Виды инфляций

Превышение спроса над предложением; опережающие темпы роста заработной платы и фондовооруженности по сравнению с темпами роста производительности труда; рост монопольных цен без учета новых потребительских свойств и качества товара; возникновение дефицита бюджета; инфляция; неустойчивый рост цен на энергоносители; низкая эффективность использования инвестиций, оборудования, рабочей силы; ажиотажный спрос на товары, неуверенность потребителя из-за нестабильности рынка; рост и колебания курса иностранных валют на валютной бирже; дефицитность потребительского рынка; индексация зарплаты и доходов населения.
Если рыночное равновесие нарушается в сторону спроса, фирма может повысить цены своей продукции и получить больший объем прибыли. В условиях рыночной экономики такие ситуации встречаются крайне редко. Чаще всего фирме приходится повышать цену своей продукции в результате роста издержек, если они не вызывают соответствующего повышения производительности труда. Кроме того, фирмы часто повышают цены из-за ожидаемой активизации инфляционных процессов или изменений принципов государственной экономической политики.
В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирмы, а также от характеристик и свойств выпускаемого товара фирма при повышении цены может получить дополнительную прибыль или, наоборот, понести значительные финансовые убытки. Повышение цен можно применить лишь в случае продажи товаров с соответствующей эластичностью спроса, когда незначительное изменение цены может привести к существенному увеличению прибыли.
Однако чаще всего повышение цены сокращает объемы сбыта продукции фирмы (особенно при продаже товаров с высокоэластичным спросом) и может привести не к увеличению, а к уменьшению прибыли.
Многие обстоятельства могут подтолкнуть фирму к снижению цен, однако при этом появляется опасность возникновения ценовой войны, чреватой разрушительными последствиями, в первую очередь для самой фирмы.
Стратегия ценообразования
Территориальная дифференциация цен
Показатели динамики цен
Основные факторы роста цен
Основные факторы снижения цен
Изменение цен с помощью скидок
Простая (общая) скидка
Скидка за ускорение оплаты
Скидка за объем приобретаемого товара
Накопительная скидка (скидка за оборот)
Прогрессивная скидка
Дилерская скидка
Скидки розничным продавцам
Специальные скидки
Сезонные скидки
Скидки на новый товар
Скидки при комплексной закупке товара
Скидки за качество
Скидки за сервисное обслуживание
Скидки за возврат устаревшего товара
Скидки при продаже б/у товара
Клубные скидки
Экспортные скидки
Национальные скидки
Ценовая стратегия: понятие, виды

Ползучая инфляция означает, что цены растут постепенно, приблизительно на 3-5% в год, как это происходит в развитых странах. Умеренная инфляция – положительный для экономики фактор, она стимулирует спрос, способствует расширению производства и инвестированию.

Галопирующая инфляция характерна для развивающихся стран. Рост цен составляет 10-50% в годовом исчислении.

Гиперинфляция – спутница кризисов и войн. Рост цен превышает 50% и может достигать астрономических значений. Чаще всего возникает, когда государство «включает» печатный денежный станок для финансирования своих непомерных расходов.

К основным причинам возникновения инфляции относятся такие факторы:

— сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) при неизменном объеме денежной массы в обращении;

— рост государственных расходов за счет эмиссии;

— чрезмерное расширение объемов кредитования компаний и частных лиц;

— монополизм в экономике, когда крупные фирмы получают возможность определять стоимость своей продукции и издержек.

Основные индикаторы уровня инфляции — индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор ВВП, паритет покупательной способности, индекс Пааше.

Различают следующие формы и виды проявления инфляции:

административная инфляция ‑ инфляция, порожденная «административно» управляемыми ценами;

галопирующая инфляция ‑ инфляция в виде скачкообразного роста цен;

гиперинфляция ‑ инфляция с очень высоким темпом роста цен;

инфляция встроенная ‑ характеризуемая средним уровнем за определенный период времени;

инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию;

импортируемая инфляция ‑ инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

индуцированная инфляция ‑ инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;

кредитная инфляция ‑ инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция ‑ уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;

ожидаемая инфляция ‑ предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода;

открытая инфляция ‑ инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне (в этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены растут);

ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;

инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

В рыночном хозяйстве инфляция проявляется в открытой форме — как прямой рост оптовых и розничных цен. Если цены растут со скоростью примерно 3‑5% в год, такую инфляцию называют ползучей, это нормальное для современной экономики явление. Опасным считается, когда инфляция становится галопирующей (до 100% годового прироста) или даже перерастает в гиперинфляцию (свыше 100%).

Материл подготовлен на основе информации открытых источников