Валютный контроль штрафы

Содержание

Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар

В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.

Виды нарушений валютного законодательства

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

Таблица штрафов по валютному контролю

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Нарушение Статья законодательства (КоАП РФ) Штрафные санкции
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. п. 4-5 3/4 — 1 сумма контракта
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки п. 6 40 — 50 тыс. руб.
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах 5 — 50 тыс. руб.
Отказ в предоставлении документов по запросу банка 40 — 50 тыс. руб.
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов 400 — 600 тыс. руб.
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках п. 2.1 800 тыс. — 1 млн руб.
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока п. 2 50 — 100 тыс. руб.
Нарушение порядка ведения валютных расчетов п. 1 3/4 — 1 сумма незаконной операции

Также прочитайте: Банки для валютного контроля: тарифы ТОП-10 банков-агентов, суммы комиссий, рекомендации по выбору и отзывы

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

Сумма Штраф Срок тюремного заключения
Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Срок исковой давности

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

  • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
  • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
  • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
  • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Банковский валютный контроль: нарушения и санкции

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

За что могут оштрафовать резидента, заключившего контракт с нерезидентом

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом, мы уже разобрались. Теперь на повестке дня вопрос, что грозит резиденту, если он, скажем, несвоевременно оформит паспорт сделки или несвоевременно отчитается за совершенную валютную операцию.

Штраф за поданные с опозданием «валютные» справки и документы взыскивает Росфиннадзорч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ; ч. 2 ст. 22 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ; пп. 1, 5.2, 5.8 Положения, утв. Постановлением Правительства от 04.02.2014 № 77. Сведения о нарушениях он получает от Центрального банка, который, в свою очередь, информируют уполномоченные банкип. 1 Положения, утв. ЦБ от 20.07.2007 № 308-П.

Для наглядности приведем размеры штрафов в таблице.

Нарушение валютного законодательства Размер штрафа
для организации для руководителя (предпринимателя)
Нарушения:

  • <или>порядка представления форм учета по валютным операциям (то есть справок по валютным операциям и справок о подтверждающих документах)п. 1.5 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И, например указание в справке неверных сведений;
  • <или>порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, например их непредставление;
  • <или>правил оформления паспортов сделок, например неоформление или несвоевременное оформление паспорта сделки, невнесение необходимых изменений
В первый разч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ 40 000—50 000 руб. 4000—5000 руб.
Повторно до истечения года со дня исполнения постановления о назначении штрафа за аналогичное нарушениест. 4.6, ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ 120 000—150 000 руб. 12 000—15 000 руб.
Нарушение сроков представления:

  • <или>справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах;
  • <или>подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
Не более чем на 10 рабочих днейч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014
  • <или>предупреждение;
  • <или>5000—15 000 руб.
  • <или>предупреждение;
  • <или>500—1000 руб.
Более чем на 10, но не более чем на 30 рабочих днейч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014 20 000—30 000 руб. 2000—3000 руб.
Более чем на 30 рабочих днейч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление ВС от 19.05.2015 № 310-АД15-4350, А09-8119/2014 40 000—50 000 руб. 4000—5000 руб.

Если Росфиннадзор вас оштрафовал, вы можете попробовать обжаловать постановление в суде или добиться хотя бы минимального размера санкции.

СПОСОБ 1. Заявите в суде о малозначительности нарушения. То есть о том, что нарушение, с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениямст. 2.9 КоАП РФ; п. 21 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5. К сожалению, никаких четких критериев малозначительности нет. В каждом конкретном случае суд признает (или не признает) нарушение малозначительным, оценивая конкретные обстоятельства его совершения. И даже в двух схожих ситуациях решения суда могут оказаться прямо противоположными. Но если вам повезет, то суд отменит штраф. Приведем несколько примеров.

Как правило, шансы на признание нарушения малозначительным существенны, если нарушение связано с техническими ошибками в заполнении справок о валютных операциях, о подтверждающих документах. Например, указан не тот код операции. Или, скажем, по контракту с отсрочкой платежа в справке не указана через разделительную черту сумма, на которую предоставлена отсрочка, а проставлена лишь общая сумма контрактаПостановления 1 ААС от 02.03.2015 № А39-3725/2014, от 05.03.2015 № А39-3726/2014; 13 ААС от 02.06.2015 № 13АП-8188/2015. Кстати, в отношении таких ошибок вы вообще можете заявить в суде, что неправильное заполнение справки нельзя рассматривать как «несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям». И суд может согласиться с тем, что штрафовать вас не за чтоПостановление 7 ААС от 24.03.2014 № А45-14562/2013.

А вот связи между длительностью просрочки и малозначительностью нарушения нет. В каких-то ситуациях суды, например, освобождают организации от штрафов при нарушении срока подачи справок о подтверждающих документах на 13 рабочих дней и даже на 28Постановления 1 ААС от 16.02.2015 № А43-21629/2014; 11 ААС от 20.03.2015 № 11АП-1508/2015. И в то же время при просрочке всего в 3 дня никакой малозначительности не усматриваютПостановление 9 ААС от 12.01.2015 № 09АП-48180/2014. Отказывая, суды часто аргументируют свое решение тем, что фактор продолжительности просрочки уже учтен в размере санкций. Или же ссылаются на «пренебрежительное отношение» организации к обязанностям в сфере валютного контроляПостановления 11 ААС от 30.10.2013 № А65-14565/2013; 13 ААС от 10.04.2015 № 13АП-2784/2015.

СПОСОБ 2. Обратите внимание суда на смягчающие обстоятельства. Например, на то, чточ. 3 ст. 4.1 КоАП РФ:

  • вы подали все документы еще до привлечения вас к ответственности;
  • ранее нарушений у вас не было;
  • у вас тяжелое финансовое положение (штрафы в назначенном размере приведут к убыткам и долгам).

Суд может принять во внимание такие обстоятельства и снизить штраф до минимальногоПостановление 7 ААС от 11.06.2014 № А03-2425/2014.

***

«Пренебрежительное отношение» к обязанностям в сфере валютного контроля может обойтись организации очень дорого. Поэтому советуем вам не затягивать с представлением документов валютного контроля.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

Нарушение валютного контроля, подача СПД не в срок

Уважаемый Тимур! Здравствуйте! Так, Росфиннадзора уже нет, часть его полномочий (бюджетный контроль) перешла в органы казначейства (УФК по субъектам), часть (валютный контроль) в ФНС России.

То есть, если и ждать угрозы привлечения по ст.15.25 КоАП РФ, то от ФНС России.

Далее, согласно п.2.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 30.11.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок…»

Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 — 2.9 настоящей Инструкции):
при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;
при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

При этом в пункте 2.4 той же Инструкции (точнее утвержденного Порядка) говориться, когда можно не предоставлять СВО.

Далее, в соответствии с п.9.2 Порядка

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (за исключением установленных пунктами 7.3, 7.4, 9.7, 12.9, 13.4, 14.7 и 20.8 настоящей Инструкции иных сроков):
(в ред. Указания Банка России от 06.11.2014 N 3438-У)
9.2.1. в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
(пп. 9.2.1 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)
9.2.2. в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 — 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.

Пока в отношении Вас не составлен протокол по делу об АП или не вынесено определение об административном расследовании, в ФНС России Вам ничего писать не надо (и даже не стоит).

А если уж и дойдет до «административки», то, да, будете сводить на отсутствие состава АП либо применение наиболее меньшей ответственности.

Множественные правонарушения или сложное событие одного нарушения: как отстоять свои интересы в споре с органами валютного контроля?

Положения законодательства о валютном контроле выдвигают достаточно жесткие требования к компаниям и гражданам, ведущим свою хозяйственную деятельность с нерезидентами. В свою очередь, органы валютного контроля в процессе применения этих норм нередко ужесточают требования еще сильнее. И тогда компания вместо одного штрафа за небольшое правонарушение может получить сразу несколько, а порой и несколько десятков штрафов. О том, как просрочка подачи в уполномоченный банк подтверждающих исполнение контракта с нерезидентом документов обернулась для одной компании штрафом в 1 млн руб. и какая логика помогла «отбить» требования налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе, читайте в материале.

Статьей 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция № 181-И) установлена обязанность резидентов при исполнении обязательств по контракту с нерезидентом предоставлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, а также сами подтверждающие исполнение контракта документы.

Согласно п. 8.2.2 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах и документы должны быть представлены в уполномоченный банк в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней влечет, согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2500 до 3000 руб.;

  • на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.;

  • на юридических лиц — в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Меньшие штрафы предусмотрены ч. 6.1 и 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ за соответственно меньшие периоды просрочки: для юридических лиц до 15 000 руб. за просрочку подачи справки и подтверждающих документов до 10 дней и до 30 000 руб. за просрочку до 30 дней соответственно.

На первый взгляд, штрафы даже для юридических лиц, просрочивших подачу документов более чем на 30 дней, не выглядят слишком существенными. Однако на практике итоговая сумма штрафа может оказаться в разы больше в связи с тем, что по, казалось бы, единичному правонарушению органы валютного контроля могут привлечь компанию к ответственности сразу по нескольким эпизодам.

Когда нарушение может обернуться большим количеством штрафов

На практике компания может оказаться в ситуации, когда задержку подачи подтверждающих исполнение контракта документов налоговый орган квалифицирует как множественное правонарушение.

Пример

Компания — поставщик сельскохозяйственной продукции с некоторыми из своих покупателей заключает договоры, в которых прописано условие о поставке товара до склада покупателя. Чтобы организовать бесперебойную поставку продукции по таким договорам и не искать всякий раз нового перевозчика, компания-поставщик заключила рамочный договор с одной компанией-перевозчиком, по условиям которого в течение календарного года перевозчик по заблаговременному запросу поставщика оказывает ему услуги по транспортировке продукции покупателям на согласованных в договоре условиях по срокам и оплате. Договор составлен таким образом, что на каждую перевозку оформляется сначала отдельная заявка-спецификация, в которой оговариваются условия конкретного рейса, а по факту доставки продукции стороны оформляют акт оказанных услуг.

Однако в этих отношениях есть один нюанс: перевозчик — иностранная компания, нерезидент. А это значит, что к договору об оказании услуг по перевозке в данном случае применяются правила о валютном контроле — договор необходимо поставить на учет в банке и оформлять справки о подтверждающих документах, а также представлять сами подтверждающие документы. В соответствии с п. 1.8.3 Инструкции № 181-И по контракту об оказании услуг нерезидентом к подтверждающим исполнение такого контракта документам относятся: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

В результате в рамках заключенного контракта перевозчик выполнил 30 рейсов, после каждого из которых стороны составляли и подписывали акты оказания услуг — всего 30 актов. По истечении года (срок действия договора) акты, составленные за этот период, были единовременно переданы одним пакетом в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах. Здесь следует отметить, что дата на составленных актах проставлялась по факту оказания услуг, то есть некоторые акты были составлены задолго до окончания срока действия договора и, соответственно, подачи пакета документов в уполномоченный банк, а некоторые — незадолго до подачи.

Спустя некоторое время компания — заказчик услуг получила из налоговой приглашение явиться на составление протокола об административном правонарушении, а точнее — на составление 30 протоколов по каждому факту просрочки представления подтверждающих исполнение сделки с нерезидентом документов. Правда, в зависимости от продолжительности просрочки различались составы нарушений (ч. 6.1, 6.2 и 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ соответственно) и размеры штрафов по каждому из 30 событий. В общей сложности налоговики оштрафовали компанию — заказчика услуг на сумму около 1 млн руб.

В приведенном примере можно выделить два аспекта, на основании которых возможно оспаривание действия налогового органа. Первый аспект сводится к спору о том, было ли нарушение в принципе. Второй аспект — можно ли в данном случае говорить о 30 фактах административных правонарушений или это все же было одно правонарушение со сложным событием?

В данной статье рассматривать подробно первый аспект мы не будем, а остановимся на втором.

Можно ли считать количество правонарушений по числу непредставленных вовремя актов?

Прежде всего, отметим, что компания — заказчик услуг по перевозке направила в отношении всех 30 актов одну справку о подтверждающих документах, а сами документы подавались одномоментно вместе со справкой. Кроме того, в рассматриваемом случае действия компании являлись однородными, осуществлялись в рамках одного контракта, были объединены общим хозяйственным содержанием и осуществлялись последовательно и непрерывно во времени. Перечисленные обстоятельства указывают на то, что действия компании образовали одно, а не 30 событий административного правонарушения. Этот вывод находит поддержку и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17039/09 по делу № А40-12550/09-2-65). Если исходить из этой точки зрения, то квалификация налоговым органом действий компании — заказчика услуг в качестве 30 самостоятельных нарушений, а затем признание компании виновной в совершении 30 однородных нарушений валютного законодательства означает повторное привлечение компании к административной ответственности, что противоречит ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Но как мотивировал свою позицию налоговый орган, издавший 30 постановлений о назначении административного наказания в приведенном примере?

В соответствии с п. 8.2.2 Инструкции № 181-И резидент должен представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и один экземпляр справки о подтверждающих документах в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. И по логике налоговиков, именно по мере составления актов оказанных услуг компания — заказчик услуг должна была подавать эти акты в уполномоченный банк, не дожидаясь окончания срока действия договора. На этом основании, руководствуясь положениями ст. 4.4 КоАП РФ, налоговики назначили 30 штрафов — за каждое административное правонарушение.

Тогда компания обратилась в вышестоящий налоговый орган за оспариванием вынесенного налоговой инспекцией решения.

Состав правонарушения важно разобрать по элементам

Вышестоящий налоговый орган с мнением инспекции не согласился. Но также он не согласился и с позицией компании, считавшей, что речь в данном случае идет лишь об одном нарушении. По мнению Управления ФНС России, в рассматриваемой ситуации имели место не одно и не 30, а три правонарушения. И вот почему.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению:

  • наличие события административного правонарушения;

  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

  • виновность лица в совершении административного правонарушения;

  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

  • характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

  • причины и условия совершения административного правонарушения.

Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из:

  • деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения;

  • наступившие в результате этого деяния негативные (вредные) последствия;

  • причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

При этом признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.

Как уже отмечалось, согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем неисполнение в установленный срок обязанностей, предусмотренных законодательством, с разными моментами совершения административного правонарушения и истечения срока давности для привлечения к административной ответственности образует самостоятельные правонарушения.

Таким образом, при принятии решения о привлечении к административной ответственности органам валютного контроля необходимо исходить в том числе из наличия события административного правонарушения, характеризующего его внешнее проявление и состоящего из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, с учетом установления даты совершения правонарушения и порядка исчисления сроков давности в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Отметим, что приведенная правовая позиция нашла свое закрепление в том числе в судебной практике (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 140/10 по делу № А23-3609/09А-12-173, Верховного суда от 18.02.2016 № 310-АД15-19544 по делу № А62-2934/2015, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 № 20АП-5411/2015 по делу № А62-2934/2015).

С учетом приведенных норм и сложившейся судебно-арбитражной практики вышестоящий налоговый орган, в который компания оспорила постановления инспекции, пришел к выводу, что все случаи несвоевременной подачи подтверждающих исполнение контракта документов (30 актов оказания услуг) в действительности образуют лишь три события административного правонарушения — квалифицируемые по ч. 6.1 (нарушение срока подачи документов не более чем на 10 дней), по ч. 6.2 (нарушение срока подачи документов более чем на 10, но не более чем на 30 дней) и по ч. 6.3 (нарушение срока подачи документов более чем на 30 дней) ст. 15.25 КоАП РФ соответственно.

Вышестоящий налоговый орган отметил, что все нарушения в рамках приведенных составов имеют одни и те же существенные элементы, аналогичный набор обстоятельств, то есть тождественность фактов, наличие которых образует состав единого административного правонарушения.

Управление ФНС России, отменяя решение инспекции, также приняло во внимание то обстоятельство, что сведения о допущенных нарушениях налоговая инспекция выявила одномоментно.

В итоге общая сумма штрафа, который пришлось выплатить компании, составила 70 000 руб.

***

На практике подобные споры весьма распространены. И налоговые органы, и многие суды нередко применяют в них ту же логику, что и налоговая инспекция в приведенном примере, выписывая компаниям штрафы на огромные суммы. Безусловно, лучшим способом предотвратить спор будет скрупулезное соблюдение нормативных предписаний. Однако это возможно не всегда. В этом случае на помощь придет логика, которой придерживалось Управление ФНС России, рассматривая приведенный спор.