Вопросы муниципальной собственности решаются

ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 мая 2005 года № 364-р
Об утверждении Рекомендаций об условиях и порядке разграничения
объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями,
расположенными на территории муниципального района

(с изменениями на 19 апреля 2007 года)

В целях своевременного исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам разграничения находящегося в муниципальной собственности имущества:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации об условиях и порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями, расположенными на территории муниципального района (далее — Рекомендации).
2. Рекомендовать главам муниципальных районов и поселений использовать Рекомендации при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, расположенными на территории Хабаровского края.
3. Предложить главам муниципальных районов в недельный срок довести Рекомендации, утвержденные настоящим распоряжением, до сведения глав местных администраций поселений, расположенных в границах соответствующих муниципальных районов.

Губернатор В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением
Губернатора края
от 25 мая 2005 г. № 364-р

РЕКОМЕНДАЦИИ об условиях и порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями, расположенными на территории муниципального района

РЕКОМЕНДАЦИИ
об условиях и порядке разграничения объектов муниципальной
собственности между муниципальным районом и поселениями,
расположенными на территории муниципального района
(с изменениями на 26 января 2006 года)

Содержание

Введение

1.1. Настоящие Рекомендации определяют основные принципы и организационные основы разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяют порядок проведения процедуры разграничения муниципального имущества.
1.2. Разграничению между муниципальными районами, поселениями подлежит муниципальное имущество, которое в силу положений статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может находиться в собственности муниципальных образований и находящееся в собственности муниципальных районов, поселений.
1.3. Разграничению между муниципальными районами, поселениями не подлежит имущество, которое органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством обязаны безвозмездно передать в федеральную собственность, собственность Хабаровского края.
1.4. Под разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями понимается процедура изменения правовой принадлежности муниципального имущества указанных муниципальных образований, посредством которой осуществляется безвозмездная передача муниципального имущества от одного муниципального образования к другому муниципальному образованию.
1.5. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями проводится в целях обеспечения законности в использовании отдельных видов имущества, сохранности, развития, эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества в интересах населения, проживающего в муниципальных образованиях, для наиболее полного материального обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения полномочий по решению вопросов местного значения.

Рекомендуемые принципы разграничения муниципального имущества

2.1. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями основывается на признании экономической самостоятельности муниципальных образований.
2.2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями может осуществляться с учетом следующих принципов:
— соответствия разграничения муниципального имущества установленному законодательством Российской Федерации разграничению полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными районами, поселениями;
— целевого характера использования муниципального имущества, необходимого для осуществления возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения полномочий;
— оптимального использования муниципального имущества, исходя из его назначения, в процессе решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
— территориальной принадлежности муниципального имущества к муниципальному образованию, являющейся определяющим фактором в процессе разграничения муниципального имущества в случае, если целевое назначение объекта, находящегося в муниципальной собственности, соответствует установленному федеральным законодательством перечню видов имущества, которое может находиться как в собственности муниципального района, так и в собственности поселения, а также если объект муниципального имущества позволяет решать вопросы местного значения нескольких муниципальных образований;
— оптимизации структуры муниципального имущества в интересах обеспечения экономического роста муниципальных районов, поселений;
— приоритета разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями перед процедурами перепрофилирования и приватизации;
— равенства прав муниципальных образований при осуществлении разграничения муниципального имущества;
— соблюдения условий гласности и прозрачности проводимых процедур при разграничении муниципального имущества, за исключением процедур разграничения объектов, разглашение сведений о которых не допускается в соответствии с законом;
— Абзац исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.
— подотчетности и подконтрольности всех участников процесса разграничения.
2.3. Имущественные права и обязанности муниципальных образований от их имени приобретают и осуществляют в процессе разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
2.4. До завершения процедуры разграничения муниципального имущества полномочия по его владению и пользованию осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования, в собственности или в ведении которого находится объект муниципального имущества.
2.5. В целях организации своевременного выполнения разграничения муниципального имущества, передачи муниципального имущества в собственность муниципальных районов, поселений собственники муниципального имущества могут осуществлять планирование мероприятий по участию в установленных процедурах разграничения муниципального имущества.
2.6. Сроки, устанавливаемые планами разграничения муниципального имущества, принимаемыми органами местного самоуправления, не должны изменять рекомендуемые основные условия разграничения муниципального имущества и создавать необоснованные препятствия для передачи объектов муниципального имущества в собственность муниципальных районов, поселений.

Основания и условия передачи муниципального имущества в порядке разграничения в собственность муниципального района и поселений

3.1. Основаниями передачи муниципального имущества в собственность муниципального района, поселения в порядке разграничения муниципального имущества могут являться:
— соответствие целевого назначения объекта перечню вопросов местного значения муниципального образования;
— территориальная принадлежность муниципального имущества к муниципальному образованию, которая может служить основанием передачи в случае, если целевое назначение имущества соответствует перечням вопросов местного значения нескольких муниципальных образований;
— принадлежность объекта к перечню имущества, необходимого для реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и поселений.
3.2. Обязательным условием определения возможности передачи муниципального имущества в порядке разграничения в собственность муниципального района, поселения является его соответствие установленным федеральным законодательством перечням видов имущества, которое может находиться соответственно в собственности муниципального района, поселения.
3.3. Безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями в соответствии с разграничением вопросов местного значения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. (Пункт дополнительно включен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р).

Способы разграничения муниципального имущества. Исключен.

Раздел исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.

Инициатива разграничения муниципального имущества. Исключен.

Раздел исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.

Право долевой собственности муниципальных образований на муниципальное имущество

6.1. Право долевой собственности муниципальных образований на имущество, которое в соответствии с установленными федеральным законодательством видами имущества может находиться как в собственности муниципального района, так и в собственности поселения, может возникать в порядке разграничения в случаях, если:
— целевое назначение имущества позволяет решать вопросы местного значения тех муниципальных образований, в долевую собственность которых передается указанное муниципальное имущество;
— имущество, технологические и иные особенности эксплуатации которого требуют сохранения функционального единства и использование которого необходимо для решения вопросов местного значение нескольких муниципальных образований;
— технологические и иные особенности отдельных процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации, на совершение которых направлено целевое назначение имущества, позволяют использовать его для решения вопросов местного значения нескольких муниципальных образований.
6.2. Пункт исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.

Финансовое обеспечение осуществления разграничения муниципального имущества

7.1. Передача муниципального имущества в порядке разграничения из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования должна осуществляться на безвозмездной основе.
7.2. Затраты по формированию муниципального имущества и подготовке его к процессу передачи в порядке разграничения муниципального имущества могут предусматриваться за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год муниципального образования, в собственности или в ведении которого находится муниципальное имущество до его разграничения.
7.3. Расходы, необходимые для совершения сделки по передаче муниципального имущества между муниципальными образованиями в процессе разграничения, могут предусматриваться за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год муниципального образования, принимающего в порядке разграничения имущество в муниципальную собственность.

Рекомендуемые виды и порядок составления перечней муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность района и поселений

8.1. В целях разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями специально уполномоченным органом муниципального района, наделенным полномочиями на проведение процедур по разграничению муниципального имущества, формируются перечни объектов муниципального имущества, подлежащих разграничению между муниципальными образованиями.
Указанные перечни формируются отдельно по каждому муниципальному району, поселению в порядке, предложенном настоящими Рекомендациями.
8.2. Для формирования перечней объектов муниципального имущества, подлежащих разграничению:
1) представительный орган муниципального района, поселения принимает решение о наделении полномочиями на проведение процедур по разграничению муниципального имущества специально уполномоченного органа местной администрации муниципального района, поселения;
2) специально уполномоченный орган администрации муниципального района, поселения совместно с другими органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в течение двух месяцев составляет следующие перечни муниципального имущества:
— перечень муниципального имущества, которое муниципальный район, поселение в соответствии с разрешенными федеральным законодательством видами муниципального имущества и установленными полномочиями органов местного самоуправления вправе сохранить в собственности данного муниципального образования;
— перечень муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения в собственность муниципального района, поселения;
— перечень муниципального имущества, необходимого муниципальному району или поселению для решения вопросов местного значения и находящегося на момент разграничения в собственности иного муниципального образования на территории муниципального района;
— перечень муниципального имущества, предполагаемого муниципальным районом и поселениями к долевому владению, использованию и распоряжению.
Абзац исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.
3) по окончании срока подготовки перечней специально уполномоченный орган местной администрации поселения направляет их в пятидневный срок в специально уполномоченный орган местной администрации муниципального района для рассмотрения.
8.3. Указанные перечни представляются на бумажных и магнитных носителях. Одновременно с ними специальному уполномоченному органу администрации муниципального района представляются следующие документы:
— решение уполномоченного органа муниципального образования поселения об одобрении перечней муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальным районом и поселением; (Абзац изменен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.
— сведения об имеющихся обременениях муниципального имущества, находящегося в перечнях.

Рекомендуемые условия включения имущества в списки муниципального имущества, подлежащего разграничению

9.1. В целях включения муниципального имущества в предусмотренные Рекомендациями перечни должны осуществляться:
— инвентаризация муниципального имущества;
— межевание земель, занятых муниципальным имуществом, и регистрация права на занимаемые объектами муниципального имущества земельные участки в порядке, установленном земельным законодательством. При этом отсутствие правоустанавливающих документов на указанные земельные участки на момент подготовки соответствующих перечней не является основанием для приостановки процесса разграничения муниципального имущества в соответствии с настоящими Рекомендациями;
— учет, описание и индивидуализация имущества, которые позволяют однозначно определить его основные характеристики, целевое назначение, права и обязанности по отношению к нему соответствующих органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
9.2. Рекомендуемым условием включения имущества в перечни муниципального имущества, предлагаемого к разграничению между муниципальными районами, поселениями, может являться сохранение технологического единства объекта, обеспечение необходимых требований к организации его эксплуатации, а также предотвращение выведения из состава объектов, не являющихся автономными по характеру функционирования.
9.3. Специально уполномоченный орган местной администрации муниципального района, поселения на подготовку перечней муниципального имущества, подлежащего разграничению, может принимать к рассмотрению предложения о включении имущества от органов местного самоуправления как муниципального образования, в котором ведется подготовка перечней, так и органов местного самоуправления иных муниципальных образований, претендующих на то или иное имущество. (Пункт изменен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.
9.4. При включении муниципального имущества в предусмотренные настоящими Рекомендациями перечни муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальным районом и поселениями, предлагается письменно уведомлять об этом фактических пользователей, арендаторов и иных физических и юридических лиц, владеющих имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на одном из видов права.

Подготовка и рассылка перечней муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальным районом и поселениями

10.1. Представленные в специально уполномоченный орган местной администрации муниципального района перечни муниципального имущества, сшитые, пронумерованные и скрепленные печатью, в месячный срок со дня получения должны проходить проверку на соответствие требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов, законов Хабаровского края, муниципальных правовых актов.
В случае выявления несоответствия муниципального имущества, включенного в перечень, указанным в настоящих Рекомендациях требованиям, в отношении имущества, подлежащего включению в соответствующий перечень, специально уполномоченный орган местной администрации муниципального района извещает об этом, а также о принятом им решении главу местной администрации соответствующего поселения в письменном виде.
10.2. Регистрация поступления перечней муниципального имущества, предлагаемого к разграничению, производится специально уполномоченным органом местной администрации муниципального района, в адрес которого направлялись указанные перечни, в день их поступления. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения требований к установленному перечню представленных документов. Уведомление об отказе в регистрации документов направляется в специально уполномоченный орган администрации муниципального образования (поселения) в письменном виде в недельный срок со дня их поступления с указанием причин отказа.
10.3. С учетом представленных муниципальным районом, поселениями перечней и иных документов специально уполномоченный орган местной администрации муниципального района по каждому муниципальному образованию (поселению) формирует перечни муниципального имущества, подлежащего сохранению в собственности муниципального района, а также перечни муниципального имущества, подлежащего передаче в порядке разграничения муниципальным образованиям (поселениям).
10.4. Подготовленные перечни и проекты решений по вопросам разграничения объектов муниципального имущества представляются специально уполномоченным органом местной администрации муниципального района главе местной администрации муниципального района.

Решения органов местного самоуправления о разграничении муниципального имущества

11.1. Местные администрации муниципальных районов (поселений), получившие перечни муниципального имущества, в месячный срок со дня получения перечней обязаны:
1) по перечню имущества, которое не подлежит передаче муниципальным районам (поселениям) в порядке разграничения, принять решение о включении имущества в реестр муниципальной собственности района (поселения);
2) по перечням имущества, подлежащего передаче в порядке разграничения из собственности муниципального района (поселения) в собственность поселения (муниципального района), согласовать указанные выше перечни либо передать несогласованные перечни подлежащего разграничению имущества для принятия решения согласительной комиссией.
11.2. Решения местной администрации муниципального района (поселения) направляются в специально уполномоченный орган муниципального района (поселения).
(Раздел изменен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.

Основания отказа в разграничении муниципального имущества

В разграничении муниципального имущества между муниципальным районом, поселениями может быть отказано в случаях, если:
— муниципальное имущество, предлагаемое к передаче в процессе разграничения в собственность муниципального района, поселения, не соответствует установленному федеральным законодательством перечню видов имущества, которое может находиться в собственности соответственно муниципального района, поселения;
— муниципальное имущество расположено за границами муниципального образования, в чью собственность его предлагается передать, и не является филиалом предприятия (учреждения, организации), находящегося в собственности данного муниципального образования;
— имеются ограничения на отчуждение муниципального имущества, предусмотренные действующим законодательством;
— отсутствует возможность организационного и (или) технологического обособления объекта от муниципального имущества, правовой статус которого не подлежит изменению в порядке разграничения муниципального имущества.

Особенности разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и вновь образованными городскими (сельскими) поселениями, расположенными на территории муниципального района

Специально уполномоченный орган администрации муниципального района в недельный срок со дня принятия указанных выше решений:
— по муниципальному имуществу, которое получило одобрение администрации муниципального района на безвозмездную передачу в собственность поселения, направляет в соответствующее отраслевое министерство края согласованные перечни передаваемого имущества с пояснительной запиской, содержащей информацию об использовании передаваемого имущества и обоснованием его передачи, для принятия решения об их утверждении.
Отраслевое министерство края в двухнедельный срок со дня получения перечней принимает мотивированное решение об их утверждении либо отказе в утверждении.
Отраслевое министерство края в трехдневный срок с момента принятия решения об утверждении перечня передаваемого имущества направляет перечень в соответствующий орган местного самоуправления для проведения работ по подготовке и внесению в Законодательную Думу Хабаровского края в установленном порядке проекта закона Хабаровского края.
В случае отказа в утверждении перечня передаваемого имущества отраслевое министерство края в трехдневный срок с момента принятия решения об отказе направляет перечень имущества в соответствующий орган местного самоуправления с мотивированным обоснованием принятого решения;
— по муниципальному имуществу, которое не получило одобрения администрации муниципального района на передачу в собственность поселения, направляет в соответствующее отраслевое министерство края несогласованные перечни имущества, подлежащего разграничению, с решением согласительной комиссии. Отраслевое министерство края в тридцатидневный срок со дня получения им перечней проводит проверку обоснованности и целесообразности передачи указанного в перечнях муниципального имущества и работу по урегулированию разногласий.
Если в ходе работ по урегулированию разногласий согласие администрации муниципального района на безвозмездную передачу в собственность поселения имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, не будет получено, отраслевое министерство края принимает мотивированное решение о возможности передачи в собственность поселения имущества или (и) об отказе в передаче в собственность поселения имущества. Принятое решение в трехдневный срок направляется в соответствующие органы местного самоуправления. На основании принятого отраслевым министерством края решения о передаче в собственность поселения имущества соответствующий орган местного самоуправления осуществляет подготовку и внесение в Законодательную Думу Хабаровского края проекта закона Хабаровского края.
(Раздел изменен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р — см. предыдущую редакцию, Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19 апреля 2007 года № 195-р.

Порядок и принципы проведения согласительных процедур в порядке разграничения муниципального имущества

14.1. Решение об образовании, составе и положение о согласительной комиссии для согласования решений о передаче муниципального имущества в порядке разграничения между муниципальным районом и поселениями принимается правовым актом главы местной администрации муниципального района.
14.2. Данное решение направляется специально уполномоченным органом местной администрации муниципального района в муниципальные образования (поселения), где должно быть рассмотрено в недельный срок с представлением списка уполномоченных органов местного самоуправления и (или) должностных лиц для участия в проведении согласительных процедур.
Муниципальное образование (поселение) может отказаться от участия в работе согласительной комиссии.
14.3. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о передаче муниципального имущества в порядке разграничения между муниципальным районом и поселениями либо о передаче несогласованных перечней имущества на рассмотрение в соответствующее отраслевое министерство края. (Пункт изменен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.
14.4. Срок рассмотрения спора согласительной комиссией рекомендуется установить не более двух месяцев со дня начала работы комиссии.

Рекомендуемые условия заключения договоров передачи муниципального имущества. Исключен.

Раздел исключен Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2006 года № 25-р.

Временное пользование муниципальным имуществом

16.1. В случае если в связи с реализацией в соответствии с настоящими Рекомендациями порядка разграничения муниципального имущества отсутствие в муниципальных образованиях (поселениях) необходимого имущества приводит к невозможности исполнения органами местного самоуправления поселений возложенных на них полномочий, органы местного самоуправления поселений вправе обратиться с инициативой к муниципальному образованию (муниципальному району, поселению), в собственности или в ведении которого находится указанное муниципальное имущество, о передаче на период прохождения установленной процедуры разграничения муниципального имущества во временное пользование.
16.2. Администрация муниципального района, поселения, в собственности или в ведении которого находится муниципальное имущество, вправе принять решение о передаче органам местного самоуправления поселений полномочий по владению отдельными объектами муниципального имущества, не прошедшими процедуру разграничения, но необходимыми последним для своевременного осуществления возложенных на них полномочий.
16.3. Оформление указанных отношений рекомендуется осуществлять в форме соглашения, заключаемого на период прохождения процедуры разграничения муниципального имущества администрациями муниципального района и поселений.
16.4. Передача отдельных объектов муниципального имущества во временное пользование по соглашению между муниципальными образованиями не влечет за собой переход права муниципальной собственности на указанные объекты.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка
Редакция документа
подготовлена «Софтинформбюро»

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право на установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. К ответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.