Внутренняя политика организации

Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический

Учетная политика (УП) — основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы этот учетный процесс происходил планомерно и непрерывно (как этого требует закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), его необходимо правильно организовать:

  • определить ответственных за организацию учета лиц (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
  • регламентировать основные элементы, необходимые для осуществления процесса учета фактов хозяйственной деятельности и иных учетных объектов — формы первичных учетных документов и регистров, схему документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • разработать комплекс контрольных процедур, включающий алгоритмы проведения инвентаризаций, описание системы внутреннего контроля (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • учесть другие необходимые организационные аспекты (п. 4 ПБУ 1 /2008).

Указанные элементы УП принято объединять в отдельную главу, название которой может звучать по-разному: «Общие положения» или «Организационный раздел учетной политики».

Помимо организационных аспектов фирме необходимо в учетной политике прописать и иные подробности, носящие технический характер, а именно:

  • применяемые способы обработки учетной информации;
  • алгоритмы группировки данных в специально разработанных регистрах;
  • иные технические детали (порядок хранения бумажной и электронной первички, периодичность сохранения информации на съемных носителях или в спецхранилищах).

Все это фирма вправе прописать в отдельной главе учетной политики и озаглавить ее, к примеру, «Технические аспекты учетной политики». Но, учитывая, что жесткой структуры для УП в законодательстве не предусмотрено, вышеуказанные алгоритмы и регламенты часто объединяют в одной главе — организационно-технической. Эта глава в УП — важная и необходимая, но не основная. Что необходимо предусмотреть в основной части УП, расскажем в следующем разделе.

Образцы учетной политики для организаций на ОСНО или УСН подготовили эксперты КонсультантПлюс. Ознакомиться с их разъяснениями, а также скачать примеры УП для каждой из систем налогообложения, можно в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Основная часть учетной политики: методические аспекты

Методические аспекты учетной политики — это избранные фирмой способы оценок активов и обязательств. Данный раздел обладает ярко выраженной специфичностью, так как:

  • формируется исходя из условий работы фирмы (масштабов, структуры, объемов производства, видов деятельности и иных моментов, влияющих на методологию учета);
  • при выборе того или иного метода оценки учитываются индивидуальные показатели деятельности фирмы (например, рентабельность производства), а также ее стратегические и тактические планы.

Поэтому каждая УП обладает своеобразием, хотя и основана на законодательно закрепленных стандартных методиках.

С полным перечнем ПБУ, которые могут оказаться востребованными при составлении УП, знакомьтесь .

В раздел УП, посвященный методическим аспектам, могут включаться:

  • критерии признания, способы оценки, порядок формирования первоначальной стоимости и алгоритмы списания имущества и обязательств;
  • схемы учета производственных затрат и формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • варианты распределения затрат;
  • порядок формирования и корректировки оценочных обязательств;
  • иные аспекты (например, алгоритмы начисления и выплаты дивидендов, распределения и использования чистой прибыли).

Каждый методический аспект учетной политики включает следующие учетные нюансы:

  • основные (порядок признания, первоначальная оценка, механизм выбытия);
  • дополнительные (необходимая детализация и аналитика информации).

Если выбор способа оценки активов и обязательств из тех, что предлагаются законодательством, составляет проблему, фирма вправе самостоятельно определить эту методику, отразив ее в соответствующем разделе УП. Разработанная методика не должна противоречить законодательству и может основываться на международных учетных нормах.

С нюансами процесса формирования УП вас познакомит статья «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Итоги

Аспекты учетной политики носят разный характер: организационный, технический или методологический. Все они имеют важное значение и должны быть отражены в УП с достаточной степенью детализации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Строителева Елена Викторовна

аспирантка, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул zamdec@aael.altai.ru

эконом-политическая карта

предприятия

вставляющие экономической политики предприятия

_Аннотация

В статье показано, что экономическая политика предприятия — это система базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности и поведения предпринимательской структуры, а также влияющих как на состав, так и на характеристики элементов внутренней среды.

Ключевые слова: экономическая политика, базовые положения, предпринимательские структуры, внешняя и внутренняя политика, политика взаимодействия

Экономическая политика, как категория, часто рассматривается на государственном и региональном уровнях. Но, поскольку предприятие в рыночных условиях функционирует как самостоятельный экономический агент, то актуальным представляется рассмотреть данную категорию и на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия. Обратившись к той сущности и содержанию, которые характерны для категорий «политика», а также «государственная экономическая политика» и «региональная экономическая политика», определим экономическую политику предприятия следующим образом:

«Экономическая политика предприятия — это система базовых положений (элементов), обусловленных интереса-

ми определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности, поведения предпринимательской структуры, влияющих на состав и характеристики ее внутренних элементов и на характер ее взаимодействия с экономическими агентами внутренней и внешней среды».

Базовые положения экономической политики предприятия

Базовыми положениями экономической политики предпринимательских структур, по нашему мнению и с учетом понятия сущности категория «политика» вообще, которого придерживаются многие авторы, следует считать: — принципы деятельности, поведения, взаимодействия с внешней средой;

ссийское предпринимательство, 2011, № 7 (1)

— приоритеты, связанные с деятельностью предпринимательских структур;

— целевые установки, определяющие желаемые достижения предпринимательской структуры, ориентацию в окружающей среде;

— механизм взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней и внутренней среды.

Базовые положения экономической политики можно характеризовать некоей совокупностью элементов и взаимосвязями между ними. Далее для представления экономической политики предприятия как системы, объединяющей не только элементы, но также и виды, составляющие экономической политики предпринимательских структур, необходимо исследовать как разделяется экономическая политика в соответствии с направленностью ее влияния и какие составляющие она включает в зависимости от области применения управленческих усилий. В соответствии с направленностью своего влияния экономическая политика предпринимательских структур может быть разделена на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя экономическая политика предприятия

Необходимость данного деления связана с тем, что, по своей сути, внутренняя экономическая политика затрагивает процессы, происходящие внутри предприятия, которые оказывают влияние на деятельность конкретных подразделений, планируемые и получаемые в итоге результаты, и которые, как правило, имеют количественную оценку.

Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на состав-

ляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика. В свою очередь, составляющие экономической политики целесообразно разделить на подвиды в соответствии с их содержанием.

Маркетинговую политику целесообразно разделить на политику исследования рынка, ценовую политику, сбытовую политику, товарную политику. Производственная политика может быть разделена на технологическую политика и техническую политику. Финансовая политика — есть совокупность учетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, политики распределения прибыли или предпринимательского дохода. Кадровая политика также может быть разделена на политику подбора кадров, политику мотивации персонала, политику взаимоотношений с организованными группами работников, в том числе с профсоюзами.

Внешняя экономическая политика предприятия

Составляющие внешней экономической политики отражают процессы

экономическая политика предприятия — это система

базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп

взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды, причем, в основном, с теми их структурами, деятельность которых также направлена на взаимодействие со своими партнерами.

Внешняя экономическая политика также может быть структурирована и может в себя включать:

1) политику взаимодействия с социальными группами, в том числе с общественными организациями;

2) политику взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предпринимательских структур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) политику взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения;

4) политику взаимоотношений с партнерами, покупателями и поставщиками;

5) политику взаимодействия с бизнес -инфраструктурой.

При этом наиболее целесообразным является специфика осуществления взаимодействия с экономическими агентами внешней среды. Поскольку некоторые из приведенных составляющих внешней экономической политики либо имеют разные толкования, либо научным сообществом им уделялось мало внимания, необходимо уточнить ее определение. Осознанно или неосознанно, но практически каждое предприятие проводит свою внешнюю экономическую политику, но то, насколько успешны будут ее результаты, зависит от степени осознания необходимости четкой и конкретной проработки каждой составляющей данного вида политики. Под политикой взаимодействия с социальными группами, с общественными организациями, будем понимать принципы взаимодействия и приоритеты,

касающиеся взаимодействия с ними, целевые установки, достижение которых обусловлено взаимодействием с социальными группами, а также механизм взаимодействия с ними в интересах руководства предпринимательской структуры и персонала предприятия, заинтересованного в успешном функционировании предпринимательской структуры. Под политикой взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предпринимательских структур, предлагаем понимать принципы взаимодействия, приоритеты, механизмы и целевые установки, связанные с взаимодействием с государственными структурами, содержание которых зависит от самого предприятия, а не от государственной структуры. Политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения — это принципы взаимоотношений с конкурентами, приоритеты выстраивания этих взаимоотношений и целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения и, разумеется, механизм взаимодействия с конкурентами, то есть формы конкурентной борьбы, нацеленность или наоборот попытка избежать ее и следующие из данного взаимодействия конкурентное поведение. Под политикой взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками будем понимать принципы, приоритеты взаимоотношений с ними, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм, который, по сути, определяется вышеперечисленными элементами экономической политики. Важность данной политики очевидна, так как в предпринимательской структуре, как в открытой системе, заранее

юссийское предпринимательство, 2011, № 7 (1)

при ее создании заложена нацеленность на взаимодействие с такими субъектами внешней среды, как покупатели продукции, поставщики ресурсов, партнеры по определенным видам деятельности. Политика взаимодействия с бизнес-инфраструктурой — это политика, то есть принципы, приоритеты, целевые установки и механизм взаимодействия с экономическими агентами, относимыми к данному образованию (бизнес-инфраструктура). К субъектам бизнес-инфраструктуры относятся финансовые институты (банки, кредитные организации, инвестиционные фонды), страховые организации, фондовые и товарные биржи, торгово-промышленные палаты, средства массовой информации, профессионально освещающие вопросы, проблемы осуществления хозяйственной деятельности и часто целенаправленно влияющие на отношение к определенным типам предпринимательских структур или конкретно к отдельным предпринимательским структурам, на их репутацию.

Вывод

Базовыми элементами экономической политикой предприятия являются интересы определенных категорий индивидуумов или их групп (прежде всего владельцев и топ-менеджмента), определяющих особенности его деятельности и поведения предпринимательской структуры, которые определяют состав и характеристики элементов его внутренней среды и взаимодействия с экономическими агентами как внутри, так и вне предприятия,

Литература

1, Киселева, E,A, Макроэкономика / E.A. Киселева, — M, : Эксмо, 2005,

2, Макконнелл, К,Р, Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер, с англ, / К,Р, Макконнелл, CJI, Брю, — М,: ИНФРА-М, 2004,

3, Станковская, И,К, Экономическая теория для бизнес-школ: учебник / И,К, Станковская, И,Л, Стрелец, — М,: Эксмо, 2005,

Elena V. Stroiteleva

Postgraduate Student, Altai Academy of Economics and Law, Barnaul Components of the Company’s Economic Policy

Большинство крупных компаний в России не всегда готовы защитить свою безопасность в сфере информационного взаимодействия с другими организациями. Утечки информации, неосторожное поведение сотрудников, диффамация – все это подрывает конкурентоспособность компании. При разработке системы защиты необходимо опираться и на российские, и на международные стандарты. Это позволит и взаимодействовать с российскими государственными органами в соответствующем правовом поле, и успешно сотрудничать с зарубежными партнерами.

Нормативы, используемые для разработки информационной безопасности

Выбор нормативной базы, на которой строится разработка политики, зависит от того, в каком правовом поле и деловой среде преимущественно работает компания. Организации, привыкшие выстраивать свою деятельность на базе международных стандартов качества управления, ISO, будут готовы опираться в работе по подготовке политики информационной безопасности на такие нормативные акты, как ISO/IEC 27001-2005, ISO/IEC 17799-2005, ISO/IEC TR 13335. Российские предприятия, обеспечивающие обработку персональных данных или работающие со сведениями, содержащими государственную тайну, должны работать и с нормативами ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408.

Разработанные на их базе системные программы охраны обрабатываемых массивов сведений помогут создать единую концепцию защиты от внешних и внутренних посягательств, в которой будут задействованы все уровни иерархии предприятия – от руководства и топ-менеджеров до линейных сотрудников. Включение каждого подразделения в работу на основе общей системы позволит полностью избежать пробелов в сфере обороны или конкуренции отдельных звеньев системы. Политика должна состоять из совокупности административных, организационных и технических мер, за каждую из которых должно отвечать отдельное подразделение. Некоторые процессы включают в себя последовательную работу нескольких служб, от согласованности которых зависит защита компании на сложном и конкурентном рынке. Прорыв в системе безопасности может причинить ущерб интересам и юридического лица, и его собственников, и сотрудников, чья профессиональная репутация может оказаться под угрозой, а персональные данные станут достоянием третьих лиц.

Какой ущерб может причинить отсутствие политики безопасности

Российское законодательство выделяет несколько видов массивов защищаемой информации, доступ к работе с которой имеют предприятия различной формы собственности и государственные органы. Среди них:

  • коммерческая тайна, собственная и доверенная контрагентами;
  • банковская тайна, сведения о счетах и вкладах граждан и предприятий;
  • государственная тайна, доступ к которой могут получить многие участники тендеров на государственные закупки;
  • персональные данные сотрудников и иных лиц, обрабатываемые различными операторами, как входящими в реестр, так и не входящими.

Утечка этих сведений с использованием любых каналов незаконного перехвата информации приводит к следующим видам ущерба:

  • ухудшение деловой репутации компании;
  • негативное воздействие регулятора;
  • отзыв лицензии или иного допуска к сведениям, которые охраняются особым образом;
  • потеря клиентов, снижение интенсивности денежного потока;
  • потеря собственных разработок, маркетинговых исследований, приоритета при выпуске нового продукта;
  • утрата влияния на рынке, отдельных секторов рынка;
  • прямые иски о возмещении вреда, вызванного утратой коммерческой тайны контрагентов, или морального вреда.

Все эти риски в финансовом плане оцениваются очень высоко. Предприниматели должны приложить все силы к разработке и внедрению работающей системы защиты конфиденциальной информации, что в дальнейшем позволит защитить свои активы от серьезного ущерба.

Расходы на внедрение систем относятся, по правилам налогового учета, на снижение налога на прибыль, поэтому уровень затрат окажется разумным.

К чему приводит неосмотрительное отношение к персональным данным? Реальные кейсы.

Цели и задачи разработки политики информационной безопасности

Не все предприятия понимают необходимость системного отношения к защите своих бизнес-интересов от утечек информации. Антивирусной защиты и обязания сотрудников своевременно менять пароли и не выносить из офиса документы должно хватить, по мнению руководства компаний, для обеспечения своей информационной неприкосновенности. Это не так, деятельность любой организации может представлять интерес для конкурентов, которые смогут использовать самые современные и нетривиальные способы проникновения в охраняемые базы данных. Это приводит к необходимости отказаться от разрозненных мер и опоры на деятельность служб безопасности и разработать политику, в которой будут предложены системные меры защиты.

Должны одновременно решаться такие задачи, как:

  • выявление рисков, угрожающих всему периметру безопасности;
  • внедрение средств защиты;
  • расследование инцидентов информационной безопасности, зафиксированных случаев утечек;
  • выявление виновников и привлечение их к ответственности с целью сохранения финансовых средств предприятия.

Если руководство не готово само проявить инициативу в подготовке такой политики, задача довести ее необходимость до топ-менеджеров ложится на плечи служб безопасности и IT-обеспечения. Документ должен утверждаться на уровне Совета директоров, если он присутствует в компании, расходы на внедрение политики информационной безопасности необходимо согласовывать с акционерами или собственниками, чтобы избежать обвинений в нецелевом расходовании средств.

Разработка политики безопасности связана с внедрением самых современных программных продуктов, стоимость которых может быть относительно высока. Каждое должностное лицо должно понимать необходимость внедряемых методов, программных продуктов, стандартов и соотносить расходы на их внедрение с фактическим увеличением стоимости компании. Наличие сертификации и аттестации по стандартам ISO/IEC 27001-2005 при оценке компании независимыми оценочными агентствами положительно повлияет на ее капитализацию.

Внедрение любой защитной меры всегда становится компромиссом между снижением уровня риска и удобством работы конкретного сотрудника, но дополнительные преимущества переведут целесообразность внедрения политики информационной безопасности на существенно более высокий уровень.

Взаимодействие с пользователями

На этапе разработки системы мер и ее внедрения лица, которым будет поручена эта задача, столкнутся с негативной реакцией большинства сотрудников IT-служб и других работников компании, которым придется отказаться от удобных стандартов работы. Та же бухгалтерия, которая не сможет больше сводить баланс вечером в домашних условиях, сочтет действия разработчиков опасными. От IT-служб, объем работы которых неминуемо увеличится, можно будет услышать критические реплики следующих типов:

  • почему необходимо работать по нелогичной и ресурсозатратной схеме, а не по простой, быстрой и эффективной;
  • почему на ненужные действия тратится столько средств и ресурсов компании;
  • у нас нет ничего, что было бы интересно хакерам.

На все эти вопросы необходимо подготовить понятные и лаконичные ответы. Желательно, чтобы они были подкреплены утвержденной на высшем уровне политикой. Наличие при подготовке пояснительных записок и обоснований знаний о том, что конкуренты сталкивались с подобными ситуациями и в ряде случаев возбуждались даже уголовные дела, поможет сломить сопротивление. Оставшиеся имеют возможность готовить служебные записки на уровень высшего руководства.

Этапы разработки политики информационной безопасности

Не всегда компании готовы самостоятельно разработать политику информационной безопасности. Требуется привлечение экспертов, готовых предложить новейшие разработки. При этом эксперты должны ясно понимать, что их аудиторией являются Совет директоров и высший менеджмент компании, политика должна опираться на их интересы и полностью соответствовать им. Сопротивление может возникнуть на низовых уровнях, его нужно ожидать и подготовить достаточные меры, чтобы иметь возможность его сломить.

С учетом этих особенностей разработки сложного комплекса организационных и программно-технических мер процесс создания политики информационной безопасности будет состоять из следующих этапов:

  • проведение аудита состояния информационной безопасности с использованием собственных ресурсов и привлеченных экспертов;
  • анализ выявленных рисков, разработка, предложение и защита возможных сценариев построения систем обороны;
  • разработка стандартов системы информационной безопасности, согласование их со всеми причастными службами;
  • выбор оптимальных, экономически выгодных и внедряемых решений защиты информационной безопасности;
  • разработка нормативно-правовой документации по обеспечению информационной безопасности, начиная от политик верхнего уровня и заканчивая стандартами работы с базами данных и компьютерной техникой;
  • согласование и утверждение разработанных документов на уровнях советов директоров и исполнительного органа компании;
  • внедрение документов, их апробация;
  • сопровождение эффективной работы всех созданных секторов безопасности, доработка документов;
  • проверка качества работы систем безопасности, их аудит и совершенствование.

Все эти этапы требуют внимательного отношения к любой процедуре, внедрение которой должно производиться с учетом мнения всех подразделений, согласования всех требуемых документов, в противном случае неизбежно возникновение конфликта интересов различных департаментов. Его наличие существенно затруднит работу компании.

Структура политики информационной безопасности

Процесс подготовки и согласования политики может занять до полугода, начиная от момента начала аудита, завершая этапом аттестации и сертификации системы. Разработанная и утвержденная документация должна включать в себя следующие разделы:

  • перечисление объектов, в отношении которых устанавливается режим информационной безопасности, их ранжирование по значимости и требуемой степени защиты;
  • описание функций каждого подразделения, ответственного за обработку данных и их защиту, описание самих функций системы информационной безопасности;
  • описания технологий, применяемых для обеспечения сохранности информации;
  • перечень действующих и потенциальных угроз информационной безопасности, описание степени их серьезности и реализуемости;
  • модель вероятных проникновений сквозь контуры информационной безопасности;
  • описание внешних и внутренних субъектов, которые могут стать источниками потенциальной угрозы;
  • описание общих принципов и стандартов подходов к защите информационной безопасности, основанных на использовании разработок ISO/IEC 27001-2005 и действующего в этой сфере российского ГОСТа;
  • описание применяемых административных мер, документов, стандартов;
  • описание понятия инцидента информационной безопасности, процедур уведомления о его возникновении;
  • описание применяемых организационных мер, действий сотрудников компании по обеспечению информационной безопасности;
  • описание систем доступа ко всем информационным ресурсам организации, ранжирование систем доступа применительно к аппаратному обеспечению программных средств, базам данных. Доступ к информации должен быть ранжирован в зависимости от ранга сотрудника, его соответствия требованиям служб безопасности, важности охраняемых данных. Надо исключить несанкционированный доступ к базам данных неуполномоченных лиц;
  • описание выбранной политики защиты от вирусных атак, программ-вредителей, возможных действий хакеров;
  • описание системы резервного копирования важных данных, ее периодичности, моделей хранения – на дисках, на посторонних серверах;
  • описание того, в каком порядке будут проводиться аварийные и восстановительные работы при повреждении аппаратной части в случае пожара, проблем с электросвязью или по иным причинам, повлекшим за собой гибель компьютеров, носителей информации или самих баз данных;
  • описание порядка тестирования, согласования, аттестации (при наличии предусмотренной стандартами ISO/IEC 27001-2005 необходимости) и сертификации уполномоченными органами созданной системы на соответствие выбранным стандартам. Без соблюдения этих процедурных моментов не обойтись, так как аттестация созданных систем информационной безопасности по требованиям сохранности данных не только по ISO/IEC 27001-2005, но и ГОСТу, позволяет получить возможность работы с данными ограниченного доступа. От наличия сертификации часто зависит получение лицензии на обработку этих данных. Процесс сертификации дает возможность и работы в российском правовом поле, и взаимодействия с иностранными компаниями, заинтересованными в защищенности передаваемых ими российским партнерам сведений, являющихся коммерческой тайной;
  • описание системы расследования инцидентов информационной безопасности, производимого собственными силами или с привлечением компетентных организаций или правоохранительных органов;
  • план мероприятий по постоянному поддержанию готовности системы к работе, ее обновлению при изменении правил сертификации или степени значимости угроз.

Большинство из предложенных разделов должны иметь общий характер и отсылать к отдельным стандартам и регламентам. Документ должен быть понятен всем пользователям, работающим в компании, термины, понятные только узким специалистам, должны остаться в предназначенной для их внимания документации.

Несмотря на сложность и большой объем затронутых тем, нужно соблюдать следующие требования:

  • лаконичность – документ на 150-200 страниц, составлять которые так любят корпоративные департаменты, прочитан не будет, а значит, не будет и выполняться;
  • предоставление рекомендаций максимально простым и понятным языком – все шаги должны быть расписаны на уровне понимания простого администратора.

Все регламенты, содержащие последовательность процессов, уровни ответственности, графические схемы нужно вынести в приложения.

Возможно, имеет смысл подготовить трехуровневую систему документа:

  1. Сама политика.
  2. Положение о подразделениях и положение об информации, составляющей коммерческую тайну.
  3. Регламенты и методики.

В качестве примера, как не всегда стоит готовить документы, может быть взята регламентационная документация АО «РТИ». Сотрудниками радиоинститута был подготовлен документ, состоящий из 45 страниц, насыщенных специальными терминами. Специфика его работы предполагает повышенное внимание к информационной безопасности, но не для всех это приемлемо. Изложение теоретических принципов и подходов не будет насущной необходимостью, но отнимет время на согласование и понимание. В противовес ему, аналогичный документ в ПО «Газпромбанк» занимает всего 11 страниц, простым и ясным языком там изложены все нормы, необходимые для понимания принципа работы политики информационной безопасности.

Помимо документального нужно учитывать и производственный, и территориальный, и кадровый факторы, каждый из которых определит специфику защитных мер. Создание системы и политики безопасности требует от разработчиков максимального учета особенностей работы каждого юридического лица, графиков, территорий, ресурсов. Ее создание должно гарантировать максимально высокую степень защиты, при этом оно и последующее поддержание работоспособности системы не должны повлечь за собой высоких финансовых затрат. Общая производительность труда не должна страдать от излишнего количества регламентов. Кроме этого, сертификация, аттестация и внедрение новых программных продуктов требуют существенного пересмотра бюджета, поэтому, если принято решение о разработке и внедрении системы мер и документов, необходимы своевременная подготовка сметы и бюджета и их согласование на уровне высшего руководства.

Традиционно в крупных компаниях планирование бюджета производится на уровне квартала и года, и согласовывать бюджет на внедрение политики необходимо исходя из того, что на это потребуется не менее двух кварталов.

Разработка современных программных продуктов, например DLP-систем и SIEM-систем, закрывающих все информационные каналы от несанкционированного съема данных, их внедрение и адаптация к потребностям каждого конкретного предприятия требуют не только финансовых, но и временных ресурсов. Поэтому от подразделений, отвечающих за подготовку политики, зависит своевременное планирование средств и согласование их привлечения.

Системная работа в области информационной безопасности, таким образом, требует внимания не только специальных подразделений, но и финансовых, и бухгалтерских служб, и руководства компании. При этом о целях разработки этой системы уведомляются все сотрудники, которые должны быть лично заинтересованы в успешности ее реализации. Помочь в этом могут системы мотивации, при использовании которых ключевые показатели эффективности труда будут связаны с соблюдением требований политики, ее успешным внедрением. Таким образом, в процесс оказываются вовлеченными еще и кадровые службы предприятия.

Задача в условиях крупного предприятия реализовать все этапы процесса внедрения политики информационной безопасности (от начальных моментов согласования до внедрения, сертификации и аттестации) становится крайне сложной. Но целесообразность этого решения должна помочь превозмочь все преграды.

СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ К НЕЙ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ

Гноевая И.Н., Успаленко М.О.
Кременчугский национальный университет им. М. Остроградского

Эффективная и рациональная организация бухгалтерского учета на предприятии начинается с разработки его учетной политики, которая предусматривает выбор комплекса методических приемов, способов и процедур организации и ведения бухгалтерского учета предприятием из числа общепринятых в государстве.

Целью исследования является сущность учетной политики, определение ее значений и требований для предприятия.

На сегодняшний день актуальность темы является в том, что при разработке учетной политики необходимо руководствоваться не только специфическими, присущими бухгалтерскому учету принципами, но и общими организационно управленческими принципами, которые влияют на выбор важных факторов и характеризуют связи внутренних хозяйственных процессов с внешней средой.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» учетная политика представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления финансовой отчетности .

Житний П., отмечает, что учетная политика определяет идеологию экономики предприятия на длительный период, способствует усилению учетно-аналитических функций, позволяет оперативно реагировать на изменения, происходящие в производственном процессе, эффективно приспосабливать производственную систему к условиям внешней среды, снизить экономический риск и добиться успехов в конкурентной борьбе .

По мнению Пантелийчук Л., определение учетной политики наиболее содержательным является следующее: «совокупность учетных принципов, методов, процедур и мероприятий для обеспечения качественного, непрерывного прохождения информации от этапа первичного наблюдения к обобщающему — составление отчетности» .

Учетная политика может рассматриваться в двух аспектах: 1) учетная политика государства в отношении предприятия. При этом законодательно регулируются и устанавливаются нормативными актами такие составляющие, как принципы отчетности, ее формы, критерии отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов, содержание статьей отчетности и др., то есть составляющие которые могут меняться только в результате изменения текста и содержания П(С)БУ; 2) именно «учетная политика предприятия». Фактически это разграничение имеет место в П(С)БУ, но «синтетического» положения об учетной политике, которое вносит ясность и четкость в ее структуру, нет . Обзор научной литературы свидетельствует о том, что украинские ученые толкуют понятие «учетная политика» шире, чем это имеет место в МСФУ и П(С)БУ, рассматривают учетную политику только на уровне субъекта хозяйствования. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием. Методы учета различных активов и обязательств установлено положениями по бухгалтерскому учету, и предприятие должно самостоятельно решить, какие из них он будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, предприятие может разработать их самостоятельно . Учетная политика предприятия должна обеспечивать: 1) полноту отображение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности; 2) отображение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; 3) данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам; 4) рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия .

Согласно нормативно-правовых документов, которые регламентируют порядок формирования и раскрытия учетной политики предприятий, каждый элемент учетной политики может иметь несколько допустимых законодательством вариантов. Важность и значимость правильного и эффективного выбора учетной политики, видно из того, что учетная политика, выбранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать ее составляющие, обеспечить одинаковую и точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем лично .

Из выше перечисленного видно насколько важно правильно определить учетную политику предприятия. Однако при этом следует учитывать также ряд факторов, которые значительно влияют на выбор учетной политики: 1) организационно-правовая форма предприятия; 2) отраслевая принадлежность или вид деятельности; 3) объемы деятельности, структура предприятия, среднесписочная численность; 4) налоговое поле деятельности предприятия ; 5) степень свободы действия в условиях перехода к рынку; 6) стратегия финансово-хозяйственного развития; 7) наличие материальной базы; 8) система информационного обеспечения предприятия; 9) уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы; 10) система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемые обязанности .

При формировании учетной политики должны соблюдаться следующие требования: 1) активы и обязательства предприятия существуют отдельно от активов и обязательств ее учредителей и других предприятий (допущение имущественной обособленности); 2) предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности); 3) учетная политика предприятия применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики); 4) факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности); 5) учетная политика должна формироваться путем выбора одного из альтернативных методов; 6) по какому-то одному конкретному вопросу предприятие должно использовать, как правило, один выбранный способ ведения различных операций в учете, но в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов; 7) учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета на предприятии в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету .

Итак, избранные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных предприятиях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования — это составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Список использованных источников:

5. Каразін В. Облікова політика підприємства: оновлюємо наказ / В.Каразін // Все про бухгалтерський облік. – 2009 — №3 – с.8-11.

6. Костенко О.М. Облікова політика як внутрішньогосподарський інструмент впливу на формування прибутковості підприємства / О.М. Костенко // Економіка та держава. – 2009 — №6 – с.71-72.

7. Пантелійчук Л. Формування облікової політики – важливий етап роботи підприємства / Л. Пантелійчук // Бухгалтерський облік і аудит. – 2002. – №9. – С. 3-11.

1234

На 2016 год

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Сведения о предприятии:

Полное наименование юридического лица: Общество с ограниченной ответственностью «Ландыш».

Сокращенное наименование юридического лица: ООО «Ландыш».

Способ образования юридического лица: создано путем реорганизации в форме преобразования.

Место нахождения: г.Тирасполь, ул. Фурмонова 1.

Дата регистрации: 11.03.2010 г.

Регистрационный номер: 01-042-5970

Номер и серия свидетельства о регистрации: 0014149

ООО «Ландыш» работает с ЗАО АКБ «Приднестровский Сбербанк» г. Тирасполь. В этом банке открыты все счета организации.

№ расчетного счета 22122290000000160

Организационно-правовая форма: частная

Уставный капитал предприятия -10 000,00 руб.

Виды деятельности предприятия:

— получение прибыли на основе максимального удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах предприятия;

— создание благоприятных трудовых, социальных, экономических и производственных условий деятельности работников ООО «Ландыш»;

— постоянное повышения качества и обновления продукции, работ и услуг на основе достижений науки и техники, внедрения новейшей технологии, приобретения лицензий для производства новых видов продукции, широкого использования результатов международного разделения труда;

— диверсификация производства для обеспечения стабильной и высоко рентабельной деятельности предприятия;

— улучшение социальных и экономических условий в г. Тирасполь;

— наращивание доходности для повышения потенциала и эффективности предприятия, удовлетворения экономических и социальных интересов предприятия;

— обеспечение населения мебельной продукцией;

— разработка и реализация продукции научно-технического назначения, инновационная деятельность;

— оказание маркетинговых услуг;

— торгово-закупочная и посредническая деятельность;

— внешнеэкономическая деятельность.

Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Общество получает специальное разрешение /лицензию/ в установленном законодательством порядке.

Основные виды швейной продукции ООО «Ландыш»:

-изготовление офисной мебели на заказ по индивидуальным размерам клиента;

— изготовление встроенных шкафов-купе на заказ по размерам клиента;

Ассортимент ООО «Ландыш»:

— стол письменный 2-х тумбовый (1640 × 760 × 770);

— стол письменный однотумбовый (1300 × 760 × 770);

— шкаф книжный 2-х дверный (1100 × 450 × 2284);

— шкаф книжный 3-х дверный (1547 × 450 × 2284);

— шкаф книжный 4-х дверный (2000 × 450 × 2284).

-Фасадная часть и отделка всех элементов выполнена из массива дуба. Внутреннее наполнение и боковые стоевые щиты из ДСП фанерованного натуральным дубовым шпоном.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером. Сформированная учетная политика подлежит оформлению приказом организации и применяется с первого января 2016 года.

Учетная политика организации в отношении каких-либо хозяйственных операций формируется исходя из требований, изложенных в соответствующих Стандартах бухгалтерского учета, Инструкциях по применению стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актах в сфере бухгалтерского учета.

При оценке статей бухгалтерской отчетности обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Стандартом бухгалтерского учета № 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки», утвержденным приказом Минфина ПМР от 30 апреля 2009 года №111.

Учетная политика устанавливает основы формирования учетной политики ООО «Ландыш», сохраняет и продолжает принципы ведения бухгалтерского учета, принятые в прошлом периоде с изменениями и дополнениями.

Учетная политика основана на требованиях следующих нормативных документов, определяющих основы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности:

— Закон ПМР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

— Закон ПМР «Об акционерных обществах»;

— СБУ № 1 «Представление финансовой отчетности»;

— СБУ № 2 «Запасы»;

— СБУ № 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;

— СБУ № 7 «Отчет о движении денежных средств»;

— СБУ № 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»;

СБУ № 10 «События после отчетной даты»;

— СБУ № 16 «Учет основных средств»;

— СБУ № 18 «Выручка»;

— СБУ № 19 «Вознаграждения работникам»;

— СБУ № 20 «Учет государственных субсидий и государственной помощи»;

— СБУ 21 «Учет активов, обязательств и собственного капитала юридических лиц, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

— СБУ № 23 «Затраты по займам»;

— СБУ № 36 «Обесценение активов»;

— СБУ № 37 «Оценочные обязательства (резервы), условные обязательства и условные активы»;

— СБУ № 38 «Нематериальные активы»;

— СБУ № 40 «Инвестиционная недвижимость»;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Учетная политика определяет следующие основные способы ведения бухгалтерского учета:

— методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания доходов для целей налогообложения;

— способы применения счетов бухгалтерского учета, система учетных регистров, обработки учетной информации;

— приемы организации документооборота, инвентаризация имущества, методы оценки видов имущества;

— формы первичных документов, применяемых для формирования хозяйственных операций, на которые не предусмотрены типовые формы первичных документов, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

ООО «Ландыш» ведет бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального их отражения.

Свою учетную политику ООО «Ландыш» формирует исходя из следующих допущений:

— имущественная обособленность ООО «Ландыш», означающая, что имущество и обязательство предприятия обособлены от имущества, обязательств других субъектов хозяйственной деятельности;

— непрерывность деятельности предприятия, то есть отсутствие намерения и необходимости ликвидации и стремление продолжать свою деятельность в обозримом будущем;

— временная характеристика фактов хозяйственной деятельности отражается в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место от фактического времени поступления или выплаты денежных средств;

— последовательность применения учетной политики означающая, что политика будет применяться ко всем объектам учета без исключения;

Основными принципами при формировании учетной политики являются:

— полнота информации, осмотрительность;

— непрерывность и рациональность при осуществлении бухгалтерского учета ООО «Ландыш».

ООО «Ландыш» ведет бухгалтерский учет своего имущества обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Главными задачами бухгалтерского учета ООО «Ландыш» являются:

— формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности ООО «Ландыш» необходимой для оперативного руководства и управления, использования акционерами, инвесторами, налоговыми и финансовыми органами, банками, поставщиками, покупателями, кредиторами и организациями и физическими лицами;

— обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами, предотвращение потерь и нерационального использования всех видов ресурсов ООО «Ландыш»;

— своевременное предупреждение негативных явлений финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

ООО «Ландыш» осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории ПМР – в рублях ПМР.

Бухгалтерская отчетность составляется в валюте ПМР – рублях ПМР.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. При этом данные вступительного баланса соответствуют данным заключительного баланса, кроме случаев реструктуризации баланса, информация о котором обязательно приводится в пояснительной записке к бухгалтерскому отчету.

Настоящая учетная политика рассчитана на последовательное применение в обозримом периоде финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Изменения в учетной политике ООО «Ландыш» могут иметь место в случаях:

— изменения законодательства Приднестровской Молдавской Республики или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета в системе ООО «Ландыш»;

— существенное изменение условий деятельности, связанные с реорганизацией, сменой собственника.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель предприятия. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Для этих целей утверждается «Положение о бухгалтерской службе на предприятии» и должностные инструкции.

Бухгалтерский учет на ООО «Ландыш» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением предприятия, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер ООО «Ландыш» назначается и освобождается от должности руководителем ООО «Ландыш» и подчиняется непосредственно руководителю ООО «Ландыш».

Главный бухгалтер ООО «Ландыш» обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству ПМР, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера и работников бухгалтерии по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными, и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер ООО «Ландыш» руководствуясь законодательством и нормативными актами ПМР, утвержденными в установленном порядке, осуществляет:

— контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операции и несет ответственность за соблюдение установленных законодательством требований и правил;

— предоставление оперативной информации руководству ООО «Ландыш», структурным подразделениям бухгалтерской информации, имеющим право доступа к ней по законодательству ПМР;

— составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем предприятия документы, служащие основанием для приемки товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных кредитных и финансовых обязательств.

Главный бухгалтер не принимает к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим договорной и финансовой дисциплине. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителем организации, которые несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

С главным бухгалтером согласовывается назначение перемещение, и увольнение материально-ответственных лиц.

В целях создания условий для полного и своевременного представления первичных учетных документов в бухгалтерию, руководитель ООО «Ландыш» утверждает график документооборота. Документооборот в акционерном обществе организуется на основании графиков документооборота, которые разрабатываются в центральной бухгалтерии предприятия в соответствии с конкретными особенностями производственной деятельности каждой из групп центральной бухгалтерии. График документооборота разрабатывается ведущими бухгалтерами центральной бухгалтерии и руководителями соответствующих служб, в которых формируются первичные документы, и утверждается руководителем предприятия.

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ООО «Ландыш» ведет бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме в сочетании с автоматизированной, т.е на предприятии имеет место кусочная автоматизация. В частности на предприятии применяется программа «1С: Бухгалтерия 7.7.».

На предприятии учет ведется частично на компьютере с полной обработкой всех первичных документов и выдачей на печать, и часть операций ведется ручным способом обработки. Учет ведется как с использованием машинных носителей информации, так и бумажных носителей.

Принятая комбинированная форма бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета. Формы учетных регистров – бумажные и компьютерные с отражением информации о сохранности результатов учета.

Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факты совершения хозяйственных операций, а также расчеты, подготовленные или проверенные бухгалтерией. Состав и форма регистров бухгалтерского учета определяется исходя из требования нормативных актов ПМР и задач по обеспечению полной информацией руководства ООО «Ландыш», налоговых органов и третьих лиц, имеющих право на получение информации.

Первичные документы

Предприятие применяет унифицированные формы первичной документации в соответствии с Приказом Министерства Финансов от 02.12.2008 года № 226 «Об утверждении Альбома унифицированных форм первичной учетной документации и Перечня регистров бухгалтерского учета».

В документообороте используются утвержденные унифицированные формы учета согласно принадлежности:

— по учету труда и его оплата, в том числе:

— по учету личного состава;

— по использованию рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

— по учету основных средств и нематериальных активов;

— по учету материалов;

— по учету продукции;

— по учету кассовых операций;

— по учету расчетов с подотчетными лицами;

— по учету расчетных документов.

Учетные регистры

Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятие ведет регистры бухгалтерского учета, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники. Такая форма называется журнально-ордерной. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый и дебетовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту (по дебету) соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми (кредитуемыми) счетами.

На предприятии применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета в сочетании с автоматизированной.

График документооборота

В целях четкого разграничения обязанностей по созданию, проверке первичных документов, а так же сроков их представления, на предприятии оформляются правила документооборота, утверждаемые в составе учетной политики по бухгалтерскому учету.

Движение же первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, как приложение к учетной политике по бухгалтерскому учету.

Ответственность за соблюдение документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшиеся их и подписавшие.

Для составления графика документооборота применяются методика заключающая в описании процесса учета по рабочим местам учетных служб. По итогам такого описания составляются перечни входящих и исходящих документов по каждому рабочему месту учетных работников. Затем происходит группировка документооборота по подразделениям, объединяемая затем в общую схему документооборота по организации в целом.

Представленный образец документооборота отражает места создания документов и сроки их передачи в бухгалтерию. При этом в нем отсутствует как схема движения документов в целом по организации, так и внутри самой

бухгалтерии. Поэтому такого рода порядок необходим только в целях контроля за своевременным оформлением и сдачей документов.

Рабочий План счетов

Отражение в учете финансово-хозяйственных операций должно производиться в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.

Для обеспечения единообразного ведения бухгалтерского учета во всех структурных подразделениях разрабатывается рабочий план счетов, в котором приводится перечень всех балансовых счетов и субсчетов к ним, а так же забалансовых счетов, применяемых при ведении учета.

Применение рабочего плана счетов ООО «Ландыш» являются обязательными для всех структурных подразделений.

Хранение документов

Порядок хранения первичных документов и учетных регистров регламентирован статьей Законом о бухгалтерского учете и финансовой отчетности.

Предприятие обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, программы машинной обработки данных должны храниться организацией не менее пяти лет после года в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Неиспользуемые в работе первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские (и налоговые) отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.

Перед передачей в архив первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива, которая содержит:

— наименование учетного регистра, к которому относятся данные первичные документы;

— период, за который скомплектованы документы;

— перечень скомплектованных первичных документов;

— дату комплектации и передачи документов в архив;

— подпись ответственного лица.