Внеочередное жилье

Алексей Лейба, юрисконсульт ООО «Уралводоканал»

Жилищный кодекс РФ и условия предоставления жилья по договору социального найма

С 01.03.2005 вступил в силу Жилищный кодекс РФ, работа над которым продолжалась более 10 лет. Жилищный кодекс РФ был принят в пакете законов «Доступное жилье», в числе которых также были законы о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие. По договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном соответствующим законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

По договорам социального найма жилье предоставляется также иным, определенным законом гражданам, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом или законом субъекта РФ нормам нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

Этими нормами не охватываются случаи предоставления жилья в соответствии со специальными программами, принятыми на соответствующих уровнях, о которых хотелось бы упомянуть отдельно. Так, 12.07.2012 был принят закон Краснодарского края № 2542-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года».

В соответствии с этим законом право на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012.

В целях реализации положений закона постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.07.2012 № 821 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.2 Порядка списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилого помещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на вышеуказанных территориях муниципальных образований в июле 2012 года, формируются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления в разрезе городских (сельских) поселений из числа граждан, утративших жилые помещения и предоставивших до 01.09.2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что если жилье предоставляется в соответствии со специальными программами, то положения о нормах предоставления, установленные в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, определяются в соответствии с этими программами (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.08.2013 № 33-18259/2013).

Внеочередное предоставление жилья по жилищному законодательству РФ

Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

— гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

— гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за вышеуказанными гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Это может говорить только о том, что жилье должно предоставляться им вне очереди после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им права на получение жилья, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Данная позиция поддерживается не только специалистами1, но находит поддержку и в судах.

Истец в интересах своего несовершеннолетнего сына обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование заявленных требований истец указал, что его сын является инвалидом-колясочником, они вместе с сыном и еще двумя членами их семьи проживают в общежитии и приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение, в котором они проживают, признано непригодным для проживания инвалида-колясочника: в доме отсутствует грузовой лифт, кухня, умывальник и туалет находятся на этаже, а душ расположен в подвале.

Судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены. В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.

Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда в законной силе и указал следующее.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», статьей 2 закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что ответчик не оспаривал право истца и членов его семьи на получение жилья и изложенное мотивировал тем, что распоряжение о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник, не содержит сведений о том, что комната не подлежит ремонту или реконструкции. Кроме того, ответчик ссылался на то, что он не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение в связи с отсутствием жилых помещений соответствующей площади. Вместе с тем, судом установлено, что реконструкция либо ремонт жилого помещения, позволяющие сделать его пригодным для проживания инвалида-колясочника, невозможны, поскольку общежитие, в котором оно расположено, в силу конструкции здания не приспособлено для оборудования грузовым лифтом.

Суд также указал, что положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.10.2013 № 33-10080/2013).

Встречаются также и случаи, когда после вступления в силу Жилищного кодекса РФ гражданина с внеочередного (первоочередного, преимущественного, своевременного) предоставления ставили в общую очередь на получение жилья (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.11.2013 №33-25653/2013).

Отказ от предоставления жилья по договору социального найма и его последствия

Очень часто очередникам предлагают жилое помещение, которое не удовлетворяет установленным требованиям (аварийное, ветхое и тому подобное), а в случае отказа в заключении договора работники муниципалитета грозят снять таких граждан с очереди на получение жилья. Уверен, что подобные отказы не являются законными, поэтому в подобных случаях необходимо отстаивать свои права в судебном порядке. Анализ судебной практики показывает, что таких споров немного, но, например, при предоставлении жилья меньшей площади (нормы предоставления) суды признают незаконными действия по снятию граждан с учета (Апелляционное определение Псковского областного суда от 12.11.2013 №33-1854/2013).

Следует отметить, что законодательством некоторых субъектов РФ (в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ) предусмотрена возможность выбора жилья. Так, например, на территории столицы РФ действует закон города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», который принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.

Согласно пункту 3 статьи 21 этого закона «в случае отказа от трех различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, жители подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы на следующий год. Жителям, включенным в программу, предлагается не более трех жилых помещений». В общем-то, все вполне оправданно, но все ли согласны с такими формулировками закона?

Истцы обратились в суд к Префектуре Западного административного округа Москвы, Управе района Раменки Москвы, Управлению департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе с заявлением о признании незаконными распоряжений и об обязании устранить допущенное нарушение их жилищных прав. Их заявление мотивировано тем, что их семья из шести человек <…> была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако позже была снята с жилищного учета в связи с утратой оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещения.

Данное распоряжение истцы считают незаконным по следующим основаниям: о вынесении данного распоряжения истцы узнали случайно, за весь период нахождения в очереди им было предложено для осмотра два смотровых талона и утраты оснований нахождения на очереди по улучшению жилищных условий не имеется.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от <…> семье Б.Т.В. были предложены три варианта улучшения жилищных условий, от которых она отказалась, в связи с чем исключена из Программы обеспечения жилыми помещениями в соответствии с частью 2 статьи 41 закона города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», снята с жилищного учета и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено при наличии предусмотренных законом оснований. Судом также было указано, что он признает несостоятельным доводы Б.Т.В. о том, что ей не предлагались два последних варианта в <…>, так как факт направления смотровых талонов по почте подтверждается описями почтовых отправлений со штампом почты и квитанциями о их направлении, и так как на заключение договора социального найма никто из членов семьи не явился, это было расценено как отказ (Решение Никулинского районного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу № 2-991/13).

Кстати говоря, закон города Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» подобных положений не содержит2. В статье 12 Закона № 407-65 указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Также следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав граждан в случае их незаконного снятия с учета следует производить путем не новой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а путем восстановления на соответствующем учете (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 № 33-15903/2013).

Специализированный жилищный фонд для детей-сирот

Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2012 году в статью 57 Жилищного кодекса РФ были внесены изменения: Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступающим в силу с 01.01.2013, они были исключены из перечня внеочередников. Смысл принятия этого закона состоял в том, чтобы создать специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оберегая их тем самым от мошенников3.

В настоящее время установлено, что жилые помещения предоставляются в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным региональным законодательством, на срок до пяти лет. Срок может быть продлен не более одного раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье передается на условиях социального найма.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ также было установлено, что на возникшие до 01.01.2013 правоотношения действие поправок, внесенных в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот», а также в Жилищный кодекс РФ, распространяется, если такие лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона.

Прокурор обратился в суд в интересах К.А.В. к городской администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований он указал, что К.А.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении с 01.02.1995, с 2007 по 2012 года обучалась в <…>, собственного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с 27.03.2012, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Ответчик не согласился с исковыми требованиями и указал, что истица утратила право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, а также указал, что списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления специализированного жилья в порядке очередности еще не сформированы, поэтому отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истице жилого помещения.

Решением суда первой инстанции требования прокурора были удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение районного суда, указал, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что К.А.В. имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была (Апелляционное определение Томского областного суда от 25.06.2013 № 33-1822/2013).

Заключение

Как видно из проведенного исследования, вопросы предоставления жилья по договору социального найма — одни из самых сложных и злободневных.

Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, законами и нормативными актами субъектов. Отсюда и полная неразбериха с нормативными актами. Это осложняется еще и тем, что у субъектов РФ и муниципалитетов (в основном по финансовым причинам) отсутствуют свободные жилые помещения.

2 Текст Закона опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 28.07.2005, № 137.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст.57 ЖК РФ.

Категории граждан, которым должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Это, в частности:

– граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Но как следует понимать словосочетание внеочередность и как долго ждать внеочередного предоставления жилья? У граждан может возникнуть вопрос, какой срок имеется в виду в таком случае. Что означает внеочередность предоставления жилого помещения?

На данные вопросы есть однозначные ответы не только в теории, но и на практике.

Реализация гражданином права на внеочередное предос­тавление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его со­ответствующим жильем.

Такой вывод следует из Определе­ния Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 85-В08-3.

Давайте ознакомимся с данным делом подробнее.

К. по договору социального найма зарегистрирована и про­живает вместе с дочерью и ее несовершеннолетними детьми в 2-х комнатной квартире.

К. является инвалидом II группы по психическому забо­леванию, входящему в перечень тяжелых форм хроничес­ких заболеваний, при которых совместное проживание граж­дан в одной квартире невозможно; семья К., состоящая из 4-х человек, признана малоимущей и принята на учет нужда­ющихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке под № 275. Неоднократные обращения К. к местной администрации с просьбой срочно обеспечить их семью жилым помещением во внеочередном порядке оста­лись без удовлетворения.

Решением районного суда, оставленным без изменения оп­ределением судебной коллегии по гражданским делам облас­тного суда, в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ состояв­шиеся по делу судебные постановления отменила, дело на­правила на новое рассмотрение, указав следующее.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что, поскольку пра­вовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено К., его предос­тавление семье истицы должно производиться с установлен­ной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

Между тем судом при рассмотрении данного дела допуще­но существенное нарушение, норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за ис­ключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсут­ствия иных лиц, имеющих право на получение жилой пло­щади вне очереди, от обеспечения жильем других очередни­ков, от времени постановки на учет в качестве нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, от включения в спи­сок граждан, имеющих право на получение жилого помеще­ния вне очереди (список внеочередников), тем более от вре­мени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в тече­ние которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свиде­тельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возник­новения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Вышеназванные требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора и привели к непра­вильному разрешению дела, нарушению прав заявителей.

Извлечение из Обзора

законодательства и судебной практики

Верховного Суда РФ

за четвертый квартал 2008 г.

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Жилье вне очереди могут получить некоторые граждане в предусмотренных законодательством случаях.

Как разъяснил Верховный суд РФ в одном из своих Обзоров за 2007 г.
«Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет».

При этом если законом не установлен срок для предоставления жилого помещения вне очереди, то такое предоставление должно быть произведено в срок, установленный для исполнения судебного решения, если жилое помещение было предоставлено таким образом.

Предоставление жилья вне очереди может осуществляться

  • По договору социального найма.
  • По договору найма в жилищном фонде социального использования.

Лица, имеющие право получить жилье вне очереди

Граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания в случаях обнаружения факторов, создающих угрозу жизни и здоровью проживающих граждан.
Например, в случаях:

  • Физический износ здания или его отдельных элементов.
  • Изменение условий проживания в жилом помещении вследствие ухудшения микроклимата, качества атмосферного воздуха, радиационного фона, превышение допустимых показателей шума, вибрации и т.п.

Хотите первыми читать полезные статьи? на страницу в Вконтакте!

Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание граждан с больным в одной квартире.

Наличие такого тяжелого заболевания должно подтверждаться медицинскими документами. Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей.

Эти граждане должны быть обеспечены жильем после достижения 18 лет. При этом необходимо иметь ввиду, что жилье предоставляется в случае, если программы восстановления или приобретения определенных навыков инвалида предусматривают возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Педагогические работники, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Педагоги имеют право на получения вне очереди жилья как по договору социального найма, так и на предоставление жилых помещений в специализированном жилом фонде (служебное жилье, общежития и т.п.).

Прокурорские работники.

Вне очереди по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилые помещения предоставляются прокурорам, переведенным на службу в другую местность на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, их заместителей.
Служебные жилые помещения предоставляются прокурорам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.

При возникновении вопросов по поводу предоставления жилых помещений вне очереди, вы можете обратиться за консультацией к жилищному юристу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На протяжении 20 лет, пытаясь реализовать свое конституционное право на жилье (статья 44 Конституции СССР 1977 года, статья 42 Конституции Украинской ССР, статья 47 Конституции Украины 1996 года), я неоднократно сталкивался с нарушением различных субъективных прав в гражданских, административных, а также трудовых, семейных, финансовых и иных правоотношениях.

На основе метода исторического толкования юридических норм, я указал источники правового регулирования нарушенных прав на внеочередное и первоочередное предоставление жилья.

СПЕЦИАЛИСТУ, НАПРАВЛЕННОМУ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ, — ЛЬГОТЫ

Переезд к месту работы молодого специалиста, направленного по распределению после учебы в соответствии с планом межреспубликанского распределения (удостоверение — форма № 2) был фактом, образующим непосредственное основание права на предоставление исполнительными комитетами местных советов народных депутатов жилья вне очереди (по ходатайству предприятия — Авт.).

В 1980 году это право гарантировали положения следующих нормативно-правовых актов:

1. Постановление Совета Министров УССР от 19 апреля 1977 года № 199 «О состоянии и мерах по улучшению подготовки и использования научных кадров в республике».

2. Положение «О межреспубликанском и персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие учебные заведения» от 22 июля 1980 года (пункт 55), утвержденное Госпланом СССР, Министерством высшего и среднего образования СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Министерством юстиции СССР.

Дальнейшее право на предоставление жилья вне очереди подтверждали:

1. Постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 года № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» (часть 1 пункта 3).

2. Жилищный кодекс УССР 1983 года (подпункт 2 пункта 2 статьи 46);

3. Постановление исполнительного комитета г. Киева и Президиума городского Совета профсоюзов г. Киева № 582 от 15 июля 1985 года «О порядке использования в г. Киеве правил учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений в УССР» (далее — Правила).

4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта1987 года № 325 «О мерах по коренному улучшению использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» (пункт 23), адресованное Минвузу, Советам Министров, исполкомам, руководителям предприятий.

5. Положение «О распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших учебных заведений» от 1 августа 1988 года (пункты 44 и 47), утвержденное Гособразованием СССР, Госпланом СССР, Минюстом по согласованию с ВЦСПС СССР.

БАМовцам — жилье вне очереди

В 1982 году право на внеочередное получение жилья гарантировали следующие источники правового регулирования:

1. Постановление ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 13декабря 1979 года.

2) Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 года № 5/12/21 «О порядке использования постановления ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 13 декабря 1979 года».

Постановление и разъяснения содержали специальные указания:

— «сохранение за строителями Всесоюзной ударной комсомольской стройки «БАМ», временно выбывшими из данной местности по общественному призыву, места работы, должности, должностного оклада, трудового стажа, постоянной прописки, квартирного учета по прежнему месту жительства, квартирного учета по месту прежней работы с сохранением предыдущего времени пребывания в очереди на получение жилого помещения на период их работы в полевых условиях на строительстве и эксплуатации Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектов ее электроснабжения, второго пути железнодорожной линии Тайшет-Лена и железнодорожной линии Бам-Тында-Беркакит, расположенных в трудно доступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

— «внеочередное предоставление исполнительными комитетами местных советов народных депутатов строителям БАМа, прибывшим на прежнее место жительства, прибывшим к избранному месту жительства и прибывшим на место прежней работы, жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (независимо от их ведомственной принадлежности) во всех населенных пунктах на территории СССР независимо от наличия прописки, кроме городов Москва и Ленинград, столиц союзных республик и курортов общесоюзного значения (кроме случаев выезда из данной местности)», не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия с соблюдением установленных правил прописки.

Прибывших на место прежней работы жилой площадью обеспечивали предприятия, учреждения и организации, если они имели жилищный фонд, вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве;

3. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «Об утверждении перечня районов и местностей, приравненных к условиям Крайнего Севера».

4. Постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 года № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность».

В дальнейшем право на внеочередное предоставление жилья подтверждалось следующими нормативно-правовыми актами:

1. Жилищный кодекс УССР 1983 года (статья 46).

2. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1985 года «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны».

3. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 года «Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствования системы трудоустройства и усиления социальных гарантий для трудящихся».

4. Постановление Совета Министров СССР «О гарантиях жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы» от 16 апреля 1988 года.

К сожалению, в соответствии с общими правилами, трудовой договор с бойцами ВУКС, временно выбывшими по общественному призыву (по комсомольской путевке) заключался в устной форме (статья 18 КЗоТа РСФСР от 1 декабря 1971 года, статья 46 КЗоТа УССР). Соблюдение письменной формы было в то время обязательным лишь при организованном наборе («вербовке» — Авт.).

С вручением комсомольской путевки ЦК ЛКСМУ № 112 от 15 марта 1982 года у меня возникла реальная (вторая!) возможность стать носителем субъективного права на внеочередное предоставление жилья, обусловленное четкими правосубъектными предпосылками.

Фактами, предоставляющими мне непосредственное основание для внеочередного предоставления жилья, были:

а) комсомольская путевка ЦК ЛКСМУ № 112 от 15 марта 1982 года (вклеена в трудовую книжку);

б) работа на выборной должности — командир отряда на Всесоюзной ударной комсомольской стройке «Байкало-Амурская магистраль» — в составе комсомольского строительного отряда им. XIX съезда ВЛКСМ;

в) нахождение на квартирном учете с 21 февраля 1980 года;

г) мое возвращение в г. Киев, «прибытие на прежнее место жительства временно выбывшего по общественному призыву для работы на строительстве и эксплуатации объектов БАМа, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Помимо права на внеочередное предоставление жилья, в соответствии со статьей 13 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)», я как ударник труда, новатор и т.п. имел преимущество в сроках, а также льготные основания (пункт 2 статьи 14 Правил).

Таким образом, в моем случае были нарушены сразу три принципа жилищного законодательства:

— принцип социальной справедливости: «каждый человек может получить от общества тем больше благ, чем значительнее его личный вклад в общее дело»,

— принцип сочетания личных интересов с общественными,

— принцип императивности предписаний — «никому не позволено изменять правила, установленные законом, или отступать от них».

Реализация возможности по предоставлению жилья в административном правоотношении требовала, как правило, наличия фактической предпосылки правообразования, а именно — прописки.

Хочу заметить, что в подтверждение моих выводов 12 апреля 1985 года Пленум Верховного Суда УССР Постановлением № 2 «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Жилищного кодекса УССР» установил, что суду необходимо учитывать разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 года № 5/12/21 «О порядке использования постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года».

(Это Постановление в редакции от 10 марта 1989 года № 2 и от 25 декабря 1992 года № 13 действительно до настоящего времени).

ПОСТАВЛЕННЫЕ НА УЧЕТ ДО 1985 ГОДА ЛЬГОТ НЕ УТРАТИЛИ

Право на внеочередное предоставление жилья носит разовый характер и не ограничено каким-либо сроком. Если граждане не смогли воспользоваться своим правом по независящим от них причинам, то невыполнение жилищными органами, предприятиями, учреждениями своих обязанностей по обеспечению носителя этого права жильем не является основанием для утраты ими права на льготы.

Постановление Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 11 декабря 1984 года № 470 «Об утверждении правил учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР» гласит: «Установить, что граждане, правомерно принятые на учет до 1 января 1985 года не утрачивают права на получение жилого помещения, если в новом законодательстве иначе регулируется принятие граждан на учет в таких случаях» (статья 2).

Несмотря на то что в моем случае Закон предусматривает право на внеочередное предоставление жилья, причем правоотношение по предоставлению его три раза возникало независимо от юридической предпосылки состояния на учете, мне ни разу не удалось воспользоваться своим правом при наличии всех юридических фактов разного значения:

— правосубъектных предпосылок участия в правоотношениях;

— фактических предпосылок правообразования;

— фактов, составляющих непосредственное основание права;

— дополнительных фактов, необходимых для осуществления права.

PS. В конце концов, мне предоставили жилье в кооперативном доме без снятия с квартирного учета в качестве временной меры обеспечения жилой площадью (в соответствии с пунктом 54 Правил).

ХРАБРОВ Евгений — юрист, заместитель председателя правления АО «Укргазстрой», г. Киев