Внутренний аудит пищевого предприятия

Специалисты службы внутреннего аудита должны иметь права:

— самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки на основе действующего законодательства с учетом положений по проведению внутреннего аудита;

— получать необходимые для проверки документы, имеющие отношение к предмету проверки и находятся как в подразделении проверяемого предприятия, так и в других подразделениях, и в других пред иемствах и учреждениях

— получать объяснения от руководства подразделения и его сотрудников;

— самостоятельно или с привлечением сотрудников подразделения, проверяется, снимать копии с полученных документов;

— проверять наличие имущества, денежных средств, требовать от руководства подразделения и предприятия проведения контрольных запусков, обзоров, намерений, признание качества продукции;

— привлекать при необходимости сотрудников других подразделений для проведения внутреннего аудита;

— привлекать при договорной основе к участию в аудите других специалистов или экспертов;

— получать по письменному запросу необходимую письменную информацию от третьих лиц для осуществления аудиторской проверки

Внутренние аудиторы должны иметь следующие обязанности:

— соблюдать главной стратегии и установленной политики предприятия (учетной, налоговой, амортизационной, финансовой, контрольной и т.п.);

— организовать постоянный контроль деятельности предприятия и его подразделений путем проведения проверок, анализа, тестирования и т.п.;

— должным образом проводить аудит, проверять состояние бухучета и финансовой отчетности, внутреннего контроля, их достоверности и полноты, соответствия действующему законодательству;

— сообщить руководству об установленных аудитом недостатки ведения учета, отчетности и контроля, сохранности имущества, нарушений требований законодательных актов;

— расследовать факты нарушений требований законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, должностных инструкций;

— разрабатывать рекомендации, проводить консультации и разъяснения, проверять устранение замечаний и рекомендаций;

— квалифицированно и качественно осуществлять аудиторские проверки, предоставлять консультационные услуги;

— организовать подготовку к проверкам и сотрудничество с организациями внешнего аудита, органами контроля;

— осуществлять полное документирование каждого факта проверки, оформлять заключения по фактам проверки;

— обеспечивать сохранность и возврат полученных от подразделений документов, конфиденциальность информации;

— проводить периодически анализ финансового состояния подразделений

Выполнение своих обязанностей внутренними аудиторами позволяет руководству предприятия иметь уверенность, что его деятельность соответствует принятой учетной политике и требованиям законодательства. Вместе с тем вн нутришний аудит обеспечивает обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями предприятийа.

Все это свидетельствует о том, что должны существовать обязанности не только внутренних аудиторов, но и сотрудников предприятия по внутреннему аудиту

Обязанности сотрудников предприятия по внутреннему аудитора

— готовить к аудиторской проверке документы согласно определенному перечню;

— создавать условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, объяснения в устной и письменной форме;

— оперативно исправлять обнаруженные в процессе аудиторской проверки нарушения в ведении бухучета, отчетности, информирование о тех фактах руководства;

— не принимать меры по ограничению круга вопросов, которые необходимо выяснить в ходе аудиторской проверки

Следует отметить, что важное значение имеет ответ на вопрос: кто может работать внутренним аудитором?

Для компании будет только плюсом, если должность внутреннего аудитора занимать специалист с опытом работы во внешнем аудите. Согласно. Справочнику квалификационных характеристик профессий работников к в аудитора предъявляются следующие требования:

Должностные обязанности. Оказывает бухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса. Осуществляет анализ финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия независимо от формы собственности. Проводы ить ревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивает ее достоверность, а также внутренний и внешний контроль законности совершаемых финансовых операций, соответствия их законодательным и нормат ивним правовым актам, соблюдения установленного порядка налогообложения. Дает необходимые рекомендации с целью предотвращения просчетов и ошибок, которые могут вызвать штрафные и другие санкции, уменьшить приб уток и отрицательно повлиять на репутацию предприятия, учреждения, организации. Предоставляет консультации юридическим и физическим лицам по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, пр облем налогообложения, действующего порядка решения спорных вопросов относительно незаконно поданных исков и другим вопросам в пределах его компетенции. Участвует в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротом тство) в арбитражных судах. Следит за изменениями и дополнениями в нормативных правовых документов, принимает меры по согласованию интересов государства и клиентелієнтів.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся производственной и хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации; рыночные методы хозяйствования, зак закономерности и особенности развития экономики; трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство; порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; методы анализа хозяйственно-фи нансового деятельности предприятия, учреждения, организации, правила проведения проверок и документальных ревизий; денежное обращение, кредит, порядок ценообразования, условия налогообложения юридических и физических в. СИБ, правила организации и ведения бизнеса, этику делового общения; экономику, организацию производства, прачки и управления, порядок оформления финансовых операций и организацию документооборота; ч инни формы учета и отчетности, правила и нормы охраны труда.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж бухгалтерской работы — не менее 3-х лет

Для работы во внешнем аудите большинство аудиторских фирм требует, чтобы специалист имел сертификат аудитора. А для того чтобы работать внутренним аудитором, сертификат аудитора Украины иметь не обязательно

Согласно. Закону Украины»Об аудиторской деятельности»сертификат аудитора необходим лишь в трех случаях:

— для того, чтобы работать руководителем аудиторской фирмы;

— для того, чтобы быть учредителем аудиторской фирмы в пределах 70% доли уставного фонда

— частному предпринимателю аудитору для того, чтобы индивидуально предоставлять аудиторские услуги с правом составления официального аудиторского заключения

Возможна также комбинация указанных случаев

есть никаких преград на пути к труду в сфере внутреннего аудита законодательно не установлено, и теоретически работать внутренним аудитором может любой. Однако на практике не все так просто, как кажется ся, ведь понятно, что владельцы вряд ли доверят контроль за сохранностью своей собственности работнику, который не имеет соответствующей квалификации, знаний и опыту.

Каким же должен быть специалист по внутреннему аудиту, ведь в. Справочнике квалификационных характеристик профессий работников профессия»внутренний аудитор»не упоминается. Более того, профессия»внутренний аудитор»не предусмотрена. Классификатором профессий, содержащий только такие профессии и названия работ, касающихся аудита в целомться аудиту в цілому:

241 12

Аудиторы и квалифицированные бухгалтеры

Аудитор

Директор малой фирмы (страховой, аудиторской, рекламной и др.)

Разъяснение относительно названий должностей, изложенных в решении. АПУ от 02022006 г № 159/7, касаются только лиц, работающих в сфере внешнего аудита

Таким образом, требования к лицам, которые принимаются на должности для работы в сфере внутреннего аудита, предприятия устанавливают самостоятельно

Это логично, ведь, повторимся, внутренний аудит направлен для удовлетворения потребностей владельцев, менеджеров предприятия, а учитывая разнообразие форм и видов деятельности требования к специалистам на разн них предприятиях могут отличаться с точностью до наоборот.

По нашему мнению, внутренний аудитор должен знать принципы организации и управления, обладать знаниями в области бухгалтерского учета, финансов, права, налогообложения, иметь базовые знания по основам контрол лю (ревизий, аудита), анализа хозяйственной деятельности, информационных технологий и др.. Если предполагается, что на предприятии будет работать один внутренний аудитор, то он должен легко ориентироваться в многих отраслях. Но владеть всеми этими знаниями одновременно очень сложно. Поэтому на практике более распространенной формой организации работы является отдел (служба) внутреннего аудита, при формировании которого выходят из принципа, чтобы каждый из специалистов должен квалификацию по каждой из названных дисциплин. Если при проведении аудита будут необходимы знания в сложной или специфической отрасли, внутренние аудиторы по согласованию нием с владельцем могут привлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев, инженеров, статистов, строителей, геологов и, конечно, независимых аудиториейорів.

Внутренний аудитор должен быть организованным, честным, аккуратным в оценках и суждениях, уметь находить общий язык с разными людьми, не разглашать конфиденциальной информации, планировать свою робот ту, понимать суть проблем, четко выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения тощ.

На практике, поскольку в Украине статус профессии»внутренний аудитор»действующим законодательством не определен, компании по разному называют отделы, занимающиеся внутренним аудитом, например:

— департамент аудита;

— служба внутреннего аудита;

— отдел ревизий и контроля;

— сектор аудита финансовой дирекции

Некоторые компании функции внутреннего аудита поручают выполнять финансовым отделам или отделам контроллинга, которые могут создавать в своем составе отдельные подразделения, в связи с чем часто приходится ч слышать такие длинные названия должностей:»внутренний аудитор департамента финансов»,»аудитор отдела внутреннего аудита департамента экономики и финансов»,»аудитор департамента контроллинга»тощтаменту контролінгу» тощо.

По нашему мнению и мнению. Кулаковской. ЛП, целесообразно, чтобы правовые отношения между администрацией и внутренним аудитором регулировались трудовым законодательством, зачиплялися в письменном договоре (контракте). Пе еревагы письменного контрактату:

— права, обязанности и ответственность сторон трудового договора (контракта) фиксируются в едином акте;

— обеспечивается правовая и социальная защищенность работника в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда с учетом специфики работы, установления индивидуальных условий трудов вой деятельности аудитора, дополнительных льгот и компенсаций

— способствует более эффективному использованию трудового потенциала работника, его индивидуальных способностей и профессиональных навыков;

— повышает ответственность работника и работодателя за невыполнение обязательств, предусмотренных трудовым договором (контрактом)

Особенность трудового договора (контракта) аудитора в том, что договор с аудитором может заключить как генеральный директор фирмы, так и основатели. Аудитор может по поручению учредителей в пределах своей ком мпетенции проверять и деятельности генерального директора.

Трудовой договор (контракт) может заключаться на неопределенный срок, на определенный срок (не более 5 лет), на время выполнения определенной работы

В трудовом договоре (контракте) указываются:

— работник и работодатель, заключившие трудовой договор;

— наименование должности;

— права и обязанности аудитора;

— оплата труда;

— рабочее время и отдых;

— гарантии и компенсации;

— порядок увольнения с должности

К трудового договора (контракта) могут быть включены условия об установлении испытательного срока, неразглашении служебной или коммерческой тайны, другие условия, не ухудшающие положения работник превысил ника по сравнению с законодательством, соглашениями и коллективными договорами, действующими в организации.

Образец трудового договора (контракта) с аудитором показан ниже (см. доп 3)

Следует отметить, что этические нормы поведения объединяют людей одной профессии, их выполнение создает здоровый климат в коллективе, обеспечивает высокий уровень профессионализма и высокую общественную оценку профес сии. Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии. С точки зрения любой профессии, этический кодекс — это декларация жестких норм поведения, что способствует их выполнению. Без этого невозможна профессиональная дисциплина. Многие зарубежные профессиональных организаций рекомендует своим членам в конце года предоставлять устный или письменный отчет о вып онання норм профессионального поведения. Доверие к высокого качества предоставляемых услуг возможна только тогда, когда в рамках данной профессии существуют стандарты профессиональной деятельности, этические принципнципи.

Этические принципы — это ключевое условие достижения цели внутреннего аудита. Они включают независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность

Независимость помогает внутренним аудиторам выполнять аудит, высказывать объективное мнение. Внутренние аудиторы не должны получать от работников ценные подарки, которые могут ослабить их незалежнис вь.

Внутренние аудиторы независимы, когда они могут выполнять свою работу свободно и объективно. Независимость внутреннего аудитора определяется оргстатусом (т.е. функциями и подчинением) отдела внутр ние аудита, правами и обязанностями внутреннего аудитора, в том числе доступ к руководства.

Таким образом,»независимость»предусматривает:

1. Организационные статус отдела внутреннего аудита. Орган внутреннего аудита не должен быть подотчетным исполнительным органом управления. В противном случае нарушается объективность внутреннего аудитора а при проверке деятельности лиц, которым он подчинен. Организационный статус должен быть достаточным для обеспечения поля действий внутренних аудиторов, адекватного обсуждения и эффективных действий по резул ьтатамы и рекомендациями аудитдиту.

2. Права и обязанности внутреннего аудитора. Внутренний аудитор должен быть не зависимым от тех лиц, чью работу он проверяет, как в аспекте функциональной или административной подчиненности, так и с точки зрения заинтересованности. Например, результаты проверки, проведенной внутренним аудитором, будут менее объективные, если оплата его труда будет как-то зависеть от результатов того направления дея те организации, к которому относятся объекты проверки. Внутренний аудитор не долженнен:

— обладать правом требований выполнения своих рекомендаций (предложений);

— быть ответственным за организацию их внедрения и результаты;

— участвовать и нести ответственность за коррективы найденных им отклонений

В противном случае не будет объективным последующий контроль этих же объектов, так как аудитору придется проверять или результаты своего же труда, или результаты осуществления своих же рекомендаций (предложению й). Предполагается ослабление объективности, когда внутренние аудиторы выполняют аудит деятельности, в которой они же имеют функции неаудиторских характера. Вот почему при составлении отчета это должно быть обсудят ено с соответствующим уровнем управления. Специалисты внутреннего аудита не должны назначаться на проверку той деятельности, в которой они раньше работалиали.

Внутренние аудиторы должны иметь поддержку органов управления организацией, достаточной для того, чтобы сотрудничать с аудированной структурами и выполнять свою работу без нарушений интересов

Объем необходимой информации и ее уровень должны определяться самим внутренним аудитором. В отдельных случаях, например, в случаях конфиденциальности (секретности) информации внутренний аудитор должен об бгрунтуваты перед органом управления необходимость получения данной информации для ее изучения и формально получать разрешение требовать ее в ответственных осиб.

Принцип объективности требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно. При составлении отчетов о результатах проверок внутренний аудитор должен четко отделять ф факты от. Думойк.

Внутренний аудитор должен отказаться от проведения проверок в случае пребывания на руководящих должностях подразделения, перевиряееться, лиц, которые являются его родственниками

Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или некачественную деятельность, не должны участвовать в действиях, которые могут дискредитировать их профессию, нанести с ущерб. Отдел внутреннего аудита должен быть самостоятельным, независимым и нейтральным относительно уровня управления, где принимаются решенияя.

Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также готовность нести ответственность за свои действия и за неад декватну деятельность.

Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы должны быть осторожны в вопросах использования информации, приобретенной в процессе выполнения своих функций они не должны использовать конфиденциальной инф формации в своих личных интересах.

Профессионализм предполагает:

1. Компетентность внутреннего аудитора. Внутренний аудитор должен обладать необходимыми знаниями, мастерством и дисциплиной для надлежащего выполнения своих функций. Главный внутренний аудитор вместе с ке еривництвом должны определить критерии образования и практических навыков, необходимых для каждой должности, связанной с внутренним аудитором. Он должен своевременно признать и оценить отклонения, а должностные лица — просвещенноговані.

2. Соответствие. Кодексу этики

Каждый внутренний аудитор должен понимать, что его индивидуальное решение, суждения не могут противоречить. Кодексу этики случае их профессионализм, честность и правдивость может быть подвергнута сомнению

3. Общение с пользователями услуг и использования средств коммуникации

Внутренние аудиторы должны поддерживать удовлетворительные отношения как между собой, так и с персоналом, руководством организации и внешними контроллерами (внешние и государственные аудиторы), использовать эффекты ивни средства коммуникации, уметь общаться, знать психологию человек.

4 постоянного обучения. Внутренние аудиторы ответственны за продолжение своего образования с целью поддержки своего профессионализма. Они должны вести постоянную профессиональную подготовку, сдавать соответствующие квалификацию ацийни экзамены, поддерживать необходимый уровень знаний путем прохождения профессиональных семинаров, курсов, участия в конференциях, ознакомления с новой литературоою.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Куприянов А.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» В статье рассмотрены эффективные способы контроля функционирования систем качества и безопасности пищевых производств, построенных на основе: системы менеджмента качества (по ГОСТ Р ИСО 9001), системы анализа риска и критических контрольных точек ХАССП (по ГОСТ Р 51705.1), системы менеджмента безопасности пищевой продукции СМБПП (по ГОСТ Р ИСО 22000). Основным инструментом контроля результативности систем менеджмента является аудит. Внутренний аудит помогает достичь предприятию поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Внешний аудит позволяет получить документ, подтверждающий соответствие системы менеджмента предъявляемым к ним, нормативным и законодательным требованиям, применяемым в данной области производства, закрепляя лидирующие позиции предприятия на рынке продукции. 313 KB управление качеством ХАССП система менеджмента безопасности аудит пищевые производства 1. Антипова А.П. Трудности и перспективы внедрения системы ХАССП на предприятиях пищевой промышленности оренбургской области на современном этапе / А.П. Антипова, А.В. Куприянов, Л.Н. Третьяк // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. – С. 154–161. 2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2015-28-09 – М.: Стандартинформ, 2015. – 27 с. 3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 2015 – 28-09 – М.: Стандартинформ, 2015. – 24 с. 4. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.- Введ. 2012-19-07 – М.: Стандартинформ, 2013. – 36 с. 5. Куприянов А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 3 (164). – С. 164–167.

Качество и безопасность продуктов питания – понятие многогранное, и в настоящее время анализ вопросов качества и безопасности требует изменения существующих представлений. Качество и безопасность сегодня – это не констатация соответствия или несоответствия показателям нормативных документов, это четкий алгоритм мероприятий, предупреждающих причину и определяющих пути устранения возможных несоответствий, нормативным требованиям. Особенно остро вопрос о повышении качества и безопасности производимой продукции встает перед производителями в условиях импортозамещения, в условиях снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей есть реальная возможность закрепиться на российском рынке, с дальнейшим продвижением продукции на рынки стран ближнего зарубежья и рынок ВТО.

Внедрение и поддержание на предприятиях пищевой промышленности систем менеджмента качества и безопасности является наиболее эффективным инструментом обеспечения качества и безопасности выпускаемой продукции.

Изменения в законодательных и нормативных актах, регламентирующих производство и оборот пищевой продукции, обязали предприятия пищевой промышленности внедрить или приступить к внедрению систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 или менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 22000, или системы анализа рисков и критические контрольные точки ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points – HACCP) .

Постоянное совершенствование законодательной и нормативной (государственное регулирование) базы в области пищевых производств диктует новые требования в обеспечении безопасности и качества производимой продукции, заставляя руководство предприятий поддерживать и развивать данные системы, к этому принуждает и потребитель, голосуя своими деньгами за более качественную и безопасную продукцию.

Проведенные в 2015 году на территории Оренбургской области исследования выявили следующие трудности разработки и внедрения данных систем: высокая стоимость процедур, трудность разработки документации, недостаток компетентных специалистов, отсутствие специалистов для проведения внутреннего аудита, отсутствие материального стимулирования .

Результативность и эффективность внедряемых систем определяется множеством факторов: правильностью определения процессов системы и созданием соответствующей организационной структуры, обеспечение надлежащего взаимодействия процессов, обеспечение должного уровня понимания и вовлеченности персонала в реализацию системы, правильная и обоснованная постановка стратегических и краткосрочных целей в области качества и безопасности и множеством другими факторов.

Непосредственное участие руководства предприятий является определяющим условием успешной разработки, внедрения и функционирования систем менеджмента качества и безопасности продукции. Руководство предприятия должно возглавить деятельность по разработке и внедрению систем менеджмента, так как именно оно определяет стратегию ее развития и формирует основные цели и задачи для наиболее полного удовлетворения требований потребителей. Ресурсы, необходимые для разработки и поддержания систем: человеческие, финансовые, временные, сосредоточены в руках руководства предприятия. «Лидерство руководства» является основополагающим принципом менеджмента качества и в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2015 (п. 2.3.2) определено следующим образом: «Лидеры на всех уровнях организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют, для достижения целей организации в области качества, обеспечивают единство цели и направления деятельности организации» .

Область ответственности руководства предприятия при разработке и поддержании систем менеджмента качества и безопасности продукции включает:

– перспективное планирование системы путем разработки политики и целей предприятия в области качества и безопасности выпускаемой продукции;

– планирование деятельности и потребностей предприятия для достижения целей;

– создание необходимой организационной структуры предприятия, распределение ответственностей и полномочий;

– обеспечение ресурсами для достижения поставленных целей;

– создание эффективной системы обмена информацией внутри предприятия, для информирования персонала по вопросам качества и безопасности продукции, так и с внешними заинтересованными сторонами;

– оценка систем менеджмента качества и безопасности.

«Лидерство руководства» предприятия в реализации названных направлений деятельности в сочетании с результативно работающей системой контроля деятельности и продукции предприятия могут гарантировать успешное функционирование систем менеджмента качества и безопасности продукции.

Такой эффективной системой контроля качества и безопасности производимой продукции становится аудит. ГОСТ Р ИСО 19011–2012 дает следующие определение аудита. Аудит – систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита .

Аудит в системах менеджмента – обязательная процедура, инструмент анализа и контроля деятельности предприятия по разным направлениям: менеджмент, качество и безопасность продукции, экологичность.

Для предприятий пищевой промышленности критерии аудита жестко привязаны к законодательной и нормативной базе, однако существенно ограничены областью проверяемой деятельности. Для аудита систем менеджмента качества не существует каких-либо правовых норм, что обусловлено добровольностью применения таких систем. Однако, поскольку требования нормативных документов к системам менеджмента безопасности включают и обязательное выполнение законодательных норм и регламентов (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011), комплексный аудит таких систем в обязательном порядке включает и оценку выполнения таких требований.

Базовая методология аудитов приведена в ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», легко настраивается и адаптируется для аудиторской деятельности в области управления качеством и безопасностью пищевой продукции.

Отличия аудита от контроля и проверок четко прописаны в его определении: независимость – означает организационную независимость аудиторов от проверяемой области: «аудитор не должен проверять свою работу», объективность – важнейшая характеристика аудитов, базирующаяся как на независимости аудиторов, так и на их беспристрастности в своих оценках и выводах, главная задача аудита – не наказание, а поиск возможностей избежать последствий.

При оценке систем менеджмента качества и безопасности нормативом служат требования соответствующих стандартов; ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для системы менеджмента качества, ГОСТ Р ИСО 22000-2007 или требования системы ХАССП по ГОСТ Р 51705.1-2001 для систем менеджмента безопасности пищевой продукции. Стандарты на системы менеджмента требуют выполнения как требований стандарта, так и требований внутренних процедур предприятия, которые оно установило и считает важными для эффективной работы системы, значит, критериями для сравнения, являются и эти процедуры, критериями оценки также являются требования потребителей.

Требования потребителей, отражаются в договорах и контрактах на поставку, а также могут выявляться в ходе маркетинговых исследований. Законодательные требования к организации производства пищевой продукции и к самой продукции установлены в настоящее время в Федеральном законе № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Технических регламентах Таможенного союза: «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021), «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011), «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011), «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012), «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012), «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2012), «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)». Нормативные и технические требования (к продукции и процессам) определены в стандартах на продукцию, соответствующих технических условиях и технологических инструкциях.

В зависимости от сторон, участвующих в аудите, выделяют:

– внутренний аудит;

– внешний аудит.

Внутренний аудит имеет особое значение для развития предприятия и его управления (ГОСТ Р 51705.1-2001 (п. 4.8), ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (п. 9.2), ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (п. 8.4.1)). Он позволяет получить объективную картину состояния систем на предприятии, ее соответствия установленным требованиям, выявить слабые места систем и потребности в ее совершенствовании. Целями внутреннего аудита систем менеджмента качества и безопасности производимой продукции являются:

– оценка своевременности и эффективности мероприятий, проводимых предприятием, путем сбора и использования объективных доказательств;

– определение и регистрация случаев несоответствий при обеспечении качества и безопасности, выявление их причины.

Объектами внутреннего аудита являются: производство, все процессы предприятия, службы обеспечения и контроля качества и безопасности, инженерные службы, менеджмент персонала, закупки, склады хранения сырья, готовой продукции, материалов, административные подразделения и др.

Результаты внутренних аудитов наряду с оценкой выполнения ранее принятых руководством решений и данными по обновлению системы служат входными данными для анализа системы на предмет ее результативности и эффективности, в обязательном порядке учитываются как при планировании системы менеджмента, так и при определении стратегии предприятия, то есть разработке или дополнении политики в области качества и безопасности (цикл PDCA).

Результаты внутреннего аудита должны информировать руководство:

– об эффективности и результативности деятельности процессов системы;

– о соответствии продукции предъявляемым требованиям: законодательным и нормативным, потребителей;

– о соответствии процессов и процедур предприятия требованиям стандартов на системы менеджмента, а также требованиям внутренних процедур;

– о уровне достижения установленных целей в области качества и безопасности продукции;

– о слабых местах системы, направлений и возможностей для её улучшений и др.

Поддержание регулярности внутренних аудитов, для выявления динамики и тенденций в функционировании процессов и мониторинга состояния системы, является обязательным условием.

Информация, полученная руководством по результатам внутренних аудитов, является основой для принятия управленческих решений по дальнейшему развитию предприятия.

Важной составляющей внутренних аудитов является аудит поставщика (ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (п. 8.4)) – процесс, в котором предприятие можно рассматривать с двух сторон: при проверке своих поставщиков – в качестве аудитора и при проведении аудита компании ее клиентами – в качестве проверяемой стороны. В обоих случаях критериями аудита являются, наряду с базовыми законодательными и нормативными требованиями, требования контрактов и договоров. Сведения, полученные руководством предприятия в результате аудитов поставщиков, позволяют оценить и учитывать его реальные возможности поставлять продукцию надлежащего качества, выбирать надежных поставщиков, а также строить стратегию взаимовыгодного сотрудничества.

Внешний аудит – очень важный этап процесса разработки и внедрения систем менеджмента качества и безопасности.

Внешние аудиты включают в себя аудиты, проводимые второй стороной (стейкхолдерами) или третьей стороной (органом по сертификации). Аудиты, проводимые второй стороной, выполняются заинтересованными в деятельности предприятия потребителями, финансовыми структурами, акционерами или другими лицами от их имени. Аудиты, проводимые третьей стороной, выполняются внешними независимыми организациями, осуществляющими сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000:2015 (п. 3.13.1) .

Аудит на соответствие требованиям (сертификационный) – процесс оценивания систем менеджмента с целью нахождения свидетельств соответствия требованиям стандартов на системы менеджмента качества и безопасности, осуществляемый независимой специализированной организацией – органом по сертификации систем менеджмента. В ходе внешнего аудита на основании изучения документации и записей системы, наблюдения за деятельностью и бесед с персоналом организации аудиторы оценивают полноту и соответствие документации системы требованиям соответствующего стандарта, взаимодействие процессов, реализуемых на предприятии, соответствие деятельности и продукции предприятия, законодательным и нормативным требованиям, вовлеченность персонала в систему, а также другие аспекты системы.

По сути, успешное прохождение сертификационного аудита – это валидация систем менеджмента. Получая сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта на систему, предприятие получает официально документированное подтверждение результативного функционирования системы. Наличие сертификата соответствия системы менеджмента укрепляет позиции предприятия на рынке и расширяет возможности по заключению договоров на поставку продукции. Кроме того, часто закупки продукции осуществляются только у предприятий, имеющих документальное подтверждение функционирования систем менеджмента.

Для предприятий пищевой промышленности наличие сертификата соответствия на систему менеджмента безопасности пищевой продукции (ГОСТ Р ИСО 22000) или систему анализа риска и критических контрольных точек ХАССП (ГОСТ Р51705.1-2001) является, подтверждением выполнения требований Технического регламента Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Успешность сертификационного аудита во многом определяется заинтересованностью руководства в результативном функционировании системы – поскольку такая заинтересованность влечет постоянное внимание руководства к оценке динамики реализации намеченных целей, выявлению областей для улучшения системы и продукции, выявлению слабых звеньев в организации системы и управленческой деятельности и принятию и проведению соответствующих решений и действий.

Результат сертификационного аудита – это для руководителя контрольная точка по оценке деятельности предприятия, констатирующая очередной уровень достижений предприятия. являющаяся базой для его дальнейшего развития.

Заключение

Контроль эффективности функционирования систем менеджмента качества и безопасности, с использованием внутреннего и внешнего аудитов, предоставляют руководству возможность получить объективную информацию по разным аспектам деятельности предприятия и на основе анализа этой информации разрабатывать и внедрять управленческие решения, направленные на развитие и совершенствование предприятия, в области управления качеством и безопасностью выпускаемой продукции, выполнять требования законодательной и нормативной практики в области производственной деятельности.

Содержание

Библиографическая ссылка

Куприянов А.В. КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6-2. – С. 294-298;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40413 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

. Положение об отделе внутреннего аудита

1. Общие положения

2. Структура отдела

3. Задание

4. Функции

5. Права

6. Взаимоотношения (служебные связи)

7. Взаимодействие с. Правлением. ОАО

8. Ответственность

9 Заключительные положения

1. Общие положения

11. Отдел внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением

Отдел создается и ликвидируется по приказу генерального директора по согласованию с. Правлением и подчиняется непосредственно генеральному директору

Непосредственное руководство отделом осуществляет начальник отдела, который назначается приказом генерального директора по согласованию с. Правлением

На должность руководителя отдела назначается высококвалифицированный специалист, имеющий вуза экономическое образование, опыт бухгалтерской работы не менее 5 лет или опыт работы в аудите не менее. З лет. Ке еривник отдела внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности, генеральным директоромм.

12. Отдел внутреннего аудита создается с целью обеспечения эффективной деятельности аппарата управления, по защите законных имущественных интересов компании, совершенствование системы бухгалтерского и нало тков учета и содействие повышению эффективности работы. ОАО, укреплению его финансового состояниену.

В своей практической работе отдел внутреннего аудита руководствуется действующим законодательством Украины, решениями. Правления, приказами, распоряжениями генерального директора, настоящим. Положением

2. Структура отдела

21 склад отдела внутреннего аудита включает руководителя отдела и аудиторов. Численный состав отдела утверждается генеральным директором. Общества по предложению руководителя отдела. Обязанности работник ков отдела регламентируются должностными инструкциями, которые разрабатываются руководителем отдела внутреннего аудита и корректируются в случае изменения функций или объема и утверждаются генеральным директором по согласованию с. Правлением. ВА. ВАТ.

3. Задание

31. Предоставление. Правлению и генеральному директору по требованию заключений (отчетов):

— о состоянии активов, производственно-хозяйственную и финансовую дисциплину;

— об оценке качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой;

— об оценке экономической безопасности систем бухучета и системы внутреннего контроля;

— о соблюдении внутренних правил и процедур

32. Подготовка консультаций и информационное обеспечение:

— разработка методических указаний, рекомендаций, инструкций по бухгалтерскому учету

налогообложения, аудита;

— информационное обслуживание и консультирование по вопросам бухгалтерского учета

налогообложения и правового регулирования предпринимательской деятельности;

— проведение семинаров, повышение квалификации, обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала;

— рекомендации по компьютеризации бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, аудиту и т.д.

4. Функции

В функции работников отдела внутреннего аудита относятся:

41. Проведение аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности:

— правильности составления и оформления первичных документов, учетных регистров по

участкам учета, включая экспертизу средств, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей звитнос сти и операций, остатков по бухгалтерским счетам

— достоверности учета затрат на производство, полноты отражения дохода от реализации, доходов от внереализационных операций, точности определения размера прибыли, правильности распределения прибыли ов и оформления расчетов.

42. Осуществление тематических проверок:

— соблюдение законодательства, нормативных актов, учредительных документов, системы

внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций, распределения

полномочий и ответственности между сотрудниками и т.д.);

— правильности составления и точности выполнения условий хозяйственных договоров;

— проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эффективности использования всех видов ресурсов, соблюдения расчетной дисциплины, полноты и своевременности внесения налоговых платежей;

— оценка программного обеспечения, используемого предприятием;

— оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных

проверок в структурных подразделениях

43. Разработка предложений:

— по улучшению организации бухгалтерского учета;

— по формированию учетной политики;

— повышение внутреннего контроля;

— усиление материальной ответственности должностных лиц;

— по обеспечению сохранности ресурсов;

— по предупреждению злоупотреблений;

— с материального стимулирования работников, дисциплинарных и финансовых взысканий

44. Проведение по поручению. Правления и руководства проверок эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов:

— проверка системы внутреннего контроля и разработка предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетов, изменения

45. Консультирование и информационное обслуживание учредителей, администрации и

сотрудников по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения

46. Участие в подготовке материалов для внешнего аудита, налоговых проверок и

проверок других контролирующих органов

5. Права

Отдел внутреннего аудита имеет право:

51 проверку бухгалтерских учетных регистров и первичных документов, ценных бумаг,

планов и других документов по финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

52. Ознакомление с приказами, распоряжениями, решениями собрания акционеров, правления и должностных лиц. ОАО;

53. Проверка наличия, состояния и сохранности товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц;

54. Получение необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверок;

55. Предоставление рекомендаций по материального стимулирования и финансовых и дисциплинарных взысканий

6. Взаимоотношения (служебные связи)

61. Отдел внутреннего аудита получает от подразделений по мере необходимости:

611 от. Бухгалтерии:

— первичные документы, действующие нормативы и другие сведения, необходимые для проведения проверок, экспертиз, анализа;

— промежуточную и годовую финансовую отчетность, учетные регистры и другую учетную информацию;

— отчеты о работе, проведенной соответствующим подразделением по результатам аудиторской проверки

612. От договорного отдела:

— хозяйственные договоры с приложениями, соглашения, акты и т.д.

613 от юридического отдела:

— учредительные документы, векселя, страховые свидетельства, сертификаты, лицензии, доверенности и другие юридические документы

614 от отдела персонала:

— приказы, штатные расписания, документы по кадровой работе

615 от других подразделений:

— необходимые для проведения аудита материалы

62. Отдел внутреннего аудита выдает. Бухгалтерии, отдела персонала и другим подразделениям:

— акты проверок, заключения, предложения и рекомендации по вопросам учета и контроля

7. Взаимодействие с. Правлением. ОАО

71. Правление определяет требования к квалификации и профессионального опыта сотрудников отдела и дает рекомендации. Генеральному директору. ОАО по подбору сотрудников отдела

72. Генеральный директор согласовывает состав отдела с. Правлением непосредственно перед назначением сотрудников на должность

73. Правление имеет право давать приказы. Генеральному директору на отзыв сотрудников от должности, занимается

74. Отдел внутреннего аудита получает от администрации:

— утвержденные планы работ отдела внутреннего аудита, в том числе:

— годовые планы (с разбивкой по кварталам) в срок до 20 декабря на следующий год, квартальные, в срок до 20 числа до начала квартала;

— поручения, задания (по мере возникновения);

— другие документальные материалы

75. Отдел внутреннего аудита составляет и предоставляет:

— отчеты о проделанной работе за год;

— отчеты о проделанной работа за квартал;

— другие отчеты, справки;

— другие документальные материалы

8. Ответственность

81. Ответственность за качество и своевременность выполнения функций отделом несет руководитель отдела

82. На начальника отдела возлагается личная ответственность за:

— соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом;

— составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности отдела;

— своевременное и качественное исполнение приказов руководства

83. Ответственность других работников отдела устанавливается соответствующими инструкциями

9. Заключительные положения

91. К этому. Положению могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с. Правлением, которые утверждаются приказом (распоряжением) руководителя

92. Срок действия настоящего. Положения не ограничен

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела внутреннего аудита

Председатель правления

Начальник отдела персонала

Начальник юридического отдела

Приказ о проведение внешного аудита

Программа проведения внутреннего аудита (пример) Программа проведения внутреннего аудита — 1 Программа проведения внутреннего аудита — 2 Программа проведения внутреннего аудита — 3 Программа проведения внутреннего аудита — 4 Программа проведения внутреннего аудита — 5 Программа проведения внутреннего аудита — 6 Программа проведения внутреннего аудита — 7 Программа проведения внутреннего аудита — 8 Каждая компания в праве задавать свои критерии проверки в рамках действующего законодательства. При этом многие организации составляют свои графики, программы и планы, основываясь на успешном опыте других предприятий. Это же правило действует и в рамках организационно-методической подготовки. Методики Для получения достоверных результатов проверки во время аудиторского контроля необходимо придерживаться определенной методики проведения внутреннего аудита на предприятии.

Приказ о проведении внутреннего аудита

Организация проведения Процедура проведения аудиторского контроля должна быть четко организована для исключения ошибок в работе самых проверяющих. Качественная организация деятельности аудиторов позволяет сделать контроль простым, быстрым и эффективным.

Далее идет привлечение сторонней компании или формирование аудиторского штата из числа сотрудников. При наличии в организации уже созданной службы внутреннего аудита в приказе отражаются данные на проведение подготовки проверки и конкретные сроки.
Внимание Далее важным пунктом является планирование предстоящего аудита. На основании конкретной программы и плана выбираются адекватные методы, производится подготовка необходимой документации и окончательно определяются сроки ВА.

Приказ о проведении аудита кадровой документации (образец заполнения)

Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  1. цель проведения внутреннего аудита.
  2. Область применения.
  3. Определения и сокращения.
  4. Данные о дополнительных документах.
  5. Перечень ответственных за применение.
  6. Описание процесса проведения аудита.
  7. График и периодичность контрольных проверок.
  8. Подготовка детального плана аудита.
  9. Подготовка необходимых документов.
  10. Последовательность сбора информации.
  11. Нюансы подготовки итоговой отчетности.

У нас доступен для скачивания график-план проведения внутреннего аудита (пример).

Санкт-петербургская академия

Из них 3 являются обязательными:

  1. Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  2. Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  3. Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.

Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

Далее рассмотрим алгоритм и этапы проведения внутреннего аудита. Пошаговые этапы На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое.

Материал на тему: приказ о проведении внутреннего аудита

Факультет менеджмента, кафедры 4.1 Государственное и муниципальное управление Июнь 2011 г. Реализация ООП; Реализация программ дополнительного образования; Научно-исследовательская деятельность; Измерение, анализ и улучшение.
П. п. 5, 6, 7 (кроме 7.4.), 8. 4.2 Менеджмент 4.3 Коммерция 4.

4 Экономика предприятия и предпринимательство 4.5 Физическое воспитание 4.6 Факультет менеджмента, деканат Реализация ООП; Управление студенческим контингентом; Измерение, анализ и улучшение. П. п. 5, 6, 7 (кроме 7.4.), 8. Структурные подразделения 5.

Институт разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения Март 2011 г. Реализация ООП; Реализация программ дополнительного образования; Научно-исследовательская деятельность; Измерение, анализ и улучшение.
П. п. 5, 6, 7 (кроме 7.4.), 8. 6.

Учебно-организационный отдел; Отдел лицензирования, аккредитации и статистики. Апрель 2011 г.

Внутренний аудит — гарантия улучшения деятельности предприятия

Юридический факультет, кафедры 3.1 Теория и история государства и права Май 2011 г. Реализация ООП; Реализация программ дополнительного образования; Научно-исследовательская деятельность; Измерение, анализ и улучшение. П. п. 5, 6, 7 (кроме 7.4.), 8. 3.2 Гражданское право и процесс 3.

3 Управление правоохранительной деятельностью 3.4 Государственное и международное право 3.5 Трудовое право и охрана труда 3.6 Административное и финансовое право 3.7 Юридический факультет, деканат Реализация ООП; Управление студенческим контингентом; Измерение, анализ и улучшение. П. п.

5, 6, 7 (кроме 7.4.), 8. 4.

Приказ о проведении внешнего аудита

  • Сбор аудиторских доказательств.
  • Оформление результатов проверки.
  • Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.
  • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
  • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
  • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.

Результаты осуществления

  • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения.

Приказ о проведении внутреннего аудита В приказе о проведении аудита нужно:

  • указать срок проведения аудита;
  • указать назначаемых руководителей аудиторских групп;
  • указать ответственного за выделение всех необходимых ресурсов для осуществления аудита;
  • указать, чтобы главы проверяемых подразделений обеспечили все нужные условия для осуществления плана;
  • указать ответственного за планирование и осуществление корректировки по результатам аудита;
  • указать ответственного за осуществление приказа.

В роли приложений к приказу могут выступать документы, содержащие план аудита, и документы, содержащие список внутренних аудиторов, и так далее.Н╢▓(98’иrX╔┌+Rы¤м╬TЛ├[?╗Ч╙iE■з■▓Ыўф▓(щ_бЕp┴Фця█Ш╝R╛▌р║▀╥Х╫╣9dl7iЗ╒╔6JAШIЦ╔»ЗЛ0Д{0■o:ЪIJO~G╙ЕrвJэK╟g┘№ыMс╟)t╙цїq╙ўЧ.ж3EўШщbZ№;гlЮaь∙е■╣sIє{кх╕┼┌О{{ТlўЪ╤#nФXх2╨

Внутренний аудит на предприятии: цель, задачи, функции, стандарты

Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита – оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.

Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

Необходимость внедрения внутреннего аудита

В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом.

Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров.

В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.

На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.

Чек лист для внутреннего аудита

Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры.

Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами.

Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.

Что надо знать о чек-листе

Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.

На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.

С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

  • правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
  • осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
  • гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
  • является одним из средств памяти;
  • упрощает проведение аудита;
  • с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.

Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.

Внутренний аудит СМК

СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.

Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:

  • требования качества (руководство по качеству);
  • цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
  • необходимые документированные процессы;
  • регламенты процедур, рабочие инструкции;
  • записи по качеству.

Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством.

Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии.

Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.

Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны.

Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента».

Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.

Как стать специалистом в области внутреннего аудита

С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним.

Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.

На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет.

Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях.

Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн тестов и многого другого.

Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту

Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.

Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.

«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.

«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.

Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.

Приказ об аудите

Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций.

Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и некоторым из них такой контроль смог бы принести немало пользы.

Про совершенствование процесса проведения внутреннего аудита, планирование и его подготовку читайте в этой статье. У нас вы найдете также информацию о проведении внутреннего аудита на предприятии на примере.

Программа и график проведения внутреннего аудита

Планирование проверки — это один из очень важных этапов подготовки.

В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.

Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  1. цель проведения внутреннего аудита.
  2. Область применения.
  3. Определения и сокращения.
  4. Данные о дополнительных документах.
  5. Перечень ответственных за применение.
  6. Описание процесса проведения аудита.
  7. График и периодичность контрольных проверок.
  8. Подготовка детального плана аудита.
  9. Подготовка необходимых документов.
  10. Последовательность сбора информации.
  11. Нюансы подготовки итоговой отчетности.

У нас доступен для скачивания график-план проведения внутреннего аудита (пример).

Программа проведения внутреннего аудита (пример)

Для получения достоверных результатов проверки во время аудиторского контроля необходимо придерживаться определенной методики проведения внутреннего аудита на предприятии. Необходимо заранее определить методы, планируемые для использования аудиторами и создать из них единую систему проведения, отталкиваясь от программы и плана проверки.

Допустимы такие методы:

  • Контрольное сличение остатков
  • Составление обратных калькуляций
  • Общенаучные и научно-практические
  • Хронологический и сравнительный анализ
  • Восстановление учетных записей по документам
  • Методы документальной и фактической проверки
  • Формальная, арифметическая и нормативная проверка
  • Проверка документации определенного хозяйственного процесса
  • Изучение конкретного документа или ряда взаимосвязанных данных.

Методов на практике значительно больше, сюда входят опрос и наблюдение, доказательство и оценивание, а также ряд других приемов, причем за их выбор ответственны аудиторы.

Проведение внутреннего внутреннего кадрового аудита в организации рассмотрено в этом видео:

Набор методов в системе проверки может значительно отличаться в зависимости от объекта контроля и глубины аудирования. По этой причине не существует единой качественной системы проведения внутреннего аудирования — каждая компания имеет свою структуру, что вынуждает изменять используемый порядок контроля.

При этом любая система проведения аудирования должна подчиняться следующим принципам:

  • Этапности и регулярности
  • Открытости и независимости
  • Единообразия и системности
  • Предупредительности и документированности.

Без учета этих принципов внутренняя проверка не может быть эффективной. Также важную роль в положительной результативности аудита играет его организация.

Организация проведения

Процедура проведения аудиторского контроля должна быть четко организована для исключения ошибок в работе самых проверяющих. Качественная организация деятельности аудиторов позволяет сделать контроль простым, быстрым и эффективным.

Подготовка

Проведение ВА всегда начинается с подготовки. Первым пунктом ежегодного контроля является соответствующее распоряжение руководства. Далее идет привлечение сторонней компании или формирование аудиторского штата из числа сотрудников. При наличии в организации уже созданной службы внутреннего аудита в приказе отражаются данные на проведение подготовки проверки и конкретные сроки.

Далее важным пунктом является планирование предстоящего аудита. На основании конкретной программы и плана выбираются адекватные методы, производится подготовка необходимой документации и окончательно определяются сроки ВА.

Приказ и соглашение

Приказ о проведении ВА выпускается непосредственным руководителей компании. Часто выпускаются 2 приказа — один на составление плана и программы аудитов, другой на начало их проведения. Поэтому непосредственным документом для начала действия является тот, который содержит в себе такие данные:

  1. Даты начала и сроки проведения проверок.
  2. Указание ответственных аудиторов и специалистов.
  3. Описание предоставляемых условий для проведения ВА.
  4. Меры, принятые для контроля за проведением аудиторской проверки.

Приказ на проведение внутреннего аудита в организации вы можете скачать здесь.

Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)

Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.

Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:

Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.

В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:

  1. Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  2. Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  3. Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.

Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

Далее рассмотрим алгоритм и этапы проведения внутреннего аудита.

Пошаговые этапы

На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:

  1. Предварительная подготовка.
  2. Сбор аудиторских доказательств.
  3. Оформление результатов проверки.

Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.

  • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
  • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
  • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.

Результаты осуществления

  • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается сводный отчет или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения.

    Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.

  • Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура.

    Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.

  • Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем.

    Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.

При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о чек-листе!).

Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы службы ВА.

Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео:

Приказ от 06.05.2016 № 090-178-п «О проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности регионального оператора — некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» за 2015 год»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ул. Щетинкина, 18, а/я 93, г. Абакан, Республики Хакасия, 655017