ВЭД

Ключевые термины

  • • внешнеэкономическая деятельность
  • • внешнеэкономические связи
  • • таможенно-тарифное регулирование
  • • нетарифное регулирование
  • • таможенный тариф
  • • экспортный контроль
  • • валютные операции
  • • транспортные операции

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • правовые основы внешнеэкономической деятельности;
  • • принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • • основы договорного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • • правовое регулирование транспортных операций;

уметь

  • • давать характеристику субъектам внешнеэкономической деятельности;
  • • анализировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

владеть

  • • терминологией и основными понятиями, используемыми в законодательстве РФ, регулирующем внешнеэкономическую деятельность;
  • • навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Понятие внешнеэкономической деятельности

Принято считать, что внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) – это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Вместе с тем практика регулирования ВЭД предполагает, что его основным субъектом все же выступает государство, которое за счет применения совокупности методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами регламентирует предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Если сузить эти рассуждения до фактической рутинной деятельности предприятия, имеющего контракты с иностранными субъектами, то регламентация ВЭД сведется к необходимости соблюдения правил, установленных государством для экспортно-импортных операций, основными элементами которых выступят:

  • – экспортно-импортный документооборот;
  • – расчеты и бухгалтерский учет;
  • – таможенная очистка товара или оплата таможенных сборов и пошлин;
  • – сертификация импортируемых товаров, если это входит в контрактные обязательства.

Следует также заметить, что иностранные субъекты внешнеэкономических контрактов вообще могут не воспринимать ВЭД как осмысленную правовую категорию.

Иностранная, в частности англоязычная юридическая литература, вообще не оперирует данным понятием. «Foreign

economic activity», как наиболее близкий перевод к рассматриваемому понятию.

Как правило, термин «ВЭД» используется в рекламных целях российскими информационными порталами или компаниями, зарегистрированными в странах СНГ и некоторых других, входивших ранее в состав СССР.

Доктринальные источники, равно как и общепризнанные юридические словари, в большинстве своем используют понятие «международная торговля» (англ. international trade). Это очень важное отличие, которое отражает разницу в подходах правового обеспечения предпринимательской деятельности – мы говорим, по сути, о зарубежной торговле, в то время как у наших партнеров речь идет о международной торговле. И это далеко не лингвистический казус.

Начиная с 1990-х гг. в торговом и интеллектуальном обороте укоренилось понятие «многонациональные корпорации» (англ. multinational corporations) для которых ВЭД представляет собой довольно обособленное понятие, поскольку, организовывая свой бизнес под производство продукции, потребителями которой могут выступать резиденты абсолютного большинства стран, вне места производства, вся внешнеэкономическая деятельность многонациональных корпораций сведется к приспособлению деятельности с учетом действующих правил государства производства и регистрации.

Как договоры, так и национальные правовые источники России и стран СНГ применяют термины и «внешнеэкономическая деятельность», и «внешнеторговая деятельность». Например, ст. 47 Таможенного кодекса Таможенного союза упоминает термин «внешняя торговля», а гл. 6 названа «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». Вместе с тем юридическое значение этих терминов ни в этом, ни во многих других нормативных документах не раскрывается.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» вместо ВЭД использует термин «внешнеэкономические связи» и дает им в ст. 1 следующее значение: под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами». Следовательно, законодатель различает термины «связи» и «деятельность», однако не дает этому объяснений.

Таким образом, российский законодатель не дает определения этого понятия. В большинстве же зарубежных стран понятие «внешнеэкономическая деятельность» используется для определения основных принципов (или правил), на которых строится государственная политика в отношении экономических связей с иностранными государствами.

Вместе с тем в российской специальной литературе понятие «внешнеэкономическая деятельность» определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность); или как «совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортных ориентированных предприятий».

Субъектами ВЭД признаются государства, юридические и физические лица, являющиеся иностранными по отношению друг к другу.

Функции российского государства по правовому регулированию ВЭД заключаются в создании норм права, применение которых обеспечивает благоприятную внутригосударственную правовую среду заключения и исполнения внешнеэкономических сделок, а также создание выгодных международно-правовых условий деятельности субъектов ВЭД.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется несколькими методами, включающими валютный контроль и тарифное регулирование (проводимое через установление импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифное регулирование (путем установления количественных ограничений экспорта и импорта за счет квотирования и лицензирования); экспортный контроль; установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт тех или иных товаров, установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров.

Успешный бизнес по производству и сбыту товаров сталкивается с необходимостью выхода на внешние рынки. Регистрация в качестве участника ВЭД, поиск поставщиков, решение логистических задач, открытие валютных счетов — на пути участника внешнеэкономической деятельности множество вопросов, требующих знания правовых, таможенных, бухгалтерских основ и нюансов. Прежде чем окунуться в новое направление бизнеса, важно подробнее узнать особенности процедуры оформления участника ВЭД.

Что такое ВЭД

Под ВЭД понимается вид деятельности, связанный с ввозом или вывозом сырья, услуг, готовой продукции. Участниками могут быть непосредственно производители товаров, продавцы, посредники. Их деятельность может быть шире, чем просто купля-продажа, и связана с реализацией инвестиционных проектов, крупных международных сделок. Участвовать в ВЭД могут государственные, коммерческие предприятия и даже физические лица. Предметами сделок выступают товары массового потребления, промышленное, медицинское оборудование, техника, строительные услуги, открытие филиалов российских компаний за рубежом.

Регулирует ВЭД таможенное законодательство. Несмотря на правовые инструменты, российские предприниматели сталкиваются со сложностями из-за политической обстановки в мире. Санкции провоцируют рост цен на ввозимую продукцию, что ведет к падению спроса на нее. Чтобы удержать потребителя, предпринимателям приходится делать минимальные наценки и даже терпеть убытки. Выход из такой ситуации — самостоятельно выйти на заграничный рынок и при этом оптимизировать ведение ВЭД, что скажется на уменьшении расходов, а так же приведёт к поиску более выгодных зарубежных рынков закупки или сбыта.

Подготовка к ВЭД — как и с чего начать

Получить статус участника ВЭД целесообразно, если деятельность принесет выгоду. Дешевое импортное сырье для производства готовой продукции, низкая стоимость заграничных товаров для перепродажи в России, прибыльная сделка по строительству объекта — вот причины, которые являются объективной мотивацией для начала ВЭД. Прежде чем покорять иностранные рынки, российский бизнесмен должен оценить возможности, просчитать риски и убедиться в целесообразности коммерческого проекта.

Что ждет участника ВЭД: выгоды и недостатки деятельности

Первый вопрос, на который должен ответить каждый вступающий в ВЭД, — что ему даст это направление? Если у бизнеса серьезные обороты, его внутренние механизмы работают как часы, то внедрение в ВЭД откроет новые перспективы:

  • Расширение рынков сбыта продукции или услуг;
  • Рост узнаваемости бренда на Родине и за границей;
  • Внедрение зарубежного опыта для налаживания бизнес-процессов;
  • Повышение квалификации кадров;
  • Прямые сделки с поставщиками сырья или готовой продукции;
  • Привлечение зарубежных инвестиций.

Упростятся процедуры пограничного контроля. От участника ВЭД на таможне не требуется обширный пакет документов: достаточно предъявить специальную карту.

ВЭД требует освоения специфической нормативной базы и постоянного отслеживания законодательства. Необходимо знание правил прохождения таможни, нюансов валютной бухгалтерии, отчетности по ВЭД. Чтобы поставить деятельность на поток, нужны компетентные кадры:

  • Бухгалтеры. Желательно, чтобы специалист имел опыт ведения учета именно в сфере ВЭД. В его обязанности входят учет ввозимых и вывозимых товаров, расчет и перечисление пошлин, таможенных сборов, ведение банковской документации, валютные операции;
  • Менеджеры ВЭД: поиск новых рынков сбыта, ведение клиентской базы, составление документов к международной сделке, организация доставки товара, переговоры с зарубежными партнерами. Особенно ценится сотрудник с опытом выстраивания логистических процессов;
  • Специалисты по таможенным операциям: занимается оформлением ввозимой/вывозимой продукции на таможне. Опыт составления деклараций, умение разбираться в кодах ТН ВЭД — главные критерии компетентности.

В некоторых случаях, к примеру когда малые или нечастые партии товара, содержать штат для ведения ВЭД — невыгодно и рискованно. Компания EAST IMPORT GROUP предлагает таможенное оформление товаров, составление бухгалтерской документации, а также спектр логистических услуг, полный аутсорсинг ВЭД на профессиональном уровне.

Как выбирать поставщиков и новые рынки сбыта

При выборе поставщика следует изучить стоимость и добротность предлагаемых товаров. Постоянные игроки рынка практикуют скидки и бонусы партнерам. Обратите внимание на ассортимент, репутацию производителя и особенности доставки.

Перспективные каналы сбыта определяются изучением спроса на продукцию и услуги. Даже насыщенный рынок может оказаться доступным для новичка, если он сможет привлечь к своему предложению внимание: ценой, качеством, экологичностью, составом, с помощью рекламы: маркетинговых инструментов множество. Но в реальности конкурировать сложно. Следующие инструменты облегчат сбыт товара:

  • Анализ опыта внешнеторговых компаний на иностранных площадках;
  • Заключение прямых сделок с потребителями;
  • Сотрудничество с сетевыми посредниками с налаженной поставкой товаров в торговые точки;
  • Обращение к компаниям, занимающимся оптовым экспортом или импортом и имеющим постоянных покупателей;
  • Создание собственных дилерских точек;
  • Выход на зарубежные рынки с коммерческим предложением к иностранным компаниям работать по франшизе.

При выборе контрагента учитывайте наличие международных торговых договоренностей правительства РФ с государством-партнером. Позволят формировать эффективные каналы сбыта готовой продукции, услуг, сырья совместные компании, открываемые за границей и в России.

Какую организационно-правовую форму выбрать для ВЭД

Для продвижения бизнеса за границы необходима оптимальная организационно-правовая форма для предприятия, которое подлежит регистрации в налоговом органе. Если в партнеры выбрана крупная иностранная фирма, зарегистрируйте ООО. Преимущества подобной организационно-правовой формы:

  • Подходит общая схема налогообложения;
  • ООО вызывает больше доверия у партнеров, банков, потребителей, нежели ИП.

Ограничиться индивидуальным предпринимательством могут бизнесмены, которые планируют заниматься мелким оптом, посредническими услугами.

Что нужно для ВЭД

После регистрации в налоговой и набора сотрудников компания начинает работу. Организация деятельности включает следующие этапы:

  • Анализ рынка: степень востребованности продукции, оценка услуг поставщиков, поведение конкурентов;
  • Внедрение инициативной стратегии сбыта и закупок;
  • Работа с пробными партиями товара, смена ассортимента при необходимости;
  • Приглашение к сотрудничеству производителя или более выгодных посредников;
  • Анализ курса валют, приобретение валюты для сделок с иностранными партнерами;
  • Заключение контракта с поставщиками. В документе отражается сумма сделки, условия инкотермс, поставки, оплаты, реквизиты сторон. Наименование предмета договора, его полная характеристика, включая количество и страну производства, товаросопроводительные документы от поставщика также обязательны в контракте.

Договор с поставщиком передается в банк для проверки. В случае изменения условий сделки составляются дополнительные соглашения. Только после одобрения банк дает согласие на открытие валютного счета. Если сумма сделки превышает 50 тыс. $, на основании контракта заводится паспорт сделки, который также подлежит проверке в банке.

Как оплатить товар

Как оплачивать товар — обязательное условие внешнеторгового контракта. Он включает следующие пункты:

  • Сумма, валюта платежа;
  • Код расчета;
  • Полная оплата или частичная, с возможностью рассрочки и т.п. — стороны сделки сами определяют условия расчета.

В соответствии с Инструкцией Банка России № 181-И от 16.08.2017, чтобы зарегистрироваться в банке, нет необходимости предоставлять документы по валютной операции, точно так же, как нет обязательства предъявлять банку документы по сделкам на сумму меньше 200 тыс. руб. в валюте.

Как найти перевозчика

Для редких поставок небольших партий продукции или сырья оптимально договориться с логистической компанией, которая доставляет по схеме «door to door». Важно, чтобы у перевозчика были зарубежные офисы, которые ускорят процедуру транспортировки и оперативно решат проблемы в случае их возникновении. Наличие сервиса по отслеживанию перемещения грузов — еще один плюс в пользу транспортной компании.

Регистрация участника ВЭД — объясняем пошагово, как им стать

Закон не запрещает организациям и гражданам заниматься импортом и экспортом. Трудности возникают при прохождении таможенных процедур. Чтобы соблюдались сроки поставки, предпринимателю необходимо получить учетную карту ВЭД. Она не обязательная, но существенно облегчит жизнь бизнесмену: для прохождения таможни не нужно собирать пакет документов на товар, достаточно предъявить карточку.

Чтобы зарегистрироваться в качестве участника ВЭД, предприниматель обращается в таможенный пункт, где будет проходить очистку перевозимый груз. Далее он выполняет следующие действия:

  • Собирает документы для оформления учетной карты на таможне;
  • Договаривается со складом временного хранения (СВХ), через который оформляется растаможка;
  • Получает учетную карту ВЭД, экземпляр договора со складом.

После этого бизнесмен приобретет статус участника ВЭД и приступает к международным сделкам.

Стать участником ВЭД можно без предварительного оформления учетной карты. Достаточно подать документы в пункт таможни, приложив их к декларации.

Загорелись желанием самостоятельно заняться ВЭД, однако не знаете с чего начать?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Может ли ИП стать участником ВЭД и что для этого нужно

Заниматься ВЭД вправе и юрлица, и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Чтобы получить статус участника ВЭД, ИП получает ЭЦП для подачи деклараций в электронной форме, предъявляет в пункте ФТС пакет документов.

Какие документы нужны для регистрации участника ВЭД в таможенных органах

Чтобы получить учетную карту ВЭД, понадобится пакет документов:

  • Заявление на регистрацию в двух экземплярах;
  • Заверенная копия устава предприятия с приложением внесенных дополнений;
  • Свидетельство о регистрации предприятия;
  • Учредительные документы организации;
  • Решение собрания соучредителей фирмы;
  • Заверенная копия справки Федеральной службы государственной статистики (действует полгода);
  • Бухгалтерский отчет за отчетный период с отметкой налоговой;
  • Заверенные копии документов о записи в ЕГРЮЛ, регистрации в налоговой с указанием наименования инспекции, ИНН и даты регистрации;
  • Справки о банковских счетах;
  • Решения о назначении руководителя и главбуха предприятия с приложением заверенных паспортов.

Документы предъявляются в пункте ФТС, через который в будущем будет проходить растаможка перевозимого груза. На регистрацию участника ВЭД уходит не больше 5 дней. Карта учета действует год. Для получения новой предпринимателю необходимо собрать и предоставить в пункт ФТС те же документы. Процедура регистрации может затянуться, если в пункте таможни запросят оригиналы документов или иную документацию.

Перечень документов для регистрации участника ВЭД отличается в пунктах ФТС. Поэтому перед сбором необходимо уточнить список документации в конкретном представительстве таможни.

Какие нужны документы для импорта

Для растаможки импортируемых грузов необходимо собрать документы. Какие именно — зависит от категории ввозимой продукции, страны-производителя. Обязательными к предоставлению в пункте ФТС, независимо от характера товара, являются:

  • Внешнеэкономический контракт. При ввозе в Россию его оформляют в русскоязычной и англоязычной версиях;
  • Паспорт сделки;
  • Инвойс. Для его оформления используется специальный бланк, вносится описание товара, его стоимость, условия оплаты и перевозки;
  • Упаковочный лист. Включает количественно-весовые характеристики груза на русском языке. Информация обязательно дублируется на английском;
  • Коносамент. Оформляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, судоходной линии и получателя отправления. Документ обязателен при доставке товара морскими путями и служит доказательством получения груза перевозчиком и принятия им обязательства по доставке адресату;
  • Ж/д накладная. Является товаросопроводительным документом при доставке ж/д путями. Выдается грузополучателю вместе с товаром;
  • Сертификат происхождения продукции. В нем содержится информация о стране-производителе перевозимого товара. Если груз импортируется по общему сертификату, то в отношении него не предусмотрены налоговые льготы. Ввоз из стран СНГ осуществляется по сертификату СТ-1 и не облагается налогом. По сертификату А ввозятся товары из США, Европы и Канады, по нему предусмотрена налоговая скидка в размере 25%.

С учетом условий транспортировки и специфики груза могут потребоваться и другие документы. Поэтому точный перечень следует узнать в пункте ФТС.

Какие нужны документы для экспорта

Необходимый для экспорта пакет документов будет отличаться в зависимости от категории товара:

  • Мясомолочная продукция должна сопровождаться ветеринарным свидетельством;
  • На продукцию растениеводства оформляются фитосанитарные документы;
  • Вывоз семян растений возможен только после получения свидетельства Семенного фонда России;
  • Грузы, имеющие культурно-историческую значимость, экспортируются исключительно с разрешения Минкультуры РФ;
  • Вывоз интеллектуальной собственности допускается при наличии разрешения автора или иного правообладателя.

Общие для экспорта всех товаров документы:

  • Внешнеэкономический контракт. Заключается между продавцом и покупателем товара;
  • Паспорт сделки с приложением справки о валютных операциях. Оформляется на сделку, сумма которой составляет более 50 тыс. $, в отделении Банка России;
  • Таможенная декларация;
  • Инвойс (счет-фактура, содержащая реквизиты отправителя и получателя груза, его стоимость и условия поставки);
  • Товарно-транспортные накладные;
  • Сертификат происхождения товара;
  • Документы, подтверждающие уплату таможенных сборов;
  • Упаковочный лист.

Кроме того, предъявляются правоустанавливающие документы на товар.

Требовать дополнительные документы — популярная практика таможенных органов. При вывозе могут запросить все договора по перевозимой продукции, заключения и разрешения от профильных ведомств. Поэтому процедуру растаможки выгодно поручить таможенным брокерам. Это позволит исключить риск задержки товара в пункте ФТС и срыва сделки.

Какие нужны документы для регистрации ИП в качестве участника ВЭД

Для получения прав участника ВЭД предприниматель готовит следующий пакет:

  • Копии ИНН и свидетельства о постановке на учет ИП, заверенные нотариусом;
  • Копию кодов статистики с печатью предпринимателя;
  • Справки из банка об имеющихся счетах в рублях, валюте и выписки из ЕГРИП (срок действия этих документов — полгода);
  • Копию документа, удостоверяющего личность;
  • Копии внешнеэкономического контракта и паспорта сделки (предприниматель заверяет их сам).

В каждом отдельно взятом посту ФТС могут потребовать дополнительные документы. Поэтому точный перечень следует узнать заранее.

Рекомендации к началу самостоятельной работы в качестве участника ВЭД

Выходя на рынок ВЭД — оцените свои силы и возможности. Задумайтесь — сможете ли Вы потянуть всё самостоятельно, не неся лишних расходов? Просчитать все риски при ведении ВЭД самостоятельно очень сложно и нужно многое принимать в рассчёт.

Поэтому — вот некоторые рекомендации начинающим свой бизнес за рубежом:

  1. 1. Готовить документы на товар для импорта или экспорта необходимо заблаговременно, чтобы не было задержек в пункте ФТС;
  2. 2. При ввозе бытовых приборов необходимо соблюдать права интеллектуальной собственности;
  3. 3. Чтобы избежать убытков, нужно заблаговременно узнать закупочную стоимость товара, оценить размер наценки и конечной выгоды;
  4. 4. Если закупочная цена высокая, необходимо сократить расходы на транспортировку;
  5. 5. Важно отслеживать перемещение груза.

Если вы решили пройти таможенную очистку своими силами, с вас могут потребовать выплаты налогов в размере до 50% и более от стоимости перевозимой продукции. Обращение к таможенным брокерам поможет избежать непредвиденных затрат.

Отличие самостоятельной работы с таможней от работы с брокером

Пройти таможенную очистку участник ВЭД может сам либо воспользоваться услугами таможенного брокера. В первом случае предприниматель решает вопросы с ФТС самостоятельно, во втором — таможенный брокер (специализированная компания со штатом профессионалов) оказывает услуги посредника между ФТС и участником ВЭД.

Таможенный представитель, он же брокер:

  • Берет на себя оформление документации;
  • Улаживает вопросы с таможней;
  • Находит законные способы оптимизации затрат клиента;
  • Отстаивает правильность присвоения кодов ТН ВЭД;
  • Несет ответственность по выплатам таможенных сборов.

И это только некоторые основные моменты из его работы, ведь не стоит забывать о том, что в ВЭД существуют различные «подводные камни», которые могут появиться в любой момент.

Услуги таможенного брокера возмездные. Но затраты не сопоставимы с рисками, которые ожидают участника ВЭД, решившего своими силами вести внешнеторговую деятельность. Ведь у брокера, который уже долго находится на этом рынке, есть опыт, профессиональные работники, а так же широкая сеть знакомств.

Придя к мысли о начале внешнеэкономической деятельности — обдумайте всё как следует, не торопитесь. Всё-таки ведение ВЭД — достаточно сложная штука. Но в этом Вам смогут помочь услуги аутсорсинга ВЭД компании EAST IMPORT GROUP. Таможенные процедуры, оформление документации, контроль перемещения грузов, помощь в налаживании контактов с перспективными поставщиками, партнерами по бизнесу за границей — все это по силам нашим специалистам.

В любом случае, окончательное решение о том, заниматься всем самостоятельно или же отдать на аутсорс — принимаете Вы.

Связаться с нами

Одна из областей экономической деятельности государства, компаний, фирм это внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), эта область плотно связана с экспортом и импортом товаров и услуг, внешней торговлей, иностранными инвестициями и кредитами, с реализацией проектов совместно с другими странами.

Одно из основных направлений внешнеэкономической деятельности — это международная торговля.
Международная торговля представляет собой обмен товарами в вещественной форме, а также услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся:

  • услуги по международным перевозкам грузов;
  • таможенные услуги;
  • по страхованию;
  • услуги по международным расчетам;
  • транспортно-экспедиторские услуги;
  • по хранению

Получить консультацию по вопросам оформления внешнеэкономической деятельности

Очень часто лица, ведущие активную торговую, производственную деятельность, приходят к идее экспорта и импорта товаров. Те, кто никогда не сталкивался с импортом или экспортом товаров и услуг, сталкиваются с множеством проблем в области регулирования внешнеэкономической деятельности, которое выполняется согласно действующему российскому законодательству. Участник ВЭД открывает валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный.

Практически на каждой ступени внешнеэкономической сделки могут возникнуть сложности. При заключении контракта с иностранным поставщиком, при расчетах в иностранной валюте, во время оформления товара на таможне и отражения сделки экспорта и импорта товаров в налоговом и бухгалтерском учете компании.

Поэтому компании, работающие в области внешнеэкономической деятельности, оказываются под особым вниманием со стороны налоговых и таможенных органов Российской Федерации. Перед руководством компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, встает вопрос использовать «серые схемы» или легально вести внешнеэкономическую деятельность, уплачивая в различные бюджеты все необходимые суммы.

Легализация внешнеэкономической деятельности.

Как правило, экономические отношения между странами формируются государствами с учетом собственных интересов, а также интересов других стран и третьих лиц. Поэтому управление международными отношениями в любых областях, в том числе в сфере международной торговли, является важной миссией государства. В РФ регулирование государством внешнеторговой деятельности реализуется с целью обеспечения благоприятного климата для этой области, но и, конечно, в целях защиты экономических и политических интересов России.

Вот основные нормативные документы, которые определяют основы государственного управления внешнеторговой деятельностью — Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 28.07.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Таможенный кодекс Таможенного союза. Как следует из статьи 3 Закона №164 ФЗ регулирование государства опирается на Конституцию РФ и происходит согласно Закону № 164 ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Внешнеторговая деятельность – это область по проведению сделок в сфере экспорта и импорта товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информации. Под товаром имеется в виду движимое имущество, и имеющие отношение к недвижимому имуществу, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, также электрическая энергия и другие виды энергии, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности (п. 26 ст. 2 Закона № 164-ФЗ). Не признаются как товар транспортные средства, которые используют по договору о международных перевозках.

Аутсорсинговая компания «Интерсолюшен» – это профессиональная команда менеджеров по внешнеэкономической деятельности. Компания оказывает полный спектр услуг по сопровождению импортных и экспортных операций, а также консультирование на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Импорт Экспорт Консультации по ВЭД Сертификация

По средствам утверждения ввозных и вывозных пошлин осуществляется управление товарами внешней торговли, также для защиты рынка РФ. Зачастую принимается и нетарифное регулирование.

Тема организации внешнеэкономической деятельности актуальна т.к. в ряд ключевых вопросов, которые оказывают влияние на работу всех компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, входят проблемы выбора схемы импорта и экспорта товаров (услуг, работ) и специфику их налогообложения.

С каждым годом увеличивается число компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, также возрастает объем их оборотов. Опираясь на данные статистики таможни в январе-августе 2012 года оборот России во внешней торговле составил 543,1 миллиардов долларов США и, если сравнивать с январем-августом 2011 года поднялся на 3,3%, также со странами дальнего зарубежья – 466,8 миллиардов долларов США, со странами СНГ – 76,3 миллиардов долларов США.

Также растет актуальность проблемы использования при импорте и экспорте товаров незаконных схем, выражающихся в том, что возмещение НДС при экспорте завышают и занижают таможенные платежи при ввозе на территорию России.

Полезная информация по организации импорта и таможенному оформлению:

Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.

Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества.

Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно-консультационные, информационные услуги и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность – это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических связей с хозяйствующими субъектами других государств.

Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.

Внешнеэкономическая деятельность в Беларуси регламентируется целым рядом законов, среди которых важное значение принадлежит Закону «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», принятому Верховным Советом 25 октября 1990 года и введенному в действие с 1 января 1991 года.

В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов. Осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетных, кредитных и других банковских операций, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:

разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций; установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом; установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь; определение зон свободного предпринимательства; установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики; участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.

Отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

Закон также предоставил право осуществления внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.

Республика Беларусь может учреждать свои представительства за рубежом на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово-экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно-производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.

Институты, содействующие развитию ВЭД и их классификация. Торгово-промышленная палата России

Многие предприниматели не могут решить свои проблемы в одиночку, особенно если они связаны с выходом на внешние рынки. И тогда они вынуждены консолидироваться или пользоваться услугами организаций, которые стремятся исключить подобные барьеры. Это институты содействия, и их можно подразделить на два типа — правительственные и неправительственные. Рассмотрим рис.7.

Рисунок 7 — Классификация институтов содействия ВЭД

Источник: авторское исполнение.

Первые создаются при участии официальных органов, вторые — самими предпринимателями для облегчения условий выхода на внешний рынок.

Основными целями таких организаций являются: поиск иностранных партнеров, исследование зарубежных рынков, обеспечение участия российских экспортеров в выставочно-ярмарочной деятельности, содействие в организации системы транспортных перевозок построение системы внешнеторговых расчетов и т.п.

Первая группа: торговые представительства Российской Федерации за рубежом, технические центры и технико-коммерческие бюро, информационные и коммерческие агентства Минэкономразвития России и Минпромторга России. Среди них: Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; Всероссийская академия внешней торговли с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей;

Одним из важных институтов содействия ВЭД, в правительственной группе, являются торговые представительств за рубежом. (Приложение В) В настоящее время торговые представительства и аппараты торгового советника действуют более чем в 70 странах. Основные задачи торговых представительств: представление государственных интересов России в области внешнеэкономических связей и обеспечение защиты таких интересов; содействие развитию торговых и экономических связей субъектов Российской Федерации; участие в межгосударственных торгово-экономических соглашений; защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно-технического сотрудничества; участие в работе по продвижению оборудования и наукоемких технологий из России на мировые рынки; содействие проведению торговых выставок и рекламных кампаний.

В соответствии с российским законодательством торговые представительства оказывают на безвозмездной основе необходимую информационно-консультационную помощь российским участникам ВЭД, независимо от их формы собственности, размера уставного капитала, места регистрации.

Другим видом, содействующих организации, созданных при участии Минпромторга России, являются информационные и коммерческие агентства. Одно из таких агентств — «Информ ВЭС», с помощью которой идет межведомственный обмен информацией в области ВЭД; информационно-консультационные услуги для участников ВЭД по заполнению соответствующей документации, предоставление информации иностранным и российским участникам ВЭД, аналитическая работа и т.д.

Вторая группа (неправительственных) содействующих организаций представлена более разнообразно и включает в себя ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, отраслевые союзы (объединения) экспортеров-производителей, консалтинговые фирмы, коммерческие банки. Особую роль в данной группе занимает Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; Всероссийская академия внешней торговли с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей; Торгово-промышленная палата Российской Федерации и др.. Наиболее многочисленную группу составляют Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества (АВЭС), причем они имеют сугубо отраслевую направленность. Наиболее значимыми ассоциациями внешнеэкономического сотрудничества являются: Ассоциация внешнеэкономических организаций России; Ассоциация делового сотрудничества «Союз», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков; Ассоциация совместных предприятий, международных объединений и организаций; Ассоциация инвесторов и экспортеров России; Национальная ассоциация сотрудничества импортеров и ряд других АВЭС.

Подробней, из вышеназванных институтов, рассмотрим деятельность ТПП России.

Торгово-промышленная палата РФ.

ТПП России, в современных экономических условиях, является одним из инструментов интеграции отечественного бизнеса в международную предпринимательскую среду. Среди старейших торгово-промышленных палат, в мировой практике, можно отметить западноевропейские, созданные в Германии и Италии. Опыт их деятельности и работы во многом используется в практике ТПП России. Торгово-промышленная палата Российской Федерации была создана в 1993 г. на основании Указа Президента РФ «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». Мощная структура торгово-промышленной палаты обозначена на рис.8

Рисунок 8 — Торгово-промышленная палата РФ

Источник: авторское исполнение

ТПП России возглавляет президент, в непосредственном подчинении которого находятся пять вице-президентов, департамент бухгалтерского учета, валютно-финансовый департамент отдел кадров, а также 9 департаментов, экспертно-аналитический центр, управление делами, центр арбитража и посредничества, подчиненные одному из вице-президентов. Кроме того, в организационную структуру ТПП России входят 34 профильных комитета, в которых непосредственно осуществляется работа с предпринимателями по отдельным отраслям и направлениям предпринимательской деятельности. В их числе комитеты, занятые регулированием взаимоотношений между национальными производителями и экспортерами и их зарубежными контрагентами, например: Комитет по содействию внешнеэкономической деятельности, Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, Комитет по инвестиционной политике. Аналогичная структура ТПП на региональном уровне. Подробнее о вышеуказанных комитетах в таблице1

Таблица1- Комитеты ТПП в России и в регионах.

Комитет по содействию ВЭД

Содействие интеграции российской экономики в мировое хозяйство, консолидации интересов предпринимательских кругов РФ и зарубежных стран. Вопросы: по членству ВТО; изменения, вносимые в Таможенный кодекс РФ, укрепление торгово-экономического сотрудничества со странами; защита интересов российских участников ВЭД решение проблемы формирования единого экономического пространства с заинтересованными странами — членами ЕврАзЭС.

Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности

Поддержка товаропроизводителей и экспортеров — осуществление мероприятий, связанных с подготовкой выставок и ярмарок для экспортеров в России и за рубежом; организация Всемирных выставок «ЭКСПО».

Комитет ТПП России по инвестиционной политике

Совершенствование инвестиционного законодательства РФ ТПП России были даны рекомендации по совершенствованию Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в части государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности. Оказание содействия развитию инвестиционной политики на региональном уровне, привлечение инвестиций в особые экономические зоны. При поддержке Комитета создана ассоциация индивидуальных инвесторов в сфере инноваций — Союз бизнес-ангелов России.

Источник: авторское исполнение

В организационной структуре ТПП России создан Департамент внешнеэкономического сотрудничества. При его содействии установлены партнерские отношения ТПП России более чем с 90 аналогичными структурами в других государствах, в частности с Международной торговой палатой, представительством Европейской комиссии в Российской Федерации, Европейской экономической комиссией, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Международным торговым центром, Международной организацией труда и т.д. ТПП России имеет свои представительства за рубежом (в более чем в 30 странах и регионах).

Необходимость взаимодействия предприятий — участников ВЭД с ТПП России подтверждается тем перечнем услуг, которые Палата готова предоставить экспортерам или импортерам: свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), выдача международных паспортов для временного ввоза товаров (карнетов АТА) и удостоверений сертификатов происхождения товаров.

(Карнеты АТА выдаются при временном ввозе на территорию страны товарных образцов, профессионального оборудования и других предметов для участия в выставках, оформляется на один год, облегчает процесс таможенного оформления временно ввозимых товаров и многократного перемещения их через границы государств с возвратом на территорию России в течение срока действия карнета АТА.)

(Аналогично карнету АТА действует другой международный таможенный документ — карнет CPD («де пассаж») -о временном ввозе дорожных транспортных средств)

В 2000 году ТПП России официально вступила в члены международной гарантирующей сети стран-ассоциаций гарантов Всемирной федерации торговых палат (ВФТП) при Международной торговой палате в Париже, и 15 мая 2000 г. ТПП России выдала первый в России карнет.

Сертификаты о происхождении товаров общей формы выдаются на товары, экспортируемые во все страны, за исключением стран СНГ. Кроме того, ТПП России и ее территориальные подразделения предоставляют такие услуги, как: экспертиза товаров, защита интеллектуальной собственности, участие в качестве стороны защиты в арбитражных судах, аккредитация иностранных фирм, информационно-консультационные услуги «Сети обмена деловой информацией системы ТПП России», ведение реестра надежных партнеров и системы «ТПП Эксперт».

Таким образом, содействие участникам ВЭД со стороны ТПП России основывается на законах и нормативно-правовых актах, которые приняты и способствуют регулированию внешнеэкономической деятельности.