Вид налога



УДК 338.242.2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Т. А. Витязева, К. Н. Абдуллаева

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация Vityaz@yandex.ru Meller2804@yandex.ru

Рассмотрено законодательное понятие налога, его функции, а также понятие налоговой системы и состав федерального бюджета. Выявлены основные проблемы современной налоговой системы РФ и предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая система, теневая экономика, бюджет

UDC 338.242.2

TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE

T. A. Vityazeva, K. N. Abdullaeva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Vityaz@yandex.ru Meller2804@yandex.ru

Keywords: economic safety, tax system, shadow economy, budget

Введение. Во всех странах мира уплата налогов является обязательством физических и юридических лиц, и Российская Федерация не является исключением. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством России о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату определенного налога. Налоги являются одним из очень важных звеньев в экономических отношениях, в обществе с момента возникновения государства. Уплата налогов — это конституционно закрепленная обязанность физических и юридических лиц. Одной из главных функций налогов — это пополнение государственного бюджета. Кроме этого, с помощью изменения или регулирования налоговых ставок, государство может воздействовать на социальную и экономическую сферу в стране, а также регулировать их состояние.

Основная часть. Налоговые отношения регулируются не только Налоговым Кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, касающихся налогообложения. Помимо вышеперечисленных законодательных актов, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законов и нормативных актов, которые регулируют порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Налоги в странах, где установлен режим рыночной экономики, выполняют значительное количество функций :

1. Регулирующая. Она обеспечивает контроль состояния рыночной экономики путем управления налоговыми ставками или изменяя условия налогообложения. Таким образом, государство регулирует состояние общества в стране.

2. Стимулирующая. С помощью данной функции налога, государство может воздействовать на общество, снижая или повышая ставку на определенный налог. Тем самым, увеличивая спрос на определенную сферу в государстве или, наоборот, снижая его.

3. Распределительная. Путем взимания налогов с населения в бюджете страны формируются доходы, которые направлены на нужды государства и улучшение качества жизни в стране.

4. Фискальная функция. Обеспечивает изъятие доли доходов организаций и граждан для поддержки государственного аппарата и обороны страны.

Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения не содержат определения понятия налоговой системы. Тем не менее, действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал данное понятие:

Налоговая система — это основанная на определенных принципах структура урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов .

В Российской Федерации налоговая система является трехуровневой. Она подразделяется на федеральный, региональный и местный уровни — статья 12 Налогового Кодекса РФ . Это объясняется специфическими особенностями государственного устройства России, которые заключаются в федеративном государственном управлении и разделении органов власти на три самостоятельных уровня: федеральный, региональный и местный.

Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах — Налоговый Кодекс РФ, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы и Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Формирование налоговой системы происходит на законодательном уровне. Федеральные органы законодательной власти моделируют структуру налоговой системы, оформляют налоги и сборы. Согласно ст. 72 и 76 Конституции, органы законодательной власти субъектов РФ не обладают полномочиями изменять состав налоговой системы и устанавливать дополнительно к существующим новые налоги и сборы . Следовательно, законодательные органы субъектов РФ не участвуют в процессе разграничения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Все чаще обсуждаются предложения о целесообразности введения повышенных на порядок ставок налогов для особо дорогого жилья, для обладателей более чем одного объекта недвижимости и т.д. Данный вид взыскания налога называется прогрессивным. Он имеет популярность в европейских странах, в нем присутствует ряд преимуществ, но есть и ряд недостатков, которые необходимо разобрать. То есть, чем выше доход у налогоплательщика, тем больше должен быть налог. Тем не менее, в этой идее существует ряд проблем: имея в собственности элитное жилье или престижный автомобиль, гражданин будет обязан платить более высокий налог, чем у других налогоплательщиков, но возможно, что это имущество могло достаться ему по наследству, либо в подарок. Тогда поднимется вопрос о том, на каком основании он обязан платить более высокий налог, если уровень дохода у него средний? Следовательно, вряд ли транспортный или земельный налоги можно отнести к регуляторам или перераспределителям доходов физических лиц.

Косвенные налоги — один из самых главных источников пополнения бюджета страны. В составе доходов бюджета они занимают определенное место, (удельный вес этих налогов составляет 75% доходов бюджета). К косвенным налогам относят те налоги, которые взимаются формально государством с предпринимателей, но по факту их оплачивают третьи лица (НДС,

акцизы, таможенные пошлины) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующие налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса 90-х годов прошлого века, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Можно предположить, что во времена экономического кризиса налоги выполняли важнейшую роль — фискальную. С помощью прибыли от налогов государство планировало побороть экономический кризис в стране, пополнив федеральный бюджет. Вследствие чего появилось их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Таким образом, далеко не каждый гражданин был способен оплачивать завышенную ставку налога, из-за чего многие пытались уклоняться от налогов. Отсюда и появились значительные недочеты в бюджете государства, где прибыль ему приносили налоги.

Также стоит отметить нестабильность налогового законодательства, о которой мы уже упоминали ранее. Именно она создает большой риск для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильность и жесткости налогов, а также правил их взимания, чего, на данный момент, не наблюдается.

Одним из недостатков налоговой системы является слабый контроль над сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов. Вместе с сочетанием вышеуказанной проблемой об уклонении граждан и юридических лиц от налогов, данный недостаток образовывает большую проблему. Это означает, что будет происходить стремительное развитие теневой экономики. Следовательно, из-за теневой экономики, страна может недополучать 30-50 % доходов от налогов.

Заключение. Таким образом, можно выделить основные пути совершенствования современной налоговой системы:

— обеспечение стабильности налоговой системы;

— максимальное упрощение налоговой системы;

— ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок;

— равномерное распределение между прямыми и косвенными налогами;

— совершенствование подоходного налогообложения физических лиц.

Библиографический список

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации — Москва : Омега Л, 2016. — 968 с.

2. Конституция Российской Федерации — Москва : Эксмо, 2015. — 32 с.

3. Алиев, Б. Х. Налоги и налоговая система РФ /Б. Х. Алиев, Х. М. Мусаев — Москва :Юнити — Дана, 2014. — 314 с.

4. Пепеляев, С. Г. Налоговое право. / С.Г. Пепеляев — Москва : Альпина Паблишер, 2015. — 800с.

5. Шестакова, Е. В. Налоговая оптимизация — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 331с.

Налоги — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В мире есть счастливчики, которые вообще не платят налог на доходы — это жители богатых нефтедобывающих стран (ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта), Багамских и Бермудских островов, княжества Монако и др. В России и ряде других стран Восточной Европы — плоская шкала налогообложения. То есть ставка одинакова для человека с любой величиной дохода. У нас в стране это 13%, столько же в Белоруссии, в Литве — 15%, на Украине — 18%. Самый низкий в Казахстане — 10%. Но в большинстве стран — прогрессивный налог на доходы: чем выше заработок, тем выше ставка.

Размер подоходного налога в странах мира

Подоходный налог в мире

Подоходный налог – в России налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. В мире существует множество моделей. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги! С них, пожалуй, и начнем.

Карта подоходных налогов в мире

Где не нужно платить налоги?

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители Саудовской Аравии, что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено. Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в Великобритании – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. £. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. £, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. £, налоги будут платиться всего с 4 тыс. £. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

А как у них?

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как Европы, так и Запада в целом. Например, США, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6%, естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции – 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства. То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

Где самые страшные налоги?

Франция считается страной с одной из самых жестких налоговых систем. Сами французы на величину своих налогов постоянно жалуются, а некоторые из них даже сбегают в другие страны и платят налоги там. Декларацию о своих доходах французы обычно заполняют в феврале и отсылают в местную налоговую по почте. В ней нужно указать абсолютно все виды доходов: зарплаты, пособия, прибыль от сдачи квартир и т. д. Указывать все нужно максимально честно, потому что налоговики неучтенный доход все равно найдут и выставят солидный штраф за неверно указанные сведения.

Главная особенность налога на доходы во Франции — то, что для его расчета берется не конкретное физлицо, а домохозяйство. Одинокие люди считаются семьей из одного человека. И для расчета налогов для них применяется коэффициент 1. Если в семье — муж и жена, то коэффициент будет 2. Супруги с одним ребенком — коэффициент 2,5 и т. д. Общая сумма доходов делится на этот коэффициент, и уже из нее рассчитывают налог по ставке. То есть во Франции очень невыгодно быть холостым и бездетным. Налоги будут максимально высокими. Чем больше в семье детей — тем налог ниже. Вот такая форма поддержки рождаемости.

Помимо этого величину налогооблагаемой базы и сумму налога можно уменьшить и другими способами. Например, вычеты можно получить, если делать благотворительные взносы или инвестировать в средний и малый бизнес, платить за обучение детей в детсадах и школах, содержать недееспособных родственников, тратить на покупку энергосберегающих приборов в доме и пр. Что касается ставок, годовой доход домохозяйства до 9710 евро (или 809 евро в месяц) не облагается налогом.

Домохозяйства с доходом до 26 тыс. евро в год (2234 евро в месяц) платят налог по ставке 14%, до 71898 евро — 30%, до 152898 евро — 41%, свыше 152260 -41%. Помимо этого доходы богатых французов облагаются дополнительным налогом. От 250 до 500 тыс. евро — 3%, от 500 тыс. евро — 4%. Знаменитый налог на миллионеров, по которому у обладателей дохода свыше 1 млн. евро, государство забирало 75% доходов, отменен.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

Порядок взимания подоходного налога в каждой конкретной стране индивидуален. Так, например, в России действует единая для всех (вне зависимости от уровня дохода) ставка 13%. Это так называемая плоская шкала подоходного налога. В России перечисление данного налога в бюджет осуществляет непосредственно организация, в которой трудится сотрудник.

В большинстве развитых стран действует прогрессивная ставка подоходного налога. Т.е. чем выше годовой доход, тем выше ставка.

Также существуют страны, где подоходный налог и вовсе отсутствует. В основном это либо крохотные княжества на территории Европы, либо небольшие островные государства, либо страны Ближнего Востока.

Некоторые страны, которые желают привлечь больше иностранных инвестиций и состоятельных граждан, могут предлагать специальные налоговые режимы. Эти специальные льготные налоговые режимы для новых налоговых резидентов могут длиться сколько угодно долго (Швейцария, Великобритания, Мальта) или быть ограниченными во времени (например, Канада или Португалия).

Подоходный налог в странах мира. Таблица:

Страна Последний Предыдущий Наивысший Самые низкие
Швеция 61.85 2018-12 61.85 61.85 51.5 % Ежегодный
Чад 60.00 2018-12 60 60 60 % Ежегодный
Берег Слоновой Кости 60.00 2018-12 60 60 60 % Ежегодный
Аруба 59.00 2018-12 59 60.1 59 % Ежегодный
Япония 55.95 2018-12 55.95 55.95 50 % Ежегодный
Дания 55.80 2018-12 55.8 65.9 55.4 % Ежегодный
Австрия 55.00 2018-12 55 55 50 % Ежегодный
Бельгия 53.70 2018-12 53.7 60.6 53.7 % Ежегодный
Нидерланды 52.00 2018-12 52 60 52 % Ежегодный
Финляндия 51.60 2018-12 51.6 62.2 49 % Ежегодный
Израиль 50.00 2018-12 50 50 45 % Ежегодный
Словения 50.00 2018-12 50 50 41 % Ежегодный
Зимбабве 50.00 2018-12 50 51.5 36.05 % Ежегодный
Люксембург 48.78 2018-12 48.78 51.3 39 % Ежегодный
Ирландия 48.00 2018-12 48 48 41 % Ежегодный
Португалия 48.00 2018-12 48 48 40 % Ежегодный
Германия 47.50 2018-12 47.5 57 44.3 % Ежегодный
Исландия 46.30 2018-12 46.3 46.9 35.7 % Ежегодный
Австралия 45.00 2018-12 45 47 45 % Ежегодный
Китай 45.00 2018-12 45 45 45 % Ежегодный
Франция 45.00 2018-12 45 59.6 45 % Ежегодный
Греция 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
ЮАР 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
Испания 45.00 2018-12 45 56 43 % Ежегодный
Тайвань 45.00 2018-12 45 45 40 % Ежегодный
Великобритания 45.00 2018-12 45 50 40 % Ежегодный
Италия 43.00 2018-12 43 51 43 % Ежегодный
Папуа-Новая Гвинея 42.00 2018-12 42 47 42 % Ежегодный
Зона евро 41.50 2018-12 42.4 49 38.8 % Ежегодный
Гвинея 40.00 2018-12 40 40 40 % Ежегодный
Мавритания 40.00 2018-12 40 40 33 % Ежегодный
Республике Конго 40.00 2018-12 40 50 40 % Ежегодный
Сенегал 40.00 2018-12 40 50 40 % Ежегодный
Южная Корея 40.00 2018-12 40 40 35 % Ежегодный
Швейцария 40.00 2018-12 40 40.4 40 % Ежегодный
Уганда 40.00 2018-12 40 40 30 % Ежегодный
Евросоюз 38.60 2018-12 39.2 47 38 % Ежегодный
Норвегия 38.52 2018-12 38.52 47.5 38.52 % Ежегодный
Марокко 38.00 2018-12 38 44 38 % Ежегодный
Суринам 38.00 2018-12 38 38 38 % Ежегодный
Замбия 37.50 2018-12 37.5 37.5 35 % Ежегодный
Намибия 37.00 2018-12 37 37 37 % Ежегодный
Соединенные Штаты 37.00 2018-12 39.6 39.6 35 % Ежегодный
Армения 36.00 2018-12 36 36 20 % Ежегодный
Хорватия 36.00 2018-12 36 56.1 36 % Ежегодный
Уругвай 36.00 2018-12 36 36 0 % Ежегодный
Индия 35.54 2018-12 35.54 35.54 30 % Ежегодный
Алжир 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Аргентина 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Камерун 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Чили 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Кипр 35.00 2018-12 35 40 30 % Ежегодный
Эквадор 35.00 2018-12 35 35 25 % Ежегодный
Экваториальная Гвинея 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Эфиопия 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Габон 35.00 2018-12 35 50 35 % Ежегодный
Мальта 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Мексика 35.00 2018-12 35 35 28 % Ежегодный
Филиппины 35.00 2018-12 32 35 32 % Ежегодный
Сьерра-Леоне 35.00 2018-12 35 35 30 % Ежегодный
Таиланд 35.00 2018-12 35 37 35 % Ежегодный
Тунис 35.00 2018-12 35 35 35 % Ежегодный
Турция 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Вьетнам 35.00 2018-12 35 40 35 % Ежегодный
Венесуэла 34.00 2018-12 34 34 34 % Ежегодный
Барбадос 33.50 2018-12 33.5 35 33.5 % Ежегодный
Канада 33.00 2018-12 33 33 29 % Ежегодный
Колумбия 33.00 2018-12 33 38.5 33 % Ежегодный
Новая Зеландия 33.00 2018-12 33 39 33 % Ежегодный
Пуэрто-Рико 33.00 2018-12 33 33 33 % Ежегодный
Свазиленд 33.00 2018-12 33 33 33 % Ежегодный
Мозамбик 32.00 2018-12 32 32 32 % Ежегодный
Польша 32.00 2018-12 32 45 32 % Ежегодный
Латвия 31.40 2018-12 23 31.4 23 % Ежегодный
Бангладеш 30.00 2018-12 30 30 25 % Ежегодный
Конго 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Сальвадор 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Гамбия 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Индонезия 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Ямайка 30.00 2018-12 30 35 25 % Ежегодный
Кения 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Лесото 30.00 2018-12 30 35 30 % Ежегодный
Малави 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Никарагуа 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Перу 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Руанда 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Танзания 30.00 2018-12 30 30 30 % Ежегодный
Малайзия 28.00 2018-12 28 28 25 % Ежегодный
Бразилия 27.50 2018-12 27.5 27.5 27.5 % Ежегодный
Самоа 27.00 2018-12 27 27 27 % Ежегодный
Азербайджан 25.00 2018-12 25 35 25 % Ежегодный
Ботсвана 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Доминиканская Республика 25.00 2018-12 25 30 25 % Ежегодный
Гана 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Гондурас 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Мьянма 25.00 2018-12 25 25 20 % Ежегодный
Панама 25.00 2018-12 25 33 25 % Ежегодный
Словакия 25.00 2018-12 25 42 19 % Ежегодный
Тринидад и Тобаго 25.00 2018-12 25 25 25 % Ежегодный
Лаос 24.00 2018-12 24 28 24 % Ежегодный
Лихтенштейн 24.00 2018-02 24 24 17.01 % Ежегодный
Нигерия 24.00 2018-12 24 24 24 % Ежегодный
Албания 23.00 2018-12 23 25 10 % Ежегодный
Узбекистан 23.00 2018-12 23 29 22 % Ежегодный
Египет 22.50 2018-12 22.5 34 20 % Ежегодный
Чешская республика 22.00 2018-12 22 43 15 % Ежегодный
Сингапур 22.00 2018-12 22 22 20 % Ежегодный
Сирия 22.00 2018-12 22 22 20 % Ежегодный
Афганистан 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Камбоджа 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Эстония 20.00 2018-12 20 26 20 % Ежегодный
Фиджи 20.00 2018-12 20 31 20 % Ежегодный
Грузия 20.00 2018-12 20 25 12 % Ежегодный
Остров Мэн 20.00 2018-12 20 20 18 % Ежегодный
Иордания 20.00 2018-12 20 25 14 % Ежегодный
Ливан 20.00 2018-12 20 20 20 % Ежегодный
Мадагаскар 20.00 2018-12 20 30 20 % Ежегодный
Пакистан 20.00 2018-12 20 30 20 % Ежегодный
Молдова 18.00 2018-12 18 20 18 % Ежегодный
Украина 18.00 2018-12 18 20 13 % Ежегодный
Ангола 17.00 2018-12 17 17 15 % Ежегодный
Шри Ланка 16.00 2018-12 16 35 15 % Ежегодный
Коста-Рика 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Гонконг 15.00 2018-12 15 16 15 % Ежегодный
Венгрия 15.00 2018-12 15 44 15 % Ежегодный
Ирак 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Литва 15.00 2018-12 15 33 15 % Ежегодный
Маврикий 15.00 2018-12 15 30 15 % Ежегодный
Сербии 15.00 2018-12 15 15 10 % Ежегодный
Сейшельские острова 15.00 2018-12 15 15 15 % Ежегодный
Судан 15.00 2018-12 15 20 15 % Ежегодный
Йемен 15.00 2018-12 15 20 15 % Ежегодный
Беларусь 13.00 2018-12 13 30 12 % Ежегодный
Боливия 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Россия 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Таджикистан 13.00 2018-12 13 13 13 % Ежегодный
Макао 12.00 2018-12 12 12 12 % Ежегодный
Босния и Герцеговина 10.00 2018-12 10 10 5 % Ежегодный
Болгария 10.00 2018-12 10 50 10 % Ежегодный
Казахстан 10.00 2018-12 10 20 10 % Ежегодный
Косово 10.00 2018-12 10 10 10 % Ежегодный
Ливия 10.00 2018-12 10 15 10 % Ежегодный
Македония 10.00 2018-12 10 24 10 % Ежегодный
Монголия 10.00 2018-12 10 10 10 % Ежегодный
Румыния 10.00 2018-12 16 48 10 % Ежегодный
Черногория 9.00 2018-12 9 9 9 % Ежегодный
Гватемала 7.00 2018-12 7 31 7 % Ежегодный
Багамские острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бахрейн 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бермудские острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Бруней 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Каймановы острова 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Кувейт 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Оман 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Катар 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Саудовская Аравия 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный
Объединенные Арабские Эмираты 0.00 2018-12 0 0 0 % Ежегодный

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

    • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
    • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

    Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

    Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

      Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

      • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
      • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
      • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
      • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
      • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
      • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
      • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
      • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
      • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
      • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
      • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
      • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

      Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

      • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
      • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
      • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
      • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
      • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
      • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

      Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

      Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

      Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.