Внебюджетные источники финансирования

Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу — удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели (см. Таблицу 1), помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства — это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги — образовательной деятельности.

Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.

Таблица 3

Бюджетное

Внебюджетное

Текущие расходы

нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы программно-целевое финансирование:

— финансирование расходов по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития;

— целевое финансирование эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

— юридических лиц:

— физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов

Деятельность, связанная с образовательным процессом

— организация дополнительных образовательных услуг;

— организация учебно-производств. деятельности

Деятельность, не связанная с образовательным процессом

— аренда;

— торговое и посреднические операции;

— операции с банковскими вкладами и ценными бумагами;

— производство товаров и услуг.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

— средств родителей (законных представителей):

— спонсорских средств:

— сторонних организаций:

— частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

— реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;

— осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

— обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

— обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):

— тестирование школьников;

— репетиторство;

— обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

— дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;

— прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

— создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

— выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

— учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

— предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

— предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

— проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:

— предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду, пользования;

— взносы юридических и физических лиц — благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности — учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим — нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное — не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 августа 1999 года № 1278-р

О привлечении внебюджетных средств финансирования в муниципальное жилищное строительство

О привлечении внебюджетных средств финансирования
в муниципальное жилищное строительство

В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сектор муниципального жилищного строительства, обеспечения жильем работников бюджетной сферы, льготных категорий граждан и создания материальной базы для дальнейшего расширения строительства жилья в городе Нижнем Новгороде:
1. Одобрить инициативу департамента строительства администрации города Нижнего Новгорода, направленную на привлечение дополнительных средств финансирования в жилищное строительство, посредством строительства коммерческого жилья и объектов гражданского назначения с последующим инвестированием прибыли, полученной от коммерческой реализации, в строительство жилья для льготных категорий граждан и работников бюджетной сферы.
2. Утвердить концепцию Программы по привлечению инвестиций в строительство объектов жилищного и гражданского назначения (далее — Программа) согласно приложению 1.
3. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода (Бодриевский А.В.) в срок до 15 августа 1999 года обеспечить предоставление и отвод земельных участков по 1 этапу Программы муниципальному учреждению по капитальному строительству города Нижнего Новгорода (приложение 2).
4. Поручить департаменту строительства (Сарапов А.К.) совместно с департаментом экономики, промышленности и планирования (Каразанов А.Ю.), департаментом финансов и налоговой политики (Сулима О.Ю.), Управлением архитектуры и градостроительства (Бодриевский А.В.), Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (Конобеева Л.Н.), департаментом жилья и инженерной инфраструктуры (Гаранин Ю.А.) администрации города Нижнего Новгорода в срок до 15 августа 1999 года подготовить план организационных мероприятий, направленных на дальнейшую разработку концепции Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации города Абышева С.В.
Глава администрации города Ю.И.Лебедев
Сарапов
33-42-83

Приложение 1. Концепция Программы » Привлечение инвестиций в строительство объектов жилищного и гражданского назначения»

Приложение 1
к распоряжению главы администрации
города от 10.08.99 №1278-р

Введение

На начало 1999 года нуждаются в улучшении жилищных условий и состоят на учете в целом по городу 80290 семей.
В их числе 2750 семей работников бюджетной сферы; 19920 семей льготных категорий граждан; в ветхом жилищном фонде проживает 9263 семьи.
В целом по городу за 1998 год за счет всех источников финансирования введены жилые дома общей площадью 211,00 тыс.кв.метров (2692 квартиры), что составляет 56% от запланированного.
Из них:

Справочно:
приложение 1 к проекту постановления Правительства г. Москвы 1999г.
«Структура жилищного строительства в г. Москве в 1999г».

Всего

В том числе по источникам финансирования

Площадь

Квартир

Городской бюджет и городские займы

Федеральный бюджет

Внебюджет. жилищно- инвестиц. фонд

Другие источники (средства предприятий организаций, инвесторов, граждан)

тыс.кв.м

единиц

тыс.кв.м

тыс.кв.м

тыс.кв.м

тыс.кв.м

Всего

3 400

50 100

483,4

17,4

1 185,3

1 713,9

В том числе новое строитель
ство

3 300

48 780

483,4

17,4

1 182,6

1 616,6

реконструкция

1 320

2,7

97,3

Можно сделать вывод, что в городе Москве строительство нового жилья в 1999 году планируется на 84,8% из внебюджетных средств, из них 42,2% средства внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда, созданного Правительством Москвы и полностью им контролируемого в части формирования и расходования средств.
Расходная часть этого фонда направляется на строительство жилья, инженерной подготовки территории, проектно-изыскательские работы, развитие базы стройиндустрии, вторичное инвестирование, погашение кредитов и т.д.
То есть, город в общей сложности (городской бюджет, городские займы, внебюджетный фонд) имеет в своем распоряжении 50,4% финансирования строительного комплекса.
Аналогичные затраты в городе Нижний Новгород в 1998 году составили 23,3%.
Следовательно, для увеличения темпов роста строительства жилья для льготных категорий граждан, работников бюджетной сферы, жителей ветхого фонда и других слоев населения города, а так же пополнения городского бюджета, необходимо находить дополнительные внебюджетные источники финансирования.
Одним из вариантов решения этого вопроса может стать Программа «Привлечение инвестиций в строительство объектов жилищного и гражданского назначения».

Назначение программы

Назначением данной Программы является привлечение дополнительных инвестиций в строительство объектов жилищного и гражданского назначения (жилые дома, встроенно-пристроенные помещения, гаражи) с последующей их реализацией на коммерческой основе, инвестированием полученных средств на строительство муниципального жилья для льготных категорий граждан и работников бюджетной сферы.
Справочно:
Если проанализировать структуру затрат застройщиков и привести этот анализ к усредненным цифрам, то можно увидеть, что себестоимость 1 кв. метра общей площади жилья по городу на ближайшее время (1999 год) составит 4-5 тыс. руб. за 1 кв. метр.
Средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья при продаже на первичном рынке в краткосрочной перспективе может составлять не менее 8-11 тыс. рублей за 1 кв. метр.
Таким образом, разница между себестоимостью 1 кв. метра и его рыночной ценой будет составлять около 100%.
При строительстве жилья для обеспеченных граждан в центре города, доходность может достигать 250 — 300%%.

Условия, необходимые для реализации данной Программы:
1. Руководящая роль администрации в формировании единой инвестиционно — строительной политики города.
2. Создание банка данных по свободным площадкам и незавершенных строительством объектам.
3. Расширение перечня потенциальных источников инвестиций.
4. Разработка нормативной базы для привлечения инвесторов.
5. Упрощение существующей организационной схемы инвестиционного процесса.
6. Снижение себестоимости квадратного метра жилья за счет применения новых технологий, отечественных и местных материалов.
Реализация мероприятий Программы будет производиться департаментом строительства с привлечением других подразделений администрации, независимых организаций и институтов, а также вновь созданными организациями.
Цель — изменение направлений финансирования жилищного строительства за счет городских бюджетных средств на финансирование из внебюджетного фонда и других источников (привлечение средств инвесторов, предприятий, организаций, граждан)

Основные задачи администрации в этом направлении:

создание системы взаимодействия администрации, инвесторов, организаций, понятной для всех её участников;
формирование приоритетных направлений инвестиционных вложений в строительство жилья.

Создание банка данных по свободным площадкам
и незавершенным строительством объектам.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности необходимо сформировать банк данных об имеющихся на территории города площадках, пригодных для коммерческого строительства.
Параметры:
территориальное расположение;
наличие инженерной подготовки;
снос;
стоимость квадратного метра аренды.
Обобщенный перечень площадок на территории города послужит основой для разработки каталога.
Главная цель — распространение каталога среди потенциальных инвесторов.
Планируемый результат — получение полной информации об имеющихся площадках на территории города Нижнего Новгорода.
Для улучшения методической и информационной базы Программы и её реализации:
изучение и использование опыта других городов Российской Федерации;
публикация в средствах массовой информации;
участие в информационных базах данных города и области;
организация контактов структурных подразделений администрации города;
консультационное содействие администрации города предприятиям и организациям.

Расширение перечня потенциальных источников инвестиций.

Среди целого ряда причин, препятствующих реальным инвестициям, основными являются:
высокие стартовые накладные расходы;
длительность цикла;
отсутствие гарантий стабильности.
Затраты инвестора, связанные с землей, являются одной из основных частей потока затрат инвестиционного процесса в строительстве.
Действовавшие ранее в нашей стране методы организации строительства и инвестиционного процесса не учитывали временные материальные затраты, связанные с приобретением земельного участка (прав его аренды) и земельными платежами (арендной платой и земельным налогом).
Теперь же при разработке инвестиционных проектов приобрели актуальность вопросы, относящиеся к стоимости земли и времени, необходимому на оформление прав на землю.
Инвестиционный процесс можно разбить на четыре этапа:
прединвестиционные исследования (составление бизнес-плана, исходно-разрешительная документация и др.) и оформление инвестором договора аренды земельного участка;
проектные работы;
строительные работы;
эксплуатация построенного объекта или реализация прав собственности или иных имущественных прав на него.
В рамках этих этапов инвестиционный процесс можно представить в виде организационной схемы (рис.1).
Поскольку стоимость выкупа прав аренды земельного участка является одной из основных частей затрат по реализации инвестиционного проекта, правильная оценка стоимости земельного участка является одним из главных факторов успешной его реализации.
Таким образом, на стадии выбора земельного участка и решения вопроса о виде и объемах предполагаемого строительства инвестору необходимо заранее знать, в какую сумму ему обойдется получение разрешения на строительство и оформление договора аренды земельного участка.
Кроме того, чтобы получить разрешение на землеотвод и начать строительство, нужно пройти множество инстанций. Процесс предельно бюрократизирован и может тянуться месяцами.
Регламентирующие и ограничивающие нормы и стандарты разрознены по ведомственным положениям и инструкциям, часто являются чрезмерными.
Должен быть найден баланс взаимных интересов органов местного самоуправления и потенциальных инвесторов, которые готовы осуществлять инвестирование на выгодных коммерческих условиях.

Для привлечения конкретных инвестиций необходимо реализовать ряд организационных и экономических мероприятий:

1. Комиссия по инвестиционной политике и земельным отношениям администрации города Нижнего Новгорода должна рассматривать вопросы целевого предоставления земельных участков под реализацию Программы.
Справочно:
Очень сложно подготовить распоряжения об отводе земельного участка, распоряжения об изъятии земельных участков у тех застройщиков, которые не осваивают их уже несколько лет.
Более того, изымаются и передаются прочим застройщикам участки, которые в свое время были отведены городскому заказчику-застройщику — Управлению капитального строительства.
За долгое время освоения некоторых площадок за счет бюджетных средств была построена инженерная инфраструктура — к участкам были подведены тепло, вода, канализация, электроэнергия, газ.
Как правило, из городского оборота уходят лучшие площадки, те, освоение которых не требует проведения дорогостоящих мероприятий по сносу, строительству инженерных коммуникаций и на которых может быть получен хороший выход жилья.
С каждым годом дефицит площадок в Нагорной части города, в его центре, будет нарастать, все выше будет становиться их ценность.
По мнению департамента строительства, Муниципалитет должен сам искать, находить и осваивать лучшие площадки, а если необходимо — то резервировать их.

2. Должен быть в максимальной степени упрощен процесс получения согласований и разрешений.
Справочно:
После введения в действие в городе Москве распоряжения мэра города Москвы Ю.Лужкова «Об упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории г.Москвы» от 31 января 1996 г. №39-РМ удалось снизить время и затраты на подготовку предпроектных материалов в 2,5 — 3 раза.
Инвестору одновременно представляются распорядительный документ на право строительства и исходно-разрешительная документация, определяющая градостроительные требования к объекту, включая предварительные условия по инженерии и объему инвестиций, передаваемых городу на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Кроме того, исключаются случаи привлечения инвесторов к выполнению обязанностей органов управления администрации по финансированию разработки и согласованию исходно-разрешительной документации.
В настоящий момент в существующей организационной схеме инвестиционного процесса в городе Нижнем Новгороде возможно упрощение целого блока схемы в части получения технических условий, ряда согласований и выдачи строительного паспорта (рис.1).
3. Требования к использованию участка будут гибкими, закрепляющими только важнейшие принципы застройки, чтобы не препятствовать инвестору-застройщику в реализации инвестиционного проекта.
4. Инвестор-застройщик будет иметь возможность получить от органов местного самоуправления исчерпывающую информацию о размерах всех платежей.
5. По определенным объектам будет заранее подготовлен комплект исходно-разрешительной документации (ИРД), уже содержащей в себе результаты необходимых согласований.
6. Предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с действующем законодательством.
7. Расселение администрацией города жителей ветхого фонда, проживающих на отведенном инвестору — застройщику земельном участке, с последующим выделением инвестором городу соответствующего количества квадратных метров жилья в построенном доме.
8. Передача участков земли в аренду без оплаты или с частичной оплатой. Стоимость аренды участка возвращается полностью или частично соответствующим количеством квадратных метров построенного жилья.
В начальной стадии реализации программы для снижения себестоимости квадратного метра жилья должны быть использованы новые отечественные технологии и материалы, местные материалы, которые значительно дешевле зарубежных аналогов.
При дальнейшей реализации Программы разработать подпрограмму структурной перестройки производственной базы строительства и энергоресурсосбережения.

Участники Программы:

департамент строительства (разработка и реализация программы) при участии структурных подразделений администрации г. Н. Новгорода;
юридические лица;
физические лица.
Департамент строительства предлагает рассмотреть возможность работы по привлечению на долевом участии жителей Крайнего Севера и приравненных к ним районов.
Справочно:
Во Владимире 70% строительства жилья осуществляется за счет привлеченных частных средств северян и др. Из них 30% выделяется городу.

Формирование муниципального
жилищно-инвестиционного фонда

Основным финансовым инструментом данной инвестиционной программы должен стать муниципальный жилищно-инвестиционный фонд.
Его назначение — аккумулирование средств, полученных от:
реализации объектов коммерческого строительства;
продажи исходно — разрешительной документации (ИРД) инвестору — застройщику.
С последующим распределением их:
на финансирование строительства муниципального жилья;
на вторичное инвестирование в коммерческое строительство.
Первоначальным источником наполнения фонда может стать кредит администрации, который будет возвращен после того, как произойдет фактическая реализация одного или ряда объектов коммерческого строительства.
Возможно выбрать и другую схему.
Дальнейшее строительство будет осуществляться за счет собственных средств фонда.
Безусловно, фонд предполагается использовать только в комплексе с рядом других инвестиционных источников, такими как:
инвесторы;
дольщики;
кредиты банков.
Только при таком подходе можно добиться наиболее значительного эффекта от инвестируемых средств.

Направление расходования средств жилищно-инвестиционного фонда:

на строительство муниципального жилья для бюджетников, льготников, жителей ветхого фонда;
на вторичное инвестирование строительства объектов, предназначенных для реализации на коммерческой основе;
погашение кредита;
обслуживание кредитов (%);
размещение временно свободных средств фонда на депозитных счетах в банках и других кредитных учреждениях;
на развитие предприятий, внедряющих прогрессивные технологии по выпуску эффективных энергоресурсосберегающих материалов и конструкций.

Основные обязанности структурных подразделений
городской администрации в реализации программы

Создание банка данных по свободным площадкам и незавершенным строительством объектам

департамент строительства,
Управление архитектуры и градостроительства, департамент экономики промышленности и планирования, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами

Организация распространения информации среди потенциальных инвесторов

департамент строительства,
департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации

Разработка схемы финансирования программы

департамент строительства,
департамент экономики, промышленности и планирования

Заключение договоров на долевое участие

департамент строительства

Законодательное обеспечение программы

Федеральный Закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 6 пункт 2 п\пункт 2 — право муниципальных образований на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статья 6 пункт 2 п\пункт 10 — решение вопросов по созданию условий для жилищного и социально — культурного строительства.
Статья 29 пункт 3 — право на передачу объектов муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдачу в аренду, отчуждение в установленном порядке муниципального имущества.
Статья 33 — органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по строительству, иных работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств.
Статья 42 — право органов местного самоуправления получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки.

Устав города Нижнего Новгорода

Статья 22 — Полномочия городской думы
определяет порядок распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
устанавливает порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан, организаций.
Статья 37 пункт 2 — Полномочия администрации города
управляет муниципальной собственностью, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности;
подготавливает и вносит на утверждение городской Думы предложения о приеме имущества в муниципальную собственность;
выступает заказчиком работ по строительству объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств.
Статья 37 пункт 4
назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Статья 37 пункт 5
решает вопросы продажи домов и квартир.
Статья 53 пункт 5
от имени города права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности города, осуществляет администрация города.
Статья 54
администрация города по согласованию с городской Думой вправе выпускать муниципальные займы, получать и выдавать кредиты.

Предложения департамента строительства в части совместной реализации городских комплексных целевых программ.

В настоящее время в городе Нижнем Новгороде реализуется программа «Ветхий фонд», запущен пилотный проект «Ипотека».
Реализация всех программ может производиться в тесном взаимодействии.

Схема совместной реализации жилищных целевых комплексных программ

Рис.2

В электронном виде рисунок не приводится, см. бумажный вариант.

Квартиры, освобожденные участниками программы «Ипотека» и переданные ипотечному фонду по договору купли — продажи с зачетом стоимости этого имущества и неиспользованные ипотечным фондом для вторичного предложения участникам ипотечной программы, могут быть использованы под программу «Ветхий фонд» для расселения, они могут быть приобретены через агентства недвижимости заказчиками — инвесторами для расселения жителей ветхого фонда, проживающих на площадках ,выделенных под строительство.
Строительство новых квартир по программам «Ветхий фонд» и «Ипотека» может осуществляться на долевом участии (по себестоимости) в домах, предназначенных под программу «Привлечение инвестиций в строительство объектов жилищного и гражданского назначения».
Для реализации этой программы возможно использование не только строящихся муниципальных домов полностью, но и отдельных квартир.

Участники финансирования строительства жилищных объектов
по программе «Привлечение инвестиций в строительство объектов
жилищного и гражданского назначения».

Наименование

Источник финансирования

Цена квартиры

Программа «Ветхий фонд»

30% жильцы, (предприятия) 70% администрация

себестоимость

Программа «Ипотека»

фонд

себестоимость

Программа «Привлечение инвестиций в строительство»

фонд
кредит банка
инвесторы

коммерческая
(цена продажи)

Дольщики

физические лица
предприятия
фирмы

коммерческая
(цена строительства)

Муниципальное строительство

городской бюджет

себестоимость

Приложение 2
к распоряжению главы администрации
города от 10.08.99 №1278-р

Приложение 2. Перечень площадок, предлагаемых к освоению в рамках программы


п/п

Район

Адрес объекта

Наименование объекта

Характеристика

Кв.метров/кол-во квартир

I ОЧЕРЕДЬ

Нижегородский

МР VIII Верхние Печеры в районе ж.д. № 1 (стр.)

Гаражи

1-этажные кирпичные

14 шт.

Советский

ул.Ижорская

Жилой дом-вставка

10-этажный, кирпичный,
индивидуальный

1620кв.м.
27 кв.

II ОЧЕРЕДЬ

Нижегородский

МР VIII Верхние Печеры жилой дом № 17 (стр.)

Жилой дом

5-этажный,
5-секционный, кирпичный,
индивидуальный

5600 кв.м.
95 кв.

Советский

МР I Кузнечиха

Жилой дом

9-этажный,
4-секционный, кирпичный,
индивидуальный

7510 кв.м.
140 кв.

Нижегородский

Пристрой к жилому дому № 8А по улице Алексеевской

Жилой дом

5-этажный,
кирпичный,
индивидуальный

1400 кв.м.
20 кв.

Нижегородский

В районе АТС-38, по ул.Нестерова

Жилой дом

4-этажный,
кирпичный,
индивидуальный

1135 кв.м.
16 кв.

Нижегородский

ул.Ульянова

Гаражи

1-этажные,
кирпичные,
индивидуальные

3 шт.

Советский

ул.Ижорская в районе ж/д 2935

Жилой дом

5-этажный,
2 блок-секции,
кирпичный,
серия 87

2318 кв.м.
32 кв.

Нижегородский

ул.Алексеевская в районе театра Комедии

Жилой дом

кирпичный,
индивидуальный

Нижегородский

Квартал ул.Гоголя-Заломова

Жилой дом

кирпичный,
индивидуальный

Нижегородский

ул.Ильинская в районе жилого дома 6264

Жилой дом

кирпичный,
индивидуальный



Современный уровень развития системы образования города Москвы во многом обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных организаций — введение нормативно-подушевого финансирования1, предполагающее направление бюджетных средств от главного распределителя бюджетных средств государственной бюджетной образовательной организации в расчете на контингент последней. В этих условиях важным аспектом управления системой образования Москвы является и реализация принципов самостоятельности в деятельности подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных организациях2.

Последнее обеспечило возможность развития образовательными организациями комплекса услуг, предоставляемых за счет получателей услуг, т. е. за счет внебюджетного финансирования.

Внебюджетное финансирование— это финансирование, которое получает образовательная организация от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорных отношениях гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги, а именно образовательной услуги.

На сегодняшний день, образовательными организациями города Москвы за счет внебюджетной деятельности обеспечивается пополнение собственного бюджета в среднем на 5 % по отношению к общему объему бюджетному финансированию.

Основными источниками для внебюджетного финансирования образовательных организаций являются:

‒ доходы от реализации дополнительных образовательных услуг;

‒ доходы от родительской платы за присмотр и уход в дошкольных группах и группах продленного дня;

‒ доходы от реализации иных услуг образовательными организациями, в т. ч. производственной деятельности;

‒ доходы от сдачи в аренду помещений и территорий образовательных организаций.

Таким образом можно отметить, что общий объем поступлений от внебюджетных источников вырос фактически в 3 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, при этом большая часть составляет доход от оказания платных услуг.

Разберем на примере ряда образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, какие существуют источники внебюджетного финансирования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1517»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 740 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 38 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 114 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 66 млн. руб. (58 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум малого бизнеса №67»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 82 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 4 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Важно отметить, что указанный объем доходов от внебюджетной деятельности получен от реализации образовательных услуг или родительской платы за присмотр и уход. При этом в организациях отсутствуют доходы от сдачи в аренду зданий и территорий, добровольных пожертвований и поступлений от реализации ценных бумаг, иных доходы. Таким образом, реализация внебюджетной деятельности и объем получаемых за ее счет финансовых средств может быть оценен как показатель удовлетворенности потребностей жителей Москвы в образовательных услугах.

Стоит отметить, что стоимость платных образовательных услуг, реализуемых образовательными организациями, в обязательном порядке и размер родительской платы за присмотр и уход проходят согласование органами государственно-общественного управления образовательной организации — Управляющим советом.

Финансирование образовательных организаций в полной мере обеспечивает их потребности для дальнейшего успешного функционирования и создания условий для реализации образовательной деятельности и развития. Вместе с тем, средства, полученные из дополнительных источников, могут стать основой для развития образовательной организации, источником для повышения заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам образовательных организаций, развития материально-технической базы.

Литература:

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП)

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Огородова М.В. 1 Лаврентьева Л.В. 1 Лаврентьева Е.В. 2 Парадеева И.Н. 3 Парадеева Н.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 2 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова 3 ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В данной статье определяется проблема недостаточного финансирования образования в РФ. На сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по показателю уровня расходов на образование по данным Всемирного банка из 153 стран находится на 98 месте с показателем 4,1 % ВВП. Показано, что необходим поиск новых источников финансирования кроме бюджетных средств. Выделены основные источники финансирования, современные основные методы финансирования образовательных учреждений. Предложен новейший метод привлечения инвестиций в образовательные учреждения со стороны – фандрайзинг, проанализированы его особенности. Предложено для финансирования образовательного учреждения создание эндаумент-фонда как центра финансового управления, своеобразного «казначейства» системы проектного финансирования вуза. Показана необходимость сотрудничества вуза и спонсоров. Выявлены выгоды, которые может получить организация-спонсор при таком сотрудничестве. 1348 KB финансирование образовательного учреждения методы финансирования фандрайзинг эндаумент-фонд привлечение внешних источников финансирования 1. Емельянова О.В., Яшина Н.И., Курылева О.И. Финансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета: монография / О.В. Емельянова, Н.И. Яшина, О.И. Курылева. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2011. – 238 с. 2. Крюкова Т.М., Лаврентьева Л.В. Рационализация финансовых потоков на основе модели коллективного риска в страховании //Экономика и предпринимательство. – 2015‒ № 6-1(59-1). – С. 804–807. 3. Лаврентьева Л.В. Финансовые потоки: кто кого кредитует в России? // Финансовый контроль. – 2003. – № 11. – С. 74. 4. Огородова М.В. Повышение производительности труда на основе интеграции промышленного производства и здоровьесбережения: монография / М.В. Огородова – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. – 146 с. 5. Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н. Об опыте реализации проекта «STEP TO PROFESSION» в Мининском университете //Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 (8). – С. 35. 6. Парадеева И.Н. Анализ технико-экономических аспектов инновационного развития в Нижегородской области // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». – 2013. – № 9 (57). – С. 56. – URL: http:// http://uecs.ru/ (дата обращения 08.11.2015). 7. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал: сайт. – URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения 08.11.2015). 8. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Методологические подходы к бюджетному планированию // Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Калуга, 2015). – Изд-во «Эйдос», Санкт-Петербург, 2015. – С. 141–146. 9. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Изучение методов и форм прогнозирования налоговых поступлений регионального бюджета// Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Калуга, 2015). – Изд-во «Эйдос», Санкт-Петербург, 2015. – С. 247–253.

Финансирование любых организаций – неотъемлемый процесс их продуктивной работы. Этот процесс направлен на получение определенных результатов, в равном соотношении с внесенными средствами. Выделять средства для коммерческих организаций намного выгоднее и эффективнее, нежели для бюджетных учреждений. Так как отдача иной раз больше внесенных средств. Но так рассуждать можно лишь совершенно не разобравшись во всей структуре развития страны.

Основополагающим всех достижений, внедрений чего-либо, созданий тех же коммерческих структур, как малого, так и глобального уровней является образование. Это одна из отраслей, развитие которой напрямую связано с прогрессивностью государства, с его экономическим положением и в целом укреплении на международной арене. Человек с самых давних времен стремится познать что-то новое, постоянно развиваясь, общество пришло к великим открытиям и достижениям. Невозможно не уделять внимания познавательной деятельности, наоборот этому нужно способствовать, всячески поддерживать любые стремления общества к образованию. Но, все же, учитывая всю значимость данной сферы, существуют проблемы с ее финансированием .

На сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по показателю уровня расходов на образование по данным Всемирного банка из 153 стран находится на 98 месте с показателем 4,1 % ВВП. Данный показатель по методике Всемирного банка рассчитывается как отношение расходщов на образование к ВВП. Впереди такие государства, как Куба (12,9 %), Дания (8,7 %), Кипр (7,9 %), Швеция (7,3) и другие .

Образовательная система в Российской Федерации сравнима с военно-промышленным комплексом по числу занятого населения в области образования и по количеству системных разветвлений. Проработать грамотное сбалансированное финансирование образования является кропотливой и сложной работой. Необходимо постоянно проводить контроль распределения бюджетных средств, соблюдать отчетность и целевую направленность средств. А также выделение средств на дополнительные мероприятия образовательного характера, также требуют тщательной проверки и оценки эффективности. Но все эти мероприятия являются частью неотъемлемой деятельности государства. Образование стоит наряду с другими финансируемыми бюджетом страны сферами такими, как здравоохранение, социальное обеспечение и др. . И также как и все эти области нуждается в поддержки государства, для нормального функционирования и эффективной трудовой деятельности.

Финансированием образовательной системы может заниматься как государство или муниципальное образование, а также юридические или частные лица. Но обязательной эта деятельность является лишь для государства. Также образовательное учреждение вправе включать дополнительные образовательные (не обязательные) услуги: обучение по дополнительным программам, кружки, клубы, секции и др.

Рассмотрим различные способы финансирования образовательной системы. Многоуровневое финансирование используется тогда, когда финансирование различных мероприятий или учреждения образования производится из бюджетов различных уровней. А также существует и функционирует на практике многоканальное выделение средств в образовательную область, что характеризует собой не только поступления из различных уровней государственного аппарата, но и из внебюджетных организаций. Применим также и вексельный способ, то есть так называемое кредитование, когда государство выдает на распоряжение образовательного учреждения векселя и оно уже само определяет пути его применения: продажу, взять сумму из банка под залог векселя и др.

Финансирование образовательного учреждения напрямую зависит от его эффективной работы. Научно-методический потенциал заведения связан с привлечением средств извне. Деятельностью по внебюджетным привлечением средств занимается попечительский совет. Функциями данного совета являются: налаживание контактов и связей в образовательной сфере, поиск потенциальных спонсоров, развитие творческого потенциала учащихся, защита прав и интересов школьников и учителей, создание положительно атмосферы в учреждении, проведение различных вебинаров, конференций и лекций. Многие образовательные учреждения высшей ступени нацелены на приток абитуриентов с базовыми знаниями по их дисциплинам. Поэтому многие вузы вносят свои средства в образовательные учреждения с условием внедрения новых программ обучения школьников.

Любые поступление в образовательные структуры, не затрагивающие бюджет государства, регламентируются нормативно-правовыми актами. Не обходят стороной эти поступления и рыночный механизм страны. Также подвергаются полной отчетности и налоговым сборам. Но независимо от количества внебюджетных поступлений государственное финансирование остается постоянным и фиксированным .

Рассмотрим современные методы финансирования образовательных учреждений.

1. Средства государственного бюджета.

Механизм государственного и муниципального заказа тоже подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги и опирается на основные принципы социального проектирования – актуальность, связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д.

2. Финансирование с помощью грантов или целевых пожертвований благотворительных.

В России существует реестр зарубежных благотворительных организаций, чья деятельность на территории РФ разрешена законом. В то же время появилось довольно много российских благотворительных организаций, целью которых является не адресная помощь отдельным гражданам, а целенаправленная поддержка общественных объединений, действующих в интересах сообщества, или реализация собственных программ – Фонд Владимира Потанина и др. В настоящее время в России действует Форум доноров, объединяющий десятки фондов и некоммерческих организаций. Его миссия – способствовать развитию и большей эффективности грантодающей деятельности, направленной на формирование демократического, гражданского общества в России.

3. Одним из новейших методов привлечения инвестиций в образовательные учреждения со стороны является фандрайзинг. Он представляет собой привлечение средств на определенный проект. Главной специфической особенностью данного способа является умение убеждать людей в эффективной работе данного проекта или программы вуза. За счет подобных привлечений финансов можно значительно улучшить положение учреждения, еще и с возможностью финансирования на постоянной основе.

Фандрайзинг – это система мер, направленная на привлечение средств для развития исследовательских, образовательных и социальных проектов.

В рамках системы фандрайзинга существует понятие спонсорство, означающее более узкий круг мероприятий, проводимых для привлечения средств из коммерческого сектора. Система фандрайзинга предполагает наличие и использование нескольких источников, в их числе – государственные программы, благотворительность, спонсорство, гранты общественных организаций и благотворительных фондов. Работа со спонсорами состоит из трех слоев:

– Потенциальные – это те, о ком вы уже знаете, а они о вас еще нет, но предположительно они могут заинтересоваться вами и понятно, почему. Так же предположительно понятно, почему они могут дать вам грант;

– Заинтересованные – это те, кто о вас уже знает, как-то вами уже заинтересован, может быть, даже уже разок что-то дал в прошлом и помнит о вас;

– Постоянные – те, кто работает с организацией давно и на первый взгляд надежно. Однако и это относительная категория, они тоже не даны вам в пожизненное пользование, рано или поздно они уйдут .

Для успешного фандрайзинга также полезно:

– собирать досье на потенциальных спонсоров;

– учитывать свой прошлый опыт сбора средств;

– собирать архив положительных отзывов о вашей организации;

– вести постоянный поиск источников финансирования.

Существуют фонды, созданные специально для поддержки каких-либо проектов – фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Региональные и местные фонды создаются жителями конкретного региона, города для поддержания и удовлетворения региональных потребностей. Соответственно ориентированы они на местные потребности, поэтому поддержку получают организации, оказывающие реальное влияние на региональную экономику и политику.

Для начала мы разрабатываем коммерческое предложение и план работы с потенциальным спонсором. В коммерческом предложении мы подробно описываем, что мы можем предложить потенциальным спонсорам и что мы от них хотим. План работы включает в себя следующие этапы: – Разработка спонсорского пакета, предложения о спонсорстве (информационного письма)

– Составление списка потенциальных спонсоров,

– Обход потенциальных спонсоров с предложениями.

4. Частные фонды образованы каким-либо частным лицом (семьей) и финансируют проекты, в основном, «из собственного кармана». Они стремятся к созданию капитала, только часть которого или проценты с него идут на финансирование программ. Такие фонды вкладывают средства, как правило, в проекты, направленные на развитие гражданского общества, образования, культуры, правового просвещения.

5. Некоммерческие организации. Эндаумент-фонд – это центр финансового управления, своеобразное «казначейство» системы финансирования проектов вуза.

Организационно эндаумент-фонд представляет собой некоммерческую организацию в форме благотворительного фонда, предназначенного для аккумулирования благотворительных средств и их эффективного использования на цели развития вуза.

Эндаумент-фонд обеспечивает оптимальное использование имеющихся инструментов для обеспечения баланса между:

– Реализацией краткосрочных и текущих социальных проектов;

– Финансированием постоянно действующих проектов;

– Накоплением ресурсов в фондах целевого капитала, как залога финансовой устойчивости ВУЗа.

Благодаря такому подходу целевой капитал с годами только прирастает, обеспечивая долгосрочную финансовую устойчивость вуза, что способствует постоянному финансированию социальных проектов.

Организационная структура управления такого фонда представлена на рисунке.

Организационная структура управления эндаумент-фонда

Различным организациям, как и образовательным учреждениям важно сотрудничество. Для спонсоров это реклама в студенческом обществе, размещение логотипа и статуса фирмы, для профсоюзной организации и для вуза в целом это привлечение дополнительных средств. Это может быть организовано следующим образом.

– Уточнение спонсорского пакета, заполнение бланка спонсорского участия (по желанию разработка рекламных модулей)

– Сбор рекламной (печатной, аудиовизуальной), сувенирной продукции, объектов спонсорской помощи;

– Оформление стенда о спонсорах;

– Организация фотосъемки реализуемых информационных возможностей (распространение печатных материалов, прокрутка видеоролика, выступление представителя организации-спонсора, награждение победителей конкурсной программы, оформление аудитории и т.д.) для отчета спонсорам .

Рассматривая всевозможные способы финансирования бюджетных учреждений, можно сделать соответствующие выводы о том, что лишь за счет государственного финансирования невозможно всеобъемлюще развиваться. Бюджетных средств для сбалансированного функционирования образовательных учреждений недостаточно, а иной раз хватает лишь на выплаты заработной платы педагогического состава и на некоторые технические потребности учреждения. Привлечение средств со стороны – вот что должно являться главной целью бюджетных учреждений. Внебюджетное финансирование на современном этапе занимает 40-50 % всей финансовой базы образовательного учреждения. Поиск улучшения функционирования образовательной структуры приведет к интеллектуализации населения, и соответственно к укреплению всех сфер государства. Но проблема финансового оздоровления образовательной отрасли должна в первую очередь касаться государственного аппарата, и только, как дополнительная поддержка, других внебюджетных фондов.

Библиографическая ссылка

Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 713-716;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8010 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI