципы проведения аудита устанавливает п. 4 приказа Госкомэкологии РФ «Об экологическом…» от 30.03.1998 № 181:

  1. Объективность и независимость аудитора.
  2. Профессионализм и компетентность.
  3. Полнота и достоверность сведений, фиксируемых в отчете.
  4. Планирование работ, выполняемых в ходе аудита.
  5. Комплексность проверки.
  6. Конфиденциальность сведений, полученных в результате аудита.
  7. Ответственность аудиторов за сведения, указываемые ими в отчетных документах.

Проведение экоаудита позволяет:

  • собрать полную и достоверную информацию о текущей деятельности предприятия;
  • проверить соблюдение предприятием требований действующего экологического законодательства (как федерального, так и международного);
  • сформировать программу внедрения системы экологического менеджмента предприятия или скорректировать уже существующую на нем природоохранную политику.

Объекты экологического аудита

В ходе проведения экоаудита анализу могут быть подвергнуты:

  • сырье и материалы, используемые предприятием в процессе производства продукции;
  • продукты питания и пищеблок (если предприятие работает в сфере производства пищевой продукции или общепита);
  • техпроцессы изготовления продукции;
  • непосредственно готовая продукция;
  • выбросы в атмосферу;
  • сточные воды и отходы;
  • используемые средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • техника безопасности;
  • экопаспорт предприятия и иные документы, имеющие отношение к регулированию степени его воздействия на окружающую среду.

Виды экологического аудита

В зависимости от основания для проведения проверки, выделяют два вида экологического аудита (п. 5 приказа № 181):

  1. Обязательный. Проводится по инициативе государственных контролирующих органов, если того требует действующее законодательство. В частности, в обязательном порядке экоаудит проводится в следующих случаях:
  • при банкротстве юрлиц, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду;
  • экологическом страховании с целью определения размера страховой премии и объема страхового покрытия;
  • оценке деятельности, направленной на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий;
  • выдаче и продлении лицензий на осуществление деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, и пр.
  1. Инициативный. Проводится по решению руководства предприятия с целью выявления слабых сторон проводимой экологической политики и самостоятельного устранения факторов, влекущих за собой нарушение установленных законом нормативов. Кроме того, проведение такого аудита позволит:

  • снизить риск наложения на предприятие штрафных санкций за осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду;
  • повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции и инвестиционную привлекательность всего бизнеса в целом;
  • оптимизировать производство и привести его в соответствие с федеральными и международными стандартами.

Кроме того, экологический аудит может быть:

  • внешним (проверка проводится сторонней аудиторской организацией или независимым аудитором);
  • внутренним (проверка проводится специалистами самого предприятия в рамках реализации программы экологической безопасности).

Кто проводит экологический аудит?

Согласно п. 8 приказа № 181, право проводить экоаудит имеют:

  • физические лица, прошедшие профильное обучение и аттестованные по его итогам;
  • организации, обладающие лицензией на проведение проверок такого рода.

Квалификационные требования, предъявляемые к экологическим аудиторам, приведены в ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания…». В частности, проводящее аудиторские проверки в области экологии лицо должно:

  1. Иметь среднее или аналогичное ему профильное образование и стаж работы в области экологии не менее 5 лет или высшее профильное образование и стаж работы не менее 3 лет.
  2. Пройти дополнительное специальное обучение по месту работы или с отрывом от него.
  3. Обладать определенными личными навыками, которые позволяют собирать, обобщать и анализировать информацию.

Выбор аудиторской компании или независимого аудитора осуществляется заказчиком самостоятельно. Реестр аккредитованных аудиторских организаций можно найти на сайте Национальной экологической аудиторской Палаты (далее — Палата), перейдя по . В реестр включаются только те объединения, которые прошли процедуру аккредитации в Палате.

Реестры независимых экологов-аудиторов, оказывающих услуги в разных городах России, размещены по адресу. Чтобы попасть в этот реестр, аудитор должен пройти аттестацию и обучение в порядке, предусмотренном положением о порядке аттестации, разработанным Палатой.

Порядок проведения экологического аудита

Несмотря на то что проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным, порядок его осуществления неизменен и включает следующие этапы:

  1. Подготовительный. После принятия решения о необходимости проведения экологического аудита инициатор проверки:
  • определяет ее цели и задачи,
  • устанавливает сроки ее выполнения,
  • формирует рабочую группу аудиторов и назначает ее руководителя.

Также на этой стадии определяются объекты аудита и устанавливаются критерии проведения проверки.

  1. Основной. На этом этапе:
  • проводится первичное совещание руководителей предприятия и его подразделений с аудиторами;
  • разрабатывается программа (при обследовании крупных и сложных объектов) или план (при проверке отдельных узких направлений) аудита;
  • собираются и анализируются необходимые для проверки сведения, изучаются свидетельства аудита и производится их регистрация;
  • анализируется работа экологического отдела или эколога предприятия;
  • изучаются применяемые на предприятии планы аудита и результаты его деятельности в области охраны окружающей среды;
  • производится осмотр производственных помещений и территорий, а также санитарно-защитной зоны предприятия;
  • выполняется проверка документов;
  1. Заключительный. Все сведения, полученные в ходе проверки, фиксируются в протоколе аудита. На основании этого документа впоследствии производится формирование отчета и заключения об аудите. Выводы, к которым пришли проверяющие, озвучиваются на финальном совещании. До руководства предприятия доносится информация о выявленных несоответствиях, а также предлагаются рекомендации, направленные на их устранение. Завершенным экологический аудит считается в момент подписания всех документов, составленных по его результатам.

Заключение об экологическом аудите

Аудиторское заключение об экологическом аудите — это официальный документ, заверенный подписью и печатью специалиста, проводившего проверку (если проверка проводилась аудиторской организацией — также печатью данной организации), содержащий выводы о соответствии деятельности проверяемого предприятия и составляемой им отчетности требованиям действующего экологического законодательства, существующим нормативам и международным требованиям.

Заключение, составленное по итогам экоаудита, состоит из 3 частей (п. 21 приказа № 181), идущих в следующем порядке:

  1. Вводная. В ней указываются:
  • информация о компании-аудиторе (наименование, юридический адрес, номер телефона и банковские реквизиты);
  • Ф. И. О. аудиторов, принимавших участие в проведении проверки;
  • сведения о лицензии аудиторской компании (наименование выдавшего ее органа, дата выдачи и срок действия);
  • срок проведения мероприятий по аудиту.
  1. Аналитическая. В этом разделе обозначаются:
  • наименование проверяемого предприятия;
  • период, за который проводится проверка;
  • результаты проведенного анализа деятельности предприятия на предмет ее соответствия природоохранным требованиям;
  • факты выявленных в ходе проверки нарушений.
  1. Итоговая. Эта часть содержит:
  • выводы о степени воздействия предприятия на окружающую среду;
  • перечень предлагаемых мер по снижению негативного воздействия на экологию;
  • описание последствий, которые может повлечь за собой неприменение предлагаемых аудитором мер.

***

Итак, проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным. В первом случае инициатором проведения проверки является уполномоченный госорган, во втором — руководство аудируемого предприятия. Проверку может проводить как независимый аудитор, так и аудиторская организация, которая самостоятельно формирует состав комиссии из числа своих штатных сотрудников. По итогам проведенного аудита составляется заключение, которое содержит сведения, полученные в ходе проверки, перечень выявленных недостатков и несоответствий, а также практические рекомендации по их устранению. В дополнение к перечисленному компания может самостоятельно проводить текущие внутренние аудиты, анализируя правильность исполнения экологических норм/правил и своевременно внося корректировки при возникновении недочетов и нарушений.

Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

1.2. Термины и определения, используемые при проведении экологического аудита

Для понимания проблематики экологического аудита, необходимо рассмотреть понятия аудиторской деятельности, экологического аудита, экологического аудирования и сопутствующих экоаудиту услуг.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Экологическое аудирование – это вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий, обеспечивающих проведение экологического аудита.

Сопутствующие экологическому аудиту услуги – это отдельные виды услуг (работ) в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляемые экоаудиторскими организациями и (или) индивидуальными аудиторами-экологами при проведении экоаудита или по отдельному договору с хозяйствующим субъектом о возмездном оказании услуг в целях повышения его инвестиционной привлекательности и экологической эффективности, повышения эффективности его экологически ориентированной деятельности (Серов, 2008). Примером услуг, сопутствующих экологическому аудиту могут быть разработка, внедрение и сертификация систем экологического менеджмента предприятия или организации.

В настоящее время в России можно выделить три основных подхода к пониманию сущности экологического аудита исходя из различий в его объекте:

— инструмент контроля правильности ведения учета и подтверждения достоверности отчетности в части отражения природоохранной деятельности организации,

— один из видов экологического контроля,

— правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере,

(Крассов, 2008; Сергеева, 2005; Серов, 2000; Методические …, 1998).

Первый подход относит к объекту аудита бухгалтерский учет и отчетность и экологический аудит определяет как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (о плате за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.).

При втором подходе основным объектом аудита является оценка воздействия на окружающую среду (в том числе, как элемент системы экологического менеджмента). Экологический аудит рассматривается как оценка воздействия предприятия на окружающую среду с целью засвидетельствования соответствия его деятельности нормам, требованиям, стандартам окружающей среды.

Третий подход определяет объект аудита как экологическую сферу (операционное и правовое пространство). При этом экологический аудит рассматривается в широком и узком смыслах: в первом случае он предусматривает обеспечение организационно-правового механизма обеспечения национальной безопасности страны в экологической сфере, во втором – соответствие определенных видов деятельности, событий, условий, системы административного управления или информации об этих объектах критериям аудита и сообщение результатов клиенту.

Основной перечень терминов по системам экологического менеджмента, экологическому аудиту и охране окружающей среды приведен в Глоссарии (см. ниже)

Проведение экологического аудита позволяет установить способность природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды. Кроме того, проведение экологического аудита позволяет определить способность определенной технологической системы производить экологически чистую продукцию, определять степень привлекательности производства и территории для инвестиций. Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия «экологического аудита» в русском языке являются такие термины как «экологическое обследование», «экологический осмотр», «экологическая оценка», «проверка правильности проводимой экологической политики».

Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита (аудируемом объекте) на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям. В качестве таких критериев можно выделить количественные и качественные показатели, основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях, нормах и правилах. Критерии устанавливаются в зависимости от целей и задач экологического аудита. То есть критерии аудита – это требования (политика, практика, процедуры, экологические нормы), с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства о рассматриваемом (аудируемом) объекте.

Рекомендации по оценке влияния на экологическую ситуацию различных аспектов производственной и финансовой деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, природоохранными мерами в процессе функционирования и обслуживания (обеспечения) субъектов и объектов природопользования могут быть юридически обусловлены после их подтверждения (принятия) соответствующими специально уполномоченными органами государственного экологического контроля (Методические …, 1998).

В процессе экологического аудита, осуществляемого экологическими аудиторами и/или организацией по экологическому аудированию:

— производится независимая оценка соответствия или несоответствия проектной и технической документации и/или характеристик состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности предприятия требованиям существующего законодательства и действующим нормативам в области охраны окружающей среды;

— дается оценка правильности выдачи предприятием информации о воздействиях на окружающую среду промышленной деятельности;

— оценивается состояние ОС на предприятии, территории и др.

Необходимость проведения экоаудита обусловлена потребностью пользователей (заказчиков, клиентов) в информации об экологическом состоянии объекта хозяйствования и ими могут быть:

— собственники объекта хозяйствования или руководство (аппарат управления) этого объекта;

— другие юридические и физические лица, которые имеют материальную и иную заинтересованность в результатах экологической и хозяйственно-финансовой деятельности этого объекта;

— государственные органы исполнительной власти, общественность.

Пользователям необходима уверенность в достоверности и полноте предоставленной им информации об экологическом состоянии объекта. При этом сами пользователи не имеют доступа к источникам информации и/или не имеют специальных знаний для оценки этой информации. Это предопределяет потребность пользователей в выводах специалистов по аудиту (Методические …, 1998).

Каждое юридическое лицо, а в случаях предусмотренных законодательством и физические лица, независимо от направления деятельности, объема производства и количества работающих, во всех случаях, затрагивающих интересы охраны окружающей среды, могут получить аудиторское заключение о своей деятельности с учетом требований экологической безопасности и устойчивого развития.

Обязательность аудиторского подтверждения эффективности систем экологической безопасности и качества, достоверности предоставляемой отчетной информации, правомерности хозяйственно-финансовой деятельности с позиций установленных требований к охране окружающей среды и использованию природных ресурсов устанавливается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Предоставленная экоаудиторская информация не дает пользователям абсолютной уверенности в достоверности и полноте этой информации. Экоаудит дает достаточно высокую степень ее достоверности (Методические …, 1998)

К основным целям и задачам в области экологического аудита с учетом международной практики относится:

— получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны ОС;

— проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства, в том числе принятых обязательств самим аудируемым объектом;

— содействие субъектам хозяйственной деятельности в обосновании экологической стратегии и регулировании экологической политики предприятия, определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

— создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования, повышение его эффективности и обеспечения устойчивого развития;

— интеграция деятельности в области охраны ОС с другими сферами деятельности;

— снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды (Крассов, 2008; Методические …, 1998).

В состав целей и задач экологического аудирования в необходимых случаях могут включаться процедуры экологического аудирования объектов, связанные с представлением декларации безопасности промышленного объекта с подтверждением правомерности применения этой декларации для данного промышленного объекта.

Экологический аудит может выполнять функции реструктуризации производства, приватизации, создания экологически конкурентной среды и рыночного средообразования с учетом экологических издержек производства, программно-целевого распределения финансовых ресурсов, децентрализации управления и гибкого нормирования и налогообложения с учетом экологических факторов.

Экоаудит может проводиться:

— в форме абонентского обслуживания клиента, предполагающего сотрудничество в течение определенного периода года вплоть до сдачи итогового подтверждающего документа (годового баланса);

— в форме консультирования всех субъектов хозяйственных правоотношений по комплексу вопросов, в т. ч. управления, создания, ликвидации предприятия и т. п. в части соответствия, например, природоохранному законодательству.

Субъекту хозяйственных правоотношений в этих случаях экоаудитором предоставляются развернутые программные рекомендации-решения, обеспечивающие соответствие требованиям экологической безопасности и качества применительно к любым объектам, процессам, технологиям, материалам, веществам, а также максимально эффективное использование природно-ресурсного потенциала субъекта хозяйственных правоотношений.

Для эффективного проведения экоаудита при решении задач в области охраны ОС необходимо наличие:

— конкретных документированных предметов рассмотрения;

— доступной и достаточной информации об объекте аудирования;

— адекватных ресурсов для поддержания процесса экоаудита;

— адекватной кооперации с аудируемым предприятием;

— методологии и методических процедур экоаудирования;

— компетентных и независимых аудиторов, являющихся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и аттестованных в области деятельности, относящейся к рассматриваемому объекту аудирования (ст. 3,4 ФЗ «Об аудиторской деятельности») (Методические …, 1998).

Необходимо отметить, что до 1 января 2010 г. аудиторская деятельность подлежала обязательному лицензированию, что было отменено новым федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (2008 г.), но с этого же момента вступает в силу требование об обязательном вступлении в саморегулируемые организации аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществляющих проведение аудита и оказывающих сопутствующие аудиту услуги.

Предыдущая

На едином портале раскрытия правовой информации (http://regulation.gov.ru) проходит обсуждение проекта федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности», который предусматривает введение обязательного экологического аудита хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Законопроектом вводится новое понятие «экологического аудита», под которым понимается независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.

Проект, в частности, предусматривает два вида экологического аудита: добровольный и обязательный.

Добровольный экологический аудит проводится по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности и может быть комплексным и специальным. В целях обеспечения стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению добровольного экологического аудита заключение экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита впоследствии может использоваться заказчиком экологического аудита:

  • при проведении комплексного экологического аудита – для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;
  • при проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения – для продления комплексного экологического разрешения в упрощенном порядке.

Необходимость проведения обязательного экологического аудита хозяйственной и иной деятельности проект предлагает установить в следующих случаях:

  • при осуществлении деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности;
  • при реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда или арбитражного суда;
  • в случае выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
  • при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и при приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории проведение экологического аудита позволит оценить имущество и документы в области охраны окружающей среды должника, имущественные комплексы, используемые для промышленного производства, подлежащие приватизации, требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязательств по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.

Обсуждение законопроекта продлится до 11 мая 2015 г. (ID проекта: 00/03-22636/01-15/7-13-4).

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологический аудит

Экологический аудит — это проверка отчетности организации в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, анализ экологических рисков, а также в целом деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.