В связи с отсутствием электроэнергии

Проблема злоупотребления правом пользования коммунальными услугами стоит достаточно остро как для управляющих организаций, так и для поставщиков ресурсов.

Значительные затруднения вызывает определение подхода к стимулированию должников к оплате потреблённых ресурсов: предоставляющая услугу организация имеет возможность обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав, но не всегда существует возможность получить оплату в судебном порядке.

Законодатель предусмотрел возможность ограничения или прекращения предоставления коммунальной услуги, за некоторым исключением, при этом до 1 сентября 2012 года в число «неприкосновенных» услуг входило водоотведение.

В настоящее время прямого запрета на ограничение или прекращение водоотведения в случае неоплаты услуг по его предоставлению не существует.

Данная ситуация позволила правоприменителям — управляющим организациям при помощи специальных технических средств ограничивать водоотведение в квартирах отдельных потребителей. Более того, на рынке ЖКХ появились компании, предлагающие свои услуги по установке так называемых «заглушек» в квартиры должников.

Может ли такой способ затронуть права и законные интересы других собственников дома, как оценивают установку «заглушек» надзорные инстанции и какова позиция судебных органов по этому вопросу, мы рассмотрим в данной статье.

Правовой анализ

Общее основание приостановления или отключения услуг водоотведения предусмотрено п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» — при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчётных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Однако специальные условия устанавливаются для многоквартирных домов, с учётом их особого правового положения и специфики пользования имуществом. Согласно п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Согласно пп. «а» п. 117 указанных Правил, управляющая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в установленном порядке.

Вместе с тем, согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе системами водоотведения, которые, согласно п. 14 того же Положения, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Такие требования установлены СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и иными правовыми актами.

В силу пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов, за нарушением правил в соответствии с п. 39 Правил осуществляется государственный контроль.

Возможность государственного контроля в первую очередь повлияла на формирование судебной практики по вопросу законности ограничения водоотведения, поскольку должники, как правило, не склонны отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу № А56-19200/2014:

Жилищно-строительный кооператив осуществил ограничение водоотведения, поскольку собственники отдельных квартир многоквартирного жилого дома в течение длительного времени не погашали задолженность по оплате коммунальных платежей, оборудование устанавливалось непосредственно на индивидуальные стояки должников. В результате данных действий отдельные квартиры были полностью отключены от системы водоотведения.

По результатам внеплановой проверки в адрес кооператива направлено предписание Государственной жилищной инспекции, в котором указано, что кооператив осуществил действия по умышленному вмешательству в общее санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома, установив дополнительное оборудование, не предусмотренное его проектом и Правилами и нормами содержания жилья, Жилищным кодексом РФ и п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Кооператив обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания.

Суд в удовлетворении требований отказал по следующим основаниям:

1) Во-первых, кооператив должен был отдельно рассчитать задолженность по каждому виду коммунальных услуг и перед ограничением какой-либо из них направить уведомление с требованием погасить имеющуюся задолженность (п. 118 Правил № 354). В нарушение данного требования кооперативом в претензиях к должникам указана общая задолженность, а не задолженность по данному виду услуг.

2) Во-вторых, суд указал, что инженерные системы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии с пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.

Таким образом, умышленное прекращение работы системы канализации вследствие произведённых кооперативом работ по установлению заглушек делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.

Оценка степени вмешательства в общее имущество и законность собственно ограничения отведения исследована в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. по делу № А56-27564/2014 (фабула аналогична предыдущему делу):

Суд приходит к выводу, что действующие Правила № 354 при соблюдении определённого порядка допускают возможность ограничения и приостановления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, за исключением коммунальных услуг — отопления и холодного водоснабжения; не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.

Судом установлено, что, согласно заключению специалистов центра судебной экспертизы, действия кооператива по установке комплекта оборудования ограничения водоотведения на инженерные системы многоквартирного жилого дома не изменяют параметры жилого дома и его инженерной оснащённости и не являются реконструкцией или переустройством общего имущества жилого дома; не ведут к порче личного имущества неплательщика; используемые технологии ограничивают водоотведение и не приводят к прекращению предоставления коммунальной услуги — водоотведения.

Вместе с тем в направленных в адрес должника уведомлениях была указана общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание общего имущества и дополнительных услуг, в то время как основанием для отключения (ограничения) конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги.

Таким образом, необходимо уведомлять должника именно об отключении конкретной коммунальной услуги с указанием задолженности по данной коммунальной услуге.

Аналогичная логика присутствует в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2014 г. № 33-19111/2014:

Истец обратилась в суд с иском к ТСЖ о компенсации морального вреда, причинённого нарушением правил предоставления коммунальных услуг, поскольку в канализационном стоке из квартиры истца ввиду задолженности по коммунальным платежам установлено запорное устройство, ограничивающее водоотведение.

Суд, проанализировав положения Правил № 354, установил, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном указанными Правилами, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.

Порядок уведомления следующий:

исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путём вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) (пп. «а»);

при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путём вручения ему извещения под расписку (пп. «б»);

при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путём вручения ему извещения под расписку (пп. «в»).

Суд пришёл к выводу, что ограничение водоотведения в квартире истца произведено с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, а именно, истец не извещён предварительно (за 3 суток) письменным извещением путём вручения под расписку.

Таким образом, уведомление об ограничении либо прекращении предоставления коммунальных услуг должно вручаться под расписку, либо при отказе от получения уведомления такой отказ должен быть удостоверен соответствующим актом.

При этом суд в качестве обоснованности требования компенсации морального вреда сослался на закон о защите прав потребителей.

В связи с чем лицо, которому водоотведение ограничено с нарушением установленного законодательством порядка, вправе требовать возмещения морального вреда.

Вывод

Ограничение водоотведения как одного из видов коммунальных услуг предусмотрено действующим законодательством. Одним из основных требований к процедуре ограничения служит надлежащее уведомление должника об отключении — в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с обязательным указанием задолженности именно по данной коммунальной услуге, с вручением уведомления должнику под роспись либо при условии составления соответствующего акта.

Обращаем внимание, что установку технических средств, ограничивающих водоотведение, согласно отдельным судебным решениям, можно производить только на участках коммуникаций, не относящихся к общему имуществу, но и без повреждения имущества индивидуального, т. е., имущества должника.

Как мы отметили, судебная практика свидетельствует о том, что в случае, если прекращение работы системы канализации делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, действия по прекращению водоотведения могут быть признаны незаконными.

Вместе с тем суды признают соответствующим закону ограничения в предоставлении коммунальной услуги, что означает не полное прекращение водоотведения.

Следует также отметить, что в случае, если будет установлена незаконность прекращения или ограничения водоотведения, лицо, пострадавшее от этих действий, может требовать компенсации морального вреда.

Остаётся открытым вопрос о возложении на должника расходов по установке и демонтажу устройств ограничения водоотведения, поскольку законодательство прямо этого не предусматривает, однако в отношении прекращения и возобновления оказания других видов коммунальных услуг расходы по осуществлению их прекращения и возобновления возлагаются на должника (при условии правомерности действий организации, оказывающей услуги). Представляется, что данный вопрос может быть разрешён при дальнейшем формировании судебной практики.

Дискуссионным вопросом также является правомерность ограничения водоотведения в свете установленных для систем бытовой канализации требований технических регламентов, которые устанавливают допустимые диаметры труб, особенности конструктивных элементов и т. п., вместе с тем соответствие канализационных систем указанным правилам не было предметом исследования судов, в связи с чем можно ожидать изменения подходов при определении законности ограничения водоотведения.

В заключение хотелось бы выразить мнение, что предъявление должникам требований в судебном порядке является гораздо менее рискованным для организаций, оказывающих коммунальные услуги, с точки зрения как соблюдения прав и законных интересов других жильцов многоквартирного дома, так и с точки зрения отсутствия возможных рисков по претензиям надзорных органов и самих должников.

Ситников Георгий Васильевич, юрист-консультант

24.07.19 В связи с активизацией работы АО «Калмэнергосбыт» (управляется «Россети Северный Кавказ») по взысканию дебиторской задолженности, многих потребителей-неплательщиков (физических и юридических лиц) интересует порядок отключения электроэнергии с учетом соблюдения законности действий энергетиков.

В связи с активизацией работы АО «Калмэнергосбыт» (управляется «Россети Северный Кавказ») по взысканию дебиторской задолженности, многих потребителей-неплательщиков (физических и юридических лиц) интересует порядок отключения электроэнергии с учетом соблюдения законности действий энергетиков.
Прежде чем ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, необходимо отметить, что основным законным актом в этом вопросе для энергетиков является Постановление Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в котором прописан законный алгоритм ввода ограничений (отключений) неплательщиков и который состоит из:
1. Информирование потребителя
Потребитель должен быть предварительно ознакомлен с намерениями работников энергосбыта.
АО «Калмэнергосбыт» заранее письменно уведомляет потребителей-неплательщиков об имеющемся долге и необходимости погасить задолженность в установленные сроки. Кроме того, информация о должниках (юридических и физических лицах) размещается на официальном сайте компании в разделе «Клиентам» (http://gp-kes.ru). В это время поставщик электроэнергии может частично ограничить подачу электроэнергии. Если после первого уведомления потребитель не гасит долг, то получает еще одно предупреждение, в том же порядке, как и первое. Если и второе предупреждение остается без внимания, то подается заявка на отключение. Энергетики опломбируют счетчик до момента полного погашения задолженности.
2. Основания для отключения
Прописаны во втором приложении Постановления Правительства РФ №442:
— невыполнение потребителем своих обязанностей (за неуплату, за отсутствие договора поставки электроэнергии, за незаконное подключение к линии электропередачи);
— по распоряжению Роспотребнадзора (если будет установлено, что энергопринимающее оборудование не соответствует нормам безопасности);
— в результате ликвидации аварийных ситуаций – в данном случае свет выключается без предварительных уведомлений;
— проведение планового технического обслуживания или ремонтных работ на хозяйственных объектах электросетей (должна быть запланирована заранее и не превышать 72 часов в год и больше 24 часов единовременно).
3. Акт об отключении и уведомление
Согласно Постановлению Правительства РФ №442, в случае отключения света за неуплату должен быть составлен Акт об отключении электроэнергии в 3 экз., которые подписывает как поставщик электроэнергии, так и потребитель. Если Акт не был составлен или составлен с ошибками, то отключение могут признать незаконным. Документ также должен содержать уведомление о том, что потребитель на определенное время останется без света.
4. Как подключиться обратно?
Прежде чем потребителю подключат электроэнергию, ему необходимо будет полностью погасить задолженность. После погашения долгов в сбытовой компании, потребитель несет дополнительные расходы за подключение электроэнергии. После оплаты подключения в сетевой компании, потребитель должен дождаться визита специалистов, которые в его присутствии установят новые пломбы на электросчетчик, составят акт и в течение 24 часов подключат свет.
Учитывая необходимость дополнительных расходов на подключение электроэнергии, а также неудобства, связанные с отсутствием электроэнергии, АО «Калмэнергосбыт» настоятельно рекомендует всем потребителям электроэнергии строго соблюдать платёжную дисциплину и не доводить дело до отключения электроэнергии.
Без долгов жизнь спокойнее и светлее!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 12

Новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее — новые Правила), впрочем, как и прежние Правила, содержат специальный раздел об ограничении и приостановлении предоставления коммунальных услуг. Рассмотрим положения нормативного акта в этой части и обратим особое внимание на порядок отключения (именно такой термин ближе обывателям) коммунальных услуг за неуплату.

Согласно п. 114 новых Правил ограничение предоставления коммунальной услуги предполагает, что исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. Если же речь идет о приостановлении предоставления коммунальной услуги, подача коммунального ресурса временно прекращается.

Ввиду отсутствия особых положений порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг равным образом применяется ко всем потребителям независимо от их статуса (физическое или юридическое лицо) и статуса занимаемых ими помещений (жилое или нежилое).

Основания для ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг

В п. 115 новых Правил названы несколько случаев, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает (полагаем, он сам делает выбор в пользу того или другого в зависимости от конкретных обстоятельств) предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителей. Перечислим их.

  1. Возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения (ЦС ИТО), по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение, — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
  2. Возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также необходимость их локализации и устранения последствий — с момента возникновения таких ситуаций и подобной необходимости.

Эти два основания в том же качестве фигурировали и в прежних Правилах. Очевидно, что в данных ситуациях подача коммунальных ресурсов прекращается для всех потребителей в доме по причинам, являющимся внешними по отношению к исполнителю и потребителям (то есть отключает подачу ресурсов, вероятнее всего, не сам исполнитель, а РСО). Следуя п. 116 новых Правил, исполнитель должен действовать так, как если бы он выявил факт предоставления услуг ненадлежащего качества (п. 104), то есть ему нужно зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения. Кстати, несмотря на то, что в п. 115 новых Правил авария на внутридомовых инженерных системах (ВИС) не названа в качестве причины отключения коммунальных услуг, объективно она является таковой, и действия исполнителя также должны соотноситься с п. 104 новых Правил.

Во всех остальных случаях законного отключения коммунальных услуг исполнитель ранее был обязан предупредить потребителя за один месяц. С 01.09.2012 исполнитель без уведомления ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг еще в нескольких ситуациях. К ним относятся:

  • Выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования (ВО) потребителя к ВИС или ЦС ИТО — с момента выявления несанкционированного подключения. Согласно п. 62 новых Правил при обнаружении несанкционированного подключения исполнитель обязан немедленно демонтировать его. Представляется, что это автоматически влечет и приостановление предоставления коммунальных услуг через данное ВО;
  • Использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик ВИС и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения;
  • Получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием ВИС и ВО установленным требованиям, о необходимости ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии ВИС (за техническое состояние которых отвечает собственник помещения в жилом доме) или ВО, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в документе соответствующего органа. Обратим внимание, что основанием является плохое состояние именно ВО в МКД, то есть имущества, за содержание которого отвечает потребитель. Неудовлетворительное состояние (но не авария) ВИС, за надлежащее содержание которых отвечает исполнитель, не может стать причиной отключения коммунальной услуги без предварительного извещения.

Предварительно уведомить потребителя в письменном виде о предстоящем ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги необходимо, если отключение обусловлено (п. 117 новых Правил):

  • Неполной оплатой потребителем коммунальной услуги — за 30 дней;
  • Проведением планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию ЦС ИТО и (или) ВИС, относящихся к общему имуществу собственников помещений в доме, — за 10 рабочих дней.

В течение двух календарных дней со дня устранения причин отключения коммунальных услуг их предоставление должно быть возобновлено, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление услуг с более раннего момента. Эти причины прямо названы в п. 120 новых Правил, и примечательно то, что среди них нет несанкционированного подключения и использования бытовых машин с завышенной мощностью. Выходит, что в таких случаях подача коммунальных ресурсов не возобновляется.

Нарушение прав добросовестных плательщиков на получение услуг надлежащего качества допускается, если отключение произошло по причине аварии (угрозы возникновения аварии), стихийного бедствия (устранения его последствий), получения предписания органа власти о неудовлетворительном состоянии ВО, проведения плановых работ по ремонту (обслуживанию) сетей. Соответственно, в остальных ситуациях права добросовестных плательщиков нарушать нельзя (п. 121 новых Правил). Действительно, тогда причиной отключения являются действия конкретного потребителя: его и надо отключать. Но из п. 121 новых Правил можно сделать важный вывод: если отключение коммунальных услуг для нарушителя невозможно без прекращения снабжения ресурсами добросовестных плательщиков, нарушитель будет продолжать пользоваться коммунальными услугами.

Кроме того, согласно п. 122 новых Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить:

  • к повреждению общего имущества собственников помещений в МКД;
  • к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом МКД и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Если указанные действия приводят к таким последствиям, их осуществление неправомерно. Выходит, исполнителю придется выбирать другие меры воздействия на неплательщиков.

Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг при их неоплате

Основание для отключения

Исходя из п. 118 новых Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги, являющейся основанием для ее отключения, понимается наличие у потребителя задолженности (полагаем, речь идет о просроченной задолженности) по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия ИПУ и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги. Выходит, что исполнителю необходимо иметь актуальную информацию о количестве проживающих в помещении потребителей даже в ситуации, когда помещение оснащено ИПУ всех видов коммунальных услуг. Кстати, до июня 2011 г. размер задолженности, дающей исполнителю право отключить коммунальные услуги, был вдвое больше (пп. «а» п. 80 прежних Правил).

В рассматриваемой ситуации особую роль играет соглашение о погашении задолженности. При его наличии и соблюдении исполнитель не вправе отключать коммунальную услугу. Право отключить коммунальные услуги у исполнителя есть, если условия подписанного соглашения нарушаются потребителем.

Обратите внимание! Нельзя отключать коммунальные услуги за неоплату содержания и ремонта общего имущества.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду услуг в отдельности. Если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами платы пропорционально начисленным суммам. В этом случае задолженность по каждому виду коммунальных услуг определяется исходя из частично неоплаченной суммы. Иначе говоря, основанием для отключения конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги. Если потребитель оплачивает, к примеру, коммунальные услуги полностью, но принципиально не вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения, исполнителю придется принимать иные меры, чтобы заставить его полностью оплачивать счета (отключать коммунальные услуги нельзя).

Отключаемые услуги

Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации — очень действенная мера по отношению к должникам.

Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. «в» п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах — еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг — это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами, нельзя считать незаконными.

По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.

Порядок отключения

Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.

Если потребитель не погасит задолженность в указанный срок, исполнитель вручает потребителю под расписку письменное извещение об ограничении предоставления коммунальной услуги через трое суток. И через трое суток он вводит ограничение при наличии технической возможности.

Если нет технической возможности ввести ограничение, исполнитель также извещает потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги и через трое суток приостанавливает ее предоставление. Если же ограничение было введено, но по истечении 30 дней со дня его введения задолженность не была погашена, исполнитель также вручает потребителю под расписку аналогичное извещение и через трое суток приостанавливает предоставление коммунальной услуги.

В соответствии с п. 114 новых Правил, если приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. Это новое положение, которого в прежних Правилах не было. Данное требование легко реализуется, если, например, нужно отключить подачу электричества, а распределительный щиток находится на лестничной площадке. Если же речь идет о ВИС горячего водоснабжения или газоснабжения, стояки и ответвления от них находятся в жилых помещениях. Соответственно, потребитель вправе не пустить представителей исполнителя в помещение для пломбирования оборудования. К слову, если потребитель допустит представителей исполнителя для отключения ВО от ВИС и пломба будет установлена, ему ничто не мешает нарушить данную пломбу и продолжить пользоваться коммунальными услугами. Вместе с тем, по мнению автора, если данный факт будет выявлен, в отношении потребителя будут приняты все меры, которые принимаются в случае обнаружения несанкционированного подключения вкупе с начислением платы расчетным способом.

Против воли потребителя, когда он отказывается впускать представителей исполнителя в помещение, отключить коммунальные услуги по горячему водоснабжению и газоснабжению зачастую невозможно. А вот для отключения водоотведения специализированные компании предлагают особое устройство в виде длинного щупа с камерой, которое позволяет установить специальную сетку-заглушку на сливе из квартиры должника, при этом весь стояк функционирует в обычном режиме. При этом сетка пропускает только воду. В связи с тем что возможность пользоваться канализацией все же есть, хоть и не в полном объеме, представляется, что здесь следует говорить скорее об ограничении предоставления коммунальной услуги. Поэтому и требование о пломбировании ВО не нарушается.

Исполнители коммунальных услуг нередко требуют от потребителей внесения платы за пломбирование ИПУ при вводе их в эксплуатацию, однако законность таких действий вызывает сомнения. При приостановлении предоставления коммунальных услуг должникам пломба необходима в силу прямого указания п. 114 новых Правил, неудивительно, что у исполнителей велик соблазн взимать плату с должников и в этой ситуации. Однако никаких правовых оснований для этого не имеется, ведь очевидно, что в отключении ВО и установке пломбы заинтересован исключительно исполнитель.

Возобновление предоставления коммунальных услуг

Согласно п. 120 новых Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется (неважно, было ли оно ограничено или приостановлено) в течение двух календарных дней со дня устранения соответствующих причин, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента. Поговорим об этом подробнее.

В новых Правилах не конкретизируется, о какой именно задолженности идет речь. С учетом того, что отключить ту или иную коммунальную услугу можно, только если именно по ней есть задолженность определенного размера, выходит, что и возобновить предоставление отключенной коммунальной услуги нужно, если погашена именно та задолженность, которая стала основанием для отключения. Кстати, если предоставление услуги приостановлено, начислять плату не за что, а вот ограничение предоставления услуги подразумевает пользование ею в определенном режиме, которое должно быть оплачено. Но плата за коммунальную услугу, начисленная за период ограничения ее предоставления, не увеличивает размера задолженности, погашение которой обусловливает возобновление предоставления коммунальной услуги.

Если помещение оснащено ИПУ, рассчитать плату за коммунальную услугу в периоде ограничения ее предоставления несложно. Если же ИПУ отсутствует, нужно применять норматив потребления. По мнению автора, необходимо скорректировать объем потребления, рассчитанный исходя из норматива, с учетом снижения количества подаваемого ресурса или графика его подачи. Особо интересен вопрос начисления платы за водоотведение в период ограничения предоставления данной услуги путем установки сетки-заглушки, пропускающей воду. Особых указаний на этот счет в новых Правилах не содержится. По мнению автора, тот факт, что вся вода поступает в систему водоотведения, дает исполнителю основания начислять плату за водоотведение в полном объеме, хотя такое суждение не является бесспорным.

Возобновить предоставление коммунальной услуги, отключенной за неуплату, необходимо в течение двух дней со дня заключения соглашения о порядке погашения задолженности (п. 120 новых Правил). Такое соглашение подразумевает утверждение графика уплаты долга, который изменяет сроки внесения платежей и статус задолженности с просроченной на непросроченную.

Новые Правила дают исполнителю возможность принять решение о возобновлении предоставления коммунальных услуг с более раннего момента, чем описано выше. С учетом того, что основания и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг должны быть прописаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. «п» п. 19 новых Правил), принятое решение о более раннем моменте возобновления предоставления коммунальных услуг также должно найти отражение в договоре. Например, исполнитель может возобновить подачу ресурсов при уплате даже 50% задолженности.

Говоря о возобновлении предоставления коммунальных услуг, следует отметить, что соответствующие действия исполнителя не могут быть платными для потребителя. Так, известны случаи, когда исполнитель требовал от потребителя внесения платы за демонтаж сетки-заглушки, установленной на канализационной трубе, обосновывая это тем, что монтаж и демонтаж заглушки осуществляла подрядная фирма за существенную плату. Однако ни этот, ни иные аргументы не могут подтвердить законность взимания денег за возобновление предоставления коммунальных услуг. Ни отключение, ни подключение не являются услугами, имеющими потребительскую ценность. Отключение — это право исполнителя (пп. «д» п. 32 новых Правил), а возобновление предоставления коммунальных услуг — это его прямая обязанность при условии устранения причин отключения.

* * *

Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальных услуг рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату — стандартная процедура. Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с новыми Правилами. Действия исполнителя по отключению и подключению коммунальных услуг не могут быть платными для потребителя. С 01.09.2012 исполнитель вправе отключать водоотведение из помещения должника. Чтобы предоставление коммунальных услуг было возобновлено, необязательно уплачивать долг полностью, достаточно лишь подписать соглашение о порядке погашения задолженности.

С.Н.Козырева
Эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Подписано в печать
12.12.2012

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) предложила алгоритм получения компенсации за некачественные услуги по электроснабжению. Об этом сообщила глава НКРЭКУ Оксана Кривенко в Facebook.

Компенсацию можно получить за некачественную поставку электричества (например, если напряжение в сети будет меньше 220 В) или за длительное его отсутствие (больше 24 часов), если нет на то объективных причин, пояснили LIGA.net в Нацкомиссии. Ее может выплачивать как поставщик электроэнергии, так и оператор сети, в зависимости от конкретного случая.

Компенсация будет зачисляться на счет потребителя в срок до 75 дней с момента фиксации некачественной услуги.

Для получения компенсации потребитель должен обратиться в соответствующую компанию, а она в свою очередь провести проверку. По ее результатам будет приниматься решение о начислении. «Поставщик обязан реагировать на все случаи жалоб. Если он их игнорирует и отказывается выплачивать компенсацию, ему грозит штраф в размере до 85 тыс. грн», — добавил регулятор.

«Размер компенсации может составлять от 100 до 200 грн — для бытовых потребителей (с НДФЛ), 200-600 грн — для не бытовых. Если в течение установленного срока компенсация не предоставлена, размер компенсации увеличивается», — написала Кривенко.

Глава Нацкомиссии подчеркнула, что компания (поставщик электроэнергии или оператор сети, — ред.) обязана проинформировать потребителей о предоставлении компенсации, указав об этом в счете на оплату электроэнергии, письмом на официальном бланке или в их «личном кабинете» на официальном сайте.

  • Новая реформа. Как изменится рынок электроэнергии

Богдан Заика