Виды взяток и наказания за них

○ Часть 1. Что считается взяткой, понятие взятки.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

○ Часть 2. Дача взятки: статья УК РФ.

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.
✔ Как избежать ответственности?

○ Часть 3. Получение взятки.

○ Часть 4. Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

○ Часть 5. Провокация взятки.
○ Часть 6. Как отличить взятку от коммерческого подкупа?
○ Часть 7. Что делать при вымогательстве взятки?

✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

○ Часть 8. Что делать при обвинении в даче взятки?
○ Часть 9. Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?
○ Часть 10. Видео : 45 миллионов / Чиновник требует взятку / Оборотни в погонах / Взятки в школе

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

— Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

— Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

— Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

— В отношении сотрудников полиции — в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

— В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

— В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

○ Что делать при обвинении в даче взятки?

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой — свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

○ Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.

2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

3. Используйте все возможные способы защиты:

— Записи с камер наблюдения по месту работы.

— Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

— Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.

— Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Видео

Взятка в 45 миллионов.

Чиновник требует деньги за место в детском саду.

Взятка в школе: задержана директор.

Оборотни в погонах — Канал особо опасный юрист.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

УДК 343.3

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Н.В. Бугаевская

В статье рассматриваются признаки должностного лица, такие как исполнение ими полномочий представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах и учреждениях относительно сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: должностное лицо, уголовно-исполнительная система, субъект коррупционных преступлений, представитель власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.

«Представитель администрации», «руководящий состав», «начальствующий состав», «сотрудник органа или учреждения, исполняющего наказание» — такими терминами оперирует закон (УК РФ, УИК РФ и др.), когда речь идет о должностных лицах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В уголовном законодательстве РФ нет специальной группы составов коррупционных преступлений, совершаемых только должностными лицами пенитенциарных органов и учреждений. Те из них, к кому применимы критерии понятия «должностное лицо», должны привлекаться к ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и другие коррупционные деяния, если таковые имеют место, и их роль как субъектов уголовно-правовых отношений доказана и неоспорима.

Деятельность многих работников уголовно-исполнительной системы имеет признаки служебной, но далеко не все из них являются должностными лицами. К таковым относятся лишь те пенитенциарные работники, которые в силу закона наделены соответствующими полномочиями, обеспечивающими решение задач, стоящих перед конкретным исправительным учреждением или органом. Их уголовно-правовая характеристика как должностных лиц складывается из трех основных признаков:

1) признаки, указывающие на характер выполняемых функций;

2) признаки, указывающие место осуществления указанных функций;

3) признаки, характеризующие временные рамки правомочности осуществления определенной деятельности.

Правовую основу деятельности УИС Минюста России составляют: Конституция РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 54734 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Уголовно-

исполнительный кодекс РФ и нормативно-правовые акты Минюста и ФСИН России.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 УИК РФ в состав уголовно-исполнительной системы включены учреждения и органы, исполняющие такие виды наказания как обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь. Кроме того, контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, призваны организовывать также органы УИС (уголовно-исполнительные инспекции ). Уголовно-правовое воздействие наказания связано с ограничением прав и свобод осужденных, поэтому деятельность учреждений и органов УИС должна строиться на строжайшем соблюдении законности, а сотрудники УИС должны отличаться повышенной требовательностью, осознанием верховенства закона и недопустимости противоправного поведения, в том числе нарушения уголовно-правовых норм.

В целом, виды учреждений, исполняющих вышеперечисленные наказания, определены в УИК РФ следующим образом: уголовно-

исполнительные инспекции (ст.25, 33, 39); исправительные центры (ст. 47); арестные дома (ст. 68); исправительные учреждения (места отбывания лишения свободы — ст. 73 УИК), к которым относятся исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; колонии-поселения; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.

Таким образом, организационно-правовая форма структурных единиц уголовно-исполнительной системы — государственные органы и государственные учреждения — соответствует требованиям примечания 1 к статье 285 УК РФ, содержащего определение должностного лица.

В целом, все учреждения и органы УИС России призваны осуществлять задачи, ради которых они созданы:

1) исполнение уголовных наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни;

2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

4) обеспечение охраны здоровья осужденных;

5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Реализуют данные задачи работники уголовно-исполнительной системы, к которым относятся:

— лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС;

— рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений лесных исправительных учреждений, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов уголовноисполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС .

К категории должностных лиц из них принадлежат те, кто наделен полномочиями представителей власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, а также те, кто наряду со своими профессиональными обязанностями совершает юридически значимые действия. Для осуществления данных обязанностей должностные лица наделяются государством необходимым объемом юридически властных полномочий, поэтому признание работников исправительных учреждений в качестве должностных лиц по одному лишь признаку занимаемой должности, без учета характера выполняемых обязанностей, представляется ошибочным.

Представителем власти является лицо, наделенное в законодательной, судебной, исполнительной (в том числе правоохранительной, контролирующей, надзорной) сферах деятельности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.Данное определение распространяется на всех лиц, имеющих специальные звания сотрудников УИС, в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной и общественной безопасности, когда они обязаны принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ (ст. 26 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В подобных ситуациях их действия как представителей власти могут совершаться как внутри уголовноисполнительной системы, так и вне ее.

Властные полномочия, характеризующие лиц как представителей власти, реализуемые внутри самой уголовно-исполнительной системы, чаще всего имеют место в отношении осужденных. В соответствии со статьями 14, 26, 32 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории РФ имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и на территориях, прилегающих к ним, требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, а также изымать запрещенные предметы и документы.

Властные полномочия сотрудников УИС, характеризующие их как представителей власти, могут быть реализованы и в правоприменительной

деятельности. Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица УИС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы»), ч. 1 ст. 19.5 («Невыполнение в срок законного предписания органа, должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль)») и др. статей Кодекса. Перечень данных статей КоАП РФ и должностных лиц — представителей власти конкретно определен и является исчерпывающим . К ним, например, относятся: начальники оперативно-розыскных бюро, их заместители; начальники отделов (отделений) оперативно-розыскных бюро; начальники следственных изоляторов; оперативные дежурные; дежурные помощники начальников следственных изоляторов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, если преступное посягательство, имеющее характер должностного преступления, имеет место внутри уголовно-исполнительной системы в отношении работающих в ней лиц, то для подтверждения статуса должностного лица необходимо, чтобы обязанности его носили характер организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Такими полномочиями обладают, несомненно, руководящие работники, начальники отделов, отделений, служб начальники исправительных учреждений всех видов, их заместители, а также начальники их подразделений, частей, служб или отделов. Их обязанности подчас составляют совокупность функций управления и людьми, и имуществом путем совершения юридически значимых действий и могут иметь распространение как на других сотрудников, так и на осужденных. Так, например, начальник УФСИН Минюста России по субъекту РФ, являющийся высшим должностным лицом данного государственного органа, имеет права и обязанности, которые характеризуют его и как представителя власти, и как лицо, совершающее юридически значимые действия в сфере управления и людьми, и имуществом.

Некоторые сотрудники УИС организуют непосредственную деятельность подчиненных и их обязанности являются непосредственным управлением людьми посредством совершения юридически значимых действий. Так, заместитель начальника какого-либо из подразделений УИС, отвечающий за состояние дисциплины, профессиональной подготовки личного состава, состояние воспитательной работы с личным составом (и спецконтингентом), кадровой работы, обязан ставить задачи перед подчиненным ему коллективом, доводить до подчиненных приказы, указания и организовывать их выполнение; контролировать деятельность подчиненных и работу по социально-правовой защищенности сотрудников в период прохождения службы и т.п.

Другие сотрудники могут иметь преимущественно административнохозяйственные полномочия. Так, главный бухгалтер осуществляет контроль за

соблюдением сметной и финансовой дисциплины по всем источникам финансирования; организует полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением; контролирует правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, надбавок и других выплат, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины и т.п.

Объем полномочий сотрудников УИС разновелик в зависимости от уровня занимаемой должности, однако, для признания лица должностным количество его должностных обязанностей роли не играет. Значение имеет их истинная относимость к должностным функциям. Граждане, принимаемые на службу в УИС, а также сотрудники при перемещении по службе знакомятся под расписку со служебными обязанностями по должности, на которую они назначаются, а сотрудники, состоящие на должностях, — с вносимыми в служебные обязанности изменениями. Обязанность по своевременному и полному доведению до сотрудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.

Работники исправительных учреждений, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, должностными лицами не являются.

Таким образом, должностными лицами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации следует признавать лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также совершают юридически значимых действия в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст.1316.

2. Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст. 2759.

3. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729) // Собрание законодательства РФ. 1997. №25. Ст. 2947.

4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1316.

5. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. №182 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // Российская газета. 2002. 11 июля. № 125 (2993).

OFFICIALS OF THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM AS SUBJECTS OF CORRUPTION

OFFENCES N. Bugaevskaya

УДК 343.3; 343.9

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Г.А. Буякова

В статье рассматриваются особенности выявления преступлений в сфере нецелевого распределения и расходования бюджетных средств. Рост числа преступлений в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, их латентный характер, юридическая сложность составов преступлений обусловливает необходимость разработки методики выявления и расследования преступлений данной категории.

Ключевые слова: нецелевое расходование бюджетных средств, акт ревизии, инвентаризация, бюджет, должностное лицо, органы финансового контроля, прокурорский надзор.

Уголовным законодательством в настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, (ч.2 ст. 176 УК РФ) (ст.285.1 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств. Анализ правоприменительной практики в бюджетной сфере показывает, что довольно устойчива тенденция роста данного вида преступлений, однако уголовных дел, связанных с нарушением бюджетного законодательства возбуждается очень мало, что свидетельствует о высоком уровне их латентности.

Показательны в этом отношении данные ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю: в 2004 году было выявлено 1 преступление, в возбуждении которого было отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации; в 2005 году, соответственно, 2 и 1; в 2006 году — 6 и 0;