Волонтерство и добровольчество разница

Напомним, проект «Дежурный по языку» стартовал в конце октября прошлого года. Главный дежурный по языку — заведующий кафедрой русской филологии Татьяна Бунчук. Также на вопросы жителей республики отвечают сотрудники кафедры русской филологии и кафедры коми филологии, финноугроведения и регионоведения СГУ им. Питирима Сорокина, кандидаты и доктора филологических наук, магистранты и аспиранты.
Проект предполагает популяризацию знаний по русскому и коми языкам, актуальным в нашей республике.
На этот момент на проект поступило 20 вопросов. В конце прошлого года жители республики спрашивали про пунктуацию при написании писем, этимологию слова «шарашка» и разницу между добровольцами и волонтерами.
— Как правильно расставить знаки препинания в подписи в письме: «С уважением Иван Иванов» или «С уважением, Иван Иванов»?
— В современном русском языке стало привычным ставить запятую в этом случае. Возможно, это связано с ориентацией на западную традицию оформления этикетных формул. В русской традиции запятая никогда не ставилась по простой и понятной причине: «Иван Иванов (обращается к адресату письма) с уважением / с уважением (обращается к адресату письма) Иван Иванов». Как видите, оснований для постановки запятой вполне логично нет. Потому и пунктуационного правила не требовалось (его и нет!). Есть, а точнее, была традиция оформления этикетной формулы, а теперь она исчезает. Поэтому норма допускает оба варианта: пишущий или организация самостоятельно выбирает, на что ориентироваться — на русские традиции или на новую «западную» тенденцию. То же, кстати, происходит с этикетной формулой в начале текста письма: «Уважаемый_,» или «Уважаемый_ !». Русская традиция — восклицательный знак, а запятая — западноевропейская калька.
— Откуда появилось слово «шарашка» и выражение «шарашкина контора»?
— Происхождение слова «шарашка» точно пока не установлено. Хотя и высказывались разные версии. Например, В.М. Мокиенко предположил, что это жаргонное слово возникло от народного слова «шарань» со значением «жулье, голытьба». Есть версии, что это слово происходит от народного слова «шара» — ‘выварки кирпичного чая’ и др.
Рискнем предположить и другую версию. В русском языке известны такие слова, как «шарашить» ‘бить, ударять’, «шарашиться» ‘совершать ненужные, суетливые или аморальные движения, поступки’ (см. шарашиться по кустам), «ошарашить» ‘сильно или неприятно удивить’ (ср. «ошеломить»), «шарашка» ‘палка, которой чистили ружейный ствол, и выбрасывали (в отличие от шомпола, который хранили’) (Д.Н. Ушаков), «шарашка» ‘кривляка, дергун, широко держащий ноги при ходьбе’ (В.И. Даль). Как можно заметить, общий смысловой компонент всех приведенных однокоренных слов — ‘совершать какое-то не одобряемое обществом действие’, а потому и эмоциональная окраска этих слов всегда пренебрежительная.
Возможно, и в лагерном жаргонном слове «шарашка» (‘в годы сталинских репрессий: тюремное учреждение, конструкторское бюро, в котором работают заключенные-специалисты’) и выражении «шарашкина контора» (‘1. жульническое предприятие, плутовская компания. 2. предприятие, учреждение, занимающееся ненужным, бесполезным делом’) был заложен смысл ‘место, где занимаются работой по принуждению, а потому неответственно или даже жульнически’. Отсюда и появление в языке еще одного слова со значением ‘результат безответственной работы’ – «шараш (ж)-монтаж».
— Подскажите, пожалуйста, есть ли различия, в том числе и смысловые, между понятиями «доброволец» и «волонтер»?
— В Большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова у слова «доброволец» зафиксировано значение «Человек, вступающий в армию по собственному желанию, добровольно» и его смысловой вариант «Тот, кто по собственному желанию, без принуждения берёт на себя какие-л. обязанности, выполняет какую-л. работу». В том же словаре «волонтер» определяется как «Доброволец». Разница между этими двумя словами, согласно БТСРЯ, этимологическая и стилистическая: «доброволец» – 1. сложное слово, состоящее из русских корней -добр- и -вол-, 2. нейтральное; «волонтер» – 1. заимствование из французского языка, 2. имеет в словаре помету «книжное».
Кроме того, в современном русском языке, как нам представляется, у слова «волонтер» сформировался один оттенок, отличающий его от «добровольца»: «волонтер» – «человек, добровольно выполняющий работу без оплаты труда, помощник». У слова «доброволец» нет такого оттенка значения: тут главное – «без принуждения выполняющий к.-л. работу» (но это не значит, что работа не предполагает оплаты или что работа является помощью). В современном употреблении слово «доброволец», как кажется, чаще употребляется в контекстах, связанных с военной тематикой. Однако встречаются и употребления слов «доброволец» и «волонтёр» в качестве синонимов или слов, значения которых поясняются друг через друга.
Задать вопрос «Дежурному по языку» можно .
Основное внимание в проекте уделяется русскому и коми языкам, однако авторы готовы не ограничиваться только ими и отвечать и на вопросы, связанные с любым из языков, носители которых живут в нашей республике, – украинским, белорусским, болгарским, азербайджанским и другими.

Первые испытания по намеренному заражению людей коронавирусом в рамках исследований, призванных ускорить разработку вакцин, могут пройти в Великобритании в следующем году, сообщил Bloomberg.

Правительство Великобритании подписало соглашение с британской фармацевтической компанией Open Orphan Plc и ее лондонским подразделением hVivo о запуске программы Human Challenge. В ее рамках ученые планируют определить минимальное количество вируса, необходимое для заражения человека.

Испытания могут завершиться уже в мае, но их должны будут одобрить власти, отметили в компании. Планируется, что в исследовании будут участвовать до 90 добровольцев в возрасте от 18 до 30 лет, не страдающие какими-либо заболеваниями, то есть не входящие в группы риска по COVID-19.

На эти испытания Великобритания выделит $43 млн. Они будут проводиться в специализированном исследовательском подразделении Королевской бесплатной больницы в Лондоне при сотрудничестве с Имперским колледжем Лондона. Какие вакцины будут использоваться в испытаниях, Open Orphan Plc не уточнила.

По словам Кейт Бингем, председателя правительственной рабочей группы по вакцинам, эти исследования дадут новое представление о коронавирусе и разрабатываемых вакцинах. «Мы можем многое узнать об иммунитете, о продолжительности защиты вакцины и повторном заражении», — сказала она.

В компаниях Pfizer Inc. и AstraZeneca, занимающихся разработкой вакцины от коронавируса, заявили агентству, что не планируют проводить подобные исследования. Еще один разработчик препарата — Johnson & Johnson — к таким испытаниям отнесся с осторожностью, добавил Bloomberg.

Агентство отмечает, что специалисты в области здравоохранения сомневаются, насколько обоснованно проводить такие испытания. По их словам, о вирусе пока многое неизвестно, в частности нет объяснений, почему у некоторых молодых и здоровых людей через несколько месяцев после появления легких симптомов COVID-19 наблюдаются осложнения.

Цель данной статьи – выявить причины многочисленных и разнообразных вариантов понимания добровольчества на современном этапе развития российского общества. Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение ряда задач:

— анализ существующих трактовок добровольчества

— определение того, что является для них общим и чем они различаются

— выявление причин различных трактовок

— выстраивание и критический анализ синонимичного ряда.

Прежде чем перейти к сформулированным выше задачам, обратимся к краткой истории добровольчества.

Добровольная и бескорыстная помощь другому человеку или группе людей появляется с момента зарождения человеческого общества. Так, например, еще в обычаях восточнословянских племен еще в VII-VIII вв. повсеместно были распространенны такие формы благотворительности, как подаяние натуральными продуктами. В дни поминовения умерших родственники в обязательном порядке жертвовали милостыню или одаривали других членов племен. В целом распространена была общинно-родовая помощь наименее защищенным членам общности в виде продуктов, средств к существованию, того или иного вида работы.

Принятие христианства (988г.) сыграло большую роль в развитии благотворительности, поскольку оказание помощи больным, голодным и нищим стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему. В рамках христианского вероучения различные формы проявления человеколюбия и милосердия получили новое значение: помогая ближнему – помогаешь самому себе в спасении и обретении жизни вечной. Примеры такого милосердия, образцы поведения показывали русские князья (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.), что проявлялось в устройстве приютов для калек, раздаче пищи и милостыне, выкупе пленных, помощи погорельцам. Помимо индивидуальных форм благотворительности, широко распространенной и была другая форма – церковно-монастырская. В церковных приходах и монастырях убогие, нищие находили приют и помощь, в том числе и медицинскую.

Становление и развитие Российского государства неразрывно связано со становлением и формированием института благотворительности. Постепенно благотворительная деятельность систематизируется, оформляется законодательно. Это тем не менее не исключает ее стихийно-добровольческого характера и разнообразных частных форм проявления. Однако постепенно разовая, несистематизированная благотворительность сменяется организованной формой проявления благотворительности.

XVIII век и начало XIX столетия – это период расцвета благотворительных учреждений закрытого типа, которые содержались не только за счет средств и организационных усилий государства, но и филантропических обществ, отдельных благотворителей и церкви. Во второй половине XIX века происходит подъем частной благотворительности, что проявляется в материальных пожертвованиях на открытие и содержание благотворительных учреждений, личном участии, патронировании как отдельных лиц, так и учреждений в целом.

Ситуация с благотворительностью кардинально меняется после Октябрьской революции 1917 г. В этот период складывается достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, благотворительность в тех «буржуазных» формах, в которых она существовала раньше, существовать уже не может. С другой стороны, для формирования нового типа благотворительности, особенно на приватном уровне, не существует необходимых условий. В результате задачи и функции, который выполняла благотворительная деятельность в предшествующий период, берет на себя государство. Уничтожив благотворительность как буржуазный пережиток, Советское государство было вынужденно взять на себя всю заботу о социально обездоленных.

Несмотря на то, что добровольческая, благотворительная деятельность существует практически во всей истории российского государства, ее содержание, формы претерпевают существенное изменение.

М.В. Фирсов выделяет для России следующие этапы развития добровольчества, понимая под ним помощь и взаимопомощь: Архаический период; Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.; Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.; Период государственного призрения со второй половины XVII в. по по вторую половину XIX в.; Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала ХХ в.; Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.; Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время . Выделение основных этапов дореволюционной деятельности благотворительности связанно с характером участия в ней различных социальных институтов церковь, государство, общественность.

Специфика исторического развития России (особенности образа жизни, менталитета, народной педагогики и т.п.) сформировала такое уникальное явление как меценатство. Нельзя говорить, что меценатство исключительно русское явление, но именно в России оно нашло наиболее яркое отражение. Спонсорский словарь толкует слово «меценат» в двух значенях. Согласно первому, меценат (Меценат — (Maecenas)) — соратник и советник римского императора Августа Меценат Гай Цильнис. Исполнял важные поручения императора: примирял противников, успокаивал народные волнения. Считается, что он использовал свое влияние, чтобы смягчать жестокость императора, которая могла бы повредить последнему. Лучшие поэты того времени (Вергилий и Гораций) пользовались поддержкой Мецената. Проводились (и даже представлялись современникам излишне роскошными) его пиры и угощения для людей искусства. Имя Мецената как покровителя искусств стало нарицательным. Второе значение понятия меценат, меценатсво связано с добровльческой деятельностью. Меценатство понимается как направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже — науки. Было широко распространено в дореволюционной России (Румянцев, Тенишева, Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков). Как и благотворительность в целом, меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды . Словарь терминов некоммерческого сектора так же соглашается что меценатство добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей.. Таким образом, меценатство является одной из распространенных в дореволюционной России форм добровльчества.

Если до середины XIX века понимание добровольчества сопрягается с основами христианского вероучения (богоугодные дела, милосердие), то в ХХ веке понимание добровольчества смещается в область социальной поддержки и защиты, что проявляется в актуализации таких понятий как волонтерство, добровольчество.

В самом общем виде добровольчество понимается как модель социально значимой деятельности, осуществляемой без внешнего принуждения и преимущественно без поощрения отдельным человеком или организаций в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического. Конкретизация понимания добровольчества зависит от контекста его обсуждения. Если обратиться к историческому контексту, то видим что понятие добровольчество относится к разынм социальным явлениям и процессам. Добровольцами называли участников войны, добровольно, без обязывания со стороны государства, ставшими участниками сражений или обороны. Добровольцами называли тех, кто осваивал Целину, строил Байкало-амурскую магистраль. И хотя проявление добровольчества в первом и во втором случаях отличаются по формам проявления, они имеют такие общие характеристики, как социально-полезная деятельность, отсутствие или существенно меньшее вознаграждение за деятельность.

Многозначность понимания добровольчества обусловлена широким спектром видов деятельности, которые охватывает данное понятие. Кроме того, возможны разные методологические подходы к анализу добровольчества. Оно может рассматриваться как деятельность, процесс, как феномен. Добровольчество как вид деятельности (деятельностный подход) предполагает анализ таких составляющих, как цель, результат, субъект-объект, формы, методы добровольческой деятельности. Рассмотрение добровольчества как процесса в обязательном порядке должно учитывать временные характеристики, факторы и условия. Понимание добровольчества как феномена в большей степени соответствует структурному анализу и акцентирует внимание исследователей на соотношении с другими общественными явлениями.

Кроме того, в работах, посвященных добровольчеству, тот или иной социальный аспект акцентируется и постулируется в качестве основного. Добровольчество, как вид деятельности, рассматривается в контексте экономики, права, психологии, социальной работы. Соответственно, понимание добровольчества с экономической позиции будет отличаться в контексте экономических, психологических, юридических дисциплин.

Так, например, добровольчество можно рассматривать Соответственно определения добровольчества с позиции социального работника и юриста будут значительно различаться. И если юридический подход к определению добровольчества предполагает оказание безвозмездных услуг направленных на улучшение условий благополучателя, то подход к добровольчеству в рамках социальной работы рассматривает его как деятельность человека основой мотива которого не является социальная норма или государственный закон.

Одним из распространенных способов выявления сути добровольчества является учет исследовательских подходов к определению и разработке проблематики добровольчества и анализ исторического контекста добровольческой деятельности. Как уже было отмечено выше, обращение к справочным изданиями, правовым документам, специальным исследованиям социологов, психологов, историков и др. убедительно демонстрирует разнообразие подходов к пониманию сути добровольчества.

Более того, гораздо более распространенным и разработанным понятием является понятие доброволец, а добровольчество, соответственно раскрывается как деятельность добровольца.

В Федеральном Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.1995г., ст. 5) дано юридическое определение статуса волонтера (добровольца): добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в т.ч. в интересах благотворительной организации» . В данном определении подчеркивается следующие аспекты: во-первых, цель добровольчества заключается в благотворительной деятельности; во-вторых, она осуществляется на безвозмездной основе; в-третьих, добровольческий труд имеет безвозмездный характер. Безвозмездность в данном контексте обозначает отсутствие оплаты труда, денежного или другого материального вознаграждения. При этом ряд авторов (Петрова Т., Бидерман К., Неволина Е., Лисичкина И.), при интерпретации безвозмездности, подчеркивают важность отсутствия у добровольцев, волонтеров претензий на оплату своего труда.

В токовом словаре русского языка С.И. Ожегова выделены два значения слова «доброволец»: 1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. По своей сути первое определение является более узким, хотя и распространенным вариантом, того, кто добровольно «взял на себя какую-нибудь работу», если рассматривать службу в армии как вариант работы, а точнее деятельности. Другими словами, в случае первого определения, служба в действующей армии является вариантом работы.

В, ставшем уже классическим толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля, содержание понятия «доброволецъ» включено в текст, раскрывающий содержание ряда словообразований от корня «добро», и употребляется как синоним слова «добровольникъ». Содержание последнего раскрывается как «охотникъ въ рекруты по найму, наймистъ». Кроме общераспространенного понимания добровольчества, В.И. Даль указывает на существование «смоленского», т.е. регионально-местного употребления. В этом случае доброволец – это беглец, бродяга. , т.е. тот, кто стремится к реализации своей доброй воли, своего выбора.

Современный «Словарь терминов некоммерческого сектора» рассматривает «добровольца» как лицо, осуществляющее благотворительную или иную общественно полезную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда по оказанию услуг, проведению работ и т.п. Синоним – волонтер . В современном понимании добровольчества практически исчезло понимание добровольчества как вида деятельности, связанного с военной службой, уходом на войну.

Согласно современному Оксфордскому английскому словарю, волонтер понимается в трех значениях а) как человек, добровольно предлагающий свои услуги, б) как человек работающий на организацию на добровольной и безвозмездной основе, в) как человек, добровольно зарегистрированный для военных действий. В данных вариантах определения волонтер совпадают и старое значение «добровольчество» и «волонтерство».

Согласно «Современной энциклопедией социальной работы» (2008г.) волонтер и волонтерство (франц. volontaire от лат. voluntaries) дословно означает «доброволец», «желающий». А волонтерство определяется как любой вид деятельности, направленный на оказание помощи людям (отдельной личности, группе, общности), не являющимися близкими родственниками волонтеров; реализацию социально значимых проектов; защиту окружающей среды» . Несмотря на стройность и краткость этого определения, следует уточнить, что часто волонтерами становятся люди, желающие понять и научиться решать задачи необходимые для улучшения качества жизни родственников. Так, например, в качестве волонтеров часто выступает родители имеющие в семье детей с ограниченными возможностями. Они начинают свою волонтерскую деятельность со своих детей, распространяя ее впоследствии и н а других детей с ограниченными возможностями.

Представленный выше анализ существующих вариантов понимания добровольчества позволяет сделать вывод об отсутствии общепризнанного и единого определения добровольчества. Сложившаяся ситуация обусловлена разницей понимания добровольчества в исторической перспективе, методологическими подходами и акцентированием одного из социальных аспектов добровольчества.

Для определения сути добровольчества следует выявить общие сущностные признаки разнообразных подходов к анализу добровольчества. Во всех существующих вариантах и интерпретациях добровольчества выявляется два смысловых ядра этого слова: «добро» и «воля». Следовательно, первым и обязательным признаком является отсутствие внешнего принуждения к осуществлению конкретного вида добровольческой деятельности. Мотивация добровольческой деятельности формируется на основе внутренних потребностей, системы ценностей и жизненных ориентиров человека.

Вторым признаком добровольческой деятельности является ее социально-значимый характер, полезный для общества, отдельных его представителей. Деятельность, приносящая вред социуму, отдельным его представителям и природному окружению не является добровольческой деятельностью, хотя она может осуществляться по собственному желанию и без принуждения извне. Другими словами, она может соответствовать первому признаку, но не соответствовать второму.

Литература

Казалось бы, смысловые различия между словами «волонтер» и «доброволец» неочевидны. Это синонимы. Но, задумавшись по просьбе социологов над оттенками смыслов, респонденты обнаружили нюансы. 24 февраля на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ доцент факультета социальных наук Олег Оберемко выступил с докладом «Представления волонтеров о самих себе и своем мире».

В основу выступления легли результаты эмпирического исследования, проведенного в трех субъектах России: Самарской области, Пермском и Краснодарском краях. Все три региона отличаются достаточно высокой активностью гражданского общества, однако в каждом используется своя организационная модель. Если Самарская область тяготеет к самостийной модели, то в Пермском крае развита поддержка на официальном уровне, причем характер такой поддержки близок к либеральным формам управления, тогда как в Краснодарском крае применяются скорее советские образцы организации работы с молодежью.

Олег Оберемко уточнил, что доклад посвящен не столько реальности, сколько когнитивным аспектам: то есть в большей степени тому, что думают о себе и своей деятельности волонтеры, нежели тому, как они функционируют. Семантика самоопределения представителей гражданского общества изучается преимущественно посредством качественных методов, раскрывающих категориальный аппарат через анализ понятий, в которых люди осмысливают свою повседневную жизнь волонтеров. Саму же реальность с относительно большим успехом показывают количественные методы, вместе с тем упрощая и обобщая ее. Поэтому, по мнению докладчика, социология стремится к объединению обоих подходов.

При проведении опроса в формате интервью для исследователей в первую очередь было важно соблюдение не статистической, а концептуальной репрезентативности. Выборка осуществлялась экспертным путем. До выезда в регионы производился мониторинг виртуального пространства для составления списков формальной и неформальной гражданской активности. Одновременно из представителей административных структур, вузов и иных образовательных учреждений, журналистов и блогеров из молодежной среды регионального центра формировался список экспертов, имеющих представление о ландшафте волонтерства в данном субъекте. В результате для участия в исследовании было выделено в каждом регионе до 10 организаций, функционирующих в его центре и двух других крупных городах.

Доклад построен на ответах на вопрос о предпочтении между словами «волонтер» и «доброволец». Изначально исследователи не предполагали ответы на этот вопрос анализировать, поскольку он служил мостиком к обсуждению «серьезной» темы. Однако материал оказался настолько интересным, что на нем было написано две статьи (выходят в «Социологическом журнале» и журнале «Социологические исследования») и подготовлен представленный доклад.

В локальном масштабе «волонтеры» и «добровольцы» занимаются одинаковой деятельностью и тождественны по своим социальным характеристикам

Казалось бы, смысловые различия между словами неочевидны: это слова-синонимы, их значение в равной мере понятно носителям русского языка, оба слова употребляются в сходных контекстах и для обозначения одних и тех же референтов. Однако респонденты, задумавшись по просьбе интервьюеров над оттенками смыслов, обнаружили нюансы. С одной стороны, большинством отмечается большая частотность употребления термина «волонтер». Слово является универсальным, так как, фонетически адаптируясь под каждый язык, оно тем не менее остается единым для международной среды, а следовательно, закрепленное за ним значение общепринято и понятно на мировом уровне. С другой стороны, возможно, именно потому, что слово воспринимается как заимствованное из западноевропейских языков, оно кажется россиянам эмоционально отчужденным. Тогда как слово «доброволец» называют более «душевным», «родным», «теплым».

Примечательно, что мнение совпадает у респондентов разных поколений. Несмотря на вовлечение молодежи в международные системы информации и коммуникации, слово с русскоязычным корнем по-прежнему остается ближе его заимствованного аналога. В сопоставлении двух слов заложено и стратификационные различия: сказывается то обстоятельство, что «волонтерство» употребляется в официальном языке госструктур, из-за чего дистанционировано в «народном восприятии».

Мотивация использования того или иного термина для характеристики человеком своей деятельности бывает различной. Предпочтение с давних пор известного понятия «добровольчества» может символизировать уход от настоящего для приобщения к исторической традиции. Однако для тех, кому не нравится, что история часто военизирована, слово «волонтерство», наоборот, становится способом диссоциации от нее. Другим мотивом для выбора одного из терминов обычно является его модность.

Самоидентификация, хотя и является субъективным взглядом человека на себя и свои действия, неизбежно соотносится с внешним институциональным контекстом

Впрочем, отвечая на вопрос из зала, наблюдается ли ощутимая разница в поведении тех респондентов, которые привыкли называть себя «волонтерами», и тех, кто определяет себя термином «доброволец», Олег Оберемко ответил, что не установил между ними существенного расхождения. Можно говорить о некой большей интегрированности первых в международный англоязычный контекст, но в целом как в глобальном, так и в локальном масштабе «волонтеры» и «добровольцы» занимаются одинаковой деятельностью и тождественны по своим социальным характеристикам.

Докладчик также отметил, что внутри добровольческого движения условно выделяются так называемые «событийные» и «помогающие» волонтеры. Одни нацелены на внешнюю презентацию своих функций через участие в форумах, фестивалях и иных мероприятиях подобного рода, другие же ориентированы на «реальные» действия поддержки нуждающейся аудитории. Эти категории требуют развития разных социальных навыков.

В ходе обсуждения представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ добавили, что в России довольно слабо развито формальное добровольчество через институты НКО, в то время как точно измерить численность неформальных волонтеров весьма проблематично, поскольку причисляют ли себя к ним респонденты, зависит от формулировки задаваемых в анкетировании вопросов.

Во время дискуссии по итогам выступления Олега Оберемко прозвучал вопрос, почему для исследователей так важно разбираться в картине мира волонтеров. Докладчик объяснил, что через осмысление самоопределения граждан решается управленческая задача привлечения населения к общественным практикам. На сегодняшний день в государствах с капиталистическим строем процент участия людей в активных инициативах заметно выше, и для нашей страны стоит вопрос о формировании среды, благоприятной для развития соответствующих социальных установок. Ведь самоидентификация, хотя и является субъективным взглядом человека на себя и свои действия, неизбежно соотносится с внешним институциональным контекстом, поскольку нельзя быть волонтером в отрыве от общества, в котором человек через добровольчество берет на себя определенную роль и функциональную нагрузку.

Галина Шляхова, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора

Мы продолжаем серию материалов с ответами на самые важные вопросы, касающиеся волонтерства. Вторая часть посвящена правилам, по которым друг с другом взаимодействуют волонтеры, те, кому они помогают, и различные организации.

Основные правила взаимодействия волонтеров и благополучателей

Благополучатели – это люди или группа людей, которые получают помощь добровольцев и благотворительные пожертвования. Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Главный принцип волонтерского труда – его добровольность, и потому отношения с благополучателями, как правило, базируются на взаимном доверии, уважении и открытости. Благополучатель не может принудить волонтера к труду, равно как и волонтер не имеет права принуждать благополучателя к чему-либо, даже если это, по его мнению, пойдет ему на пользу. Добрая воля обеих сторон – важнейший аспект таких взаимоотношений.

По обоюдному желанию волонтеры и благополучатели могут заключить между собой договор о добровольческом труде. Это также касается отношений между волонтерами и волонтерскими организациями.

Основные правила взаимодействия волонтеров и организаторов добровольческой деятельности

Организаторами добровольческой деятельности могут выступать юридические и физические лица. Их взаимоотношения регламентируются законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

С 1 мая 2018 года договор с добровольцем заключать не обязательно. При этом довольно часто организаторы заключают с волонтерами гражданско-правовой договор об оказании услуг или выполнении работ на безвозмездной основе или договор о добровольческом труде. Это не трудовой договор, но он регулируется общими принципами и нормами гражданского законодательства нашей страны.

В таком договоре не должно быть никаких терминов трудового права (график, отпуск, работа, обязанности). Важно, что доброволец имеет право расторгнуть его в любое время (даже после подписания) и отказаться от деятельности. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон. В нем можно прописать, например, возмещение расходов волонтера на транспорт, питание и жилье. Это особенно актуально в том случае, если волонтер едет помогать в другой регион.

Основные условия договора о волонтерском труде – его добровольность, безвозмездность, законность и некоммерческий характер деятельности (все блага получает благополучатель – человек, которому помогают).

Заключать с волонтерами трудовой договор нельзя: труд добровольцев – безвозмездный, он осуществляется исключительно по доброй воле.

Основные документы, регламентирующие взаимодействие волонтеров и органов исполнительной власти

Главный документ, описывающий процедуру взаимодействия с властями – это федеральный закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятый в 1995 году и существенно измененный в 2018 году.

В законе указано, что организаторы волонтерской деятельности и волонтерские организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В документе, в частности, говорится, что органы власти различного уровня, от федерального до муниципального, разрабатывают и реализуют программы по поддержке добровольчества, оказывают различную поддержку организаторам добровольческой деятельности и волонтерским организациям. Органы исполнительной власти могут оказывать волонтерам имущественную, организационную, информационную, методическую и консультационную помощь, а также награждать наиболее отличившихся добровольцев.

Согласно закону, региональные власти также занимаются популяризацией волонтерской деятельности и формированием координационных и совещательных органов в сфере добровольчества. Орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься развитием волонтерства, определяется Правительством РФ. Он может отличаться в зависимости от региона.

Общие требования к порядку взаимодействия властей с волонтерами прописаны в постановлении Правительства РФ № 1425. В документе указано, что для сотрудничества с властями или подведомственными им организациями, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация должны обратиться с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Если ответ будет положительным, то между государственной организацией и волонтерской организацией заключается соглашение о дальнейшем взаимодействии.

В соглашении прописываются условия осуществления добровольческой деятельности, возможности предоставления волонтерам поддержки и учета деятельности добровольцев в единой информационной системе «Добровольцы России».

Основные положения взаимодействий волонтеров с несовершеннолетними благополучателями

С несовершеннолетними благополучателями волонтеры взаимодействуют так же, как и с совершеннолетними: безвозмездно, корректно и дружелюбно. При этом если добровольцы идут помогать детям в какое-либо социальное учреждение (школа, детский сад, приют), там будут действовать свои правила.

Например, волонтеры не имеют права посещать социальные учреждения, если у них есть какое-либо инфекционное или другое заболевание, которое может стать причиной заболевания других людей.

Перед посещением учреждения, где есть несовершеннолетние благополучатели, стоит изучить правила занятия трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания – они прописаны в ст. 351.1 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, волонтерам нельзя разглашать персональную информацию о детях и родителях, а также публиковать фотографии подопечных в интернете.

Правила участия несовершеннолетних волонтеров в мероприятиях и проектах

Волонтером может стать любой человек независимо от возраста, но несовершеннолетним добровольцам нужно получить письменное разрешение от родителей, а детей младше 14 лет должны сопровождать родители или законные представители.

Важное условие для волонтерства несовершеннолетних – добровольческая деятельность не должна причинять вреда их нравственному развитию и нарушать процесс обучения.

С несовершеннолетними волонтерами тоже можно заключить договор о безвозмездном оказании услуг или договор о добровольческом труде. Однако в любом случае ответственность за ребенка младше 14 лет будут нести его представители.

В целом несовершеннолетние могут выполнять те же работы, что и все остальные волонтеры, но есть ряд ограничений. Так, детей не допустят к ликвидации чрезвычайных ситуаций, работе в ночное время и работе по передвижению тяжестей, превышающих специальные нормы.

Ранее мы рассказали о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, что такое добровольческая организация и ресурсный центр, а также о том, какие документы регламентируют работу добровольцев. В следующем материале мы подробно расскажем о поддержке волонтеров и добровольческих проектов.

Иллюстрация: Екатерина Колосовская