Валютное регулирование в Германии

Ю.А. КРОХИНА

зам. директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счётной палаты Российской Федерации

ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ КАК РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ1

В каждом государстве валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает установленные на законодательном уровне принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способы государственного регулирования валютных отношений в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансовой безопасности.

Регулирование валютных отношений осуществляется с учётом экономических задач государства. Впервые валютное регулирование было применено в Германии в 1916 г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны кризисом. В целях борьбы с утечкой капитала в этой стране были приняты постановления о торговле с расчётами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей.

Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешён под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определённых случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платёжного средства.

Как показывает опыт многих развитых стран, эффективное развитие межгосударственных валютных отношений и внутреннего валютного рынка возможно только при активном регулирующем участии государства и надлежащем контроле

валютных операций со стороны его уполномоченных органов.

В Российской Федерации большое значение вопросам валютного регулирования и их последующему правовому закреплению уделяется в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, в Послании на 2001 г. была поставлена задача сократить бегство российского капитала за рубеж. «Стратегически его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства в рамках закона. Поэтому нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере. Нет никакого смысла, они и так не работают. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике. Действующие ограничения на операции с капиталом и недвижимостью дискриминируют граждан России по сравнению с гражданами других государств, ограничивают их свободу и подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства»2. Отметим, что большинство валютных ограничений было отменено в Российской Федерации в 2003 г.

Валютное регулирование существует в любом государстве, присуще любой правовой системе, по крайней мере в форме правового режима осуществления валютных операций. Наибольшее значение валютное регулирование приобретает в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой.

Целью валютного законодательства, закреплённой в преамбуле к Федеральному закону

1 Статья выполнена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

2 Российская газета, 11 июля 2000 г.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», является обеспечение единой государственной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Установленная законодателем цель достигается государством путём осуществления валютного регулирования.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» не дано определения валютного регулирования, однако в его структуре содержится ст. 3, закрепляющая принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также гл. 2 «Валютное регулирование», нормы которой устанавливают статус органов валютного регулирования, порядок совершения валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов при совершении валютных операций, определяют принципы функционирования внутреннего валютного рынка.

Следовательно, валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

На основе анализа Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» можно выделить цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики эффективной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Основными задачами валютного регулирования выступают защита национальной валюты, управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты внутри государства, установление правил осуществления валютных операций.

Защита национальной валюты посредством правового режима валютного регулирования обеспечивается следующими мерами: контроль за международными текущими платежами; ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платёжного баланса страны; контроль за денежными операциями нерезидентов внутри страны; ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны; формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.

Валютное регулирование представляет собой комплекс экономических и правовых мер в сфере валютных отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валют-

ное регулирование включено в систему денежно-кредитного регулирования и наряду с иными мерами государственного регулирования направлено на реализацию приоритетных направлений экономической политики государства. Тем самым, валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных финансовых интересов государства.

Валютное законодательство является комплексной отраслью, в которой содержатся нормы различных отраслей права. Преимущественно валютное законодательство складывается из норм финансового, гражданского и административного права, т.е. охватывает как публичную, так и частную сферы правового регулирования. В связи с этим при толковании и применении норм валютного законодательства возможны разночтения, нивелировать которые призваны принципы, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Статьей 3 названного Закона определены следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Законодательное закрепление указанного принципа является исключительно важным ориентиром правотворчества государства в процессе отказа от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Возвращаясь к истории принятия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», отметим, что он был разработан в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2001 г., в котором была обозначена необходимость отхода от административных к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

В рассматриваемом принципе юридически оформлена возросшая экономическая самостоятельность Российской Федерации, переход от не приносящих эффекта административных предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на валютные отношения.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Данный принцип вытекает из вышеназванного правового ориентира валютного регулирования и валютного контроля и подтверждает направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.

Рассматриваемое правовое предписание отражает общую либерализацию современного российского валютного законодательства. В результате анализа валютного законодательства можно сделать вывод, что в Российской Федерации в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено»; в отношении валютных операций между резидентами — «запрещено всё, что не разрешено»; применительно к валютным операциям между нерезидентами — «разрешено то, что прямо предписано».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Присутствие государства в лице компетентных органов в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов должно быть обусловлено экономическими, политическими причинами и закреплено законодательством.

Рассматриваемый принцип ограничивает участие государства в тех валютных операциях, непосредственным участником которых оно не является. Подобное предписание соответствует либерализации российской экономики и вытекает из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Так, ст. 8 Конституции гарантирует свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности.

Часть 1 ст. 17 Основного закона России устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Частью 1 ст. 19 Конституции закреплено, что все равны перед законом и судом. Согласно ч. 2 ст. 19 Основного закона России государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На основании ч. 1 ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом, экономической деятельности. Часть 2 ст. 35 Конституции устанавливает право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа», из ч. 1 и 2 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции следует, что права, закреплённые в её ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35, гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются гражданами и их объединениями на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, исключающих произвольное вмешательство государства в осуществление этих прав.

Согласно ст. 55 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В развитие названного конституционного положения федеральное законодательство допускает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих и специальных целей, закреплённых в преамбуле и ст. 6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, которая направлена на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов эффективного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общей цели, что, несомненно, предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ,

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Рассматриваемый принцип согласуется с Концепцией внешней политики Российской Федерации, которая, напомним, представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В названном документе защита интересов личности, общества и государства названа высшим приоритетом внешнеполитического курса России.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

Этот принцип вытекает как из самого названия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», так и из его ст. 2, согласно которой данный Закон устанавливает правовые основы и принципы и валютного регулирования, и валютного контроля. В этом отношении Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» по своей структуре отчасти совпадает с НК и БК, которые также содержат в себе нормы налогового и бюджетного регулирования, а также положения о финансовом контроле в соответствующих сферах правового регулирования.

Необходимость единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля является закономерной, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом путём контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля реализован в нормах Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающих правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассматриваемый принцип является дополнением принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Выводя государство из непосредственного «ежедневного» присутствия в сфере валютных отношений частных субъектов, законодатель тем не менее предписывает ему обеспечить защиту прав и экономических интересов участников валютных операций. Следовательно, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

В преамбуле Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что це-

лью валютного законодательства является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Названные цели правового регулирования соответствуют интересам подавляющего большинства участников валютных операций, что позволяет сделать вывод о совпадении целей валютного регулирования, заявленных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций основан на следующих конституционных гарантиях защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

• право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции);

• государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 Конституции);

• каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ст. 46 Конституции).

Возможность использования перечисленных конституционных прав нерезидентами обеспечивается ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В качестве субъектов валютного права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют между собой равную и полную по объёму финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское валютное законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства: предъявлять более жёсткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций; вводить ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде

российских банков; определять особый порядок лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д. Подобное соотношение финансово-правового статуса внутренних и иностранных субъектов присуще многим странам, в том числе с развитой формой экономики и устойчивой национальной валютой.

Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов достигается посредством установления ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Субъекты валютных операций вправе обжаловать неправомерные действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля в общеустановленном порядке.

Необходимо обратить внимание, что Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России как функциями по валютному регулированию, так и функциями по осуществлению валютного контроля.

Как видим, закреплённые в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля имеют важное значение при толковании и применении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Данные правовые ориентиры необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями — расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.

30 лет назад, 3 ноября 1989 года, в СССР был проведен первый валютный аукцион. По сути, этот день можно считать началом формирования в стране валютного рынка. И пусть механизм был несовершенен, и объемы торгов были небольшими, но тогда предприятия получили возможность проводить операции обмена валюты через единственный обслуживающий подобные расчеты банк — Внешэкономбанк СССР. Валюта на аукционах покупалась и продавалась предприятиями по закрытой подписке, а аукционы проходили под контролем специально созданного Аукционного комитета.

Курс одного доллара США на первом в истории страны валютном аукционе составил 9,5 советских рублей, что было в 15 раз выше официального курса на тот момент. Можно сказать, что с этих пор валюта вошла в повседневную жизнь. Валютные аукционы просуществовали почти полтора года, и за этот период их общий объем составил 302,77 млн долларов. Закон «О валютном регулировании» был принят лишь два года спустя после проведения первого аукциона – в октябре 1992 года.

А до этого, в октябре 1990 года, в СССР появился коммерческий курс рубля. 26 октября Михаил Горбачев подписал указ «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка». Согласно указу, коммерческий курс устанавливался в дополнение к официальному, по которому с 1 января 1991 году предприятия могли покупать валюту. Первый коммерческий курс был установлен 1 ноября 1990 года на уровне 1,8 рубля за доллар, официальный курс на тот момент был 55 копеек.

Изменения затронули и частных лиц. «Внешэкономбанк» стал открывать гражданам специальные валютные счета с ограничением суммы. По сути, у «Внешэкономбанка» была монополия на проведение операций с валютой. В начале ноября 1989 года был введен специальный курс рубля для продажи валюты гражданам, выезжавшим за границу. Он существенно отличался от официального. К примеру, при официальном курсе в 63 копейки за доллар, специальный составлял 6 с лишним рублей. Летом 1991 года Госбанк стал устанавливать туристский курс рубля, на тот момент он был почти в 60 раз выше официального. Физлицам разрешалось покупать валюту на основании документов о предстоящей поездке за рубеж. Таким образом, до 1 июля 1992 года в СССР действовало три валютных курса – официальный от Госбанка, коммерческий и туристический. И только после распада СССР был введен единый курс.

Незаконные валютные операции в СССР карались жестоко. 88-я статья Уголовного кодекса предусматривала срок вплоть до 8 лет тюремного заключения за валютные махинации, позже планка была поднята до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. В 60-е годы применялась даже высшая мера наказания. Речь идет о громком деле Рокотова, Файбишенко и Яковлева. Они организовали сложную схему для скупки иностранной валюты и зарубежных товаров у иностранных туристов. При обыске у Рокотова изъяли $1,5 млн. Сначала каждому из этой тройки назначили по восемь лет тюрьмы, позже срок изменили на 15 лет, но и этого показалось мало. Уже в процессе дела был выпущен закон «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций», и срок для Рокотова и его «команды» сменился смертным приговором.

Среди тех, кто был осужден и отбыл реальные сроки за торговлю валютой, много известных личностей. Так, музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис в 1970 году был осужден за торговлю валютой отсидел в общей сложности почти 18 лет. Предприниматель Владимир Мельников, владелец Gloria Jeans, свой первый пятилетний срок получил за фарцовку, второй – в 1981 году, за торговлю валютой, в 1989 году его вновь арестовали за попытку вывезти доллары за границу. Всего Мельников провел за решеткой 10 лет.

88-ю статью смягчат лишь в 1990 году, а полностью уберут в 1994 году.

В 2000-х продолжат происходить изменения в вопросе регулирования валютного рынка. В частности, будет отменено требование об использовании спецсчетов для проведения валютных операций и положение об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.

В 2003 году будет принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и появится статья 193 УК РФ («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»), предусматривающая до трех лет лишения свободы руководителям предприятий. В 2013 году в формулировке статьи появится слово «репатриация», и будут введены штрафы в размере от 200 до 500 тыс. рублей за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

В настоящее время в России существует целый ряд валютных ограничений как для физлиц, так и для предприятий. Финансовые власти, бизнес и эксперты говорят о необходимости минимизировать валютное регулирование.

Как отмечается в докладе ЦСР 2018 года, закон «О валютном контроле» (173-ФЗ) нужно отменить. Страны ОЭСР уже с 1980–1990 гг. не применяют такие меры, как требования о репатриации и обязательной продаже валютной выручки или ограничения по использованию зарубежных счетов, отмечается в докладе. Кроме того, обращается внимание на то, что меры валютного контроля в России носят постоянный характер, а за рубежом они преимущественно применяются в периоды кризисов.

Существенные изменения, направленные на либерализацию валютного регулирования и контроля в России, произошли в 2006–2007 годах. В этот период были отменены требования о резервировании денежных средств на счете до выполнения валютных операций; об использовании специальных счетов для их проведения как резидентами, так и нерезидентами; об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; о предварительной регистрации налоговым органом счета (вклада), открываемого резидентом в банке за рубежом.

По мнению экспертов Центра стратегических разработок, в России необходима дальнейшая либерализация валютного регулирования.

В настоящее время, как сообщают СМИ, Минфин подготовил поправки в Уголовный кодекс, отменяющие статью за невозврат валютной выручки и перевод нерезидентам с использованием подложных документов (ст. 193 и 193.1 соответственно). С требованием отменить эти статьи выступал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Минфин считает, что эти статьи необходимо включить в 174 и 174.1 статьи, касающиеся легализации доходов.

Стоит отметить, что статья 193.1 УК РФ не включена в закон об амнистии капиталов. И по этой статье было возбуждено уголовное дело против владельца «Вятского кваса» Николая Курагина, получившего известность после пресс-конференции Владимира Путина. Из-за перечисления в 2014 году дивидендов кипрской компании весной 2019 года на «Вятском квасе» прошли обыски. Компания ООО «ТК «Вятич» была зарегистрирована на Кипре, но позже в рамках закона о деофшоризации Николай Курагин перевел активы на себя.

Эта же статья фигурирует и в деле Михаила Абызова, экс-министра Открытого правительства. За два года до ареста следствие проверяло его на возможность возбуждения дела по этой статье в связи с со сделкой между принадлежавшей Абызову компанией «СИБЭКО» и кипрской Blacksiris Trading Ltd в 2013 году. Но в итоге обвинения ему были предъявлены по статье о мошенничестве (159) и по статье о создании преступного сообщества (210).

Совсем недавно по статье 193.1 был обвинен и заочно арестован основатель автодилера «Рольф» Сергей Петров. Его обвиняют в незаконном выводе за рубеж 4 млрд рублей. Как отмечают эксперты, инициативы Минфина будут иметь обратную силу, если будут приняты, и дело Петрова может быть в этом случае прекращено. В целом же дел по этой статье немного. Например, в 2018 году по этой статье был осужден 21 человек.

ЦБ и силовые ведомства выступают против отмены «валютных» статей. И пока ограничения в сфере валютного регулирования не только сохраняются, но и рискуют быть расширены. Так, Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, считает, что Банку России следует перейти к «мягко регулируемому» валютному курсу рубля и ограничить спекуляции с иностранной валютой. Подобный маневр в стратегии Банка России позволит оживить инвестиционный и потребительский спрос, обеспечивая в то же время поддержку финансово-экономической стабильности в стране, говорится в заключении Комитета. И хотя за этими предложениями последовали уверения в том, что подобные идеи даже не будут рассматриваться, надежды на скорую окончательную либерализацию рынка слабы.

С 2020 года отменяются все валютные ограничения на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные банковские счета российских граждан в странах-членах ОЭСР и ФАТФ, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

Таким образом, для задекларированных счетов в таких странах перестанет действовать режим закрытого перечня разрешенных операций, и резиденты c 2020 года смогут свободно использовать их, среди прочего, для инвестиционных операций.

Кроме того, для счетов в таких странах с малыми остатками или оборотами (менее 600 тысяч рублей) отменяется требование о представлении ежегодных отчетов о движении средств. Требование о декларировании самих счетов сохраняется.

Отмена требования об отчетах о движении средств для счетов с малыми оборотами или остатками

2 августа 2019 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 265-ФЗ (далее — «Закон»), которым внесены изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.

Закон предусматривает снятие всех ограничений по зачислению денежных средств от нерезидентов на задекларированные банковские счета резидентов-физических лиц с 1 января 2020 года, если:

  1. cчет открыт в банке, расположенном на территории государствчленов ОЭСР или ФАТФ; и
  2. cтрана нахождения банка участвует в автоматическом обмене информации (список таких стран будет отдельно опубликован на сайте ФНС).

Предусмотрены и другие послабления в режиме использования иностранных банковских счетов, в частности разрешено зачисление на задекларированные банковские счета в любых странах:

  • валюты РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, если требования о репатриации выручки отменены;
  • доходов, выплачиваемых физическим лицам – резидентам нерезидентами при реализации драгоценных металлов, учитываемых на иностранных банковских счетах, если такая выплата осуществлена в силу требований иностранного законодательства, минуя российские банки;

Для счетов в банках, расположенных на территории государств-членов ОЭСР или ФАТФ (независимо от того, участвуют они или нет в автоматическом обмене информации с РФ) разрешено зачислять денежные средства в порядке возврата сумм, ранее переданных физически лицом в доверительное управление. Ранее было прямо разрешено зачисление на такие счета только дохода от доверительного управления.

Отменяется требование о представлении ежегодных отчетов о движении средств по счетам, если:

1. Обороты или остаток по счету являются низкими, а именно:

a. общая сумма зачислений (списаний) за год не превышает 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте, или

b. остаток не превышает 600 тысяч рублей либо эквивалент в иностранной валюте и зачислений в течение года не осуществлялось; и

2. cчет открыт в банке, расположенном на территории государствчленов ОЭСР или ФАТФ; и

3. cтрана нахождения банка участвует в автоматическом обмене информации.

Новые требования для счетов в «иных организациях финансового рынка»

С 1 января 2020 года Закон распространяет требования и ограничения на счета не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка (далее — «ОФР»), имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

В связи с этим нововведением физические лица – резиденты обязаны:

  • подавать уведомления об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов, а также отчеты о движении средств в отношении счетов в иных ОФР (например, по брокерским счетам), как и по обычным иностранным банковским счетам;
  • соблюдать ограничения в части зачисления (списания) денежных средств, которые будут отдельно установлены ЦБ РФ.

Репатриация выручки

Закон предусматривает постепенную отмену требования о репатриации выручки в отношении внешнеторговых договоров между резидентами и нерезидентами. Такая отмена будет осуществляться в период с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года.

Либерализация коснется только некоторых договоров, сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ, и не касается договоров займов.

Третий этап добровольного декларированияs

Либерализация валютного регулирования вступает в силу с 2020 года и не снимает рисков по прошлым периодам. Урегулирование таких рисков в отношении прошлых периодов может быть осуществлено путем участия физических лиц в третьем этапе программы добровольного декларирования активов («амнистии капитала»), который начался 1 июня 2019 года и продлится до 29 февраля 2020 года1.Об условиях третьего этапа см. наше информационное письмо в приложении.

Рекомендации

С учетом новых и существующих требований российского законодательства и автоматического обмена информации российским резидентамдержателям счетов в иностранных банках рекомендуется:

a) проанализировать структуру и порядок использования банковских счетов и счетов в ОФР на предмет соответствия действующему валютному и налоговому законодательству и изменениям, вступающим в силу с 1 января 2020 года;

b) принять меры по устранению выявленных нарушений, включая декларирование счетов и подачу отчетов о движении средств;

c) рассмотреть возможность участия в 2019 году в третьем этапе добровольного декларирования активов и счетов;

d) исследовать возможные варианты реструктуризации владения зарубежными активами и счетами с целью соблюдения российского валютного и налогового законодательства.

СКАЧАТЬ ALERT
1 Федеральные законы от 29 мая 2019 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 111-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации»