Вид расходов 112 расшифровка

КВР и КОСГУ — это универсальные кодификаторы в работе бюджетников. Коды применяются не только в бухучете учреждений государственной сферы, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. В 2020 году чиновники обновили увязки между кодами.

с изменениями на 2020 год

в редакции от 12.05.2020

Что такое КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления — так звучит расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

Порядок применения КОСГУ в 2020 году для бюджетных учреждений изменился. Новые правила формирования и присвоения кодов КОСГУ закреплены в приказе Минфина №209н от 29.11.2017. Введенный порядок уже успели скорректировать, изменения внесли еще 13.05.2019.

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Как и в прежней классификации, таблица кодов по КОСГУ в бюджетных организациях содержит следующие группы:

Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора.

Расходы, группа включает в себя все категории трат учреждения.

Поступление нефинансовых активов (основные фонды, запасы, материалы, продукты питания и прочее).

Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА).

Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения).

Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов.

Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств.

Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств.

Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. То есть 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация на 2020 год по расходам КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

Применение КОСГУ на практике

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и приказом №209н.

Не стоит забывать про бюджетную отчетность. Некоторые формы предусматривают структурирование информации в разрезе КОСГУ, например отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.

КОСГУ в закупочной деятельности

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана закупок и плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой.

Специалист не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК 2016 года изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ, исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. И это еще не все: за нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Работаем с КВР правильно

Код вида затрат или расходов — так звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности. Определение КВР, что это в бюджете: код вида расхода — трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением.

ВАЖНО!

Порядок использования КВР для бюджетных учреждений в 2020 году обновлен. На смену устаревшим нормам пришел актуальный алгоритм определения кодификатора. С января 2020 года работаем по приказу Минфина №85н от 06.06.2019 (ред. от 12.05.2020).

Коды вида затрат отражены в приложении №7 к приказу №85н. Классификатор КВР имеет группировку:

Порядок определения КВР и КОСГУ

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, соответствующий выбранному коду ОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по утвержденной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую или отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Как работать с кодами КВР и КОСГУ и таблицей соответствий

Пример №1

Допустим, госучреждение планирует провести ремонт оборудования. Ремонтные работы в соответствии с приказом №209н следует относить на статью расхода 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

ВАЖНО!

КВР 242 не используется бюджетными и автономными учреждениями. Для таких госучреждений все виды затрат отправляются на код 244 или 243, независимо от привязки к ИКТ.

Пример №2

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. расшифровка КОСГУ 226 в 2020 году для бюджетных учреждений — «Прочие работы, услуги». В данную категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221–225, 227–229 КОСГУ.

Расходы на оплату медосмотра водителей отразите по подстатье 226 КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.6 Порядка №209н, п. 48.2.4.4 Порядка №85н).

Пример №3

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 для бюджетных учреждений в 2020 году в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Пример №4

Бухгалтеры часто путаются в кодах КОСГУ при отражении расходов на приобретение основных фондов и материальных запасов. Прежде чем определить точную подстатью КОСГУ и КВР, необходимо понять, к какой группе нефинансовых активов относятся приобретенные объекты.

Как правильно определить кодификатор:

Если учреждение приобретает актив, который отвечает характеристикам ОС и будет использоваться как самостоятельный объект.

Если учреждение закупает актив для замены, установки, монтажа, при условии, что актив не может использоваться как самостоятельный объект и отвечает признакам МЗ.

Отражайте расходы на подстатье 310 и КВР 244.

Отражайте расходы в подгруппе 340 по КВР 244 (либо по КВР 243, если расходы связаны с капитальными вложениями).

На подстатье 310 отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств, а также операции по их поступлению (принятию к учету).

Полная расшифровка КОСГУ 310 в 2020 году для бюджетных учреждений — «Увеличение стоимости основных средств».

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341–347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету).

Например, расшифровка КОСГУ 344 для бюджетных учреждений в 2020 году — «Увеличение стоимости строительных материалов».

Далее обновленные увязки соответствий КВР и КОСГУ на 2020 год для бюджетных учреждений в виде таблицы.

Увязки КВР и КОСГУ на 2020 год в закупках

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности; остальные виды расходов КОСГУ по 209н с изменениями на 2020 год найдете в Единой таблице.

Вид расходов

КОСГУ

Примечание

Код

Наименование

Код

Наименование

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

220 <*>

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

220 <*>

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

Транспортные услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Прочие работы, услуги

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости продуктов питания

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

220 <*>

Оплата работ, услуг

300 <*>

Поступление нефинансовых активов

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

220 <*>

Оплата работ, услуг

300 <*>

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Услуги связи

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Транспортные услуги

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещение (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости строительных материалов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

220 <*>

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Увеличение стоимости основных средств

Прочая закупка товаров, работ и услуг

Увеличение стоимости нематериальных активов

340 <*>

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

220 <*>

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

<*> По кодам статей и подстатей КОСГУ

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2020 год

Ответственность за ошибки КВР и КОСГУ

За допущенные ошибки при определении кодификаторов предусмотрена административная ответственность.

Ошибка

Штраф

Как избежать наказания: действия бухгалтера

Использованная увязка кодификатора КВР — КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

Ст. 15.14 КоАП РФ:

  • штраф на должностное лицо (20 000–50 000 рублей) или дисквалификация (1–3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5–25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению.

Если в госучреждении планируется сделка, которой нет в новом приказе Минфина №85н, подготовьте запрос в Министерство финансов с требованием дать пояснения. До получения официального разъяснения не рекомендуется использовать несуществующую увязку.

Код ВР определен по неточному, то есть по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Планирование и (или) осуществление закупок по кодам, которые не отвечают документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг, не допускаются. Это нарушение требований БК РФ и 44-ФЗ. Прежде чем совершить сделку, ознакомьтесь с технической или иной документацией к приобретаемому товару либо уточните технические характеристики аналогичных позиций товаров.

На группу кодификатора КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Нарушения часто связаны с подотчетными расходами работников госучреждений. Чтобы не допустить ошибок, необходимо точно разграничить цель затрат: закупки на нужды организации или иные виды издержек.

Применен КВР, не соответствующий типу учреждения (казенное, автономное или бюджетное)

Перед проведением «проблемной» сделки перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами приказа Минфина №85н.

Казенное учреждение в 2015 году приобрело нематериальные активы (информационно-аналитическую систему) с исключительными правами. В 2019 году проводятся работы по модернизации (расширению функционала) данной системы.
По какому коду КОСГУ нужно оплачивать данные работы: 228 или 320?

10 декабря 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на модернизацию нематериального актива (информационно-аналитической системы), которые увеличивают стоимость системы в результате модернизации, по нашему мнению, следует осуществить по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Обоснование вывода:
Расходы на модернизацию нематериальных активов (далее — НМА) формируют капитальные вложения и приводят к увеличению стоимости ранее принятого к учету объекта НМА (абзац 3 п. 12 Инструкции N 162н).
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н).
В соответствии с п. 11.2 Порядка N 209н на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов НМА, а также расходы по оплате договоров на приобретение в государственную (муниципальную) собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом, в отличие от п. 11.1 Порядка N 209н, в котором прямо указано отнесение на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» расходов на модернизацию основных средств, расходы на модернизацию НМА прямо не поименованы в п. 11.2 Порядка N 209н.
Вместе с тем с 2019 года применяется подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, на которую относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы. Согласно прямой норме п. 10.2.8 Порядка N 209н на подстатью 228 КОСГУ относятся в том числе иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы. Такие расходы приводят к увеличению первоначальной стоимости нефинансового актива, но при этом в результате их осуществления не приобретается (создается) сам объект нефинансовых активов, а производятся отдельные виды работ (услуг), например, монтаж, установка, пусконаладочные работы, которые формируют первоначальную стоимость имущества. Подтверждением такого вывода может выступать изложенная в абзаце 5 п. 10.2.8 Порядка N 209н норма, согласно которой работы по модернизации единых функционирующих систем относятся на подстатью 228 КОСГУ не в полном объеме, а за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Для осуществления модернизации информационной системы проводится комплекс работ, в том числе техническое проектирование, программирование, подготовка документации и прочее. По нашему мнению, если предметом договора выступает именно модернизация НФА и приобретаются объекты, соответствующие критериям отнесения к НМА, установленным п. 56 Инструкции N 157н (например, разработка дополнительных модулей системы, внедрение дополнительных сервисов, улучшение быстродействия системы и прочие программно-аппаратные меры), расходы могут быть отнесены на статью 320 КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

Что такое КВР 112 и его расшифровка в следующем году?

Многие бухгалтера сталкиваются с тем, как нужно правильно указывать в отчетности расходы денежных средств, выделенные на оплату выходного пособия, командировочных и других выплат, которые не связаны с зарплатой работников муниципальных (государственных) учреждений. В большинстве случаев для этих целей применяется КВР 112. Но в отдельных случаях специалисты могут использовать другие коды, поэтому необходимо строго следовать требованиям Указания Минфина.

В пункте 5.1.1 раздела III Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года №65н расшифровка гласит, что КВР «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» применяется для обозначения выплаты, которые не имеют отношения к фонду оплаты труда.

Следует отметить, что код видов расходов 112 зачастую применяются с несколькими дополнительными кодами:

  1. КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;
  2. КВР 133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;
  3. КВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, применяется для осуществления выплат в пользу работников государственных внебюджетных фондов»

Какие расходы относятся к КВР 112?

В бухгалтерских отчетах госучреждений по КВР 112 проходят денежные средства, которые не включены в фонд оплаты труда и выделяются на оплату командировочных и других расходов, а также выплату компенсации работникам организации, если это оговорено в трудовом договоре или установлено действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами.

Чем отличаются КВР 112, 113 и 244?

Иногда расходы, которые должны проходить по КВР 112, классифицируют как 113 или 244. Однако между ними есть существенная разница.

КВР 113 в отличие от кода 112 необходимо применять лишь для отражения средств, пошедших на выплату физическим лицам, которые сотрудничают с учреждением без договора гражданско-правового характера либо трудового договора: например, оплата участия спортсменов и тренеров в физкультурно-спортивных мероприятиях. Также по данной категории должна проходить компенсация стоимости проезда учащихся к месту учебы и производственной практики.

КВР 244, согласно Указаниям Министерства финансов РФ от 19.08.2016 года «02-05-10/48951, обозначает расходы бюджетных денег на вознаграждение физических лиц, которые были привлечены к работе государственного (муниципального) учреждения на основании гражданско-правового договора.

КВР 112 – Командировочные расходы

По КВР 112 проходят расходы, выделенные на оплату командировок работников, которые выдаются непосредственно откомандированному лицу наличными или на банковскую карту. Сотрудник самостоятельно оплачивает билеты и жилье. Однако если траты проходят по специальному договору, то в отчете они записываются как КВР 244.

КВР 112 – Расходы на обучение и медосмотр

В том случае, если медосмотр работников предусмотрено планом работы государственного (муниципального) учреждения, то средства на него выделяются по коду видов расходов 244. А КВР 112 применяется при компенсации трат сотрудникам, которые прошли данную процедуру самостоятельно.

Если организация заключила договор с учебным заведением, то оплата обучения работников в бухгалтерских отчетах проходит по КВР 244, но компенсацию проездных билетов записывается под КВР 112.

КВР 112 – Выходные пособия при увольнении

В Приказе №65н указано, что выплату выходного пособия по случаю увольнения работника, которое не связано с реорганизацией либо ликвидацией государственного (муниципального) учреждения, необходимо проводить по КВР 112. По такому же коду вида расходов выделяется и единовременное пособие работнику, который увольняется, если причина не связана с сокращением штата. В противных случаях используются КВР 111 или 133.

Некорректно применены КВР и КОСГУ при увольнении сотрудников

Согласно действующему законодательству, при увольнении работника ему должна быть выплачена зарплата за все отработанные, но еще не оплаченные дни, и компенсация за каждый неиспользованный отпуск. В Указаниях №65н Минфина сказано, что эти расходы должны проходить как КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», который соответствует 211 «Заработная плата» КОСГУ.

По КВР 112 должны проходить бюджетные средства для выплаты выходного пособия, если условия увольнения сотрудника соответствует кодам 262 «Пособия по социальной помощи населению» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

По какому коду КВР (244 или 112) следует учитывать расходы на ГСМ в служебных командировках на служебном автомобиле?

В Трудовом кодексе РФ оговаривается, что всем сотрудникам государственных учреждений оплачиваются командировки: проезд, проживание и суточные. Если поездка совершается на служебном автомобиле, то деньги из бюджета выделяются по КВР 112, однако при осуществлении оплаты командировочных по соответствующему контракту либо договору, то траты в отчетах должны проходить по КВР 244.

Личный опыт применения КВР 112

При распределении расходов из бюджета государственного учреждения у людей, которые редко сталкиваются с классификацией расходов, возникают трудности с правильным разделением средств в бухгалтерской отчетности. Примером этого может быть следующая ситуация: «Водитель заранее заправил служебный автомобиль перед командировкой по договору с поставщиком ГСМ, а затем заправил еще раз в пути. По какому коду вида расходов нужно проводить расходы?». Деньги, выделенные на первую заправку, должны проходить по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а вторую часть трат записывают под КВР 112.

Медосмотр сотрудников организации, который предусмотрен соответствующим планом, также оплачивается из бюджета учреждения по КВР 112, ведь расходы не относятся к фонду оплаты труда.

При классификации расходов по КВР следует помнить, что некорректное применение кодов, выявленное проверкой, расценивается как нецелевое использование денежных средств их государственного бюджета. Поэтому необходимо тщательно проверять данные с КОСГУ.

Расходы учреждений госсектора детализируются в разрезе кодов видов расходов (далее – КВР). Порядок применения КВР регулируется положениями пункта 5.1 раздела III Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 г. N 65н.
Неправильное применение кодов видов расходов – повод для возникновения претензий со стороны контролирующих органов. На что обратить внимание при выборе кодов видов расходов в 2018 году? Какие рекомендации дают специалисты финансового ведомства? Разберемся в данной статье.

Изменения в применении КВР с 01.01.2018

С 01.01.2018 вступили в силу поправки в Указания N 65н, затронувшие в том числе и применение КВР.

Изменения коснулись, в частности, кода видов расходов 244. Укоротилось наименование кода, теперь это «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Изменилось и описание КВР 244 – из него убрали упоминания о возможной классификации расходов в качестве не относящихся к сфере ИКТ. Напомним, что получатели бюджетных средств расходы в сфере ИКТ (осуществление мероприятий по информатизации) относят на КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

С 01.01.2018 изменено описание КВР 523 «Консолидированные субсидии». Новой редакцией предусмотрено, что по данному элементу подлежат отражению расходы на предоставление бюджетам бюджетной системы РФ консолидированных субсидий, в том числе консолидированных субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований), предусматривающих расходы на комплекс мероприятий, включающих как мероприятия по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности, так и мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Соответственно, с 01.01.2018 бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности возможно отражать по видам расходов (смотрите также п. 1 Письма Минфина России от 10.08.2017 г. N 02-05-11/52212):

  • 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» — в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 523 «Консолидированные субсидии» — в части консолидированных субсидий на софинансирование комплекса мероприятий, включающих в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

При этом отражение расходов на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности вместе с софинансированием мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности, по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» не предусмотрено.

Уточнены наименования и описания КВР 631, 632, 633, 634. Данные правки носят технический характер и на порядок применения кодов не влияют.

Применение КВР 814 «Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» сужено с 01.01.2018 до двух направлений. На данный код следует относить:

  1. расходы бюджетов бюджетной системы РФ на формирование уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия;
  2. расходы государственных (муниципальных) учреждений на предоставление организациям, кроме некоммерческих организаций, индивидуальным предпринимателям грантов.

Указания N 65н дополнены новым КВР 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества». По данному элементу отражаются расходы бюджетов разных уровней на предоставление субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответствующим публично-правовым образованиям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

Рекомендации финансового ведомства по применению КВР

В пункте 2 Письма Минфина России от 10.08.2017 г. N 02-05-11/52212 приведены отдельные случаи, для которых Указаниями N 65н четко не определен порядок применения видов расходов. Представим рекомендации финансового ведомства в виде таблицы.

КВР В каких случаях применяется
111 «Фонд оплаты труда учреждений»
121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»
131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания»
141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов»
— Оплата труда преподавателей в связи с организацией и проведением спецкурсов для студентов согласно учебному плану в объеме выдаваемых часов, осуществляемых в рамках выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора, в том числе срочного трудового договора;
— выплата единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
— расходы по выплате задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула на основании решения суда.
112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»
122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»
142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда»
— Выплата пособия при расторжении трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности;
— ежемесячные выплаты докторантам, осуществляемые в соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 04.04.2014 г. N 267 «Об утверждении Положения о докторантуре»;
— провоз багажа во время служебной командировки при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица в соответствии с коллективным договором;
— выплату компенсаций за использование личного транспорта, аренду транспортных средств при нахождении в служебных командировках, в том числе на территориях иностранных государств, приобретение ГСМ, ремонт автомобиля, приобретение запасных частей, оплата стоянки в случаях, если эти расходы осуществлялись с разрешения или ведома работодателя и были включены в коллективный договор или локальный нормативный акт работодателя.
244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» Расходы на приобретение ГСМ, ремонт автомобиля, приобретение запасных частей, оплату стоянки автомобиля, приобретение транспортных услуг в целях непредвиденных поездок из места командирования и т.п. в условиях отсутствия документа, определяющего перечень иных возмещаемых командированному лицу расходов, либо отсутствия в нем соответствующих записей.
321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» Выплата работодателем пособия по нетрудоспособности бывшему работнику в части выплаты за первые три дня нетрудоспособности;
1Х9 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты…» Выплата работодателем пособия по нетрудоспособности бывшему работнику в части выплат за последующий период.
113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»
123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»
— Суточные студентам, направляемым на учебную или преддипломную практику, включая денежные средства на питание (при невозможности приобретения этих услуг);
— компенсация расходов на проезд, проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) и питание спортсменов и студентов при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные аналогичные мероприятия).
244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» — Расходы, осуществляемые учреждениями при выполнении обязательств, связанных с договорами пользования и (или) аренды помещения, в том числе в части возмещения расходов по уплате налога на имущество юридических лиц, земельного налога по арендуемым (безвозмездно используемым) помещения балансодержателю имущества;
— расходы по оплате комплекса услуг по содержанию переданного в аренду помещения, предусмотренного договором, в состав которого входят различные по экономическому содержанию услуги;
— расходы на обеспечение работников проездными билетами на все виды общественного транспорта, включая выдачу под отчет наличных денег на пополнение транспортных карт;
— расходы на оплату услуг по организации участия в конференции командируемого сотрудника, а также расходы по организации конгрессов, конференций, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности учреждения;
— расходы на оплату договоров на оказание услуг по повышению квалификации, профессиональной подготовке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, безработных граждан;
— расходы на приобретение экспонатов для пополнения музейных фондов;
— расходы на закупку нотариальных, банковских услуг, осуществляемых, в том числе через подотчетных лиц;
— расходы на выплаты физическим лицам (авторам) вознаграждений за служебные изобретения (полезные модели, промышленные образцы), а также уплата страховых взносов, начисленных на эти выплаты, при условии подачи работодателем заявки на получение патента на результат деятельности работника (изобретение, полезная модель, промышленный образец), либо передачи права на получение патента другому лицу, либо сохранения информации об изобретении в тайне и при условии отсутствия между автором-сотрудником учреждения и работодателем договора, устанавливающего размер, условия и порядок за создание объектов интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана);
— расходы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных уполномоченных организаций в сфере защиты семьи на приобретение проездных документов для перевозки непосредственно несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей для помещения их под надзор;
— расходы по оплате договора на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, не связанное со строительством объекта капитального строительства (не предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости объекта капитального строительства);
— расходы на оплату права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
— расходы на оплату гражданско-правовых договоров с экспертами-физическими лицами и организациями на выполнение работ или оказание услуг (включая осуществление экспертизы научных проектов, отчетов об их выполнении, участия в судебном разбирательстве, землеустроительной экспертизы и других видах работ или услуг);
— представительские расходы;
— расходы на приобретение сувенирной продукции.
321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» — Выплата материальной помощи членам семьи умершего сотрудника, студента и материальной помощи неработающим пенсионерам (бывшим сотрудникам), осуществляемой в соответствии с коллективным договором;
— выплата среднего месячного заработка на период трудоустройства уволенным работникам и среднего месячного заработка работникам, уволенным из организаций расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения;
— выплата материальной поддержки безработным гражданам, участвующим в общественных работах или задействованным во временном трудоустройстве;
— выплата денежной компенсации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен выдачи продуктов питания на время пребывания в семьях родственников или других граждан в выходные, праздничные или каникулярные дни;
— выплаты академикам или членам-корреспондентам государственных академий наук в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 г. N 386 «Об установлении ежемесячных денежных выплат членам государственных академий наук».
323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» Расходы, связанные с проведением ремонта жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам на праве собственности.
340 «Стипендии» Выплаты стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
350 «Премии и гранты» — Гранты физическим лицам в форме субсидий, предоставляемых на конкурсной основе;
— поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований;
— выплату денежных премий за заслуги и достижения, осуществляемые вне трудовых отношений и обязательств работодателя (в том числе премирование победителей спортивных соревнований).
810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» Возмещение затрат специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости по погребению умерших, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» — Погашение требований к должнику-учреждению, об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;
— уплата процентов за пользование чужими денежными средствами, осуществляемые на основании судебных решений;
— выплата компенсации за причинение морального вреда на основании решения суда.
853 «Уплата иных платежей» — Перечисление профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;
— уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на денежную компенсацию работнику, предусмотренную статьей 236 ТК РФ;
— перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности;
— возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (включая животных и продуктов животного происхождения), в том числе по решению суда;
— расходы на оплату лицензий, разрешений на временный ввоз и вывоз имущества, включая вооружения.
412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» — Расходы по выкупу у собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
— расходы на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в том числе на участие в долевом строительстве объектов недвижимости;
— расходы на приобретение жилых помещений в муниципальный жилищный фонд для последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма (в том числе во исполнение судебного решения).
414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» — Выполнение строительно-монтажных работ;
— выплата владельцам гаражей, подлежащих сносу, денежной компенсации;
— возмещение правообладателю изымаемого земельного участка его рыночной стоимости;
— выплата компенсации за убытки, причиненные изъятием земельного участка (в том числе упущенную выгоду);
— осуществление подключения технологического присоединения к электрическим сетям;
— подключение строящегося объекта к тепловым сетям;
— иные расходы, включенные в сводный проектно-сметный расчет стоимости строительства или реконструкции.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Здравствуйте! Если работник самостоятельно заключил договор на обучение и работодатель хочет компенсировать расходы работника, то какой применить КВР 112 или 244?

Ответ: Согласно Указаниям №65н по КВР 112 отражаются расходы по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений, обусловленных их статусом в соответствии с трудовыми договорами, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, не включенные в фонд оплаты труда. Таким образом, если рассматривать данное возмещение как компенсацию расходов сотрудника, то следует применить КВР 112, если при этом сотрудник самостоятельно оплачивал обучение. Однако, данное положение должно быть закреплено локальным актом учреждения.

>Вопрос: по какому КВР оплатить недоимку по НДФЛ выявленную налоговой за прошлые годы?

Ответ: В соответствии с Указаниями № 65н при оплате недоимки по НДФЛ применяется, как и при перечислении НДФЛ в общем порядке, КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений».

>Вопрос: Здравствуйте, подскажите к какому КВР 852 или 853 отнести водный налог в 2018г.?

Ответ: Согласно Указаниям № 65н применяется КВР 852

>Вопрос: Подскажите пожалуйста к какому КВР отнести плату за загрязнение окружающей среды.

Ответ: Согласно Указаниям № 65н плата за негативное воздействие на окружающую среду отражается по КВР 853.

>Вопрос: К какому виду расходов отнести приобретение калькулятора ( 242 или 244) ?

Ответ: Минфин России в Письме от 08.07.2015 г. № 02-05-10/39378 разъясняет, что функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИКТ находятся в компетенции Минкомсвязи России. Данные полномочия закреплены п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 418. Приказом Минкомсвязи России от 01.04.2013 № 71 утверждены Методические рекомендации по подготовке планов информатизации государственных органов. В приложении 3 к данным рекомендациям приведен перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации. Если учреждение произвело затраты, которых нет в приведенном списке, с большой долей вероятности это будет вид расходов 244. Например, расходы на радиостанции, которые предназначены для оперативной связи в пределах ограниченной территории, цифровые диктофоны, калькулятор, колонки для ПК следует отражать по элементу вида расходов 244.

>Вопрос: На какой КВР отнести расходы на ремонт сети отопления и запорной арматуры зданий учреждения?

Ответ: Исходя из требований Указаний № 65н расходы учреждения на проведение текущего и капитального ремонта должны осуществляться по разным кодам видов расходов:

  • капитальный ремонт — по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • текущий ремонт — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг».

Опубликовано 26.03.2018